"Научно-технический"

ПОРТАЛ

"Технарь"

Видео дня:
Календарь вебинаров
Ближайшие вебинары
Посещаемость блога
Flag Counter
Архивы
Принимаем статьи

Принимаем статьи по ак­ту­аль­ным макро­эконо­ми­чес­ким про­бле­мам, воп­ро­сам налого­об­ло­же­ния, дру­гим ак­ту­аль­ным те­мам со­вре­мен­ности.

После рассмотрения и одо­бре­ния ре­дак­цией при­слан­ных ма­те­ри­алов ваша статья бу­дет опу­бли­ко­ва­на на на­шем пор­тале. Ру­копи­си от­кло­няются без по­яс­не­ний, не ре­цен­зи­руют­ся и не воз­вра­щаются.

Статьи при­сы­лай­те в элек­трон­ном фор­ма­те в ви­де вло­же­ния по ад­ре­су

tehnar.blog@yandex.ru

Поддержать проект!
Поддержать материально Поддержать морально Поддержать духовно

ЖЗЛ: ненасытные Ротенберги. Часть VI

На днях в СМИ прошло стыдливое упоминание, что развивать экономически нас будут… да все те же Ротенберги! Деваться им некуда из-за санкций, придется опять нами заниматься, хоть с нас уже особо и взять нечего.

Так и нам особо нечего добавить к сложившемуся портрету этих братков… В сущности, понятно, что все, кто считает Владимира Путина "самовыдвиженцем", мягко говоря, лукавят, ведь ясен пень, выдвинуться ему дали отмашку эти прогрессивные люди нашего времени по фамилии Ротенберги.

Удивительное рядом! Просматриваешь старые публикации, которые все вдруг начали тиражировать и выставлять в отчаянной смелости… раз уж терять особо нечего… и поражаешься, какие объемы ворованного пропустили через себя братки. Понятно, что это такая схема-ширма, там от них все уж по субсчетам расходится… Но ведь ворованного-то на всю жизнь даже в таких беспрецедентных размерах… никак не хватает!


05 Сентябрь 2016 г. Империя Ротенбергов. Короли госзаказа

"Тот летний день 2005 года полностью изменил жизнь простого питерского водителя Павла Якшиса, подрабатывавшего грузовыми перевозками. Он вел свою "Газель" по Тихорецкому проспекту северной столицы, когда перед ним неожиданно затормозила бетономешалка.

Чтобы избежать столкновения, Якшис резко взял вправо и тут же услышал громкий раздраженный гудок. Оказалось, что он случайно "подрезал" черную Toyota Land Cruiser и Mitsubisi Pagero. Джипы обогнали "Газель" Якшиса и встали, перегородив ей путь. Из первого вышли двое мужчин спортивного телосложения, одетые в пестрые гавайские рубахи, с золотыми цепочками на шее, и пружинистой походкой направились к Якшису. Один из них подошел к дверце "Газели" и попытался вытащить Якшиса наружу. Когда ему этого не удалось, он сильно ударил водителя по лицу. Тот достал травматический пистолет "Оса" и пригрозил: "Сейчас пальну". Это вызвало лишь презрительную ухмылку нападавшего, и он вновь ударил Якшиса. Тогда водитель действительно выстрелил, резиновая пуля попала нападавшему в грудь, он задрал майку, посмотрел на вмятину и процедил сквозь зубы: "Ну теперь мои люди тебя закопают".

Позднее Яшкис написал в своих показаниях следствию, что напавшие на него напоминали "братков". Но это были не бандиты. Простой водитель имел несчастье столкнуться с одним из самых влиятельных людей в стране, совладельцем банка "Северный морской путь", дзюдоистом и другом президента Владимира Путина, Борисом Ротенбергом.

Два месяца спустя в Выборгском суде Санкт-Петербурга состоялся суд над Павлом Якшисом. Вначале прокуратура обвиняла Павла, который сам явился в милицию, в "покушении на убийство", но затем дело было переквалифицировано на "хулиганство". Якшис виновным себя не признал и заявил, что выстрелил случайно, уклоняясь от удара нападавшего. В конце концов судья квалифицировал обвинение как "умышленное причинение легкого вреда здоровью" и назначил подсудимому наказание в виде штрафа в 20 тысяч рублей.

Пострадавший в ходе конфликта Борис Ротенберг на заседание суда не явился. Якшис заявил газетчикам, что он подаст жалобу в Горсуд Санкт-Петербурга, но потом от этой идеи отказался. По данным журнала Forbes, вскоре после суда он перестал заниматься грузовыми перевозками и ушел в монастырь.

Летом 2005 года ни Павел Якшис, ни 99.9 процентов российских граждан не имели ни малейшего представления, кто такой Борис Ротентерг. Теперь семейство Ротенбергов широко известно, во многом благодаря дорожному конфликту. Правда, гораздо более масштабному, чем тот, который произошел в Питере десять лет назад.

Миллиардер-заочник

Главным в семье Ротенбергов считается Аркадий. Он родился в 1951 году в Ленинграде. Доктор педагогических наук. Заслуженный тренер по дзюдо. В списке богатейших людей России по версии Forbes занимает 60-е место с капиталом в 1.4 миллиарда долларов. Фигурант списка экономических санкций США и ЕС. Разведен. Имеет 4 детей. Бывшая жена Наталья Ротенберг проживает в Великобритании с двумя их общими детьми – Варварой и Аркадием.

