Видео дня

Ближайшие вебинары
Свежие комментарии
Архивы

Flag Counter

Антиофшорное законотворчество

untitl88

Председатель комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров на пленарном заседании нижней палаты российского парламента (Фото: РИА Новости)

Бюджетный комитет рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект о деофшоризации. Бизнес и правительство писали для него поправки, но они были отклонены

Законопроект о контролируемых иностранных компаниях – главный документ, направленный на деофшоризацию российской экономики, – думский бюджетный комитет рекомендовал принять в ближайший вторник во втором и третьем чтениях. После первого чтения к нему было подготовлено 50 поправок, из них было одобрено всего четыре, сообщил глава комитета Андрей Макаров.

Единственная существенная из одобренных поправок была внесена накануне группой депутатов. Согласно версии законопроекта, одобренной в первом чтении, контролирующим будет признано лицо, доля участия которого в иностранной организации в 2015–2016 годах составит более 50%, а с 2017 года – 25%. Но депутаты предложили считать контролирующими лицами владельцев 25-процентных долей уже с 2016 года.

Напомним, что негативные процессы в экономике, связанные с «бегством капиталов», начали сказываться в процессе стагнации отечественного производства к началу 2004 года, несмотря на значительную спекулятивную составляющую в стоимости нефти и энергоносителей, экспортируемых из России.

Правительство продолжило курс по уничтожению государственной собственности в области тяжелой промышленности, энергетики, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Не стану повторять то, что все почувствовали на фоне ухудшения социальной и экономической составляющих жизни нашего общества, что является основой внутренней политики. Все аргументы о том, что России не нужно вступать в ВТО, что необходимо проводить «модернизацию» не каких-то «инноваций», а производств, практически уничтоженных «эффективными собственниками», не способными даже нести одинаковую для всех налоговую нагрузку (!!!) — вообще не принимались во внимание правительством.

В результате никак не был использован благоприятный период высокой стоимости нефти. А это как раз свидетельствует, что Владимир Путин и Дмитрий Медведев не имеют никакого отношению к тому, что лишь после дефолта 1998 г. в краткий период работы правительства Примакова-Маслюкова стоимость нефти была повышена.

Мало кто вспоминает сегодня, что все 90-е, в период разрушения производства, ставки рефинансирования в 200%, неплатежей, задержек зарплат на длительные периоды, игрищ ЦБ РФ в ГКО и ФЗО — стоимость нефти намеренно оставалась на советском уровне, что, конечно, благотворно сказалось на западной экономике, пребывавшей к концу 80-х в самом затяжном кризисе, намного более глубоком, чем пресловутая Великая Депрессия.

Владимир Путин пришел в тот момент, когда российская экономика находилась на подъеме. Впервые все бюджетные платежи стали собираться на один счет, минуя счета коммерческих банков. Повторные невыплаты пенсий возникли лишь накануне его выборов — в качестве недвусмысленного шантажа избирателей.

Однако рост спекулятивной составляющей в цене нефти (себестоимость при самом неэффективном управлении в 17 долларов за баррель при цене в 180 долларов за баррель) — никак не отразился на росте отечественного производства. Из всех наук у нас бурно развивались в этот период лишь «политтехнология» и прочие лженауки.

Но и огромные средства, оседавшие за рубежом, выкачиваемые из населения теми прослойками «правителей», которым не досталось места «у трубы» — в целом негативно стали влиять и на западную экономику, лишая смысла любой труд. «Глобального финансового кризиса» оставалось ждать недолго.

Но и сегодня звучит та же заезженная пластинка с приглашением к «иностранным инвесторам» — немножко поиметь на наших проблемах с отсутствием компетентного государственного управления и нестабильного законодательства.

Как и прежде, Гарант Конституции предпочитает не помнить о том, что должен гарантировать права гражданам России, а не отсутствие рисков иностранным инвесторам. Ведь такое он может гарантировать лишь за наш счет, полностью исключив какую-либо конкуренцию с нашей стороны.

Путин также заверил, что в России не будут вводиться ограничения на движение капитала. «Мы не собираемся вводить ограничения на движение капитала», — заявил он на Деловом саммите АТЭС. Президент отметил, что российские власти уделяют большое внимание формированию благоприятной деловой среды и внедрению лучших практик по работе с инвесторами на региональном и муниципальном уровне.

«Главное — что позитивные изменения отмечают сами предприниматели и инвесторы, в том числе — иностранные», — добавил Путин. Он напомнил, что по сравнению с 2010 годом Россия в два раза улучшила свои позиции в известном рейтинге Doing Business.

Президент подчеркнул, что для привлечения инвесторов и снижения их рисков, а также софинансирования проектов будут использоваться институты развития, часть резервов, накопленных в суверенных фондах. Также будет совершенствоваться доступ к кредитным ресурсам. По словам Путина, завершается разработка механизма проектного финансирования, рассчитанного на поддержку крупных долгосрочных проектов. «В следующем году предбанковское финансирование предприятий будет вести такая новая структура, как Фонд развития промышленности», — заявил он.

