Татарские страдания
Статья впервые опубликована в «Литературном обозрении» 13.05.2020 г.
Натали: Я, вообще, не понимаю: зачем говорить про эту Зулейху?! На фоне происходящего понятно, какое «искусство» будет нынче финансироваться нашими прожженными ворами и мошенниками… В приличном обществе о таком не говорят.
Диана: Но, Ирина Анатольевна велела разобраться с ней. Поскольку уж слишком далеко зашло. Одно дело, когда Дмитрий Анатольич пытался проблеять, что типа тоже книжки читал (см. Медведев прочитал роман Яхиной «Зулейха открывает глаза», 6.12.2018 г.), а совсем другое дело, когда эту Зулейху суют по всем Ютубовским каналам… Другой уровень бюджетного финансирования!
Натали: Ой, да кто только к сегодняшнему дню с этой книгой-фильмой не разобрался. Все вышли, как на субботник, и пнули …от всей души …
Диана: Ничего не знаю — мне велено подсобрать материал. Я уже тону в ссылках. Удивительно только, как на эту муть такое щедрое финансирование дали?.. Можно подумать, будто эта вещь что-то для кого-то решает… И согласитесь, когда уже все разобрано на уровне книги, зачем же вдобавок с сериалом позориться?.. Половина ссылок, в которых я скоро действительно утону, идет на уровне «черного пиара», явно склоняя потратить на такое личное время «чисто для прикола»…
Натали: Тоните-тоните… «чисто для прикола»! А мне просто дурно от этой провинциальной поденщины. Подайте мне нюхательную соль и …»махайте на меня, махайте»… (с.)
Диана: Что с вами, голубушка. Откуда столько театральщины?
Натали: Да, неизбежно после всего этого сельповского дурновкусия тянет на салонный снобизм. Зулейха эта деревенская. Для которой лагерные будни — уже «открытие глаз» и радость бытия…
Диана: И что такого? Автор показывает степень забитости татарской женщины до революции и улучшение её бытия с приходом революции. Даже лагерные конвоиры злобного ГУЛАГа были прогрессивнее и добрее тех людей, которые окружали её в предыдущей реальности.
Откуда взялась Зулейха?
1 ноября 2019Что же вдохновило Яхину на рассказ о несчастной татарской женщине, полностью порабощённой мужем и бытом, которая после раскулачивания оказывается в сибирской глуши и неожиданно обретает себя? В основе сюжета лежит история семьи, а именно судьба бабушки Яхиной по материнской линии. Её, семилетнюю, вместе с родителями сослали на берега Ангары, где они бок о бок с другими переселенцами жили в тяжелейших условиях целых 17 лет. Только в 1947-м семья получила возможность вернуться в Татарстан. Эти даты Гузель Яхина использует и в книге.
Писательница рассказывает, что у неё дома очень гордятся корнями, знают генеалогическое древо вплоть до XIX века и чтут семейную историю. Бабушка никогда не скрывала подробностей своего детства, хотя рассказывала, конечно, неохотно – тяжело вспоминать. После смерти бабушки Яхина поняла, что ей интересна тема раскулачивания, начала собирать материал, по которому впоследствии решила написать сценарий для фильма. А он, в свою очередь, превратился в книгу, да не в простую, а в один из самых важных российских романов 2015 года.
Натали: Ахренеть! Вы это серьезно?!… Ну, здесь же прямая аллюзия к рассказам бабушки из «Повелительницы снов»… Ну и, бесстыжая стерва вылезла на поляну ИАД… Теперь, пожалуй, понятна становится и ее личная заинтересованность… А вы сами-то фильм видели? Книгу читали?
Диана: Конечно, нет! И всем того же советую. …тем, кто ещё не пострадал… Это не литература, не искусство, это… такая позорная интрижка, в которой нам велено разобраться, поскольку все это творится за бюджетный счет!
14.04.2020 09:16
Андрей Сидорчик
Зулейха во время чумы. Что не так с новым сериалом?Пять лет тому назад Яхина получила за этот роман целую россыпь премий, включая «Большую книгу». По словам автора, на написание произведения ее вдохновила история собственной бабушки, пережившей ссылку в Сибирь. Правда, сама книга написана не на основе бабушкиной биографии, на основе мемуаров большого количества раскулаченных.
То есть по сути своей это старый добрый принцип псевдоисторического повествования «ОБС», который столь эффектно использовал в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын. Достоверность и следование фактам подменяются историями в жанре «Одна Бабка Сказала».
Натали: Вот, судя по имеющимся отзывам в сети, у тех, кто в это добро вляпался, теперь истерика и посттравматический синдром. Мало нам стресса от короновируса, так ещё столько успокоительного требуется после просмотра фильма.
Диана: И ничего не поделаешь! Мы и коронавирус, и борьбу с ним полных идиотов и неграмотных «вершителей судеб» имеем в качестве следствия, когда у нас поверх планов и смет лезут средства распределять аморальные уроды без нравственных императивов. По любому поводу! Вот как мы вдруг стали столь зависимы от очагов заболевания в Китае? Да потому что начали творить несусветное с собственной государственной экономикой в пользу этих недоразвитых в нравственном отношении, все прошлое лето поджигавших леса Сибири и гадивших в храмах в качестве «туристов». И все только потому, что за «литературу» начали принимать не «Повелительницу снов», а гнусное пойло каких-то тупых бессовестных бабенок…
Натали: А в данном случае, все ведь вдобавок начинается и с «Тихого Дона»! Поскольку «Повелительница снов» — это продолжение «Тихого Дона», а «Зулейха» его извращение! Но все уже написано!
Диана: Кстати, Ириной Анатольевной не зря зафиксирована и местечковая фраза «ни один нормальный человек не прочтет и десяти страниц «Тихого Дона»!» Далее именно Дедюхова на 100-летии Шолохова разбивала все эти орды «не-читателей», решивших доказывать какое-то другое авторство «Тихого Дона», только продемонстрировав, что ни черта не понимают ни в литературе, ни в стилистике… которые, как там же выяснилось, вообще Шолохова не читали, будучи просто к этому неспособными. А «Зулейха» написана как раз такой «нормальной читательницей», которая все больше по верхушкам скакала, решившей что-то начирикать хорошо разобранным ИАД кулинарным способом «режу обрывки отрывков, затем включаю блендер».
14.04.2020 09:16
Андрей Сидорчик
Зулейха во время чумы. Что не так с новым сериалом?Откровенно говоря, «Зулейха открывает глаза» — это такая «Рабыня Изаура» с татарским колоритом, исполненная на фоне «советской тюрьмы народов».
