ТОРы в России. Часть I
Многие граждане, голосовавшие за нашего неувядаемого самовыдвиженца, сделали это намеренно, из чисто маргинальных соображений. Пусть не врут про "стабильность" или "на кого ж еще Россию оставить", это давно уже не катит, после второго раза всем было под завязку.
Голосовали намеренно, из мотивации социальных иждивенцев, паразитов и неграмотного плебса — чтобы не отвечать за достигнутые при нашем 76-процентщике результаты, чтобы не дать развиваться стране и нормальным людям. Поскольку сразу станет видно, сколько времени (не говоря о человеческих жизнях и материальных, финансовых и интеллектуальных активах) потеряно навсегда .
Можно подумать, что при нынешних решениях кому-то из них непонятно, что нынче дошло уж до откровенного предательства Родины, что все встали у последней черты. И речь, конечно пойдет о пресловутых ТОРах.
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
Территории опережающего развития (ТОРы) на Дальнем Востоке создаются в соответствии с Федеральным законом №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», вступил в силу 30 марта 2015 года.
К настоящему времени на Дальнем Востоке создано 18 ТОР:
- ТОР «Хабаровск» (промышленная, транспортно-логистическая направленность), Хабаровский край.
- ТОР «Комсомольск» (промышленная направленность), Хабаровский край.
- ТОР «Надеждинский» (легкая и пищевая промышленность, транспортно-логистическая направленность), Приморский край.
- ТОР «Михайловский» (животноводство, растениеводство, производство продуктов питания), Приморский край.
- ТОР «Большой камень» (промышленная направленность, судостроение), Приморский край.
- ТОР «Приамурский» (промышленная, транспортно-логистическая направленность), Амурская область.
- ТОР «Белогорск» (агропромышленная направленность), Амурская область;
- ТОР «Горный воздух» (туризм), Сахалинская область.
- ТОР «Южная» (сельское хозяйство, производство продуктов питания), Сахалинская область.
- ТОР «Камчатка» (туристическо-рекреационная, портово-промышленная, агропромышленная направленность), Камчатский край.
- ТОР «Беринговский» (горно-добывающая промышленность), Чукотский автономный округ.
- ТОР «Кангалассы» (индустриальный парк), Республика Саха (Якутия).
- ТОР «Южная Якутия» (горно-добывающая промышленность), Республика Саха (Якутия).
- ТОР «Нефтехимический» (нефтехимическая направленность), Приморский край.
- ТОР «Амуро-Хинганская» (легкая и пищевая промышленность, туристическо-рекреационная направленность), Еврейская автономная область.
- ТОР «Николаевск» (рыболовство, водный транспорт, монтаж и ремонт оборудования), Хабаровский край.
- ТОР «Свободный» (газохимическая промышленность), Амурская область.
- ТОР «Курилы» (рыбная промышленность), Сахалинская область.
Закон не регламентирует количество создаваемых ТОРов. В соответствии с инвестиционным интересом будут создаваться новые площадки в регионах Дальнего Востока России.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИНВЕСТОРУ
- Действует «одно окно» для инвестора.
- Быстрые сроки прохождения административных процедур, включая получение разрешительной документации.
- Любая проверка инвестора контрольными органами проводится только с согласия Минвостокразвития России.
- Если возникнет спор с контролирующими органами, интересы инвестора в суде может защищать государственная Корпорация развития Дальнего Востока — компания со 100% участием Правительства России.
- Режим свободной таможенной зоны: не взимаются ввозные и таможенные пошлины, действуют быстрые и удобные таможенные процедуры.
- Облегченный режим привлечения иностранной рабочей силы (в случае нехватки местной рабочей силы).
- Возможность софинансирования инвестора суверенным Фондом развития Дальнего Востока.
- Первые пять лет реализации инвестпроекта не платятся налоги на прибыль, имущество, землю. Первые десять лет социальный налог на зарплату снижается с 30% до 7,6%. Подоходный налог — 13%.
- Не взимается НДС и импортные пошлины за импорт для переработки.
- До 60% — скидки за пользование землей и обеспечение инфраструктурой.
Управляющей компанией ТОР является АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ). 100% акционером является Правительство Российской Федерации.