Аркадий РотенбергАркадий Ротенберг

В сентябре 1964 года молодой питерский тренер по самбо Анатолий Рахлин, обойдя несколько школ Ленинграда, собрал группу из нескольких мальчишек и начал тренировать их в маленьком спортзале. Среди записавшихся в секцию был 12-летний Аркадий Ротенберг, прежде занимавшийся спортивной гимнастикой. Мальчишка сразу обратил на себя внимание тренера. Подвижный, устойчивый, как кошка, понятливый и упрямый. "Они очень много дрались на улицах, – вспоминал Рахлин. – Конечно, в Питере приходилось себя защищать. А Аркадий был очень агрессивный, он любил где-то кого-то задеть…"

Видимо, хотел быть сильным, смелым. Я думал, что Володя спокойный, а потом оказалось, что нет, он был взрывной.

Через полгода в секцию Рахлина записался еще один мальчик – Володя Путин, живший неподалеку, в Басковом переулке. «Я не знаю, какая была у него побудительная причина начать заниматься самбо, – вспоминает Рахлин о Путине. – Видимо, хотел быть сильным, смелым. Я думал, что Володя спокойный, а потом оказалось, что нет, он был взрывной. Мне кажется, этот атакующий стиль у него сохранился на всю жизнь".

"Мудрый тренер был прав, – комментирует воспоминания Рахлина российский политолог Андрей Пионтковский. – Чтобы выжить в своей среде, слабенький мальчик должен был стать изворотливым и жестоким, уметь подстроиться под сильного и никогда не испытывать нравственных сомнений и страданий. В результате дворовый волчонок вырос в сильного и беспощадного волка, который навсегда запоминал удары и всегда страстно хотел прыгнуть выше, чтобы преодолеть ту унизительную стену неравенства, с которой он столкнулся с самого детства".

Спорт крепко связал Аркадия Ротенберга и Владимира Путина. Аркадий, его брат Борис, также начавший заниматься у Рахлина, и Володя Путин проводили вместе почти все свободное время. Тренировки, уборка в зале, походы в гости, поездки на соревнования – все это их сплотило. "С теми людьми, с которыми я занимался тогда, до сих пор дружу", – признался Путин в 2000 году в биографии-интервью "От первого лица".

Владимир Путин, 1970 годВладимир Путин, 1970 год

Впрочем, некоторые, хорошо знавшие Ротенбергов в ту пору, давали им отнюдь не лестные характеристики. Вот что, например, говорит об Аркадии мастер спорта по самбо, в прошлом офицер КГБ Николай Ващилин, который занимался в той же секции у Рахлина: "Я знаю Аркадия как маленького бедного еврейского мальчика. И вдруг не миллионер, а миллиардер! Да он считать до этих чисел не умеет! Он же заочное отделение Института физкультуры закончил! Заочное. В наше время считалось, что если на заочном в институте Лесгафта учишься, то ты дурак. И вдруг он — миллиардер!"

Сегодня Николай Ващилин — пенсионер, получающий 10 тысяч рублей пенсии. После несколько данных им интервью о Владимире Путине и людях из его ближайшего окружения он старается не выходить из дома и не встречается со старыми знакомыми.

Между ОПГ и КВС

Спортивные связи Ротенберга с Путиным не прервались и тогда, когда Путин занял пост председателя Комитета по внешним связям (КВС) мэрии Санкт-Петербурга. В начале 1990-х Аркадий помогал Путину продолжать занятия дзюдо. Он выступал с ним на тренировках в качестве его спарринг-партнера, так как они были одной весовой категории. Благодаря этому Ротенберг и прослыл с того времени "тренером Путина". В 1998 году Аркадий стал генеральным директором спортивного клуба "Явара-Нева", президентом которого был избран Владимир Путин.

Конечно, прямой связи с Путиным у меня нет, но нужному человеку передается информация о наших успехах

"Могут ли спортивные успехи приносить выгоду? Да, если заниматься спортом вместе с Владимиром Путиным", – пишетжурнал Forbes. Кстати, сам Аркадий Ротенберг никогда не стеснялся подчеркивать свою связь с президентом. Однажды его спросили, помогает ли ему то, что шефство над "Явара-Нева" взял сам глава государства. Аркадий ответил: "Как сами думаете? Нам прибавляет сил моральный долг перед страной и президентом. Ведь Путин – настоящий дзюдоист". А потом добавил: "Конечно, прямой связи с Путиным у меня нет, но нужному человеку передается информация о наших успехах". Ротенберг лукавил. Путин никогда не отказывал ему во встречах, каким бы занятым он ни был.

Но вернемся в начало 90-х. Журналист Александр Костин опубликовал на сайте сompromat.ru статью под заголовком "Президент закручивает гайки зарвавшимся питерским авторитетам". В ней утверждается, что в 90-е дзюдоист Аркадий Ротенберг занимался "крышеванием" торговых палаток и имел обширные связи с членами так называемой "тамбовской" ОПГ, в то время самой сильной организованной преступной группировкой Санкт-Петербурга. В статье, в частности, говорится, что он занимался бизнесом с одним из лидеров "тамбовских" — Олегом Шустером, совладельцем клуба профессионального ушу "Фэй лун", а также одним из спонсоров культового телесериала "Улицы разбитых фонарей".

Шустер входил в верхний эшелон "тамбовских", наряду с бывшим тренером по боксу, впоследствии депутатом Госдумы по списку ЛДПР Михаилом Глущенко (прозвище "Хохол"), авторитетами Васей "Брянским", Степой "Ульяновским" и Бобом "Кемеровским". Позднее Ротенберг благодаря связям с Путиным пристроил Шустера помощником вице-премьера правительства России, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева.

По мнению Евгения Вышенкова, в прошлом сотрудника Уголовного розыска, возглавившего потом питерское Агентство журналистских расследований, Ротенберги смогли тем не менее остаться в стороне от явного криминала. Вышенков рассказывает такую историю. Работая в Уголовном розыске, он как-то наблюдал за переговорами в одном из питерских ресторанов. Разговор шел между несколькими крепкими мужчинами и двухметровым чеченцем по прозвищу Орби. Позже Вышенков узнал, что одним из мужчин был Аркадий Ротенберг. Дело, о котором шла речь, касалось его знакомого, на которого "наехали" чеченцы. Ротенберг был готов к любым неожиданностям, но разговор на специфическом сленге поддерживать не мог, говорит бывший опер.

