Случай в Эрмитаже
Сложилось так, что нынешние «хранители искусства» как-то позабыли… о зачатках бытовой культуры. А зачем, спрашивается, им быть культурными в обществе, если они и так получают деньги за культуру и как бы самой должности… культурней их не найти даже во всей необъятной Вселенной.
И многие начали вести себя так, будто они не просто технические служащие при предметах искусства, за сохранность которых отвечают, а чуть ли не творцы… да бери выше! Стали вести себя как истинные владели всех культурных сокровищ!
Стали решать, что нам надо показать, а чего не стоит, стали решать, нужны ли нам шедевры или копия сойдет.
Ну, кто ж будет уважать таких посетителей, которые лишь мешают наслаждаться прекрасным и духовно совершенствоваться в наше трудное время? Уж по крайней мере, не стоит брать в расчет мнение подобных ничтожеств.
02.12.2016 СМИ сообщили о прокурорской проверке скандальной выставки в Эрмитаже
Выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты», в экспозиции которой присутствуют чучела животных, станет объектом прокурорской проверки, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на нескольких сотрудников Эрмитажа. Поводом для проверки стали жалобы граждан.
По словам источников радиостанции, сотрудники прокуратуры до конца этой недели посетят Эрмитаж, где выставлена часть экспозиции Яна Фабра. Другую часть, расположенную в Главном штабе, проверят после завершения проходящего там Культурного форума. В прокуратуре и Эрмитаже РБК Петербург заявили, что пока не могут прокомментировать эту информацию.
Напомним, что через несколько недель после открытия выставки Яна Фабра, на сайте Change.org появилась петиция с требованием запретить мероприятие. Позднее в социальных сетях был запущен хэштег #позорэрмитажу. К волне возмущения против проекта бельгийского художника присоединился депутат Госдумы Виталий Милонов, который назвал выставку «самодурством, полным идиотизмом, пошлятиной и мерзостью».
Отметим, что тему свободы творчества затронул сегодня Владимир Путин в рамках совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку при президенте РФ. Глава государства заявил, что принцип свободы должен оставаться незыблемым.
«В самой творческой среде — я хочу подчеркнуть именно эту сторону дела — должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творческой акцией», — приводит слова президента Интерфакс. В то же время, В. Путин подчеркнул, что у всех свобод есть также ответственность, а у художника мера этой ответственности особенно высока.
В ноябре Минкульт распространил сообщение, из которого следует, что выставка Яна Фабра находится в зоне ответственности музея. При этом в ведомстве отметили, что согласование выставочной деятельности не является обязательным для Эрмитажа.
Дохнуло трупным смрадом «лихих 90-х». Люди постарше помнят передвижную выставку из изуродованных трупов бомжей, проданных одному немцу… Ну, у нас и живых сирот продавали…
Да, сейчас такие выставки по России не колесят напоминанием, что и труп может пригодиться… Но это не означает, что столь ценные экспонаты не выставляются, например, в Минске.
7.10.2014 г. Минск. На выставке «Тайны тела» в Минске — обмороки каждый день
Под впечатлением от выставки очень многие уже завещали свои тела для науки — поступило более 10 тысяч подобных заявлений
Фотографировать на выставке разрешили только журналистам — и только до официального открытия.
В велодроме спортивного комплекса «Минск-Арена» открылась самая необычная выставка, которая когда-либо приезжала в наш город — «Тайны тела. Вселенная внутри».
Людей много, перед кассами то и дело даже возникает очередь. Идет и стар и млад, но в основном интеллигенция.
Много парочек, чуть меньше родителей с детьми. Посетители серьезны, никто не делает снимков (на входе, к слову, предупреждают, что они запрещены). Организаторы выставки подчеркивают, что предельно уважительно относятся к телам людей, завещавших себя на научные и образовательные цели, поэтому исключают возможность селфи на выставке.
