Космический десант. Часть II
Сегодня мы делаем перепост большой статьи с предварительными итогами аварии. Несколько нетипичная статья, поскольку о таких авариях у нас принято обычно сообщать в две строчки.
Здесь двумя строчками не обошлись, вставив крупные и мелкие снимки погибшего оборудования с рекламным описание и примечанием: «К сожалению, были некоторые уникальные грузы, возместить которые никак не получится: «Некоторые вещи, которые вез „Прогресс”, являются уникальными, в частности, планировалась доставка на борт станции первого экземпляра нового скафандра для работы в космосе — „Орлан-МКС”, а также оранжереи, в которой предполагалось проводить эксперименты по выращиванию пшеницы и других сельскохозяйственных культур, эти потери будет восполнить очень сложно»».
Если бы это было в советское время, мыслей дурных даже не возникло бы. А вот нынче… так и думаешь, не грохнули ли все это специально, чтобы скрыть обычный бюджетный распил?.. Было ли все это в природе? При таких-то руководителях.
2.12.2016 г. Авария «Прогресса»: предварительные итоги
1 декабря 2016 года российская аэрокосмическая отрасль пережила 11-ю неудачу с 2010 года: на этот раз был утерян транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-04». По сообщению Роскосмоса, пуск ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-04» с космодрома Байконур прошёл штатно 1 декабря в 17:51 по московскому времени. После 382-й секунды полета приём телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирование корабля на расчётной орбите.
По предварительной информации, в результате нештатной ситуации потеря ТГК произошла на высоте около 190 км над труднодоступной безлюдной гористой территорией республики Тыва неподалёку от границы с Монголией, и большинство фрагментов сгорели в плотных слоях атмосферы. Сейчас государственная комиссия проводит анализ сложившейся нештатной ситуации. В горах начался поиск обломков.Причины аварии: опять засорение трубопровода?
Государственная комиссия, расследующая аварию ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс МС-04», в качестве основной версии выдвинула прогар двигателя третьей ступени ракеты.
Источник в ТАСС сообщил, что авария могла быть вызвана засорением трубопровода: «Телеметрия сейчас обрабатывается, но в связи с тем, что похожая авария уже имела место в прошлом, причиной может быть засорение трубопровода, что привело к преждевременному выключению двигателя», — сказал он.
Судя по всему, слова о «похожей аварии» относятся к падению грузовика «Прогресс М-12М», которое произошло 24 августа 2011 года на участке работы третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Тогда спустя пять дней была объявлена причина нештатной работы двигателя РД-0110 третьей ступени РН «Союз-У»: нарушение условий функционирования газогенератора. После анализа телеметрии комиссия решила, что к нарушению условий работы и снижению параметров двигателя и его аварийному выключению привело уменьшение расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи. По мнению членов комиссии, выявленный производственный дефект был признан случайным.
В то же время, независимые эксперты ракетно-космической отрасли считают, что подлинную причину аварии «Прогресса» невозможно установить из-за отсутствия телеметрических данных и обломков ракет.
К расследованию причин аварии подключились специалисты Воронежского механического завода (ВМЗ), на котором был собран двигатель РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Разработчиком двигателя является воронежское КБ «Химавтоматики».
«Мы работаем по ситуации в соответствии с теми событиями, которые совершились… Мы работаем, как и вся страна. И переживаем за событие, которое совершилось», — сказал исполняющий обязанности замдиректора по качеству ВМЗ, начальник отдела технического контроля Юрий Вавилов.
«Вероятнее всего, по итогам расследования в очередной раз будет констатирован выявленный факт некачественной сборки двигателя РД-0110, а стендовое моделирование, которое будет проведено после анализа имеющейся телеметрии, покажет, какой именно компонент двигательной установки был сделан с нарушениями, — сказал РИА Новости источник в космической отрасли. — Вероятно, за этим последуют некие кадровые решения, а все готовые двигатели, в том числе, уже установленные на ракеты-носители типа «Союз», необходимо будет снимать, доставлять на предприятие, повторно тестировать, устранять возможные недочеты при сборке, что приведет к очередному переносу намеченных запусков».
Поиски обломков
Некоторые жители Сут-Хольского и Дзун-Хемчикского районов Тувы 1 декабря около 22 часов видели яркую вспышку, сопровождавшуюся грохотом.
Обломки корабля и ракеты-носителя необходимо найти, чтобы чётко установить причины аварии и претендовать на получение страховых выплат от российского страховщика. Поэтому на территории Тувы сразу были организованы поиски обломков с участием работников экстренных служб Республики Тыва, пожарных гарнизонов МЧС.
По первой предварительной информации, фрагменты грузового корабля упали в километре от селаИштии-Хем в Улуг-Хемском районе (координаты центра села 51°19′16″ с. ш. 92°28′18″ в. д.). В первую очередь, экстренные службы выдвинулись в этот район. Вот как местность в километре вокруг села выглядит на спутниковых фотографиях.
Утром 2 декабря МЧС Тувы обследовало территории вокруг четырёх населённых пунктов республики в Улуг-Хемском, Чаа-Хольском и Сут-Хольском районах.
Дополнительно глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол поручил местным жителям на территории Улуг-Хемского района проверить пастбища и стоянки чабанов на предмет падения обломков «Прогресса».
В Центре управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва организованаоперативная группа из шести человек и одной единицы техники. Оперативная группа принимает звонки граждан на телефон доверия — и проверяет полученную информацию, выезжая по указанным координатам, где запускают беспилотные летательные аппараты. На данный момент группа работает безрезультатно, ни один звонок не подтвердился, и обломки пока найти не удалось.
Сотрудники МЧС сообщили, что обломки будут искать теперь не только в Улуг-Хемском районе, но и в Пий-Хемском. Туда тоже несколько раз выезжала оперативная группа спасателей.
«Был определён район возможного падения обломков на общей площади 300 квадратных километров. Обследование наземными группами завершено, места падения фрагментов не зафиксированы», — сказал источник в силовых структурах Тувы.
Район поисков находится в гористой местности, куда очень трудно добраться. На данный момент поиски временно прекращены до 3 декабря. В субботу операция возобновится. К поискам подключат радиотехнический батальон ПВО Минобороны РФ, подразделения которого расположены на территории Тувы.
Потерянный груз будет сложно возместить