Маасковские страдания. Часть III
Итак, остановились мы на рассмотрении ужасов столичного проживания в аккурат перед пандемией. А нынче… не то, чтобы совсем стало не страшно жить от всего, что валится из нашей бывшей столицы, превратившейся в город-государство навроде Карфагена, просто как-то уже привыкли, ничего хорошего не ожидая от тамошних обитателей.
Политик Владимир Милов, баллотирующийся в депутаты Московской городской думы на юго-западе Москвы, рассказал в своем блоге о том, как на самом деле происходит так называемая «реновация» в Москве:
«Хотите узнать, как в Москве проходит пресловутая «реновация»? Сейчас я вам расскажу на примере района Коньково. Официальные московские СМИ об этих ужасах вам не расскажут.
В Коньково под переселение по программе реновации попало 40 домов. На сегодня ситуация такая:
- Несколько домов уже начали расселять, но в жилье крайне низкого качества, люди очень недовольны;
- Не желающих переселяться в некачественные дома попросту выживают из своих домов совершенно адскими способами
- Остальные дома, которые поначалу обрадовались идее переселения в новые квартиры, так и не получили никакого графика расселения, и сидят в полной неопределенности.
Вот история с домами 5 корпус 2, 5 корпус 3 и 7 по улице Введенского. Их жильцов переселяют в дом 96 корпус 1 по Профсоюзной улице. Это дом, построенный обанкротившейся Су-155, ужасного качества, жильцы даже подавали в суд за несоответствие дома нормативным требованиям.
Вот что пишет по этому поводу Коммерсантъ:
«Жители из трех домов в столичном районе Коньково требуют не переселять их в новый дом по программе реновации, пытаясь оспорить его качество в Мосгорсуде. В иске к городским властям говорится, что в новом 19-этажном здании не работает вентиляция, не смонтированы дымоуловители, на лоджиях слишком узкие простенки и нет «непрерывных ограждений» — все это нарушает противопожарные и строительные нормативы. Юристы разделились во мнениях о перспективах иска, пояснив, что в таком разбирательстве потребуется экспертиза ценой более 1 млн руб.»
Акта приемки нового дома никто не видел и его категорически отказываются людям показывать. Однокомнатные квартиры в этом доме меньше «однушек» в старых пятиэтажках. Жителям трехкомнатных квартир тоже не особо повезло: замен нормальной 3-комнатной квартиры им предлагают «трешку», склеенную из двух однокомнатных, одна из комнат которой переделана из кухни и ванной с туалетом. Получается узкий пенал с маленьким окном.
Но других домов никто не предлагает. По правилам должны предложить три разных варианта, но на самом деле предлагают разные квартиры во все том же самом «нехорошем» доме по Профсоюзной 96-1. Самое настоящее издевательство.
А жильцов, отказывающихся выселяться до предоставления нормального жилья, начинают выживать из своих квартир варварскими способами:
- Демонтируют окна в расселенных квартирах, по дому ходят жуткие сквозняки;
- Незаконно заселяют в освободившиеся квартиры гастарбайтеров (оказалось, что «Жилищник» силой выселяет людей из домов по реновации, после чего заселяет в пустующие квартиры гастарбайтеров), полиция не реагирует;
- Угрожают демонтировать коммуникации, не дать тепло в квартиры к зиме;
- Подали иски против граждан о принудительном переселении, будут рассматривать в экстренном порядке.
Красивая сказка московских властей о «переезде в новое комфортное жилье», таким образом, оказалась невероятным враньем, а жизнь людей, попавших под каток «реновации», превратилась в ад.
При этом люди не против переселения, готовы к компромиссам, но говорят: дайте нормальное жилье, пусть даже и в соседних районах, но хорошего качества. Им говорят: нет, либо переезжайте в некачественный дом на Профсоюзную 96-1, либо выкинем вас на улицу.
Жители других домов, попавших в программу реновации, но еще не переселяемых, смотрят на это все с ужасом, приходят ко мне в штаб на Миклухо-Маклая 28А и жалуются: когда власти впаривали им реновацию как красивую картинку, ни о чем таком они подумать не могли.