И здесь нет ни малейших шансов для опрадания у всех субъектов, так или иначе поддержавшим Владимира Путина в совершенно неконституционной узурпации власти, в разрушении нормативного пространства, циничном и уголовном вранье про защиту от какого-то "терроризма и экстремизма" на фоне беспрецедентного грабежа страны и граждан. Ведь публикации о том, что же такое эти ТОРы — идут постоянно.
Приведем вполне объективную и доступную для средних умов статью 2016 года о том, как Сибирь и Дальний Восток сдаются китайской саранче.
2016 год «Китайский путь» через ТОРы
В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» в России появился еще один правовой формат функционирования специальных территорий. В отличие от особых экономических зон (ОЭЗ) и зон территориального развития (ЗТР), ТОРы разработаны с учетом специфики Дальнего Востока и будут создаваться под конкретного инвестора, заинтересованного в открытии производственной площадки.
Предполагается, что за счет особого налогового режима и других преференций ТОРы будут способствовать поднятию экономики Дальнего Востока России, смогут лучше взаимодействовать со специальными территориями, много лет успешно существующими в Китае и других странах АТР, и составят им в некотором смысле конкуренцию.
Однако, исходя из опыта создания в нашей стране ОЭЗ и ЗТР, трудно сказать, приживется ли в нашей стране еще один азиатский формат быстрого роста экономики регионов. (Татьяна Дмитриева)
Разворот в сторону АТР
Отправной точкой в истории создания ТОРов стало Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором он объявил развитие Сибири и Дальнего Востока «абсолютным приоритетом» и выразил уверенность, что «разворот России к Тихому океану, динамичное развитие всех восточных территорий откроет новые возможности в экономике и новые горизонты».
Для этого президент и предложил создать ТОРы, в общих чертах обрисовав составляющие их статуса – пятилетние налоговые каникулы, льготная ставка страховых взносов, упрощенная процедура подключения к электросетям, прохождения таможенных процедур, получения разрешения на строительство и т.д.
Федеральный закон №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» был принят 29 декабря 2014 года и установил правовые основы создания ТОРов на Дальнем Востоке и в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением, а в последующем и на всей территории страны с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности на них.
Согласно закону, создание ТОР необходимо для формирования благоприятной бизнес-среды, для привлечения инвестиций и организации новых производств товаров, предназначенных в том числе для поставок на экспорт. Ключевой идеей закона является обеспечение на данных территориях привлекательных конкурентоспособных условий деятельности резидентов, аналогичных условиям, созданным уже давно на особых территориях в Китае, Южной Корее, Сингапуре. То есть, другими словами, Дальний Восток решено развивать по образу и подобию этих стран, а затем задачу распространить на всю страну.
Одним из главных инструментов быстрого экономического роста в странах АТР в конце XX века стали территории со специальным правовым режимом – особые экономические зоны разных типов. Сегодня больше всего их насчитывается в Китае – более 400 (поэтому развитие национальной экономики через создание специальных территорий часто называют «китайским путем»), в Южной Корее функционирует около 50, в Сингапуре – 5.
Эффект от создания ОЭЗ в этих странах достигался достаточно быстро и был весьма впечатляющим. Так, в Китае первые 4 ОЭЗ были созданы в конце 1980 года, а уже в 1985 году объем привлеченных в них прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 20% всех ПИИ страны. Первая ОЭЗ, появившаяся в рыбацкой деревушке Шэньчжэнь, сегодня является без преувеличения форпостом китайской модернизации – на нее приходится 17% национального экспорта электроники. Здесь расположены штаб-квартиры 18 китайских корпораций, из 500 крупнейших компаний мира 189 инвестируют в Шэньчжэне.
В целом к началу 2010-х годов валовой объем промышленного производства технико-экономических зон Китая составил 15,9% ВВП, на них пришлось 18,1% внешнеторгового оборота страны, а объем освоенных иностранных инвестиций составил 37% всего инвестиционного потока в Китай. В большинстве случаев промышленные парки соседствуют рядом с технопарками и зонами экспортной переработки, что позволяет формировать крупные научно-промышленные кластеры, которые выполняют роль «локомотивов» в развитии экономики региона.
