Видео дня

Ближайшие вебинары
Архивы

Flag Counter

Киберважность второго сорта

8f023d944d7981b34bbe10d88da82ed41Сегодня приводим статью из газеты «Коммерсантъ», раз уж речь поневоле заходила об алчном интересе Николая Патрушева к крышуемому Яндексу и залихвацком прорыве к некогда облюбованному холдингом «Газпром-медиа» рынку рекламных ссылок (см. Гламуры и жиробасы).

Так уж принято нынче в нашей славной «элите», что «задачи государственной киберважности» никто из авторов всякого рода «доктрин» не отделяет от шкурных вопросов своего кармана. Как же иначе? Иначе, как все понимают, такое смысла не имеет.

Вновь идут непатриотические ссылки на «зарубежный опыт», в основном в шкурном разрезе — кто сколько тратит на эту «киберважность». Больше-то, в принципе, на кой она нужна. Раньше хоть свободами граждан прикрывались, нынче, после того как вовсю порезвились в Интернете с «борьбой против экстремизма и терроризма», отчего-то направленной против женщин и детей, как наиболее беззащитных, — так уж нынче остается лишь ссылаться на объемы зарубежного финансирования.

Хотя основной государственной задачей этой киберважности может быть лишь прекращение вывода капиталов из России, но не Патрушеву ж с этим бороться, правильно? Он точно будет бороться до последнего конца, не успокоиться, пока всех не поборет. А в это время банки уже освоили операцию вывода средств в любую точку мира за 30%, правда, но за два часа. И плевали на всю киберважность, оставляя широкие возможности Патрушеву для разных фантазий в этой области. Но ведь наши спецслужбы еще не поведали о такой «киберважности», когда они запросто участвуют в распиле/отмывании того же НДС, который вводился изначально в качестве мошеннической схемы, делающей всю налоговую систему непрозрачной. А вообще-то настойчивые напоминания о том, что Браудеру не позволяли проводить мошеннические схемы по НДС (см. «Дела магнитские») изначально выявляет участие спецслужб. Кто это у нас со шпиёном Браудером будет так трепетно разделять области мошенничества с налогами? Самые киберважные!

Задачи государственной киберважности

Новая «Доктрина информационной безопасности РФ» должна быть принята в 2016 году на смену действующему документу от 2000 года. «Ъ» удалось ознакомиться с ключевыми положениями проекта документа. В нем сказано, что информационное пространство все чаще используется «для решения военно-политических задач, а также в террористических и иных противоправных целях». Авторы новой доктрины выделяют пять блоков угроз национальной безопасности страны в информационной сфере. Судя по частоте упоминаний, главной угрозой власти РФ считают использование современных технологий для дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Ныне действующая «Доктрина информационной безопасности РФ» была принята еще в 2000 году. О подготовке нового документа взамен уже не соответствующей сегодняшним реалиям доктрине в мае этого года сообщил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев.

По словам высокопоставленного источника «Ъ» в Кремле, новая редакция доктрины начала разрабатываться Совбезом РФ с начала апреля во исполнение поручения Владимира Путина: ожидается, что финальная версия документа будет отправлена на подпись главе государства до конца года. «Если у Владимира Владимировича (Путина.— “Ъ”) не возникнет претензий к ее содержанию, то документ, естественно, будет подписан, в противном случае он будет доработан с учетом его пожеланий», — добавил собеседник «Ъ».

По словам источника «Ъ», имевшего отношение к разработке проекта документа, текст новой доктрины «фактически на 100% готов» и сейчас проходит финальную стадию согласования. После подписания президентом РФ документ будет опубликован. «Ъ» удалось ознакомиться с его ключевыми положениями.

Во введении уточняется, что доктрина «является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ» и служит основой «для выработки мер по развитию системы информационной безопасности РФ», «разработки и исполнения государственных программ» в этой сфере, а также «организации сотрудничества РФ с другими государствами и международными институтами».

Далее описываются преимущества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Отмечается, что они «стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства», что их «эффективное использование является фактором ускорения экономического развития и способствует формированию общества знания», а «информационная сфера играет важную роль в обеспечении политической стабильности в стране, обороны и безопасности государства».

У России, как следует из проекта документа, есть ряд национальных интересов в информационной сфере, включая «соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования информации, включая неприкосновенность частной жизни», «развитие отрасли информационных технологий в РФ», «обеспечение устойчивого развития и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры РФ в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время», «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ» и «содействие распространению духовных и культурных ценностей народов России по всему миру».

Но, как следует из текста доктрины, всему этому может помешать множество угроз: информационное пространство все чаще используется «для решения военно-политических задач, а также в террористических и иных противоправных целях». Составители доктрины выделяют пять блоков угроз для нацбезопасности страны в информационной сфере.

Во-первых, предупреждают они, зарубежные страны наращивают потенциал в сфере ИКТ, в том числе для воздействия на критическую информационную инфраструктуру РФ (электросети, системы управления транспортом и т. п.) и технической разведки в отношении российских госорганов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Во-вторых, как следует из проекта доктрины, спецслужбы и «подконтрольные общественные организации» отдельных государств активно используют ИКТ «в качестве инструмента для подрыва суверенитета и территориальной целостности» других стран, «дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации».

При этом в качестве угрозы рассматривается и «тенденция увеличения объема материалов в зарубежных СМИ, содержащих необъективную и предвзятую информацию о внешней и внутренней политике РФ», а также «наращивание информационного воздействия на население страны, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций».

В-третьих, в документе указывается на рост масштабов компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, и увеличение числа инцидентов, связанных с нарушением законных прав граждан на неприкосновенность частной жизни.

