Цифровая трансформация в санкциях
Интересно посмотреть, как обстоят дела с самой шикарной госзакупкой времен безудержной цифровизации — Порталом госзакупок? Давайте, вспомним недавнее время золотое, когда все у нас было на международном уровне и включалось в отчеты G20 о лучших практиках инновационных государственных закупок в умных городах (The G20 Report for Reference on Innovative Public Procurement for Smart Cities and Communities).
12 АВГУСТА 2021 г. Портал поставщиков получил признание на международном уровне
Портал поставщиков включен в отчет G20 о лучших практиках инновационных государственных закупок в умных городах (The G20 Report for Reference on Innovative Public Procurement for Smart Cities and Communities). Документ опубликован по итогам встречи министров цифровой экономики «Группы двадцати», которая состоялась в начале августа в итальянском Триесте.
Столичная разработка позволяет повысить прозрачность и скорость проведения госзакупок, а также расширяет возможности для участия малого и среднего бизнеса в цепочках поставок. Портал поставщиков также способствует развитию конкуренции и позволяет госзаказчикам объективно оценить существующий рынок предложений.
«Портал поставщиков уже стал привычным инструментом для проведения госзакупок малого объема для многих регионов России. Его используют более 230 тысяч поставщиков, а также заказчики из 38 субъектов. Портал постоянно дополняется новыми сервисами и инструментами, которые упрощают для пользователей работу с закупками и расширяют аудиторию ресурса. Сегодня пользоваться порталом могут не только предприятия и организации, но и самозанятые и даже физические лица», — отметил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий Эдуард Лысенко.
Он добавил, что международное признание на уровне G20 не только подчеркивает важность и эффективность таких решений, но и делает Москву ориентиром в сфере цифровой трансформации для других городов мира
Каждый день на портале поставщиков заключается до полутора тысяч контрактов, с прошлого года объем закупок вырос в полтора раза. С января по июнь 2021 года здесь было заключено 265,7 тысячи сделок малого объема на сумму 36,5 миллиарда рублей. За аналогичный период прошлого года на маркетплейсе заключили 222,1 тысячи сделок на сумму 24,2 миллиарда рублей. Среднее снижение цены в ходе котировочных сессий составляет 13,5 процента.
Портал поставщиков занимает значимое место в системе B2G-закупок Москвы и регионов России. Благодаря непрерывному улучшению в сторону надежности и автоматизации он ежедневно привлекает новых участников закупок со всей России. Ежемесячно на портале совершается более 25 тысяч сделок и регистрируется около 20 тысяч контрактов и договоров по итогам конкурентных процедур заказчиков Москвы.
«Для поставщиков действует автоматизированная система информирования о новых и актуальных закупках, есть возможность анализа предложений поставщиков и потребностей заказчиков, а за счет электронного заключения и исполнения контрактов весь их жизненный цикл перешел в электронный вид. Удобство работы и безусловная гарантия бесплатного доступа к закупкам малого объема московских и региональных заказчиков повышает прозрачность закупок и конкуренцию. Среднее число участников одной процедуры (котировочной сессии) составляет семь поставщиков», — рассказал руководитель столичного Департамента по конкурентной политике Иван Щербаков.
Товары, услуги и работы представлены на портале в формате витрин. Предложения классифицируются по категориям, расположенным по степени востребованности. Заказчики могут искать нужные по конкретным параметрам, а также объявлять котировочные сессии и закупки по требованию. В общей сложности в каталоге портала поставщиков содержится более 1,2 миллиона наименований. Навигация поставщиков при создании новых товарных позиций в каталоге упрощается и ускоряется благодаря использованию искусственного интеллекта. С помощью метода графического распознавания поставщику предлагаются максимально подходящие категории для создаваемой товарной позиции. Сервис подбирает категории с точностью до 94 процентов.
Заказчики и поставщики работают на портале, используя электронный документооборот. Это позволяет сэкономить время, снизить затраты и сократить количество ошибок. Благодаря автоматизации процессов предпринимателям не нужно вручную вводить данные о компании при заполнении профиля, так как все необходимые сведения можно перенести автоматически благодаря интеграции портала и Единого государственного реестра юридических лиц.