Что представляют собой экспонаты? Это настоящие тела умерших людей, которые превращены методом пластинации в скульптуры. Доктор Гюнтер фон Хагенс изобрел метод практически случайно в 1977 году, когда был ассистентом в Анатомическом институте Гейдельбергского университета. Рассматривая препараты, залитые полимером, он удивился — почему полимер не вводят внутрь тел?
— Тогда-то мне и пришла в голову идея пропитать экспонаты биополимером, — рассказывал Гюнтер фон Хагенс.
Весь процесс занимает не менее двух месяцев. В результате тела выглядят как пластик. Именно такие экспонаты выставлены сейчас в Минске. Правда, минская выставка прямого отношения к Гюнтеру фон Хагенсу (его еще называют Доктор Смерть) не имеет, и в какой-то степени даже противопоставляет себя его довольно скандальным творениям.
Организаторы выставки (американская некоммерческая компания) получают тела, завещанные на научные и образовательные цели от некоммерческого фонда в Гонконге во временное пользование. О прошлом этих тел организаторы знать не могут — эта информация есть только в Гонконге и разглашать ее никто не имеет права. Равно как и родственники этих людей не имеют права знать о дальнейшей судьбе тел (как в случае с донорскими органами). Денег за завещание тела они не получают – то есть продать себя еще при жизни нельзя.
Раз в день кому-нибудь становится плохо
По дороге на выставку мы, конечно, испытывали некоторый трепет. Волнения добавило то, что у нас на глазах из зала вынесли на руках девушку, которой стало плохо. Следом поспешили медики, но уже через пару минут где-то за ширмой она бодрым голосом говорила: «Да-да, со мной все в порядке, не беспокойтесь».
— И часто у вас такое случается? — спросили у парня, который проверял билеты.
— Нечасто, может, раз в день, — ответил он довольно флегматично.
С другой стороны, и на рок-концертах обмороки — не редкость.
Мы входим внутрь. Стены затянуты черной тканью, приглушен свет, играет тихая релаксирующая музыка. Атмосфера чем-то напомнила мавзолей на Красной площади, только экспонаты, в отличие от дедушки Ленина, совершенно доступны. Их можно даже коснуться рукой. В каждом из семи залов выставлены одна-две скульптуры (все люди, из которых они созданы, были азиатами), а на стендах — части тела, которые иллюстрируют определенную тему. Всего на выставке более 200 отдельных экспонатов, представляющих органы и суставы человека.
Ощущения от посещения выставки не из приятных, но и шоком их не назовешь. Выглядят тела как пластик, и лишь детали — реснички, почерневшие ногти на руках и ногах — возвращают нас в мир реализма.
— Смотрите, а у этого один глаз мутный и отличается от другого, наверное, у него была катаракта, — излишне громко комментирует увиденное бабушка своим внукам. Дети, как показалось, воспринимают выставку даже с большим любопытством, нежели взрослые.
Глаза у экспонатов, кстати, искусственные, поскольку очень сложно сохранить их методом пластинации.
А вот остальные органы натуральные. Те самые ужасно выглядящие легкие курильщика, о которых много говорили накануне открытия выставки, на деле большого впечатления не произвели — может, потому что мы привыкли к антитабачной агитации по телевидению и в поликлиниках. А вот то, как выглядит раковая опухоль, стало открытием. Говорят, некоторые посетители приходят на выставку специально, чтобы увидеть свою болезнь, что называется, лицом к лицу.
Студентам мединститутов не грех это увидеть
В каждом из залов дежурит по студентке из медуниверситета в белом халате, все они охотно отвечают на любые вопросы.
— Скажите, а вы сами, будущие медики, здесь увидели для себя что-то новое?
— Что касается отдельных человеческих органов, этого у нас в вузе хватает. А вот скульптуры действительно впечатляют, нам бы такой экспонат для изучения не помешал. У нас, правда, есть один труп, по которому мы изучаем строение человека, но скульптуры наглядней и интересней.
— Нет, мы постоянно меняемся, у нас тут что-то вроде практики, — улыбнулась студентка.