В 2012 году, после разного рода позорных явлений (дело Оборонсервиса и Агролизинга), вовсе не потому, что обыски в марте 2012 года дали ошарашивающие результаты, Владимир Путин вынужденно успокаивает общественность.

Президент России Владимир Путин во время своего послания Федеральному собранию поручил правительству создать систему по выводу экономики страны из офшоров. Прямую трансляцию послания главы государства Федеральному собранию осуществлял Первый канал.

«Нам нужна целая система мер по «деофшоризации» нашей экономики», — заявил Путин. Свое требование президент подкрепил статистикой экспертов, согласно которой девять из десяти сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая государственные, не регулируются отечественным законодательством.

«Нужно добиваться прозрачности оффшоров, это возможно. Необходимо исправлять недоработки в судебной и правовой системе. Надо наладить работу по упорядочению законодательства», — заявил глава государства.

Однако все это было сказано «просто так», чтобы «сделать вид». Поскольку позорные явления всколыхнули все общество. Но уже в марте 2013 года было Стояние на Кипре, а осенью того же года открылись зловонные «банковские помойки».

Первой реакцией по поводу дефолта на Кипре у Дмитрия Медведева было горячее желание устроить «офшор» прямо в России. Скромничать ему не стоило, в сущности, подобный «офшор» он устроил прямо в Сколково. Достаточно почитать список льгот этим его «инновациям», чтобы понять, что у бывшего президента и нынешнего председателя правительства начисто отсутствуют представления о финансовой дисциплине и бюджетном контроле.

…И только сейчас, окончательно обвалив рубль своими Валютными игрищами, депутаты вспомнили, что хорошо бы «сделать вид», будто они восприняли послание президента от декабря 2012 года Федеральному собранию не шуткой и добрым советом переводить активы на подставных лиц.

Среди авторов документа – депутаты от «Единой России» Валерий Трапезников и Евгений Федоров, коммунист Денис Вороненков (КПРФ), Михаил Емельянов («Справедливая Россия»). Как рассказал РБК Вороненков, уже с 2016 года будут наступать все обязанности, связанные с подачей деклараций для владельцев 25-процентных долей в иностранных компаниях.

Также поправки вводят в закон формулы, которые позволят каждому предпринимателю рассчитать, кто подпадает под действие закона, а кто нет. Это формулы расчета эффективной ставки налогообложения доходов иностранной организации и средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

Среди отклоненных поправок были правительственные, сообщил Макаров. Крупные компании также направили в комитет Госдумы поправки ко второму чтению, Макаров сказал, что не будет обнародовать их названия. Они не являются субъектами права законодательной инициативы, тем не менее, бизнес не сможет сказать, что его предложения рассмотрены не были – законную силу его поправкам придали члены Совета федерации и депутаты, отметил депутат. По его словам, таким образом «бизнес с правительством сыграли вничью».

«Новые условия, безусловно, будут означать, что бизнесу дается только один год на то, чтобы собраться и вернуться в Россию или попрощаться с Россией как налоговым резидентством и полностью уйти за границу», – резюмирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Но далеко не все успели «притырить бабло» в отведенное самим себе время, всегда есть опоздавшие. Для них, конечно, надо предусмотреть «амнистию». При этом немного коробит, когда радостно подсчитывают возврат средств, будто лично крышевали их вывод, а потому хорошо знают, сколько спёрли.

В Госдуму внесен законопроект о налоговой амнистии для тех, кто захочет в течение полугода вернуть в Россию выведенные за рубеж капиталы или задекларировать приобретенное там имущество. Авторы проекта надеются, что с помощью их инициативы в страну можно будет вернуть около $100 млрд, при этом бюджет, по их расчетам, пополнится на $2 млрд.

Авторами законопроекта стали члены Совета Федерации Константин Добрынин и Юрий Бирюков. В пояснительной записке к проекту закона «О порядке возврата активов в РФ» отмечается, что «амнистия на капитал объявляется с целью обратного получения задепонированных за границей «беглых» денег, которые впоследствии опять вольются в отечественный денежный рынок».

По расчетам сенаторов, амнистия с небольшой ставкой в размере 2,5% может значительно пополнить государственный бюджет. Они считают, что если за три месяца 2014 года сумма легальных денежных средств составляет не менее $200 млрд, то за год с учетом теневого оборота вывезенных денежных средств она может составить до $1 трлн.

Есть строчки… будто напоминающие то ли Декларацию независимости, то ли «Врагу не сдается наш гордый Варяг!»

«В настоящем проекте закона амнистия на капитал и личная амнистия соединены вместе и имеют целью возврат беглого капитала взамен на освобождение от какой-либо ответственности за совершенные в прошлом налоговые преступления», – говорится в документе.

«В результате амнистии может вернуться в страну не менее 10% вывезенных денежных средств  примерно $100 млрд. От этой суммы по налоговой ставке 2,5% доход в госбюджет может составить более $2 млрд», полагают авторы законопроекта.

Возникает ряд вопросов. Например, чем у нас занимается Росфинмониторинг, если все точно знают, будто повязанные одним преступлением, — сколько выведено средств за рубеж, никак не облагаемых налогами?

