Видео дня

Ближайшие вебинары
Свежие комментарии
Архивы

Flag Counter

Ренессанс сталинизма. Часть II

Итак, новый ренессанс сталинизма у нас наметился с воцарением в должности министра образования Ольги Васильевой, шибко напугавшей всех ссылками на Великого Кормчего (см. Век живи — век учись!).

Вначале ее Сталиным пронесло, потом понесло, как «бабушка пела на клиросе»… Чтобы не вырвало при сообщении о том, кто ее держал в разные годы на коленях, мы уже писали об этой тетеньке-дирижерке, решившей потрясти наше воображение реноме православной сталинистки (см. Смиренные при должностях).

8 важных фактов о новом министре образования

Освободившееся после неожиданной отставки Дмитрия Ливанова кресло министра образования заняла бывшая сотрудница администрации президента Ольга Васильева. Широкой аудитории о ней мало что известно, кроме уже успевшей распространиться информации о её крайне консервативных взглядах. Что изменится в российском образовании с приходом Васильевой, пока сложно предугадать. Пока же «Мел» изучил самые интересные факты её биографии, из которых, возможно, станет понятно, к чему нам стоит готовиться в ближайшие годы.

1. Получила дирижёрское образование

Ольга Васильева родилась в 1960 году, окончила дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем исторический факультет Московского педагогического института и факультет «Международные отношения» Дипломатической академии. К первому своему образованию Васильева по-прежнему иногда обращается: в прошлом году она пела казачью песню, а капелла при посещении Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

Позже она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» и докторскую — «Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг.».

2. Защищает «духовные скрепы»

Васильева начинала свою деятельность как учитель, затем работала в Центре истории религии и церкви РАН, с 2002 года заведует кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ. До нового назначения занимала должность заместителя начальника управления по общественным проектам администрации президента, занималась реализацией идеи «духовных скреп» — патриотического воспитания и духовно-нравственных основ граждан.

Фото: mggeu.ru

3. Знакома с «духовником» Путина

Кандидатуру Васильевой на пост министра образования предложил Дмитрий Медведев. Однако она может быть и протеже других людей. Например, куратором управления по общественным проектам был замглава администрации президента Вячеслав Володин. Знакома Ольга Васильева и с «духовником» Путина отцом Тихоном (Шевкуновым) — наместником Московского Сретенского монастыря. Получив в 2002 году назначение на должность руководителя кафедры государственно-конфессиональных отношений в Российской академии госслужбы (РАГС) при президенте РФ, Васильева заявляла, что её благословил сам патриарх Алексий II.

4. Не любит «субъективность» в истории

«Хочется, чтобы субъективность не „выпячивалась“ в преподавании истории, — рассказывала она в интервью изданию „Православие.ру“. — При этом в абсолютно объективную историю я не верю. Ведь каждый документ, каждая оценка событий проходит через человека. И ещё моё глубочайшее убеждение: ничего из нашего прошлого не должно быть убрано».

Фото: mggeu.ru

5. Считает Сталина благом для страны

В 2013 году Ольга Васильева выступала с закрытой лекцией о патриотизме перед единороссами. По словам одного из слушателей, которые передает«Коммерсант», в этой лекции она ясно дала понять, что Сталин при всех недостатках — государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счёту и позволило выиграть войну. Большевизм же — это разъединение нации, разрушение государственности и национальных скреп.

6. Называет героями российских бойцов в Сирии

Как пишет «Взгляд», рассуждая о патриотическом воспитании на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме», Ольга Васильева отметила важность обращения как к биографии отдельных личностей военной эпохи, так и к героям нашего времени. Среди таковых она назвала российского военного Александра Прохоренко, который погиб 17 марта 2016 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боёв за Пальмиру в Сирии.

7. Гордится своим крещением

«Бабушка пела на клиросе, и она крестила меня в далёком 1960 году, когда любая информация о крещении, венчании, отпевании подавалась в исполком, — рассказывала Васильева. — Тем не менее мой папа, занимавший определённое положение, пошёл на то, чтобы его дети были крещены. И у меня даже есть справка о крещении, которой я очень горжусь. Она была выдана ныне покойным протоиереем, настоятелем храма в южном городе Георгиевске, который находится в Ставропольском крае, недалеко от Пятигорска».

