Видео дня

Ближайшие вебинары
Свежие комментарии
Архивы

Flag Counter

Подарки под елку

Ну, каюсь, не написал вовремя о пресс-конференции Владимира Путина, дождался, пока ее обсудили те, кто на ней побывал вживую, так сказать. Повидали вождя и лидера, приобщились к нетленке.

Интересно, а он когда-нибудь сменится? Или так и будет бессменным? А еще интереснее, физические законы на него распространяются, или нам так и будут подсовывать совершенно разных исполнителей этой в целом несложной роли?

Еще, конечно, тоскливее становится, как подумаешь, что в конце концов и ко всем Путиным явится Разрушительница всех наслаждений, из забальзамируют-заспиртуют, чтоб и будущие поколения не оставались без Путина… И раз в год будут записи прежних конференций крутить… Ничо ж не меняется… в общих подходах!

Канон в эфире

Журналисты начали путать пресс-конференцию президента с прямой линией

К четырнадцатому сезону ежегодных пресс-конференций президента Путина их канон оказался окончательно определен. Президент предварительно тщательно готовится к разговору, чтобы оперировать всеми нужными цифрами по памяти. Накануне нынешней пресс-конференции этот момент особенно отмечался государственными СМИ. Затем следует многочасовая сессия вопросов и ответов, за которой, как и за прямой линией, в ходе которой Путин общается с гражданами, следит вся сколько-нибудь интересующаяся политикой публика. Цель акции для Кремля: показать, что Путин не уходит от сложных вопросов, передать «сигналы», продемонстрировать личные качества президента, например, остроумие. Цель для публики: уловить «сигналы», понять намеки, оценить текущую генеральную линию. Чтобы знать — вместе с чем или против чего колебаться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Владимир Путин в прямом эфире отвечает на вопросы журналистов. Онлайн

Самой противоречивой в этой конструкции с годами становится роль собственно журналистского сообщества. В прошлом году пресс-конференция пришлась на предвыборный период и стала площадкой для импровизированных дебатов между двумя кандидатами в президенты — Путиным и Собчак, притом что последняя пришла на мероприятие по журналистской аккредитации. Собчак тогда спросила о том, почему к выборам не допущен Навальный и не боятся ли в Кремле политической конкуренции. В нынешнем году оппонентов у Путина было меньше, все-таки четвертый срок только начался. Большинство представителей отечественной журналистики стремились задавать заведомо удобные вопросы, так что складывается ощущение, что именно так сейчас понимается профессионализм.

Другие вообще систематически путали площадку, на которой находятся, с прямой линией, а себя в качестве журналистов — с т.н. простыми гражданами. Вместо того чтобы задавать вопросы и оценивать качество ответа, многие коллеги брали слово для того, чтобы сформулировать просьбу.

Например, журналист из Владивостока попросил отменить пенсионную реформу. А журналист из Дагестана — взять на личный контроль уголовное дело об убийстве.

Просителей было много, они отчаянно старались привлекать к себе внимание. В нынешнем году участников пресс-конференции попросили не приносить больших плакатов, так что некоторые журналисты старались выделяться за счет костюмов. Были замечены Снегурочка, человек в папахе и девушка в боксерских перчатках. Путину пришлось просить собравшихся не устраивать «несанкционированный митинг».

Самый острый вопрос задал спецкор «Новой газеты» Илья Азар (посмотрите, как этот фрагмент выглядит на видео и как отличается от общей благодушной атмосферы). Он спросил о том, как президент может прокомментировать деятельность ЧВК «Вагнер», убийство российских журналистов в ЦАР и арест правозащитника Льва Пономарева. И пожалуй, если бы Путину задали бы за три часа сто подобных вопросов, картина была бы куда менее канонической.

Путин традиционно начал с «экономического базиса» и рассказал о том, что хотя в экономике есть некоторые проблемы, но в целом картина позитивная, все налаживается, рост ВВП составил 1,7%, а к 2021 году будет все 3%. Лучшим достижением стала финансовая стабильность и профицитный бюджет в 2,1%. Западные санкции в этом контексте большой проблемы, согласно президенту, не составляют и вообще исторически Россия развивалась именно в условиях внешнего давления. Тем не менее России нужен технологический рывок, чтобы выйти на новый уровень. В речи президента в этот раз вообще было много слов о пользе прогресса. Попутно он заявил, что в «целом» доволен работой правительства Медведева, а глава Счетной палаты Кудрин является хорошим специалистом и его товарищем. Этот сигнал, конечно, был принят.

