Большие доходы. Часть III
Всматриваешься в эти мельчающие на глазах личности, поражаясь, как мало человеческого отражается на их ухоженных физиономиях… И как быстро слетает этот небольшой запас человеческого с физиономий тех, кто решил жрать за всех, совершенно не интересуясь мнением окружающих на сей счет.
Сергей Чемезов отлично знал, кого в каждом из захваченных его "корпорацией" надо выдвигать вместо собственной второй жены, но предпочитал всегда делать ставку на тех, кто может только все пустить по ветру и прогулять с бабами. Потому что у него такая натура добрая, он сам такой по натуре.
И как ведь удобно нынче вскакивать прыщом на голой заднице! У нас нынче все карьеры такие, аналогичным образом у нас и кремлевский тандем проклюнулся. Ничего о них раньше не знали — вдруг раз и вскочили! И уже никуда от них не деться, все только о них и думать приходится, потому что прыщ на заднице — это весьма болезненно. Вроде и смешное заболевание… а может привести к самым отвратительным последствиям.
Сергей Чемезов не просто "продукт эпохи", когда человек без единой копейки, просто пользуясь "близостью к телу" на уровне фурункула, становится единоличным владельцем "корпорации", подминающей под себя ведущие предприятия страны… И раз при этом корпорация как бы "государственная", то ему можно вообще ни за что не отвечать, ни перед кем не отчитываться…
Он вообще при президентской ветви правления, ему надо угодить лишь любителю летать со стерхами и плавать в батискафах. У них не столько "государственная корпорация", сколько обычный "государственный корпоративчик", организуемый у нас быдлом мутноглазым повсюду и на всех уровнях.
И все у них… какое-то нездоровое веселье в этой ни за что не отвечающей президентской ветви управления!.. Такое впечатление, что они там только и занимаются, что развлекают скучающего "лидера", стремительно теряющего связи с реальностью… Чемезов, например, постоянно показывает Путину какие-то идиотские мальчуковые игрушки вроде стреляющего робота и подобную чушь… потом они вместе пьют шампанское за очередные успехи российских технологий… просматривая календарики с падчерицей Чемезова…
Попросила даже Леонида Козареза чуточку подправить его замечательную схему (см. Стратегические инициативы) с учетом эпохального бытия Сергея Чемезова в качестве главного едока от "российских технологий".
И, как видите, "технологичность" Чемезова в том, что, в отличие от марионеток вроде Усманова, Дерипаски, Ротенбергов и других "эффективных собственников" — он персонально как бы ничем не владеет, то есть вообще не перед кем не отчитывается, он просто… сосет.
Как только встает вопрос об разорительной убыточности подобного "руководства корпорацией", так начинается нытье о "техническом перевооружении" и отсталости российских технологий.
Но сами понимаете, что останется от всех этих технологий, если папаша Чемезов начнет за их счет снимать на календари бедную Настю или пытаться сделать из ее тупой бесстыжей мамаши — "бизнесвумэн".
Откуда же Вскакивают… извините, появляются подобные "руководители корпораций"? Из давнего прошлого, когда все они кучковались при гэбне, жившей в совке на широкую ногу, привыкшей без отчета расходовать на свое содержание огромные средства.
20.05.2013 г. «Завхоз» из Дрездена: как Владимир Путин сошелся с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов Фото РИА Новости
Forbes публикует воспоминания о службе главы Ростеха Сергея Чемезова в Дрездене
При всех заслугах Сергея Чемезова он вряд ли добился бы того, что сейчас имеет, если бы не Дрезден, считают люди, знакомые с главой Ростеха. Служба в Дрездене по сравнению с работой в Берлине или тем более в столицах государств капиталистического лагеря считалась почти ссылкой, но именно здесь, в тихом городке на Эльбе, у Чемезова состоялась встреча, перевернувшая всю его жизнь.
В 1985 году в панельном доме на Радебергерштрассе 101, где жили семьи советских офицеров и сотрудники «Штази» (восточногерманской разведки), появился новый жилец. Это был Владимир Путин, старший оперуполномоченный Первого управления КГБ. В соседях у Путиных — семья Чемезова, руководителя представительства некого засекреченного производственного объединения «Луч». Про дружбу с Путиным тех времен Чемезов однажды вспоминал в интервью журналу «Итоги»: «Жили в одном доме, общались и по службе, и по-соседски».
Владимир Усольцев, подполковник КГБ, автор книги «Сослуживец» (о совместной службе с Путиным в Дрездене), по просьбе Forbes рассказал подробности о персонаже своей книги по имени Сергей. В нем угадывается нынешний глава «Ростеха». Правда, от прямого ответа на вопрос, описывал ли он в своей книге именно Чемезова, автор уклонился — ведь и Путина в книге он называет «Володя-малый».
— Когда вы в первый раз познакомились с «Сергеем»? Какое впечатление он на вас произвел?
— Я не могу уже вспомнить точное время появления Сергея в Дрездене. Где-то под осень 1983-го года. Выглядел он вполне типично для оперработника, которому уже перевалило за тридцать: аккуратно и со вкусом одет, в хорошей физической кондиции, еще стройный, но уже тяготеющий к «заматерению». Располагающая приветливая улыбка. Прост и скромен, не амбициозен, всегда в хорошем настроении. Он выглядел вполне счастливым человеком. Попал в «отстойник» — в провинциальную разведгруппу, ну и хорошо, и здесь жить можно. Начальство прессует, да и Бог с ним, как-нибудь переживем.
Если попытаться охарактеризовать его одним словом, то наиболее точным было бы сказать о нем «симпатяга».
— Может быть, вы помните, когда и как состоялась первая встреча Сергея и Владимира Путина в 1985 году?
— Володю привез из Берлина в группу, по-моему, Борис (имеется в виду Борис Мыльников, экс-руководитель Антитеррористического центра стран СНГ. — Forbes), и здесь мы все тут же и перезнакомились. Без церемоний. Опера между собой держались вполне простецки, как простые мэнээсы (младшие научные сотрудники. — Forbes).
— Жили все в одном месте?
— Мы все, кроме шефа, жили в одном типичном панельном доме на Радебергерштрассе, 101 (по-нашему, в одном подъезде), и все на разных этажах, бегая вверх-вниз друг к другу в гости.
— В книге вы пишете, что у Путина и Сергея была одна машина на двоих, а какая марка машины была и как они на ней ездили? Кто любил порулить, а кто был пассажиром?
— Машины у нас были «Лады» — «шестёрки» или «тройки». Одна машина на двоих означает, что один день машиной владеет один, а следующий день — другой. Соответственно планировались оперативные мероприятия, требовавшие перемещение на колесах. Рулить любили оба. Оба были отменными водителями, получившими опыт вождения еще до прихода на службу.
— Вы работали в одном кабинете с Путиным. Часто ли к вам заходил Сергей? Его кабинет был в том же здании?
— Да, все мы имели рабочие места в одном здании на Ангеликаштрассе, 4. И Сергей заходил к нам весьма часто. Наша комната —самая просторная — была своего рода клубом
— Вы довольно часто упоминаете марку пива Radeberger — это что, было самое любимое пиво советских разведчиков в ГДР?
— Это одна из лучших марок пива, выпускавшихся в ГДР. Завод этот был у нас под боком, вот мы туда и наведывались. Не на завод, естественно, а в близлежащий ресторанчик, где наполняли небольшие бочоночки свежим пивом. По ценам сейчас не помню, но Radeberger был на 10 процентов дороже прочих сортов.
— Вы пишете, что «дрезденцы» часто давали друг другу клички. У Путина была «Ути-Пути», а была ли кличка у Сергея?
— «Завхоз». Сергей был ответственным за хозяйство группы, и он отлично с этим справлялся. У него был явный талант для должности зама по хозяйственным вопросам у любого генерального директора.
— Сергей хорошо стрелял, в Германии, как он позже вспоминал, пристрастился к охоте, какие еще были у него увлечения?