Это еще одно грустное доказательство того, что от времен Достоевского, Горького, Шолохова мы перешли в эпоху героев пожиже. Но главное не в этом. «Зулейха открывает глаза» — это очередной стереотипный роман, где идет спекуляция на теме «ужасов советской эпохи». Кровавые упыри из НКВД, теплушки для заключенных, где люди умирают сотнями, тонущие баржи с заключенными, осужденные ни за что высокодуховные личности…
Много ли вы помните за последнее время фильмов о трудовых подвигах людей 1930-х? О том, как поднималась промышленность, ставшая потом становым хребтом великой Победы? 1930-е годы — это время спасения челюскинцев, рекордных полетов Валерия Чкалова, дрейфующей станции «Северный полюс-1»…
Но современные творцы рассказывают нам исключительно об ужасах, страданиях, преступлениях, настаивая, что в такой эпохе нет и не может быть ничего хорошего.
И если образцовая картинка советской пропаганды создавала портрет общества без изъянов, то сейчас ровно тем же образом рисуется картина беспросветного советского ада.
Натали: Гадость какая…
Диана: Самое отвратительное, что ужосы нынче тиражируются потомками прежних упырей, которые как были упырями, так ими и остались, находя оправдание своему изуверству в сложившихся обстоятельствах: «Не мы такие, а время такое!»
Натали: Согласна! Кстати, тут и срабатывает творческий метод ИАД, когда она еще с «Повелительницы снов» показывает, что именно человеческие слова, дела и поступки полностью определяют время. Там ведь у нее нет ни одной даты, все «приметы времени» определяются глазами ребенка, потом девочки, девушки, женщины…
Диана: Нет, по-своему и спонсоры этой гнилой бабы Яхиной «овладели» творческим методом Дедюховой! У них с «Повелительницы снов» где-то и загвоздилось в подсознанке, что так и надо переписывать историю, «закрепляя время»! Взяли какую-то бабу, чтоб она тоже типа «бабушкины сказки» им выдала… подсадили ее под елочку Дедюховой… как Марфушку… Не соображая, что тут же окажутся в сказочке ИАД…
Натали: Я прочитала только несколько начальных страниц этого опуса, так под впечатлением от оных впала в уже означенный выше снобизм и пожалела, что не обладаю конюшней и парой крепостных для порки всяческих литераторов.
Диана: Ну, я же говорю, что мы все равно окажемся в сказочке ИАД! Это же ее горячее желание всех выдрать на конюшне, кто решит «изьмами» заменять традиционные нравственные императивы… И даже не удивительно, что ругаются в адрес этой непоротой Яхиной и новоявленных «кинематографистов» в стилистике и лексике Дедюховой… Так и натыкаешься повсюду на ее словечки…
Натали: Да? Очень интересно! А типа совершенно ведь никто не читал и десяти страниц из ее «Нравственных критериев в анализе»! А какая разница, да? Критерии уже расставлены, так что… «нечего жопой вертеть»! Все равно окажешься на конюшне для честно заслуженной экзекуции!
#Яхина
Хорошая книга, которой не очень повезло с экранизацией.Комментарии
Александр Свистунов Не читал. И не осуждаю,,, ·
Jens Kleinfischer И со зрителями оной.
Хотя… «я же предупреждал!»Альфия Теди Вполне повезло. На федеральном канале со звездами российского кино.
Тимур Максютов С матчастью там катастрофа. Но для ширнармасс непринципиально.
Александр Хакимов (внушительно) Хорошая книга, которой не очень повезло с экранизацией — это «Трудно быть Богом» Стругацких…))
Эд Побужанский Константин Шелуханов Не соглашусь. Книга такое же говно, как и сериал.
Kruhov Valerii Требуем снять с эфира антитатарский сериал «Зулейха открывает глаза»!
Сергей Боровиков Что книга — голимая заказная политота.
Литературно — совсем никакая, как собственно, и вдохновлявший ее Солженицын.
Содержательно по ней хорошо прошелся Минкин….Ещёecho.msk.ru Блоги / Александр Минкин: Щепотка сала
Владимир Ларионов Некоторые френды зачем-то тащат ко мне в комментарии абсолютно противоположное моему мнение, да ещё и не своё, а чужое, ссылки какие-то на кого-то. Я вяло комментирую, поскольку нет никакого желания доказывать нечто для меня абсолютно ясное. Да и челов…Ещё
Константин Бояндин Cuique suum. Но спорить не буду, хорошесть книги каждый сам определяет.
Дмитрий Прияткин В книге с языком проблемы. Каждая третья фраза зело графоманистая.
Ян Валетов Оба романа Яхиной хороши. Экранизация хороша для тех, кто книгу не читал. Для читавших — имхо, приемлима.
Отдельные стилистические недостатки есть в любой книге.Наталья В. Иванова Для человека, нормально учившегося в советской школе, «романы» Яхиной и прочая современная «литература» — откровенная профанация, графомания и откровенный идиотизм. Да после «Повестей Белкина» это читать невозможно…
- Владимир Ларионов Наталья В. Иванова И читатели нынче не те. Настоящие любители русской словесности «Повести Белкина» при лучине штудировали.
- Наталья В. Иванова Владимир Ларионов , да вы, просто, в школе учились на тройки. Причем, в каком-нибудь «колхозе». Как и автор этих «книг». Приперлись в своих лаптях в храм русской литературы с наглыми суконными рожами…
- Владимир Ларионов Наталья В. Иванова пошла нах
- Наталья В. Иванова Владимир Ларионов , вот-вот… Быдло в литературе…
Диана: Ну, вы все-таки держите себя в руках. Не надо палку перегибать и уподобляться Зорькину. Но как из этих «литературных ценителей» говно-то прет! Наняли на ворованные деньги шлюху в «писательши», да как со всеми, кому такое отвратительно, побеседовать решили… Срау видно, что поганое отродье вертухаев гулаговских поганое хлебало раскрыло.. Фу-у… мерзость!
Натали: Да, вы сами посудите… Давным давно живем в индустриальном обществе с уровнем комфорта, который не был даже доступен Оноре де Бальзаку, гостившему в имении Ганских. Спасибо товарищу Сталину и советскому инженерному корпусу. Шолохов ещё когда написал «Тихий Дон» и «Поднятую целину»? Герасимов когда ещё все это экранизировал с тщательной проработкой всей фактуры бытовой и исторической? А тут какая-то малахольная решила создавать народный татарский эпос, не имея ни малейшего представления ни об эпохе, ни о фактуре. Не умея ничегошеньки ни анализировать, даже думать рационально не умеет. Дура убогая…
Диана: Да, сейчас только такие и ошиваются в литературе. Их по степени личностного убожества и отбирают. Где-то и такие понимают, что литература — это вообще-то сакральная область духа, тоже пытаются все переделать по-своему…
Натали: Так вот, нашему поколению, которое выросло в стандартах русской дворянской культуры и быта. (Опять, спасибо товарищу Сталину и советскому инженерному корпусу) Нам под нос суют какое-то атавистическое убожество. Вот мало грязи видели у того же Германа в «Трудно быть богом». Поневоле впадешь в барский снобизм, чтобы этих деградантов как-то утихомирить.