8. Верит в силу консерватизма

«Невозможно нормально, здорово развиваться обществу без консервативных сил. Консерватизм поддерживает связь времён, не допускает окончательного разрыва и соединяет будущее с прошлым», — говорилаВасильева на международном молодёжном форуме «Таврида». Там же она назвала политику в период президентства Владимира Путина «взвешенным рационализмом и поворотом к консерватизму» и добавила, что многие страны Европы с точки зрения традиционализма смотрят на нас как на последний оплот.

Издание «Слон» отмечает также, что в своих лекциях Васильева говорила об охранительной миссии православия и о том, как «консервативная идеология уберегала Россию от революционных потрясений». Вот одна из цитат, которую приводит Васильева (она принадлежит историку Каткову): «Говорят, что Россия лишена политической свободы; говорят, что хотя русским подданным и предоставлена законная гражданская свобода, они не имеют прав политических. Русские подданные имеют нечто более, чем права политические, — они имеют политические обязанности. Каждый из русских подданных обязан стоять на страже прав Верховной власти и заботиться о пользах государства. Каждый не то что имеет только право принимать участие в государственной жизни и заботиться о её пользах, но призывается к тому долгом верноподданного. Вот наша конституция».

Мария Артамонова,

директор ГБОУ «Школа Многопрофильный комплекс Бибирево»:

«На пост министра Минобрнауки была назначена женщина, историк и доктор наук с впечатляющим послужным списком. Самое главное, что перед ней поставлены новые задачи, которые необходимо будет интенсивно воплощать в жизнь, что, думаю, ускорит процесс дальнейшей модернизации системы образования в целом».

Андрей Фурсенко, министр образования РФ с 2004 по 2012 год:

«Я не знаю, что Ольга Васильева сделает для образования в России. Это нужно спрашивать у Ольги Васильевой».

Павел Северинец,

директор ГБОУ «Школа № 444»:

«Должность министра образования у нас в стране — это расстрельная должность. Деятельность министра всегда на виду, много часто болезненных изменений и отложенный результат. На министра сыпятся все шишки, хотя в реальности развитием системы образования занимаются региональные власти. Минобр задаёт тренды и формирует правовую базу. Спасибо Дмитрию Ливанову. Ольга Васильева неизвестна широкой публике, но я думаю, что политика в сфере образования и направления развития мало изменятся с её приходом».

Ну, все и без этих давно поняли, кого могут назначить наши безмозглые управители, решившие всех под свой росточек ампутировать про примеру Прокруста,  чтоб выглядеть образованнее.

Объяснять, какие на министра сыпятся шишки — это подло, особенно в случае дирижерки, назначенной министром образования России. И вот когда готовые лизоблюды и приживалы вылезают лебезить перед явным ничтожевством, которому совершенно не место на общественной сцене — это подлость, ложь, заведомая кража сил, времени и средств не только у общества, но и у детей.

Достали своими подлыми нововведениями в школе, и никто, заметим, даже пикнул про этот срам, когда мы своими детьми кормили и давали выживать учителям, устроив 11-летнее обучение. Ведь с этого все началось! Инженеров можно уничтожать, ученых, целые отрасли можно уничтожить, а вот учих надо своими детьми кормить, чтоб они еще лишний год в носу перед детьми ковырялись и рушили все, за что должны вообще-то ответить.

Вначале все училки должны ответить за 11 лет кошмара вместо десяти, да порушенные жизни и то, что они сотворили на месте отлаженной системы образования. И сколько им Васильева заплатит — всем давно наплевать. Все и так платят за их никчемную работу репетиторам.

10 обещаний Васильевой с комментариями директоров, учителей и родителей

В конце августа Ольга Васильева сменила на посту министра образования Дмитрия Ливанова. За полтора месяца работы она успела выступить против употребления слова «услуга» в школе, завоевала признание «Диссернета», отозвав законопроект, который затруднял выявление мошенничества с диссертациями. А главное — дала множество обещаний, которые вызвали самые разные реакции в образовательном сообществе. Мы попросили директоров школ, учителей и родителей оценить, насколько обещанные нововведения реализуемы и необходимы.

