Видео дня

Ближайшие вебинары
Архивы

Flag Counter

Распад СССР

113084Август — время политических потрясений. У нас в России в августе принято вспоминать ГКЧП и распад страны, о которой мы пели в не нами сочиненном гимне «Союз нерушимый». Отчего-то первыми предают Родину те, кто с легкостью сочиняет гимны в одном и том же размере.

Сегодня приведем статью из Википедии о распаде СССР.

Обычно принято ссылаться на экономические причины распада. Но… полезно пробежаться наметанным глазом, чтобы обнаружить хорошую организацию всех этих «стихийных» процессов.

А никакого организованного подполья в СССР не было… как раз по экономическим причинам.

А из этого следует вывод, что разваливали нашу Родину — изменившие ей спецслужбы.

СССР на карте мираРаспад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в  экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и  политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР  26 декабря 1991 года.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик  СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных  государств.

Предыстория

СССР унаследовал большую часть территории и многонациональную структуру  Российской империи. В 1917—1921 гг. Финляндия, Польша, Литва, Латвия,  Эстония и Тува получили независимость. Некоторые территории в  1939—1946 гг. были присоединены к СССР (польский поход РККА, присоединение  Прибалтики, присоединение Тувинской Народной Республики).

После окончания Второй мировой войны СССР  располагал огромной территорией в Европе и Азии, имеющей доступ к морям и  океанам, колоссальными природными ресурсами, развитой экономикой  социалистического типа, основанной на региональной специализации и  межрегиональных экономических связях. Кроме того, руководство «стран  социалистического лагеря» находилось под частичным контролем властей СССР.

В 70—80-е годы межнациональные конфликты (беспорядки 1972 года в Каунасе,  массовые демонстрации 1978 года в Грузии, события 1980 года в Минске,  декабрьские события 1986 года в Казахстане) были незначительны, советская  идеология подчёркивала, что СССР — дружная семья братских народов. СССР возглавляли  представители различных национальностей (грузин И. В. Сталин,  украинцы Н. С. Хрущёв, Л. И. Брежнев,  К. У. Черненко, русские Ю. В. Андропов, Горбачёв,  В. И. Ленин). Русские, самый многочисленный народ, жили не только на  территории РСФСР, но и во всех других республиках. Каждая из республик  Советского Союза имела свой гимн и своё партийное руководство (кроме  РСФСР) — первый секретарь и др.

Руководство многонациональным государством было централизовано — страну  возглавляли центральные органы КПСС, контролировавшие всю иерархию органов  власти. Руководители союзных республик утверждались центральным руководством.  Это фактическое положение дел несколько отличалось от идеализированной  конструкции, описанной в Конституции СССР. Белорусская ССР и Украинская ССР по  результатам достигнутых на Ялтинской конференции договорённостей, имели своих  представителей в ООН с момента её основания.

После смерти Сталина имела место некоторая децентрализация власти. В  частности, стало неукоснительным правилом на должность первого секретаря в  республиках назначать представителя титульной нации соответствующей республики.  Второй секретарь партии в республиках был ставленник ЦК. Это привело к тому,  что местные руководители обладали определённой самостоятельностью и безусловной  силой в своих регионах. После распада СССР многие из этих руководителей  трансформировались в президентов соответствующих государств (кроме Шушкевича).  Однако в советские времена их судьба зависела от центрального руководства.

Причины распада

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось  основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить  или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

  • центробежные       националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов,       каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных       противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою       культуру и экономику;
  • авторитарный характер       советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов,       принудительный коллективизм);
  • господство одной       идеологии, идеологическая зашоренность, запрет       на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения       альтернатив (особенно важно для интеллигенции);
  • растущее недовольство       населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами       (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые       запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.),       постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;
  • диспропорции       экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР),       следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного       потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей       промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики       можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим       названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических       возможностей выполнить его уже не было);
  • кризис доверия к       экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с       неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления       была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов,       большинство предприятий работали в три смены, производили сходную       продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был       единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества       был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие,       уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был       синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров       становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
  • ряд техногенных катастроф       (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова»,       взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;
  • неудачные попытки       реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу       экономики, что повлекло за собой развал политической системы       (экономическая реформа 1965 года);
  • снижение мировых цен на       нефть, пошатнувшее экономику СССР;
  • моноцентризм принятия       решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере       времени;
  • поражение в гонке       вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;
  • Афганская война, холодная       война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря,       развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Возможность распада СССР рассматривалась в западной  политологии (Элен д’Анкосс. «Расколовшаяся империя»,  1978) и публицистике советских диссидентов (Андрей Амальрик.  «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» , 1969).

Ход событий

С 1985 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв  и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая  активность народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и  националистические, движения и организации. Попытки реформирования советской  системы привели к углублению кризиса в стране. На политической арене этот  кризис выразился как противостояние Президента СССР Горбачёва и Президента  РСФСР Ельцина. Ельцин активно пропагандировал лозунг о необходимости  суверенитета РСФСР.

Общий кризис

Распад СССР происходил на фоне общего  экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году  впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост  экономики сменяется падением).

В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской  экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают  практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится  нормированное снабжение в форме талонов.

С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности  над рождаемостью).

Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой  массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в  1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех  Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989  года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были  смещены силой, а президент-диктатор Чаушеску вместе с женой расстрелян по  приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской  сферы влияния.

На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.

Первым проявлением напряжённости в период Перестройки  стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялась  демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого  секретаря ЦК КП КазССР  своего ставленника В. Г. Колбина, работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и  не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была  подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники  «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны  под названием «Желтоксан».

Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт.  Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось  массовыми погромами. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о  присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В  апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается  война.

В 1990 году происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой  является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (ошская резня). Решение о  реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию  напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму — между вернувшимися  крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии —  между осетинами и вернувшимися ингушами.

На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с  Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах —  Москве и Ленинграде.

Движения в республиках за выход из состава СССР и  «парад суверенитетов»

7 февраля 1990 года ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в  течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в  парламентах союзных республик получили либералы и националисты.

В течение 1990—1991 гг. произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе  которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных  республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет  общесоюзных законов над республиканскими, что начало  «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками,  включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты.  Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило  экономическое положение в СССР.

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ  на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До  августовского путча объявили о независимости две союзные республики (Литва и  Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый Союз (ССГ, см.ниже) и переходе к независимости — ещё четыре:  Эстония, Латвия, Молдавия, Армения.

За исключением Казахстана, ни в одной из центральноазиатских  союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей  целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением  азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь  в одной из автономных республик Поволжья — партия «Иттифак»  Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года  выступала за независимость Татарстана.

Сразу после событий ГКЧП независимость провозгласили почти все оставшиеся  союзные республики, а также несколько автономных вне России, часть из которых  позже стали т. н. непризнанными государствами.