Это было такое время, когда все занимались всем

В то же время Аркадий, вероятно выполнял роль посредника между мэрией и представителями ОПГ, с которыми вице-мэр Путин не мог общаться в силу своего положения. А необходимость в этом была – Владимир Путин, к примеру, по должности курировал развитие в городе игорного бизнеса, а все крупные питерские казино тогда контролировались "тамбовской" ОПГ.

"Это было такое время, когда все занимались всем", – говорит один из первых партнеров Аркадия Ротенберга Леван Пирвели. Он возглавлял российско-австрийское СП, которое построило в Тбилиси пятизвездный отель "Метехи". Аналогичный отель предприниматель собирался построить и в Санкт-Петербурге вместе с Аркадием Ротенбергом. Из этой затеи ничего не получилось, однако Ротенберг произвел "самое приятное впечатление" на партнера своими связями и предпринимательским талантом.

Бизнес Аркадия начал более активно развиваться после того, как в северную столицу вернулся из Финляндии его младший брат Борис Ротенберг.

Борис Ротенберг родился 3 января 1957 года в Ленинграде. В 1978-м. окончил Ленинградский институт физической культуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта. Выступал за сборную города по самбо, был призером чемпионатов СССР и Кубков СССР среди юношей и молодежи. С 1992 года тренер профессионального клуба дзюдо "Чикара" в Хельсинки. Мастер спорта по дзюдо (1974). Мастер спорта по борьбе самбо (1980). Вошел в рейтинг журнала Forbes, заняв 100-е место с состоянием $700 млн. Разведен, имеет двоих детей.

Московская "возгонка"

К границе веков клуб "Явара-Нева" превратился в одну из самых преуспевающих спортивных организаций страны, а в 2000 году, с избранием Владимира Путина президентом России, горизонты возможностей Ротенбергов неизмеримо расширились.

Первый тест в качестве предпринимателя уже федерального уровня Ротенберг прошел осенью 1999 года, когда Путин был еще премьер-министром России. Тогда он познакомился с мало кому известным бизнесменом, торговавшим спиртным и спорттоварами, Сергеем Зивенко. Они подружились, и в феврале 2000 года Ротенберг познакомил Зивенко с руководителем Службы безопасности президента Виктором Золотовым. По данным немецкого журнала Spiegel, Золотов способствовал назначению Зивенко на пост гендиректора "Росспиртпрома", которому было передано около сотни государственных спиртовых и ликероводочных заводов. Ротенберг и Зивенко оформили свое торговое партнерство, зарегистрировав оптовую компанию "Зирот", которая разместилась на одной из самых престижных улиц Москвы, Новом Арбате.

В 2000 году Зивенко потерял этот пост. Скорее всего он был "съеден" людьми Патрушева, которые рвались установить контроль над одной из самых доходных сфер бизнеса в России. Однако Зивенко в накладе не остался, он создал влиятельную группу "Кристалл", в которую вошли два крупных водочных завода. Братья Ротенберги вложили заработанные на продаже водки миллиарды рублей в основанный ими в 2001 году банк "Северный морской путь".

Их собственность абсолютно защищена, а интересы сопоставимы с государственными

"Росспиртпром" – не единственная государственная структура, оказавшаяся в сфере интересов Ротенбергов. В 2008 году скоропостижно скончался сослуживец по КГБ и друг Путина Александр Григорьев, возглавлявший "Росрезерв" – гигантскую закупочную организацию, деятельность которой во многом засекречена. После смерти Григорьева заместителем нового главы «Росрезерва» стал Дмитрий Гогин, менеджер одной из компаний, которую контролировали Ротенберги.

Однако самым крупным государственным предприятием, с которым наладили работу братья, стал "Газпром".

"Есть в России пласт бизнесменов, которые не боятся никаких бюрократических барьеров и презирают политические риски, — пишет "Новая газета". — Их собственность абсолютно защищена, а интересы сопоставимы с государственными. Они неприкасаемы. Перед ними открыты двери госкомпаний. И почти любой предприниматель из российского списка Forbes с радостью предложит им долю в собственном бизнесе".

В 2002 году управленцев Рема Вяхирева в «Газпроме» сменили члены команды Владимира Путина во главе с Алексеем Миллером. Новое руководство занялось реорганизацией товарных и финансовых потоков, связанных с закупками. На кону было $4,5 миллиарда. На такую сумму "Газпром" тогда покупал ежегодно самую разную продукцию, от труб до компрессоров и прочего оборудования.

В 2006 году Максим Миронов, молодой экономист из России, перебравшийся в США, опубликовал любопытное исследование. Используя пиратскую базу данных о финансовых проводках российских банков, Миронов выявил несколько никому не известных компаний, через счета которых при полном отсутствии производственной деятельности прокачивались гигантские суммы. Рекордсменом было ООО "Газтагед", принадлежавшее братьям Ротенбергам. Оно только в 2003-2004 годах пропустило через себя около 1 миллиарда долларов.

В 2005 году директор по корпоративным исследованиям британской инвестиционной компании Hermitage Capital Management (она консультировала фонд Hermitage – миноритарного акционера "Газпрома") Вадим Клейнер, претендовавший на место в совете директоров "Газпрома", в своем докладе назвал несколько посредников, которые получали непонятные преференции от "Газпрома". Одним из них был "Газтагед".

