Говорящие головы. Часть I
…А пока мы искренне дивились на представления «Девочек-припевочек«, сопровождаемых тонкими и язвительными поэтическими сравнениями, решили проявить себя и «Мальчики-с-пальчики», о которых мы поговорим чуть позже. Поскольку даже публичная демонстрация на Красной площади пирсинга «хозяйства» некого гражданина, проповедующего «инсталляционный», так сказать, «путь в искусстве» а-ля Марат Гельман, не может заглушить нарастающего беспокойства по поводу прошедших заявлений от разных граждан, как бы руководящих нашим экономическим развитием.
К тому же, пока стишок по поводу инсталляции на Красной площади не написан и не озвучен.. стоит ли нам обсуждать такое «произведение искусства»?
Произведениями искусства… особенно такими… мы каждый день не пользуемся, конечно. Да и Красную площадь посещаем отнюдь не каждый день. Зато нашей разлагающейся на глазах экономикой вынуждены пользоваться по нескольку раз за день. И все происходящее в ней озвучивают замечательные граждане, которых мы знаем лишь по портретным снимкам и поясным выступлениям на публике. То, что ниже пояса, нам обычно демонстрируют в инсталляциях и поясняют, чтобы это значило — представители разных направлений современного искусства, так и называющие свои коллективы — «поющие пи…», «говорящие жэ» и т.д.
Это я пытаюсь объяснить название этого цикла — в духе толерантности и политкорректности, а также с учетом нового законодательства… не станем уточнять какого, все в курсе. Для меня некий «министр экономического развития»… как мифологический герой, причем, сам миф слагается по ходу его деятельности… или бездеятельности.
Но как и положено настоящему современному герою, одобренному Государственной Думой, — он не курит, не пьет, отлично выбрит и причесан. Зрителям даже дается понять, что он практически не ест (а если и ест, то очень скромно, расходуя на пропитание не больше 10-20 рублей в день), у него нет золотого унитаза, поскольку… он ему просто ни к чему!
Это такой современный герой, существующий только… по пояс. Потому и «Девочки-припевочки» и мальчики-с-пальчики — это олицетворение всего, чего там ниже пояса у нас, а вовсе не того, что все сразу подумали. А герои нынешних легенд и сказаний — не только озвучивают «чаяния народа», но и олицетворяют своими бюстами «народные думы».
Уффф… Сделаю еще парочку приседаний и книксенов, чтобы окончательно развеять любые сомнения на свой счет. «Говорящие головы», это потому что… у этих граждан, как бы символизирующих собой все сосредоточие интеллекта, какой может встретиться в нашей жизни вообще и во окружающей Вселенной в частности, — нет ничего такого, что тревожит современных деятелей искусства. Ни того, ни другого, вообще ничего! Понятно?
Есть только справка в Википедии и официальные заявления. С этим и надо ознакомиться, чтобы понять… не «с кого делать жизнь», мы же живем все же в реальном мире, не в мифологии. Мы понимаем, что на такие места нас с вами не возьмут и нашим мнением не поинтересуются.
Улюкаев, Алексей Валентинович. Окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1979), аспирантуру экономического факультета МГУ (1982). Доктор экономических наук. Имеет степень доктора экономики Университета Pierre-Mendes France (город Гренобль). Владеет английским и французским языками
1991—1992 годах — экономический советник правительства России. Член «команды» Егора Гайдара.
В 1992—1993 годах — руководитель группы советников председателя правительства России.
В 1993—1994 годах — помощник первого заместителя председателя правительства России Егора Гайдара.
В 2000—2004 годах — первый заместитель министра финансов России Алексея Кудрина.
С апреля 2004 года по июнь 2013 года — первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации Сергея Игнатьева.
C 24 июня 2013 года министр экономического развития Российской ФедерацииБыл членом партии «Демократический выбор России», в 1995—1997 годах возглавлял её московскую организацию. В 1996—1998 годах — депутат Московской городской думы. В 1999 году баллотировался в Государственную думу как кандидат от Союза правых сил.
Нам это интересно с узкой частной точки зрения — а что ожидать в дальнейшем от новоявленного героя, как его подвиги в карьерном росте отразятся на нашей жизни?
