Видео дня

Ближайшие вебинары
Свежие комментарии
Архивы

Flag Counter

Ловкие ребята. Часть IV

А в этом году вдруг стали остро актуальными более подробные статьи о странствующем в государственном управлении России неунывающем саентологе Кириенко. Сейчас почитаем статью «Коммерсанта» от 2001 года, любовно размещенную в ЖЖ за этот год. А вообще-то прошло более 20-ти лет, пора бы правоохранительным органам было дать соответствующую оценку.

Но очевидно, правы более маргинальные источники, явно пытающиеся отмазать Кириенко от саентологии, но отмечающие, что все наиболее влиятельные чиновники, силовики… не говоря уж о разной шушере из «сферы культуры и кино» — у нас саентологи. Так что выносить какую-то правовую оценку Сергею Владиленовичу вроде как и некому. Чисто по поговорке «Не мы такие, время такое!» Ну, «ловкие ребята» да и только!

Глава Росатома Кириенко сайентологи. Ресурсы России в руках модифицированных Западом материалистов

Птенец Хаббарда

Как-то поутихли в России скандалы вокруг всевозможных тоталитарных сект. Ваххабизм — ныне главный бич российской действительности. Но это не значит, что всякие там сатанисты, адвентисты и сайентологи прекратили действовать на постсоветском пространстве. Посеянные ими однажды, еще в начале 90-х семена всевозможных псевдорелигиозных и антинаучных учений дают обильные всходы. Взять хотя бы для примера Нижний-Новгород, где не так давно агрессивно насаждали свои идеи адепты Рона Хаббарда.Явление хаббардистов на Волге

Еще в 1992 году гендиректор станкостроительного предприятия «ЗеФс» Скачков имел счастье ознакомиться с «Административной технологией Рона Хаббарда», а в следующем 1993 году приобрел (за счет предприятия) лицензию на организацию Хаббард-колледжа в Нижнем-Новгороде. 18-19 февраля 1993 года прошла шумная презентация этого колледжа, на которую были приглашены многие заметные лица города и области. А с мая 1993 года в Нижнем началось повальное обучение административной технологии Хаббарда.

До недавнего времени это, с позволения сказать, учебное заведение располагалось в бывшем детском саду, любезно (и фактически бесплатно) предоставленном заводом ЗеФс. Почти одновременно в городе начал действовать Нижегородский центр «Дианетика», задачей которого, согласно заявлениям организаторов, было «оказание помощи каждому нижегородцу в достижении душевного здоровья путем применения дианетической технологии, разработанной Роном Хаббардом».

В рассылавшихся в различные инстанции письмах Центр определял себя как «некоммерческую общественную организацию», хотя оказываемые им услуги имели исключительно платный характер. В 1994 г. в администрацию области обратился представитель Фонда спасения детей и подростков от наркотиков, некий Зобков. Целью обращения было получение поддержки госструктур в создании реабилитационного центра для наркоманов по системе Хаббарда.

Сотрудники центра «Дианетика» в Нижнем-Новгороде всячески рекламировали свои планы и о создании поволжского отделения сайентологической церкви.

Визит главного сайентолога России Бирты Хельдт в Нижний в свое время получил мощное паблисити на «Радио-рандеву». На региональном телевидении также появились добровольные (и хорошо оплачиваемые) помощники заморской организации (например, Илья Ластов). В газете «Биржа» на протяжении нескольких лет публиковали благожелательные статьи об учении Хаббарда и деятельности сайентолгов Анна Ленская, Алевтина Горелова, в «Нижегородской Правде» по-доброму отзывался о «мистере Хаббарде» А. Илюнин. Особенно щедрым на рекламные материалы оказался нижегородский еженедельник «Дом» (редактор Влад Степанов).

Жертва рекламы?

Эффект разорвавшейся бомбы произвело в апреле 1998 года сообщение немецкой газеты «Берлинер цайтунг» о том, что Сергей Кириенко, назначенный президентом Б. Ельциным на должность премьера России, в 1994 году прошел курс обучения в американской тоталитарной секте «Сайентология». Эта информация вызвала настоящий шок в ФРГ и других европейских странах.

Дело в том, что в Германии «Сайентология» официально признана не только тоталитарной сектой, но и структурой, угрожающей основам демократии и государственности.

Немецкие власти в законодательном порядке запретили ее деятельность, лишив так называемые «центры дианетики» даже права открывать банковские счета. «Сайентология» наряду с неонацистскими и леворадикальными группировками по сей день входит в перечень организаций, находящихся под наблюдением германского ведомства по охране конституции.

Совершив поездку в Нижний Новгород, журналисты «Берлинер цайтунг» встретились с Евгением Волковым, преподавателем психологии местного университета, который знаком с Кириенко с 80-х годов, когда тот еще был студентом. «В 1995 году я узнал, что Кириенко, возглавивший банк «Гарантия», прошел недельный курс в сайентологическом Хаббард-колледже, расположенном по адресу: Нижний Новгород, Памирская улица, дом 11, — рассказал Волков. — Он обучался по специальности «Администрирование». Став президентом банка «Гарантия», Кириенко в приказном порядке направлл в Хаббард-колледж и своих подчиненных. Не знаю, сколько их было, но думаю, что не меньше 10-15 человек».

По словам Волкова, он неоднократно пытался просветить Кириенко в отношении тех опасностей, которые таит в себе сайентология. Будущий российский премьер и полпред Приволжского федерального округа, напротив, отстаивал сайентологию. «Мне импонируют простота и ясность, присутствующие в этом учении, кроме того, руководящие работники банка, пройдя курс обучения по сайентологии, начинают лучше понимать друг друга, разговаривая как бы на одном языке», — ответил тогда Кириенко.

Привлекательные опасности

Здесь уместным будет напомнить, что в основе учения секты сайентологов, созданной американцем Роном Хаббардом (бездарным американским фантастом, но ловким мошенником), лежит жесткая многоуровневая иерархия, основанная на тоталитаризме; члены секты обязаны сообщать ее руководству всю информацию, которой они владеют по долгу службы. Слушателей семинаров обучаются так называемому «аудитингу» — комплексу психологических приемов, включающему в себя элементы исповеди и допроса с пристрастием. Хаббард, ныне покойный, и нынешние лидеры секты никогда не скрывали, что их главная цель — установление мирового господства.

Сегодня «Сайентология» признана тоталитарной и угрожающей основам государственности структурой в десятках стран мира. Стремительно теряя позиции на Западе, секта в начале 90-х предприняла самую настоящую экспансию в России. До недавнего времени учебные «Центры дианетики» действовали в 50 российских городах; через них прошли десятки тысяч людей — научных работников, милиционеров, инженеров ВПК, государственных служащих. Российской элитой занимался так называемый Сайентологический институт экономики (World Institute of Scientology Enterprises — WISE). В него, по данным «Берлинер цайтунг», на правах коллективных членов входили свыше 50 российских банков, крупных промышленных и телекоммуникационных предприятий. Через этот институт секта успешно внедрялась в российские властные элиты, включая военную. Как выясняется сегодня, Сергей Кириенко — был наиболее удачным проектом секты в этой связи.