Можно к этим деньгам приложить список тех предприятий и физических лиц, ради уголовной безнаказанности которых столь пафосно раздуваются наши депутаты? Чтобы сравнить с тем списком, который периодически составляет Росфинмоторинг.

Согласно статье 2 законопроекта лица, желающие легализовать выведенные за рубеж капиталы, с 1 января по 30 июня 2015 года могут перечислить любые суммы из иностранных банках на счета в банки РФ. Если за рубежом приобретено имущество, то его можно задекларировать. При этом ни при переводе, ни при декларировании не требуется предоставлять документы об источниках получения денежных средств и имущества.

Далее нужно самостоятельно подать заявление и уплатить «заявительный платеж» в 2,5%. Возвращенные таким образом активы будут освобождены от уплаты налога, а переведшего их в Россию человека нельзя будет привлечь к административной и уголовной ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства.

Но у нас  привыкли ссылаться на «опыт других стран», чтобы не было слишком заметно, в пользу кого лоббируется очередной закон. А там всегда хорошо работает заказ и адресная система.

Но как можно принимать законы, касающиеся экономики, опираясь не на собственный опыт, а на «опыт других стран»? Да никак. Им что-то надо, они высмотрят подходящее — и принимают закон, делая законодательство все противоречивее и безумнее. Главное, чтобы самим не отвечать за самые крупные экономические преступления против страны.

В обосновании столь низкой ставки заявительного платежа авторы законопроекта ссылаются на успешный опыт налоговых амнистий в других странах. В частности, после принятия подобного законопроекта в Италии в стрну вернулось около €60 млрд, отмечают сенаторы.

В июне 2014 года Минфин и Минэкономразвития предложили усеченный вариант амнистии для офшорных компаний с российскими собственниками, которые решат перевести свои активы в Россию. Налог на нераспределенную прибыль таких структур – «контролируемых иностранных компаний» (КИК) – будут начислять с 2015 года, но штрафы и пени за неуплату введут только с 2017 года.

Но всегда можно заметить, кого больше всех волнует принятие такого закона. Ну, кто у нас не успел надежнее разместить разные средства. Кем могут поинтересоваться в первую очередь. Кем уже и так интересуются свои, почему далеко не все известные люди попадают во всякие Списки Магнитского.

За неделю до этого премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам совещания с бюро правления РСПП поручил Минфину вместе с Минэкономразвития и РСПП доложить о ходе работы над законопроектом о КИК.

Министр финансов Антон Силуанов рассказал тогда, что его министерство пошло на существенные уступки бизнесу по законопроекту о контролируемых иностранных компаниях (КИК) – главному документу, разработанному в рамках кампании по деофшоризации экономики. Как сообщили РБК в Минфине, ведомство готово отказаться от требования уведомлять налоговиков о собственности в иностранных компаниях при доле участия 1%.

Эта норма была абсолютно нерабочей, у налоговиков нет возможности подтвердить или опровергнуть подобную информацию, а ее обработка могла стать очень обременительной для ФНС, рассказал РБК партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Также Минфин готов поднять минимальный порог налогооблагаемой прибыли КИК до 30–50 млн руб., рассказал тогда представитель министерства. Затем порог постепенно будут снижать до 10 млн руб.

Однако упорно не поднимается вопрос о том, как и сколько выводится капиталов из России — просто по немыслимым (с правовой точки зрения) «льготам» тем, кто вообразил, будто природные богатства России принадлежат им лично.

Каждый раз, когда такого рода «шалости» отмечаются в конструктивной критике, следует инфантильная реакция: «Ну, и что вы нам сделаете?..» Здесь большая проблема в том, что не мы, а прокуратура России, Минюст РФ и ФСБ  должны проверять подобное «законотворчество» ГД РФ, постоянно «интригующей» и без того взбудораженное население событиями на Юго-Востоке Украины, объявлением санкций мировых держав, позорным курсом рубля, многолетним замораживанием экономического развития.

Обычное перечисление тех «законодательных инициатив» ГД РФ, которые «порадовали общественность» только на минувшей неделе, — ставит вопрос к этим ведомствам, помнят ли они, где живут? Достаточно ли реалистично они осознали, что пляжи в Майами  теперь уже… не для них? Может быть хоть теперь следует заняться прямыми обязанностями?..

Один комментарий на “Антиофшорное законотворчество”

  • avatar fa_kot says:

    В социальных сетях нас просят облобызать чуть ли не каждую строчку, изреченную гением совремённости, а здесь ГД РФ два года вообще не реагирует на указание президента РФ, вообще никак не замечает его послания к Федеральному собранию, в ус не дует.
    Это на что похоже? А на отмашку: «Не берите в голову, это я так просто сказал, для наивных идиотов!»
    В результате сейчас вдруг щеки надувают. А спросить, чего тогда боролись с курильщиками и выдумывали зверские меры — в полном соответствии с самыми отмороженными ювенальными западными «законодательными инициативами»?
    А нынче спохватились, когда вполне уяснили, что Западу не нужны ни они, ни их грязные деньги!

Оставить комментарий