Самое сложное ощущение оставляют нарезанные тонкими ломтиками по вертикали или горизонтали человеческие тела. Один из таких экспонатов лежит с протезом вместо руки. Как оказалось, это не творческая находка создателей выставки — у человека, из которого сделан экспонат, действительно не было кисти руки.
— По модели протеза можно судить о том, в какое время жил этот человек. Протез довольно архаичный, из 90-х годов прошлого века, — сделала вывод студентка.
После выставки заглянули в книгу отзывов, в которой обнаружили уже более 200 записей. Отклики в основном положительные, причем пишут не только минчане, среди авторов встречаются жители Пинска, Молодечно, Бреста и других городов. Особенно запомнился один:
«Жаль, что в мое время учебы не было таких образцов для изучения анатомии. Правда, были грамотные педагоги. Всем студентам первого и второго курсов медуниверситетов не грех все это увидеть».
Дети, как ни странно, реагируют на выставку с большим любопытством.
Выставка не для беременных
Прежде чем сходить на выставку, многие заранее покопались в интернете и нашли множество фоток, на которых экспонаты запечатлены в позах, характерных для секса. Тех, кто ожидал увидеть в Минске что-то подобное, ждало разочарование. Выставка «Тайны тела» категорически против подобных «композиций» из человеческих тел, равно как и показа тел беременных женщин с ребенком внутри. Организаторы выставки говорят, что к ним это не имеет никакого отношения (на выставке есть лишь перинатальный зал, в котором выставлена плацента и несколько зародышей человека с генетическими отклонениями). Именно такой взвешенный подход позволил показать выставку во многих странах мира, в том числе там, где очень сильно влияние церкви.
Экспонаты кажутся сделанными из пластика — и только ногти говорят о том, что это реальные части тела.
Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙИнтересно, что под впечатлением от выставки очень многие уже завещали свои тела для науки — поступило более 10 тысяч подобных заявлений от людей во всем мире. Что, в общем, не запрещено законом — каждый вправе распоряжаться своим телом после смерти по своему усмотрению. Так что недостатка в телах для экспонатов нет. На вопросы о том, как и где можно завещать свое тело науке, организаторы выставки тактично замечают, что это можно сделать для медицинского вуза в вашем родном городе.
Все экспонаты разложены тематически, как в музее. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
БУДЬ В КУРСЕ!
Анатомическая выставка «Тайны тела. Вселенная внутри » работает ежедневно с 11.00 до 21.00 в «Минск-Арене», помещение Велодрома.
Билеты: взрослый — 195 000, студенты и пенсионеры — 150 000, школьники — 130 000. В будние дни скидка на все категории до 20%.
«Экспонаты выставки были живыми людьми»
«Комсомолка» поговорила с директором выставки Полом Джигьером прямо во время монтажа экспозиции.
— А эти тела старые, давно умерших людей?
— Я не знаю. Но не потому, что я не интересовался, а потому что нам в принципе запрещено знать любые подробности, которые могли бы раскрыть их личность. Они, в конце концов, были живыми людьми, и важная часть процесса пожертвования на научные цели — анонимность. Кто-то наверняка знает, кто они, но не мы: это частная жизнь их семей.
— Но они же не вечно хранятся?
— Не вечно. Точнее, так: с химической точки зрения они никогда не испортятся – не сгниют, не истлеют. Но с человеческой точки зрения мы должны будем вернуть их обратно (они часть анатомического музея в Гонг-Конге, и, кстати, поэтому все они азиаты). Это человеческие останки, и рано или поздно их нужно будет захоронить или кремировать. (читать далее)
Подобное «просвещение» отдает скотским отношением к людям, которых решили оборать и после смерти. И разве все это не напоминает засушенные человеческие головы из Освенцима?..
Но главное, конечно, полное попрание человеческого достоинства. Это ведь не египетские мумии, это не анатомический музей, даже не Кунскамера… это передвижной цирк с глумлением над человеком и после смерти. Это ведь наши современники… олицетворяющие после смерти весь «гуманизм» власти воров и ростовщиков.