«Факт принадлежности Сергея Кириенко — человека, занимающего пост второго человека в Российском государстве, к секте, которую в Германии и ряде других стран Европы квалифицируют как «тоталитарно-фашистскую», вызвал серьезную тревогу в немецком политическом и экономическом истеблишменте, — писала весной «Берлинер цайтунг». — Сайентология не скрывает, что стремится к установлению мирового господства, поэтому назначение Кириенко на пост премьера России может стать серьезной угрозой для глобальной безопасности.

Есть все основания утверждать, что сайентологи располагают подробнейшим досье на этого человека и будут шантажировать его, выбивая государственные секреты в обмен на неразглашение каких-нибудь пикантных фактов из его биографии».

Непривлекательные ужасы

Сенсация о сайентологическом прошлом Кириенко из немецких далей достигла Москвы очень быстро. И центральные российские СМИ (не только, кстати, подконтрольные КПРФ — см. публикации в «Комсомольской правде», «Советской России», «Сегодня») разразились жуткими подробностями из истории хаббардизма.

Вспомнили, к примеру, что 5 декабря 1997 года в различных городах и странах мира прошли траурные шествия в память Лизы Макферсон. Она скончалась в этот день два года назад, став жертвой «Церкви сайентологии». Лиза была вовлечена в сайентологическую организацию еще в 1982 году и являлась образцовым членом секты.

За последние 5 лет жизни она выплатила сайентологам более $175 000. 18 ноября 1995 г. Лиза попала в небольшую автомобильную аварию. Ее поместили в больницу, где вскоре появилась группа сектантов, которые увезли Лизу в отель «Форт Харрисон» (в этой гостинице города Клируотер, штат Флорида, расположена одна из всемирных штаб-квартир сайентологии). Через 17 дней Лиза Макферсон скончалась. Ей было всего 36 лет. Врач-паталогоанатом сообщил потом, что Лиза Макферсон в течение 10 дней не получала никакой жидкости, ее руки были покрыты синяками и объедены насекомыми, по всей видимости тараканами. Документы, собранные родственниками, неопровержимо доказывают, что она пережила тяжелейшее испытание: ее насильно удерживали взаперти и незаконно, без соответствующего медицинского наблюдения, накачивали мощными седативными средствами…

Во многих газетах были описаны и ужасные эксперименты сайентологов над российскими детьми (см. статью в «Независимой газете»). Выяснилось, что секта подготовила не менее 10 врачей для в самых престижных российских лечебниц. Эти врачи-сайентологи начали внедрять свои программы в детском санатории «Васильевское», который использовался для детей-чернобыльцев с соматическими заболеваниями.

По распоряжению главного врача группа детей в возрасте 13-14 лет была снята со всех процедур и передана чете Гейман и новоиспеченному сайентологу, кандидату медицинских наук Воронцову, ставшему генеральным директором медицинской программы по Хаббарду в России. Всего в эксперименте по «выведению радиации» участвовало 27 детей-чернобыльцев, с которыми проводился «очистительный марафон» по полной программе.

Не остановили сектантов ни результаты повторного анализа, свидетельствующие о том, что после «марафона» радионуклиды из организма детей выведены не были. Не заставили задуматься и жалобы маленьких пациентов на головокружения, учащенное сердцебиение и ощущения «смещенного пространства», ни даже то, что у семерых детей после «марафона» началось осложнение в виде тяжелого фурункулеза. Мнение более чем половины медперсонала санатория, однозначно говорившего об опасности таких экспериментов, также не было принято во внимание. 15 мая 1995 года сайентологи провели в санатории помпезную презентацию «успешного проведения программы детоксикации по Рону Хаббарду», на которой присутствовали высокие чиновники из Минздрава, а также руководители других санаториев. Хвалебные речи лились рекой. Но главное сказал сам Дэйвид Гейман: «Я не могу опомниться от счастья, я просто вне себя от радости! То, что нам удалось осуществить в «Васильевском», — это ведь впервые в мире! Нигде больше нам не предоставляли детей»…

Покаяния не последовало

Все эти и другие вопиющие факты больно били по репутации Кириенко. Но не смотря ни на что, он хранил молчание. А в это время, судя по всему, его приближенные действовали, не покладая рук. Трудно сказать, оказывалось ли давление на основного информатора западных журналистов, ученого Волкова, но ведь что-то же его заставило (или кто-то?) написать «Заявление для всех интересующихся», которое было опубликовано в одном влиятельном немецком журнале:

«В последнее время ко мне неоднократно обращались представители средств массовой информации с вопросом о том, каким образом и. о. премьер-министра С. В. Кириенко мог быть связанным со скандально известной «Церковью Сайентологии». Известные мне факты состоят в следующем: в 1995 г. я случайно узнал, что сотрудники банка «Гарантия», возглавляемого тогда С. В. Кириенко, проходят обучение в местном хаббард-колледже. Я решил предупредить Сергея Владиленовича о возможных опасных последствиях контактов с хаббардистами для репутации банка, его личной репутации и для психики сотрудников. Воспользовавшись тем, что мы были личного знакомы, я договорился о встрече (точную дату, к сожалению, назвать не могу). Она состоялась и продолжалась примерно 20 минут.

Я кратко рассказал Сергею Владиленовичу основное, что мне было известно о сайентологии и передал текст одной из подробных экспертиз этой организации. Выяснилось, что Кириенко не знал (по его словам), что хаббард-колледж — это вербовочная структура «Церкви сайентологии». Его привлекла туда, как он сказал, система управленческой терминологии и работы с ней, которую он хотел использовать для установления общего языка при обсуждении проблем в высшем звене менеджеров банка. Насколько я понял, он сам прошел единственный вводный курс в админтех (административная технология) Хаббарда, состоящий примерно из 5 занятий, и направил на такой же курс своих заместителей (количество мне неизвестно). Больше никаких контактов с хаббард-колледжем и сайентологами он на тот момент не имел, по его утверждению. Он также очень критично отозвался о трудах Хаббарда, с которыми ему довелось познакомиться.

Сам факт обучения в хаббард-колледже сотрудников банка зафиксирован, насколько мне известно, в годовом открытом отчете банка «Гарантия» за 1995 г…

В ходе нашей беседы Сергей Владиленович поблагодарил меня за предоставленную информацию и выразил намерение категорически не иметь никаких дальнейших дел с хаббардистами, хотя они его в то время, по своей обычной методе, атаковали постоянными звонками с предложениями новых курсов…

Возможно, Сергей Владиленович посчитал, что из-за нескольких азбучно-терминологических занятий не стоит обращать внимания на другие подробности общения с хаббардистами. Такие ошибки извинительны, если они быстро осмысливаются и из них извлекаются уроки…

Как известно, Б. Е. Немцов, в бытность губернатором, был в 1993 г. приглашен на открытие того же самого хаббард-колледжа и даже дал предварительное согласие. Но он проявил большую осторожность, чем С. В. Кириенко, и попросил навести более подробные справки об этом заведении. Когда на его стол легли справочные материалы, он в своем ежедневнике рядом с пометкой о презентации написал матерное слово и, естественно, от приглашения отказался… Хотелось бы только пожелать, чтобы Сергей Владиленович повторил на более широкую аудиторию те оценки трудов Хаббарда, которые он давал в нашей приватной беседе…».

Кириенко публично не покаялся. Почему? Повседневные премьерские заботы не оставили на это времени? Вряд ли. Последние события, которые происходят в Нижнем Новгороде и далеко за его пределами, проливают свет на странное молчание Кириенко по поводу его отношения к хаббардизму.