Ожидания эти становятся все напряженнее, учитывая, что Алексей Валентинович, получив бесплатно блестящее советское экономическое образование, отчего-то стал сподвижником Егора Гайдара, которого в России приучились к ночи не поминать. У нас сегодня всем, кому днем стараются возвести памятники, боятся поминать на ночь. Резоны… чисто экономические.
Но и в политическом развитии общества наш герой успел отметиться достаточно ярко. Он — выдающийся представитель тех, кто как бы с виду составляет «оппозиционную деятельность», сшибающих на хулиганство дурачков на Болотной. И, прежде, чем писать разные письма в поддержку спровоцированных «оппозиционными деятелями» граждан, можно посмотреть на то «экономическое развитие», за которое ратуют эти «прогрессивные деятели».
Ясно, что именно Алексей Валентинович и разрабатывал все эти «развивающие игры» в экономике на нашу молчаливую голову, так сказать, «соборную». Особо нашим мнением не интересуясь, конечно.
Так вот стоит внимательнее для начала посмотреть на человека, который осуществляет все преобразования в правительстве, прежде чем с его соратниками по «правым делам» — переворачивать туалеты на Болотной площади, символизируя прорыв к свободе. Куда еще «прорываться», если Алексей Валентинович уже вполне победоносно осуществлял политику Центробанка, а теперь и осуществил «прорыв» — к экономическому развитию каждого?..
Неужели сложно понять, что все экономические «идеи», которые могут прочесть по бумажке «лидеры оппозиции» — уже давно восторжествовали и даже увековечены в памятнике Гайдару? Ну, выбрали кого-то не того… но какая разница, если сами идеи — «живут и побеждают»?
Нам точно нет никакой разницы! Нас все равно никуда не выберут. А идеям можно теперь победить только… нас. Поэтому, чем писать поддержку этих «узников Болотной» и отстаивать их право переворачивать туалеты и драться с полицией за позитивное право менять поясные портреты в телевизоре, которые отличаются только чертами лица, лучше… довольствоваться тем, что имеешь.
Если от смены слагаемых сама сумма не меняется, то стоит ли по такому поводу переворачивать туалет? Нерационально, согласитесь.
По справке, выданной в Википедии, видно, что человек с портрета — блестяще образованный, реализованный и самодостаточный. Зачем ему вдруг понадобилось пачкаться о наше «экономическое развитие»… из списка трудов сразу и не уяснить:
Либерализм и политика переходного периода в современной России // Мир России. — 1995. — Т. 4, № 2. — С. 3−35.
Россия на пути реформ. М., 1996.
Экономика и политика эпохи реформ и потрясений. М., 1997.
Демократия и экономическое развитие: мировой опыт и уроки для постсоциалистических стран // Общественные науки и современность. — 1998. — № 5. — С. 5-18.
В ожидании кризиса: Ход и противоречия экономических реформ в России. — М.: Стрелец, 1999. — 207 с. — (Россия: размышления о прошлом и будущем).
Правый поворот. М., 1999.
Экономический рост в России: проблемы и перспективы // Материалы Международной конференции «Посткоммунистическая Россия в контексте мирового социально-экономического развития» / Научные труды ИЭПП № 26Р. — М.: ИЭПП, 2001.
Проблемы государственной бюджетной политики. М., 2004.
Автор сборника стихов «Огонь и отсвет» (М., 2002). «Чужое побережье» (2012)
Согласитесь, странно, когда это самое «экономическое развитие» год от года ужаснее, а такого маститого мыслителя вдруг на стихи пробило. Знавали мы одну поэтессу из окружения бывшего министра обороны. Теперь всякий раз, стоит услышать, что кто-то стихи пишет в период экономического коллапса, возникает нехорошая пустота в желудке. «Огонь и отсвет» — это, конечно, сильно. Но он ведь это, надеюсь, не об экономике?..
Итак.
МЭР ухудшило прогноз социально-экономического развития России до 2030 года по сравнению с утвержденным весной. Ибо весной МЭР считало базовым инновационный вариант развития, который предусматривал среднегодовой рост ВВП в 4–4,2%, инвестиций — в 5,9%. Теперь ведомство за базовый вариант принимает тот, что весной был обозначен как консервативный: среднегодовые темпы роста ВВП в 3–3,2% в год, инвестиций в основной капитал — 4,7%. Итого: в ближайшие 17 лет экономика России будет расти в среднем не на 4,3% в год, а почти в два раза слабее — по 2,5% в год. Более того, российская экономика будет расти медленней, чем мировая. Доля России в мировом ВВП уменьшится с 4% в 2012-м до 3,4% в 2030 году.