Конечно, сегодня это, к сожалению, не объяснить уже очень многим… но суть от этого не меняется.
Впрочем, и самому господину Пиотровскому к скандальным выставкам не привыкать, например в 2012 году была выставка братьев Чепмен.
19.10.2012 Выставка британских художников Чепменов о терроре открылась в Эрмитаже
«Конец веселья», центральный проект «эрмитажной» выставки братьев Чепменов, представляет собой девять витрин-аквариумов, в которых в бесчисленном количестве находятся небольшие человеческие фигурки, сделанные из пластика.
Эрмитаж показал ад, бедствия войны и террора в представлении британских художников братьев Джейка и Диноса Чепменов, их выставка «Конец веселья» открылась 19 октября в Эрмитаже — в Восточном крыле здания Главного Штаба.
Это замечательная выставка — и страшная, и смешная одновременно. Это настоящий выставочный проект XXI века», — заявил на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Конец веселья», центральный проект «эрмитажной» выставки братьев Чепменов, представляет собой девять витрин-аквариумов, в которых в бесчисленном количестве находятся небольшие человеческие фигурки, сделанные из пластика. Большинство из них одеты в нацистскую форму и вовлечены в фантасмагорическое насилие: они повально уничтожают друг друга.
«Известно, что современное искусство — это всегда провокация, но иногда это бывает провокация высокохудожественная, а иногда — выходящая за рамки художества. Мы имеем дело с первым случаем, причем с его блестящим образцом. Мы показываем, как художественным языком можно говорить о терроре», — подчеркнул Пиотровский.
Сами витрины также расставлены так, чтобы сверху они представляли собой свастику, однако для художников интересна отнюдь не историческая критика фашизма.
«Единственный «народ», подвергающийся в «Конце веселья» геноциду в промышленном масштабе, — это фашисты. Это с точностью до наоборот соответствует тому, что в действительности произошло во время Холокоста.
Таким образом, следует утверждать, что «Конец веселья» совсем не о Холокосте, что нет ничего более далекого от Холокоста. «Конец веселья» — о временных аномалиях, где фашисты будущего встречаются с фашистами прошлого, а Стивен Хокинг болтает с Адамом и Евой», — считают британские художники.
Помимо собственно фигурок нацистов в работе Чепменов присутствуют также христианские символы, распятый Рональд Макдональд, «босховские» уродцы и свиньи. Если присмотреться, то в одной из витрин можно увидеть несколько фигурок и самого Гитлера, рисующего обнаженную женскую натуру на фоне целого моря мертвых тел.
И тогда выставку проверяла прокуратора, но:
12.12.2012 Прокуратура не нашла экстремизма на выставке в Эрмитаже
Прокуратура Санкт-Петербурга не нашла признаков экстремизма на выставке братьев Чепмен в Эрмитаже, сообщило надзорное ведомство города в среду.
После открытия в музей поступило более сотни жалоб от посетителей, которые заявили, что работы британских художников оскорбляют чувства верующих и являются экстремистскими. Гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский 7 ноября попросил прокуратуру Петербурга разобраться с письмами, в которых горожане просят принять меры против «кощунственной», по их мнению, выставки британских художников братьев Чепмен.
Как пояснила прокуратура, целью выставки является демонстрирование разрушающего влияния насилия на человеческое сознание. Крест является не только символом христианства, но и орудием казни в Римской империи, напомнило ведомство.
«С учетом изложенного, в настоящее время оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении организаторов выставки «Конец веселья» в Государственном музее «Эрмитаж» не имеется», — заключила прокуратура.
Это уже растоптанная память, опошленная история… да и просто мерзость. Не «экстремизм», но в Эрмитаже этому явно не место. Это выраженный экстремизм со стороны руководства Эрмитажа — навязывать подобные… душевные экскременты.
09.12.2012 Братья Чепмен: после Эрмитажа «в Россию ни ногой»
«Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки «Конец веселья» в Эрмитаже были экстремально расстроены. Экстремально грустно получать обвинения в экстремизме — особенно от религиозных групп. Мы надеемся, что государственный прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения», — заявили Би-би-си братья Чепмен.