Дело Хаббарда живет…

Как только опальный экс-премьер Сергей Кириенко заступил на пост президентского «смотрящего» в Приволжском федеральном округе, вокруг него стали роится странные личности — политтехнолог Петр Щедровицкий (ныне «правая рука» приволжского полпреда по кадровым вопросам), некрупный специалист по избирательным технологиям Ефим Островский, недавно подтянулся скандально известный московский галерист Марат Гельман и прочие маргиналы от большой политики.

Чем конкретно занимаются все эти люди в аппарате Кириенко, и кто их финансирует — не ясно. Бурная деятельность политтехнологов лишь изредка находит отражение в прессе.

Так, в сентябре 2000 года общественная молодежная организация «Нижегородская Молодежная Лига» (НМЛ) с большой помпой провела так называемый образовательный студенческий форум «Приволжье — новое поколение!» под патронажем полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко.

Форум проходил в санатории «Голубая Ока» (г. Дзержинск Нижегородской области) с участием более 150 представителей молодежи и студентов 15 регионов приволжского федерального округа. Для всех участников предлагалась обширная «образовательная» программа по четырем направлениям — «связи с общественностью», «управление организацией», «развитие лидерских качеств», «сделай свой бизнес».

Как сообщала пресс-служба НМЛ, интенсивную образовательную программу вели «известные в Нижнем Новгороде и в Приволжском Федеральном округе специалисты»: руководитель Центра стратегических инициатив, внештатный советник Сергея Кириенко Петр Щедровицкий, профессиональный менеджер по PR Валерий Хазин и руководитель Центра гуманитарных технологий Ефим Островский.

Участники форума были разделены на группы по 15 человек. Ежедневная программа обучения длилась с 9 утра до 11 вечера и включала в себя тренинги, лекции и деловые игры. Своим присутствием форум почтил сам Сергей Владиленович.

Как сказал один из организаторов Петр Щедровицкий, цель форума — сформировать кадровый резерв для работы в государственных структурах и прежде всего в аппарате полпреда. В процессе обучения проводятся постоянные тестирования, по результатам которых эксперты составляют мнение о способностях каждого участника. «Идет постоянный конкурс, в результате которого каждый сам должен решить, справляется ли он со всем объемом работы», — считает Петр Щедровицкий.

Как удалось выяснить корреспонденту «Нижегородского Телеграфного Агентства», оценка учебного процесса со стороны участников форума варьировалась от «очень полезно» до «не понимаю, зачем нам это нужно». Не пожелавший назвать себя молодой человек выразил общее мнение: «Я сомневаюсь, стоило ли мне ехать в Нижегородскую область, чтобы услышать эту компиляцию из сайентологии, технологии НЛП (нейро-лингвистическое программирование) и собственных философских и идеологических воззрений организаторов форума».

А несколько позже те же нештатные советники Кириенко уже в правительственной резиденции К-2 на Каменном острове в Санкт-Петербурге провели презентацию некоего Фонда «Центра стратегических разработок Северо-Запада». Организаторы действа заявляли, что формально Фонд является самостоятельной структурой, неформально — это «младший брат» Центра Германа Грефа. Представители же Центра Грефа аккуратно дистанцировались от ЦСР «Северо-Запад», назвав его самостоятельной структурой, а не своим филиалом, хотя все госчиновники, присутствовавшие на презентации, пребывали в полной уверенности, что все это — инициатива главного экономического стратега России.

На церемонии открытия новоиспеченной структуры ожидалось присутствие нескольких губернаторов Северо-Запада, но были замечены только двое — губернатор Петербурга Владимир Яковлев и губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. Оба вслед за президентским полпредом Северо-Западного федерального округа Виктором Черкесовым и Юрием Ковальчуком из банка «Россия» сказали проникновенные речи о возрождении великой России. В речах выступавших обращала на себя внимание необычная лексика: «новый вектор», «новое освоение России», «новое поколение», «русский мир». Огромными плакатами с этими же словосочетаниями было завешано все фойе, где проходила торжественная часть. Когда открыли зал с богатыми угощениями (молочные поросята, фаршированный судак и другое), среди публики появились профессиональные спичрайтеры и знатоки политических технологий — господа Островский и Щедровицкий.

Дипкорпус, журналисты местных газет, немногие бизнесмены выглядели растерянно. Владимир Яковлев и Виктор Черкесов после речей сразу уехали, что ничуть не смутило организаторов презентации. Сотрудники ЦСР «Северо-Запад» показывали работникам аппарата полпреда Черкесова в компьютере красивые картинки. Итог встречи резюмировал пресс-секретарь Виктора Черкесова Александр Чиженок: «Не очень понятно, что они собираются делать, но источник финансирования у них солидный, у них есть какой-то проект, но содержание его нам неизвестно».

«Вскоре аналогичные Фонды должны появиться в остальных шести федеральных округах», — в свою очередь пафосно заявили устроители презентации…

Вся эта дорогостоящая деятельность близких к полпреду Кириенко политтехнолгов, финансируемая к тому же из таинственных источников, очень напоминает не менее бурную активность, которую в свое время проявляли адепты Рона Хаббарда. Те же смутные цели и идеи, то же стремление использовать в своих корыстных целях известных политиков, та же алчность… Выходит, интереса к «сумасшедшим идеям» и «экспериментам над людьми» Сергей Владиленович отнюдь не утратил, наоборот — властные полномочия приволжского полпреда открыли для него невиданные доселе горизонты, новые возможности по внедрению учений доморощенных «хаббардистов» в жизнь. Только вот за чей счет? Чтобы удовлетворять свои странные потребности, у Кириенко, кроме госбюджета, других источников финансирования вроде бы быть не должно?

Компромат.Ru
Сергей Плужников, Сергей Соколов
27.04.2001

Кириенко,  Источник

Нацисты, фашисты, саентологи… так ли это уж важно? Насамом деле ведь и для Кириенко совершенно не важна какая-то там «идеология» или «религия»… так себе, всего лишь прикрытие.

Типа «совершенно случайно» зашел на огонек выпить кофейку, да и вплип, почувствовав нечто родное и безусловно близкое.

А мы все будем лбы развивать в смятку, соображая, как же освоить 180 томов Хаббарда, которые и сам Хаббард не читал, как все эти деятели Фонда и Центра (типа «в одном флаконе» или «мы долго спорили»?) «Стратегических разработок Северо Запада» явно не читали свою дорогостоящую чушь про «кластеры».

Ну, типа надо ведь как-то этих… саентологов типа… распропагандировать в обратную сторону. Только ведь т им нечем возмещать нанесенный ущерб, да и там сразу видно, что никакая «дианетика» там рядом не стояла. Впрочем, вряд ли в нее и сам Хаббард здорово вникал. Всем им бывает здорово не того, когда начинается большой распил.

Да и кого в чем-то убеждать, если все самое отвратительное они уже сделали? Какими бы офшорными транзакциями они не воспользовались от какой-нибудь очередной новомодной «религии», они ведь так и останутся толпой зловонных уродов,  грабящих Родину и жизни сограждан, предателей Родины, плюющих на труд нормальных специалистов.