Диана: Да кончайте оправдываться! Я же понимаю, что мелконькие мужичонки на вас отрывались, поскольку каждого из них на конюшне Сама оприходовала! Они ей за это и мстили возвеличиванием таких «зулеек»… Главное, что все уже сказано и сделано! И что у нас главного?
Натали: Да конечно же, наше время! Слушайте, я с таким удовольствием перечитываю «Позови меня трижды»… Конец 90-х, а все уже по полочкам, всем «зулейхам» свое место…
«Зулейха открывает глаза»: сериал упущенных возможностей Экранизация романа Гузели Яхиной оказалась несмелой — но многих все равно возмутила
15:15, 19 апреля 2020За неделю показов у сериала «Зулейха открывает глаза» появилось столько ненавистников, что предъявлять ей какие бы то ни было претензии стало неудобно. Сталинистов обижает «очернение» советской истории, татар-патриотов — постельная сцена в мечети и мрачная картина традиционной семейной жизни. Исполнительнице главной роли Чулпан Хаматовой посылают проклятия и те, и другие. Все это не только печально, но и поразительно, поскольку «Зулейха» — до смешного осторожный сериал. Минимальный риск — именно то, чего проекту больше всего не хватает.
В основе сериала — суперуспешный роман Гузели Яхиной, который рассказывает о кулацкой ссылке 1930-х с точки зрения неграмотной татарской крестьянки. Зулейха живет в глухой деревне, безропотно выполняя приказы пожилого мужа Муртазы и его жестокой матери, которую невестка про себя заслуженно зовет Упырихой. Хозяйственный Муртаза не хочет отдавать колхозу зерно, предпочитая спрятать его в лесу — и натыкается на отряд красноармейцев под предводительством идейного командира Игнатова. Кулака расстреливают на месте, а вдову ссылают в Сибирь под конвоем того же Игнатова. Крестьяне разных наций, старорежимные интеллигенты и профессиональные уголовники учатся выживать посреди непроходимой тайги, где советская власть намерена построить новый поселок — без какой бы то ни было экономической нужды.
Как ни странно, Зулейхе ссылка приносит больше счастья, чем горя: она становится матерью, встречает возлюбленного (эта роль, естественно, назначена убийце мужа), а главное, находит новую, независимую себя. Парадоксальная история эмпауэрмента — самое ценное, что есть в романе. Она-то в первую очередь и делает дебютную книгу Яхиной хорошей прозой, при всех ее драматургических и стилистических огрехах.
Диана: Прости господи, что за хрень? Обретает любовь с убийцей мужа… как это типично для некоторых! Ничего «прозой» это говно не сделает.
Натали: (с ехидцей) Как вы категоричны! А я вот читала в детстве/юности книжку советскую татарского автора, названия не вспомню (склероз девичий). Так вот там, как раз было написано про становление татарской деревенской молодежи в период исторических изломов. Молодой татарский паренек из деревни не смог жениться на любимой девушке, женился на своей деревенской. У той была на лице, уродовавшая её родинка. Любимая стала партийной активисткой, сделала карьеру. Он тоже с семьей прижился в городе, детей воспитал. Помню потом одна дева по его сыну сохла с текстом: «Хочу татаро-монгольского ига». А вот его жена на старости лет удалила свою родинку, но переживала, что поздно уже, и ничего это уже в её жизни не меняет. Муж был к ней равнодушен, а продолжал сохнуть по своей партийной избраннице… Короче, показывалось разнообразие жизненных судеб со своими личными драмами, но явным развитием, хотя последнему мешали старые деревенские порядки и устои.
Диана: И что? Осталось впечатление на всю жизнь от такой «прозы»?
Натали: Да редкое говно, оно и осталось в качестве «впечатления» вместо «прозы»… Но, согласитесь, время тогда было советское! И все это воспринималось гарантией того, что впредь не кинутся грабить-истязать… Может, как-то не так выражаюсь…
Диана: Да именно в точку и выражаетесь! В советское время все это «национальное развитие», все эти «изьмы» и поддерживались… в качестве оберега… или гарантии, что вылезшая перекраивать судьбы убогая сволочь все же разовьется до приемлемого цивилизованного вида и не станет в своих шкурных интересах использовать государственную собственность и инфраструктуру! Да только для этого! Типа мы все эти три источки, три составные части вызубрим, сделаем вид и прикинемся, будто до большевичков тут отродясь грамотных не было, все были простые как жопа зулейки, которым без разницы, где искать «свою любовь»…. но ты хоть не воруй при этом! Хотя бы в душу не гадь! И не подавай это дерьмо в качестве истины в последней инстанции в исполнении уж совершенно конченных проституток!
Натали: Да-да! Именно такие мысли! А то все советское обосрали, разграбили. все социальные гарантии уничтожили, страну опустили ниже плинтуса в рамках Мюнхенского сговора… И давай лучшие советские фильмы на говно переснимать и «Тихий Дон» переписывать… Мало было раньше подобной «национальной литературы»? Зачем эже страну было уничтожать и разорять почище Гитлера, что потом вот такую зулейку тиражировать на ворованное бабло?..
16 Апр.00:50
Зулейха открывает глаза и вешает лапшу на уши
Наш корреспондент о том, что возмутило зрителей сериала «Зулейха» [видео]Сергей СЕЛЕДКИН
Если в двух словах, то книга была сделана хитрее, чем фильм. В книге не было прямого обвинения и набрасывания. Дело в том, что все происходящее в виде раскулачивания, жития в татарской деревне и прочее — Яхина (автор) подавала через точку видения Зулейхи (героиня). Эта Зулейха, как мы помним, была альтернативно одарена мозгами. Муж ее бил, насиловал, свекруха издевалась, а заторможенная женщина повторяла, что муж у нее хороший и ей крупно повезло по жизни. Поэтому читатели, знакомясь с обстоятельствами раскулачивания татарской деревни, не принимали это на свой счет, понимая, что обвинение сглажено призмой видения слабой мозгами Зулейхи.
Неслучайно роман сильно хвалила Улицкая и не стесняясь сравнивала работу Яхиной с прозой Айтматова. Не удивлюсь, если Людмила Евгеньевна книгу и консультировала, ведь обидный посыл романа получился очень хитроумно размазан.
Поскольку во второй части книги сосланная Зулейха начинает жить лучше прежнего, то читателю становилось не совсем понятно, кого обвиняют. То ли обличается совковое государство, которое умучивало бедных нацменьшинств. То ли, наоборот, «Зулейха» — это такая феминистическая книга против мужиков в принципе и не против Советского государства, которое освободило женщину Востока, дало ей ружье в руки и повесило барабан на шею.