Эта критика дорого обошлась зарубежному инвестору. В ноябре 2005 года исполнительному директору Hermitage Уильяму Браудеру запретили въезд в Россию. Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов на этот счет, пожал плечами и сказал, что не знает, почему так случилось. Путин выразился примерно в том духе, что всем, кто нарушает закон, въезд закрыт, а инвесторы могут надеяться на поддержку.

Уильям БраудерУильям Браудер

Hermitage Capital Management работал в России около десяти лет, Браудер привлек порядка 4 миллиардов долларов западных инвестиций, но его это не спасло. Сначала Браудера не пустили в страну. В 2007 году последовали обыски в Hermitage. В 2008 году МВД России открыло уголовное дело против Браудера, и Hermitage закрыл свой российский офис. Позднее он возглавил кампанию по расследованию кражи налога на прибыль, уплаченного фондом в российский бюджет по итогам 2006 года, и поиском убийц юриста фонда Сергея Магнитского, выявившего эту кражу.

В июле 2013 года приговором российского суда Браудер был заочно осуждён к 9 годам колонии общего режима. "Дело Магнитского" приобрело широчайший международный резонанс. Однако это никак не отразилось на бизнесе братьев Ротенбергов. Наоборот, в отсутствие западных конкурентов, которых отсек решительными действиями президент Путин, их бизнес стал еще больше процветать. Весной 2008 года "Газпром" продал структурам Ротенберга пять своих компаний – "Краснодаргазстрой", "Волгогаз", "Ленгазспецстрой", "Спецгазремстрой", "Волгограднефтемаш".

Непрофильные, как объявил позже "Газпром", активы ушли по стартовой цене – 8,4 миллиарда рублей. Контрольные пакеты этих строительных компаний приобрели кипрские офшоры. До поры до времени новые хозяева никак себя не проявляли, однако потом во всех компаниях одновременно прошли внеочередные собрания акционеров, и по их итогам большинство мест в советах директоров получили представители компании "ЭнПиВи-инжиниринг". Владелец этой компании Аркадий Ротенберг, а его сын Игорь возглавляет ее Совет директоров. Так появился на свет "Стройгазмонтаж". Корпоративный буклет сообщает, что уже в 2008 году выручка составила 54 млрд рублей, а численность сотрудников – 11 000 человек. Детище Ротенбергов, вытеснив всех конкурентов, стало основным поставщиком труб и другого оборудования для могущественного "Газпрома".

Аркадий (слева) и Борис РотенбергиАркадий (слева) и Борис Ротенберги

Деятельность Аркадия и Бориса Ротенбергов, однако, не ограничивается работой с государственными компаниями. В 2008 году предприниматели Александр Пономарев и Александр Скоробогатько взяли Ротенбергов в свой бизнес, уступив им 10 процентов «Новороссийского морского торгового порта». Депутат Государственной думы Ашот Егиазарян привлек Аркадия Ротенберга в партнеры по реконструкции гостиницы "Москва". Связи с Владимиром Путиным продолжали бесперебойно функционировать по всему фронту. И Ротенберги брались за все, что приносило солидный доход — и торговлю трубами, и организацию морских перевозок, и производство водки, и строительство жилья, и торговлю недвижимостью.

Очень часто в партнеры к Ротенбергам набивались крупные строительные фирмы. Например, компания МСМ-5 привлекла к сотрудничеству мало кому известное ООО "Паритет". У этой компании не было ни рабочих, ни строительной техники, уставный капитал – всего 15 000 рублей. Зато учредители "Паритета" – Аркадий и Борис Ротенберги. Зачем крупной строительной компании такое сотрудничество? "У всех есть сильные стороны. Кто-то умеет строить, у кого-то есть финансовые ресурсы, у кого-то административные", – полагает Андрей Паньковский, заместитель гендиректора и совладелец ДСК-1, одной из крупнейших московских строительных компаний.

"Бизнес Ротенбергов – это торговля нужными связями", – резюмировал ныне покойный политолог Владимир Прибыловский, автор нескольких книг о питерском окружении Владимира Путина. Так же думает и бывший руководитель Федерации дзюдо, эмигрировавший в Латвию бизнесмен Владимир Шестаков. «Они одним звонком решают вопросы, на которые у меня уходили месяцы», – рассказывал Шестаков о Ротенбергах.

Впрочем, далеко не всегда деятельность Ротенбергов с ликованием бывала встречена другими "акулами" российского бизнеса. В один из осенних дней 2011 года в офис компании "Северный европейский трубный проект" братьев Ротенбергов на Мичуринском проспекте Москвы нагрянули с проверкой сотрудники Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Почему ФАС заинтересовалась Ротенбергами в 2011 году, хотя их компании, основные поставщики труб для "Газпрома", действуют с 2005 года? Проверка, как выяснила газета "Ведомости", началась по распоряжению тогдашнего вице-премьера Игоря Сечина, который также, как и Ротенберги, входит в ближний круг Путина. Но в случае с Ротенбергами Сечину пришлось отступить.

"Черные метки" их не волнуют

"Если бы меня не пиарили как друга Путина, бизнес был бы похуже», – признавался в оном из интервью Аркадий Ротенберг.

Компании Ротенберга строят не только газопроводы – холдинг "Мостотрест", в котором Аркадию Ротенбергу и его сыну принадлежит около 26% акций, вышел на первое место по объему господрядов на возведение дорог и других инфраструктурных сооружений. "Мостотрест" построил дублер Курортного проспекта в Сочи, головной участок скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург. Самый крупный контракт на 34,7 миллиарда на обустройство дорог вокруг Сколково компании Ротенберга подарил в один из последних дней своего президентства Дмитрий Медведев. Еще один контракт, на участок трассы Москва – Санкт-Петербург "Мостотрест" выиграл на конкурсе правительства Москвы в ожесточенной борьбе с "АРКС" (совладелец Геннадий Тимченко), снизив цену с начальных 29 миллиардов до 23 миллиардов рублей.

