Рецензия И.А.Дедюховой на фильм «Семь самураев»
«Волшебная сила искусства» отнюдь не в окультуривании отмороженных субъектов, решивших, что им куда приятнее жить без совести. Нравственная оценка, выставленная таким образом, – тут же дает себя знать… прямо у них внутри.
Вообще слово, мысль – они интересны той подспудной душевной работой, дающей слову огромную творческую силу. Искусство вообще легко разделяется на кич и настоящее именно по тому, как меняется жизнь вокруг. А ведь у нас все то, что подсоваывается вместо искусства – сегодня лишь закрепляет стереотипы, а сложившемуся ненормальному порядку вещей вместо Фауста с готовностью шепелявит: «Остановись мгновенье! Нам и тут хорошо!»
У нас 70 лет утверждалось, что «ум, честь и совесть эпохи» находится вне конкретных хомо сапиенс, – а снаружи, в своре партийных начетчиков. И сейчас видно, сколько в них чести и совести скопилось на самом деле. Но это означает, что каждый день, без всяких митингов – каждый должен дать локальный бой серости, заставить считаться с собой. Без расставленных большой прозой нравственных аспектов – это НЕВОЗМОЖНО!
Для чего вообще нужна победа? Чтобы сохранить свою честь.
Это лесным бандитам победа нужна, чтобы измываться над людьми и набить себе карманы чужим добром.
А самураи слишком долго прятались в канаве и спасались бегством. Неужели вы думаете, что их так прельстила жалкая трапеза крестьян и их непритязательный быт?
Это вообще очень интересная человеческая история. Просто какая-то иллюстрация к закону сохранения массы.
Бандиты и не сомневаются, что крестьянам деться абсолютно некуда, никто не придет к ним на помощь, никто не защитит. Их не нужно охранять, строить ГУЛАГи, у них и так ГУЛАГ под открытым небом. Надо лишь немного подождать, когда они соберут урожай проса
И у крестьян основная «рабочая версия» – утрата чести и достоинства. Уверена, что все они там неграмотные, это про них можно с легкостью сказать, как нынче говорят про нас: «Народ у нас – дебил! Россия – заповедник идиотов!»
Лежат кверху попой и рыдают… самое время сказать нечто по случаю, что сегодня приходится выслушивать нам.
И вдруг это «скопище идиотов» решает… нет, они вовсе не помышляют о «революциях», они решают дать отпор бандитам, они решают сохранить свою честь. Уверена, что они стараются с такими намерениями особо не светиться, ведь их там тоже могли обвинить в «экстремизме», в нетолерантности. Ясно, что у бандитов была национальность, диаспоры и редкостное чувство собственного достоинства. А в такие моменты всем выгоднее подумать о достоинстве уголовников, нежели обычных законопослушных граждан, за чей счет кормишься. Чтобы лишний раз не смотреть этим гражданам в глаза.
Но здесь ситуация… блин, как во всем известном примере соединяющихся сосудов. Физика, 6-й класс.
Такие вещи как честь и достоинство – нельзя потрогать руками, а их зримые проявления бывают весьма ошибочными. Первый самурай, набросившийся на крестьян как бы из чувства достоинства – оказывается придорожным пьяницей, окончательно утратившим честь.
Интересно и то, что понятия о чести и достоинстве – ВНЕкастовые, общечеловеческие. Ведь честь самурая – и для крестьян и для самих самураев – означает одно и то же. Хотя мы видим время, когда даже бандиты отказывают крестьянам в чести и достоинстве. Прямо все, как у нас!
Выясняется, что честь и достоинство проявляются лишь в сравнении и по отношении к чему-то. Мы видим горделиво шествующих самураев. Но много ли в них чести, если они проходят мимо запредельной человеческой трагедии?.. Если такое происходит при них, полных сил и вооруженных до зубов – так кому же нужна их жалкая «честь»?
При них три бугая могут избивать беззащитную девочку в детском лагере, а их предводитель будет заявлять, что это сама девочка виновата, т.к. она проявляла «желания, несвойственные ее возрасту». Но ни сами бугаи, ни предводитель, ни те, кто грудью встанет на их защиту – не понимают, что честь и достоинство можно потерять лишь один раз.
Разве самураи не могли отнять у крестьян все, что им нужно? Они не только это делали, мы в фильме видим этому подтверждение. На сходке мы слышим фразу, которую все пропускают мимо ушей: «Ты же убиваешь самураев! Почему не бандитов?»
Интересно, правда? Так ведь и среди бандитов – немало самураев! Самураи соображают, как бы они напали на деревню – и не ошибаются в действиях противоборствующей стороны. Против них выступают такие же самураи! Они наворуют проса, потом уедут на Мальдивы и будут на пляже корчить из себя аристократов крови.
А крестьянам достаются самураи, которые колят дрова старикам, останавливаются полюбоваться на игру маленьких оборванцев на улице, спасают младенца… т.е. полностью утратили честь и достоинство с точки зрения их официльной версии.
Но и у нас ограбить ближнего, разрушить государство, уничтожить градообразующее предприятие, оставить после себя гуманитарную катастрофу, а после рассуждать о «невиданном подъеме экономики» – сопряжено с запредельным чествованием таких… гм… граждан. Им нынче памятники ставят, о них ежедневно рассуждают, что ведь без них мир рухнет! Все только на таких и держится, хотя за 20 лет они не собрали и чашки риса.
Самураи соглашаются, поскольку это – ВЗАИМОВЫГОДНОЕ предложение, несмотря на его дикость. Они помогают сохранить крестьянам честь, но и те дают им шанс сохранить собственное достоинство!
Много ли надо чести и достоинства, чтоб стоять кверху попой по колено в грязи с пьявками и мошками под бой барабанов? Но самураи видят, что эти люди выпрямились. И непонятно, чья жизненная задача сложнее. Вообще даже непонятно, кто же из них бОльший самурай по жизни… Ведь что-то там орет и машет руками, как крыльями, – человек, чью личную трагедию мы наблюдаем в фильме. Его жена, которую бандиты увели с собой, как раз и совершила то самоубийство, о котором хотел рассказать Куросава. Она бросилась в огонь. А это будет пострашнее любого харакири.
Что думать о тех, для кого честь и достоинство ближнего – не стоят и чашки риса? Выбор каждый делает сам! И до некоторых лишь после утраты собственного достоинства доходит, что проявить его можно лишь в отношении достоинства конкретного человека. И тут-то ни одному самураю пенять нечего, будто он чего-то не понимал!
Вот после и выясняется, что чести и достоинства в окружающих отнюдь не становится меньше со сменой «общественной формации» и утратой части урожаев. Как гритца, обшиблись маненько.
Отменная рецензия — прочищает. Высший балл. А так бы смотрел как исторический боевик.
Считаю этот материал Ирины Анатольевны одним из лучших. Восторг.