Про такую штуку, известную в литературоведении как субъективация, отлично написано в учебнике профессора Литинститута Горшкова. Рекомендую.
Режиссер же элемент субъективации убрал. Мы не видим происходящего глазами необразованной главной героини. А потому воспринимаем кривое высказывание Яхиной как прямое высказывание. Вишенкой на тортике стало то, что режиссер добавил в фильм статистику про высланных, убитых, замученных. Изобразил красноармейцев полными идиотами, совокупляющимися в мечетях и стреляющими детей. Да и сгустил любовную линию. Красноармейка Пересильд у него — конченная сволочь и угнетательница нацменьшинств.
В довершение всех бед самоизоляция нехорошим образом срифмовалась с изображением несчастных переселенцев, которых везут три месяца в вагончиках. И вот уже скучающие граждане в чатиках от скуки стали припоминать межнациональные обиды и нести пандемическую фигню про то, как их угнетали русские.
Как говорил Гойя, сон разума рождает чудовищ.
Я не открою Америки, если скажу, что татары — это ровно такой же государствообразующий народ России, как украинцы, беларусы и русские. Поэтому изображать их бесправными гастарбайтерами, как это сделано в кино — крайне странно и неумно. А разжигать рознь по нынешним временам точно не надо. Украины хватает.
То, что не обабаенная часть зрителей возмутилась — совершенно справедливо и даже закономерно. Я тоже потерял дар речи, когда в фейсбуке женщина, с которой мы общались десять лет — стала написывать про некую «правду», которая «наконец» раздалась из сериала про то, как мы, русские, умучивали татар. «Погодите, еще чеченцы и ингуши свою правду скажут», — пригрозила женщина.И это было сказано мне. Как будто лично я занимался переселением татар и должен приносить извинения. Ничо, что у меня так бабушка из Татарстана, а от моего прадедушки в лагере одни сапоги остались? Но в отличие от угнетаемых, изображенных в кино, я не могу себя отнести к какому-нибудь малочисленному этносу и требовать сатисфакции.
Разжигатели межнациональной розни должны отдавать себе отчет против кого они эту рознь разжигают. Призовем к ответу. Ага. А кого призовем? Меня? Таких, как я?
Я сильно похож на Лию Меджидовну Ахеджакову?
Не сильно. Поэтому претензий в свой адрес не принимаю, а вот к претензиям в адрес фильма — присоединяюсь. Нельзя так. Особенно сейчас, когда всем непросто.
Диана: Действительно, мало было «национальной литературы» в советское время. И там тоже были такие зулейки, которые наоборот проникались «изьмами», вполне рационалистически оценивая открывшиеся возможности. Им тоже было без разницы, где «искать свою любовь», хоть в «Доме-2″… Никому вся эта чушь не помогла стать людьми и оставаться в рамках общественной морали.
Натали: О! Там на счет традиционных нравственных ценностей» авторы всего этого -литературно-телевизионного беспредела тут же получили свою порку на нормальной мусульманской почве.
Диана: Это лишь доказывает, что как грабежом, так и всеми этими «массовыми развлечениями» занимаются люди совершенно бесстыдные, по сути безбожники.
Мусульмане объявят телеканалу «Россия» джихад
Создатели сериала про Зулейху цинично поиздевались над чувствами верующихС новой силой разгораются страсти вокруг сериала телеканала «Россия» «Зулейха открывает глаза». Гендиректору ВГТРК Олегу Добродееву и руководителю федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову пришло возмущенное письмо от муфтия духовного собрания мусульман России Альбира Крганова. Дело в том, что в одной из эпизодов «Зулейхи…», когда сотрудники НКВД делают перекличку ссыльных, прозвучали имена… известных татарских богословов!
По мнению Крганова это является оскорблением чувств верующих. Он потребовал разобрать инцидент на заседании Общественной палаты, членом которой является, и ждет разъяснений от создателей скандального антисоветского фильма.
Ситуацию на своей странице в Facebook ярко описала историк Дарья Митина (в свое время с отличием окончившая МГУ и успевшая побывать депутатом Госдумы). Ее отец Касем Искандер Ибрагим Мoхаммед Юсуфзай, кстати, был сыном афганского премьер-министра. Талибы повесили его в 1996 году.
— АААААААААааааа!!! – написала в экстазе Даша. — Похоже, сериал «Зулейха раздвигает ноги» пора переименовывать в «Зулейха, раздвигай булки!» Скандал вышел на новый вираж, и кому-то раздвигать булки точно придётся, — эмоционально написала Дарья. — Поначалу тошнотворной залепухой возмутились коммунисты — коммунистическая пресса расцвела критическими рецензиями, а партия «Коммунисты России» даже официально обратилась в Минкультуры и на телевидение с требованием снять сериал с показа. Но от коммунистов у нас в последние тридцать лет отмахиваются, как от назойливых мух, и создатели фильма ненадолго расслабились.
И вдруг — гром среди ясного неба. Дотошные и небрезгливые зрители, из тех, кому хватило сил не бросить просмотр после первой серии, обратили внимание на феерический эпизод переклички ссыльных, которую проводят кровавые чекисты перед тем, как отправить несчастных арестованных татар на съедение живьём кровавому Сталину. Мордатый энкаведист выкрикивает фамилию-имя зека, а зеки покорно из толпы отвечают «Я!» В фильме это звучит так:
— Таджуддин Талгат! — Я! (для тех, кто не в курсе, Талгат Таджуддин — Верховный муфтий РФ).
— Гайнутдин Равиль! — Я! (Равиль Гайнутдин — председатель Духовного управления мусульман РФ).
— Марджани Шигабутдин! — Я! (Шигабутдин Марджани — крупнейший татарский богослов 19-го века, мухтасиб Казани, имам первой казанской мечети).
— Идрисов Умар! — Я! (Умар Идрисов — первый председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области).
— Пончаев Жафяр! — Я! (Жафяр Пончаев — бывший председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга).
— Габдрахимов Габдессалям! — Я! (Габдессалям Габдрахимов — видный оренбургский муфтий 19 века).
— Султанов Мухамедьяр! — Я! (Мухамедьяр Султанов — также видный оренбургский муфтий 19 века).
Такого хульства не смог стерпеть уже российский муфтият, ставший невольным союзником коммунистов. Член Общественной Палаты муфтий Альбир Крганов отправил возмущенные письма в Правительство и Добродееву, запросивши объяснений.