И московские официальные СМИ обо всем этом, естественно, молчок.
Я обратился к Алексею Венедиктову, заместителю председателя Общественной палаты Москвы, с просьбой к Общественной палате подключиться к этому вопросу и помочь защитить права жителей. Рассчитываю на его помощь в этом деле. Нельзя так обращаться с людьми.
Источник: Новые известия
Это как всегда по бывшей нашей столице Москве. Вначале родят и протащат через все прикормленные властные структуры какое-нибудь гаденькое решение, а после громче всех страдать начинают, чтобы к ним не предъявляли претензий, распростряняя очередные вы еры убогих, растленных и аморальных по всей России.
Но вообще-то порабы уже хоть немного осознавать, хотя б чуточку нести ответственность от столичного статуса, чтоб потом не изображать такое вот запоздалое «просветление». Надо же… оно прямо накануне коронавируса поняло, что это типа «облапошивание»… А до этого-то никак! А нам тогда на их счет что понимать?
4 сентября 2019 г. К чему приведет московская «реновация»
Реновация — это, на мой взгляд, просто временное облапошивание. А кто где будет жить — увидим. Вся страна ведь думает, что вся страна рвется в столицу. На самом деле одни сюда бегут, а другие — отсюда, и скорости — все сильнее.
Хрущобы обещали снести, поэтому туда прописались все, кто смог, чтобы урвать отдельное жилье. Когда все плотно упаковались, снос отменили и пообещали надстроить мансарды, но тоже передумали.
Лужков все хрущобы утеплял и очень хорошо ремонтировал. Ставил пластиковые окна, стеклил балконы, менял трубы, лифты, делал облицовку, благоустройство дворов. И мы ждали, и трубы лежали во дворе.
Но пришел Собянин и трубы исчезли, а появился дорожный камень. Сейчас поглумятся, отхватят самые лакомые куски, а что изменись — и реновация заглохнет, и трубы не появятся. Живем-то одним днем. Как знать, чем отметит себя наше общее завтра?!
Одно землетрясение или наводнение — и здесь будет груда бетона, а не Москва. Ежу понятно, что сносить кирпичные пятиэтажки — это слишком расточительно. Да и четырехквартирные бетонные — тоже. Но делают же, и делают все хуже, а значит, быть однажды свистопляске. И коснется она не только реновированных домов, но и проданных, и выданных, и просто ветхих, которые сносить не планируют
Кроме Собянина маасковская реновация выдвинула и другое лицо «несоветского самостроя». И здесь следует внимательнее рассмотреть отработанные этим «лицом проекта» методики. Поскольку именно с этим Марат Хуснуллин поехал и в ДНР и ЛНР смотреть на уничтоженный Мариуполь.
29 января 2020 г. Настоящий восточный человек «Медуза» рассказывает историю Марата Хуснуллина — чиновника, перестроившего Москву, а теперь ставшего вице-премьером России
21 января в России появилось новое правительство — Владимир Путин утвердил новый кабинет министров, предложенный Михаилом Мишустиным. Одной из самых ярких и неоднозначных фигур в его составе оказался новый вице-премьер Марат Хуснуллин — выходец из Татарстана, который на посту вице-мэра Москвы перевернул столичную строительную отрасль. На новой должности, где ему снова предстоит отвечать за строительство — а также региональную политику, — Хуснуллин тоже успел отметиться знаковым заявлением. 25 января он сообщил, что стране необходима всероссийская программа реновации жилья — подобная той, за которую он сам отвечал в столице. Специальные корреспонденты «Медузы» Иван Голунов и Анастасия Якорева вспоминают, как вице-премьер шел к своему посту и что его программа реновации дала Москве — а также соратникам самого Марата Хуснуллина.