1. Вернуть в школы астрономию за счёт второго иностранного языка

Второй иностранный язык, по мнению Ольги Васильевой, — это «профанация», на которую тратится 250 учебных часов. Поэтому можно «смело забрать» по часу в 10 и 11 классе в пользу астрономии. А второй и третий иностранные языки школьникам, которые, опять же по словам министра, катастрофически загружены, предложат изучать на факультативах.

Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ

«С моей точки зрения, преподавание второго иностранного языка вряд ли является профанацией, по крайней мере в старших классах в контексте профильного обучения. В нашем Лицее ребята учатся по индивидуальному плану и сами выбирают предметы, которые им нужны. Второй язык всегда пользуется большой популярностью. Особенно если обучающиеся ориентированы на дальнейшую языковую образовательную траекторию. Я бы лично голосовал за то, чтобы у ребят был выбор. Несомненно, здорово, если астрономия появится в качестве предмета. Но пусть сами ученики определят, что им важнее».

2. Наказывать школы за натаскивание детей на сдачу ЕГЭ

«Это неправильно, когда директор школы говорит: „Я буду наказывать, если у вас будет плохое ЕГЭ“. Наказывать его буду я», — сказала Васильева. Она поообещала наказывать не только руководство школ, но и их региональное начальство, если станет известно о натаскивании детей на тесты. Министр уверена, что у ребёнка, прошедшего школьную программу, не должно быть проблем с госаттестацией.

Учитель московской школы (анонимно)

«Что такое „натаскивать“ и кто будет определять: учит учитель программе или „натаскивает“? Наверное, нужно специальных уполномоченных подготовить, чтобы начать кошмарить уже не школы, а напрямую учителей? И где в такие уполномоченные с хорошей, надеюсь, зарплатой записаться?

Очень хочется стабильности — система привыкла к ЕГЭ и даже практически его полюбила, и если каждые десять лет поворачивать в новом направлении, результата не будет никакого! Школа, конечно, очень инертна и стабильна, но и она рухнуть может, если над ней такие эксперименты проводить — то налево, то направо».

3. Ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку

Васильева неоднократно называла систему сдачи ЕГЭ в России несовершенной. Сейчас Минобрнауки работает над тем, чтобы усилить творческую часть в экзамене и снизить процент тестовых заданий для гуманитарных дисциплин. В частности, уже в следующем году устная часть появится в ЕГЭ по русскому языку, если её пробное введение в девятом классе пройдёт успешно.

Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ

«Недавно была введена устная часть в ЕГЭ по иностранному языку, что, на мой взгляд, очень правильно. Сдавать иностранный язык без устной речи довольно странно. Мне кажется, с точки зрения эксперимента, устная часть по русскому языку и особенно по литературе — это интересный вариант. Ведь один из результатов уроков словесности — поставленная речь. Но прежде нужно понять, какие ресурсы понадобятся, чтобы это осуществить. Ведь ЕГЭ по русскому языку обязателен для всех. Может быть, стоит сначала попробовать ввести устную часть в экзамен по литературе, который не выбирает абсолютное большинство учащихся».

4. Остановить слияние вузов

В конце 2015 года Минобрнауки под руководством Ливанова начало масштабную реформу по объединению региональных вузов в многопрофильные опорные университеты, и в России уже стало на 16 вузов меньше. При новом министре образования эти процессы решили пока приостановить.

Игорь Реморенко, ректор ГАОУ ВО МГПУ

«Надо учитывать международные тенденции, ведь наиболее сильные вузы — крупные, где действуют разнопрофильные исследовательские коллективы, где богатая научная среда и большое поле выбора различных направлений научной работы».