«P.S.: не забыть: в Россию больше ни ногой», — добавили художники.
Как же, мы должны горевать, что эти два недоумка отняли время, наплевали нам в душу, унизили наше достоинство… при помощи господина Пионтровского.
Мы должны подавить в себе брезгливость, гадливость… и сказать, что два братка типа нас подобным дерьмом шибко одухотворили. Свалят, а мы тут будем горевать, что более не увидим произведенья этой шпаны международного класса.
10.12.2012 Британские художники Джейк и Динос Чепмены
Братья выросли в семье англичанина и православной киприотки. Попробовав себя в разных профессиях, они окончили Королевский колледж искусствв Лондоне в 1990 году. С начала 1990-х годов братья Чепмены активно выставляются вместе.
Они принадлежат к образовавшейся в начале 1990-х годов группе «Молодых британских художников» (YBA, Young British Artists).
Впервые работы братьев Чепмен показал в своей галерее британский миллионер Чарльз Саатчи, а спустя пять лет, в 1997 году, в Королевской академии искусств прошла выставка «Сенсация», утвердившая статус художников.
Как правило, братья создают свои проекты, используя манекены или маленькие фигурки, которые определенным образом раскрашиваются и составляются в законченные скульптурные композиции. Или же они берут графику или живопись известных и безымянных авторов и дорабатывают ее в своем духе. Юной барышне с портрета неизвестного художника викторианской эпохи взамен румянца пририсовывают трупное пятно, а благообразный господин во фраке обзаводится ушами гнома и разрезанным от уха до уха ртом.
Творчество братьев Чепмен, как и подобает произведениям «молодых британцев», не ведает никаких табу и запретных тем.
Кто-то видит в их творчестве насмешку над христианской моралью, кто-то — доведенный до абсурда язык Босха и Гойи, а кто-то — завораживающий интерес современного человека к страшилкам, фильмам ужасов и черному юмору. Чепмены объясняют свои работы конечностью нашего бытия, тяжестью жизни и человеческой хрупкостью.
Известные работы: «Деяния ради мертвых» (1994), «Зиготная акселерация: биогенетическая десублимированная либидональная модель» (1995), «ДНК зиготное» (1997), «Ад» (2000), «Секс» (2003), «Смерть» (2003) и другие.
Работы братьев Чепмен показываются по всему миру, включая выставки в Оксфордской Галерее современного Искусства (Великобритания, 2003), в Современном Художественном Центре PS1 (Нью Йорк, США, 2000), в Музее современного искусства Kiasma (Хельсинки, Финляндия, 2006), в Annenberg дворе Королевской академии искусств в Лондоне («Летняя выставка», 2007), в Британском музее (Лондон, 2009), в Государственном центре современного искусства (Москва, 2009), на Московской биеннале современного искусства (2011).
В 2003 году Чепмены выдвигались на соискание премии Тернера.
Работа Джейка и Диноса Чепмен «Четырехголовая», выполненная в 1997 году, находится в собрании Государственного центра современного искусства в Москве.
Любители провокации, художники с их любовью к телесным и психологическим крайностям, часто становятся причиной скандала.
Скандальную славу тандему братьев принесла выставка «Сенсация» 1997 года в Королевской академии искусств в Лондоне. Оскопленные солдаты, развешенные на деревьях, детские тела из стекловолокна, сросшиеся в развратных позах, изувеченные трупы вызвали скандал и принесли Чепменам звание «главных извращенцев» современного британского искусства.
Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани подавал на них в суд от лица оскорбленных католиков, в 2003 году неизвестный посетитель залил красной краской одну из картин Чепменов.
Братья известны своими драками с галеристами.
Вот с этого и надо было начинать! Значит, другие галеристы били браткам хаяльник за их мерзости… Что ж, неудивительно. Кстати, будет неудивительно, если рано или поздно все эти галеристы побьют и самого Пионтровского. В принципе, в Санкт-Петербурге никто против этого иметь ничего не будет. Не то, что обрадуемся и начнем улюлюкать, а просто поймем закономерность процесса. Все же этот господин в наших глазах уже и не до того докатился.