Понимаете… стоит ли говорить о «научности» саентологии или о том, будто типа «это такая религия», если продвинуться она помогает только подонкам, ворам, паразитам, а при этом способствует уничтожению лучших специалистов, причем, наиболее честных, причем с непременными кивками на «то государство». Мол, вестимо, государство во всем виновато.

Вот по типу саентологического сайтика есть сайт Петра Щердровицкого. Он сразу готов поделиться «философией», остальные услуги по прейскуранту.

Отметив для себя некоторые важные вехи человека-киндерсюрприза да еще и саентолога, зацепим еще одну детальку 2017 годы, когда Сергей Владиленович вдруг почувствовал себя неуютно в роли главы АП.

Это когда саентологи вдруг сами налетели на обвинения в экстремизме. Сразу вспомнилось, что при назначении Кириенко на пост главы АП среди «блохеров» начались кампании в пользу отмены ст. 282. Делалось это с расчетом, что Дедюхова И.А. это немедленно поддержит, поэтому вся эта афера с «борьбой с экстремизмом», относившаяся, конечно, к безнравственным провокациям против всего общества, — «сама собой сойдет на нет». Ну, прямо как фонды-центры Северо-Запада, проворовавшиеся, изолгавшиеся, обосравшиеся… разом сгинувли сами собой, будто их никода и не было. Вся бухгалтерия исчезла, концы в воду с воплем: «Этих денег уже нет!» Типичная картинка.

А тут Дедюхова всем заявила, что сама будет сидеть с приговором по ст. 282, но ни одной суке не даст ее убрать, дождавшись, пока всех «творцов» этого замечательного закона осудят по нему же. Поскольку все они и еть эти самые эестремисты, которых вдобавок Дмитрий Анатольич Медведев предлагал приравнять к педофилам, так пряио как в воду глядел, если вспомнить историю про детей-чернобыльцев… и многие другие истории.

 18 сентября 2017 г. Основная экстремистская шляпа Руководители петербургских саентологов 

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

6 июня в Петербурге сотрудники ФСБ задержали пятерых руководителей местной саентологической организации — от духовного лидера до главного бухгалтера. Их обвиняют в мошенничестве, создании экстремистского сообщества и унижении человеческого достоинства — причем предполагается, что саентологи унижали достоинство самих саентологов. Это не первый случай, когда правоохранительные органы обвиняют представителей организации в злоупотреблениях, — однако в СИЗО их раньше не сажали. По просьбе «Медузы» Катерина Кузнецова разобралась, почему преследуют саентологов — и как это может быть связано с Русской православной церковью.

«Когда мужа уводили, я спросила, когда его ждать домой. Мне ответили — сегодня и ждите, — вспоминает Светлана Мацицкая арест своего мужа Ивана. — Поэтому он ничего из одежды не взял. Я еле уговорила следователя, чтобы он разрешил мужу захватить бутылку воды и пару бананов».

Дело было 6 июня. Домой с тех пор духовный лидер Саентологической церкви в Петербурге так и не вернулся — Иван Мацицкий четвертый месяц находится в СИЗО.

В тот день сотрудники ФСБ задержали всю верхушку петербургских саентологов: Мацицкого, исполнительного директора Галину Шуринову, главного бухгалтера Сахиба Алиева, начальника службы собственной безопасности Анастасию Терентьеву и ее заместителя Констанцию Есаулкову. Всем им предъявили одно и то же обвинение: незаконная предпринимательская деятельность, руководство экстремистским сообществом и унижение человеческого достоинства.

Около двух месяцев саентологи просидели в «Крестах», после чего их перевели в следственный изолятор ФСИН России, одновременно подчиненный ФСБ,— и их связь с родственниками почти оборвалась: письма туда идут около месяца, а навещать заключенных можно только с разрешения следователя. Тем, кто, как саентологи, не признает свою вину, свидания чаще всего не разрешают.

«Никто не верил, что этот маразм продлится долго, — признается Светлана Мацицкая, сама саентолог с 20-летним стажем. — Мы рассчитывали, что их выпустят хотя бы под домашний арест. Поэтому первые пару месяцев особо не дергались. А сейчас мы в шоке».

Спецслужбы против шоколада

Первые саентологи появились в России (точнее, в СССР) еще в 1984 году, когда профессор одного из ленинградских вузов привезла из Германии с научной конференции книгу основателя церкви Лафайета Рона Хаббарда «Дианетика». Как рассказывают сами адепты церкви, в Ленинграде книгу перевели на русский и стали потихоньку распространять копии. К тому времени в США, где жил Хаббард, его учение существовало уже больше полусотни лет — и успело обрести неоднозначную репутацию. Сейчас, по утверждению самих саентологов, у организации есть отделения примерно в 150 странах — правда, некоторые из них не признают саентологию религией (например, Германия, Франция или Израиль), а, скажем, в Греции она одно время и вовсе была запрещена. В России у саентологов на данный момент около 50 миссий.

Саентологическое учение, претендующее одновременно на научный и на религиозный статус, состоит из самых разнообразных аспектов и процедур. Например, саентологи считают, что главная причина всех болезней и неприятностей — отрицательный опыт из прошлого каждого человека. Чтобы избавиться от него, надо внутренне пережить эти моменты еще раз под руководством опытного наставника — и таким образом достигнуть «чистого» состояния, которое называется клир. Оказавшись внутри саентологической церкви, ее члены постепенно поднимаются в иерархии от одного уровня духовного развития к следующему. На каком-то этапе, например, члены церкви узнают, что все люди являются бессмертными духовными существами тэтанами, которые застряли на Земле, но в прошлом жили в инопланетных мирах и принимали участие в межгалактических войнах (основатель саентологии Л. Рон Хаббард был также писателем-фантастом).

Саентологов нередко обвиняли в самых разных злоупотреблениях. Так, бывшие члены церкви утверждали, что ее руководство прослушивает своих подопечных и преследует неугодных. Саентологам ставили на вид странную систему наказаний (одного из прихожан якобы заставляли чистить пол в туалете языком), запрет на общение с родственниками, не являющимися членами церкви, и даже обвиняли в убийствах — по крайней мере непреднамеренных. В 1988 году во Франции Патрик Вик выбросился из окна, не найдя денег на оплату очередного курса саентологии (духовная работа в церкви Хаббарда — вещь дорогостоящая); в 2002-м покончил с собой Грег Бэшоу, который до того обанкротился и был исключен из членов церкви.

О смертельных случаях, связанных с саентологией, в России «Медузе» неизвестно. Что, впрочем, не означает, что у церкви и ее администрации не было проблем с государством. Например, в 2007 году петербургская общественная организация «Саентологический центр» была закрыта решением суда за платную образовательную деятельность без лицензии и незаконный сбор информации о частной жизни.

Проблемы с обвинениями в экстремизме тоже начались не сейчас. В 2010 году суд в Сургуте признал экстремистскими 29 книг и видеолекций саентологов — специалисты религиоведческого совета при губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа обнаружили в них призывы к социальной и религиозной розни, а также антигосударственную риторику. Весной 2011-го саентологам удалось добиться отмены этого решения — но уже через несколько месяцев суд в Московской области снова внес в список экстремистской литературы несколько ключевых для организации книг и брошюр. Например, «Что такое саентология?» и «Саентологические идеальные организации. Основная шляпа члена рекомендательного исполнительного совета».