Процесс отделения Прибалтики

ЛитваПлакат Саюдиса (февраль 1990): ДА — «демократической» Литве (цвета флага), НЕТ — «тюрьме» СССР (цвет флага). Напечатан тиражом 10 тысяч на государственные деньги

3 июня 1988 года в Литве было основано движение «в поддержку Перестройки» Саюдис, негласно ставящее свой целью выход из состава СССР  и восстановление независимого литовского государства. Оно проводило  многотысячные митинги и вело активную работу по пропаганде своих идей. В январе  1990 года визит Горбачёва в Вильнюс собрал на улицах Вильнюса громадное  количество сторонников независимости (хотя формально речь шла об «автономии» и  о «расширении полномочий в составе СССР»), численностью до 250 тыс. человек.

В ночь на 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы во главе с Витаутасом  Ландсбергисом провозгласил независимость Литвы. Таким образом, Литва стала  первой из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух, которые  сделали это до августовских событий и ГКЧП. Независимость Литвы тогда не была  признана ни центральным правительством СССР, ни другими странами (кроме  Исландии). В ответ на это советским правительством в середине 1990 года была  предпринята «экономическая блокада» Литвы, а позже была применена и военная  сила.

Центральное союзное правительство предприняло силовые попытки пресечения  достижения независимости прибалтийскими республиками. Начиная  с 11 января 1991 года советскими частями были заняты Дом печати в  Вильнюсе, телевизионные центры и узлы в городах, другие общественные здания (т.  н. «партийная собственность»). 13 января десантники 7 ГВДД при поддержке  «группы Альфа» штурмом взяли телебашню в Вильнюсе, остановив республиканское  телевещание. Местное население оказало массовое противодействие этому, в  результате чего были убиты 13 человек, в том числе офицер отряда «Альфа»,  десятки человек ранены. 11 марта 1991 года КПЛ (КПСС) образовало Комитет  национального спасения Литвы, на улицах было введено армейское патрулирование.  Однако реакция мировой общественности и усилившееся влияние либералов в России  сделали невозможными дальнейшие силовые действия.

Ленинградский журналист А. Г. Невзоров (ведущий популярной передачи  «600 секунд») освещал события в республике. 15 января 1991 года по Первой  программе Центрального телевидения был показан его телефильм-репортаж под названием  «Наши» о январских событиях 1991 года у вильнюсской телебашни, идущий вразрез с  трактовкой в зарубежных, а также в советских либеральных СМИ. В своём репортаже Невзоров героизировал верный Москве Вильнюсский ОМОН и советские  войска, находившиеся на территории Литвы. Сюжет вызвал  общественный резонанс, ряд советских политиков назвали его фальшивкой, ставящей  целью оправдать применение войск против мирных граждан.

В ночь на 31 июля 1991 года неизвестными (в дальнейшем  было установлено, что это были сотрудники вильнюсского и рижского отрядов ОМОН)  на контрольно-пропускном пункте в Мядининкай (на границе Литвы с Белорусской ССР) были расстреляны 8 человек,  среди которых — дорожные полицейские, сотрудники Департамента охраны края и 2  бойца отряда спецназа «Арас»  самопровозглашенной Литовской республики. Стоит  отметить, что ранее, на протяжении нескольких месяцев до этого  инцидента, ОМОНовцы с нашивками «Наши» приезжали на  границу, при помощи физической силы разгоняя безоружных литовских таможенников  и поджигая их вагончики, что демонстрировал в своих репортажах Невзоров. Один из трех автоматов калибра 5,45, из которого  были убиты литовские пограничники, был впоследствии обнаружен на базе Рижского  ОМОН.

После августовских событий 1991 года Литовская республика была немедленно  признана большинством стран мира.

Эстония

В апреле 1988 года образован Народный Фронт Эстонии в поддержку перестройки,  формально не ставивший своей целью выход Эстонии из СССР, но ставший базой для  её достижения.

Акция «Балтийский путь». Граница между Латвией и Литвой, 1989 годВ июне—сентябре 1988 года в Таллине прошли  следующие массовые мероприятия, вошедшие в историю как «Поющая революция», на  которых исполнялись песни протеста, а также распространялись агитационные  материалы и значки Народного фронта:

  • Ночные певческие праздники на       Ратушной площади и на Певческом поле, прошедшие в июне, во время       проведения традиционных Дней Старого города;
  • рок-концерты,       прошедшие в августе;
  • музыкально-политическое       мероприятие «Песнь Эстонии», на котором по версии СМИ собралось около 300       000 эстонцев, то есть около трети от численности эстонского народа,       состоявшееся 11 сентября 1988 года на Певческом поле. В ходе последнего       мероприятия диссидентом Тривими Веллисте был публично озвучен призыв к независимости.

16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР большинством голосов  принял Декларацию о суверенитете Эстонии.

23 августа 1989 года Народные фронты трёх прибалтийских республик провели  совместную акцию под названием Балтийский путь.

12 ноября 1989 года Верховный Совет Эстонской ССР принял Постановление «Об  историко-правовой оценке событий, имевших место в Эстонии в 1940 году»,  признающее незаконной декларацию от 22 июля 1940 года о вхождении ЭССР в СССР.

23 марта 1990 года Компартия Эстонии вышла из состава КПСС.

30 марта 1990 года Верховный Совет ЭССР принял  решение о государственном статусе Эстонии. Подтвердив, что оккупация Эстонской  Республики Советским Союзом 17 июня 1940 года не прервала де-юре существования  Эстонской Республики, Верховный совет признал государственную власть Эстонской  ЭССР незаконной с момента её установления и провозгласил восстановление  Эстонской Республики.

3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял  закон, объявляющий юридически ничтожными декларации Верховных Советов  прибалтийских республик об аннулировании вхождения в СССР и вытекающие из этого  последующие решения.

8 мая того же года Верховный Совет ЭССР принял  решение о переименовании Эстонской Советской Социалистической Республики в Эстонскую  Республику.Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, 1991 г.

12 января 1991 года в ходе визита в Таллин Председателя Верховного Совета  РСФСР Бориса Ельцина между ним и Председателем Верховного Совета Эстонской  Республики Арнольдом Рюйтелем был подписан «Договор об основах  межгосударственных отношений РСФСР с Эстонской Республикой», в котором обе  стороны признавали друг друга независимыми государствами.

20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонии принял резолюцию «О  государственной независимости Эстонии», а 6 сентября того же года СССР  официально признал независимость Эстонии.

Латвия

В Латвии в период 1988—1990 гг. происходит усиление  Народного Фронта Латвии, выступающего за независимость, нарастает борьба с Интерфронтом, выступающим за сохранение  членства в СССР.

4 мая 1990 года Верховный Совет Латвии провозглашает переход к  независимости. 3 марта 1991 года требование подкреплено референдумом.

Особенностью отделения Латвии и Эстонии является то, что,  в отличие от Литвы и Грузии, до полного распада СССР в результате действий ГКЧП  они объявляли не независимость, а «мягкий» «переходный процесс» к ней, а также  то, что, в целях обретения контроля на своей территории в условиях сравнительно  небольшого относительного большинства титульного населения, республиканское  гражданство было предоставлено только лицам, проживавшим в этих республиках на момент их присоединения к СССР, и их  потомкам.

