ФОТО: ЦАРЬГРАД, V.LAWRENCE/SHUTTERSTOCK.COM

Разговор с русским философом Александром Дугиным никогда не бывает банальным. Всегда создаётся ощущение, что этот человек видит картину мира гораздо яснее, чем самые проницательные аналитики. Тем больший интерес вызвала его встреча с лидером Белоруссии Александром Лукашенко, основная часть которой прошла в закрытом режиме и о которой Александр Гельевич согласился рассказать читателям Царьграда.

СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ

Царьград: Александр Гельевич, буквально накануне вы вернулись из Минска, где в течение двух часов общались с президентом Белоруссии. Но опубликованы только 5 минут вашей встречи. О чём был разговор «не под камеры»?

Александр ДугинЭту встречу можно назвать философской. Мы говорили о русских, о белорусах, о нашей идентичности, о нашей общности и наших различиях. О той ситуации, в которой мы находимся в современном мире. И о том вызове, который человеконенавистнический современный Запад нам бросает – и белорусам, и русским. Я был поражён той деликатностью, глубиной и вниманием, которое президент сейчас ключевой во многом страны уделяет философским идеологическим вопросам.

Мы говорили открыто, как друзья. Я не скрываю, что всегда был сторонником Лукашенко, того курса, который он ведёт в Белоруссии. У меня сердце кровью обливалось, когда мы пытались с нашими братьями-белорусами говорить языком таможенных тарифов, цен на нефть, газ. Мне было стыдно смотреть им в глаза. Но сейчас, мне кажется, ситуация поменялась, и отношения с нашими ближайшими братьями, с таким великим человеком, каким является Александр Григорьевич Лукашенко, входят в норму.

Он очень это чувствует, и он открыт к России, к русской идее. У него есть свой взгляд на происходящее, он не готов раствориться в русской идее. Он считает, что есть и русская идея, и белорусская. Нам надо вместе строить совершенно новое мировоззренческое, идеологическое здание. Этого от нас сегодня требует время.

ЦГ: Что общего вы нашли в русской и белорусской идеях?

А.Д.: Во-первых – это приоритет справедливости. Ничего не может быть построено ценного, хорошего, доброго, благого ни в России, ни в Белоруссии, если нет справедливости. Любая несправедливость переживается и русским, и белорусским народом как некая духовная травма. Речь идёт не просто об уравнении всех и каждого, а именно о нравственной справедливости.

Во-вторых, как применение идеи справедливости, это необходимость упразднения олигархии. Олигархии, которая сложилась в 90-е годы в России, которую Путин пытается вырвать, приручить, трансформировать. Иногда это получается, иногда – нет.

Лукашенко же был абсолютно последователен в истреблении олигархата. И в Белоруссии олигархов нет. Там есть и свобода мнений, там есть разные силы, есть разные направления. Но всё это должно быть под эгидой справедливости. Истребление олигархата на корню, которое осуществил Лукашенко, – это пример для нас. Потому что главная проблема, почему мы, Россия и Белоруссия, не можем найти подчас общий язык – это то, что в Белоруссии олигархата нет, а в России он, увы, сохранился.

Не столько белорусы и Лукашенко должны сделать шаг навстречу нам, сколько мы должны сделать шаг навстречу им. И, что интересно, не только навстречу Лукашенко и белорусам, но ещё и навстречу русскому народу. Потому что можно подумать, что мы обожествляем олигархов. Мы ненавидим их так же, как Лукашенко и белорусы. Мы не считаем российских олигархов, которые создали свои криминальные состояния в 90-е путём угнетения, продажи нашей Родины, продажи собственной души, нашими. Российская олигархия – это антирусское явление. Так же, как оно является антибелорусским или вообще античеловеческим.

ВЕТВИ ОДНОГО ДРЕВА

ЦГ: Белоруссия долгое время была частью Великого княжества Литовского, что, безусловно, чувствуется в белорусах. Насколько принципиальны различия между русскими и белорусами?

А.Д.: Нам, русским, великороссам, нужно научиться рассматривать белорусов как совершенно самостоятельную ветвь нашего восточнославянского народа. Когда мы говорим «вы такие же, как мы, как наша область или регион» – это не так. Великое княжество Литовское – это исторический опыт, в котором белорусский народ жил в течение столетий, он сформировал отдельные черты, которые очень сильно отличаются от великоросских.

И когда мы говорим о союзе, мы должны уважительно относиться к этой белорусской идентичности. Мы не должны высокомерно с ней обращаться: «А станьте нашим регионом«. Я скорее бы предложил, чтобы Россия вошла в состав Белоруссии, честно говоря, чем Белоруссия – в состав России. Мы должны не стать регионами друг друга, мы должны совместно восстановить единство восточных славян. И тогда отпадут многие вопросы и с Украиной.