В 2021 году портал поставщиков удостоен премии «Золотой сайт» в номинации «Городской портал для предпринимателей».
Все это делало Москву ориентиром в сфере цифровой трансформации для других городов мира…
Портал поставщиков Москвы получил международное признание на уровне G20
Москва, 12 августа, 2021, 08:29 — ИА Регнум. Ресурс для малого и среднего бизнеса — портал поставщиков Москвы — получил признание на международном уровне. Он включен в отчет G20 о лучших практиках инновационных госзакупок в умных городах, сообщается на портале мэра столицы.
Международное признание на уровне G20 (The G20 Report for Reference on Innovative Public Procurement for Smart Cities and Communities) подчеркивает важность и эффективность таких решений и делает Москву ориентиром в сфере цифровой трансформации для других городов мира.
Портал поставщиков позволяет повысить прозрачность и скорость проведения госзакупок. Пользоваться порталом могут не только малые и средние предприятия, но самозанятые и физлица.
Как сообщало ИА REGNUM, портал используют более 230 тысяч поставщиков и заказчики из 38 регионов России.
Читайте подробнее: Власти Москвы рассказали об увеличении числа физлиц среди поставщиков
Опасения по поводу того, что такая прекрасная «система» может и кердыкнуться, возникали в самом начале СВО.
«Санкционным» госкомпаниям разрешили не размещать данные о своих закупках в ЕИС
Москва. 8 марта. INTERFAX.RU — Российские госкомпании, находящиеся под санкциями, с понедельника прекратили размещать информацию о своих закупках в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок, следует из постановления правительства РФ, опубликованного на портале правовой информации.
«Изменения дадут заказчикам возможность проводить конкурентные закупки в закрытой форме (в том числе в электронной форме на специализированной электронной площадке), а также направлены на защиту поставщиков от введения вторичных санкций за участие в закупках таких заказчиков», — говорится в сообщении Минфина о принятии этого документа.
Сам документ устанавливает, что госкомпании, в отношении которых введены те или иные санкции, могут не размещать в ЕИС в сфере закупок информацию, как о своих закупках, так и о своих поставщиках, с которыми заключены договора по результатам таких закупок.
Эта норма распространяется также на кредитные организации, если санкции введены в отношении лиц, контролирующих кредитную организацию.
Ранее Минфин подготовил проект поправок к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), которые также устанавливают требования о неразмещении в ЕИС информации о закупках, осуществляемых заказчиками, на которых распространяются антироссийские санкции.
«Установление такого требования направлено на снижение риска введения недружественными иностранными государствами санкций, в том числе вторичных, или иных мер ограничительного характера в отношении участников закупок, принимающих участие в закупках, осуществляемых такими заказчиками», — отмечалось в пояснительной записке.
В середине прошлого лета российский власти еще пытались угрожать… очевидно, с трудом понимая, что их просто «кинули».
01.07.2022 г. Поставщикам закроют доступ к госзакупкам при отказе работать с заказчиком под санкциями
Соответствующее постановление правительство РФ вступило в силу.
Российские поставщики, отказавшиеся от исполнения своих обязательств из-за наложенных на заказчика санкций, не смогут больше принять участие в госзакупках. Как говорится во вступившем в силу постановлении правительства РФ, соответствующие требования заказчик может устанавливать с 1 июля.
«Речь идет о том, что если исполнитель отказался от исполнения контракта из-за попадания заказчика под санкции, то такой исполнитель не сможет больше участвовать в госзакупках», – сказал ТАСС руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.
Он уточнил, что и прежде заказчик мог отказать в закупке потенциальному исполнителю, если тот находится в реестре недобросовестных поставщиков. А теперь заказчик будет обязан дать отказ, если поставщик оказался в реестре в связи со своим односторонним отказом выполнять госконтракт из-за санкций.
По словам Свириденко, система госзакупок «хочет минимизировать число отказов из-за внешних ограничений, встает только вопрос, каким образом будет доказываться, что поставщик отказался от контракта именно из-за санкций». «Здесь крайне важно избежать правового волюнтаризма», – подчеркнул эксперт.