Отделение Грузии

Начиная с 1989 года в Грузии возникает движение за выход из состава СССР,  которое усиливается на фоне разрастания грузино-абхазского конфликта. 9 апреля  1989 года в Тбилиси происходят столкновения с войсками  с жертвами среди местного населения.

28 ноября 1990 года в ходе выборов сформирован Верховный Совет Грузии во  главе с радикальным националистом Звиадом  Гамсахурдиа, который позже (26 мая 1991 года) был избран президентом на  всенародном голосовании.

9 апреля 1991 года Верховный Совет провозгласил независимость на основании  результатов проведённого референдума. Грузия стала второй из союзных республик,  объявившей независимость, и одной из двух (с Литовской ССР), которые сделали  это до августовских событий (ГКЧП).

Входившие в состав Грузии автономные республики Абхазия и Южная Осетия  объявили о непризнании независимости Грузии и о желании остаться в составе  Союза, а позже образовали непризнанные государства (в 2008 году, после  вооружённого конфликта в Южной Осетии, их независимость признана в 2008 году  Россией и Никарагуа, в 2009 Венесуэлой и Науру).

Отделение Азербайджана

В 1988 году образован Народный фронт Азербайджана. Начало карабахского  конфликта привело к ориентации Армении в сторону России, вместе с тем привело к  усилению в Азербайджане протурецких элементов.

После того как на антиармянских в начале  демонстрациях в Баку зазвучали требования о независимости они  были подавлены 20—21 января 1990 Советской Армией с многочисленными  жертвами.

Отделение Молдавии

Митингующие с флагом АДР на площади Ленина (ныне Площадь Свободы). Баку, 1990 годНачиная с 1989 года в Молдавии усиливается движение  за выход из состава СССР, и государственное объединение с Румынией.

В октябре 1990 года произошли столкновения молдаван с гагаузами —  национальным меньшинством на юге страны.

23 июня 1990 года Молдавия объявила о суверенитете. Независимость Молдавия  провозгласила после событий ГКЧП: 27 августа 1991 года.

Население восточной и южной Молдавии, стремясь избежать интеграции с  Румынией, объявило о непризнании независимости Молдавии и провозгласило  образование новых республик Приднестровская Молдавская Республика и Гагаузии, которые изъявили желание остаться в Союзе.

Отделение Украины

В сентябре 1989 года основано движение украинских национал-демократов  Народний рух України (Народное движение Украины), которое участвовало в  выборах 30 марта 1990 года в Верховной Раде (Верховном Совете) Украинской ССР  было в меньшинстве при большинстве членов Компартии Украины. 16 июля 1990 года  Верховной Радой принята Декларация о государственном суверенитете Украинской СCP.

В результате плебисцита Крымская область превращается в Автономную  Республику Крым в составе УССР. Референдум признаётся правительством Кравчука.  В дальнейшем, аналогичный референдум проводится и в Закарпатской области, но  его результаты игнорируются.

После провала августовского путча 24 августа 1991 года Верховная Рада  Украинской ССР приняла Декларацию о независимости Украины, которая была  подтверждена результатами референдума 1 декабря 1991 года.

Позже в Крыму, благодаря русскоязычному большинству населения, была провозглашена  автономия Республики Крым в составе Украины.

Декларация о суверенитете РСФСР

12 июня 1990 года Первый Съезд народных депутатов  РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Декларация  утвердила приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами  СССР. Среди принципов декларации были:

  • госудaрственный суверенитет (п.       5), обеспечение кaждому неотъемлемого прaвa нa достойную жизнь       (п.4), признaние общепризнaнных       норм междунaродного прaвa       в облaсти прaв человекa (п. 10);
  • нормы нaродовлaстия: признaние носителем суверенитетa       и источником госудaрственной влaсти       многонaционaльного нaродa       России, его прaвa нa       непосредственное осуществление госудaрственной влaсти (п. 3), исключительное прaво       нaродa нa влaдение, пользовaние и рaспоряжение нaционaльным богaтством России; невозможность изменения территории       РСФСР без волеизъявления нaродa, вырaженного путем референдумa;
  • принцип обеспечения зa всеми грaждaнaми,       политическими пaртиями, общественными оргaнизaциями, мaссовыми       движениям и религиозными оргaнизaциями рaвных прaвовых возможностей       учaствовaть в упрaвлении       госудaрственными и общественными делaми;
  • рaзделение зaконодaтельной,       исполнительной и судебной влaстей как вaжнейший принцип функционировaния       правового государства в РСФСР (п. 13);
  • рaзвитие федерaлизмa:       существенное рaсширение прaв       всех регионов РСФСР.
Парад суверенитетов в автономных республиках и  областях РСФСР

Георге Гимпу заменяет советский флаг над парламентом на национальный флаг, 27 апреля 1990 года.6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин сделал в Уфе  заявление: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных  республик и автономных областей РСФСР. Большинство автономных республик  провозглашают себя советскими социалистическими республиками в составе РСФСР,  СССР. 20 июля Верховный Совет Северо-Осетинской АССР принял Декларацию о  государственном суверенитете Северо-Осетинской АССР. Вслед за этим 9 августа  была принята Декларация о государственном суверенитете Карельской АССР, 29  августа — Коми ССР, 20 сентября — Удмуртской Республики, 27 сентября —  Якутской-Саха ССР, 8 октября — Бурятской ССР, 11 октября — Башкирской  ССР-Башкортостан, 18 октября — Калмыцкой ССР, 22 октября — Марийская ССР, 24  октября — Чувашской ССР, 25 октября — Горно-Алтайской АССР.

Попытка отделения Татарстана

30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о  государственном суверенитете Республики Татарстан. В декларации, в отличие от  некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме  Чечено-Ингушетии) республик, не было указано нахождение республики ни в составе  РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект  международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами.  В ходе массового обвала СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял  декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл  референдум, принял конституцию.

18 октября 1991 было принято Постановление Верховного Совета об акте о  государственной независимости Татарстана.

Осенью 1991, при подготовке к подписанию 9 декабря 1991 Договора о создании ССГ  как конфедеративного союза, Татарстан вновь объявил о желании самостоятельного  вступления в ССГ.

26 декабря 1991, в связи с беловежскими соглашениями о невозможности  учреждения ССГ и образованием СНГ, была принята Декларация о вхождении  Татарстана в СНГ на правах учредителя.

В конце 1991 было принято решение и в начале 1992 введена в обращение  эрзац-валюта (суррогатное платежное средство) — Татарстанские купоны.

«Чеченская революция»

Летом 1990 года группа видных представителей чеченской интеллигенции  выступила с инициативой проведения Чеченского национального съезда для обсуждения  проблем возрождения национальной культуры, языка, традиций, исторической памяти.  23–25 в Грозном прошёл Чеченский национальный съезд, который избрал  Исполнительный комитет во главе с председателем генерал-майором Джохаром  Дудаевым. 27 ноября Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР под давлением  исполкома ЧНС и массовых акций принял Декларацию о государственном суверенитете  Чечено-Ингушской Республики. 8-9 июня 1991 года прошла 2-я сессия Первого  Чеченского национального съезда, которая объявила себя Общенациональным Конгрессом  чеченского народа (ОКЧН). Сессия приняла решение о низложении Верховного Совета  ЧИР и провозгласила Чеченскую Республику Нохчи-чо, а временным органом власти  провозгласила Исполком ОКЧН во главе с Д.Дудаевым.