Кроме того, сотрудники правоохранительных органов регулярно наведывались к российским саентологам с обысками. Например, в 2008 году на петербургский филиал организации пожаловался бывший прихожанин. Он боялся, что против него могут использовать личную информацию, полученную в ходе одитинга. Это нечто среднее между исповедью и сеансом психоанализа, причем в ходе одитинга прихожанин рассказывает вышестоящему члену церкви в том числе об интимных подробностях своей жизни — и всю эту информацию церковь хранит в его личном деле. Саентологи говорят, что эти сведения абсолютно конфиденциальны, однако бывшие члены организации неоднократно утверждали, что их шантажировали именно информацией, полученной при одитинге.

По словам ответственного секретаря церкви саентологии в СНГ Нины Де Кастро, примерно до 2015 года столкновения саентологов с властями заканчивались мирно. Например, в 2014 году в петербургское отделение организации пришли с обыском в рамках уголовного дела по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, глава компании «Олимп» Екатерина Заборских пожертвовала церкви 130 миллионов рублей, собранных с дольщиков на строительство многоэтажного жилого дома; процесс продолжается.

Неприятности в те годы, вспоминает Де Кастро, ограничивались мелочами — например,сотрудники спецслужб во время обыска в Москве съели в кафе миссии почти весь шоколад, выпили кофе и не заплатили.

В последние два года все стало намного жестче, утверждают саентологи. Теперь к ним в миссии врываются сотрудники ФСБ с оружием. «В 2016 году они кувалдами в Москве выбили нам десять дверей, — возмущается Де Кастро. — Зачем это делать? Мы бы им сами двери открыли. А в Петербурге в том же 2015 году проверяющие после вынесения дверей еще кувалду и маску у нас забыли. Какое-то средневековье». Есть у саентологов и другие претензии к правоохранительным органам: по словам Де Кастро, в Петербурге на стене миссии проверяющие из МВД написали матерное слово из трех букв (ответсек организации даже писала про это официальные жалобы), а в Набережных Челнах в 2015 году после обыска зачем-то написали в раковину.

Летом 2015 года обыски прошли уже в Саентологической церкви Москвы на Таганке, где правоохранители обнаружили в помещении для исповеди «незаконно установленные предметы системы аудиовидеоконтроля». Де Кастро утверждает, что в церкви были установлены обычные камеры наблюдения ради безопасности — а камера в помещении для исповеди, по ее словам, не была подключена. В 2016 году Саентологическую церковь Москвы ликвидировали решением Мосгорсуда: министерство юстиции указало на то, что слово «саентология» зарегистрировано как товарный знак, а значит — нарушает закон о свободе вероисповедания.

Проверять саентологов стали не только агрессивнее, но и чаще. Только в 2015 году петербургское отделение проверяли в феврале (полиция и сотрудники центра по борьбе с экстремизмом), марте (прокуратура Кировского района по заявлению Виталия Милонова) и апреле — причем в последнем случае сотрудники СОБРа и Центра «Э» устроили 16-часовой обыск, в ходе которого прихожанам не давали есть и не выпускали из здания. Потом были обыски в квартирах и допросы. В итоге выяснилось, что в апреле 2016 года ФСБ возбудила уголовное дело по статье о незаконной предпринимательской деятельности, а в мае 2017 года появились еще два дела по 282-й статье — об экстремистском сообществе и унижении человеческого достоинства.

Меры к духовному очищению

По версии следствия, с 2013 по 2016 год саентологи в Петербурге незаконно заработали почти 280 миллионов рублей, продавая книги и оказывая различные платные услуги вроде одитинга (который, как и многое в саентологии, стоит прихожанам денег). При этом организация саентологов не имела регистрации, позволяющей ей вести коммерческую деятельность: сейчас церковь существует как «религиозная группа», а значит, она не может в числе прочего иметь банковские счета, обеспечивать судебную защиту общины, основывать культовые здания и сооружения и проводить богослужения в общественных местах.

По словам адвоката Галины Шуриновой Дмитрия Резина, эти деньги Саентологическая церковь получала в качестве пожертвований от прихожан, которые потом «передавались в доверительное управление нескольким юридическим лицам», а оттуда уже шли в том числе на аренду здания и на компенсацию расходов. Юрист утверждает: сами саентологи никакой личной выгоды не получали.

Сколько конкретно стоит одитинг, саентологи «Медузе» рассказывать отказались, сообщив, что это зависит от возможностей прихожанина. «Как таковой фиксированной цены нет, — утверждает один из собеседников „Медузы“, попросивший не указывать свое имя. — Но у нас есть специалисты разного уровня для проведения одитинга. Если человек вносит больше пожертвований, то может рассчитывать на лучшего одитора». По информации СМИ, стоимость одного сеанса может достигать около 60 тысяч рублей. За дополнительную плату (тоже неясно какую) можно изучать саентологию вместе с наставником. За деньги надо покупать и специализированные книги. Литература начального уровня стоит от 550 до 725 рублей, а аудиокниги — уже 2–3 тысячи. Причем с каждой новой ступенью по «мосту к полной свободе» библиотеку надо обновлять, а за переход на новый уровень развития — платить деньги. Продвижение к высшим ступеням саентологии стоит, по разным оценкам, от 33 до 380 тысяч долларов.

Что касается обвинения в унижении человеческого достоинства, то унижали, по версии следствия, саентологи собственных прихожан. В церковной иерархии есть статус «потенциальный источник неприятностей» (ПИН). Получить его может человек, не соблюдающий церковный устав (скажем, нельзя параллельно с одитингом заниматься другими практиками) или подверженный какому-то негативному влиянию извне. Например, он регулярно конфликтует с женой или с начальством. «Если человек имеет подобные проблемы в жизни, то ему сложно на чем-то другом сосредоточиться, — объясняет Светлана Мацицкая. — Понятно, что такой человек не будет прогрессировать».

После специального внутреннего расследования (зачастую с привлечением материалов, полученных в ходе одитинга) издаетсятак называемый этический приказ. В нем указывается, что должен сделать ПИН, чтобы снять с себя этот статус. В распоряжении «Медузы» есть несколько подобных этических приказов. Например, в одном из них указывается, что отец прихожанина «проявляет ярый антагонизм к Саентологии и угрожает устроить неприятности Церкви». Саентологу предложили «уладить эту ситуацию стандартным образом, однако он отказался полностью применить соответствующую технологию». Для снятия статуса «ПИН» прихожанин «должен полностью и честно выполнить программу по улаживанию антагонизма к Дианетике и Саентологии от своего отца, что должно быть подтверждено положением дел в физической вселенной». Что произойдет с прихожанином, если он не выполнит предписания, в этическом приказе не уточняется; саентологи утверждают, что самая крайняя мера — это запрет на одитинг и «изгнание» из церкви.

