Нотариат и тарифы. Часть V
Отдельно придется выложить дискуссию, развернувшуюся в Государственной думе 27 июля 2024 г. вокруг тепленького местечка нотариата в нашем обществе.
В Совете Федерации прошло обсуждение проекта нового закона о нотариате. Как это было
26 июля 2024 года в рамках заседания Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании Российской Федерации обсудили новый закон о нотариате. В роли спикеров выступили министр юстиции Константин Чуйченко и дополнивший его глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. «Говорит Нотариат» подготовил подробный материал о том, что говорилось на заседании, и о причинах принятия нового закона.
Министр юстиции начал своё выступление с глубокого экскурса в историю нотариата. Он напомнил, что в этом году мы отмечаем 160-летие со дня Судебной реформы, проведённой Императором Александром II, с которой и связывается формирование нотариата в нашей стране. В 1993 году были приняты современные Основы законодательства о нотариате, по которым нотариусы работают и сегодня. Они были разработаны в условиях перемен кризисных 90-х годов. Независимо от исторического периода и строя, нотариат всегда был государственным институтом, специально созданным для исполнения публично-правовых функций. Эту мысль министр в ходе своего выступления повторил несколько раз. Впрочем, он уже много раз озвучивал её ранее, постоянно напоминая нотариусам, что они представляют государство и действуют от лица государства.
Чуйченко указал, что уже в первой редакции Основ можно заметить сильный крен в сторону самостоятельного участия нотариата в вопросах формирования своего института и контроля нотариусов. Дальнейшие изменения и вовсе превратили нотариат в закрытую корпорацию.
«В 2021 году была попытка лишить государство последних полномочий. Втихаря были подготовлены поправки к одному из законопроектов, исключающие полномочия Минюста по проведению проверок правил нотариального делопроизводства. Мы совсем случайно об этом узнали, пресекли. Мы знаем, кто и зачем это попытался сделать», — зловеще заявил Константин Чуйченко. К сожалению, ни имён, ни причин он по каким-то причинам озвучивать не стал, а жаль. Послушать было бы очень интересно.
Министр юстиции с негодованием отметил, что роль государства сегодня сервисная. Государство сегодня, по сути, на службе у нотариата. Минюст издаёт акты по согласованию, проверяет делопроизводство, утверждает подготовленные тарифы, выполняет функции секретарей на конкурсах, присутствует на дисциплинарных производствах без права голоса. По мнению Чуйченко, это привело к печальным последствиям. Сотни нотариусов были осуждены. Преступления им инкриминировались самые разные: мошенничество, подделка документов, хищение денег, присвоение имущества, злоупотребления полномочиями и многое другое. При этом министр подчеркнул, что многие фигуранты остаются в профессии. Чтобы лишить полномочий нотариуса, – нужно потребовать этого через суд, а это могут сделать только нотариальные палаты. Также за последний год были осуждены или находится под следствием четыре руководителя нотариальных палат: Адыгеи, Башкирии, Дагестана и Московской области.
Парадоксальная ситуация сложилась в сфере регулирования нотариата. Ни один важный документ не может быть принят без согласования с Федеральной нотариальной палатой. Если нотариату что-то не нравится, то такой законопроект попросту не согласовывается.
«Так, не могут принять законопроект о коррупциогенных факторах в конкурсах на замещение вакантных должностей нотариусов. ФНП не согласует предложение о возвращении к паритетному составу комиссий от нотариата и Минюста. Неприятная ситуация сложилась с предоставлением льгот для участников Специальной Военной Операции. Льготы есть, но они распространяются не на все категории бойцов и членов их семей, не на все нотариальные действия. Мы разработали исправляющий это законопроект, но уже 4 месяца он не принимается нотариальной палатой», — рассказал Константин Чуйченко.
Ещё одной важной проблемой министр очертил регулярное отсутствие некоторых нотариусов на своём рабочем месте. Часто нотариусам некогда заниматься работой, и их обязанности исполняются заместителями. При этом некоторые нотариусы отсутствуют годами. Например, в Москве один нотариус выехал в Майами (США) почти на 2 года, а его контора продолжала функционировать. Это не единичный пример. Чуйченко подчеркнул, что институт заместителей нотариусов важен, в том числе, и для переподготовки кадров, но не должно быть такого, чтобы помощники всё время работали за нотариусов.