Обосравшаяся продюсерка залепетала, что «художники по реквизиту (!!!!!) для создания этой сцены просто искали популярные татарские имена». У них художники по реквизиту сценарии пишут, а вы удивляетесь. В общем, посмотрим, кому в итоге придется булки раздвигать. Обосратушки вышли знатные…
Очень не хотелось бы, чтобы сотрудников «России-1» постигла участь журналистов парижского «Шарли эбдо». Но ведь какая-то сука, какой-то «спящий» с этого канала пролоббировал именно во время эпидемии поставить в эфир эту провокационную, бездарную гнусь, разжигающую рознь между братскими русским и татарским народами. Народами, которые вместе победили хана Мамая на Куликовом поле, создали великую Российскую империю, построили социализм и победили фашизм.
Думали, что нагадили, и не будут отвечать? Дудки. Готовьте вазелин.
P. S. Надо, кстати, Рамзану Ахматовичу в личку написать:)
Диана: Н-да… хорошо! Единственное… может, мне это показалось?.. Ну, уж очень напоминает, знаете ли… Это ведь не вы писали?
Натали: Да с какой стати вам это меня напомнило-то?
Диана: Ну, вы в последнее время так часто с ИАД общались… Я и подумала, что уж очень вы у нее набрались.
Натали: Да это все набрались! Что вы хотите? Русский язык полностью переформатирован! Об этом уже иначе и не скажешь! Меня тоже там поразило… многое, но я ведь не высказываю соображений, будто вы ссылки не искали, чтобы «потонуть», а сами их… фальсифицировали.
Диана: Да как вы… как вы… вообще такое…
Натали: Да так же, как и вы! Нет, вы посмотрите, с каких позиций был дан бой! Но это потому, что иначе об этом с позиций нравственных императивов сказать уже нельзя! Они пытаются что-то прогульгать, а хрен им! Среда вся на дыбы, причем, в лексике Дедюховой, так, как точно она бы и сказала…
Диана: Только ей теперь ни к чему, все именно скажут за нее! Это же их хуторская поговорка с братом: «Дожила сучка! Сама на завалинке, а щенята лают!»
Натали: И не только! Вы не забывайте, что старшая дочь у ИАД вошла в старинную арабскую мусульманскую семью Ближнего Востока. Там такие корни… что всем этим зулейкам точно не переплюнуть. И там наша ИАД имеет непререкаемый авторитет. Не зря же как-то в ругани на Фейсбуке пару лет назад она поставила на место явного провокатора, решившего «разжигать» на национальной и мусульманской почве нашу «осужденную экстремистку». Она просто заметила, что о том, какой он мусульманин на самом деле, спросят у нее, и ее слово будет последним. А она при этом попросит, что его вклады в арабских банках заморозили.
Диана: Да, припоминаю что-то такое… Кстати, и год назад был аналогичный случай! Но такие же придурки уверены, будто никакого бога нет, а на предупреждение ИАД можно и плюнуть…
Натали: Да это придурки! Вот арабские родственники ИАД, даже не зная русского, прекрасно оценили, с чем имеют дело! Если ее сватья уверяет всех, что она каждый день возносит молитвы Аллаху за нашу ИАД… А эти решили плюнуть! Вот сейчас и сидим все в самоизоляции с этой уродской зулейкой.
Ряд российских критиков весьма отрицательно высказались о романе Яхиной. Драматург Рабит Батулла яростно выступил против того, чтобы Яхину называли татарской писательницей, отметив, что характеры персонажей надуманны и неправдоподобны, а описание татарского быта и традиций не соответствуют действительности и являются проявлением неуважения ко всему татарскому народу. В доказательство своих слов Батулла приводит отрывки из романа, когда Зулейха хоронит детей в гробах, в которых прячет пшеницу. Как известно, мусульмане не хоронят покойных в гробах, а заворачивают их в подобие савана, а женщинам-мусульманкам на кладбище ходить нельзя.
Другой критик Руслан Айсин и вовсе назвал роман апологией бездуховности и лжи, подчеркнув, что основной посыл автора – это воспевание страданий, выпавших на долю молодой женщины, нездоровое смакование их и желание героини выжить, пускай даже ценой предательства.
Диана: Самое забавное, что одними «бабушкиными сказками» не обошлось. Авторшу давно пытались «сажать под ту же елочку». И даже в математическом классе эта дурища поучилась, олько ее оттуда выперли.
Натали: А наша ИАД все же закончила маткласс! А отсюда все же надо сделать вывод о том, что маткласс куда лучше сортирует годное и ацтой…
«Зулейха»: русофобская «клюква» для татарского националиста
14.04.2020 12:38На канале «Россия — 1» в преддверье 75-летия со дня Победы СССР в Великой Отечественной Войне редакторы преподнесли зрителю дежурный ушат помоев, выпустив на экраны сериал по книге «верной солженицынки» Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» — пасквилю столь отвратного качества, что его признали «клюквой» даже татарские националисты…
СКАЗ ПРО «УЗНИКОВ» ДЛЯ «АМЕРИКАНСКИХ ПОДГУЗНИКОВ»
Если вкратце, то «Зулейха открывает глаза», это растянутый на 500 страниц пресказ солженицынского «Одного дня Ивана Денисовича». Только Иван Денисович стал 30-летней татарской деревенской женщиной Зулейхой, лагерь ГУЛАГа — посёлком «безвинно сосланных раскулаченных», а «кровавую гэбню» и переделывать не пришлось: при прочтении «Зулейхи» то и дело сквозь строчек лезет неопрятная волосня бороды «совести нации», призывавшей своих американских хозяев сбрасывать атомные бомбы на мирные советские города. В общем, полный набор того, что любит наша «самопровозглашённая российская интеллигенция». Добавьте к этому совершенно ужасный литературный слог, по сравнению с которым «Кортик» Рыбакова это — высший шедевр литературного творчества (нет, книгу «Кортик» я люблю, но, согласитесь, сразу после, скажем Лермонтова или Гиляровского читать её решительно невозможно), вот тут вы и получите улучшенное подобие «книги бестселлера» Гузель Яхиной.
В принципе, это вполне объяснимо: «страдалица за деревенских татар» Гузель Яхина никогда в жизни не нюхала деревенской жизни. Ну правильно, зачем? Родилась она в Казани и по собственному признанию до трёх лет не говорила на русском языке, исключительно на татарском. Учитывая. что родилась она в 1977 году, жители Казани могут понять, что либо юное дарование брешет, как Солженицын (в принципе, почему — «как»?), либо жила в… ну очень национально-ориентированной среде.
Впрочем, это не помешало Гузель Яхиной за счёт «проклятого тоталитарного совка» отучиться в элитной физико-математическом Лицее № 131, где не показав приличных знаний по профилирующим предметам, отправиться далее… нет, не в Казанский университет, а во вполне приличный, но всё же стоявший несколько ниже по ранжиру Казанский государственный педагогический институт. Поступила Яхина на факультет иностранных языков, где тоже, мягко говоря, не блистала. Во всяком случае, получив вожделенный диплом, работать по специальности Яхина оказалась не в состоянии. И, видимо от избытка патриотизма к истории татарского народа, укатила в 1999 году в Москву, где в столице «страны — поработительницы» принялась трудиться на ниве PR, рекламы, маркетинга. То есть стала «текстовичкой по найму».