В другом этическом приказе сказано, что прихожанин перестал выходить на связь, а потом написал другому саентологу сообщение с угрозами обратиться в правоохранительные органы в случае, если ему продолжат звонить из центра. Еще один человек получил статус «ПИН» из-за проблем с женой. «С Сергеем не удается выйти на связь для того, чтобы помочь ему уладить ситуацию с супругой (он просто не берет трубку), — сказано в документе. — Таким образом, Сергей, понимая, что у него есть ситуация ПИН, не предпринимает каких-либо действий, для того чтобы уладить свою ситуацию. Данная ситуация попадает под пункт „А“ ИП ОХС от 27.10.1964 „ОРГПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИСТОЧНИКОВ НЕПРИЯТНОСТЕЙ, СУМАСШЕСТВИЯ И ИСЦЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ“» (так в оригинале — прим. «Медузы»). Упомянутая в документе брошюра признана в России экстремистской. ИП ОХС расшифровывается как инструктивное письмо Офиса Хаббарда по связям — такой офис есть в каждой миссии, в его функции входит надзор за соблюдением порядка.

Именно присвоение статуса «потенциального источника неприятностей» и вынесение этических приказов следствие сочло унижением человеческого достоинства «по признаку принадлежности к социальной группе». Иными словами, саентологов обвиняют в том, что они дискриминировали других саентологов, потому что они саентологи. Адвокат Резин считает это обвинение абсурдным. «Мы считаем, что ни к какой группе [пострадавших] не относили и крест на них не ставили, — говорит он. — Людям вежливо и корректно давали понять, что им надо принять меры к самосовершенствованию и духовному очищению».

Адвокаты задержанных также утверждают, что сами ПИНы не считают себя пострадавшими. Один из них, Артур Светозаров, и вовсе написал нотариально заверенное заявление о том, что его никто не унижал, а к саентологам он испытывает самые теплые чувства.

«Сейчас законодательство об экстремизме сформулировано таким образом, что если вы кого-то критикуете или оцениваете чьи-то нравственные поступки, то следственные органы могут обвинить вас в экстремизме. Это доходит до абсурда, — говорит адвокат Ивана Мацицкого Евгений Тонков. — Социальной группой при большом желании можно обозначить как всех стоящих в очереди за пивом, так и троечников девятого „А“ класса. Буфетчица, медленно наливающая пиво и дискриминирующая этим жаждущих напитка, как и строгая учительница, рискуют быть привлеченными за „унижение достоинства социальной группы“».

«Экстремизм — это нонсенс, — говорит Андрей Шуринов, сын задержанной Галины Шуриновой; прихожанином Саентологической церкви он не является. — Я ее знаю, это же моя мать! Все было хорошо, жили-жили, и тут она стала экстремистом. Как так?»

Cаентология, Крым и РПЦ

Саентологи уверены: в экстремизме их начали обвинять неспроста — виновата политическая ситуация. «После [присоединения] Крыма отношения нашей страны с США ухудшились. А у нас основатель религии — американец. Думаю, именно это сыграло свою негативную роль», — рассуждает Де Кастро. Представители утверждают, что когда 13 февраля 2015 года представителя церкви Анастасию Терентьеву вызвали на беседу в Центр «Э», ей там прямо сказали, что «планируют и дальше расследовать деятельность Саентологической церкви как связанной с США».

У прихожан церкви есть даже объяснение, почему задержали конкретных пятерых питерских саентологов. Дело в том, что Минюст неоднократно отказывал церкви в регистрации как религиозной организации. В итоге в ноябре 2006 года саентологи подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Среди заявителей были задержанные сейчас Иван Мацицкий, Галина Шуринова и Анастасия Терентьева. 2 октября 2014 года ЕСПЧ принял решение, что саентологическая организация в России должна быть зарегистрирована как религиозная, однако этого так и не произошло: в декабре 2015 года Владимир Путин подписал закон, позволяющий Конституционному суду РФ игнорировать резолюции ЕСПЧ.

Еще одна версия, которую осторожно и исключительно на условиях анонимности высказывают некоторые саентологи, заключается в том, что с помощью таких дел РПЦ борется с конкурентами. Инструментом этой борьбы может, в частности, быть один из законов «пакета Яровой», ужесточающий требования к миссионерской деятельности: теперь она запрещена вне культовых зданий и требует получения государственной регистрации. Представители РПЦ приветствовали ликвидацию московской саентологической организации, утверждая, что саентологи используют «религиозное чувство людей в злонамеренных целях». Иерархи Церкви и ранее неоднократно выступали против саентологов — еще в 1994 году на архиерейском соборе РПЦ был принят документ, в котором основанная Хаббардом организация именовалась «псевдорелигией».

Как указывают собеседники «Медузы», государство сейчас занялось не только саентологами. Экстремистской организацией признали «свидетелей Иеговы». В Республике Марий Эл привлекли к административной ответственности лидера местных христиан-пятидесятников Александра Якимова — за то, что он во время деревенского праздника благословил всех присутствующих и произнес небольшую проповедь. Сразу два похожих случая произошли уже в августе 2017 года: в Орле оштрафовали на 40 тысяч рублей американского баптиста Дональда Оссерваарде за то, что он приглашал людей к себе домой читать Евангелие; а в Ноябрьске закрыли детскую площадку при молельном доме баптистов, сочтя ее «незаконным детским лагерем» и оштрафовав пастора.

«Власть начала бороться с разными проявлениями, с НКО, с теми, кто связан с американцами. Может, где-то это и нормально, — рассуждает сын находящейся в СИЗО исполнительного директора петербургских саентологов Андрей Шуринов. — Мы не знаем всех тонкостей. Но саентологи, я думаю, просто попали под горячую руку».

Да, экстремизм ведь такой нонсенс, а эти суки, ой, простите, просто шибко верующие в свою полнейшую безнаказанность и непогрешимость, решили, будто они сами будут определять, кто такие экстремисты. И вляпались в самими же расставленную ловушку. По законодательству, самими саентологами и придуманному, главным экстремистом оказывается тот, кто обвиняет других в экстремизме.

Ну, сказано же было идиотам в Писании «не судите, да не судимы будете!», но ведь каждый это на свой лад пытается переиначить.

Справедливости ради отметим, что с приходом Кириенко в АП Медуза писала о саентологах уважительно и сочувственно. Мол, зря люди страдают… от недопонимания. И не всегда виноваты в том, что любой, кто начинает их понимать, тут же соображает, как бы такое обвинить… ну, хотя бы в экстремизме, чтоб уж сразу не посылать матом и по матери.

8 июля 2016 г. Церковь с товарным знаком Кто такие саентологи и почему их организацию запретили в Москве

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Верховный суд РФ 29 июня признал законным решение Мосгорсуда о ликвидации Саентологической церкви Москвы. В течение полугода организация должна быть удалена из единого реестра юридических лиц и не сможет официально работать в России. С исковым заявлением в суд обратилось министерство юстиции — представители ведомства настаивали, что слово «саентология» зарегистрировано как товарный знак, а это нарушает закон о свободе вероисповедания: религию может распространять религиозная организация, а не коммерческое партнерство. В России саентологи официально работают с 1994 года. За 22 года представители церкви прошли через десятки процессов, запретов и обысков, но до сих пор лишения права на религиозную деятельность удавалось избежать. По просьбе «Медузы» журналист Евгений Бунтман рассказывает, кто такие саентологи и за что их преследуют.

Измерение чувств

«Возьмите в руки эти рукоятки и подумайте о чем-то, что вас тревожит, о чем-то плохом», — сотрудница Церкви Саентологии настраивает электропсихометр. Это устройство обтекаемой формы, на экране — деления и стрелка. Стрелка прибора сначала мечется по шкале, потом застывает ровно посередине. «Теперь снова подумайте о том же самом», — просит она. Я настолько же старательно думаю о самом хорошем, что только приходит в голову. «Вот видите, вы подумали о плохом, прибор это фиксирует», — торжествует сотрудница. Понять какую-то закономерность в движении стрелочки не удается.