И наконец, в 2015 году Ротенберги взялись за особо важный проект, от которого отказался Тимченко, также близкий друг Путина. В январе 2015 года правительство РФ опубликовало распоряжение о назначении компании Аркадия Ротенберга "Стройгазмонтаж" подрядчиком для строительства моста через Керченский пролив в Крым. На его сооружение планируют выделить 228 миллиардов рублей. Сам Аркадий Ротенберг обещает выдержать держать сроки строительства, заявленные главой государства: мост должен быть готов к 2018 году.

Аркадий Ротенберг как-то признался в интервью, что понимает: крымский проект – это для него "черная метка" и полная изоляция от Запада. "Но это меня не сильно волнует", – добавил при этом бизнесмен.

В 2014 году братья Ротенберги попали под санкции США, а Аркадий Ротенберг ​был также внесен в санкционный список Евросоюза. Американские платежные системы Visa и MasterCard перестали обслуживать карточки клиентов СМП Банка, принадлежащего Ротенбергам. Почти одновременно в Италии была арестована недвижимость Аркадия Ротенберга. Газета Corriere della Sera, сообщившая эту новость со ссылкой на свои источники в финансовой гвардии Италии, оценивает стоимость арестованной собственности как минимум в 30 миллионов евро. "Я уже несколько месяцев нахожусь под санкциями, меня уже ничего не удивляет, – заявил Аркадий Ротенберг. – Удивляет, что речь в данном случае – о какой-то недвижимости, которая под санкции не подпадает. Под объявленные санкции подпадают только счета и активы, которых в Италии у меня нет. Это еще раз показывает всю нелегитимность мер и абсурдность данной ситуации».

В результате санкций семья Ротенбергов, в которую входят четверо участников списка Forbes – Аркадий Ротенберг, его сын Игорь Ротенберг, брат Борис Ротенберг и его сын Роман за год потеряла лидерство в рейтинге богатейших семейных кланов России. По данным Forbes, совокупное состояние Аркадия, Бориса и Игоря Ротенбергов за год сократилось до $2,95 млрд (в прошлом году их семейное состояние оценивалось в $5,55 млрд).

Однако привыкшие к борьбе спортсмены не склонны драматизировать ситуацию. Они стали избавляться от рискованных активов и в начале мая 2015 года продали, в частности свои акции дочернего латвийского SMP Bank местным бизнесменам.

Кроме того, Аркадий и Борис начали передавать свои активы сыновьям, которые не числятся в санкционных списках Запада. Игорь Ротенберг, например, получил от отца акции "Мостотреста", "Газпромбурения" и "ТПС Недвижимости". Сегодня Игорь Ротенберг формально хозяин наибольшего числа акций в семейном портфеле.

Игорь РотенбергИгорь Ротенберг

Игорь Аркадьевич Ротенберг родился 9 мая 1973 года. В 2002 году окончил Высшую школу приватизации и предпринимательства. В 2002-2003 годах – заместитель руководителя департамента имущества топливно-энергетического комплекса Минимущества России. В 2003-2004 годах – начальник управления имущества транспорта и связи Мингосимущества России. В 2004-2005 годах – вице-президент ОАО "Российские железные дороги". С 2006 года – председатель Совета директоров ОАО "Эн Пи Ви Инжиниринг". Состояние— около 0.5 миллиарда долларов. Женат, трое детей.

Не забудьте внести плату за проезд!

Несмотря на западные санкции, Ротенберги продолжают оставаться "королями госзаказа" в России. И если в 2013 году на их компании пришлось господрядов на сумму 102,8 миллиардов рублей, то в 2014 году эта сумма выросла до 184 миллиардов.

Помимо суперпроекта по строительству моста в Крым Ротенберги получают и другие масштабные подряды. В июне 2015 года появилась информация, что "Газпром" собирается строить газопровод Кубань-Крым стоимостью 14,3 миллиардов рублей и, по всей видимости, без тендера заказ получит "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга. Строительство магистрального газопровода для снабжения полуострова оценивается в 20 миллиарда рублей.

Семейство Ротенбергов еще в 2010 году положило глаз на такой лакомый кусок бюджета, как ассигнования на строительство платных дорог.

"Я был поражен тем, как решительно президент Владимир Путин устранил препятствия, с которыми мы столкнулись", – рассказал французской прессе президент крупнейшей строительной группы Франции Vinci Ив-Тибо де Сильги. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) объявил, что он отказывается финансировать строительство платной дороги Москва – Петербург, потому что придется спилить 14 дубов в Химкинском лесу. Путин лично вмешался и быстро нашел иностранцам замену среди кредиторов. Вместо ЕБРР кредиты на строительство платных трасс на весьма льготных условиях согласились выдать Сбербанк и Внешэкономбанк.

Французские компании остались в деле, но контроль, конечно, оказался не у них, а у частных российских инвесторов. Минское направление досталось банку "Россия", владелец которого — еще один старый знакомый Путина, Юрий Ковальчук, дорога Москва-Санкт-Петербург была дана на откуп структурам Ротенбергов.

Разоблачитель коррупции Алексей Навальный недавно опубликовал в сети фото двух гигантских дворцов- близнецов Аркадия и Романа Ротенбергов, построенных в подмосковной Барвихе. "Аркадий и Борис Ротенберги закончили физкультурный институт, -пишет о них Навальный. — Они ничего не создали. Они ничего не придумали нового. Они не дали нам ни айфонов, ни соцсетей, ни успешных инвестпроектов. Но получили все, что хотели практически бесплатно".

В последнее время Ротенберги заинтересовались вопросом взимания транспортного налога на платных федеральных трассах.