14.12.2015 Гендиректор Эрмитажа призвал к «силовым мерам по защите культуры»
Современная повестка дня требует от международных организаций «силовых мер по защите памятников культуры». Об этом заявил сегодня генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Он выступил на пленарном заседании Санкт-Петербургского культурного форума, которое только что закончилось в Главном штабе Эрмитажа.
Мировое сообщество должно признать «интересы культуры над другими» ценностями – «политическими и экономическими», в частности, «над правами частной собственности, правами государства и правами человека», заявил Пиотровский.
Он добавил, что понимает, что его слова похожи на «безумие», но их можно реализовать. Пиотровский также отметил, что у России «огромный и непростой опыт» по защите памятников культуры.
Напомним, IV Санкт-Петербургский международный культурный форум начался в Петербурге сегодня и продлится до 16 декабря. Одна из его главных тем – защита памятников культуры и взаимоотношения России с ЮНЕСКО.
Да-да, на мнение посетителей можно плевать, они же воспитывают… Но на какие шиши, простите, существуют, этот вопрос не приходит в голову?
И кто мы-то этим «воспитателям»? Контингент сумасшедшего дома?..
29.11.2016 Михаил Пиотровский: музей должен учитывать вкусы посетителей, но не обязан им подчиняться
Музей должен учитывать вкусы посетителей, но он не обязан этим вкусам подчиняться. Он должен учитывать, что посетителям кое-что надо объяснять. Должен учитывать законодательство и не делать того, что запрещено законом. Но музей — это учреждение, которое воспитывает людей.
А после, как уж водится с питерскими хранителями всяческих искусств (см. Наследники Магнитского), вылезают другие паскудства, которые обычно и скрываются за подобными «эпатажными выставками».
20.02.2015 В Эрмитаже знают, с кем искать
Руководство Государственного Эрмитажа заявило о незначительной ценности похищенных в музейной библиотеке предметов искусства, что противоречит позиции раскрывшей преступление ФСБ.Пресс-брифинг «О пресечении краж в научной библиотеке Государственного Эрмитажа» произошёл спустя неделю после крупной кражи из самой библиотеки и спустя 9 лет после очень крупной кражи из эрмитажных фондов. Так что у журналистов были все основания рассчитывать на самую свежую информацию – уместно предположить, за годы между последней и предпоследней кражами ничего путного в смысле «пресечения» сделано не было. Иначе за первой кражей не последовала бы вторая, механизм которой один в один повторил первую.
В принципе, так и случилось. Сначала заместитель генерального директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов рассказал о том, что музейные воры сравнимы с террористами – никогда нельзя предугадать, где, когда и что именно выкинут. Потом учёный посетовал на безграмотность журналистов: мол, им лишь бы скандал раздуть.
– Скандала нет, – заявил он, – есть несчастье!
Впрочем, несчастье, по словам господина Вилинбахова, не из смертельных – оказывается, похищенное не являлось музейными экспонатами – это просто страницы библиотечных книг.
Правда, в посвящённом краже пресс-релизе Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ещё несколько дней назад сообщались совсем другие сведения: «В ходе следственно-оперативных мероприятий … обнаружено и изъято большое количество похищенных из Государственного Эрмитажа гравюр, литографий, фотографий, а также старинных книг XVII-XIX в.в…»
Вас удивляет, что на краже гравюр попался сотрудник Эрмитажа?
– Нет конечно! Именно такой человек знает, где что лежит. Ни вы, ни я достать старинные гравюры на заказ не сможем – а он запросто. И я отлично представляю, как это могло происходить: приходили люди в магазин, который я назвал, подмигивали, говорили, что конкретно их могло бы заинтересовать, информация доносилась до сотрудника Эрмитажа. Он исполнял заказы, а люди пополняли коллекции.