— О том, что Сергей пристрастился к охоте, слышу впервые. Стреляли мы только из табельных пистолетов Макарова, и всего лишь один раз «особисты» устроили нам стрельбу из автоматов Калашникова. С немцем-полицейским на соревнованиях (об этом состязании и проигрыше немцу Чемезов однажды вспомнил в интервью. — Forbes) тягаться было трудно. Это был почти профи, активный спортсмен, вроде наших сборников-мастеров при штабе армии. Хотя, однажды, помнится, Сергей его перестрелял. Сергей спортивен. В молодости был неплохим боксером, и соревновательный дух ему присущ. Но чем Сергей был симпатичен — он не ипохондрил никогда оттого, что занимал вторые и иногда третьи места (второе место иногда перепадало подполковнику Кристиану Манке из управления МГБ. Даже я однажды умудрился перестрелять Сергея). Соревновался он по-настоящему и если проигрывал, то достойно.
— До сих пор нет четкого понимания, чем занимался Сергей в ЭПО «Луч»: разведкой, контрразведкой или контролировал восточногерманскую партноменклатуру?
— Давайте этот вопрос останется без ответа.
— Вы писали, что служба в Дрездене была бесперспективной в плане карьеры — своего рода «ссылкой». Какие планы были на тот момент у Сергея, к чему он стремился?
— Уровень притязаний у Сергея вполне соответствовал его возможностям, и в этом смысле ему можно было и позавидовать, и он сам мог чувствовать себя счастливым. Отслужить в разведгруппе с повышением в должности, получением звания подполковника и направлением в Центр — это было пределом мечтаний каждого сотрудника в представительстве КГБ при МГБ ГДР. И Сергей этого достиг.
— Общались ли вы с Сергеем после службы в Дрездене, готов ли он был помочь вам с продвижением по службе, с новой работой или просто советом?
— Да, пару раз мы встречались в Москве где-то в 1989-м году. Тогда о какой-либо помощи речь идти не могла. Наступала новая эра, и пути наши разошлись.
И зря многие считали, будто скандалы с панамскими офшорами никак не скажутся на общем положении дел, будто "все останется как было", а наше уголовное болото опять подернется ряской свежей долларовой зелени.
Сразу после панамского скандала, в мае прошлого года грызня между друзьями Путина (явно испытывающими негатив к Чемезову, который ни за что не отвечает персонально и по бумагам ничем не владеет), а так же обострились и так не простые отношения между президентской и министерской ветвями оперативного управления.
Прикол противостояния в "кремлевском тандеме" в том, что министерская ветвь традиционно пользуется офшорами на Кипре, где тоже возникает много проблем, но основные проблемы 2013 года еще воспринимались в русле "наверно, они это делают законно, хотя…" А президентская ветвь, как выяснилось, с некоторыми участниками министерской — прочно обосновалась на Панаме. И восприятие панамского скандала во многом определило отношение международного сообщества к этому срамному бесстыдству под соусом американской борьбы за демократию во всем мире.
Итак, посмотрите, как подается уточненная биография Сергея Чемезова сразу после публикации панамских документов в разделе "друзья Путина". И "Ростех" там остроумно именуется "Роспылесос".
8.05.2016 г. "Роспылесос" Сергея Чемезова
Сергей Чемезов
Карьера дрезденского друга Владимира Путина: только вверх, несмотря на отсутствие каких бы то ни было достижений
Имена "друзей Путина" чаще всего на слуху из-за их "нескромности в быту". Предметом скандальных разоблачений обычно становятся дворцы, виллы, земельные угодья, коллекции яхт, парки раритетных автомашин, шубохранилища, офшорные счета и многомиллиардные долларовые состояния, одним словом, все нажитое непосильным трудом на галерах госслужбы. В других случаях деятели из ближнего круга вождя сами эпатируют публику экстравагантными откровениями, например про "чекистский крюк".
Гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов держится в тени. Он не щеголяет тем, что ел глухаря с государем, и не поучает про патриотизм. На телеэкране он тоже не часто, появляясь там, лишь когда того требует протокол, и предпочитая не говорить, а ограничиваться своей фирменной улыбочкой опытного вербовщика. Все это свидетельствует, по крайней мере, о наличии ума, такта, понимания своего места в кремлевской вертикали, умении соблюсти субординацию и качественно замаскировать амбиции.
При всем том Чемезов не просто близок к первому лицу, но знаком и дружен с ним три десятка лет и в неписанной табели о рангах числится по высшему разряду – входит в состав неформального путинского "политбюро". Начиная с 2001 года, его прочили то в губернаторы Иркутской области, то в премьеры, то в директора ФСБ, а в 2007 году даже в "преемники".
Что значит удачно жениться!
В 2014 году (декларации за 2015 год еще не опубликованы) официальный доходСергея Чемезова составил 123,484 млн рублей – в два с лишним раза больше, чем в 2013 году. На тот момент в собственности Чемезова значились три земельных участка общей площадью почти 7 га (69 392 кв. м), три жилых дома (1673, 513,3 и 202,2 кв. м), квартира (385,6 кв. м), гараж (182 кв. м), нежилое помещение площадью 390,3 кв. м (общая долевая собственность, ¼ ) и еще десять хозяйственных нежилых помещений общей площадью 1226 кв. м. Помимо этой недвижимости в пользовании главы "Ростеха" находится квартира площадью 259,7 кв. м. Наличествует и автопарк. В частности, налоговая декларация зафиксировала наличие нескольких ретро-авто: малосерийный лимузин для высшей советской номенклатуры ГАЗ-13 "Чайка", легендарный советский ЗИЛ-410470 для членов Политбюро, а также "Кадиллак Эльдорадо" – одна из самых дорогих американских представительских машин (модельный ряд трехдверных "Кадиллаков" класса personal luxury). Помимо это – легкий спорткар "Мерседес-Бенц" 280 SL (тоже ретро, не производится с 1971 года), два мотовездехода (квадроциклы Arctic Cat-ATV 650 Pro и POLARIS Ranger RZR), два снегохода (SKI-DOO Skandic SWT 500F и LYNXY eti PRO V-800 ARMY), снегоболотоход YAMAHA YXZ700F PHINO, легендарный мотоцикл Harley-Davidson FLHTCVTG TRIG, трактор ВТЗ-2048А, автоприцеп. Зафиксированы также отечественная "Лада Калина" и электрокар "Лада Эллада" – таким, кроме Чемезова, владеют лишь министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и король Иордании Абдалла II.
Годовой доход всего семейства Чемезовых в 2014 году – два миллиарда 250,139 млн рублей. Свои 2,126 млрд рублей в семейную копилку внесла главная добытчица, Екатерина Игнатова, вторая жена Чемезова, с которой он сочетался браком в 2004 году. Земли у нее оказалось много больше, чем у супруга: шесть земельных участков площадью чуть более 26 га (26 309 кв. м). В 2014 году супруга главы "Ростеха" стала владелицей дома площадью 4442,5 кв. м. С автопарком у супруги дело обстоит хуже, чем у мужа: всего лишь "Волга" ГАЗ М21 и компактный пикап "Мицубиси" L200.
Согласно официальной биографии, в 1994 году Екатерина Игнатова окончила Московский государственный университет путей сообщения (до 1993 года это был Институт инженеров железнодорожного транспорта). Свою трудовую карьеру, несмотря на диплом "железнодорожного" экономиста, она начала на кафедре устного перевода Московского государственного лингвистического университета. Потом попала в Управление делами Президента РФ, где ее пути и пересеклись с Чемезовым. Под его началом она затем работала в "Промэкспорте", занимавшемся продажей вооружений со складов Минобороны, а затем и в "Рособоронэкспорте". По данным Forbes, Екатерина Игнатова владеет 70% компании "Кате", поставляющей АвтоВАЗу автоматические коробки передач для "Лады Калины", также ей принадлежит13% акций созданного Михаилом Прохоровым банка "Международный финансовый клуб" (МФК). Причем госпожа Игнатова не просто акционер, но председатель Совета директоров МФК. Сам Чемезов в 2010 году тоже стал членом Совета директоров МФК, в состав которого входят еще миллиардеры Виктор Вексельберг, Михаил Прохоров, Александр Абрамов. Помимо этого супруга Чемезова – основная владелица сети городских ресторанов "Этаж", клуба Ye, DJ-бара Picasso, пиццерии "dal Капо", бара "Аквапарк", ресторана "Троя" и кафе-кондитерской "Эклер". В 2011 году "Ведомости" опубликовали сведения, что г-жа Игнатова была совладелицей нефтегазового холдинга "Итера" (третья по величине газовая компания России), акции которого приобрела через принадлежавший ей же белизский офшор Elsamex Enterprises Ltd, но затем из принадлежавших ей 5,1 процентов акций "Итеры" 4 процента продала другому офшору, Symius Global Corp.