Попытка государственного переворота в СССР 19-21 августа 1991 года стала  катализатором политической обстановки в республике. 19 августа по инициативе Вайнахской  демократической партии на центральной площади Грозного начался митинг в  поддержку российского руководства, но после 21 августа он стал проходить под  лозунгами отставки Верховного Совета вместе с его председателем за «пособничество  путчистам», а также перевыборов парламента. 1-2 сентября 3-я сессия  ОКЧН объявила Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики низложенным и  передала всю власть на территории Чечни Исполкому ОКЧН. 4 сентября произошёл  захват грозненского телецентра и Дома радио. Председатель Грозненского  исполкома Джохар Дудаев зачитал обращение, в котором назвал руководство  республики «преступниками, взяточниками, казнокрадами» и  объявил, что с «5 сентября до проведения демократических выборов власть  в республике переходит в руки исполкома и других общедемократических  организаций». В ответ Верховный Совет объявил с 00 часов 5 сентября до  10 сентября чрезвычайное положение в Грозном, но через шесть часов Президиум  Верховного Совета отменил чрезвычайное положение. 6 сентября председатель  Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР Доку Завгаев ушёл в отставку, а и.о.  председателя стал Руслан Хасбулатов. Спустя несколько дней 15 сентября  состоялась последняя сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики, на  которой было принято решение о самороспуске. В качестве переходного органа был  образован Временный высший совет (ВВС), состоящий из 32 депутатов.

К началу октября между сторонниками Исполкома ОКЧН во главе с её  председателем Хусейном Ахмадовым и его противниками во главе с Ю.Черновым  возник конфликт. 5 октября семеро из девяти членов ВВС приняли решение о  смещении Ахмадова, но в тот же день Национальная гвардия захватила здание Дома  профсоюзов, в котором заседал ВВС, и здание республиканского КГБ. Затем они  арестовали прокурора республики Александра Пушкина. На следующий день Исполком  ОКЧН “за подрывную и провокационную деятельность” объявил о роспуске  ВВС, возложив на себя функции “революционного комитета на переходный период  со всей полнотой власти”.

Декларация о суверенитете Беларуси

В июне 1988 г.  был официально учреждён Белорусский Народный Фронт за Перестройку. Среди  учредителей были представители интеллигенции, в том числе писатель Василь Быков.

Ещё оргкомитетом БНФ 19 февраля 1989 г. был проведен первый санкционированный  митинг с требованием отмены однопартийной системы, собравший 40 тысяч человек.  Митинг БНФ против якобы недемократического характера выборов 1990 г. собрал 100 тысяч  человек.

По итогам выборов в Верховный Совет БССР Белорусскому народному фронту  удалось сформировать фракцию из 37 человек в парламенте республики.

Фракция БНФ стала центром объединения продемократических сил в парламенте.  Фракция инициировала принятие декларации о государственном суверенитете БССР,  предлагала программу широкомасштабных либеральных реформ в экономике.

Референдум 1991 года о сохранении СССР

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за  сохранение СССР подавляющее большинство населения в каждой из республик.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия,  Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о  переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился  (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные  комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых  территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время  проводились референдумы о независимости.

На основе концепции референдума предполагалось заключение 20 августа 1991  нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.

Однако, хотя на референдуме подавляющее количество голосов было отдано за  сохранение целостности СССР, он имел сильное психологическое влияние, поставив  под сомнение саму идею «нерушимости союза».

Проект нового Союзного договора

Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во  главе с Михаилом Горбачёвым к следующим действиям:

  • Проведение общесоюзного референдума,       на котором большинство избиратетелей высказались       за сохранение СССР;
  • Учреждение поста Президента       СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;
  • Проект создания нового       Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

Роль органов власти РСФСР  в распаде Советского Союза

Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с  избранием Бориса Ельцина 29 мая 1990 года Председателем Верховного Совета  РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в  три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета Иваном Полозковым.

Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая  подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного  потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и  общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению  с органами власти СССР.

С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти, РСФСР постепенно взяла  курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости  остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила  Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.

12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном  суверенитете, установив приоритет российских законов над  союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над  страной; «парад суверенитетов» усилился.

12 января 1991 года Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах  межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признают друг друга  суверенными государствами.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения  поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту  должность.

ГКЧП и его последствия

Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства  страны и для восстановления жёсткого партийно-государственного контроля над  всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота (ГКЧП,  известную также как «августовский путч» 19 августа 1991 года).

Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР,  переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада  Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой  власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности  этим решениям провели референдумы о независимости.

С выхода в сентябре 1991 года из состава СССР прибалтийских  республик, он состоял из 12 республик.

28 октября 1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран  Р. И. Хасбулатов.

6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС  и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.

Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991 года, на котором  сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски  настроенном регионе как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в  частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде  окончательно невозможным.

14 ноября 1991 года семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан,  Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по  заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как  конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991  года.

Провозглашение независимости республиками СССР

Союзные республики

Республика Провозглашение суверенитета Провозглашение независимости Независимость де-юре
Эстонская ССР 16    ноября 1988 г. 20    августа 1991 г. 6    сентября 1991 г.
Латвийская ССР 28    июля 1989 г. 21    августа 1991 г. 6    сентября 1991 г.
Литовская ССР 18    апреля 1989 г. 11    марта 1990 г. 6    сентября 1991 г.
Грузинская ССР 26    мая 1990 г. 9    апреля 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Российская СФСР 12    июня 1990 г. 26    декабря 1991 г.
Молдавская ССР 23    июня 1990 г. 27    августа 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Украинская ССР 16    июля 1990 г. 24    августа 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Белорусская ССР 27    июля 1990 г. 26    декабря 1991 г.
Туркменская ССР 22    августа 1990 г. 27    октября 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Армянская ССР 24    августа 1990 г. 23    сентября 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Таджикская ССР 24    августа 1990 г. 9    сентября 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Киргизская ССР 15    декабря 1990 г. 31    августа 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Казахская ССР 25    октября 1990 г. 16    декабря 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Узбекская ССР 20    июня 1990 г. 31    августа 1991 г. 26    декабря 1991 г.
Азербайджанская ССР 18    октября 1991 г. 30    августа 1991 г. 26    декабря 1991 г.

АССР и АО

  • 19 января —       Нахичеванская АССР.
  • 30 августа — Татарская       АССР (формально — см. выше).
  • 27 ноября —       Чечено-Ингушская АССР (формально — см. выше).
  • 8 июня — Чеченская       часть Чечено-Ингушской АССР.
  • 4 сентября — Крымская АССР.

Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых  законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с  выходом союзной республики из состава СССР». Государственный  Совет СССР (созданный 5 сентября 1991 орган, состоящий из глав союзных  республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость  лишь трёх балтийских республик (6 сентября 1991, постановления Госсовета СССР №  ГС-1, ГС-2, ГС-3). 4 ноября В. И. Илюхин возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР  (измена Родине) в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и  Конституцию СССР и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и  государственной безопасности СССР. После этого Илюхин  был уволен из прокуратуры СССР.

Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ

В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, —  Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании  ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты  Украиной.

8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает  своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали  Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание  соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского  путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии  Б. Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь  констатировали его фактический к тому моменту распад.

11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением,  осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не  имело.

12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством  Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял  решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает,  что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в  1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из  Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось некоторыми как  нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва  депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия  и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт  прекращения его существования.

17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко  констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в  Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы  временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог  сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.

21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ  присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан,  Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, было подписано так  называемое Алмаатинское  соглашение, ставшее основой СНГ.

СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная  (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и  отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство  в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией  (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г.  и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

Завершение распада и ликвидация властных структур  СССР

Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование  25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР (а не  правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных  институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником  всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991  года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $,  а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты  Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый  «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей  бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную  собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины, которая  претендовала на право распоряжаться имуществом СССР.

25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей  деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»,  подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего  Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием  Президенту России Б.Ельцину.

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР,  сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от  05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только  представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана,  приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также  ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей  Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и  коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от  должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его  первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)). 26 декабря 1991  года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения  и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному  образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали  функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора  СССР вообще не был официально распущен.

После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н.  постсоветское пространство.

Последствия в краткосрочной перспективе

Преобразования в России

Распад СССР привёл к практически немедленному  началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми  радикальными первыми шагами были:

  • в экономической       области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом       «шоковой терапии»;
  • в политической       области — запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 г.);       ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993       года).

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд  межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно  перешли в фазу вооружённых столкновений:

  • карабахский конфликт —       война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
  • грузино-абхазский       конфликт — конфликт между Грузией и Абхазией;
  • грузино-южноосетинский       конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;
  • осетино-ингушский       конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном       районе;
  • Гражданская война в       Таджикистане — межклановая гражданская       война в Таджикистане;
  • Первая чеченская       война — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;
  • конфликт       в Приднестровье — борьба молдавских властей с сепаратистами в       Приднестровье.

По данным Владимира Мукомеля, число погибших в  межнациональных конфликтах в 1988-96 годах составляет около 100 тыс. человек.  Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек.

Ряд конфликтов так и не привели к полномасштабному военному противостоянию,  однако продолжают осложнять обстановку на территории бывшего СССР до сих пор:

  • трения между крымскими       татарами и местным славянским населением в Крыму;
  • положение русского       населения в Эстонии и Латвии;
  • государственная       принадлежность крымского полуострова.

Распад рублёвой зоны

Стремление отгородиться от советской экономики, начиная с 1989 года  вступившей в фазу острого кризиса, подтолкнуло бывшие советские республики к  введению национальных валют. Советский рубль сохранился  только на территории РСФСР, однако гиперинфляция (за 1992 год цены увеличились  в 24 раза, в дальнейшие несколько лет — в среднем в 10 раз за год)  практически полностью уничтожила его, что послужило поводом для замены  советского рубля на российский в 1993 году. C 26 июля по 7 августа 1993  года в России была проведена конфискационная денежная реформа в ходе которой из денежного обращения России были изъяты  казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению  денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве  платежного средства во внутреннем денежном обороте.

В течение 1992—1993 гг. практически все союзные республики вводят  собственные валюты. Исключением является Таджикистан (российский рубль  сохраняет хождение до 1995 г.),  непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (вводит приднестровский  рубль в 1994 г.),  частично признанные Абхазия и Южная Осетия (сохраняется хождение российского  рубля).

В ряде случаев национальные валюты происходят от введённой в последние годы  существования СССР талонной системы путём превращения одноразовых талонов в  постоянную валюту (Украина, Белоруссия, Литва, Грузия и др.).

Следует отметить, что советский рубль имел наименования на 15 языках —  языках всех союзных республик. Для некоторых из них названия национальных валют  первоначально совпадали с национальными названиями советского рубля  (карбованец, манат, рубель, сом и др.)

Распад единых Вооружённых Сил

В течение первых месяцев существования СНГ лидеры основных союзных республик  рассматривают вопрос о формировании единых вооружённых сил СНГ, однако этот  процесс развития не получил. Министерство обороны СССР функционировало как  Главное командование Объединенных Вооруженных сил СНГ, до октябрьских событий  1993 года. До мая 1992 года после отставки Михаила Горбачева т. н. ядерный  чемоданчик находился у министра обороны СССР Евгения Шапошникова.

Российская Федерация

Первое военное ведомство появилось в РСФСР в соответствии  с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР»  от 14 июля 1990 года, и носило название «Государственный комитет РСФСР по  общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ  СССР». В 1991 году несколько раз переформирован.

Собственное министерство обороны РСФСР учреждено 19 августа 1991 г.  временно, 9 сентября 1991 г.  упразднено. Также власти РСФСР предпринимали во время  путча 1991 г.  попытки учреждения Российской гвардии, формирование которой было поручено  президентом Ельциным вице-президенту Руцкому.

Предполагалось сформировать 11 бригад численностью 3—5 тыс. чел. каждая. В ряде городов, в первую  очередь в Москве и Санкт-Петербурге, начался приём  добровольцев; в Москве этот набор был прекращён 27 сентября 1991 г.,  к этому времени комиссия московской мэрии успела отобрать в предполагаемую  Московскую бригаду национальной гвардии РСФСР около 3 тыс. чел.

Был подготовлен проект соответствующего указа Президента РСФСР, вопрос  проработан в ряде комитетов Верховного Совета РСФСР. Однако соответствующий  указ так подписан и не был, и формирование национальной гвардии было  прекращено. С марта по май 1992 г.  Борис Ельцин был и. о. министра обороны РСФСР.

Вооружённые Силы Российской Федерации образованы указом Президента  Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина от 7 мая 1992 г.  № 466 «О создании Вооружённых Сил Российской Федерации». В соответствии с  этим указом вновь создаётся министерство обороны Российской Федерации.

С 7 мая 1992 года Борис Николаевич Ельцин вступил в должность Верховного  Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации, хотя действовавший  на тот момент закон «О Президенте РСФСР» этого не предусматривал.

23 мая 1992 г.  в соответствии с этим указом министр обороны Павел Грачёв издал приказ  № 16:

О составе Вооруженных Сил Российской Федерации

Приказ

Министерство обороны Российской    Федерации

23 мая 1992 г.

№ 16

(МОБ)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г.    № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» и актом «О составе    Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденным Президентом Российской    Федерации 7 мая 1992 г.,    приказываю:

  1. В состав Вооруженных         Сил Российской Федерации включить:
    • объединения,          соединения, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения,          предприятия и организации Вооруженных Сил бывшего СССР, дислоцирующиеся          на территории Российской Федерации;
    • находящиеся под          юрисдикцией Российской Федерации войска (силы), дислоцирующиеся на          территории Закавказского военного округа, Западной, Северной и          Северо-Западной групп войск, Черноморского флота, Балтийский флот,          Каспийскую флотилию, 14 гв. армию,          соединения, воинские части, учреждения, предприятия и организации на          территории Монголии, Республики Куба и других государств.
  2. Приказ разослать до         отдельной роты.