Но Яхиной хотелось славы. И она начала писать рассказы. Рассказы получались отвратные, но конъюнктурно-удобные. Впрочем, особо публиковать их никто не спешил. Тем не менее Яхина всё-таки состряпала свой «роман» и понесла его в издательства. Издательства почитали и повертели носом: «солженицынщиной» люди уже объелись до рвоты. Единственное, что смогла сделать Яхина — пропихнуть отрывок из своего «шедевра» в полумёртвый на тот момент журнал «Сибирские огни», доживающий свои дни на электронной площадке «Журнальный зал» и готовый брать всё, что угодно, лишь бы было какое-то наполнение (в 2014 году журнал умер, увы, окончательно, а жаль, в своё время он был очень неплох).
И в общем, казалось бы Бог миловал, но… на пути Яхиной появилась некая Елена Костюкович — владелец международного литературного агентства Естественно, Костюкович жутко понравилась идея издать ещё одну книгу о «несчастных жертвах сталинских репрессий» и она организовала Яхиной «зелёный свет» в издательство. Да не какое-нибудь, а — московское АСТ! Мечта! А заодно и организовала «свиту», необходимую для «продвижения» яхинского опуса. Достаточно сказать, что для издания «Зулейхи» в 2015 году предисловия писала «сама» Людмила Улицкая.
И «либеральная общественность» взахлёб принялась хвалить книгу везде, где только можно. Яхиной дали несколько премий: «Ясная поляна», «Большая книга»… Почёт, слава, цветы, аплодисменты… И тут опус Яхиной прочитали, наконец татары, про которых она якобы и писала. И — началось…
«АВТОР НЕ ЗНАКОМ С ЖИЗНЬЮ ТАТАР»
В общем, пока книга «Зулейха открывает глаза» существовала где-то далеко от Республики Татарстан, Яхиной удавалось довольно успешно изображать из себя знатока татарского быта, истории и культуры. Но как только книга появилась в Татарстане, Яхиной моментально «прилетела» благодарность от представителей татарского народа.
«… автор не знаком с жизнью татар.» —
— прямо заявила кандидат филологических наук Миляуша Хабетдинова.
Патентованный татарский националист, обласканный руководством Республики Татарстан, лауреат премии им.Тукая Вахит Имамов считает автора романа человеком, продавшим свою нацию.
«… В произведении есть и воровство. Денисов, например, полностью, как Давыдов. Такую ошибку Гузель не сама совершила, это евреи специально так подстроили. Получилось вроде этого: «Гузель, ты не прыгай, случайно не посчитай себя великой писательницей». Якобы ошиблись в одном месте и оставили фамилию Давыдов. Произведение это —полностью фантастика. И события в Сибири, и встреча с волками, медведями. Совсем не знает историю…»
И даже вроде бы доброжелательно настроенный к Яхиной поэт Рузаль Мухаметшин всё равно вынужден признать:
«… к большому сожалению, в произведении нет татарского духа. Автор не понимает и не чувствует ни татарской жизни, ни татарских традиций, ни татарскости как таковой. К сожалению, в произведении есть детали, которые как иглой колют татарского человека…»
Иначе говоря, сами татары (и даже такой ненавистник всего русского и советского, как Вахит Имаамов) честно признают: Яхина написала низкопошибную «клюкву», которая может нравиться только тем, кто татар не знает, традиций татарского народа не уважает.
Собственно, vox populi — vox Dei и достаточно ярким выражением vox populi стало то, что Яхину на «малой родине» лихо «прокатили» с вручением ей премии имени Габдуллы Тукая. Не заслужила потому что.
Но вот в том-то и дело, что «заказчикам» Яхиной на татарский народ и его страдания — плевать с высокой колокольни в глубокий колодец. Их задача — обгадить русский народ. Обгадить Советский Союз, обгадить, не заботясь о правдоподобности.
Впрочем, Яхина этого и не скрывает: её лейтмотив — ненависть к Сталину.
«…Мне всегда грустно слышать новости про памятники, кафе и мемориальные доски, которые открывают в честь Сталина. И, по-моему, это все о том же: травма не проработана….»
И плевать, что для удовлетворения своей ненависти, Яхина не гнушается вытиранием ног о память своего народа. Впрочем, в её критике со стороны татарских националистов есть и забавный момент. Например, Вахит Имамов ищет «врагов», которые использовали Яхину. Получается крайне интересно:
«… Такую ошибку Гузель не сама совершила, это евреи специально так подстроили. …»
Как говорится, «а нету ли здесь антисемитизьму?»
Между тем в России «зулейхиада» разворачивается по всем законам жанра. В 2019 году кинокомпания, непонятно с какого похмелья названная «Русское» принялась снимать по «Зулейхе» сериал. Что такое кинокомпания «Русское» (которую после съёмок «Зулейхи» впору переименовывать в «Русофобское»)? Вы что! Это же — властитель дум, кинокомпания, снявшая такие «шедевры», как «Полцарства за любовь», «Возраст любви», «Любовь по ошибке», «Любовь не по правилам», «Поддельная любовь» и прочие шедевры о беспощадной любви! А вот теперь — к 9 мая — и «Зулейху».
В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ «СКИФА» И ОСВОБОЖДЕНИЯ ВЕНЫ
От написания сценария Гузель Яхину технично отодвинули. Ибо — нечего тут лезть со своим сценарным факультетом «Московской школы кино», когда профессионалы работают, про любовь снимают. Мавр сделал своё дело? Пшёл в Мавританию!
Петь поставили Дину Гарипову, которой, похоже наплевать, что петь: хоть советский вариант «Прощания славянки», хоть песенку для русофобского сериала. Деньги платят, чё. Прав был Александр Колчак по поводу артистов, проституток и кучеров…
А в главной роли «нарисовалась» Чулпан Хаматова. Ну да, та самая, которая пресмыкалась перед Горбачёвым и которая
«…например Великую Отечественную войну, я не могу ей гордиться. Для меня это боль, кровь и страдание не только русского народа, но и немецкого…»
О том, какого х… художника делали представители «несчастного немецкого народа» на территории СССР гражданке Хаматовой, похоже, плевать с той же самой высокой колокольни, что и заказчикам Яхиной — на татарский народ. Главное — «лизнуть». Покаяться. Вот только заплатить гражданка Хаматова не торопится, но #этодругое. Это мы с вами должны, а оне — «интеллигенция» — за нас покаялись и — всё. Не трогайте, они — нежные создания.
