Факторы неразвития. Часть II
Конечно, нынче всякого свои проблемы достают, но все же большинство граждан России пока не докатилось до такой ручки, чтоб радоваться, когда наши факторы неразвития начинают иметь слишком много влияния в мире.
Совершенно достаточно того, как они уже повлияли на неразвитие России, а в прошлом году, пока ключевой ставкой баловались — повлияли на события на Украине. При этом ведь за пять лет так и не смогли объяснить, почему газовый контракт 2009 года стал причиной тюремного заключения известной аферистки Тимошенко, а в суде ее почему-то защищал российский адвокат.
Да и почему банальная транспортировка газа через Украину… не только не стала «фактором развития», а уж и вовсе привела к каким-то ошарашивающим последствиям.
Поэтому, когда уже все в курсе, сколько радости и счастья всем можно подложить в виде влияния наших факторов неразвития ради мощного глобального развития собравшихся на саммит… хотелось бы услышать более практические выводы из подобных международных собраний. Нам-то все же с этого позирования у флагов — какая польза?…
Про «международный авторитет страны» — как-то мимо денег. Никакого «авторитета», тем более «международного» ни в каких саммитах БРИКС нет, тем более, в Уфе. Мы уже видали и саммиты в Санкт-Петербурге, а чем они закончились? Обычным днелом — бюджетным воровством в особо крупных размерах.
Потом был вел ведь саммит на Дальнем Востоке, с мостом на какой-то занюханный остров в окияне… там, по-моему, с воровством в особо крупных до сих пор не разобрались.
Потом была Олимпиада в Сочи, где такое воровство пребывало в полнейшем штиле беззакония, что сие мероприятие обошлось дороже всех зимних олимпиад с 1929 года, вместе взятых. И что?..
А ничего! Топит Сочи второй год, как никогда ранее. Как топили раньше, так и нынче топят. Ободрали всех строителей, накормили досыта всех воров… и топят… за милую душу!
Вот март 2013 года.
А вот 25 июня 2015 года, там и в аэропорту уже на машинах плавают.
Саммит в Уфе проводили, наверно, потому что Уфу нынче не затопило. Иначе… какой вообще смысл? Но опять вопроос прежний, нам-то какая с этого польза — конкретная?..
Ну, не летает у нас нынче президент со стерхами, а саммиты проводит, но какая с этого польза конкретная? В процентах, в цифрах, в графиках. Без обычного многозначительного бормотания Сергея Лаврова.
08-07-2015 г. Саммит БРИКС в Уфе принесет осязаемые практические результаты Такую уверенность высказал глава российского МИД Сергей Лавров.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выразил уверенность, что саммит БРИКС в Уфе принесет осязаемые практические результаты. Об этом говорится в обращении министра к читателям журнала «Международная жизнь», опубликованном в спецномере журнала «БРИКС Уфа-2015». Текст обращения размещен на сайте МИД РФ.
«БРИКС одновременно является результатом и мотором происходящих в мире динамичных перемен, становления новой полицентричной системы международных отношений, которая, в частности, характеризуется усилением мощи и влияния новых центров силы и уплотнением ткани отношений между ними», — отметил Лавров.
По словам главы МИД РФ, БРИКС выступает за укрепление норм и принципов международного права и центральной координирующей роли ООН, за демократизацию международных отношений и неделимость безопасности.
Видали там плакат «Уфа — выбор мира!»? Чудно это все, конечно. Но «чем бы дитя не тешилось». Раньше с тигрятами и медведями фотографировались, с коалами… нынче вот с со всеми деятелями в поддержку «норм и принципов международного права и центральной координирующей роли ООН, за демократизацию международных отношений и неделимость безопасности»… И это после того, что происходило на Юго-Востоке Украины… У нас и такое — давно в норме, знаете ли.
Однако у всех совершенно закономерный вопрос: нам-то опять какая со всего этого радость? Всем же понятно, что наши факторы неразваития будут печься лишь о своих «предпосылках для устойчивого и сбалансированного роста», — причем, заметим, как всегда… исключительно за наш счет!