Е-метр, он же электропсихометр, стал использоваться основателем саентологии Роном Хаббардом в 1950 годах. Последователи его учения считают, что прибор помогает священнику (одитору) определить, с какой областью переживаний испытуемого (преклира) нужно работать.

До 1960-х годов саентологи рассказывали, что прибор может лечить определенные заболевания, но в 1963 году Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США обвинило церковь в мошенничестве; сотни электропсихометров были изъяты при обыске. Тогда последователи Хаббарда изменили описание действия устройства: «Сам по себе Е-метр ничего не делает. Это электронный прибор, который измеряет умственное состояние и изменение в состоянии человека, а также способствует тому, чтобы одитинг проводился точнее и быстрее. Е-метр не предназначен и не эффективен для диагностики, лечения или предотвращения любого вида заболеваний». Ученые утверждают, что это обычный гальванометр.

В Московской саентологической церкви такой прибор можно купить за 420 тысяч рублей. Цена на него установлена одинаковая по всему миру, права на его название и дизайн принадлежат исключительно саентологической церкви. Измерения прибора — один из ключевых обрядов в саентологии. «Например, он используется при одитинге, то есть исповеди», — объясняет «Медузе» официальный представитель церкви Нина де Кастро. — И это гораздо действеннее, чем исповедь у христианского священника, где можно решать: ну, об этом я грехе расскажу, а о другом — нет».

Как религиозное учение саентология возникла в 1952 году. Американский писатель-фантаст Лафайет Рон Хаббард разработал практику, получившую название дианетика. Саентологи считают, что главная причина всех заболеваний — негативные моменты из прошлого каждого человека. Чем больше человек переживает эти моменты (разумеется, под руководством опытного практика), тем вероятнее наступает избавление от них. Вслед за дианетикой Хаббард основал и религию — саентологию.

В центре идеологии саентологов — человек, его тело, здоровье и воспоминания. Ключевое понятие — одитинг (auditing). Саентология определяет эту процедуру как «технологию, улучшающую работу разума и восстанавливающую потенциал духовного существа». В общении участвуют два человека — одитор (священник) и преклир (человек, еще не ставший клиром (clear, чистый)). Фактически это исповедь, позволяющая, как считается в саентологии, подняться на более высокую ступень восприятия.

Второй ключевой термин — тэтан, «духовное существо». Уровень, находящийся выше понятия «клир», называется ОТ, оперирующий тэтан. В иерархии, утвержденной Саентологической церковью, главная цель — это «Мост к полной свободе», и священники двигаются по шкале уровней ОТ. Вершина иерархии — корабль «Фривиндз», курсирующий в Карибском море. На нем собираются избранные члены церкви, и только там присваиваются высшие ступени ОТ.

Тут не до гармонии

Нина де Кастро стоит у огромной таблицы степеней посвящения и ступеней внутренней иерархии. «Вы сами посмотрите, как можно в такой обстановке предоставлять новую ступень ОТ. К нам приходят сотрудники спецслужб, проводят обыски, выбивают двери. Тут не до гармонии», — сетует она.

Трудности с законом у саентологов возникли почти сразу после основания церкви. Их обвиняли в мошенничестве, в проповедовании лженауки, в финансовых нарушениях, в преследовании отступников и критиков учения Хаббарда. Судебные процессы проходили в США, в Германии, во Франции, в Бельгии.

В России трудности у саентологов возникли через два года после регистрации, в 1996 году. Госдума приняла постановление «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России». В пояснительной записке досталось и последователям Рона Хаббарда: «Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется деятельности специальных служб. Особенно преуспела в этом американская «Саентологическая церковь». Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях города Обнинска, на предприятиях военно-промышленного комплекса в различных регионах России… Уже в тридцати городах России действуют центры так называемой дианетики — вербовочные структуры «Саентологической церкви»».

«Российские саентологи не смогли пройти перерегистрацию в Минюсте как религиозная организация, и до сих пор официально таковой не являются, — напоминает в беседе с «Медузой» глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. — Признаков религиозной деятельности у Саентологической церкви не обнаружено министерством юстиции. Существует мнение, что эта организация создавалась изначально как коммерческая, с признаками использования технологий сетевого маркетинга», — говорит он.

Константин Михайлов, религиовед, сотрудник Центра изучения религий РГГУ, считает, что подобная постановка вопроса неверна: «Любая крупная церковь ведет коммерческую. деятельность, точно так же поступают и саентологи. Это и плата за «Мост к свободе», и продажа какой-то религиозной литературы. У саентологов есть вещи необычные для нашей почвы, например, регистрация торговых марок. Отчасти это следствие того, что Хаббард был подкован в вопросе авторских прав, все-таки он писатель-фантаст. Это полноценная религия. Я слышал от них рассказы о чудесных исцелениях, есть и культ высшей силы, верховного божества. Наконец, есть очевидный культ пророка-основателя, Рона Хаббарда».

Саентологическая церковь на Таганской улице похожа на большой офис. Столовая, где обедают мужчины и женщины в белых рубашках. Чистые кабинеты, просторные холлы и коридоры. И, конечно, кабинет начальника. Вход огорожен цепью — как огораживают экспонаты в музее. Внутри — большое кресло, книги на полках и табличка с именем Л. Рон Хаббард. По словам Нины де Кастро, такой кабинет есть в каждой большой церкви. На стенах — изречения Хаббарда, везде его книги и портреты. В ознакомительном зале на первом этаже — список заповедей. Здесь есть и «не убий», и «не укради», всего 21 пункт. «Наш кодекс строителя коммунизма», — смеется представительница церкви.

Внизу расположена часовня. На полу мозаика с символикой церкви, рядами стоят стулья. У сцены — кафедра священника, рядом бюст Хаббарда. Весь катехизис — в виде плакатов на стенах, что опять создает ощущение офиса. Кредо, кодекс поведения священника (одитора), заповеди, цитаты из книг основателя. Но тут же находится место и явно религиозным символам. Саентология использует крест, но не вкладывает в него никакого христианского смысла. Крест у пересечения перечеркнут. Восемь концов символа означают восемь практик саентологии, высшая из которых — бесконечность Верховного существа.

Исследователь небольших религиозных течений Александр Дворкин, который ввел в обиход термин «деструктивные секты» (раздражающий большинство религиоведов) уверяет, что это сатанинский символ, заимствованный у Алистера Кроули. Наравне с этим Дворкин видит в символике саентологов и отсылки к эмблеме ЦРУ.

Еще один ключевой символ в саентологии — латинская буква S, переплетенная с двумя треугольниками. Буква, разумеется, означает саентологию. Первый треугольник — это аффинити — реальность и общение. Второй — знание, ответственность и контроль. Аффинити — это любовь и дружеское расположение. В саентологии много англицизмов — одитинг, аффинити, клир. Служителей церкви это не очень смущает, подобная терминология — отличительная особенность этой религии.

«Какие-то вещи они адаптируют, — рассказывает Константин Михайлов. — Им присылают брошюры, которые порой оказываются слишком приторными, и им приходится от них отказываться, у нас люди не привыкли к такому».