Вообще, интересно, кто приурочил выход «Зулейхи» к 27-летию со дня создания мобильного отряда особого назначения «Скиф», имевшего место в 1993 году? Какой мерзавец приурочил день выпуска очередной порции антироссийской грязи на экраны в День взятия Вены, освобождённой в 1945 году от гитлеровских войск в 1945-м?
Впрочем, это вопросы риторические. Продюсером «Зулейхи» выступил не хвост собачий — сам Антон Андреевич Златопольский, генеральный директор телеканала «Россия-1», Первый заместитель генерального директора холдинга ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», кавалер орденов «За заслуги перед отечеством» IV степени, «Орден Дружбы», «Орден Почёта»….
А потом кто-то удивляется. что у нас люди от телевидения в Интернет уходят. В Интернете — тоже помойка, но блогерам хоть ордена за предательство своего народа и переписывание истории на пузо не вешают. Пока что.
Но Златопольский и его свора — не единственные, кто готов «облизывать» русофобскую «клюкву». Ему радостно вторит руководство Республики Татарстан. Именно с их разрешения и поддержки в г. Лаишево на берегу Камы был построен «исторический городок» из 17 зданий, в котором и проходили съёмки яхинско-златопольской «клюквы». Руководство Татарстана за это не стыдно. Более того, оно намерено сделать строения «исторической деревни» ни много ни мало — туристическим объектом. После уничтожения исторического центра Казани, после откровенно похабного отношения к храмам XIX века туристический центр в виде декораций русофобского «клюквенного» сериала, это, согласитесь — «по нашему, свято 90-му». По либерально-ельцински!
В общем и целом можно подвести итоги: на государственные деньги был снят очередной антигосударственный пасквиль. Причём снят по настолько низкопошибной книге, что от неё стошнило всех, кто сколько-нибудь понимает и в литературе, и в истории и в уважении к народным традициям.
Почему? Да потому что так называемая «творческая интеллигенция» сегодня представляет собой насмерть закрытую тусовку, которая принимает в свои ряды исключительно носителей узко-определённого тренда. А если верить Вахиту Имамову — и… Нет, давайте ему лучше не верить, а то обвинят с антисемитизме. В общем, тусовка эта «работает» не на удовлетворение духовных потребностей народа России, а на самовоспроизводство. И прервать этот кошмарный цикл способно только государство. И — только теми самыми «репрессиями творческой интеллигенции», после которых кинематограф начинает снимать фильмы, десятилетиями остающимися классикой, на эстраде появляются исполнители, которых с удовольстием слушают отцы, дети и внуки, а особы вроде Гузель Яхиной отправляются туда, где им и место. Вместе со своими «солженутыми» произведениями.
Диана: Вот такая «биография» нынче и останется на русском от девицы, решившей примоститься не под свою елочку… И царской водкой от этого авторша не отмоется. Ведь все было выбрано самостоятельно, без давления. Далее повестка известная, выскажутся все авторитетные товарищи, все примнят… Потом полезут и «финансовые источники» такого неожиданного национального расцвета.
Гузель Яхина прокомментировала скандал вокруг сериала «Зулейха открывает глаза»
17 апреля 2020Страсти вокруг экранизации романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» утихать не собираются. Сначала члены партии «Коммунисты России» потребовали от канала «Россия 1» прекратить трансляцию сериала, затем зрители начали обвинять его создателей в пропаганде антисоветизма и русофобии, а в адрес исполнительницы главной роли Чулпан Хаматовой посыпались оскорбления и даже угрозы.
Для писательницы Гузель Яхиной такая реакция публики не стала сюрпризом: в свое время роман, ставший бестселлером, тоже был жестко раскритикован представителями татарского сообщества, публицистами и некоторыми читателями. В беседе с ТАСС она заявила, что не планирует отвечать на оскорбления, которые сейчас поступают в адрес сериала и всех к нему причастных:
«Я бы не хотела вступать в дискуссию, отвечать на все, что прозвучало. Я все уже сказала в предыдущих интервью, а самое главное – в книге».
Натали: А тут и вовсе… Как говорится, «злые языки» сообщают!
Андрей Разумовский
Маму Эльвиры Нибиуллиной зовут Зулейха.
Эльвира Сахипзадовна стала председателем Центробанка 24 ИЮНЯ (!) 2013 года.
Роман татарской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» был опубликован в 2015 году в «Редакции Елены Шубиной» издательства АСТ.
Со слов Яхиной работа над романом продолжалась восемь месяцев. Ради неё татарской писательнице пришлось отказаться от всех других проектов.
Издательская группа АСТ одно из двух крупнейших издательств РФ (наряду с Эксмо).
Издатель Елена Шубина дружит с Ириной Прохоровой. Кроме этого, является членом литературной премии «Большая книга». Учредители премии: Альфа-Банк, ГК «Ренова» (Вексельберг), Роман Абрамович, Александр Мамут, Фонд Алексея Иордана и др.
Список литературных премий, присуждённых Яхиной за роман о Зулейхе:
2015 — Лауреат премии «Книга года» («Зулейха открывает глаза»);
2015 — Лауреат премии «Ясная Поляна», номинация «XXI век» (за роман «Зулейха открывает глаза»);
2015 — Лауреат премии «Большая книга» за роман «Зулейха открывает глаза»;
2017 — Лауреат премии «Премия Читателя» (за роман «Зулейха открывает глаза»).По данным на апрель 2018 года роман издан на 20 языках, а вся проза писательницы переведена более чем на 30 языков мира.
P.S. До 2015 года о писательнице Гузели Яхиной никто ничего не знал.
Эльвира Набиуллина очень любит свою маму.
Диана: Вот и денежка «на маму» нашлась! На этом и завершим обсуждение сего предмета.
Александр Кондрашов
29 апреля 2020 г.Наконец вышел номер, в котором я написал о Зулейхе (в рубрике pro&contra на эту тему выступил также Виктор Матизен)
Книгу Гузели Яхиной я начал читать, чтобы проверить, есть ли в ней то, что меня покоробило в сериале. В первой серии в кадр врывается роскошная Настя (Юлия Пересильд) с конным отрядом ГПУ. Одета она как вольная махновка в 1918 году и сыпет цитатами о свободной любви из Александры Коллонтай того же периода. Но во время коллективизации, тем более в провинциальной глуши, звучало это крайне неуместно и фальшиво.