На территории Дальнего Востока России предлагается создать похожие точки роста в виде ТОРов, где возможности реализации инвестиционных проектов будут многократно усилены. Кроме того, по замыслу чиновников, это позволит создать высокопроизводительные рабочие места для российских граждан – жителей Дальнего Востока с высоким уровнем заработной платы и обеспечить прирост экономики региона и доходов в бюджеты разных уровней. По словам полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева в одном из интервью, создание новых рабочих мест будет происходить благодаря массовому запуску новых заводов начиная с 2017 года. По его словам, на февраль 2016 года уже получено более 100 заявок на создание новых заводов, а это – десятки тысяч рабочих мест.
Еще один правовой режим
ТОРы не являются чем-то принципиально новым для развития российской экономики – работа по созданию специальных территорий началась еще в 90-е годы прошлого века, а в 2006 году с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. Этот закон, в частности, определил четыре типа ОЭЗ (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и логистические; позже к ним добавились портовые), а также перечень преференций и требований к резидентам каждой из них. Сегодня в России функционирует 31 ОЭЗ, еще 13 заявок ожидают рассмотрения. Из портовых (морских) было учреждено 2 ПОЭЗ – в Советской Гавани (2008 г.) и Мурманске (2010 г.), но ни одна из них так и не заработала.
В 2011 году был принят еще один закон – «О зонах территориального развития в РФ», который ввел новый тип специальной территории, ЗТР – часть региона, на которой для ускорения социально-экономического развития создаются благоприятные условия для инвесторов путем предоставления господдержки. На сегодняшний день ЗТР созданы на территории 20 регионов.
В самом общем виде и ОЭЗ, и ЗТР, и ТОР создаются для привлечения инвестиций, развития экономики и создания новых рабочих мест, однако формально в целях их создания и в принципах функционирования есть ряд отличий.
Первое отличие касается основных целей. Если для ОЭЗ это развитие обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, портовой и транспортной инфраструктур, то для ЗТР – сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику. То есть ОЭЗ – отраслевая зона, а ЗТР – зона ускоренного экономического развития. В отличие от ОЭЗ и ЗТР, ТОРы формируются под конкретных крупных инвесторов на условиях предварительных соглашений с уполномоченным федеральным органом. В соглашениях должны быть определены виды планируемой экономической деятельности, параметры инвестиционных вложений и предполагаемое количество рабочих мест.
Второе отличие связано с видами экономической деятельности в пределах этих территорий. В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов) и частично – в ЗТР (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней).
Третье отличие связано с предоставляемыми резидентам льготами и преференциями. В ОЭЗ резидентам предоставляются налоговые льготы, а также использование таможенных процедур свободной таможенной зоны. В ЗТР резидентам предоставляются меры государственной поддержки, иные преференции, в том числе налоговые льготы. В ТОР устанавливаются налоговые льготы, в том числе 0% – налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет, 0% – НДС на импорт для переработки, 7,6% – страховые взносы вместо 30% первые 10 лет; в целом эти льготы более щедрые, чем в ЗТР и ОЭЗ. Кроме того, в ТОР вводятся дополнительные меры, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата. Их список довольно обширен, вот некоторые из них:
– устранение излишней административной нагрузки путем особого режима государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;
– возможность льготного подключения к сетям объектов инфраструктуры ТОР;
– создание на территориях ТОР комфортной среды для бизнеса путем предоставления по возможности всех необходимых государственных услуг через одно окно – управляющую компанию;
– возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОР квалифицированный иностранный персонал без учета квот и других ограничений (на первый взгляд, это противоречит задаче о создании новых рабочих мест для жителей Дальнего Востока, но установка такова, что рабочих мест хватит всем).
Наконец, четвертое отличие касается срока деятельности специальных территорий. Для ОЭЗ это 49 лет, для ЗТР – 12 лет, тогда как для ТОР – 70 лет с возможным продлением.
От Дальнего Востока до Калининграда
Согласно закону, в первые три года ТОРы будут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов с наиболее сложной социально-экономической обстановкой в соответствии с перечнем правительства. Затем их формирование должно начаться и в других регионах страны.