Сам Чемезов тогда уверял, что он и понятия не имел, что его супруга – совладелец холдинга "Итера" и долларовый мультимиллионер, и что это для него полный сюрприз… В другом интервью он говорил, что не видит ничего предосудительного в том, что его родственники занимаются бизнесом, который пересекается с деятельностью возглавляемой им госкорпорации. В частности, имелись в виду закупки производимых принадлежащей Игнатовой фирмой "Кате" автоматических коробок передач для АвтоВАЗа, где Чемезов заместитель председателя Совета директоров, и КамАЗа, где глава "Ростеха" председатель Совета директоров. Никакого конфликта интересов, мол, здесь нет и быть не может, поскольку "сфера работы "Ростехнологий" так обширна, что, где бы ни работала Игнатова, при большом желании связь с госкорпорацией можно было бы везде притянуть за уши". Правда, как выяснили коллеги из "Ведомостей", ни к каким другим топ-менеджерам этой госкорпорации такую связь за уши притянуть не получается, поскольку "только члены семьи самого Чемезова занимаются бизнесом, который связан с госкорпорацией". Тем не менее, представители госкорпорации тогда уверяли, что "проблемами российского автопрома" и производством автоматических коробок передач Екатерина Игнатова занимается "с конца 1990-х годов", но хронология тут явно страдает: неужели они делали эти самые коробки прямо в Управлении делами президента, "Промэкспорте" или "Рособоронэкспорте"?! Еще представители госкорпорации уверяли, что ООО "Кате" было создано в 2004 году, когда, мол, "Ростехнологий" еще и в проекте не было, потому "искать причинно-следственные и родственные связи в этом случае не стоит. Их просто не было и нет". Конечно же, нет, ведь именно в 2004 году г-жа Игнатова вышла замуж за г-на Чемезова. И после этого замужества ее деловые таланты расцвели ярко и пышно.
Роспылесос, или Авто-мото-вело-фото-бричко-тракторный завод
В руках Сергея Чемезова – мощнейшая госкорпорация страны, крупнейший промышленный гигант, единолично распоряжающийся фактически всем машиностроением государства и по своей совокупной финансово-экономической мощи, быть может, уже превзошедший даже такое "национальное достояние", как "Газпром". А уж по части лоббирования своих интересов и выколачивания средств из госказны ведомство Чемезова эту "естественную монополию" точно превзошло. Когда в 2007 году учреждали государственную корпорацию "Ростехнологии" (позже переименована в "Ростех"), ее прозвали "Роспылесос", поскольку еще на заре своего создания эта корпорация попыталась "всосать" в себя чуть не всю промышленность страны. Если первоначальный список имущества, планируемого для передачи детищу Чемезова, не превышал 250 предприятий военно-промышленного комплекса, то создатели будущей госкорпорации запросили аж 600 производств, из которых не менее 20 процентов – чисто гражданские, вплоть до типографий, к военной сфере отношения не имевшие, зато сами по себе вполне прибыльные. Так, в списке Чемезова фигурировали десятки ведущих фармацевтических предприятий и НИИ. Необъяснимые, на первый взгляд, притязания на высокоприбыльное производство обосновывали необходимостью обеспечить… биологическую безопасность государства. Мало того, госкорпорация замахивалась еще и на функцию госзаказчика оборонной продукции, получателя и распорядителя бюджетных средств. При этом все должно было выглядеть так: сами всё разрабатываем по собственному разумению, сами же испытываем, заказываем и производим. А потребитель получает – по монопольным ценам – то, что ему соизволят дать… Уже на подготовительной стадии получался натуральный Голем: огромный и неповоротливый, зато сокрушительно могучий, который должен был выпускать все, от титана и стального проката до пароходов-паровозов-самолетов-вертолетов-танков-пушек-ракет-труб-таблеток.
Амбиции "Ростехнологий" возмутили тогда практически все заинтересованные министерства, службы и ведомства: Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, Минтранс, Минобороны, Федеральную антимонопольную службу. Помимо фармакопеи, камнем преткновения стали притязания команды Чемезова на КамАЗ, УАЗ, "Уралвагонзавод", Тверской вагоностроительный завод, "Технопромэкспорт", Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и целый ряд авиакомпаний. В самой резкой форме отпор притязаниям "Ростехнологий" попыталась дать тогдашняя глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Как полагала Набиуллина, если госкорпорация создана для оптимизации деятельности военной отрасли – именно так обосновали необходимость учреждения новой корпорации, – зачем ей производства, не связанные с заказами для нужд обороны?! Минэкономразвития тогда счел нецелесообразным передавать Чемезову активы КамАЗа и госпакеты еще свыше 120 предприятий. Минпромторговли тогда же заблокировал передачу под крыло Чемезова фармацевтических предприятий, а первый вице-премьер Сергей Иванов и глава РЖД Владимир Якунин солидарно отказали в "выдаче" Чемезову "Уралвагонзавода"… Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин в июне 2008 года направил в правительство официальное письмо о том, что передача ряда активов "Ростехнологии" – это откровенная попытка увода доходов госбюджета, поскольку и механизм продажи активов непрозрачен, и никакой контроль над доходами госкорпорации невозможен.
На ту критику Чемезов отреагировал оперативно: обвинил обидчиков в лукавстве, демагогии и желании "завести реальное дело в тупик". "Отвечая на все возможные выпады со стороны оппонентов образования госкорпораций и ГК "Ростехнологии", в частности, – писал он, – заявляю: у нас нет цели "подмять" под себя всю отечественную промышленность. А обвинения госкорпорации "Ростехнологии" и "Рособоронэкспорт" в каком-то мифическом рейдерстве не только беспочвенны, но даже противозаконны".
И вскоре на свет появилась, цитирую Федеральный закон от 23 ноября 2007 года, "Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции". По сути, гигантский управленческий аппарат, ничего сам не производящий, зато контролирующий фантастические финансовые потоки. Во главе с Сергеем Чемезовым…
Горный инженер секретного значения
Из года в год официальная биография Сергея Чемезова прирастает перечнем регалий, чинов, званий, членств и председательств во всевозможных правлениях и советах директоров, фондах, наблюдательных и попечительских советах. Каждые два-три года он получает государственные награды – у него уже пять орденов Российской Федерации, при этом все указы о награждении закрытые, словно глава госкорпорации выполняет спецзадание в глубоком тылу врага. Скупы сведения о его жизненном пути, официальная хроника изъедена хронологическими лакунами. Довольно долго эта недосказанность порождала догадки относительно принадлежности Чемезова то ли к Лубянке, то ли даже к "соседям" – так традиционно именуют военную разведку. Что подтверждалось наличием звания: Сергей Викторович – генерал-полковник.
Трудовую деятельность Чемезов начал в Иркутском государственном научно-исследовательском институте редких и цветных металлов (Иргиредмет) Министерства цветной металлургии СССР. Минцветмет, ведавший тем НИИ, принадлежал к числу наиболее мощных и влиятельных общесоюзных министерств, и занимались там не столько цветными металлами, сколько стратегическим сырьем для еще более могущественного ведомства – Министерства среднего машиностроения, фактически министерства атомного вооружения. Примечательно, что оба эти неразрывно связанные ведомства бессменно и чуть ли не до конца советской власти возглавляли "железные" сталинские наркомы: Минцветмет – Петр Ломако, Минсредмаш – Ефим Славский. Обоих выдвигал еще Сталин, оба трудились над созданием первых советских атомных и водородных бомб под личным руководством Берии.