Министр обороны Российской Федерации,

Генерал армии

П. Грачев

23 мая 1992 г. №    16

1 января 1993 года вместо устава Вооруженных сил СССР вступили  в действие временные общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации.  15 декабря 1993 принят Устав Вооруженных сил РФ.

Прибалтика

Вывод частей Советской Армии закончен в 1994 г.

Эстония

В Эстонии в период 1991—2001 гг. в соответствии с  решением Верховного Совета Эстонии от 3 сентября 1991 г.  сформированы Силы обороны (эст. Kaitsejoud, русск. Ка?йтсейыюд),  включающие в себя Вооружённые силы (эст. Kaitsevagi, русск. Ка?йтсевяги;  армия, авиация и флот; формируются на основе призыва) численностью около 4500  чел. и добровольную  военизированную организацию «Союз обороны» (эст. Kaitseliit, русск. Ка?йтселийт)  численностью до 10 тыс. чел.

Латвия

В Латвии сформированы Национальные вооружённые силы  (латыш. Nacionalie brunotie speki) численностью до 6 тыс. чел.,  состоящие из армии, авиации, флота и береговой охраны, а также добровольной  военизированной организации «Страж Земли» (дословно; латыш. Zemessardze, русск. Зе?мессардзе).

Литва

В Литве сформированы Вооружённые силы (лит. Ginkluotosios pajegos)  численностью до 16 тыс. чел., состоящие из армии, авиации, флота и спецназа,  формировавшихся на основе призыва до 2009 г.  (с 2009 г.  — на контрактной основе), а также добровольцев.

Украина

На момент распада СССР на территории Украины находились три военных округа,  численностью до 780 тыс. военнослужащих. В их состав входили многочисленные  соединения Сухопутных Войск, одна ракетная армия, четыре воздушных армии, армия  ПВО и Черноморский Флот. 24 августа 1991 г.  Верховная Рада принимает постановление о подчинении Украине всех Вооружённых  Сил СССР, находящихся на её территории. В их число входили, в частности, 1272  межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками, насчитывались  также большие запасы обогащённого урана.3-4 Ноября 1990 г.  в Киеве создано Украинское Националистическое Общество (УНС).19 августа 1991 г.  чтобы противостоять войскам ГКЧП создано УНСО

В настоящее время Вооружённые Силы Украины (укр. Збройні сили України) насчитывают до  200 тыс. чел. Ядерное оружие вывезено в Россию. Формируются по срочному призыву  (21 600 человек по состоянию на весну 2008 г.)  и по контракту.

Белоруссия

На момент кончины СССР на территории республики располагался Белорусский  военный округ численностью до 180 тыс. военнослужащих. В мае 1992 округ  распущен, 1 января 1993 г.  всем военнослужащим предложено присягнуть Республике Беларусь, либо уволиться.

На текущий момент Вооружённые Силы Белоруссии (белор. Узброеныя сілы Рэспублікі  Беларусь) насчитывают до 72 тыс. чел, разделяются на армию, авиацию  и внутренние войска. Ядерное оружие вывезено в Россию. Формируются по призыву.

Азербайджан

Летом 1992 г.  Министерство Обороны Азербайджана выдвинуло ультиматум ряду частей и соединений  Советской Армии, дислоцированных на территории Азербайджана, передать  вооружение и военную технику республиканским властям во исполнение указа  президента Азербайджана. В результате к концу 1992 г.  Азербайджан получил достаточно техники и оружия, чтобы сформировать четыре  мотопехотные дивизии.

Формирование Вооружённых Сил Азербайджана проходило в условиях карабахской  войны. Азербайджан потерпел поражение.

Армения

Формирование национальной армии началось с января 1992 г.  На 2007 г.  состоит из Сухопутных войск, ВВС, войск ПВО, и пограничных войск, и насчитывает  до 60 тыс. чел. Тесно взаимодействует с армией территории с неурегулированным  статусом Нагорный Карабах (Армия Обороны Нагорно-Карабахской Республики, до 20  тыс. чел.).

В связи с тем, что на момент распада СССР на территории Армении не оказалось  ни одного военного училища, офицеры национальной армии обучаются в России.

Грузия

Первые национальные вооружённые формирования существуют уже на момент  распада СССР (Национальная Гвардия, основанная 20 декабря 1990 г.,  также военизированные формирования Мхедриони).  Источником оружия для разнообразных формирований становятся части и соединения  распадающейся Советской Армии. В дальнейшем формирование грузинской армии  происходит в обстановке резкого обострения грузино-абхазского конфликта, и  вооружённых столкновений между сторонниками и противниками первого президента Звиада Гамсахурдиа.

На 2007 г.  численность Вооружённых Сил Грузии доходит до 28,5 тыс. чел.,  разделяются на Сухопутные войска, ВВС и ПВО, ВМС, Национальную гвардию.

Казахстан

эмблема Вооружённых Сил Республики Казахстан    

Первоначально правительство объявляет о намерении сформировать небольшую  Национальную гвардию численностью до 20 тыс. чел., возложив  основные задачи по обороне Казахстана на Вооружённые Силы ОДКБ. Однако уже 7  мая 1992 г.  президент Казахстана издал указ о формировании национальной армии.

В настоящее время у Казахстан насчитывается до 74 тыс. чел.  в регулярных войсках, и до 34,5 тыс. чел. в  военизированных формированиях. Состоит из Сухопутных войск, Сил воздушной  обороны, Военно-морских сил и Республиканской гвардии, четыре региональных  командования (Астана, Запад, Восток и Юг). Ядерное оружие вывезено в Россию.  Формируется по призыву, срок службы 1 год.

Раздел Черноморского флота

Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 г.  с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый  статус, и служил источником трений между двумя государствами.

Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца Адмирал  Флота Кузнецов: он был достроен к 1989 г.  В декабре 1991 г.  ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к  российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по  сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное  укомплектование произошло только в 1998 г.

Строящийся одновременно с «Адмиралом Кузнецовым» авианосец «Варяг»  (однотипный «Адмиралу Кузнецову») к моменту распада СССР находился на 85%-й  готовности. Продан Украиной Китаю.

Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана

В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на  момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие  дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины,  Белоруссии и Казахстана.

Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки  привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса  ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся  на их территории.

  • 24 октября 1991 г.       принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины. 14       января 1992 г.       подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины.       Все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические       бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США.       Взамен Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и       территориальной целостности Украины.

5 Декабря 1994 в Будапеште был подписан Меморандум, которым Россия, США и  Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического  принуждения и созвать совет безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае если возникает угроза агрессии по отношению к  Украине.

  • В       Белоруссии безъядерный статус закреплён в Декларации о независимости       и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и       территориальной целостности.
  • Казахстан в течение       1992—1994 г. передаёт России до 1150 единиц стратегических ядерных       вооружений.