Строитель тысячелетия
«Хуснуллин — настоящий восточный человек, такой Саид из „Белого солнца пустыни“. За глаза его даже называли „буддистом“, — описывает нового российского вице-премьера собеседник „Медузы“ в мэрии Москвы. — Высказывает свою позицию, но не конфликтует и на обострение не идет. Просто его подчиненные начинают выполнять чужие просьбы без энтузиазма. На подчиненных наорать может, но публично всегда спокоен. Если он с чем-то не соглашается, то не показывает виду, но потом аккуратно тет-а-тет убеждает руководителя в верности своей позиции. Охотно делегирует задачи подчиненным, без истеричного ежеминутного контроля. Но за результат спрашивает жестко».
До того, как стать вице-мэром Москвы, Хуснуллин почти 10 лет возглавлял министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. Там он, например, готовил празднование тысячелетия Казани. К юбилею в городе был построен первый в России после распада СССР метрополитен и другие крупные объекты, включая мечеть Кул-Шарифи автомобильный мост «Миллениум». А при подготовке Универсиады в Казани в 2013 году строительство большинства объектов было закончено раньше срока. «[Хуснуллин] работает по 14–15 часов в сутки, включая выходные», — поясняет президент группы «ПИК» Сергей Гордеев.
Семья Хуснуллина не оставалась в стороне от местного бизнеса. Так, из расследования Transparency International выяснилось, что в Татарстане родственники Хуснуллина контролировали многих господрядчиков через компанию «Авердикс», подконтрольную британской Averdo Property Management Ltd. Ее директором значилась Роза Хуснуллина, зарегистрированная в Казани в доме Марата Хуснуллина. После выхода расследования Роза Хуснуллина подтвердила «Дождю», что она мать вице-мэра. Впрочем, сам он говорил «Ведомостям», что его мать не работает в иностранных компаниях. В интервью «Медузе» Хуснуллин вновь сказал, что все заявления о том, что его мать имеет гражданство Великобритании, — «это вымысел и бред» и она «ни разу в Англии не была».
Его жена Лилия Хуснуллина, сообщали «Открытые медиа», владела крупнейшим в Татарстане месторождением глины и шестью миллионами квадратных метров земли, которые она продавала в том числе федеральным властям и сдавала в аренду. В 2014 году она вошла в топ-50 богатейших жен чиновников по версии Forbes, заняв 40-е место с доходом в 42 миллиона рублей. В разговоре с «Медузой» сам Хуснуллин пояснил, что такой доход супруга получила из-за продажи дома, а месторождение глины стоило один миллион рублей.
Благодаря успехам Хуснуллина в строительстве на него обратили внимание в Москве. Осенью 2010 года новый мэр столицы Сергей Собянин пригласил его в свою команду, где он занял пост вице-мэра, курирующего строительство.
Ревизия строек
Первой трудной задачей Хуснуллина в Москве стал массовый пересмотр заключенных при Лужкове инвестиционных контрактов на строительство, начавшийся почти сразу после прихода в мэрию команды Собянина. «Это была позиция мэра, а не Марата, — прекращайте контракты, насколько это возможно, город перегружен лишними обязательствами», — вспоминает тогдашний вице-мэр по экономполитике, а теперь президент школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. На тот момент у инвесторов было 1305 действующих контрактов на строительство крупных объектов. Созданная мэром градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) начала пересматривать все контракты заново, выискивая в них недостатки. Спустя год Собянин отчитался, что 800 контрактов были пересмотрены, а 344 из них — прекращены. По словам мэра, в основном это была точечная застройка в жилых зонах либо проекты, «идущие вразрез со здравыми принципами градостроительной политики города».
Например, почти сразу же была прекращена реализация инвестиционного контракта с компанией AFI Development на строительство огромного торгового центра на площади Белорусского вокзала. Город забрал проект себе, там реконструировали площадь и транспортную развязку.
Проекты застройки массово пересматривались, город возвращалинвесторам деньги, уплаченные за права на застройку, или выделял доли в других проектах. Только за первый год у мэрии было около сотни судовс обиженными девелоперами, потом процесс выплаты им компенсации упростили, а бюджет города выделил на это 15 миллиардов рублей за четыре года. Но для столичных девелоперов это все было очень серьезным потрясением.
