Сергей Глазьев об экономическом положении России
Сергей Глазьев решил повторить про «политику ЦБ РФ» то, что писалось об Алексее Кудрине еще в 2005 году. Ведь Эльвира Набиуллина лишь прикрывает многолетние «ошибки» правительства РФ в финансовой сфере, ничего нового она не предлагает. Если перед «глобальным кризисом» 2008 года Минфин все лето вкладывался в долги европейских стран, то можно поинтересоваться, к каким результатам это привело нынче? К санкциям? А почему за эти санкции персонально не отвечают все, кто спускал государственные средства на покупку европейских долгов?
У всех, кто обращался в правительство РФ по поводу «антикризисных мер» 2008 года — есть на руках гордое письмо Минфина о том, что они все это делаю «по закону», который сочинили для себя накануне.
Неоправданно жесткая политика Центрального банка уже привела в этом году к повышению стоимости кредитных ресурсов в среднем на 2–2,5 процентного пункта (п. п.), что подтолкнуло российскую экономику к болоту стагфляции. Если еще год назад уровень рентабельности нашего реального сектора был в среднем в полтора-два раза ниже средней стоимости кредитных ресурсов, то в настоящее время этот разрыв увеличился до двух с половиной — трех раз. Отдача на вложенный капитал оказалась ниже даже ключевой процентной ставки ЦБ — 6% против 8% годовых соответственно. Предлагаемая банками стоимость кредита, 10,3–12,2% (и это для лучших заемщиков!) позволяет финансировать только оборотный капитал предприятий на небольшой срок. Привлечение долгосрочного кредита в инвестиционных целях теряет смысл. Наряду со снижением объема прибыли промышленных предприятий и сокращением бюджетных инвестиций это влечет за собой спад инвестиционной активности, консервирует научно-техническую отсталость. Увеличивается износ основных фондов: он вырос с 45,2% в 2005 году до 48%, а в 2014 году в связи со спадом капитальных вложений на 2,5% достигнет 48,5%.
Глазьев лукавит, Центробанк здесь абсолютно ни при чем. Это политика Минфина РФ, причем, совершенно сознательная и многолетняя. А конкретные меры Центробанка сегодня — результат негласной договоренности с банками на предмет «еще немножно поворовать».
Поскольку после ошарашивающих результатов обысков в 26 банках в марте 2012 года — был достигнут именно такой «консенсус». Еще немножко поворовали, а ЦБ приходится теперь разгребать «банковскую помойку». Санкции Запада просто бьют по наиболее отвратительным язвам многолетнего пренебрежения интересами страны и собственными обязанностями.
До введения западных санкций корпорации и банки компенсировали ограничительную денежную политику внешними займами, общий объем которых превысил 650 млрд долларов (74% из них номинированы в долларах и евро, см. график 1). Эта величина эквивалентна более чем половине обращающейся в российской экономике денежной массы. Из них в течение ближайших трех месяцев необходимо выплатить свыше 61,4 млрд долларов, что эквивалентно 2,45 трлн рублей, или 3,5% ВВП России. Даже если учесть, что некоторая часть этого долга представляет собой обязательства перед связанными либо материнскими структурами, зарегистрированными за рубежом, сумма все равно выходит весьма значительная. В 2015 году придется погасить свыше 112 млрд долларов. Итого в течение ближайших 15 месяцев российские заемщики обязаны выплатить свыше 173 млрд долларов. В том числе 60–65 млрд подлежат уплате частными компаниями и банками, не имеющими доступа к альтернативному источнику рефинансирования на аналогичных условиях.
Но разве все это — не результат политики «привлечения иностранных инвесторов», причем, за счет уничтожения собственного производителя? С этой точки зрения вся борьба Дмитрия Медведева с «импортозамещением» и вступление в ВТО без учета интересов России — куда более разрушительно для экономики, нежекли все «санкции Запада» или «политика Центробанка».
Эта самая политика проводится в интересах тех же «естественных монополий», ради кого Россию втягивали в ВТО, из-за кого возникло и само нынешнее «противостояние с Западом». Как экономист, Глазьев должен понимать, что стагнация экономики России имеет монопольный характер. Но там всего два сценария стагнации! Один — монопольный, другой — в результате ошибок правительства:
Первый вид стагнации возникает в результате господства монополистических объединений, устраняющих конкуренцию как двигатель развития экономики; проявляется в тенденциях экономического застоя, который охватывает прежде всего область производств, в которых доминируют монополии. Стагнация проявляется в депрессивном характере производства, замедлением инвестиционных процессов, хронической недозагрузкой предприятий, массовой безработицей.
…Другой тип стагнации возникает в процессе перехода от командно-административной к смешанной экономике и является последствием экономических ошибок правительств, игнорирования экономических законов.
Просто у нас произошло сращивание правительства с «естественными монополиями», поэтому двойной вид стагнации в экономике. Но раз страну втянули в ВТО, раз все действия правительство предпринимает ради успехов этих монополий, то и всю налоговую нагрузку, все экономические проигрыши — должны быть устранены за счет лиц, получающих по 2 млн рублей в день, имеющих такие дивиденды при делах наших скорбных.
Читать в блоге «Технарь»:
- Клоуны и лошары
- Незнайки в банковском секторе
- И вновь о «банковской помойке»
- Опять о «банковской помойке»
- Понедельник — день тяжелый…
- Отпраздновали…
- О курсе рубля
- Валютные игрища
- О «высокотехнологичных» рабочих местах