Видео дня

Ближайшие вебинары
Свежие комментарии
Архивы

Flag Counter

История ПВО

Нашел в сети отчет о поездке в Музей ПВО, мне он показался интересным и хотя музей имеет собственный сайт, решил переместистить сюда отчет так как кроме фотографий он к тому же содержит и живые впечатления человека недавно посетившего историческое место нашей Родины.  Андрей написавший заметку о посещении музея в Белоруси подал хорошую идею. Увидеть лично, своими глазами все значимые места нашей родины вряд ли удасться, а так они становятся немного ближе. 

Я и не знал, что в 15 км от Московской кольцевой дороги, в окружении лесного массива, недалеко от живописного озера расположился уникальный по представленной экспозиции и единственный в Европе музей истории Войск ПВО. Коллекция музея насчитывает более 16 тысяч экспонатов, 400 из которых – реальные образцы боевой техники и вооружения.

Музей расположен в микрорайоне Заря городского округа Балашиха. В 2007 году он отпраздновал свое 45-летие. Число жителей Зари в настоящее время составляет более 20 тысяч. Среди них немало участников Великой Отечественной войны и ветеранов военной службы.

История Зари богата именами и событиями, памятными местами. Памятник «Защитникам неба Отечества в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», бюст Маршала Советского Союза Батицкого П.Ф., первая и единственная в России скульптурная композиция «Ожидание», посвященная офицерским женам, — вот лишь некоторые из них.  Это  информация с музейного сайта, а ниже сам отчет без сокращений и с большим количеством  хороших фотографий.

Отчёт о поездке в музей ПВО.

В эту пятницу пресс-клуб Министерства обороны РФ организовал для блогеров поездку в музей ПВО.

Любой желающий (имеющий блог, который посещают не менее сотни постоянных читетелей) мог записаться на эту экскурсию.
Так как военные музеи — это всегда интересно, а тем более если организовывается экскурсия, я решил попытать счастья и отправил запрос на аккредитацию в этом пресс-туре.
Как вы уже поняли, ответ, который я получил, был положительным.
В результате сегодня в 8:30 я стоял на месте встречи и ждал остальных участников поездки.

Не буду утомлять вас рассказом о пути до музея.
Отмечу только, что мои переживания насчёт транспорта не оправдались.
Вёз нас не холодный ПАЗик, а вполне комфортабельный и тёплый микроавтобус.

Итак, часам к десяти утра мы прибыли в посёлок Заря, который находится недалеко от Балашихи.
Отсюда я и начну свой рассказ.


Памятник пилоту ПВО у входа в дом офицеров

Когда мы приехали было пасмурно, но тепло.
Была почти идеальная погода для съёмок.
Если бы мы тогда знали, что пока мы будем смотреть музей изнутри, снаружи выпадет снег — мы бы начали обзор с улицы.
Но кто ж знал.


Блогеры выдвигаются к музею

История ПВО берёт истоки в конце 19-го, начале 20-го века.
Собственно массовое применение дирижаблей, аэростатов и, конечно же, самолётов не могло не вызвать адекватной реакции.

Опять таки понятно, что ПВО того времени сегодня выглядит практически игрушечным.
Однако именно тогда были заложены основы современных способов борьбы с воздушными целями.


Первое средство ПВО. Горная пушка Шнайдера.

Несмотря на то, что авиация только-только делала свои первые шаги (а сначала аэропланы вели только разведку) уже завязывались первые воздушные бои.
Оружием, которое в этих боях использовалось, были… револьверы.


Вот такие, например.

Впоследствии на самолёты стали устанавливать пулемёты и… НУРСы.
Да-да, неуправляемые ракеты были уже тогда.
Они применялись против аэростатов и дирижаблей.
И хотя, по современным меркам, эти ракеты кажутся игрушечными, их было достаточно для выполнения боевых задач того времени.


Биплан, вооруженный пулемётом и ракетами.

Но время шло, авиация развивалась.
А вместе с ней развивались и средства ПВО.
Появились орудия, устанавливаемые на мобильные платформы (корабли, поезда и автомашины).
Вооружение истребителей тоже становилось мощнее, а сами истребители стали отдельным классом самолётов.


Советские истребители 20-х и 30-х годов.

Так как количетсво, скорость, дальность и максимальная высота полёта самолётов росла, возникла необходимость заранее оповещать отряды ПВО о приближающемся противнике.
Оптические и акустические методы обнаружения самолётов уже не годились.
Они не обеспечивали достаточной надёжности обнаружения ЛА и практически не оставляли времени на подготовку к отражению атаки.
В результате в 30-х годах СССР, США, Англия и Германия начали разработку радиолокационных методов обнаружения самолётов противника.
В СССР первой подобной установкой была РУС-1.
Фактически она была не радаром, а эдакой контрольно-следовой полосой.
Автомобили-излучатели и автомобили-детекторы стояли вдоль воображаемой границы защищаемой области.
Любой пролетевший самолёт искажал сигнал, принимаемый детекторами, искажение было видно на бумажной ленте, на которой отражался уровень сигнала.
Ни количество, ни высоту самолёта эта система показывать не могла.

Первым советским радаром стала наследница РУС-1 — РУС-2.
Это был именно радар в современном его понимании.
После некоторой доработки система могла достаточно точно показывать самолёты противника, а так же измерять дальность до них и их высоту.
За время ВОВ было выпущено более 600 таких установок.


