Видео дня

Ближайшие вебинары
Архивы

Flag Counter

Не пора ли послать Валентинку?..

Поздравляем ввсех с Днем св. Валентина и напоминаем о настоятельной необходимости послать (как можно дальше) Валентинку.

Историческая традиция этого символического жеста имеет достаточно глубокие корни, уходящие вглубь веков.

История праздника дня святого Валентина, как было предположено в XVII веке во Франции историком Тиллемоном, а позднее в XVIII веке в Англии Батлером и Дусом, берёт своё начало с луперкалий Древнего Рима. Луперкалии — праздник плодородия в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля[2][8].

В древнем мире детская смертность была очень высока[9]. В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождённых и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению[2][8]. Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема (основателей Рима), считалось у римлян святым. Каждый год, 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupa — «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и голыми бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин[2][8]. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды[2]. Это стало очень распространённым ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Есть свидетельства, что даже Марк Антоний бывал луперком.

В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот ещё долгое время существовал.

Святой Валентин

В 494 году Папа Геласий I попытался запретить Луперкалии[1][2].

В Православной энциклопедии отмечается, что «более вероятным представляется то, что празднование этого дня заменило собой луперкалии — древний римский праздник женского плодородия, приходившийся на середину февраля»[1].

В то же время историки Уильям Френд и Джек Оруч (что было опубликовано в 1967—1981 годах) утверждают, что представление о том, что произошла обыкновенная замена языческого культахристианским празднованием, является не более, чем догадкой, возникшей в XVIII веке у антикваров Албана Батлера (англ.)русск., который занимался составлением т. н. «Батлерова жития святых» (англ. The Lives of the Fathers, Martyrs and Other Principal Saints), и Франциска Сальского на основании полного отсутствия достоверных данных о Валентине, поэтому была сделана попытка искусственно связать сочинения XIV века с событиями, происходившими в III веке[6][10]. Учёные Майкл Кэйлор[11]и Генри Келли[10] также считают, что нет доказательств, указывающих на связь между современными романтическими повествованиями и римским фестивалем.

Протодиакон Андрей Кураев по данному поводу замечает, что:

Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник св. Валентина на 14 февраля — неясно. Несомненно, что именно этот папа положил конец празднованию Луперкалий в Риме. Также этот папа памятен тем, что издал декрет, ограничивающий хождение апокрифов и строго определяющий рамки библейского канона. И все же я боюсь, что нет документов, которые позволяли бы утверждать, что «в 496 году папским указом Луперкалии преобразованы в День всех влюблённых, а Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых»[2].

В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде, в те далёкие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года[6][12].

Согласно другой легенде, римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обративший в новую веру также и своих слуг, однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей[12].

Сложившаяся традиция празднования дня Святого Валентина как «дня влюблённых» закрепилась под влиянием английской и французской литературы с конца XIV века. Народное поверье, нашедшее отражение в творчестве «отца английского литературного языка» Джефри Чосера в его знаменитой поэме «Птичий парламент», а также в 34-й и 35-й балладах другого английского поэта Джона Гауэра, в этот день птицы начинают поиск своей пары[1].

Поэма была написана в честь помолвки Ричарда II с Анной Чешской[13]. Сама помолвкасостоялась 2 мая 1381 года[14]. (Когда они поженились 8 месяцев спустя, то обоим было только 15 лет.)

У Джефри Чосера в «Птичьем парламенте» есть строки, посвящённые романтическому воспеванию Дня всех влюблённых.

Джек Орач отмечает, что до появления чосеровской поэзии не было ни одного литературного произведения, романтически преподносящего День святого Валентина[15].

Открытки-валентинки в виде алого сердечка сейчас очень хорошо известны в качестве символического подарка в День святого Валентина.

Создание первой «валентинки» приписывают ещё и герцогу Орлеанскому в 1415 году. Он сидел в темнице и таким образом, возможно, боролся со скукой, сочиняя любовные послания собственной жене[12].

А наибольшего распространения открытки-«валентинки» достигли уже в XVIII веке[12].

В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» Валентинову дню было дано описание, согласно которому 14 февраля являлось скорее не праздником, а днём проведения своеобразного ритуала, участники которого на протяжении всего года ощущали на себе его последствия:

«Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его „Валентиной“, также как и он её „Валентином“, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его „дамой сердца“[16].»

В 1969 году празднование дня памяти св. Валентина как общецерковного святого было прекращено, а имя его удалено Римско-католической церковью в ходе преобразований календаря святых, по причине того, что о данном мученике нет никаких точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом[17].

В настоящее время Римско-католическая церковь отмечает в этот день память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а указанный праздник перешёл в разряд необязательных[6].

В православной церкви память Валентина, пресвитера Римского, с именем которого обычно связывают празднование дня святого Валентина, празднуется 19 июля (старого стиля — в старостильных церквах, нового стиля — в новостильных)[6][18].

В России праздник носит светский характер и отмечается с начала 90-х годов XX века[12].

Отношение католической и православной церквей к этому празднику неоднозначное[2][19]. И всё-таки влюблённые в этот день делают друг другу приятные подарки, сделанные своими руками[20].

Римско-католическая церковь никаких особых праздничных богослужений в день святого Валентина официально не проводит, считая его празднование народной, а не церковной традицией.

Генсек Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский, в свою очередь сообщил РИА Новости, что в российских католических храмах 14 февраля вместо «Дня влюблённых», имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, «факультативным».— [21]

В свою очередь П. Д. Сахаров пишет, что день святого Валентина «отмечается 14 февраля согласно календарям ряда западных христианских церквей» и отмечает, что «в Римско-католической церкви память св. Валентина (мученика, пострадавшего в Риме в сер. 3 в.) чтилась в этот день в качестве обязательной до литургической реформы 1960 — 70-х гг.»[22].