«То положение, которое сложилось в нотариате, несовместимо с его значением и ролью в правопорядке. Это и привело к необходимости создания нового закона. У нас нет сомнений в высоком уровне подготовки нотариусов, но у нас накопились претензии к организации нотариальной деятельности. Монополия не может сама себе придумывать правила игры в сфере публичных интересов государства и сама проверять их исполнение», — уверен Константин Чуйченко.
Базовый текст законопроекта уже направлен в Совет Федерации и Федеральную нотариальную палату. Законопроект разделяется на две части: организационную и процедурную. В процедурную часть входят виды нотариальных действий и правила их совершения. Там не планируется существенных изменений. Основные перемены касаются организационной части и направлены на решение тех проблем, о которых было сказано ранее. Исключается совместная компетенция на принятие нормативно-правовых актов. Эта работа остаётся за Минюстом. Кодекс профессиональной этики нотариусов будет утверждаться Минюстом в форме нормативно-правого акта. Кандидаты на роли руководителей палат будут проходить согласование с Минюстом и его территориальными отделениями. Возникли большие вопросы и к нотариальным тарифам.
«Существующий подход к формированию тарифов себя не оправдывает. Нельзя признать приемлемой модель, при которой монополия сама рассчитывает себе тариф и требует у государства его утвердить. Мы считаем, что предельные тарифы по всем видам нотариальных действий должны устанавливаться государством», — уверен Чуйченко.
Серьёзные перемены будут ждать систему допуска к профессии и порядок проведения конкурсов. Будут созданы единые государственные квалификационные комиссии, отвечающие за всю процедуры. В комиссии войдут 8 человек: трое от Минюста, трое от нотариальной палаты и двое от исполнительной власти региона. Это будет сделано с целью включения регионов в контроль за нотариальной деятельностью. Для лишения полномочий нотариуса в суд смогут обращаться не только палаты, но и Минюст с прокуратурой. Дисциплинарные производства будут рассматриваться государственными комиссиями, таким образом, на это смогут влиять не только палаты, но и Минюст.
«Ещё раз повторюсь, нотариусы – это государевы люди. Давая нотариусам возможность работать от своего имени, государство несёт ответственность перед гражданами за качество этой работы и поэтому вправе контролировать, кто в этой профессии находится и как работает», — резюмировал Чуйченко.
После выступления Чуйченко дали слово главе Комитета по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову. Павел Владимирович кратко подытожил причины создания нового закона. Он отметил, что повышение качества работы нотариата – это обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций. Крашенинников призвал не боятся перемен и пообещал, что к государственному нотариату возврата не будет.
«Очевидно, что нам не нужно возвращаться к государственныму нотариату. Большинство нотариусов – это грамотные профессионалы, и об этом надо говорить. Многие нотариусы находятся в шоке, хотят уходить с работы. Если мы возродим государственный нотариат, мы посеем хаос в правовой и экономической сфере. Чем больше работы у нотариусов, тем меньше работы у судов и больше правовой определённости в самых разных сферах жизни», — уверен Павел Крашенинников.
Глава думского комитета подчеркнул, что новый федеральный закон должен прежде всего закрепить основные принципы нотариальной деятельности. Это законность, объективность, самостоятельность, беспристрастность и добросовестность нотариата. Важнейшими принципами являются доступность нотариата, а также сохранение нотариальной тайны.
«Нужны ли контрольные функции Минюста? Безусловно нужны. Я считаю, что мы должны обеспечить нормальное правовое регулирование такого важнейшего института как нотариат», — резюмировал Крашенинников.
