Советские картины ожили
В конце сентября я был несколько дней в Минске. Как обычно, когда было свободное время, пошел в Национальный художественный музей Белоруссии. Это центр города. Красивое здание в классическом стиле. И к нему сзади еще приделана большая современная пристройка. В старом здании классическая коллекция – до девятнадцатого-начала двадцатого веков, в новом – современное искусство и разные тематические выставки.
Обычно я хожу по старой части. Там есть Серов, Репин, Левитан, другие представители этой эпохи русской живописи, которых я очень люблю, и от картин которых у меня всегда становится радостно на душе. Не Русский музей, конечно, но все же. Современные залы раньше пробегал чисто из дисциплинированности, хотя конечно, и там было кое-что интересное, по форме, по неожиданной манере.
А вот в этот раз я вдруг рассмотрел картины белорусских художников тридцатых-сороковых-пятидесятых-шестидесятых годов. Просто не мог отойти. Какая мощь и энергия, какая сила! Ведь проходил же раньше мимо них спокойно. Ну подумаешь – портреты ударников, стройки, партизанка возвращается в родной колхоз…Такой классический социалистический реализм, сколько таких изображений было вокруг раньше. И вдруг – мороз по коже.
Нечто подобное я испытывал раньше только в египетских залах больших музеев – когда невозможно отойти от этой маленькой статуэтки кошки с большими ушами. Но там – что-то таинственное, магическое, непонятное. Тянет – и все. Здесь же – понятно ВСЕ. Почти плакат. И все равно – силища, что-то внутри гудеть начинает. Повторяю, раньше этого не было. Что-то произошло, это несомненно. Картины проснулись. Мистика какая-то.
Жаль, в фотоаппарате кончились батарейки, и я не смог все, что хотел, сфотографировать. Только три снимка есть, и ни названий, ни авторов, конечно, не помню. Но там еще такое богатство! Девочка за роялем около открытого окна летом. Учительница наклонилась над ней. Божественно. Даже натюрморты того времени. Даже пейзажи. Все ожило! Все прекрасно и сильно.
Думаю, это верный признак того, что время предателей, лжецов и воров близится к концу.
Жаль, что батарейки сели, посмотрел бы с удовольствием. Вы с таким искренним чувством все описали, как-то даже хочется вслед за вами посетить этот музей. Для сравнения ощущений, предположительно, а вдруг произойдет совпадение. Так то же бывает.
Да, жаль. Но, боюсь фотографии — это уже не то.
Очень светлые картины. А что сейчас описывают современные художники, что в душе, то и пишут.
Полностью согласен! Света и культуры у этих картин не отнять, как ни приписывай эти картины в зачет побед коммунизма.