После разговоров о наших экономических достижениях речь зашла о временных трудностях, а именно повышении НДС и пенсионного возраста. Тут президент сослался на то, что в стране в дефиците оказались нефтедоллары, и чтобы сохранять социальные обязательства перед людьми, пришлось идти на такие меры. Для экономистов во всех этих построениях найдется немало пунктов для критики, но даже неспециалисту виден идеологический разрыв.

Трудно одновременно ссылаться на профицитный бюджет и говорить о неизбежности повышения налогов.

Путин успокоил собравшихся, что хотя Запад бряцает оружием, но войны не будет, потому что человечеству хватит здравого смысла. «Русофобы в киевских коридорах власти» по-прежнему недоговороспособны и, что еще хуже, устроили ради своих выборов целый церковный раскол. Что, по мнению президента, является серьезной атакой на религиозную свободу, ведь ориентироваться теперь придется на Стамбул, а там и до Вашингтона недалеко.

Как во всяком современном каноне на пресс-конференции проскользнула нотка постмодернизма: Сергей Брилев спросил президента о текущем состоянии российско-британских отношений.

А ближе к концу Путин еще раз заявил о том, что экономика первична: нужно думать не о завоевании мира, а о вхождении России в клуб развитых стран, как равной среди равных. Кажется, если ориентироваться на эту цель, то легких путей мы не ищем.

Это был мужской взгляд на происходящее. Или условно мужской, поскольку на конференции собирались филологически настроенные люди, столь же беспомощные в государственном управлении, как и сам гвоздь программы.

А тут дамское примечание по поводу всех этих достижений, рапортов и эпохальных свершений. Обратим внимание, что дама сразу отметила, что Путина опять ждать пришлось… Мне кажется, опять не могли решить, которого из них выпускать.

«Не накормить журналистов — плохая примета»

Новые рекорды большой пресс-конференции Путина

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

«Пресс-конференцию, как ремонт в квартире, закончить невозможно. Ее, как и ремонт, нужно просто прекратить», — пошутил Владимир Путин в финале одной из своих ежегодных встреч с журналистами.

Перефразируя строки советской песни, есть у пресс-конференции начало — нет у пресс-конференции конца. «В общей сложности на этот формат за все годы, начиная с 2001-го, ушло более сорока часов», — восторженно рапортуют ведущие канала «Россия 24» перед началом «Большой пресс-конференции В.В. Путина-2018».

На всех главных каналах (Первом, «Россия 1» и «Россия 24», НТВ) к главному событию года начали готовиться и готовить своих зрителей за несколько дней до объявленной даты. Сплошным потоком шли в эфире сюжеты о том, как в этом году будет устроена встреча, пафосные рекламные ролики, запечатлевшие этапы большого президентского пути. Специально запущенный хронометр отсчитывал дни, часы и минуты, оставшиеся до полудня 20 декабря. Так дети в предвкушении Нового года и подарков от Деда Мороза считают дни до волшебного праздника, заранее отправляя письма всемогущему Деду.

У телевизионщиков все учтено: сколько длилась каждая из ежегодных пресс-конференций, сколько вопросов было задано, какие темы превалировали в разные годы, какие слова употреблялись наиболее часто (в выведенной на экран канала «Россия 24» сводной таблице указан перечень этих слов: 120 раз — «все», 74 раза — «вопрос», 22 раза — «нужно», 71 раз — «много»).

Ну и главное: сколько журналистов было аккредитовано на встречу с президентом начиная с 2001-го. Рекорд прошлого года — 1640 аккредитованных журналистов — уже побит в году нынешнем: 1702! Ради этого в зале Центра международной торговли даже установили несколько дополнительных рядов кресел. Спросите — зачем аккредитовывать столько «акул пера», если прорваться к президенту смогут человек 60–70 (в прошлом году он успел ответить на 65 вопросов)? Но тут как в спорте — главное не победа, а участие. Вот и едут (плывут, летят) в Москву со всей страны лучшие представители всех возможных и невозможных СМИ в надежде, что их заметят и дадут-таки слово.