Фото: пресс-служба СФ
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Кто бы для нас усилил роль государства, да? Однако, судя по всему, государство будет в самое неподходящее время нянчится с нотариусами…
27.07.2024
Чуйченко предложил «напугавшую» нотариусов реформу
Как Минюст решил усилить роль государства
Глава Минюста Чуйченко предложил реформу нотариата с усилением роли государства
Министр юстиции Константин Чуйченко представил направления реформы нотариальной деятельности. Ведомство хочет усилить контроль за работой нотариусов, ограничить полномочия глав палат и изменить правила установки тарифов
Что стало известно о готовящейся реформе
О планирующейся реформе нотариата министр юстиции Константин Чуйченко рассказал в пятницу, 26 июля, на заседании президиума Совета законодателей в Совете Федерации.
Как отметил глава Минюста, к необходимости подготовки нового закона привело положение дел, которое демонстрирует сегодня нотариат и которое «несовместимо с его публично-правовым значением и ролью в российском правопорядке».
«Роль государства в нотариате сегодня сервисная — мы как большая канцелярия на службе у нотариата: издаем акты по согласованию, проверяем делопроизводство, утверждаем формулу по тарифам, подготовленную Федеральной нотариальной палатой, выполняем функции секретарей на конкурсах», — пожаловался Чуйченко.
По его словам, уже в первой редакции Основ законодательства о нотариате 1993 года «можно заметить явный крен в сторону самостоятельного участия института в вопросах формирования сообщества, контроля за нотариусами, нормотворчества». Дальнейшие изменения «превратили нотариат в закрытую корпорацию», сказал министр. Это привело, по его оценке, к плачевным результатам: более 180 российский нотариусов были судимы за различные преступления, среди которых мошенничество, подделка документов, хищения денежных средств, присвоение имущества. На прошлой неделе был осужден нотариус из Москвы, он исправлял архивные записи и открывал наследственные дела, напомнил министр.
По оценке Чуйченко, «тревожная ситуация» сложилась и в «высших эшелонах нотариального самоуправления: за последний год четыре президента региональных нотариальных палат были осуждены или находятся под следствием. Так, экс-президент Московской областной нотариальной палаты Станислав Смирнов в апреле этого года был признан виновным в коммерческом подкупе и приговорен к пяти годам лишения свободы, а также штрафу в размере 25 млн руб. в доход государства.
Несмотря на судебное разбирательство и наличие приговора в отношении нотариусов, региональные палаты не спешат приостанавливать их полномочия, указал министр. Поэтому одно из предложений Минюста — изменить порядок лишения нотариуса полномочий. Сейчас это может сделать суд, а правом обращения наделены только нотариальные палаты, напомнил министр. Минюст тоже хочет получить право такого обращения. Ведомство также хочет получить возможность самостоятельно прекращать статус нотариуса, например в случае получения им иностранного гражданства или ВНЖ.
Не нравится Минюсту и то, как некоторые нотариусы относятся к своим обязанностям. Нотариус может отсутствовать весь год: он то в отпуске, то исполняет обязанности президента палаты, то на семинары ездит, перечислил министр. Например, по его данным, один нотариус выехал в Майами на 652 дня, но при этом сохранил статус.
Минюст хочет установить контроль за деятельностью нотариусов: ввести единую проверку профессиональной деятельности и правил делопроизводства специальными комиссиями, в которые войдут представители органов юстиции и нотариата. Этической кодекс нотариусов министр считает необходимым утверждать приказом Минюста в форме нормативного правового акта.
Своим законопроектом Минюст намерен повысить и требования к тем, кто претендует на занятие нотариальной деятельностью. «Кандидату нужно будет иметь юридическое образование по формуле «бакалавриат плюс магистратура» или закончить специалитет. Такой подход был недавно реализован в законодательстве об адвокатуре», — сказал глава ведомства. По действующему закону стать нотариусом может лицо, получившее высшее юридическое образование (без уточнения, какое именно) в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.
Система допуска в профессию тоже будет изменена. «Законопроектом предусмотрено создание единых государственных квалификационных комиссий, которые будут отвечать за всю процедуру — начиная от стажировки и заканчивая конкурсами. Комиссия будет состоять из восьми членов — три от юстиции, три от нотариальной палаты и два от исполнительной и законодательной власти региона», — сказал Чуйченко. Сейчас экзамен на нотариуса проводят региональные квалификационные комиссии, в составе которых не менее шести человек — представители территориального органа, а также представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет. Экзамен проводится в электронной системе: он состоит из теста и практического задания.