Так и прочитал всю книгу, сверяя её с сериалом и поражаясь тому, что ко многим возникающим претензиям первоисточник отношения не имеет. Отвечать за них должны сценаристы Анна Аносова, Лариса Леоненко, Василий Павлов, режиссёр Егор Анашкин и, разумеется, продюсеры, которые, видимо, дали творцам задание любой ценой сделать смотрибельный сериал. Они его и сделали. Вместо народной трагедии (той, что задолго до Яхиной описали её свидетели Шолохов, Платонов, Абрамов, Можаев) получилась слезливая мелодрама на манер «Рабыни Изауры», да ещё с пропагандистской начинкой.У Яхиной никакой Коллонтай нет! Настя присутствует в романе лишь в первых главах, а в сериале у неё – главная роль, развратная русская соперница чистой трепетной татарки. А она настолько развратна, что совокупляется с Игнатовым в мечети практически на глазах у ссыльных. Это есть и в книге. Но почему они это делали в мечети, а не дотерпели полдня до дома Игнатова? Видимо, чтобы ужаснулись все мусульмане России, что они и сделали. Придуманная Настя в сериале преследует Игнатова и Зулейху всюду. И в долгом путешествии по железной дороге до Красноярска, и на катере по Енисею–Ангаре, и на поселении, куда она прибывает аж трижды. В качестве любовницы Игнатова, потом – его самозваного начальника Зиновия Кузнеца и высокопоставленного ревизора из Москвы… Ничего этого у Яхиной нет. Как такая манкая, женственная столичная Настя, к тому же знающая Коллонтай, могла удовлетвориться мерзким, старым, свиноподобным провинциальным гэпэушником Зиновием Кузнецом (Роман Мадянов)? У Яхиной Настя хоть и не такая чаровница, как Пересильд, но, расставшись с Игнатовым, быстро находит себе мужа, в сериале же она в третий раз прибывает на поселение уже в качестве ссыльной! Да, да. За то, что якобы шантажировала Кузнеца. Игнатов Настю в очередной раз отвергает – зрителю приходится верить, что Зулейха, которая в сериале (в отличие от романа) намного старше и его, и Насти, чем-то приворожила коменданта. Чем? Загадка. А потом Настю убивают вохровцы, желавшие полакомиться бывшей подружкой коменданта, а она не далась. «Не верю, – срывается на фальцет внутренний Станиславский, – здесь всё враньё, фальшь, опошляющая реальные страдания ссыльных».
Книга Яхиной поначалу привлекает национальным колоритом и напоминает замечательные повести Чингиза Айтматова. Но советский классик (кстати, сын репрессированного и тоже татарин по матери) писал о том, что пережил сам, и получались удивительно светлые, поэтичные «Джамиля», «Материнское поле»… «Зулейха» тоже поэтична, однако основана не на опыте автора, а на чьих-то рассказах, и свет её романа зыбок и мрачен. Поначалу завораживает марево сказа о несчастной забитой татарской женщине, но к концу книги морок спадает и понимаешь, что она должна быть благодарна коллективизации. Благодаря ей Зулейха стала свободным человеком. Если бы не ссылка, не было бы её новой, осмысленной жизни, не было бы любви, не сроднилась бы она с замечательными питерцами и сын бы её не стал художником. А существование её до коллективизации было каторжным, рабским – муж и свекровь помыкали ей хуже Ягоды с Ежовым.
Чулпан Хаматова в начале играет безропотную, забитую рабыню, но очень скоро уже ничего не играет, ведёт себя в предлагаемых обстоятельствах как народная артистка России, влиятельная общественница, по недоразумению попавшая в трудную жизненную ситуацию, и потому коменданту к ней так трудно подступиться. Поверить же в то, что бесправная крестьянка, у которой на руках маленький сын, влюбившись в Игнатова и отдавшись ему, потом вдруг прогоняет возлюбленного, невозможно. На поселении комендант царь и бог, там не до интеллигентских мерехлюндий. Тем более что Евгений Морозов убедительно играет хорошего человека, да он таким и написан. Кстати, удивительно противоречие: в антисоветском произведении создан светлый образ советского человека, настоящего коммуниста, справедливого и самоотверженного.
В ссылке и другой яркий персонаж, сумасшедший доктор Лейбе (Сергей Маковецкий), как будто рождается заново. Боёв в Казани психика профессора не выдержала, он жил в коконе своего сумасшествия, но после того как принял роды, спас Зулейху и её сына, почувствовал себя нужным людям, кокон слетел, и не стало чокнутого профессора, за которым было так интересно следить, зато в медпункте поселения появился отличный врач.
Выдающийся характерный актёр Роман Мадянов сыграл Кузнеца, фигура которого ввиду таланта артиста и сценарных добавлений вырастает в сериале до гомерических размеров. В книге это эпизодический персонаж, ровесник Игнатова, олицетворяющий гэпэушное коварство, биографии у него нет, так же как и любовницы. В сериале же он обрёл раблезианскую плоть, мы видим воплощение всего самого отвратительного во власти, эдакого краснорожего купчину из пьес Островского, который почему-то служит в ГПУ. Кто он, этот пожилой человек, откуда? Неужели старый большевик? Но почему тогда этот ровесник Сталина на такой маленькой должности? Время страшное, голодное, а он так безобразно разожрался. Как его, такого, взяли на работу в ГПУ?
Загадочен образ и ссыльного Иконникова (Дмитрий Куличков) – это талантливый художник и очень хороший человек, который научил сына Зулейхи любить и понимать живопись. Но в начале войны его призвали в армию, а в 1946-м он присылает в посёлок ссыльных письмо из Парижа. Фантастика! Как он попал в город своей мечты? Случиться такое могло, если на фронте Иконников сдался в плен, а что потом, в РОА к Власову? Что ему пришлось совершить, чтобы уцелеть, а после разгрома нацистов спрятаться в Париже?
И вопрос о художественном воплощении. Смотрю сейчас многосерийный немецкий «Вавилон-Берлин», там тоже тридцатый год, поневоле сравниваешь. Какая же у немцев достоверность в образах, мотивировках, точность в деталях, декорациях, интерьерах, костюмах. А здесь… По неряшливости сценаристов допущен феерический ляп: ссыльным на перекличке дали имена и фамилии известных в России муфтиев; у несчастных доходяг ухоженные ногти и ослепительно белые зубы; в Сибири лютые морозы, а у ссыльных страдальцев пар изо рта не идёт… всё абы как, но создатели критики не принимают, идут в атаку: кто ругает сериал, тот совок и сталинист.
Пару лет назад в интервью, данном, кстати, в Казани, Роман Мадянов, отвечая на вопросы журналиста, сетовал: «Когда у нас появятся хорошие сериалы? Когда перестанут воровать и деньги пилить!.. Любое западное кино включаешь – вроде ничего особенного, но ты понимаешь, что здесь вложены очень серьёзные деньги… А у нас только и видишь, сколько было украдено и как бы это могло быть, если бы всё потратили реально на фильм».
LGZ.RU
Трагедия, фарс, мелодрама — Статьи — Литературная газетаКнигу Гузели Яхиной я начал читать, чтобы проверить…