Еще в 2010 году министр транспорта Игорь Левитин, чье имя в последние годы также связывают с братьями Ротенбергами, предложил восстановить сборы в дорожные фонды, ликвидированные в 2001 году. Тогда фонды закрыли по политическим причинам: воровство на дорожном строительстве в регионах процветало, а губернаторский корпус нужно было встраивать в вертикаль власти и лишать коррупционных возможностей. К 2010 году вертикаль была отстроена, с выборами губернаторов давно покончено, но пришло понимание, что выход из экономического кризиса можно стимулировать за счет дорожного строительства, на что денег в бюджете не хватало

Оставалось только найти необходимого лоббиста для проведения этой операции. И он скоро нашелся. Им стал Сергей Чемезов, глава "Ростехнологий". Он убедил правительство в том, что именно его госкорпорация в рамках модного импортозамещения способна наладить такую систему взимания платы, которая будет основана на российских технологиях. Но сам Чемезов не взялся за эту работу. Он рекомендовал передать все права компании, главой которой был Игорь Ротенберг. Путин согласился. В итоге компания Ротенберга должна была собирать плату за проезд по федеральным трассам. Это примерно 50 млрд рублей в год, из которых 10 млрд в год будут идти ей самой за услуги.

А кредит в размере 25 млрд рублей на осуществление проекта был получен в Газпромбанке, где советником Председателя правления служит другой член семьи, Ротенберг Роман.

Роман Борисович Ротенберг (родился в1981 году в Ленинграде) – предприниматель, менеджер, спортивный функционер. Сотрудник службы внешних коммуникаций "Газпромэкспорта", советник Председателя правления Газпромбанка, первый вице-президент Федерации хоккея России, генеральный директор компании-производителя спортивного питания "Доктор спорт", основной владелец маркетингового агентства "Телеспорт" и финского стадиона Хартвалл Арена. В списке богатейших людей России занимает 186-е место.

В 1991 году родители увезли 10-летнего Романа в Финляндию. "Поначалу было непросто, – вспоминает он, – к русским эмигрантам тогда в Финляндии относились не очень хорошо, приходилось даже драться. Мало им не показалось". Еще бы – отец Романа Борис Ротенберг, мастер спорта и тренер по дзюдо, с пяти лет тренировал сына и брал его с собой на спортивные сборы.

Роман РотенбергРоман Ротенберг

Позднее по настоянию матери Роман был отправлен учиться в Лондон в European Business School па факультет международного бизнеса. Закончив лондонский вуз, Роман решил вернуться в Россию. Ничего удивительного в этом не было. На дворе был 2005 год, шел второй президентский срок Путина, отец и дядька добились уже весьма важных высот в российской экономике. Роман выбрал позицию эксперта "Газпромэкспорта". Но в 2009 его ждало еще более интересное предложение: он стал советником председателя правления Газпрома. По его собственным словам, Роман занялся "привлечением крупных клиентов". Цепочка замкнулась. Семья Ротенбергов взяла на себя строительство крупнейших в стране инфраструктурных проектов.

Бог умер, остались Ротенберги

В ноябре-декабре 2015 года по многим регионам России прокатились массовые акции протеста водителей-дальнобойщиков, не согласных с введением платы за проезд. Начиная с 15 ноября, за каждый километр пробега по федеральным трассам с транспортных средств массой свыше 12 тонн должно было взиматься 1.5 рубля (с марта 2016-го эта сумма увеличивалась до 3.73 руб.). То есть в среднем за одну поездку большегрузного трака, с учетом огромных российских расстояний, пришлось бы заплатить 10-15 тысяч рублей. Эта система получила название "Платон".

Почти половина большегрузых фур в России принадлежит индивидуальным предпринимателям, которые зарабатывают с одной поездки плюс-минус 50 тысяч рублей. Дополнительный расход легко мог поставить их на грань разорения. Дальнобойщики заняли настолько жесткую позицию, что власти были вынуждены пойти на уступки. В декабре 2015 года президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому штрафы за неуплату сбора в системе "Платон" для водителей большегрузов снижаются в 90 раз – с 450 тысяч рублей до 5 тысяч. Водители уже назвали плату "удавкой Ротенберга", а протест приобрел персонифицированный характер: впервые в истории путинской России он был направлен против ближайшего соратника президента.

"Фамилия Ротенберг вообще сейчас очень популярна в Дагестане, – писала "Новая газета". – Ею плакатно расцвечена вся федеральная трасса: "Ротенберг хуже, чем ИГИЛ" (запрещенная в России террористическая организация), «Россия без Ротенбергов». Теперь все дальнобойщики знают, что миллиардер Аркадий Ротенберг – друг и соратник президента, что у него есть сын Игорь Ротенберг, а у Игоря маленькая фирмочка, с которой по загадочным причинам заключили договор, отдав на откуп в частные руки новый федеральный транспортный налог".

Независимые российские политологи в связи с конфликтом Ротенбергов с дальнобойщиками задались вопросом, как власть будет реагировать на социальные протесты и что за отношения вообще сложились в последнее время внутри путинского клана? И пришли к выводу, что в случае с Ротенбергами дело не только в личных финансовых интересах президента. Например, Путин довольно легко снял с должности руководителя РЖД, своего старого друга Владимира Якунина, в отношении которого в 2008 году ходили слухи, что ему может быть предложен кремлевский трон? Почему? Якунин принадлежал ближнему "чекистскому кругу" президента, глухарей с Путиным ел, но зарвался, построил себе слишком роскошное поместье с отдельным домом, выделенным под шубохранилище, да еще "социалку" подорвал — по его вине, например, жители многих российских городов остались без электричек.

Ротенберги – другое дело. Их связывают с Путиным не принадлежность к КГБ и не членство в кооперативе "Озеро", а крепкие эмоциональные нити, уходящие в детские годы.