Преследуемое движение

В 2007 году суд в Санкт-Петербурге закрыл городскую общественную организацию «Сайентологический Центр». Проверка Минюста показала, что саентологи без лицензии вели образовательную деятельность и незаконный сбор информации о частной жизни.

В 2008 году, опять в Петербурге, в здании Церкви саентологии прошел обыск. Бывший прихожанин пожаловался в прокуратуру, опасаясь, что данные его одитинга, исповеди, могут быть использованы. В церкви его заверили, что этого не произойдет, но при обыске сотрудники прокуратуры изъяли две коробки с записями.

В апреле 2010 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры признал книги и видеолекции саентологов экстремистскими. В общей сложности в Федеральный список экстремистских материалов попало 29 трудов и пособий по саентологии и дианетике.

Весной 2011 года суд изменил свое решение, и материалы из списка исключили. Тем не менее, некоторые работы по-прежнему находятся под запретом — уже по решению Щелковского городского суда Московской области от 30 июня 2011 года. В их числе — одна из ключевых брошюр под названием «Что такое саентология».

Законность хранения персональных данных — это один из главных вопросов, которые государство задает саентологам. Летом и осенью 2015 года прошли обыски в Саентологической церкви Москвы и в других центрах изучения трудов Хаббарда. Правоохранители обнаружили «незаконно установленные предметы системы аудио-видео-контроля, состоящей из акустических микрофонов и видеокамер, относящихся к категории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Религиовед Константин Михайлов признает, что эта практика сомнительна с точки зрения закона и может стать средством всевозможных манипуляций. Впрочем, он считает, что ни для кого из адептов не секрет, что их разговоры с одиторами записываются.

Саентологи считают, что за нападками стоят их главные враги: психиатры и сотрудники спецслужб. «На саентологию нападают, потому что завидуют, что у нас много людей, — объясняет Нина де Кастро. — От спецслужб почему претензии? Они используют наркоболевые гипнозы и зомбируют людей, чтобы те выполняли определенные приказы. А саентология и дианетика могут вынуть все эти вещи. Чтобы потом не иметь проблем, сегодня мы не берем людей, работавших в спецслужбах, людей, которые уже имеют у себя поставленные импланты,. Атаки из-за этого идут».

Несмотря на скверную репутацию, сложившуюся у саентологов чуть ли не с первого года их пребывания в России, открытых конфликтов с представителями других религий у них почти нет. Глава профильного комитета Госдумы Ярослав Нилов о саентологах говорит спокойно и подчеркивает, что с ними у депутатов существует нормальный диалог. Нет и особенного противодействия со стороны православных активистов. Пикеты в 1999 году на улице Бориса Галушкина, где раньше находилась штаб-квартира саентологов, были стихийными, не массовыми и непродолжительными. Наоборот, рассказывают представители церкви, любопытствующие граждане видели плакат c надписью «Секта там» и стрелочкой, указывавшей на центр дианетики, и шли туда. На входе в Московскую церковь саентологии сидит охрана, в случае опасности она действует, как полагается любому ЧОП — вызывает полицию или не пускает недовольных.

«На самом деле саентологи — крошечная община. И в руководстве РПЦ наверняка есть люди, которые понимают, что они, в общем-то, никому не угрожают. По всему миру численность саентологов, действительно активных членов церкви, измеряется в десятках тысяч, не больше. Как любая религиозная община, они очень сильно завышают статистику», — объясняет Константин Михайлов. Оценки численности саентологов очень разнятся. Представители церкви говорят, что активных прихожан от 40 до 50 тысяч человек только по России. В профильном комитете Госдумы называют цифру «в пару тысяч человек».

Оплата по психометру

Среди многочисленных претензий к саентологам особое место занимает вопрос об их финансовой деятельности.

«Церковь саентологии живет на пожертвования», — настаивает Нина де Кастро. Их сумма возрастает с каждой ступенью, но ее точный размер определяет сама церковь в каждом конкретном случае. Это зависит от того, что скажет одитор, сверившись с показаниями электропсихометра. Суммы довольно большие, но назвать их с ходу официальные представители церкви затрудняются. Как правило, в этом и состоит главная претензия государства к саентологам. Через церковь проходят значительные деньги, и непонятно, все ли они отражаются в налоговой декларации. В Московской церкви не стали называть даже примерную сумму; остается это тайной и в других странах. Расценки на «Мост к полной свободе» иногда публикуются вопреки желанию церкви. Суммарная стоимость продвижения к высшим ступеням саентологической иерархии колеблется от 33 тысяч до 380 тысяч долларов, в зависимости от желаемого уровня.

«Вопрос пожертвований в значительной степени зависит от конкретных общин и священников, — говорит Константин Михайлов. — В целом это не так сильно отличается от любой другой религии. Но злоупотребления действительно есть. Впрочем, это зависит от самих людей, приходящих к саентологам. Что же касается платных услуг, то они существуют в любой религии. В православной церкви для крещения я же покупаю крестик. Нельзя же считать мошенничеством, если оплаченная религиозная услуга не выполнена. А то так и пояс Богородицы можно назвать мошенничеством».

В истории саентологической церкви немало случаев, когда невозможность заплатить за следующую ступень приводила людей к банкротству или к самоубийству. Один из таких эпизодов стал поводом для расследования в журнале Time в 1991 году: бывший прихожанин церкви выбросился из окна, сжимая в руке последние деньги, еще не перешедшие к саентологам.

Сами саентологи не скрывают, что большинство услуг платные. «Человек вкладывает в себя, это его выбор, — говорит Нина де Кастро. — Пожертвования обязательны, только ознакомительное тестирование бесплатно. Потом, когда он начинает изучать, он поддерживает себя и церковь. У нас есть определенные фиксированные пожертвования, например, он жертвует за одитинг. Это стоит недешево, потому что обучить священника это большой труд. Хаббард говорил, что год одитинга идет за пять лет обучения в университете».

* * *

РПЦ к решению о ликвидации Московской саентологической церкви отнеслась с одобрением. Замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал решение «важным прецедентом, демонстрирующим решимость государства не признавать религиозными те организации, которые используют религиозное чувство людей в злонамеренных целях». По мнению официального представителя РПЦ, «в судебном порядке удалось доказать, что сама деятельность этой организации является надругательством над свободой человека как таковой».

21 июня 2016-го в здании московской церкви прошел очередной обыск. На первом этаже, куда первым делом попадает человек с улицы, висят большие экраны, на которых неофитам показывают фильмы про дианетику, саентологию и Хаббарда. Большая часть телевизоров сломана, сотрудники ФСБ изъяли электронику, приборы, записи. «Пытались взломать банкомат, унесли кофейную машину», — жалуются в церкви. 29 июня Верховный суд подтвердил решение Мосгорсуда о ликвидации Саентологической церкви Москвы. Представители церкви заявили, что это ущемляет интересы 10 тысяч верующих в России.

Сворачивать деятельность саентологи не собираются. «Так происходит в каждой стране, — говорит де Кастро. — Сколько лет в Америке не хотели признавать нас религией, потом признали. Потом в Европе шли суды, в Бельгии 18 лет гонялись за саентологами, но затем судья разобрался и сказал, что это надуманные претензии. Рано или поздно признают и в России».

Продолжение следует…

Читать по теме:

Оставить комментарий