На переднем плане машина РУС-2, за ней две машины комплекса РУС-1

Вообще истории ПВО во время ВОВ выделена достаточно большая часть музея.
Количество документов, которые она содержит — огромно.
К счастью, нашу экскурсию вёл Кнутов Юрий Альбертович.
Он не просто сотрудник музея, он ветеран войск ПВО и просто очень знающий человек.
Те четыре часа, которые он рассказывал об истории ПВО прошли совершенно незаметно.
И это несмотря на то, что большую часть мы провели на ногах.


Кнутов Ю.А. рассказывает об обороне Ленинграда.


Счетверённый пулемёт «Максим», использовавшийся против низколетящих целей.


Истребитель МиГ-3 — первый советский истребитель нового типа (для предвоенной поры, конечно).


А вот так МиГ-3 собирали.


Эти забавные реснички показывали стрелку дальность до цели.


Как я понимаю, силуэт самолёта должен был совпасть с настоящей целью.


Весь пулемёт целиком.


Рассказ про развитие ПВО во время ВОВ продолжается.


Табличка с интересными фактами. Я и не думал, что во время ВОВ массово применялись такие средства. Причём по обе стороны конфликта.

С победой над фашистами развитие ПВО не прекратилось.
Начиналась «холодная» война.
Появились новые угрозы и требовались новые пути их отражения.


Основные угрозы 50-х годов для СССР.

Скорость самолётов растёт, растёт и их дальность полёта.
Но на страже мирного неба СССР появляются новые системы и вооружения.


Справа налево расположены пульты управления от: С-25, С-75, С-300 (кремовый).

Кстати, обратите внимание на то, что джойстик применялся в наших системах ПВО уже в начале 50-х годов.
Так что это очень не новое изобретение :)

Растёт уровень использования ракетного вооружения для поражения ЛА противника.
Появляются ракеты с самонаведением.
Кроме того, постепенно появляются укрытия для самолётов, способные выдержать авианалёт.


Ракеты с системами самонаведения справа, слева капонир для истребителя. На фоне — пульт управления С-125.


Умелый экскурсовод может объяснить многие вещи прямо на полу. Между прочим действительно было очень хорошо понятно, что и как взаимодействовало.


Средства воздушной агрессии империалистов. Время уже новое, а средства никуда не делись между прочим.

В 1978 году был перехвачен Боинг-707.
В отличие от случая с корейским боингом в 80-х годах, пилот которого допустил ряд ошибок, наложившихся на несовершенство радаров СССР и роковую случайность, в этом случае самолёт уцелел.


Настоящие фотографии с места посадки самолёта-нарушителя и описание самого случая.

1 мая 1960 года был знаменательным днём для войск ПВО СССР.
В этот день был сбит самолёт-разведчик У-2, неуязвимый прежде для средств ПВО.


Куски от самолёта Пауэрса.

Чам ближе к сегодняшнему дню, тем более скудной становится экспозиция музея.
И это не удивительно.
Дело даже не столько в стоимости новых экспонатов, сколько в их секретности.
Однако ряд систем всё-таки представлен.


Например эти «Стрелы».

В музее рассказывается не только о героях середины 20-го века.
Вот к примеру герой СССР Соколов Сергей Александрович.
Когда в 1983 году, недалеко от Кабула, его самолёт был сбит, он катапультировался, но был окружен душманами.
Раненый в ноги он отбивался до последнего патрона.
Последнюю гранату он оставил для себя… и ещё нескольких «духов».
К счастью к этому моменту подоспели вертолёты.
Гранату обезвредели, а самого Соколова С.А. увезли в госпиталь.
Несмотря на тяжелые ранения и решение комиссии, в 1991 году он вернулся к полётам.


Фотография Соколова С.А. и его часы.

От рассказов про историю мы плавно перешли к средствам ПВО второй половины 20-го века.


Это специальная телекамера, способная показывать объекты на расстояниях в десятки километров.


Юрий Альбертович демонстрирует нам отдельные приёмы работы с пультом управления С-125.


А блогеры внимательно его слушают.

При входе в музей стоит нос от настоящего МиГ-23.
Говорят в тёплую погоду в нём можно посидеть и почувствовать себя пилотом этого самолёта.
Но сегодня было холодно и он был закрыт.


Собственно нос МиГ-23.


Интересное объявление. Но доходчиво.

Пока мы проникались историей развития ПВО внутри здания музея, снаружи прошел снег.


Орудия ПВО от начала и до середины 20-го века.


Антены комплексов ПВО 70-х годов и новее.


Ещё немного противовоздушных пушек.


Радар от С-75.


«Шилка», просто «Шилка» :)

Так как музей находится рядом с жилыми домами, нас не покидает чувство некоего сюрреализма.


Установка С-75 с помощью которой был сбит Пауэрс (там даже табличка есть об этом), ракета, конечно же, уже другая :)

Вот такой вот интересный музей я смог посетить.
Его экспозиция великолепна.
Если бы у него было бы немного больше площадей, можно было бы развернуть очень интересные инсталляции из жизни войск ПВО прошлого и настоящего.
К сожалению — это пока несбыточная мечта.


В общем я очень рекомендую посетить его.
У музея есть сайт на котором можно получить всю информацию по работе музея.

ссылка на источник

b23b6681436ae80362bbd96

4 комментария на “История ПВО”

Оставить комментарий