Неодобрительно относятся к празднику некоторые иерархи Русской православной церкви[23].

Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко в 2011 году дал поручение запретить празднование Дня св. Валентина, в рамках плана «мероприятий по обеспечению духовной безопасности»[24].

Предпринимаются попытки предложить альтернативу празднованию Дня святого Валентина в виде Дня святого Трифона (также 14 февраля по новому стилю)[25].

В то же время в защиту Дня святого Валентина высказывался известный православный деятель протодиакон Андрей Кураев, считающий, что несмотря на зарождение традиции празднования в католической культуре, День святого Валентина имеет и православные корни тоже. В качестве примеров Кураев приводит историю возникновения празднования Рождества, дня Николая Чудотворца, а также принятие Русской православной церковью 9 мая — Дня Победы[2].

Представители исламского духовенства выступали с негативными оценками праздника[26].

По данным ВЦИОМ, наиболее популярен этот праздник среди молодёжи. Более 81 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет отмечает этот праздник. В ходе исследования, проведённого «Левада-Центром», выяснилось, что в данный момент 53 % россиян считает себя влюблёнными. Между тем есть и те, кто готов бороться с «чуждой» традицией празднования этого дня[27].

В число подарков входят: сувенирные сердечки, цветы, открытки и т. д. Основную массу покупателей, по статистике, составляет молодёжь[6][28].

В связи с ростом спроса на подарочные изделия высказывается отрицательное отношение к коммерциализации  праздника в обществе, ибо то же самое происходит с такими религиозными праздниками, как Рождество Христово и Пасха[6].

Публицист Татьяна Фёдорова по поводу этого замечает, что происходит «создание специфического, достаточно дурновкусного антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви — рыцарского поклонения, как это было во времена Чосера и его эпигонов, на любовь-„эрос“». В то же время она замечает, что нет ничего плохого в том, чтобы, используя опыт иной традиции, воплощать ценности любви, совершая «маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей», а также, что каждый человек сам решает, «поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то своё, собственное»[6].

Востоковед П. Д. Сахаров отмечает, что в сегодня «традиция празднования дня св. Валентина сохраняется в ряде регионов, однако Россия не входит в их число» и что «в России в последние годы празднование дня св. Валентина стало входить в моду преимущественно в среде молодёжи и школьников», однако «оно носит исключительно светский характер и является одним из многочисленных проявлений вестернизациимолодёжной культуры (англ.)русск.»[29].

П. Д. Сахаров пишет: «В англосаксонских странах существуют связанные с этим днём многочисленные обычаи любовного характера (посылать любовные письма, дарить или подкладывать изображение сердца, гадать о суженом и т. п.). Судя по всему, эти обычаи восходят к предвесенним языческим праздникам и обрядам (отдалённое сходство обнаруживают ритуалы древнеримских луперкалий, праздновавших в середине февраля)»[22].

В Европе традиция празднования восходит к XIIXIII веку[7][12].

Отправление валентинок было модным в Великобритании XIX века. Также британские девушки в этот день гадали на суженого, глядя в окно[7].

В Дании принято дарить любимым засушенные белые цветы[7]. Во Франции принято дарить драгоценности[7].

В США впервые День святого Валентина праздновался в 1777 году[7][12].

В 1847 году Эстер Хоуланд открыла успешное дело по ручному изготовлению валентинок по британским образцам в своём доме в городе Вустер, штат Массачусетс. С XIX векасамодельные валентинки почти совсем уступили место поздравительным открыткам массового производства. Популярность таких открыток в Америке 19-го века была предвестником последующей коммерциализации праздников в Соединённых Штатах.

В XX веке в моду вошло в качестве подарка покупать дорогостоящие марципаны. Считалось дурным тоном не подарить марципаны невесте на свадьбу[7].

По данным Ассоциации поздравительных открыток в США, валентинки — самые популярные праздничные открытки после рождественских[30].

В Саудовской Аравии празднование Дня святого Валентина запрещено под угрозой больших штрафов[7].

В Японии День святого Валентина отмечается с 30-х годов XX века. Первоначально у японцев было принято дарить в этот праздник друг другу сладкие подарки. Впоследствии сильная коммерциализация значительно изменила обычай. Сегодня наиболее популярным подарком является шоколад, причём подарки должна преподносить девушка как своему избранному, так и своим друзьям. Во втором случае подарок называется гири-тёко (вежливый шоколад). Подарок от мужчины в этот день считается не мужественным. Ответный подарок, как правило, в виде белого шоколада, избранный мужчина делает через месяц в так называемый «белый день».

День святого Валентина в Австралии проводится множество фестивалей, и их популярность растет год от года. Около 90% австралийцев в возрасте от 18 до 24 лет и 45% людей старше 50 признаются, что празднуют этот день. А фестивали – отличная возможность шумно и радостно поделиться любовью с семьей, друзьями, соседями и коллегами.

В Австралии День всех влюбленных имеет свои собственные традиции. Так считается, что когда вот времена золотой лихорадки благодаря крупным запасам в шахтах Балларат золотоискатели стали очень богатыми, то стараясь показать насколько они богаты заказывали своим дамам «валентинки», которые могли стоить несколько тысяч фунтов

Википедия

Один комментарий на “Не пора ли послать Валентинку?..”

  • avatar Cyворов says:

    Давно пора послать подальше такую Валентинку! Но ведь как такое вцепится, отдирать с когтями тяжело.

Оставить комментарий