Один из бывших цветметовцев заметил в беседе, что в 1970-х – начале 1980-х годов на собственном опыте убедился: и на местах, и в центральном аппарате министерства порядки были предельно суровы, консервативны, везде господствовал дух тотальной секретности и всеобщего доносительства. Потому там всегда в цене были беспрекословные исполнители, не имеющие своего мнения.
После НИИ Чемезов трудился в "экспериментально-промышленном объединении "Луч", одном из важных подразделений атомного ведомства СССР, с 1983 по 1988 год возглавлял восточногерманское представительство "Луча" в Дрездене. Затем последовал странный перевод во внешнеторговое объединение "Совинтерспорт", но это уже несущественная деталь. Главное – Дрезден, где Чемезов жил в соседней с Путиным квартире в доме на Радебергер-штрассе.
В конце 1999 года, когда знакомство с Владимиром Путиным стало конвертируемой валютой, Чемезов, служивший тогда начальником управления внешнеэкономических связей Управления делами президента, был поставлен во главе ФГУП "Промэкспорт", о котором ныне мало кто помнит. Формально занимаясь сбытом за рубеж "излишков" имущества Минобороны, в реальности оно выступало опасным конкурентом приснопамятной компании "Росвооружение", которую тогда лапидарно прозвали "Росвор". С появлением Чемезова в "Промэкспорте" оказался связан ряд событий, удививших сообщество оружейных торговцев. Сначала засбоил сам "Промэкспорт", доходы которого так резко упали – с 250 до 120 млн долларов, что он скатился со второго места среди российских экспортеров вооружения на четвертое, отставание же от "Росвооружения" было 12-кратным. Как "эффективный менеджер" Чемезов явно не состоялся, зато первый год его пребывания в оружейном бизнесе ознаменовался грандиозным скандалом. "Росвооружение" тогда подготовило контракт на поставку в Колумбию вертолетов Ми-17, но в самый последний момент, когда с покупателем уже все согласовали, в Боготе вдруг появились посланцы Чемезова, предложившие колумбийцам те же вертолеты дешевле. Совершенно запутавшиеся колумбийцы вообще отказались от сделки. Схожая история была в Индии: ВВС этой страны объявило тендер по одной из систем вооружения, "Росвооружение" провело серьезную предварительную работу, индийцам предложение фирмы понравились, оно было отправлено на рассмотрение в тендерный комитет, и вдруг там же совершенно неожиданно появилась заявка "Промэкспорта", предлагающего то же самое, но на 15 процентов дешевле. Индийцы в недоумении приостановили рассмотрение российских предложений, контракт был сорван… Аналогичные истории имели место и в других странах, убытки "Росвооружения" были огромны, компанию почти выкинули с рынков в Алжире, Ливии, Сирии, ОАЭ, хотя прежде там она имела самые лучшие шансы на контракты. Возможно, интрига заключалась в том, что "Росвооружением" руководил ставленник Ельцина или его "Семьи" Алексей Огарев. Вскоре "Росвооружение" и "Промэкспорт" слили в одно предприятие, а "друг нового царя" Чемезов получил руководящее кресло в "Рособоронэкспорте", правда, пока еще в качестве первого заместителя.
Далее его карьера обрела устойчиво восходящую направленность. Правда, поначалу начальником Чемезова стал Андрей Бельянинов, бывший заместитель Чемезова в "Промэкспорте". В ответ Чемезов наотрез отказался переезжать на Гоголевский бульвар, в головной офис "Рособоронэкспорта", со Стромынки, где находились помещения бывшего "Промэкспорта". Туда и вынужден был ездить на совещания к своему заму глава компании. Как едко заметил тогда один из подчиненных Сергея Чемезова, "дома не только стены родные, но и прослушка". В апреле 2004 года Сергей Чемезов – уже полноправный гендиректор "Рособоронэкспорта", а сама компания буквально на глазах превратилась в супервлиятельную, получив в январе 2007 года права монопольного экспортера вооружений.
Мечта прапорщика
Итак, "Ростехнологии". Корпорация подмяла под себя целые отрасли промышленности, поглотив при этом обширный участок и отраслей сугубо гражданских. Причем речь именно о поглощении уже существовавших производств, а не создании новых. Получив госпакеты акций 420-440 предприятий, который "тянул" тогда на 18-20 миллиардов долларов, сейчас "Ростех", цитирую сайт корпорации, "это 663 организации в 60 регионах страны". Правда, на другой страничке говорится, что в состав корпорации входит уже более 700 организаций. Заполучив летом 2008 года от государства столь колоссальные активы, "эффективный менеджер" первым делом затребовал у того же государства еще 7,22 миллиарда долларов в виде денежных средств и госгарантий.
В сентябре 2007 года, выступая в МГТУ имени Баумана, Чемезов признавал, что "мы впереди планеты всей лишь по добыче и продаже наших сырьевых ресурсов". Там же доктор экономических наук Чемезов поставил и свой диагноз: позарез нужна военная техника 5-го поколения, а военная промышленность производит продукцию лишь 3-го поколения, потому что оборудование чудовищно устаревшее и доля относительно современных станков не превышает пяти процентов. А с новыми технологиями и вовсе плохо, поскольку "мы до сих пор используем открытия и научные разработки, сделанные советскими учеными еще в 70-80-е годы прошлого века… Сегодняшнее состояние отечественного машиностроения исчерпало возможность конкурировать на внешнем, да и на внутреннем рынке". В конце своей речи доктор Чемезов еще и рецепт выписал: "Уже найден рецепт преодоления застоя… Это создание в наиболее важных секторах экономики государственных корпораций".
Итоги применения рецепта таковы. Еще в 2007 году Чемезов заверил, что с 2008 по 2012 год в России будет произведено "более 430 самолетов Ил-96, Ту-204, "Сухой Суперджет", Ту-334, Ан-148", а доля России в мировом производстве гражданской авиатехники к 2015 году увеличится с 1 до 5 процентов, достигнув к 2015 году 10 процентов. До 2025 года еще далеко, но обещанные 2012-й и 2015-й уже прошли. Производство Ту-334 провалено – не выпущено ни одного; Ил-96 – в указанный период не произведено ни одного, эксплуатируются лишь оставшиеся 11 из числа выпущенных "до Чемезова"; Ту-204 в 2008–2012 годы выпущено 27, да еще пять единиц в 2013–2015 годы. Ан-148 произведено в Воронеже с 2008 по 2012 год всего лишь 15 единиц, еще 13 выпущено с 2013 года. Лишь 22 лайнера "Сухой Суперджет 100" сделано с 2008 по 2012 год, зато с 2013 года их выпущено 77. По факту же вместо обещанных Чемезовым к 2012 году 430 самолетов авиапром осилил лишь 64. Потом, правда, слегка нарастили авиапарк за счет "Суперджетов", только назвать эту машину российской сложно, поскольку собирается она в основном из импортных комплектующих, да и до обещанных 430 все еще не дотянули, сделав за "время Чемезова" всего лишь 159 машин.
Еще можно вспомнить АвтоВАЗ, взятый под крыло командой Чемезова еще в 2005 году: как были автовазовцы убыточным предприятием, так и остались. В 2014 году чистый убыток АвтоВАЗа составил 25,4 млрд рублей. А убытки ВАЗа за 2015 год вообще стали рекордными за всю его историю – 73,851 млрд рублей. Продажи, если сравнивать с 2005 годом, упали более чем в 2,6 раза. Однако один из самых близких Чемезову людей, Владимир Артяков, в 2006–2007 годах президент и гендиректор ОАО "АвтоВАЗ", лишь за 8 месяцев своей работы в этом качестве только в качестве премиальных получил около 1,5 млрд рублей.