Денег станет меньше у всех: у населения, у государства, у частного сектора.
Вывод из вышесказанного прост: надо что-то делать.
Коробит лишь, что Дмитрий Лекух, взявшийся вести в «Однако» макроэкономическую колонку, не владеет макроэкономическим анализом по четырем макроэкономическим секторам: сектору государства, сектора домохозяйств, предпринимательскому сектору и сектору заграницы.
Эту общепринятая классификация макроэкономических субъектов очень просто и доходчиво (специально для столичных обозревателей) рассмотрена в роликах к циклу «Денежные иллюзии«.
Три небольших фильма — и полное представление, намного превышающее по уровню представления тех, кому нынче ставятся памятники за наше «экономическое развитие». Делов-то!
Но не стоит выделять неких «частников» и «государственников». Особенно тогда, когда эти «государственники» предлагают самим же смешные «меры развития».
Рецепт у г-на Улюкаева — есть, и он прост. Во-первых, нужно повысить (!) процентные ставки ЦБ («твою мать», откликнулось эхо в лице и без того задыхающегося от отсутствия «длинных денег» российского предпринимательства). Увеличить «подушку безопасности», «немного подреформировав» «бюджетное правило» для хранящихся в американских ценных бумагах средств из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния («ну твою же мать» — восхищенно откликнулось эхо в лице эмитентов американских ценных бумаг). Ну, естественно, надо прекратить заниматься ерундой, модернизируя армию, образование и медицину: денег на это — нет. Смириться с тем, как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на доклад МЭР, что к 2030 году Россия останется страной с доминирующим нефтегазовым сектором, плохими дорогами, низким уровнем медицины, высокими региональными различиями в уровне жизни, оттоком капитала и профицитом бюджета, крепко отстающей по качеству жизни «от ведущих стран». И, самое главное, немедленно прекратить исполнение дурацких «майских указов», т.е., по сути, той программы, с которой некто Путин и выходил на выборы. Что в переводе с министерского звучит так: дорогие граждане России! Вас этот авантюрист просто обманул, его предвыборные обещания чисто технически неисполнимы.
Короче, — «мы все умрём». То есть «все стагнируем».
…И меня тут только одно смущает. Вполне возможно, что Алексей Валентинович и прав. Мне трудно спорить, я хоть, как и сам министр, получал экономическое образование еще при советской власти, — но научных трудов на темы «Либерализм и политика переходного периода в современной России», «Россия на пути реформ», «Демократия и экономическое развитие» не писал. И вообще, будучи нормальным практикующим бизнесменом, а не высоким теоретиком, непатриотично полагаю, что американцы правы и экономического роста без «длинных дешёвых денег» не бывает. Но это я — практик. А вот теоретики как-то объясняют, что это не совсем так.
Ну, да ладно. Не в этом суть.
Г-н министр соратник Гайдара, в конце концов, и этим гордится — а значит, знает, что нужно делать с российской экономикой. Егор Тимурович, все помнят, — тоже это прекрасно знал.
Меня тут другое немного смущает: как г-н Улюкаев с таким блистательным пониманием проблематики до сих пор возглавляет Министерство экономического развития, которое, в общем-то, строго по функционалу и должно осуществлять реализацию большей части «майских указов» президента Российской Федерации. Работать. «Изыскивать возможности». Что-то придумывать, решать. А не объяснять бессмысленность собственных трудов праведных заведомой неисполнимостью задач, неправильно поставленных в связи с неправильным народным голосованием за неправильную президентскую программу.
Там в самом конце обозреватель «Однако» переходит на личности — осторожно и опасливо. А нам и переходить не надо, нас же вполне устраивает личность доктора экономических наук, трудившегося под руководством замечательного человека, удостоенного памятника (тоже почему-то исключительно в виде головы, наверно, потому что все остальное было в его облике менее существенным). Этот человек олицетворяет собой те «прорывы к свободе», ради которых на Болотной площади люди, так сказать, не побоялись «отстоять». Так куда ж замечательнее?