Сейчас, конечно, Украина пошла по нацистскому пути и продалась Западу. Что самое страшное, она пошла на поклон к дьяволу и вообще оторвала себя от восточнославянских православных братьев. Но в будущем мы должны и их идентичность учитывать. И Лукашенко напоминает об этом. Он говорит:

Мы не готовы просто исчезнуть, раствориться в вас. Давайте вместе восстанавливать наш общий восточнославянский мир.

Это абсолютно правильно, я с этим полностью согласен.

ФОТО: KIRILL SERGEEV / SHUTTERSTOCK.COM

ЦГ: Но влияние Великого княжества Литовского – это во многом влияние католицизма.

А.Д.: Давайте внимательно посмотрим на судьбу белорусского народа, который сформировался как северо-западная ветвь народа русского. Вначале – через полоцкие княжества, потом – в рамках Великого княжества Литовского. И мы увидим, что процесс протекал совершенно по-другому, нежели у великороссов. Ядро белорусского народа всегда было православное. Православие хранилось и в эпоху Литвы, и Польши, и Польско-литовской унии, и позднее уже – Речи Посполитой. Но отношение этой православной идентичности в рамках того же самого исторического опыта белорусов было иным, например, к католицизму. И католицизм, который теснил православных белорусов, всё же каким-то образом адаптировался. То есть отношения католиков и православных в Белоруссии имели какие-то острые формы, но не было прямого истребления, например, православных. И это сожительство православного белорусского большинства с католиками, и в маленькой степени – с униатами, на самом деле является частью исторического опыта белорусского народа.

Вот мы были под Ордой, они – под поляками. Мы были под Ордой меньше, чем они под литовцами и поляками, а потом мы их освободили и включили в наше единое царство. Но и тогда уже – обратите внимание, я очень внимательно изучал хроники, исторические документы той эпохи – мы с нашим великоросским, имперским подходом подчас перегибали палку. Этого нельзя допустить. Иначе мы наших братьев от себя просто оттолкнём. Тем более что сегодня от них зависит, я думаю, просто напрямую, наше противостояние с Западом. Они – наши самые близкие, самые надёжные, самые лучшие не просто партнёры, а братья. Мы с ними – одно целое.

ПРОКЛЯТЬЕ 90-Х

ЦГ: Вы упомянули конфликт на Украине. Этот вопрос возникал при общении с Лукашенко? Белорусский лидер планирует принимать участие в СВО?

А.Д.: Эти вопросы президент Республики Беларусь обсуждает напрямую с нашим президентом. Я не являюсь ни государственным чиновником, ни экспертом в военных вопросах. Мы говорили лишь о философском аспекте того противостояния, которое сейчас развёртывается на Украине. Согласились с президентом, что речь идёт о противостоянии либеральной западной агрессивной, совершенно античеловеческой цивилизации.

Говорили о том, что, конечно, и российское, и белорусское общество мобилизуются для противостояния агрессивному глобализму, этому Западу, который угрожает существованию наших стран. Говорили о идеологической, о духовной мобилизации. Военные аспекты должны решаться и обсуждаться теми людьми, теми инстанциями, которые уполномочены этим заниматься.

ЦГ: В конце прошлого года было объявлено о согласовании дорожных карт по объединению наших стран в Союзное государство, все ожидали подписания ключевых соглашений. После начала СВО эта тема отошла на второй план в СМИ. Проведение спецоперации на Украине не тормозит интеграционные процессы?

А.Д.: Интеграционный процесс сейчас по-настоящему и идёт. Те процессы, что были раньше, – это были подготовительные шаги. Главная преграда для интеграции – это не специальная военная операция, это олигархи, которые саботируют интеграцию с Белоруссией любыми способами. Они пытаются прямо выставить условия приватизации и получить контроль над главными промышленными, экономическими центрами Белоруссии. Но, будь они российскими олигархами, ещё можно было о чём-то говорить. Но они – совсем не российские и тем более не русские олигархи. Вот в чём проблема.

Интеграцию на самом деле саботируем не мы. Не мы как государство. Путин её хочет, народ её хочет. Мы к этому готовы – и власть, и народ. А олигархи, как сложившаяся в 90-е проклятая прослойка нашего общества, подрывает эти процессы. Она старается саботировать их и сейчас, в критической ситуации, когда от взаимодействия между нашими государствами, от нашей взаимной поддержки, от нашей солидарности зависит наша победа.