Чемезов неоднократно заверял: чтобы избежать зависимости от Украины, Россия уже создала свои двигатели для вертолетов "Ми" и "Ка" и вовсю их производит. Но при этом приводятся какие-то странные цифры. В 2012 году было сообщено, что "Климов" резко увеличил объемы производства вертолетных движков, доведя их выпуск в 2011 году до 260. Но уже в 2014 году тот же Артяков, первый заместитель Чемезова, сообщил, что производство это все еще "опытно-конструкторское", то есть не серийное, и ставится задача увеличения серийности производства с 50 двигателей в 2014 году до 350 – к 2017 году. Что же за 260 движков тогда сделал "Климов" в 2011 году, если в 2014-м прогрессом сочли выпуск 50? В феврале 2015 года и генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Владислав Масалов проговорился: лишь "в прошлом году на производстве ОАО "Климов" были собраны первые десять двигателей полностью из российских комплектующих". То есть и в 2014 году не было даже и полусотни полностью своих, только десять! Значит, когда в июне того же 2014 года господин Чемезов докладывал, что "на сегодняшний день мы выпускаем около 50 штук в год", он лукавил?
Сегодня детище Чемезова фактически никому не подконтрольно, не считая, конечно, президента. По части непрозрачности равных этой госкорпорации нет: согласно Федеральному закону № 270-ФЗ от 23 ноября 2007 года "интересоваться" положением дел в "Ростехе" вправе только президент – и больше никто. Специально оговорено, что ни федеральные органы государственной власти, ни органы госвласти субъектов РФ или муниципальные органы местного самоуправления "не вправе вмешиваться в деятельность Корпорации". Более того, годовой отчет госкорпорации до недавнего времени вообще не подлежал публикации, направляясь лишь президенту и в правительство. После внесения поправок в закон отчет все-таки должны публиковать на официальном сайте, но, как оговорено, "с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства … о коммерческой тайне". Но в военно-промышленной корпорации по определению секретно всё.
На "Ростех" не распространяется действие ряда пунктов статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" – статьи, как раз и регламентирующей порядок осуществления контроля. Много и других бонусов. Например, "Ростех" нельзя признать банкротом, корпорация "не отвечает по обязательствам Российской Федерации", а государство, в свою очередь, тоже не отвечает по обязательствам госкорпорации… Не случайно еще в 2007 году Сергей Чемезов одним из главных преимуществ госкорпорации называлименно кардинальное расширение ее правовых возможностей: облеченная государственной властью корпорация "действует эффективно, стабильно и без бюрократических проволочек".
Впрочем, с биографией этого похотливого чекиста надо еще разбираться и разбираться, поскольку именно этот "завхоз" приложил липкую ручонку к немеренной зарубежной советской собственности…Тут ведь надо еще какой-то психологической устойчивости набраться, разбирая деятельность подобных прыщей из чекистских завхозов… Ведь это даже не считает нужным задумываться, что творит… и продолжает творить.
И посмотрите, никто не знает куда применить очередной "законодательный" высер нашей выдающейся депутатки Ирины Яровой, а вот Чемезов, оказывается, в полной готовности!
Практичный Чемезов уже знает, как нажиться на законах Яровой
«Единая Россия» тоже не обеднеет
Руководитель концерна "Ростех" Сергей Чемезов имеет хороший нюх на денежные проекты, что в принципе и не удивительно, учитывая, что в бывших "ростехнологиях" технология по сути осталась одна: конвертировать государственные средства в частные, и распихать их по карманам нужных людей. При этом жуликоватые якобы проекты даже и не особо маскируются под нечто наукообразное. Таким образом, президенту Путину был показан совершенно бесполезный "стреляющий робот", фиктивный "первый российский айфон", украинские вертолетные моторы отверточной сборки под видом "импортозамещения". Причем предавшему огласке некоторые из этих фактов известному блоггеру Рустему Адагамову даже пришлось какое-то время скрываться от дружественных Чемезову российских силовиков за границей. Нетрудно найти воспоминания о том, что контролируемая "ростехнологами" корпорация "Нацимбио" стала по сути монопольным государственным поставщиком вакцин от туберкулеза и СПИДа. Таким образом, все другие российские производители фактически обречены на банкротство.А учитывая, что мощностей "Нацимбио" не хватает на то, чтобы обеспечить производство заявленного количества лекарств, можно предположить, что их заменят какие-то китайские "аналоги", мутным способом ввезенные в Россию. А не странно ли, что Дмитрий Медведев подписывает постановление о предоставлении российским автопроизводителям субсидий на создание и организацию производства беспилотных транспортных средств, и тут же фактический хозяин АвтоВАЗа (автопроизводитель, которому государство "простило" все долги), как Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК, входит в «Ростех») и рыбинское КБ «Луч» заявили об "успешных летных испытаниях первого в стране беспилотного летательного аппарата, полностью напечатанного на 3D-принтере". Стоит отметить, что по мнению специалистов, чемезовский "3d-принтер" — такая же фикция, как и "русский айфон". Ну и конечно же Чемезов не мог пройти мимо нашумевших "законов Яровой", не попытавшись срубить денег и на них. О новых инициативах главы "Ростеха" рассказывается в материале Forbes.
Когда Дмитрий Медведев призывает однопартийцев к реализму и отказу от пустых обещаний, вроде бы от других видных «единороссов» меньше всего следует ожидать осады правительственных кабинетов с требованиями бюджетных субсидий, налоговых льгот и прочих радостей докризисной жизни. Но как партии власти добиваться успеха в честной конкурентной борьбе, если сам партийный лидер желает хорошего настроения пенсионерам, ожидающим полноценной индексации, а его соратники, в ответ на сетования о неподъемности ипотечных платежей, не находят ничего лучшего, как обратить внимание на стоимость гаджета в руках у сетующего? Где найти деньги для победы, если их в принципе нет и избирателей упорно убеждают в отсутствии таковых?
Эту задачу можно было бы счесть неразрешимой, не будь в бюро высшего совета «Единой России» такого госолигарха, как Сергей Чемезов. Причем дело вовсе не в причастности предприятий «Ростеха» к освоению оборонзаказа. «Бюджет сокращается, потому что сокращаются доходы. Цены на нефть и газ не так высоки, как нам бы хотелось, а это основной источник бюджетной выручки. Поэтому, конечно, государственные оборонные заказы уменьшаются, что вполне понятно», — стоически и вполне реалистично рассуждал Чемезов в мартовском интервью The Wall Street Journal, прогнозируя почти 10% сокращение расходов на оборонку.
В распоряжении «Ростеха» есть вечный двигатель госсубсидий в виде АвтоВАЗа. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в понедельниксообщил, что правительство поддержит предложение акционеров автоконцерна и спишет 20 млрд рублей его долга. Но это скорее латание финансовой дыры, а не снабжение «живыми деньгами», которые при прочих равных могли бы стать бриллиантами для триумфа «Единой России».
Зато в свете некоторых и наиболее одиозных законотворческих инициатив партии власти неожиданно и весьма ярко заиграли иные, прежде не столь заметные активы, входящие в чемезовскую империю. Например, принятию и подписанию президентом «пакета Яровой» предшествовало вхождение «дочки» «Ростеха» — Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) – в число учредителей компании «Булат», призванной обеспечить «импортозамещение в сфере телекоммуникационного и ИТ-оборудования».А в июне «Булат»объявило создании отечественной системы хранения данных. Иными словами, производящие «железо» подопечные Чемезова неплохо подготовились к вступлению в силу антитеррористических поправок, которые наводят ужас на мобильных операторов и интернет-компании именно из-за необходимости тратить триллионы на хранение информации.
Не исключено, что как раз наличие такого джокера позволило Владимиру Путину презреть очевидные риски и все-таки подписать «пакет Яровой».
Электоральные минусы, которые «Единая Россия» получает в связи со столь одиозным дембельским аккордом, перекрываются ощутимыми финансовыми бонусами для одного из ключевых ее спонсоров. И, что немаловажно, этот спонсор входит в путинский, а не чей-либо еще «ближний круг».