Владимир Путин после похорон Анатолия Рахлина, 9 августа 2013.

…В 2013 году на 76-м году жизни умер бывший тренер Путина и Ротенбергов, Рахлин. Вскоре после этого мир обошел редкий снимок — Путин один, без всякой охраны, идет вдоль какой-то длинной стены в Санкт-Петербурге. Сделавший снимок фотограф Константин Завражин рассказывает об этом так: "После панихиды президент решил побыть вдали от посторонних. Он пешком проследовал в сторону улицы Ватутина, затем, остановив жестом охрану, пошел в одиночестве вдоль стены машиностроительного завода".

"С Путиным неоднократно происходили чудесные превращения, – написал по этому поводу политолог Андрей Пионтковский. – Но ни одно из них не было для второго и четвертого пожизненного президента РФ так личностно значимо, как Спасение в 12 лет: из дворового мальчишки он превратился во властителя мира. При этом бывший тренер Рахлин оставался для Путина непререкаемым авторитетом, почти Богом".

Но вот Бог умер, и среди самых близких старых друзей, которым Путин безгранично доверяет, остались, возможно, только Аркадий и Борис Ротенберги.

Видите, вся фактура давным-давно собрана, ее даже в архивах теперь не пакуют… Так чего ж стесняться-то? Ярче героев уже не найти, вот и надо снимать фильмы о настоящих героях нашего времени, а не про каких-то… "защитников".

Это насколько низко и подло — снимать каких-то "защитников", когда нас никто от такого наглого грабежа не защищает! Это уж ниже плинтуса надо в трусости и низости докатиться… типа развлекайтесь, убогие!

А речь все же идет о том, что до того, как Ротенберги подсели на карман каждого, они преспокойно грабили государство, которому всем обязаны. И если наши "защитнички" могут плевать на нас, копируя уголовное было, на которое ишачат за подачки, то Родину от подобных наездов они должны были защитить, раз до сих пор смакуют "указ семь-восемь шьешь, начальник?"

Вот как шикарно подавал Ротенбергов Сергей Митрохин от партии "Яблоко", забыв рассказать, на чьи деньги вводил нам всем статью об экстремизме, чтоб потом раздуваться жабой про таких вот "олигархов".

Да-да, типа "если в стране олигархия"… а сами они всего лишь шестерки этой самой "олигархии", им вить тожа жить надо!

17.11.2015 Все новости раздела "Яблоко"

Если в стране олигархия

// Блог Сергея Митрохина на «Эхо Москвы»,Сегодня

Если в стране олигархия — от нее не спасется никто. От нормального капитализма она отличается тем, что извлекает доходы не из развития бизнеса, а из влияния на чиновников, принимающих экономические решения.

Сегодня жертвой стали дальнобойщики.

Их забастовка вызывает огромное уважение. Несмотря на бесконечные безобразия, которые вытворяет власть, массовые организованные протесты стали редкостью в нашей жизни.

 

Дальнобойщики смотрят в суть

По решению Правительства с владельцев грузовиков с каждой машины больше 12-ти тонн будут взимать плату за каждый километр пути. До 1 марта 2016 — 1,53 руб. за км, а после по 3,06 рубля за км.

Дальнобойщики предупреждают: введение тарифа приведёт к немедленному удорожанию товаров, а средства разворуют. Поэтому всю систему сборов нужно пересмотреть.

Есть, как минимум, три причины, почему введение тарифа – признак коррупции.

1.Закупка для своих

В августе прошлого года Правительство поручило Росавтодору заключить соглашение с ООО «РТ-Инвест-Траспонтные системы» (РТИТС) на 13 лет. По условиям соглашения, РТИТС создаёт инфраструктуру взимания платежей: закупает 2 млн. симок МТС, делает порядка 581 систем контроля передвижения грузовиков и выдаёт по устройству слежения на каждую машину. За это и услуги по сбору платежей компания получает 10,6 млрд. ежегодно.

При этом Правительство воспользовалось пп. 2 п. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе», по которому соглашение заключается с единственным поставщиком по Распоряжению Правительства или Указу Президента. Уже объявленный тендер, в котором должны были принять участие иностранные компании, создавшие аналогичные системы для Европы, отменили. Повод, как всегда, в последнее время параноидальный: чтобы к вероятному противнику не попали сведения о грузовиках Отчизны.

Как известно, патриотизм — последнее прибежище мерзавцев. Кто же они?

Кому принадлежит РТИТС?

Половина отошла сыну Аркадия Ротенберга — Игорю. Думаю, в лишнем представлении эта семья не нуждается. Это уже не первая их удачная покупка и бонус от власти. Один керченский мост чего стоит. Именно пострадавшим от санкций Ротенбергам Госдума возместила потери из карманов бюджетников.

Сын Аркадия Ротенберга получит каждый третий рубль тарифа Росавтодора с каждого пройденного километра каждого грузовика в ближайшие 13 лет. Как вам такая наглость?

Другая половина РТИТС принадлежит интересной компании — ООО «РТ-Инвест». Это — мусорный гигант, в который вложилась госкомпания Ростех. Также через эту компанию проходят крупные подряды в сфере ЖКХ сразу нескольких регионов. По данным СМИ, в РТ-Инвест вложены средства анонимных инвесторов из Люксембурга, а сама компания — часть крупного международного холдинга, большая часть которого остаётся в тени.

Судя по публикациям на сайте Ростеха, РТ-Инвест через Единую Россию занимается «экологическим» проектом. Звучит совсем смешно, если учесть, что РТ-Инвест и как все операторы банально сжигает мусор, а не перерабатывает,

С владельцами РТ-Инвест тоже очень весело. У Ростеха только 25,1 %, зато 74,99 доли принадлежат ещё одному обществу — «ЦАРИЦЫН КАПИТАЛ».