В-четвертых, констатируется «отставание РФ от ведущих зарубежных государств в создании конкурентоспособных ИКТ и продукции на их основе» (в том числе суперкомпьютеров и электронной компонентной базы), что обуславливает зависимость страны от экспортной политики других государств.

Ну и в-пятых, угрозой сочтено «стремление отдельных государств использовать для достижения экономического и геополитического преимущества технологическое доминирование в глобальном информационном пространстве». «Отдельные государства» не перечисляются, но речь идет, по всей видимости, о США.

Далее в документе в общих чертах перечислены меры, которые власти РФ намерены принимать для противодействия всем этим угрозам. Так, для обеспечения информационной безопасности в области обороны планируется содействовать созданию таких международно-правовых условий, при которых риски использования ИКТ «для враждебных актов и агрессии» были бы снижены. Первый шаг в этом направлении уже сделан: как недавно сообщал «Ъ», 20 стран заложили основу для глобального пакта об электронном ненападении под эгидой ООН.

Примечательно, что в разделе, посвященном информационной безопасности в области обороны, также сказано о необходимости «противодействия деятельности по информационному воздействию на население и в первую очередь на молодых граждан страны, имеющей целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты отечества».

Этой теме авторы доктрины уделяют внимание и в разделе, посвященном государственной и общественной безопасности. Помимо борьбы с использованием ИКТ в целях пропаганды идеологии терроризма, экстремизма и ксенофобии, власти РФ считают необходимым противодействовать задействованию интернета для распространения идей национальной исключительности (вероятно, отсыл к известному заявлению президента Барака Обамы об «исключительности» США), подрыва общественно-политической стабильности, насильственного изменения конституционного строя РФ.

В этом же разделе есть абзац, где говорится о защите критической информационной инфраструктуры РФ от компьютерных атак. Но по сравнению с защитой населения от «тлетворного влияния извне», этой важнейшей теме в проекте документа уделено на удивление мало внимания.

По мнению эксперта ПИР-Центра Олега Демидова, такой перекос может быть связан с тем, что «в последние годы актуальность и острота угроз в сфере использования контента для дестабилизации режимов сильно выросла в глазах российского руководства». «В Москве с тревогой наблюдали за использованием социальных сетей для организации массовых протестов во время “арабской весны”, полагая, что эти процессы инспирированы и координируются извне, — поясняет эксперт.— В определенном смысле в эту же картину угроз укладываются и события на Украине, сопровождающиеся жестким информационным противоборством конфликтующих сторон и внешних игроков. Власти РФ видят в подобных явлениях все большую угрозу».

Зато в документе много говорится о важности создания собственной «конкурентоспособной» IT-отрасли. В частности, предполагается: «создать конкурентоспособную и вносящую существенный вклад в формирование ВВП страны отечественную индустрию ИКТ, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения»; «создать, развить и широко внедрить конкурентоспособные на мировом уровне отечественные ИКТ и продукции на их основе, включая суперкомпьютерные технологии и перспективные средства обеспечения информационной безопасности», «развивать отечественную конкурентоспособную электронную компонентную базу и микроэлектронные технологии, обеспечив потребности внутреннего рынка в такой продукции и выход этой продукции на мировой рынок», а также повысить информационную безопасность национальной платежной системы. Стоит впрочем, отметить, что за исключением последнего пункта все предыдущие так или иначе упоминались и в ныне действующей доктрине от 2000 года.

По словам председателя совета Института развития интернета Германа Клименко, за исключением ИКТ-оборудования, развитие ИТ-технологий в России сейчас идет на уровне ведущих зарубежных государств. «Проблема в том, что интернет к нам пришел на десять лет позже. И если на Западе средний чиновник понимает, в чем польза электронного правительства, электронной цифровой подписи, телемедицины, то наш средний чиновник в 80% случаев этого не понимает, — рассуждает Герман Клименко.— У нас слишком много администраторов, которые к интернету относятся с осторожностью. Сейчас мы получили ответ, что у нас в будущем появится не интернет 3.0, а интернет вещей. И когда мы идем в интернет вещей, мы сталкиваемся с сопротивлением чиновников. Когда мы пытаемся проникнуть в Минздрав, Минобразования, то получаем отказ при внедрении технологий под предлогом защиты детей, защиты пациентов. Но если мы не зайдем туда, то мы все профукаем, и роботы будут не нашими, и медицина в будущем будет не нашей».

В проекте документа также говорится о мерах по обеспечению информационной безопасности в области науки, технологий и образования. Кроме того, в нем сказано о необходимости принятия мер по повышению эффективности информационного обеспечения госполитики РФ. И здесь вновь говорится о «противодействии негативному влиянию зарубежных информационных структур на духовную, экономическую и политическую сферы общественной жизни РФ путем навязывания нетрадиционных для России моральных и нравственных ценностей».

В доктрине 2000 года наиболее часто упоминавшимся объектом «защиты» были «конституционные права и свободы человека». Это словосочетание фигурировало в тексте 17 раз. В новой версии документа этот термин упоминается трижды.

Читать по теме:

 

2 комментария на “Киберважность второго сорта”

  • avatar LLIAMAH says:

    А ещё для получения кредита любое крупное предприятие обязано застраховаться от теракта. Кошерный бизнес у страховых и кураторов из органов.

    • avatar deduhova says:

      … будто содержание ФСБ и кормежка самого Патрушева — типа «мимо денег».
      Лучшая страховка, это когда все поголовье того стада, собранного нынче в ФСБ с бору по сосенке — отвечает свободой, пенсиями и имуществом за каждый теракт и каждую оторванную женскую голову, собранную в качестве «вещдока».
      Но если страховку вводить, то их всех надо в первую очередь разгонять! А то они только и способны организовывать «страховые случаи».

Оставить комментарий