Закон о запрете ГМО-продукции, подписанный президентом чуть раньше, с точки зрения знатоков был не менее одиозен, хотя вызвал меньше ажиотажа. Но и эта новелла стала своеобразным «подарком» Сергею Чемезову. А точнее еще одной окормляемой им компании – «Уралкалию».
Пару лет назад глава «Ростеха» категорически отрицал предположения журналистов, что его председательство в совете директоров «Уралкалия» связано с желанием помирить этого производителя удобрений с белорусскими партнерами. «Я не специалист по Белоруссии», — объяснял Чемезов в интервью Bloomberg.
Допустим, чемезовский друг детства и деловой партнер «Ростеха» Виталий Мащицкий тоже не обладает специальными навыками общения с Минском, хотя и начинал свой путь в большой бизнес под патронажем Павла Бородина. А тот, как известно, 11 лет занимал пост госсекретаря союзного государства Россия-Беларусь.
Однако именно при Чемезове трехлетний калийный спор славян между собою имеет шанс благополучно завершиться. «Это всем будет выгодно», —прокомментирова лвозможность восстановления альянса с «Беларуськалием» новоиспеченный совладелец «Уралкалия» белорусский бизнесмен Дмитрий Лобяк.
Вообще тот факт, что прохоровская доля в калийном гиганте ушла именно в Белоруссию, уже говорит о многом. Благо Александр Лукашенко в конце июня говорил: «Сегодня они [«Уралкалий»] готовы с нами объединяться. Мы не против — объединяйтесь, но на наших условиях. Давайте договоримся, сколько будете производить вы, сколько будем производить мы. Поделим рынки и не будем соперничать друг с другом».
Но появление Лобяка, который пусть и на сбербанковский кредит, но все же откассировал Прохорова, довольно сложно назвать «объединением на белорусских условиях» или, по сути, капитуляцией «Уралкалия», фактически подразумевавшейся Лукашенко. Произошло что-то, заставившее Минск стать более гибким в вопросах возобновления «калийного» сотрудничества.
И вполне возможно, не последнюю роль тут сыграл российский запрет ГМО-продукции, закрепивший монополию производителей удобрений на весьма емком отечественном аграрном рынке. На фоне глобальной экспансии ГМО «Уралкалий», «Беларуськалий», равно как их «смежники», производящие фосфаты, пестициды и т. п., рискуют потерять Китай, Индию, в конечном счете весь мир, кроме России. Поэтому грех не попытаться застолбить себе место в этом раю, не испорченном чудесами биотехнологического прогресса.
Тем более что белорусские аграрии чуть ли не первыми ощутили на себе, насколько жестко Москва намерена бороться с ГМО. 8 июля, буквально через три дня после подписания Путиным соответствующего закона, Россельхознадзор попросил Минск приостановить поставки продукции, в которой были обнаружены генно-модифицированные компоненты. В этот же день стало известно о сделке между Лобяком и Прохоровым.
У стратегического, но взбалмошного союзника появляется дополнительный повод дружить и не играть на соседних, «неприятельских», досках. А у фрондирующего миллиардера — меньше поводов играть против власти внутри страны. Ведь это она, власть, создала условия, обеспечившие ему, миллиардеру, выход из ставшего обременительным актива.
Опять же, не беремся утверждать, что именно Сергей Чемезов свел Прохорова с Лобяком. Хотя это ведь прохоровская группа «Онэксим» в 2014-мвыдвинулаглаву «Ростеха» в совет директоров «Уралкалия».И это не единственный пример их сотрудничества. Супруга Чемезова Екатерина Игнатова – крупный акционери председатель совета директоров прохоровского банка «Международный финансовый клуб». А экс-губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко называли «человеком Прохорова» не намного чаще, чем «человеком Чемезова». «Беда Ерощенко в том, что он никогда не имел опыта предвыборной работы. В мае 2015 года его рейтинг в области был около 65%. Он посчитал, что этого достаточно, не нужно ничего делать, и уехал в отпуск. А все его конкуренты активно работали. И в результате он проиграл, уступил конкуренту самую малость», – не скрывал своего сожаления в связи с итогами иркутских выборов глава «Ростеха».
Сам Чемезов – не публичный политик, но в своей епархии таких ошибок не сделает. Слишком хорошо чувствует конъюнктуру. В том числе предвыборную. Нынешние его победы – наглядное подтверждение. Что бы ни говорили критики про «пакет Яровой» или запрет ГМО, но рядовой потребитель в полной мере ощутит на себе их побочные эффекты лишь после того, как сыграет роль избирателя, а нерядовые игроки извлекут из этих новелл все причитающиеся политические и финансовые бонусы.
И при этом ведь где только позорища не насобираешь с этим "знатоком технологий" из чекистских завхозов…
Сергея Чемезова «попросили» из Афганистана
Сергей Чемезов. Фото moscow-post.com
Еще одна авантюра «Ростеха» подходит к концу
Американцы по сути уже официально заявили о замене парка вертолётов российского производства, воюющих в Афганистане, на американские UH-60 Black Hawks. Причина — низкое качество обслуживания машин. При этом американская компания ARMA, представленная в России Виктором Токаренко (ООО «Инвестиционная группа С.А. и К.), АО «Вертолёты России», АО «Рособоронэкспорт» и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ) готовы ради своих корпоративных интересов уничтожить и ту ремонтную базу, которая существует в стране.
«Первым делом мы испортим вертолеты…»
Возня с организацией капитального ремонта вертолётов отечественного производства, используемых ВС Афганистана продолжается уже не один год. Но, несмотря на бравые заявления руководителей «Вертолётов России» о якобы имеющем место сотрудничестве с американцами, на деле, похоже, ничего не происходит. Генерал армии Джон Николсон (Army Gen. John Nicholson) в докладе сенатской комиссии США отметил, что: «…мы хотим получить эти вертолёты (UH-60 Black Hawks ред.) и экипажи на поле битвы как можно скорее». Такая спешка вызвана критическим состоянием афганского вертолётного парка, обусловленного полным отсутствием нормального механизма поддержки лётной годности. Именно по этой причине американский генерал ранее уже заявлял сенатской комиссии, что: «афганская война в «тупике» и Black Hawks необходимы, чтобы «выйти из тупика».
Вместе с тем, американская сторона отмечает, что вертолёты российского производства обладают уникальными характеристиками позволяющими решать весь спектр боевых и транспортных задач в Афганистане, но техническое состояние парка и неспособность российской стороны обеспечить поддержку лётной годности, толкает американцев к его полной замене. Информационный ресурс DEFENSETECH считает, что отказ России обеспечивать лётную годность ранее поставленных вертолётов может быть обусловлен тем, что США прекратили закупку дальнейших партий вертолётов у АО «Рособоронэкспорт». Не помогло и то, что специально для решения вопросов поддержания лётной годности в Афганистане США вывели АО «Рособоронэкспорт» из режима действующих санкций.
В американской оценке событий можно усомниться, тем более, что такая трактовка причины отказа в поддержке лётной годности может быть тождественна понятию «шантаж». Вероятно всё значительно проще и описывается ёмким словом – «бардак».
Странности торгово-посреднического холдинга «Вертолёты России» в вопросах налаживания качественного сервиса вертолётов российского производства известны давно. Да и сами руководители этой специфической организации скорее всего понимают это, потому в их среде гуляют обещания о создании системы сервиса не в прошедшем или настоящем, а в будущем времени уже на протяжении десятка лет. Но, как говорится, «а воз и ныне там». Американцы только констатировали факт, столкнувшись с большими проблемами по обеспечению эксплуатации вертолётов российского производства. А это очень плохой пример для других потенциальных покупателей российских вертолётов.
Вертушки одноразового использования
Год назад, ещё будучи гендиректором вертолётного холдинга, Александр Михеев сообщал, по сути, что торговля вертушками идёт из рук вон плохо. Говорилось и о критической ситуации с загрузкой мощностей ведущих российских вертолётостроительных заводов. Несмотря на бравые заявление нового руководителя холдинга Андрея Богинского, экспорт вертолётов по всей видимости продолжает снижаться. Загрузку предприятий пытаются обеспечивать посредствам формирования внутреннего заказа и через различные лизинговые схемы.