Статус космодрома Байконур

Крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР оказывается в  критическом положении — финансирование обрушилось, а сам космодром  оказался на территории Республики Казахстан. Его статус урегулирован в 1994 г.  с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде.

Отмена единого советского гражданства

Распад СССР влечёт собой введение новыми независимыми государствами своего  гражданства, и замену советских паспортов на  национальные. В России замена советских паспортов окончилась только в 2004 г.,  в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике сохраняют  хождение по сей день.

Гражданство России (на тот момент — гражданство  РСФСР) введено Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г.,  вступил в силу с момента опубликования 6 февраля 1992 г.  В соответствии с ним, гражданство Российской Федерации предоставлено всем  гражданам СССР, постоянно проживающим на территории РСФСР на день вступления в  силу закона, если в течение года после этого они не заявят об отказе от гражданства. 9 декабря 1992 г.  вышло постановление правительства РСФСР № 950 «О временных документах,  удостоверяющих гражданство Российской Федерации». В соответствии с этими  нормативными актами населению были выданы вкладыши в советские паспорта о  российском гражданстве.

В 2002 г.  вступил в силу новый Закон «О гражданстве Российской Федерации»,  устанавливающий гражданство в соответствии с этими вкладышами. В 2004 г.,  как отмечалось выше, проводится замена советских паспортов на российские.

Установление визового режима

Из республик бывшего СССР Россия по состоянию на 2007 сохраняет безвизовый  режим со следующими:

  • Армения,
  • Азербайджан (пребывание       до 90 дней),
  • Белоруссия,
  • Казахстан,
  • Киргизия (пребывание до       90 дней),
  • Молдавия (пребывание до       90 дней),
  • Таджикистан (с       узбекской визой),
  • Узбекистан (с       таджикской визой),
  • Украина (пребывание до       90 дней).

Таким образом, визовый режим существует с бывшими республиками Советской  Прибалтики (Эстонией, Латвией и Литвой), а также Грузией и Туркменией.

Статус Калининграда

С распадом СССР территория Калининградской области, включённая в состав СССР  после Второй мировой войны и на 1991 г.  административно входившая в состав РСФСР, вошла также в состав современной  Российской Федерации. Вместе с тем она оказалась отрезана от остальных областей  РФ литовской и белорусской территорией.

В начале 2000-х гг., в связи с намечаемым вхождением Литвы в Евросоюз, а  затем — в Шенгенскую зону, статус транзитного  наземного сообщения Калининграда с остальными территориями РФ стал вызывать  определённые трения между властями РФ и Евросоюза.

Статус Крыма

29 октября 1948 г. Севастополь  стал городом республиканского подчинения в составе РСФСР (принадлежность или непринадлежность  к Крымской области при этом законами не уточнялась). Крымская область была  передана в 1954 г.  законом СССР из состава РСФСР в состав Советской  Украины, в рамках празднования 300-летия Переяславской  рады («воссоединение России и Украины»). В результате распада СССР в составе  независимой Украины оказалась область, большинство населения которой составляют  этнические русские (58,5 %), традиционно сильны пророссийские  настроения, и размещён Черноморский флот РФ. Кроме того,  основной город Черноморского флота — Севастополь — является для  России значительным патриотическим символом.

Во время распада СССР Крым проводит 12 февраля 1991 г.  референдум и становится Крымской АССР в составе Украины, 4 сентября 1991 г.  принята Декларация о суверенитете Крыма, 6 мая 1992 г. —  Конституция Крыма.

Попытки Крыма отделиться от Украины были пресечены, и в 1992 г.  учреждена Автономная Республика Крым.

Делимитация границ между бывшими советскими  республиками

В результате распада СССР возникла неопределённость границ между бывшими  союзными республиками. Процесс делимитации границ растянулся до 2000-х гг.  Делимитация российско-казахстанской границы проведена только в 2005 г.  К моменту вступления в Евросоюз эстоно-латвийская  граница была фактически разрушена.

Между рядом новых независимых государств граница на  декабрь 2007 г.  не делимитирована.

Отсутствие делимитированной границы между Россией  и Украиной в Керченском проливе привело к конфликту из-за острова Тузла. Разногласия по поводу границ привели к  территориальным претензиям Эстонии и Латвии к России. Однако,  некоторое время назад был подписан и в 2007 г.  вступил в силу Пограничный договор между Россией и Латвией, разрешивший все  болезненные вопросы.

Требования компенсаций от Российской Федерации

Помимо территориальных претензий, Эстония и Латвия, получившие в результате  распада СССР независимость, выдвинули к РФ, как правопреёмнице СССР, требования  многомиллионных компенсаций за их включение в состав СССР в 1940 году. После вступления в силу в 2007 г.  Пограничного договора между Россией и Латвией болезненные территориальные  вопросы между этими странами оказались снятыми.

Распад СССР с точки зрения права

Законодательство СССР

Статья 72 Конституции СССР 1977 года определяла:

За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

Порядок реализации этого права, закреплённый законом, соблюдён не был (см.  выше), однако был легитимизирован, главным образом,  внутренним законодательством государств, вышедших из СССР, а также последующими  событиями, например их международно-правовым признанием со стороны мирового  сообщества — все 15 бывших союзных республик признаются мировым  сообществом как независимые государства и представлены в ООН. До декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России  согласно статье 4 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР),  несмотря на многочисленные внесенные в неё поправки, исключающие упоминание  СССР.

Международное право

Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми  остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением  прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по  международным договорам) и соответствующих союзных республик. Латвия, Литва и  Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших  в 1918—1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия  1918—1921 гг. Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят  закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается  многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость. Азербайджан  объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и  договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств  считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих  стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и  Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований,  которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела  такой статус, но утратила его).

Оценки экспертов

Существуют различные точки зрения на правовые аспекты распада СССР. Есть  точка зрения, что СССР формально существует до сих пор, поскольку его роспуск  был осуществлён с нарушением юридических норм и игнорированием народного мнения  высказанного в референдуме. Такая точка зрения многократно оспаривается  сторонниками мнения, что от подобных значительных геополитических изменений бесмыссленно требовать соблюдения формальных правил.

Россия

15 марта 1996 года Государственная Дума Российской Федерации приняла два  Постановления:

  • № 156-II ГД «Об       углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене       Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года „О денонсации Договора об образовании СССР“»;
  • № 157-II ГД «О       юридической силе для Российской Федерации — России результатов       референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР».

Первое из Постановлений признавало утратившим силу соответствующее  Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года и устанавливало,  «что законодательные и другие нормативные правовые акты, вытекающие из  Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года  „О денонсации Договора об образовании СССР“, будут корректироваться по  мере движения братских народов по пути все более глубокой интеграции и  единения». Вторым из Постановлений Государственная Дума денонсировала Беловежские  соглашения; Постановление, в частности, гласило:

1.    Подтвердить для Российской Федерации — России юридическую силу    результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося    на территории РСФСР 17 марта 1991 года.2. Отметить, что должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие    и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо    нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР, выраженное на    референдуме СССР 17 марта 1991 года, а также Декларацию о государственном    суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,    провозгласившую стремление народов России создать демократическое правовое    государство в составе обновленного Союза ССР.3.    Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества    Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР    Б. Н. Ельциным и государственным секретарем РСФСР    Г. Э. Бурбулисом и не утвержденное Съездом народных депутатов    РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет    юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР.