И разве Алексей Валентинович кого-то обманывает? Он всех ставит в известность о том, что собирается делать, но при этом с самого начала всем честно говорит, что никакого экономического развития до 2030 года не будет. Странно лишь, что он не прочел вывеску министерства, которым взялся руководить. Возможно, в самой вывеске допущена описка и на самом деле оно называется «Министерство экономического НЕразвития РФ».
Вообще при смене вывески (а ее при г-не Улюкаеве надо будет все же поменять) надо написать культурно и по-научному «Министерство экономической стагнации РФ». Но, согласитесь, это уже не важно. Важно то, что этот министр первым сообщил все, что нам ожидать в результате осуществления его высоких идей.
Понятно, что соратник Егора Гайдара в любой «сложной ситуации» будет мысленно возвращаться к тем «мерам», которые проводились его патроном для возвеличивания в памятнике. Именно отсюда и увеличение ставок рефинансирования, которые покончили со всеми надеждами на будущее, погрузили страну в период обвальной инфляции, привели экономику к коллапсу. Но памятники-то нынче за это и ставят!
У нас и за 200% эта ставка была! Приятно вспомнить… некоторым. Такая ставка — лучшая формы борьбы с любым проявление недовольства. При такой ставке все просто молчат и стараются спасти детей. Тут уж никто о стране и экономике и помыслить не может.
А следующий рывок ставок — тут же покончил с экономическим рывком после дефолта 1998 года, организованным правительством Примакова и Маслюкова.
Как только г-н Улюкаев произносит с причмокиванием «ценные бумаги», так сразу вспоминаешь этот рай бесстыдного обирания сограждан в обнимку с «иностранными инвесторами» — на ГКО и ФЗО… Думаешь сразу, может вывеску министерства надо с конца переименовать? Может, там экономически развивают себя лично или «иностранных инвесторов»?
Минэкономразвития запланировало ускоренный рост тарифов на услуги ЖКХ для населения уже через три года, говорится в прогнозе социально-экономического развития до 2030 года (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
Ведомство предлагает повышать оптовые цены на газ для населения на 20% выше темпа инфляции уже с 2017 года при консервативном прогнозе.При этом тарифы на газ для промышленных потребителей будут индексироваться на инфляцию как в 2015-2016 годах, так и с 2017 года, говорится в проекте документа.
Тарифы на электроэнергию для населения МЭР предлагает с 2017 года индексировать на уровень инфляции с коэффициентом 1,3 — то есть на 30%. Кроме того, ведомство также предлагает установить рост тарифов на тепло на уровне выше инфляции: согласно консервативному сценарию развития, тариф на тепло в России будет индексироваться в 2016-2020 годах в среднем на 5% в год, умеренно-оптимистичному — на 5,1%, форсированному — на 5,9%.
Проект направлен в Минфин и аппарат правительства, уточнил глава МЭР Алексей Улюкаев на брифинге журналистам. В Минэнерго этот документ пока не получали, сказали «Газете.Ru» в министерстве.
В конце сентября правительство решило заморозить на 2014 год тарифы монополий для промышленных потребителей, а для населения индексировать их в 2014-2016 годах по формуле «инфляция минус» — на инфляцию предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7. Таким образом, отмечал президент Владимир Путин, в следующем году есть реальные шансы обеспечить инфляцию ниже 5% — впервые за 20 лет.
Продолжение следует…
Читать по теме:
Говорящие головы. Часть I
Говорящие головы. Часть II
Говорящие головы. Часть III
Говорящие головы. Часть IV
Говорящие головы. Часть V
Говорящие головы. Часть VI
Министерство НЕэкономики это вы точно подметили. Как уже неоднократно говорилось бухгалтерами, выстроена специфическая не экономическая модель по вытягиванию, высасыванию со всего населения огромных дополнительных средств.
Я бы добавила, что в ролике «прописные», вполне официальные и общепринятые истины, вопреки которым пытается противостоять Алексей Улюкаев, все глубже загоняя все болезненные, давно назревшие процессы. Уж даже обратила внимание, что Ирина Анатольевна не поправила официальное определение стагнации — по поводу советского периода. Там сказано, что стагнация была характерна для 80-х годов советского периода. Это на сегодня оправдание «реформам» Гайдара. Но не было ни безработицы, ни падения уровня жизни. Все это мы хлебнули как раз с Гайдарушкой. Да и сама Ирина Анатольевна получила по полной программе за действительные факты и цифры о советской «стагнации».