Сокращение же поставок наших вертолётов на экспорт, говорит о том, что участники глобального рынка, столкнувшись с проблемами поддержания лётной годности, начали переосмысливать свои планы. Так уж случилось, что первыми об этом заявили американцы… И не только заявили, но и приняли знаковое решение избавиться от вертолётов российского производства. Планируя за четыре года поставить в Афганистан до 159 отремонтированных UH-60A Black Hawks с целью заменить проблемный парк российских транспортных вертолётов Ми-17.
Подобная ситуация вызвана тем, что в холдинге забыли один из основных принципов торговли: «клиент всегда прав» и как кажется уже более десяти лет они пытаются «воспитывать» своих клиентов в духе командно-торговой и неповоротливой российской действительности, а результат один – провал…
И действительно, кому нужны нелетающие вертолёты, даже если они очень хорошие?! Похоже, что желающих иметь такие вертолёты становится всё меньше и меньше.
Когда эксплуатант (военный или гражданский, это неважно) принимает решение о покупке вертолёта, он должен руководствоваться не только красотой формы и изначальными сравнительными параметрами, но и практикой эксплуатации. А она, если верить американцам, у вертолётов российского производства, мягко говоря, не очень.
Новый вертолёт типа Ми-17 без проблем можно эксплуатировать первые 9 лет в рамках 2000 лётных часов (так называемый первый межремонтный ресурс). Наши вертолёты действительно отработанные и надёжные, поэтому, как правило, в первый межремонтный срок эксплуатации жалоб на технику не поступает. Но потом эксплуатант сталкивается с большими проблемами по поддержанию лётной годности. А ведь покупая вертолёт, он читает записанный в формуляре назначенный ресурс, который составляет 30 лет и 18000 лётных часов. Но, чтобы купленная техника полностью выработала свой ресурс (то есть окупила вложенные в неё деньги), через каждые 2000 лётных часов вертолёт надо ремонтировать. По всей видимости, в рамках монополии, устроенной АО «Вертолёты России» это большая проблема. Именно об этом и говорят американцы. При этом, они не перестают заявлять, что вертолёты российского производства имеют превосходные лётно-технические характеристики и замена их на UH-60 Black Hawks – это вынужденный ход. Не обуславливается ли это тем, что, российская командно-торговая система неспособна должным образом поддерживать лётную годность своей высокотехнологической продукции? Похоже, действительно, Россия стала-таки «сырьевой державой» и высокотехнологическая сфера – это не её «конёк». Что касается вертолётов, то, как одноразовый товар, пригодный для использования в первый межремонтный срок, они очень хорошие и качественные, а далее – большая проблема. Но кому нужен такой дорогой одноразовый товар?! Именно в этом и заключается основная причина снижения продаж, о которой докладывал Александр Михеев в бытность ещё гендиректором торгово-посреднического холдинга своему вышестоящему начальству.
Поправить дела за счет ОДКБНо в холдинге не унывают и на фоне своих неудач ищут новые формы продления своего бытия. По сообщению информационного агентства ТАСС в рамках недавно проведённой в Минске выставки MILEX-2017 «Вертолёты России» решили запустить программу строительства сервисных центров на сопредельных с Россией территориях, которые образуют ОДКБ. Со ссылкой на заместителя гендиректора холдинга Владислава Савельева, ТАСС сообщает, что: «…в ходе предстоящей выставки компания будет уделять большое внимание вопросам продвижения своих новейших вертолётов, а также вопросам сервиса и послепродажного обслуживания».
Как показывает американская практика, эксплуатации вертолётов российского производства созданием вертолётного сервиса торгово-посреднический холдинг занимается давно и по видимому безуспешно. За всё время его существования разговоров о сервисе было более чем достаточно, но ничего толкового создано не было. Примечательно, что одновременно на другом континенте, на выставке SITDEF-17 в Перу, другой заместитель генерального директора этого же холдинга Игорь Чечиков «пел точно такую же песню». Он заявил, что: «В ходе переговоров на предстоящей выставке мы будем уделять основное внимание вопросам сервиса и послепродажного обслуживания…». Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях сокращения заказов, деятели из холдинга решили активно подзаработать на сервисе. В принципе ничего необычного в этом нет, сервис вертолётов российского производства действительно давно следовало наладить не на словах, как это делают в АО «Вертолёты России», а на деле. Но сможет ли это сделать торгово-посреднический холдинг, большой вопрос…
Скорее всего, нынешняя активность холдинга в направлении строительства сервисных центов обусловлена текущим сокращением объёмов продаж. При заявленном сокращении военного бюджета РФ, который позволял хоть как-то поддерживать занятость на вертолётостроительных предприятиях России, повсеместное строительство так называемых сервисных центров позволит холдингу ещё какое-то время получать деньги на своё существование с потенциальных партнёров. Похоже, что, единственной задачей «торговцев вертолётами» является не технической прогресс и развитие производственных сил в отрасли, а объём средств, которые можно получить, эксплуатируя старый советский производственный задел, доставшийся холдингу даром. Поэтому нынешняя политика холдинга ориентирована, как мне кажется, не на создание новых моделей силами российских КБ Миля и Камова, а ,по всей видимости, именно на приобретение готовых разработок за рубежом. Такая политика несомненно приведёт к полному развалу российских конструкторских школ ибо, как известно, конструкторы должны конструировать, в противном случае они подвержены деградации…
Но руководство холдинга, вероятно, это мало беспокоит, в случае окончательного развала российских конструкторских школ, на территории, которую они сейчас занимают, можно будет построить, к примеру, очередной жилой комплекс. И на этом неплохо заработать. А новые разработки теперь приходится закупать у итальянцев…
Продуктовая линейка российских вертолётостроительных предприятий за истекший период совершенно не поменялась, её основу составляют вертолёты, разработка которых была начата ещё в советский период. Можно сколько угодно из года в год называть вертолёты Ми-38, Ми-28, Ка-62 «новейшими», но «новыми» они от этого не становятся. Создаётся впечатление, что вся пиар-компания АО «Вертолёты России» направлена исключительно на самоуспокоение вышестоящего руководства страны.
Из этой же серии и очередная инициатива по созданию сервисных центров, которая была предложена членам ОДКБ. Вызывает сомнение экономическая эффективность создания сети сервисных центров по периметру России, в то время, когда в стране имеются полноценные и качественные ремонтные производства. Как говорил известный персонаж: «За чей счёт банкет, кто оплачивать будет?». Скорее всего в условиях сокращения продаж вертолётов холдинг финансировать эти программы не сможет. Конечно, есть вариант косвенно попросить скинуться на эту программу граждан России и получить финансирование из бюджета (ведь бюджет складывается, в том числе и из налогов, получаемых с населения страны). Но едва ли это возможно, так как нескончаемый затяжной кризис, выхода из которого в ближайшей перспективе не видно, не способствует возможности увеличения бюджетной нагрузки, так как лишних средств в бюджете РФ просто нет. Следовательно, вся эта затея обусловлена тем, чтобы участники ОДКБ скинулись на безбедное существование холдинга в нынешних непростых рыночных условиях?
На практике же создание так называемых сервисных центров может быть реализовано следующим образом: на начальном периоде АО «Вертолёты России» продаст свои, как мне кажется, совершенно бесполезные бумажки, именуемые Свидетельством ремонтной организации, а впоследствии, с их «счастливых обладателей», могут снимать ежегодно по 35-40 тыс. долларов за так называемый «авторский надзор». Именно поэтому холдингу важно создать побольше таких центров? Более никаких приоритетов, обладатели свидетельств торгово-посреднического холдинга, иметь скорее всего не будут. Хотя некоторым, к примеру, киргизам, обещали возможности ремонта афганских вертолётов. Для этого им, вероятно не без стараний ФСВТС РФ, был предложен господин Токаренко, о котором «Наша Версия» писала в прошлом месяце. Кого предложат другим участникам ОДКБ в качестве соисполнителей, пока неизвестно, афганских вертолётов на всех не хватит. Но то, что в этом процессе могут участвовать Виктор Токаренко и сын заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолия Пунчука Алесь, сомневаться не приходится. Ведь ещё в 2012 году он пытался вытащить деньги из РОСТЕХа на покупку контрольного пакета белорусского ОАО «558АРЗ», мотивируя это тем, что на данном предприятии непременно будут ремонтироваться вертолёты за счёт средств Министерства обороны США.