5. Вернуть средний балл в школы

Васильева не раз говорила о своём негативном отношении к ЕГЭ. Недавно министр предложила вновь сделать средний балл по предмету главным критерием усвоения учеником школьной программы. «Нужно делать всё, чтобы программы были пройдены от начала и до конца, если программа идёт своим чередом, то бояться этого самого ЕГЭ не нужно».

Директор московской школы (анонимно)

«Что имеется в виду, не ясно никому. То, что идея ЕГЭ торпедируется, — вроде понятно. Но разрушить ЕГЭ сейчас — значит всю школьную систему разрушить. Этого никто не понимает, видимо».

Павел Северинец, директор школы № 444

«Ничего нового, к сожалению. Итоговые оценки в 11 классе выставляются по средней арифметической за 10 и 11 класс по всем предметам. А так полностью поддерживаю: ЕГЭ не должно быть самоцелью. Целью должно быть качественное образование!».

6. Проверить бюджетные траты на финансирование науки в вузах

Васильева намерена экономно расходовать бюджет и планирует выяснить, есть ли отдача от научных центров в вузах, в которые вложены «огромные деньги». В связи с этим она упомянула проект «5—100», который нацелен на повышение конкурентоспособности российских вузов среди мировых научных центров.

Игорь Реморенко, ректор ГАОУ ВО МГПУ

Безусловно, нужна прозрачная отчётность и ясность по расходованию бюджетных средств. В вузах должно быть больше конкурсных процедур, в ходе которых создаются временные научно-исследовательские коллективы. Думаю, что к их работе надо привлекать не только преподавателей, но и студентов. Разработки должны заканчиваться и регистрацией интеллектуальной собственности, и созданием малых инновационных предприятий там, где это возможно по результатам научного труда.

7. Увеличить часы на преподавание религии в школах

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», по словам Васильевой, укрепляет «нравственные основы личности» и вовсе не направлен на религиозное образование. «Любой модуль начинается с того, что Россия — наша общая родина, многоконфессиональная и многонациональная. Говорится про нравственные ценности, любовь и уважение к отечеству. А затем — про ислам в истории России, про основы этой религии». Васильева планирует увеличить количество учебных часов и улучшить качество учебников по этой дисциплине.

Илья Новокрещенов, директор школы № 2095

«Ни о каком преподавании религии в школах речи никогда не шло. „Основы религиозных культур и светской этики“ — курс культурологический. Самый яркий пример „культурологичности“, кстати, — учебник протодиакона Андрея Кураева. Каждый, кто его хоть раз открывал, я думаю, смог ощутить разницу между „Законом Божьим“, который преподаётся в воскресных школах, и модулем „Основы православной культуры“ курса ОРКСЭ. Сам же курс, на мой взгляд, очень для нас важен, ведь в нём сохраняется, с одной стороны, вариативность, с другой — ребёнок получает возможность прикоснуться к той части религиозной или светской культуры, которая раскроет перед ребёнком мир нравственности».

8. Восстановить трудовое воспитание

С 2017 года в школах будут «потихоньку» вводиться программы общественного труда. «Без трудолюбия, без навыков, которыми прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», — заявила Васильева на Общероссийском родительском собрании. Она также пообещала, что будут созданы 150 пилотных школ в разных регионах страны, в которых откроются отделения Российского движения школьников. При поддержке движения в школы будут внедрять полномасштабное «трудовое воспитание».

Илья Новокрещенов, директор школы № 2095

«Трудно спорить с тем, что детям необходимо прививать трудолюбие. Но мне видится, что воспитание через труд особенно никуда из школы и не уходило: до сих пор мы с большим удовольствием проводим субботники, на которых дети учатся уважать труд уборщиц и дворников, делают мир вокруг себя чище и светлее. Но я отчётливо помню, что в советской школе случались и некоторые перегибы, когда от детей требовали какого-то исключительного качества уборки класса, например. Я считаю, что всё-таки для этих целей есть уборщицы, и если мы просто восстановим то, что было когда-то, я уверен, наш общий педагогический пыл местами вернёт нас и к этим «перегибам».