«Вы помните разговоры, когда в наш адрес поступали обвинения, что мы заморозили строительство в городе, инвестиционную активность и так далее и тому подобное», — так спустя пять лет вспоминал об этом времени Собянин.
В интервью «Ведомостям» в 2013 году на вопрос, как Хуснуллин при такой работе живет без охраны, он признался, что риск действительно есть, потому что «решения по отмененным контрактам кого-то могут не устраивать». И добавил, что первые полгода в Москве ему за «решение вопроса» регулярно предлагали доли в девелоперских проектах.
Марат Хуснуллин (слева) вместе с Сергеем Собяниным оценивают перспективы развития территории завода ЗИЛ. Москва, 16 мая 2014 года. Глеб Щелкунов / КоммерсантъМетро за триллион
Второй большой задачей вице-мэра по строительству в Москве стала масштабная реконструкция транспортной инфраструктуры и ускоренное строительство метро. «У Хуснуллина феноменальная память — он знает все объекты инфраструктуры в городе, все строительные проекты, все трассировки метро», — перечисляет Гордеев из «ПИК». О том же говорит и Шаронов: «Вообще, Марат такой hands-on человек — помнил все стройки, все разговоры, все обещания. Сам вникал в проектные решения, общался с крупными подрядчиками напрямую».
Вице-мэр обещал вводить по 10 новых станций ежегодно; планировалось, что к 2020 году город потратит на это почти триллион рублей. «До прихода Хуснуллина метро практически не строилось, редко делали кусочек линии, кусочек вестибюля, иногда одну-две станции строили. Я 20 лет строил только выход со станции „Маяковская“, — хвалит успехи вице-мэра главный архитектор „Метрогипротранса“ Николай Шумаков. — С приходом Хуснуллина появились деньги: раньше Москва строила на свои, сейчас — за федеральные. Сроки сократились в пять раз. Он грамотно распорядился и финансами, и техникой».
С 2012 по 2019 год в Москве действительно было введено 47 новых станций и построена новая ветка — Некрасовская. До прихода Хуснуллина Москва строила в основном метро глубокого заложения по цене семь миллиардов рублей за километр. После 2011 года начали строить станции мелкого заложения, которые обходились дешевле — 4,5 миллиарда рублей за километр. Впрочем, как писал РБК со ссылкой на данные Всемирного банка, километр мадридского метро мелкого заложения, построенного в 2000-х, стоил 62,5 миллиона евро — или 2,2 миллиарда рублей по тогдашнему курсу. «Ему важно сделать в срок — не так важно, сколько это стоит, но в срок. При этом если что-то не готово и возможны репутационные риски, то он честно объяснит, почему срок нужно перенести», — говорит собеседник в мэрии.
Если при Лужкове за возведение новых станций отвечали два монополиста — метростроевцы из ОАО «Мосметрострой» и проектировщики из ОАО «Метрогипротранс», — то после прихода Хуснуллина — до 20 компаний. Он, по воспоминаниям Шаронова, стремился создать конкуренцию и говорил потом, что это помогло отказаться от устаревших стандартов в строительстве и проектировании метро.
Однако все эти привлеченные компании нанимает один генподрядчик — проектный институт ОАО «Мосинжпроект», писал РБК. «Мосинжпроект» принадлежит городу, но возглавляет его давний соратник Хуснуллина по Татарстану Марс Газизуллин. Выручка «Мосинжпроекта» в 2018 году превысила 160 миллиардов рублей. При этом заказы «Мосинжпроект» предпочитает распределять без конкурсов. РБК в 2015 году так описывал порядок работы: генподрядчик проводил предквалификационный отбор, затем компаниям просто раздавали объемы. Хуснуллин тогда объяснял, что такая схема позволяла проверить все компании и избежать появления фирм-однодневок.
На вопрос «Медузы», чем Хуснуллин особенно гордился за время работы в мэрии, Шаронов отвечает: «Конечно метро! И еще он гордится „Лужниками“ и „Зарядьем“».
Продолжение следует…