Так цепочка приводит нас к другим двум родственникам — Андрею Шипелову и Вадиму Агафонову. Агафонов приходится тестем Шипелову, занимается мусорным бизнесом и уже второй срок трудится на ниве депутата от Единой России в Гордуме Нижнего Новгорода. Шипелов тоже успешный (вот так новость!) бизнесмен. Интересно, что это за «царица», у которой такой капитал. Случайно, не дочка Агафонова?

Шипелов и его тесть Агафонов — мусорные короли-единоросы

Можно уверенно говорить, что если бы не этот олигархический междусобойчик Медведева, Единой России и прикормленных бизнесменов, то стоимость контракта была бы снижена. Обычная стоимость снижения цены на торгах составляет примерно 10 %, что дало бы многомиллиардную экономию.

Точно так же, никто не мешал Правительству договориться о большей рассрочке с РТИТС или другой компанией-концессионером, чем снизить тариф, как минимум на треть.

Но сделано всё мирно, под ковром. И «свои», похоже, остались довольны.

2.Подстёгивание инфляции

По прогнозам экономистов, Россия переживёт затяжную рецессию в ближайшие годы. Это уже привело к снижению покупательской способности, росту цен и уменьшению доходов людей. А судя по событиям, положение будет только ухудшаться. В таких условиях с государственными и муниципальными расходами нужно быть крайне осторожными. Иначе государство просто не сможет выполнять социальные обязательства.

Что же делает Правительство?

Увеличивает неналоговую нагрузку на логистический бизнес, провоцируя последний повышать цены. Причём, тариф установлен таким образом, что, чем дальше регион доставки, тем большие расходы понесут компании, тем выше взлетят цены на перевозимые товары.

Более того, «РТИТС» взяла миллиарды, а работу до сих пор не сделала: большая часть доставщиков товаров для ритейлеров до сих пор не получили счётчики на проезд. Без этого отрасль просто встанет, а цены взлетят ещё выше.

От Минэкономразвития поступали более-менее здравые предложения установить тариф в районе 0,65 — 1 руб. за километр. Но тут включается пункт 1 — такая цена покрывала бы только услуги Ротенбергов и Шипелова-Агафонова. А против этого взбунтовался Росавтодор, который тоже хочет урвать свой кусок.

То, что в Росавтодоре забастовку дальнобойщиков назвали «шантажом государства» — какое-то варварство и маразм. Государство создано для людей, а не наоборот.

При этом Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» только в 2015 году предусматривает выделение из федерального бюджета на автодороги почти 389 млрд. В прошлом году Росавтодор потратил 420 миллиардов. Видимо, мало. Хотят ещё.

В итоге, о том, чтобы повышать тариф постепенно, продумать систему и пойти навстречу людям, Росавтодор не позаботился. Расплачиваться будут граждане из своих кошельков.

3. Различия регионов и экология

Тарифы на проезд грузовиков — общемировая практика. Тяжёлый транспорт действительно крайне вреден для дорожного покрытия. Один двенадцатитонник наносит такой же урон дорожному полотну, как 35 легковых автомобилей. Но за рубежом, тарифы выстроены гибко.

Например, в Германии дорожные сборы строятся не только исходя из массы автомобиля, но и учитывают уровень выбросов двигателя и количество осей. В ряде стран также учитывается дальность поездки. Последнее — ключевой критерий. Особенно для России.

Да, в большинстве стран уровень тарифа выше, чем в России. В Польше он примерно сходен для самых экологически чистых грузовиков и обходится в зависимости от класса двигателя и класса дороги от 0,21 до 0,53 злотых (3,71 и 9,38, за ЕВРО 5 и ЕВРО 4 на дорогах разного качества, соответственно). В той же Германии выше — примерно от 10 руб. до 16 руб. за км. Но то, что оправдано для Евросоюза, не работает для России.

Дорога Варшава — Гамбург. Не знаю как вы, а я таких дорог в России видел не много. И сомневаюсь, что тариф Росавтодора сделает чудо за пару лет. Без общественного контроля, средства просто разворуют.

Качество дорог в регионах разительно отличается. Разумно, чтобы и тариф учитывал эти различия. Если дороги качественные, это уменьшает срок доставки и издержки предпринимателей, а значит, оправдывает сборы.

Но тариф введён для всех грузовиков свыше 12-ти тонн в отношении всех дорог общего пользования федерального значения. Без учёта качества дорог региона, уровня выбросов CO2, количество осей транспорта и других показателей.

Всё описанное говорит об одной простой вещи — решение принималось не исходя из его экономической целесообразности, не в условиях свободной конкуренции, не с оглядкой на российские реалии, а только в интересах бенефициаров этой истории. Речь, конечно, не о том, что крупный бизнес — что-то неправильное по природе. Но о том, что в России такой бизнес под руководством нескольких человек захватил государство в тех сегментах, которые ответственны за принятие экономических решений. И введённый грабительский тариф — лишнее тому подтверждение.

Оригинал  Источник: Яблоко

Ну, а когда сами навязывали закон про экстремизм на основании выступлений футбольных фанатов не только по предоплате, но и явно под кайфом, то отчего бы честно не указать, что добивались власти этих гопников? Или полагали, что те предложат нечто более прогрессивное?

Все это от неадекватности, конечно. И дело зашло настолько далеко, что в условиях обрушения нормального законодательства всем шестеркам удобнее повышать себе рейтинги на критике "олигархии", забывая отметить, что никакой у нас "олигархии" не завелось, все та же позорная уголовка. А все эти нынешние партии и рушили законодательство, чтоб такое воцарилось в полной безнаказанности, еще и распальцовку устраивало в качестве "олигархии".жжжжжжжж

Продолжение следует…

Читать по теме:

Оставить комментарий