Представитель электронной торговой площадки «Росэлторг» сообщил ТАСС, что введение нормы «может привести к таким последствиям, как увеличение цепочки лиц и посредников в силу того, что поставщики госкомпаний начнут создавать аффилированные фирмы для участия в торгах, чтобы избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков». «Рискам также могут подвергнуться поставщики, попавшие в реестр и не успевшие подать жалобу. Наиболее сильно это может повлиять на поставщиков определенной категории товаров, работ и услуг, находящихся в отдаленных регионах. Если такой поставщик лишится возможности заключать контракты, то убытки понесет не только он, но и его заказчики», – отметил собеседник агентства.
В конце лета возникли первые проблемы с зарубежным софтом.
17 АВГУСТА 2022, 14:31
Компании судятся с российскими дистрибьюторами из-за проблем с софтом
На фоне санкций из-за рубежа поставщики перестали обслуживать программное обеспечение. По этой причине оно не работает, что мешает бизнесу нормально функционировать. Поэтому российские компании готовятся к судебным процессам с дистрибьюторами.
По данным «Ведомостей», сейчас известно минимум о двух исках к российским дистрибьюторам из-за неработающего софта. Один из них на сумму 27,9 млн руб. подало ООО «Цифровые сервисы» к компании «Монт» — крупнейшему отечественному дистрибьютору Microsoft (дело № А40-152092/2022). Истец занимается проектами по цифровизации и импортозамещению, разрабатывает порталы, маркетплейсы и автоматизированные системы управления. Компания «Цифровые сервисы» хочет расторгнуть договор и взыскать неосновательное обогащение. Но поскольку компания не оплатила госпошлину, АСГМ оставил без движения ее заявление до 2 сентября 2022 года. Другой иск о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими деньгами на 204 млн руб. подало ООО «Софтвэруан» к IT-дистрибьютору ООО «Мерлион» (дело № А41-47418/2022). Компанией-истцом раньше владела швейцарская организация с таким же наименованием. Она поставляла комплексные решения на базе ПО и облачных технологий. Но компания ушла с российского рынка. Тогда ее «дочку» купили совладельцы компании-интегратора Awara IT Group Александр Ермаков и Юрий Шумаков. Правообладатель программы для обеспечения виртуализации VMWare в марте этого года из-за санкций перестал оказывать техподдержку и обеспечивать пользователям доступ к продукту. Из-за этого «Софтвэруан» и обратился в суд.
Чтобы гарантировать выплаты, истец просил суд арестовать 195,3 млн руб. на счетах ответчика — такова сумма неосновательного обогащения, по мнению «Софтвэруан». Но АСМО отказался принять такие обеспечительные меры в отношении «Мерлиона». Следующее заседание по делу назначили на 23 августа 2022 года.
А вот ответ система «Гарант» по поводу выполнения контрактов в условиях санкций.
Поставщик предоставил письмо от своего зарубежного поставщика о том, что «…в связи с введенными ограничениями в отношении вашего государства мы вынуждены приостановить отгрузку в ваш адрес товаров, производимых на территории США…», и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с этими обстоятельствами.
На текущий момент поставщиком допущена существенная просрочка поставки. Вправе ли заказчик отказаться от исполнения контракта? Если решение об отказе уже размещено в ЕИС, можно ли отменить его и расторгнуть контракт по соглашению сторон? Является ли упомянутое письмо от зарубежного поставщика или зарубежного завода-производителя основанием для расторжения контракта по соглашению сторон?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанное в вопросе письмо само по себе не является основанием для расторжения договора по соглашению сторон.
Расторжение контракта по соглашению сторон формально допустимо, однако при определенных обстоятельствах может повлечь для заказчика неблагоприятные последствия.
При описанных обстоятельствах заказчик вправе отказаться от исполнения контракта.
Обоснование вывода:
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ). При этом по соглашению сторон контракт может быть расторгнут в любое время без дополнительных обоснований (письма Минэкономразвития РФ от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 11.12.2014 N Д28и-2815).
Обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта возникает у заказчика исключительно в случаях, перечисленных в ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В частности, заказчик обязан принять такое решение, если контрагент и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару (подп. «а» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Факт обращения контрагента к заказчику с просьбой о расторжении контракта никак не влияет на права и обязанности заказчика. В связи с таким обращением у заказчика не возникает ни обязанности принять решение об отказе от исполнения контракта, ни подписать соглашение о расторжении контракта, ни даже рассматривать указанное обращение контрагента. Более того, даже существенное нарушение контрагентом условий контракта, предметом которого является поставка товара (например, длительная просрочка поставки товара), не является основанием для возникновения у заказчика обязанности принять решение об отказе от исполнения контракта. Подчеркнем еще раз, что принятие решения о расторжении контракта по соглашению сторон во всех случаях является именно правом, а не обязанностью заказчика.
По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ, на нормах которого основывается Закон N 44-ФЗ (смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).
Само по себе то обстоятельство, что по каким-либо причинам (в том числе ввиду ограничений, введенных иностранным государством в отношении РФ) контрагент не имеет возможности поставить указанный в контракте товар, не освобождает его от обязанности исполнить принятое на себя по контракту обязательство. Безусловно, он вправе обратиться к заказчику с просьбой о расторжении контракта по соглашению сторон, приложив документы, подтверждающие, по его мнению, невозможность поставки. Однако заказчик вправе требовать от контрагента исполнения договора, а в случае, если контрагент так и не поставит товар в предусмотренный контрактом срок, отказаться от исполнения контракта*(1) либо потребовать его расторжения в судебном порядке с последующим направлением информации о контрагенте для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Перспектива же включения антимонопольным органом информации о контрагенте в указанный реестр определяется конкретными обстоятельствами. Здесь же отметим, что Закон N 44-ФЗ не содержит положений, которые бы запрещали либо, наоборот, допускали возможность отмены заказчиком решения об отказе от исполнения контракта в отсутствие обстоятельств, предусмотренных ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. На наш взгляд, принципиально такая отмена не противоречит закону, однако в правоприменительной практике по этому вопросу не сформирован единообразный подход*(2).
Действительно, ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло, в частности, вследствие непреодолимой силы (смотрите также п. 3 ст. 401 ГК РФ). Однако, во-первых, упомянутое в вопросе письмо не является безусловным свидетельством того, что товар не поставлен в связи с форс-мажорными обстоятельствами*(3), а во-вторых, наличие обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает автоматически возникшие из договора обязательства и не обязывает стороны предпринять действия, направленные на расторжение договора.
В заключение подчеркнем, что формально в отсутствие обстоятельств, перечисленных в ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, контракт (в том числе в приведенной ситуации) может быть в любой момент расторгнут по соглашению сторон (смотрите в связи с этим, например, постановление Тринадцатого ААС от 01.02.2017 N 13АП-27164/16). Однако нельзя исключить, что если расторжение контракта заказчиком не обусловлено объективными обстоятельствами (такими как, например, отпадение потребности в товаре), то при определенных обстоятельствах (в частности, в случае, если в последующем аналогичный товар будет приобретен заказчиком по существенно более высокой цене) соответствующие действия заказчика могут быть квалифицированы как направленные на неэффективное расходование средств (смотрите материал: Энциклопедия решений. Неэффективное использование бюджетных средств и имущества).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров АлексейОтвет прошел контроль качества
2 марта 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
———————————————-
*(1) Смотрите подробнее в ответе на Вопрос: Отказ заказчика от исполнения контракта (Закон N 44-ФЗ) в случае однократной продолжительной просрочки поставки товара (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.).*(2) Смотрите в связи с этим материалы: постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2018 г. N 21АП-434/18, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2017 г. N Ф04-4233/17 по делу N А03-11799/2016, ответ на Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ был заключен контракт на поставку моторных масел. Поставка осуществляется по заявкам заказчика, которые не выполнялись. Было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Пока решение не вступило в силу, поставщик поставил часть товара. Была сделана независимая экспертиза, которая показала, что две позиции не соответствуют паспортам на них и требованиям технического задания. Остальные товары было принято решение принять. Решение об одностороннем отказе было отменено в связи с частичным исполнением. Можно ли было его отменять на таких условиях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.); решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 17 декабря 2018 г. N РНП-71-90.
*(3) Смотрите также материал Энциклопедия решений. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и последствия их наступления // Санкции и ограничительные меры, введенные в отношении РФ, ее граждан и организаций после 22 февраля 2022 г., как обстоятельства непреодолимой силы.