Допустимый возраст нотариуса будет увеличен с нынешних 75 до 80 лет, сказал Чуйченко.
Раскритиковав работы палат, Чуйченко указал, что законопроектом будут уточнены отдельные корпоративные правила. Так, кандидаты на должности председателя Федеральной нотариальной палаты и региональных палат будут проходить предварительное согласование с Минюстом или его территориальным органом. Срок пребывания в должности председателя будет установлен законом и составит четыре срока, один человек не сможет занимать должность председателя больше двух сроков.
Это нововведение коснется многих руководителей региональных палат и федеральной. Нынешний глава Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик впервые был избран в 2014 году, после чего был переизбран в 2019 году на новый семилетний срок. Он также возглавляет Московскую городскую нотариальную палату, последний раз был переизбран также в 2019 году.
Минюст намерен изменить и процедуру установления тарифов на нотариальную деятельность. «Нельзя признать приемлемой модель, при которой фактическая искусственная монополия самостоятельно рассчитывает тариф и безапелляционно предлагает государству его утвердить. Считаем, что предельные тарифы по всем видам нотариальных действий должно устанавливать государство», — сказал Чуйченко.
Какую реакцию вызвали предложения Минюста
Предложенные министерством положения на президиуме Совета законодателей не обсуждались. Краткое слово для комментария предоставили только председателю комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову. Он призвал «не возвращаться к государственному нотариату». Большинство нотариусов, по его словам, — добропорядочные профессионалы. Их, рассказал депутат, предложения Минюста, о которых в профессиональном сообществе давно ходят слухи, напугали. «Нотариальное и юридическое сообщество сейчас пребывают в шоке, народ хочет уходить с работы, народ не понимает, что происходит», — рассказал Крашенинников. По его словам, со всей страны ему присылают отрывки предложений Минюста, «показывают ролики подпольные». «Скажите публично, что происходит. Вы же не хотите сделать снова государственный нотариат», — сказал депутат.
Государственный нотариат «посеет хаос» в правовой и экономической деятельности, уверен Крашенинников. По его мнению, изменения в законе о нотариате необходимы, но они должны закрепить основные принципы нотариальной деятельности, признанные во всем мире: законность, объективность, самостоятельность, беспристрастность, независимость и доступность. При этом, отметил глава комитета Госдумы, контролирующие функции Минюста нужны.
В Федеральной нотариальной палате РБК заявили, что позиция палаты полностью согласуется с позицией Крашенинникова.
У каждого из тех предложений, которые были озвучены Чуйченко, «есть основа и актуальность», сказал РБК первый заместитель председателя комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Даниил Бессарабов. По его мнению, предложения Минюста могут быть реализованы в российском законодательстве с небольшими переходными периодами. При этом он подчеркнул, что пока неправильно считать представленные министром поправки полноценным законопроектом, потому что правом законодательной инициативы обладает правительство и, следовательно, предложение Минюста должно быть коллегиально поддержано кабмином и внесено в Думу. Чуйченко в пятницу сказал, что это может быть сделано к концу года.
Как пояснил Бессарабов, в деятельности современного нотариата есть негативные моменты. Например, справедливы требования к образованию человека, претендующего на занятие нотариальной деятельностью, так как законодатели «приводят к одним и тем же параметрам» требования ко всем участникам судопроизводства, в том числе к тем, кто оказывает гражданам юридическую помощь, отметил депутат.
Он также указал на то, что депутаты уже ранее сделали некоторые шаги по «выстраиванию единых региональных и федеральных тарифов» при оплате нотариальных услуг. Предложения, которые 26 июля озвучил Чуйченко в этой области, по мнению собеседника РБК, «вписываются в общую логику системы». «Посмотрим, как они могут быть реализованы в законодательстве и на практике», — добавил Бессарабов.
Он подчеркнул, что нотариусы играют особую роль и имеют особый статус, что отражено в основах законодательства о нотариате. «Этот институт не может развиваться самостоятельно, без учета мнения государства и задач, которые стоят перед государством», — заключил депутат.
Продолжение следует…