Уж после этого саммита Антон Силуанов всем доходчиво объяснил, что развитие может и начнется где-нибудь в конце года, если при этом всем пенсионерам дополнительно карманы обчистить (см. Режим экономии) и ни в коем случае не индексировать то, что пустила для развития узкого круга факторов неразвития Эльвира Набиуллина.
08-07-2015 г. «Наши страны считают недопустимым применение двойных стандартов и односторонних санкций и тем более — использование военной силы для решения международных проблем, — подчеркнул министр. — Наше взаимодействие не направлено против кого-либо, наоборот, оно служит обеспечению международной стабильности и созданию предпосылок для устойчивого и сбалансированного роста«.
«Считаем важным дальнейшее сплочение наших рядов на таких направлениях, как борьба с терроризмом, наркоугрозой, распространением ОМУ, урегулирование конфликтов, укрепление системы международного права, противостояние силовому давлению и односторонним санкциям», — отметил министр. Он также выразил убежденность в необходимости скоординированных шагов по реформированию международной валютно-финансовой системы. «Одновременно будем стремиться к полноформатному запуску валютно-финансовых механизмов БРИКС — Нового банка развития и Пула условных валютных резервов», — подчеркнул глава МИД РФ.
Лавров сообщил, что на повестке дня стоит принятие Стратегии экономического партнерства, развертывание многостороннего диалога по проблемам горнодобычи, энергетики, информационно-коммуникационных технологий, миграции.
«Как страна — председатель в «пятерке» Россия продолжает то, что было начато ее предшественниками, и приступила к реализации инициатив, которые, как мы надеемся, сцементируют партнерское взаимодействие и расширят горизонты совместной работы, — отметил министр. — Уверены, что предстоящий 8-9 июля 2015 года в Уфе саммит БРИКС принесет осязаемые практические результаты».
Ну, сам Сергей Лавров, может и разовьется, когда шестерки, откуда он был вынужден неожиданно ретироваться (см. Дипломатический фарс), он вдруг становится «председателем пятерки». Но нам-то с этого какая польза? Опять ведь долгов наделают, а нам потом расплачиваться.
Когда СССР рушили, так умудрились ведь даже в СЭВ нам одни долги на шею повесить! А кто при этом зарубежными активами СССР занимался? Владимир Путин! У него были причины со стерхами парить и за амфорами нырять. А нам на такое глядеть — типа еще и слова не скажи!
Они ведь известно как «борются» с терроризмом и наркоторговлей. Когда уже в открытую повсюду пишут, что вора Ходорковского отпустили из-за шантажа немецких спецслужб. Потому что у кое-кого даже в темном прошлом связи с колумбийской наркомафией обнаружились.
В результате нам еще и долг за Ходорковского в адрес его воровского ЮКОСа повесили!
Давайте вспомним предыдущие «международные сотрудничества, которые закончились настолько ощутимыми результатами, что даже страну развалили, чтоб за свое международное сотрудничество не отвечать.
4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП).
Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.
В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии.
При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов [1], с. 253. Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы [2] — стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. [3], что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.
При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР — прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России.
Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были Росси примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России. Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов?
Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия — осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.
В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов [4].
Лондонский клуб — это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации [5].
В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление «Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком», которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России [6].
В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ «О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ», который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. [7].
На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял $ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории. Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта — с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.
* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Список источников
1.Кунгурякова Е.Н., Синявина М.С. Финансы и кредит: Курс лекций. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К «, 2002.
2.Готова ли российская экономика к привлечению крупных иностранных инвестиций. Независимая газета, НГ-Политэкономия 8, 23 мая 2000 г.
3.Паньковский А. Заодно с Парижем. Белорусская деловая газета. Не-зависимое политическое издание, 404 от 22 сентября 1997 г.
4.Генеральные условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. 478.
5.Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г., 426 «Об урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ)»
6.Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2003 г. 770 «Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком»
7.Приказ Минфина РФ от 17 февраля 2004 г., N 18н «О дополнительной эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах от 17 февраля 2004 г.»
Автор: Е.В. Сахаров (выпускник МГГУ 2001 г. и РЭА им. Г.В. Плеханова 2005 г.). Источник: www.cred-fin.ru
Продолжение следует…