Образцом общения с американскими партнерами корпорации может служить также и продажа по «афганскому» контракту вертолетов Ми-18В. Как сообщало агентство «Руспрес», американцы получали машины не напрямую с Улан-Удэнского авиационного и Казанского вертолётного заводов, где велись работы, а через офшор Airfreigt Aviation Ltd, зарегистрированный в Объединённых Арабских Эмиратах. Посредник освоил откат и сверх того, как выяснилось, оказался собственником всей технической документации по контракту, что открывало самые широкие возможности для промышленного шпионажа в интересах всех желающих: от стран НАТО до той же «Аль-Кайеды». В то время «Вертолеты России» еще возглавлял Александр Михеев, ныне руководитель «Рособоронэкспорта». Александр Михеев — человек, многим обязанный директору корпорации «Ростех» Сергею Чемезову. В свою очередь «Ростех» является акционером «Вертолетов России», а Чемезов занимает пост председателя совета директоров «Рособоронэкспорта».
****
Государственно-семейный бизнес Сергея Чемезова
Руководители государственных корпораций опубликовали свои официальные годовые доходы.
На втором месте по уровню дохода среди глав госкорпораций в 2016 году — гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов. За прошлый год он задекларировал 212,1 млн рублей. В то же время его жена заработала в четыре раза больше — 848,5 млн рублей. Таким образом, семья главы "Ростеха" получила совокупный доход в размере 1,06 млрд рублей.
В собственности у Чемезова три дома (1673,3, 513,3 и 202,2, кв. метра), квартира (385,6 кв. метра), шесть земельных участков (62957, 3089, 3346, 1624, 4527 и 675 кв. метров соответственно), гараж (182 кв. метра), десять хозяйственных нежилых помещений (150, 39, 159, 466, 230, 50, 27, 62, 27 и 16 кв. метров соответственно), ¼ доли нежилого помещения (390,3 кв. метра).
Супруга гендиректора "Ростеха" владеет квартирой (259,7 кв. метра), четырьмя земельными участками (1776, 3070, 2630 и 2853 кв. метра соответственно), двумя нежилыми помещениями (711,2 и 723,2 кв. метра соответственно). Кроме того, у нее в собственности имеется восемь машиномест по 12,5 кв. метра каждое и одно площадью 13,2 кв. метра.
Девять парковочных мест необходимы для внушительного мотопарка Чемезова. Из легковых автомобилей у главы госкомпании есть ГАЗ 13, Cadillac Eldorado, Mercedes-Benz 280 SL, ВАЗ Ellada и грузовик ЗИЛ.
Из мототранспортных средств передвижения у Чемезова имеются: мотовездеход Arctic Cat-ATV 650 Pro, мотовездеход POLARIS Ranger RZR, снегоход SKI-DOO Skandic SWT 500 F, снегоход LYNXYeti PRO V-800 ARMY, снегоболотоход YAMAHA YXR700F PHINO и Harley-Davidson FLHTCVTG TRIG. Помимо этого, у топ-менеджера есть трактор ВТЗ 2048А, универсальный мини-погрузчик ANT1000.01 и трехколесный вездеход ЗДК 5.910. У жены Чемезова есть раритетная «Волга» ГАЗ М21, Mitsubishi L200 и Mercedes-Benz GLS 500 4MATIC.
Но это так. Просто сухая статистика. Сергей Чемезов, скорее всего, указал не все свои доходы. У него их явно больше. Не случайно же компания Ростех вступила в консорциум с фирмой Полюс Золото Саида Керимова, формального владельца фирмы, которой на самом деле руководит его отец Сулейман Керимов.
Есть деньги у госкорпорации. А, значит, есть эти деньги и ее первого руководителя.
Семейный бизнес
Сергей Чемезов не только кует свое благосостояние сам. Надо и родным и близким помогать. И он помогает. В частности, Чемезов хорошо пристроил свою жену Екатерину Игнатову. Она нарулила так, что попала в очень громкий скандал.
Супруга господина Чемезова руководила банком МФК. Там даже проходил обыск сотрудников ФСБ. Обыски были связаны с тем, что компанию супруги главы "Ростеха" заподозрили в неуплате налогов. Точнее, в уклонении о них.
Не остался не удел и сын Сергея Чемезова Станислав. Сергей Чемезов создал для любимого детяти фирмешку.
В связи с этим разгорелся скандал. Связан он был как раз с конторой под названием "Эврика". с ориентировочным бюджетом в полмиллиарда долларов.
Официально "Эврикой" должно было управлять акционерное общество "Связьдоринвест", 25% акций которой принадлежало "Ростеху", столько же инвестиционному фонду FGN Capital миллиардера Александра Халдея, а 50% — предположительно кипрскому офшору Xfors Ltd.
Однако, на самом деле, более 70 процентов акций "Эврики" были записаны на другой кипрский офшор Paragolis Overseas, которым владеют Caryn Properties и Bale Holding, зарегистрированные на Виргинских островах.
В свою очередь, Bale Holding владеет ещё один виргинский офшор Erliglow Ltd — его акционерами являются сын главы "Ростеха" Станислав Сергеевич Чемезов и дочь первого заместителя генерального директора "Ростеха" Алексея Алешина Ольга Алешина.
А еще Станислав Чемезов с помощью папы был устроен на работу в компанию "Итера", которая некоторое время была вторым после "Газпрома" производителем и поставщиком российского газа.
А сама "Итера" как раз принадлежит Екатерине Игнатовой и зарегистрированав белизском офшоре Elsamex Enterprises Ltd
Впоследствии "Итера" была продана "Роснефти", а Станислав Чемезов, естественно с помощью отца, занялся страховым бизнесом.
Его ООО "Интербизнесгрупп" является совладельцем страховщика крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса ООО "Независимая страховая группа", 1% компании владеет как раз Чемезов-младший. Причем, официально, а 99% записаны на офшор Uberaba Holding SA, зарегистрированный все в том же Белизе.
Недвижимый владелец "Ростеха"
Не удивительно, что еще несколько лет назад влиятельные российские СМИ писали о том, что глава Ростеха Сергей Чемезов имеет роскошную дачу, или даже особняк, в подмосковном поселке Акулинино.
Это находится в Домодедовской районе, практически в столице, но только в экологически чистой зоне. Как утверждают зловредные журналисты, Чемезов имеет в своем распоряжении более 6 гектаров земли.
Тонны мрамора и итальянской мебели, двери из сандалового и красного дерева, бассейн, десяток ванных комнат, гардеробных, кинозал, бильярдная, массажная, "столовая, семейная столовая, круглая столовая" и прочие радостные вещи.
Зарегистрирована недвижимость, что не удивительно, не на сомого Сергея Чемезова. Она официально принадлежит его дрожайшей супруге Екатерине Игнатовой.
Екатерина Игнатова
При этом сама корпорация "Ростех" просто проваливается в финансовую яму, при этом захватывая один грандиозный проект за другим. Впрочем, окончательно он не провалится. Государство всегда поможет. Как-никак компания государственная. Живущая за счет государства. И доящая это государство в большей степени в своих личных интересах.
В этом Сергей Чемезов давно преуспел. Недаром один из самых богатых госменеджеров. Только бы вот источниками такого богатства не заинтересовались очень серьезные органы. Из которых Чемезов, собственно, и вышел.
Источник: The Moscow Post, 09.06.2017
Продолжение следует…
Глядя на физиономию данного организма, понимаешь, что это типаж. Типаж жопы с ушами, наиболее мерзким представителем которой являлся хрущов — предатель Родины и просто гнида.