9. Заменить физкультуру на ритмику

Родители пожаловались министру на чрезмерное количество уроков физкультуры в неделю. Васильева ответила, что «третий час никому не помешает», но нужно «подойти к этому творчески». И предложила ввести в школах уроки ритмики, объединив третий урок физкультуры в неделю с музыкой.

Елена Шерман, многодетная мама

«Как мама дочек поддерживаю. Хотя мальчикам, наверное, будет не интересно. С другой стороны, если ритмику будет вести физрук, вряд ли он введёт что-то принципиально новое. А специально обученного человека не факт, что пригласят. Мне бы хотелось урок с упражнениями для осанки и здоровой спины. Наши дети столько сидят, в том числе за компьютерами. Я знаю, что в городских спортивных комплексах сейчас создаются группы для детей 14-18 лет по построению красивого тела с ликбезом о правильном питании, з доровом образе жизни и так далее. Вот чего не хватает школе!»

10. Вернуть «золотой канон» в литературу

Весной патриарх Кирилл предложил создать единый обязательный список школьной литературы. После своего назначения Васильева поддержала инициативу и назвала «необходимой задачей» возвращение «золотого канона» в школы. «Мы постоянно говорим о „золотом каноне“. Я считаю, что мы обидели нашу молодёжь, потому что за последние несколько десятилетий как-то от него отошли. Вот у нас самих был „золотой канон“, и сами мы имели возможность дальнейшего выбора, когда взрослели. Имея багаж, мы возвращались к тому или иному произведению, перечитывали. А тут вдруг взяли и два поколения отодвинули».

Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр»

«Мне кажется, если и будет канон, то он должен быть минимизирован настолько, чтобы можно было читать и другое. Раньше в каждой квартире стоял примерно одинаковый набор книжек: Купер, Толстой, Достоевский. Потом мы начали сдавать макулатуру, стал появляться больший объём книг. Сейчас такое разнообразие сумасшедшее, интересное, разное, что непонятно, что считать каноном.

У школы должна быть возможность самой выбирать, ведь дети везде разные. Одним достаточно хотя бы минимум прочитать, другим можно предлагать больше, третьим нужен простор для самообразования. Будет неправильно забить каноном весь объём.

Я в своей школе, например, предлагаю детям читать сказки Козлова. Ещё „Муми-троллей“, но не всех: сборник „Весенняя песня“ обязательно, про девочку, которая исчезала, когда при ней говорили злые вещи (Туве Янссон, „Невидимое дитя“ — Прим.ред.), или „Филифьонка в ожидании катастрофы“. Их нет в советском каноне, потому что их ещё не было тогда, ну и что теперь?».

Видите как… у каждого убожества нынче — «своя школа», все за наш счет. И никто не мыслит возврата к нормальному обучению и образованию. Они работать не умеют, им надо «творчеством» заниматься. А творят это все они над нашими детьми.

23.09.2016 Ольга Васильева рассмотрела вопросы качества школьного образования с самарскими учителями

21540d9e-345b-467b-8039-0157576bfdcbОльга Васильева остановилась на творческом развитии. «Я уверена, что спорт, шахматы и музыка — это три кита, на которых основывается воспитание гармоничной личности», — сказала она.

У педагогов Ольга Васильева уточнила: «Есть ли что-то, что вы хотели бы изменить в ваших школах?»  Из зала прозвучали предложения об улучшении материально-технической базы лабораторий и компьютерных классов, о возвращении уроков труда, причем именно практической части урока. Это предложение министр горячо поддержала.

Она также добавила, что в школу должны вернуться каноны классической литературы: «Именно русская классическая литература воспитывает человека». Министр подчеркнула, что отдельное внимание нужно уделить географии и истории, потому что знания российских школьников в этой области «просто удручающие».

Также министр узнала мнение учителей о различных учебниках для начальных классов и уточнила, как прошел переход на историко-культурный стандарт. Педагоги ответили — «хотелось бы, чтобы было увеличено количество часов под эту дисциплину, потому что информации стало гораздо больше».

Николай Меркушкин, в свою очередь, поднял вопрос качества дошкольного образования. Учителя рассказали, что их полностью устраивает подготовка в детских садах, а вот «домашние» дети зачастую испытывают сложности с адаптацией и социализацией, не так быстро усваивают нормы поведения.