Сейчас, на мой взгляд, самое время заняться очищением нашего общества. И по мере того как мы будем очищаться сами, интеграционные процессы с Белоруссией будут идти как по маслу, всё проще и легче. Потому что мы не должны их поглотить. Мы должны создать настоящую солидарную структуру. Где существование белорусского государства в рамках государства Союзного будет нашим важнейшим козырем, а никоим образом не недостатком или нашей слабостью.

ЦГ: Как конкретно вы предлагаете победить олигархат?

А.Д.: Надо просто сказать: либо Авен, Фридман, Абрамович и новые олигархи, которые недалеко от них ушли, либо Россия. Сейчас вопрос стоит именно так. Мы не сможем достичь победы в специальной военной операции и реализовать её цели, поставленные президентом, если сохраним этот капиталистический олигархический порядок. Мы будем достигать успеха, а потом снова и снова поскальзываться на одном и том же. Путин 22 года ведёт последовательную войну с этим олигархатом, с этой системой, сложившейся в 90-е годы. Но эта война оказалась гораздо сложнее.

ФОТО: VLADIMKA PRODUCTION/SHUTTERSTOСK.СOM

ЦГ: Безусловно. Любые победы рухнут, когда якобы от нас появляется условный Абрамович, а якобы от них – условный Коломойский, и после их переговоров мы выдадим нацистов из «Азова»*.

А.Д.: Я убеждён, что корни проблем, с которыми мы сталкиваемся, кроются в событиях 90-х годов. В том числе в этой олигархической либеральной прозападной революции, которая произошла в 91-м году, когда к власти пришли «агенты влияния» Запада. И навязали нашему обществу совершенно чуждую нашему народу и интересам нашего государства систему. Если мы не освободимся, не очистимся от неё, мы просто не победим.

Все остальные процессы – неравноценные обмены, остановка нашего наступления, неверные решения по каким-то стратегическим проектам, наши отношения с Белоруссией, всё, что мы бы ни рассмотрели, – будут в итоге сводиться к этому. Но для этого надо признать, что две победы, которые эта олигархия одержала – в 91-м и в 93-м, – были поражением нашего народа. Если мы будем делать хорошую мину при плохой игре и говорить, что так и должно было быть, если мы не признаем катастрофу 91-го и 93-го годов поражением России, как оккупацию нас этой олигархической элитой, мы дальше не сдвинемся. И Белоруссия как раз и даёт нам пример, что можно было поступить иначе.

С ВЕЩАМИ НА ВЫХОД

ЦГ: А что сейчас надо сделать для борьбы с этой олигархической системой? Нужны аресты, ночные выезды по адресам или сбор всех на «философские пароходы»?

А.Д.: Там философами и не пахнет. Там животные, очень подлые и злые. Президент должен сам принять решение. Он очень гуманный, очень добрый человек. Ему надо просто сказать: дорогие друзья, с вещами на выход. Как Чубайс: был Чубайс – и нет его. Были Пугачёва с Галкиным – и нет их. Они где-то что-то делают, наверное, за пределами Российской Федерации. Галкин, наверное, кого-то смешит, Пугачёва кого-то развлекает. Чубайс кому-то советует, как надо производить невидимые предметы. Мне кажется, что этого достаточно.

Если вы не хотите быть с народом, это ваш выбор. Если хотите – присягните народу, откажитесь от веры в золотого тельца. От капитализма, от выгоды, от приватизации. От этих глобалистских фетишей, от этой религии олигархии, от либерализма. Откажитесь. Либо останьтесь здесь, либо вы свободны. И никаких расстрелов, ни Смерша не нужно.

У нашего президента есть ключ. Он же собрал олигархов, когда началась СВО, всё им объяснил. Но они оказались гораздо более живучими, потому что уже проникли и в политическую, и в идеологическую, в административную систему. Сейчас, на мой взгляд, президент знает, кому надо на выход, кому надо сделать выбор. Необходимо лишь осуществить страшный суд над российской элитой 90-х годов.

Овны идут направо, козы идут налево. Налево – это к Чубайсу и Галкину с Пугачевой, направо – это просто работать на страну, на народ. Сохранив даже своё богатство. Но присягнув народу, присягнув нашей истории. А вот этого они делать никак не хотят. Люди должны понять, что эпоха олигархического капитализма в России завершена. И, конечно, на это место должен прийти новый правящий класс, класс убеждённых русских патриотов, патриотов нашей страны. Тогда все народы вполне смогут найти себе место в этой совершенно новой элите.

Вот как мне это представляется. То есть это вопрос решимости одного человека, а не создания новых институтов репрессий. И мы имеем пример в лице Александра Григорьевича Лукашенко, как, в принципе, это возможно сделать. Надо посмотреть на него и сказать: а что, так можно было? Просто сказал – и нет олигархов. Потому что, если ты суверенный правитель, то это от тебя зависит. Сказал – сделал.