По состоянию на конец 2015 года на Дальнем Востоке официально уже появилось 10 ТОРов (см. таблицу 1), определены объемы частных и бюджетных инвестиций, отрасли специализации и примерное число новых рабочих мест. Также предполагается, что в 2015-2017 годах ТОРы будут создаваться за счет средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Однако, как видно из приведенных в таблице данных, объем государственных средств планируется на порядок меньше, чем частных.
Первые ТОРы на Дальнем Востоке создаются в привязке к крупным городам, в перспективе они будут появляться и на значительном удалении от них. Предполагается, что со временем ТОРы будут созданы во всех субъектах РФ на Дальнем Востоке, их точное количество пока не определено, но, по данным Минвостокразвития, из нескольких сотен потенциальных площадок уже отобрано около 30 наиболее перспективных.
Так или иначе, в 2016 году ТОРов в любом случае станет больше: вот-вот заработают два ТОРа в Сахалинской области – «Горный воздух» и «Южная», а до конца года планируется придать статус ТОР проектам «Свободненская» в Амурской области, «Амуро-Хинганская» в Еврейской АО, «Остров Русский» в Приморском крае, «Курилы» на Сахалине.
Для реализации проектов в рамках ТОР предполагается совершенствование транспортной инфраструктуры. Так, в морском порту Петропавловск-Камчатский параллельно с реализацией проектов, входящих в ТОР «Камчатка», планируется создание нескольких промышленно-логистических зон портового типа: терминала навалочных грузов, контейнерно-логистического терминала международного класса, рыбопромышленного и бункеровочного, а также бизнес-зоны.
Ряд промышленных объектов и бизнес-зона будут расположены на базе производственных мощностей ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» в южной части Авачинской губы. Также в ТОР войдут территории ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Там будет расположен терминал сыпучих грузов, контейнерно-логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и нефтебаза.
Что касается моногородов, то статус ТОРов уже получили города: Гуково в Ростовской области, Юрга – в Кемеровской, Усолье-Сибирское – в Иркутской и Набережные Челны – в Татарстане. Предполагается, что, к примеру, в Гуково за счет режима ТОР будет создано до 5 тыс. новых постоянных рабочих мест, а в Набережных Челнах – до 10 тыс. В случае моногородов создание ТОРов направлено на диверсификацию их экономики и повышение инвестиционной привлекательности. Сегодня в России насчитывается 94 моногорода с тяжелым социально-экономическим положением, из них около 20 моногородов могут получить статус ТОРов до конца текущего года.
ТОР также может появиться в Калининградской области (соответствующий проект закона уже разработан Минэкономразвития), где с 1 апреля 2016 года для калининградских предпринимателей отменены преференции ОЭЗ, в связи с чем резиденты утрачивают право на освобождение от уплаты вывозных пошлин. А в ТОР хоть и действует режим свободной таможенной зоны, но иностранная продукция и товары, изготовленные с использованием импортных комплектующих или товаров Таможенного союза и ввезенные без уплаты пошлин, могут использоваться только внутри зоны. Иными словами, условия ТОР для ведения бизнеса в Калининграде полностью компенсировать выгоды существовавшей там ОЭЗ не смогут.
«В условиях ТОРа калининградские предприятия продолжат получать налоговые льготы, но лишатся таможенных льгот, которые позволяли предприятиям приобретать импортное оборудование, технику и создавать производственные мощности «с нуля». В частности, на условиях ОЭЗ было приобретено значительное количество импортного оборудования для оснащения морских терминалов», – комментирует ситуацию Владимир Козырев, президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград.
По его словам, с момента прекращения действия режима ОЭЗ завоз иностранного оборудования и организация производства на территории Калининградской области будет обходиться настолько дорого, что вполне может сойти на нет.
«Условия ТОР приемлемы только для тех производителей, которые успели создать производство в режиме ОЭЗ (они просто продолжат работать в благоприятных условиях налоговых льгот), но совершенно не подходят для создания новых производств», – убежден В.Козырев. По его мнению, оптимальным выходом для развития производств Калининградской области было бы продление режима ОЭЗ. В условиях же ТОРа следует ожидать резкого сокращения инвестиций в новые производства.