Губернатор предложил расширить программу подготовки для детских садов, чтобы с ранних лет растить успешных ученых и специалистов.

Это тот Меркушин, который ищет происки ЦРУ в Самарской области и грозит не выплачивать долги работникам Автоваза.

17.08.2016 «Группа, подобранная ЦРУ»

603347_300«Две недели назад нам, правительству Самарской области, вскрыли электронную почту. Всё в электронном виде, да. Это то же самое, если у вас есть карточка банковская, да, и вашими деньгами начинает пользоваться, управлять, значит, и так далее. Это вскрыли всё, что мы имеем, секретное, не секретное, причем вскрыли специалисты западные, группа, подобранная, подготовленная ЦРУ. Представляете?

….Почему они вскрыли у нас? Не у Москвы, не у Питера, не у Казани, скажем, не у Екатеринбурга? Мы считаем, что главная причина в том, что мы очень долгие годы были главным полигоном для экспериментов западных, главным полигоном.

07.11.2016 Глава Минобрнауки пообещала не отказываться от ЕГЭ

Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что в России не собираются отказываться от Единого государственного экзамена. «Не будет», — сказала Васильева в интервью «Интерфаксу», отвечая на вопрос о том, будет ли возврат к экзаменационным билетам после окончания школы.

Вместе с тем министр пояснила, что процесс школьного образования будет меняться. В частности, в него более широко будут внедряться Всероссийские проверочные работы (ВПР) — школьные контрольные, которые централизованно выполняются по всей стране в один день и оцениваются по единым критериям.

Так, ВПР уже в следующем году станут обязательными для 11-классников — будущие выпускники напишут такие работы «по предметам, которые не сдаются как ЕГЭ», сказала Васильева. По словам министра, в этом году такая модель пройдет апробацию в 33 школах, чтобы затем внедрить ее по всей стране.

Кроме того, О.Васильева напомнила об изменениях, которые происходят в ЕГЭ — это отказ от так называемой «угадайки», то есть тестовых заданий с выбором ответа, и изменение формы экзаменов. Так, уже в следующем году, отметила глава Минобрнауки, серьезным изменениям подвергнется ЕГЭ по литературе.

«Это будет совсем другой экзамен, в нем полностью будут отсутствовать какие-либо тестовые задания, это будет экзамен, в котором будут только творческие задания с большим развернутым ответом, связанные с теорией литературы. То есть, во-первых, задания увеличатся, они будут требовать хорошего знания текста, а во-вторых, будут повышены требования к самому сочинению», — сказала собеседник агентства.

Далее она дает интервью, из которого следует, что Сталина она вспомнила просто так, для общего развития, чтоб продемонстрировать, что тоже в курсе и таких вот веяний… которым сама следовать не намерена.

И при этом она пытается «закрутить гайки», повернуть время вспять, хотя бы удержать все «в рамках», не соображая, что вообще-то сама рушила все это время. Скажем, какой-то новизной мысли отнюдь не блещет, все в ней с бору по сосенке: там бочком вдруг православно воцерковилась без стыда и совести, тут — ренессанс сталинизма начала в отдельно взятой синагоге….

07.11.2016 Ольга Васильева: я не ретроград и не сталинистка

Фото: пресс-служба Минобрнауки

Фото: пресс-служба Минобрнауки

Хотели вступить с вами в полемику по поводу учебников истории. В соответствии с единым историко-культурным стандартом за скобками оставлены так называемые спорные вопросы. Но ведь вся история состоит из таких вопросов, тем она и интересна.

— Таких спорных вопросов, как вы правильно заметили, 20. Причем они касаются различных исторических периодов. После длительных консультаций с педагогами-историками мы пришли к решению: по каждому из спорных вопросов будет написано дополнительное пособие, чтобы учитель мог излагать разные точки зрения на одно и то же событие. Итак, в учебнике мы даем тот факт, который действительно имел место, а мировоззренческие позиции, на которых стоят разные авторы, выносятся как раз в то самое дополнительное пособие. Я глубоко убеждена, что преподавание истории — это вещь во многом субъективная, она во много зависит от того, на каких мировоззренческих позициях стоит человек, который преподает историю.