Совет Федерации направил 19 марта 1996 года нижней палате Обращение  № 95-СФ, в котором призвал Государственную Думу «вернуться к рассмотрению  упомянутых актов и ещё раз тщательно проанализировать возможные последствия их  принятия», ссылаясь на негативную реакцию «ряда государственных и общественных  деятелей государств — участников Содружества Независимых Государств»,  вызванную принятием этих документов.

В ответном обращении к членам Совета Федерации, принятом Постановлением  Государственной Думы от 10 апреля 1996 года № 225-II ГД, нижняя палата  фактически дезавуировала свою позицию, выраженную в Постановлениях от 15 марта  1996 года, указав:

…    2. Принятые Государственной Думой Постановления носят    прежде всего политический характер, дают оценку ситуации, сложившейся после    развала Советского Союза, отвечая чаяниям и надеждам братских народов, их    стремлению жить в едином демократическом правовом государстве. Более того, именно Постановления Государственной Думы    способствовали заключению четырёхстороннего Договора между Российской    Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской    Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях…3. Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР    «денонсировал» 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве    самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого    Договора был подвергнут коренной переработке и уже в    переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году    была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила    действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР    1922 года. Кроме того, Постановлением Верховного Совета РСФСР    от 12 декабря 1991 года был денонсирован международный договор Российской    Федерации, который в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о    праве международных договоров 1969 года нормами международного права вообще    не подлежал денонсации.4. Принятые 15 марта 1996 года Государственной Думой Постановления никоим    образом не отражаются на суверенитете Российской Федерации, а тем более    других государств — членов Содружества Независимых Государств. В    соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие    союзные республики, являлась суверенным государством. Это исключает всякого    рода неправомерные утверждения о том, что якобы с принятием Государственной    Думой Постановлений от 15 марта 1996 года Российская Федерация «прекращает»    существовать как самостоятельное суверенное государство. Государственность    не зависит ни от каких договоров или постановлений.    Исторически она создаётся по воле народов.

5.    Постановления Государственной Думы не ликвидируют и не могут ликвидировать    Содружество Независимых Государств, которое в нынешних условиях фактически    является реально существующим институтом и которое необходимо максимально    использовать для углубления интеграционных процессов…

Таким образом, никаких практических последствий денонсация за собой не  повлекла.

Украина

Во время инаугурации первого президента Украины Леонида Кравчука, Микола Плавьюк (последний  президент УНР в изгнании) вручил Кравчуку государственные регалии УНР и грамоту,  где он и Кравчук договаривались, что независимая Украина, провозглашённая 24  августа 1991 года, является правопреемницей Украинской Народной Республики.

Оценки

Оценки распада СССР неоднозначны. Противники СССР в холодной войне  восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в США, например, можно  часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему  являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во  внешнеполитические споры и так далее. «Проигравший не проиграл…  проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как  потерпевший поражение с самого 1991 года», — сказал бывший командующий  стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер  в интервью, показанном в телепередаче «Репетиция конца света» канала CNN.

25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному  Собранию Российской Федерации заявил:

Прежде    всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей    геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало    настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников    оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же    перекинулась на саму Россию.

Аналогичное мнение в 2008 году высказал президент Белоруссии А. Г. Лукашенко:

Развал Советского Союза был величайшей геополитической  катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы  биполярного мира. Многие надеялись, что окончание «холодной войны» станет  избавлением от больших военных расходов, а высвободившиеся ресурсы будут  направлены на решение глобальных задач — продовольственных, энергетических,  экологических и других. Но эти ожидания не оправдались. На смену «холодной  войне» пришла еще более ожесточенная борьба за энергоресурсы. По сути, начался  новый передел мира. В ход идут любые средства, вплоть до оккупации независимых  государств

Первый президент России Б. Н. Ельцин в 2006 г. подчёркивал  неизбежность распада СССР и отмечал, что, наряду с отрицательными, нельзя  забывать о его положительных сторонах:

Но все-таки не стоит забывать, что в последние годы в СССР  людям жилось очень тяжело. И материально, и духовно, — добавил он. — Все сейчас  как-то забыли, что такое пустые прилавки. Забыли, каково это – бояться  высказать собственные мысли, идущие вразрез с «генеральной линией партии». А  забывать это ни в коем случае нельзя.

Аналогичное мнение неоднократно высказывал и бывший председатель Верховного  Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, отмечавший, что гордится своим участием в  подписании Беловежских соглашений, которые оформили фактически состоявшийся к  концу 1991 года распад СССР.

В октябре 2009 года в интервью с главным редактором Радио «Свобода» Людмилой  Телень первый и единственный президент СССР М. С. Горбачёв признал свою  ответственность за развал СССР:

Людмила Телень: Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили  Советский Союз?Михаил Горбачёв: Это вопрос решенный. Развалил…

Согласно данным шестой волны регулярных международных опросов населения в  рамках программы «Евразийский монитор», о распаде Советского Союза сожалеют 52%  опрошенных жителей Белоруссии, 68% — России и 59% — Украины; не сожалеют,  соответственно, 36%, 24% и 30% респондентов; 12%, 8% и 11% затруднились  ответить на этот вопрос.

Критика распада СССР

Некоторые партии и организации отказались признать Советский Союз  распавшимся (например, Большевистская платформа в КПСС). По мнению некоторых из  них, СССР следует считать социалистической страной,  оккупированной западными империалистическими державами с помощью новых методов  ведения войны, вогнавших советский народ в информационно-психологический шок.  Например, О. С. Шенин с 2004 года  возглавляет коммунистическую партию Советского Союза. Сажи Умалатова  вручает ордена и медали от имени Президиума Съезда народных депутатов СССР.  Риторика о предательстве «сверху» и призывы к освобождению страны от  экономической и политической оккупации используются в политических целях  полковником Квачковым, получившим  в 2005 году неожиданно высокий рейтинг на выборах в Государственную Думу.

Критики считают оккупацию СССР временным явлением и  отмечают, что «Советский Союз продолжает существовать де-юре, в статусе  временно оккупированной страны; де-юре продолжает действовать Конституция СССР 1977 г,  сохраняется правосубъектность СССР на международной  арене».

Критика обосновывается многочисленными нарушениями Конституции СССР,  Конституций союзных республик и действующего законодательства, которыми, по  мнению критиков, сопровождался распад Советского Союза. Несогласные признать  СССР распавшимся избирают и поддерживают Советы в городах и Республиках  Советского Союза, по-прежнему избирая их представителей в Верховный Совет СССР.

К своему важному политическому достижению сторонники Советского Союза  относят возможность сохранить советский паспорт при принятии российского  гражданства.

b23b6681436ae80362bbd96

Оставить комментарий