Обратная сторона щедрости
По прогнозам, создание в ДФО сети ТОРов с реализацией предусмотренных инвестпроектов за 10 лет приведет к удвоению ВРП Дальнего Востока, даст импульс к развитию моногородов и других регионов России, где впоследствии будут созданы ТОРы. Вместе с тем, закон о ТОРах несет в себе определенные риски для национальной экономики, полагают эксперты.
Во-первых, введение еще одного правового режима функционирования специальных территорий в России усложняет деятельность инвесторов. Ведь чтобы принять решение об инвестировании, нужно изучить несколько правовых документов и хорошо разбираться, чем ОЭЗ отличается от ЗТР и чем от них отличается ТОР. К тому же, как отмечают юристы, анализировавшие закон о ТОРах, около 80% норм этого акта прямо заимствовано из Закона об ОЭЗ, то есть вместо принятия нового закона можно было ограничиться поправками в Закон об ОЭЗ.
Во-вторых, аналитики отмечают, что поскольку ТОР создается под конкретного частного инвестора, то и удовлетворять этот правовой режим будет прежде всего интересы инвестора, а не интересы региона. К примеру, в законе о ТОР прописана такая льгота для инвестора: возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОР квалифицированный иностранный персонал без учета квот и других ограничений. В связи с этим есть опасение, что инвестор при выборе, кого нанять на работу – иностранный персонал или местное население, – будет руководствоваться исключительно экономическими соображениями (стоимостью, квалификацией рабочей силы), а не стремлением снизить безработицу в регионе.
В-третьих, закон устанавливает возможность принудительного отчуждения и изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого и иного имущества (решение об этом принимается по ходатайству управляющей компании), что, по мнению ряда экспертов, указывает на введение экстерриториального порядка управления территорией, который фактически упраздняет право собственности российских граждан в ТОР по указанию и в пользу инвесторов ТОРов.
Так или иначе, хочется надеяться, что перечисленные риски не станут тормозом для создания и функционирования ТОРов, которые задуманы с благой целью – быстрого подъема экономики страны. Ведь несмотря на успешный опыт применения их прообразов – специальных экономических зон в странах АТР, наш эксперимент движения по «китайскому пути» происходить будет в самобытных условиях российской действительности…
Табл. 1. Характеристика территорий опережающего развития Дальнего Востока (по состоянию на начало 2016 года)
Название ТОРа
Место расположения
Специализация
Объем частных инвестиций, млрд руб.
Объем бюджетных инвестиций, млрд руб.
Ожидаемое число новых рабочих мест, чел.
«Хабаровск»
Хабаровский край
Транспортная логистика, металлургия
30,0
2,4
3000
«Комсомольск»
Хабаровский край – территории г. Хабаровска, Хабаровского района и Ракитненского сельского поселения
Авиастроение, производство комплектующих для авиастроения, деревопереработка
15,0
1,2
3000
«Надеждинская»
Приморский край – территории г. Комсомольска-на-Амуре и г. Амурска
Транспортная логистика, пищевая промышленность
6,7
3,9
1600
«Михайловский»
Приморский край – территории Михайловского, Спасского и Черниговского районов
Животноводство и производство комбикормов
39,0
4,4
2400
«Индустриальный парк «Кангалассы»
Республика Саха-Якутия – территория г. Якутска
Производство строительных материалов, рыбная промышленность
1,11
0,2
350
«Беринговский»
Чукотский АО – территория группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и г. Анадырь
Добыча угля, добыча и переработка нефти и газа в дизтопливо и бензин
8,0
Не предпола-гается
450
«Приамурская»
Амурская область – территории Благовещенского и Ивановского районов
Производство стройматериалов, переработка нефти, логистика
130,0
Не предпола-гается
1500
«Белогорск»
Амурская область – территория г. Белогорска
Переработка сельскохозяйственной продукции
1,45
0,09
700
«Камчатка»
Камчатский край – территории Елизовского района и г. Петропавловска-Камчатского
Туристско-рекреационная и портовая деятельность
28,1
8,45
3000
«Большой камень»
Приморский край – территория г. Большой Камень
Судостроение
140,0
3,0
н/д
Продолжение следует…