В качестве примера приведу Голландию. Голландцы были первыми, кто создал единый учебник по истории. После них — англичане, и потом уже мы. Так вот, у голландцев в истории есть 300 фактов, которые не поддаются сомнению, и есть случаи, по поводу которых существуют различные точки зрения, и учитель должен это объяснить.

— Вы высказываетесь в поддержку исторической концепции, которая была выработана в преддверии Второй мировой войны. Мы учились в советской школе по этим учебникам истории. Но впоследствии выяснилось, что они далеки от исторической правды.

— Я никоим образом не хочу через ваше издание оправдываться, я просто призываю к тому, чтобы, если кто-то слушал или читал мои лекции, прочли самое главное.

В 1917-м году, придя к власти, большевики сделали очень простую вещь — прервали преемственность с дореволюционной историей. Это был политический шаг. В 1931-м году Сталин выступил перед работниками советской промышленности и сказал, что история у нас есть. И преемственность была восстановлена. Начиная с 1935-го года, в общественном сознании опять появляется понятие государственного патриотизма, на котором поставили крест в 1917 году. Сталин как прагматик прекрасно понимал, что впереди страшная война и нужна мобилизация, в том числе и духовная. Отсюда картины в кино, отсюда поэмы и фильмы об Александре Невском и Иване Грозном.

— …и мифологизация этих исторических персонажей.

— Дело в том, что без мифологизации нельзя.

…. Ольга Юрьевна, недавно в Орле был открыт памятник Ивану Грозному. После этого стали много говорить о «сталинизации» общественного сознания. Позвольте вас спросить о вашем отношении к Сталину?

— Так мы о Грозном или о Сталине?

— Эти темы взаимосвязаны.

— Чтобы стало понятно. Две мои работы – кандидатская и докторская – посвящены истории Русской православной церкви, патриотическому движению в годы войны. Я занималась этой темой – церковь и власть, церковь и Сталин – почти 25 лет. Поэтому тут я могу вам рассказать очень многое. В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали.

Но как я могу относиться к Сталину, человеку, тирания которого очевидна? Человеку, на совести которого (и не только на его совести) жертвы политических репрессий. Но при этом мы должны согласиться, что этот человек – государственник. Я его обычно называю большим политиком с большим-большим знаком «минус». Это мое отношение, поэтому вряд ли тут можно меня считать сталинисткой.

Да только по предоплате ее кто-то мог счесть сталинисткой. Все понимают, что она решила Великого Кормчего помянуть, чтоб себе очков добавить на новом поприще, примерить мундирчик генералиссимуса.

При этом она не совсем соображала, что всплывут нормативные требования и оценки ее деятельности, где она не прокатит серой мышкой на фоне еще более серых мышек, а возникнет куда более серьезный комплекс требований по уровню соответствия. Иначе незачем было Сталина вспоминать.

 

6 комментариев на “Ренессанс сталинизма. Часть II”

  • avatar Леди says:

    Честно скажу, вначале не воспринимала публикации о Сталине на ресурсах Технаря. Были сильны эти антисталинские наезды. Но инженерная основа систематизации сказывается, преодолела давление информационной среды. Хотя, признаться, отношусь к так называемой «титульной нации». И вначале пришло понимание, что нация в государстве действительно одна. Спасибо!

  • avatar Хотдог says:

    В этом что-то есть. Благодарю!

  • avatar Ольга says:

    Большое спасибо!

  • avatar Огонек says:

    Теперь стало всё ясно, большое спасибо за «сталинские» публикации.

  • avatar Анна says:

    А лично я давно не воспринимаю публикаций о Сталине даже у коммуняк. Так, как подаются на ваших ресурсах самые сложные вопросы, такого ведь ни у кого нет.

  • avatar Галина says:

    Очень правильный посыл у вашего «ренессанса»! Не знаешь системного анализа — заткнись о Сталине!

Оставить комментарий