Корреспонденты федеральных каналов перед самым началом мероприятия докладывают, в какой приподнятой атмосфере ожидают явления президента народу их региональные коллеги. Не без иронии столичные телевизионщики подводят к микрофону самых, так сказать, экзотических своих коллег из различных регионов: девушку с бубном, на котором крупными буквами написано название ее родного города «Когалым»; девушку из Екатеринбурга в белой лохматой папахе (а-ля Хабиб Нурмагомедов) и в боксерских перчатках: она мечтает пригласить Путина к себе в город, а заодно задать вопрос о перспективах строительства там метро.

По свидетельству корреспондента канала «Россия 24» Стаса Натанзона, многие журналисты одеты в красные наряды. «Известно, что именно журналисты в нарядах такого цвета чаще задают вопросы, так как они более заметны в зале». «Рассказывают, что там хороший буфет», — интересуется ведущий в студии. Его собеседник подтверждает: буфет отличный, есть то-се, пятое-десятое: «Не накормить журналистов — плохая примета».

Общественно-политические ток-шоу тоже вышли в эфир во внеурочное время. Один из ведущих ток-шоу «Время покажет» Анатолий Кузичев в ходе прямого включения из ЦМТ с глумливой интонацией описывает ухищрения коллег, с помощью которых они рассчитывают привлечь внимание президента. «А ты с чем пришел?» — подхватывает тему ведущий в студии Артем Шейнин.

«У меня есть кое-что. Я это покажу, и, конечно, весь зал сразу притихнет», — двусмысленно шутит Кузичев к удовольствию собравшихся в студии гостей.

Впрочем, шутник недолго хранит интригу и демонстрирует небольшой плакат с логотипом его программы. Да уж, залу будет от чего притихнуть. Слава богу, что в «святая святых» не откомандирован любитель эпатажа Шейнин, хотя и он в присутствии первого лица вряд ли бы осмелился на свои фирменные штучки, которые проходят на ура во время общения с врагами Отечества.

Дневное ток-шоу канала НТВ «Место встречи», так же как конкуренты, зарядило эфир с утра пораньше. Ведущий Андрей Норкин предлагает гостям освежить в памяти разные курьезные моменты, случавшиеся в ходе предыдущих пресс-конференций Путина, и его остроумные ответы на вопросы чудаковатых участников «прессухи». Публика в студии одобрительно улыбается. А политолог Сергей Марков, особенно воодушевленный увиденным, предлагает телевизионщикам сделать большой фильм с нарезкой таких фрагментов — «люди с таким удовольствием посмотрят». И он по-своему прав: это, по сути, все, что остается в зрительской памяти после подобных мероприятий, несмотря на то что до пресс-конференции и после нее постоянные участники студийных «камланий» сначала прогнозируют, а потом подробно анализируют слова президента, саму пресс-конференцию детально освещают во всех выпусках новостей и повторяют для закрепления материала в течение всего памятного дня.

Эфирная сетка главных каналов в этот знаменательный день рушится, целиком и полностью, подчиняясь главному событию. Первый, «Россия 1» и «Россия 24», НТВ, ОТР (с сурдопереводом), забыв на время о своих коммерческих интересах (любопытно, кстати, кто-нибудь подсчитывал их убытки?), не жалеют дорогостоящего эфирного времени для самого главного героя, видеть и слышать которого просто обязано все население страны («мы вам попереключаем!»).

За несколько минут до начала пресс-конференции ведущие «России 24» спрашивают у своей коллеги, находящейся в зале, почему там так тихо. «Этот вопрос мучает меня с 9 утра, — простодушно признается коллега. — Столько народу — и такая тишина. Это люди с железными нервами».

И вот уже хронометр, отсчитывающий последние минуты и секунды перед появлением в зале президента, показывает полдень. Начинается новый отсчет. 12.05. Никого. 12.06, 12.07. Телеканалы уже выдохлись, все заготовки использованы, а Германа, то есть Путина, все нет. И «люди с железными нервами» числом 1702 сидят и в полной тишине ожидают судьбоносной встречи. Хорошо еще, что в тепле и накормленные в буфете. Не знаю, каковы будут рекорды пресс-конференции-2018 (я должна сдать эту колонку раньше, чем она закончится), но кроме рекордного количества аккредитованных журналистов, еще один уже зафиксирован:

почти 8 минут опоздания главного героя на собственную пресс-конференцию!

Счастье, что новогоднее обращение президента к народу записывают заранее. Иначе и Новый год приходил бы к россиянам не тогда, когда часы двенадцать бьют, а когда глава государства соизволит выйти к телекамерам. Впрочем, народ у нас, как и аккредитованные журналисты, терпеливый. Подождет.

Оставить комментарий