Еще не осень
Давно хочу написать про инициацию, думала до наступления сентября успею, почему-то хотелось до осени справиться. Инициация в переводе на русский означает «посвящение«. Само слово посвящение звучит выше и как-то волнующе почти как искушение… осенью. Вернее как на границе поры, «очей очарованья», — когда еще не осень, но уже не лето, и в воздухе чувствуется любимое «природы увяданье».
Это прекрасное время смены календарных времен года всегда несет в себе что-нибудь необычное, а ты об этом знаешь и с нетерпением ждешь… но, в последний момент тебя постоянно что-то отвлекает, не даёт сосредоточится. Тема о инициации, сами понимаете, не из простых, тем более касается она И. А. Д., но и не идет из головы, основательно застряв в сознании стойким желанием изложения тайного смысла.
Вчера решила приступить к вступительной части предварительно побродив по интернетовским просторам, люблю, знаете ли, пройтись в поиске свежих впечатлений, и в очередной раз убедилась в правоте Дедюховой. Кто не помнит, сколько раз она повторяла, что «ничего, случайного не бывает»- тем кто попадает в ее блог и потом начинает убеждать себя и окружающих, что, мол, это — «случай».
Я тут, кстати совсем не исключение, так как, даже зная уже о редком совпадении с образом «востроносой девицы из третьего купе» из романа АРМАГЕДДОН №3 , не считала все вместе взятое чем-то исключительным и неслучайным. Но, что я знаю точно, это то, что все в этом мире до поры и до времени.
Сейчас я думаю иначе, а пора изменить мнение наступила немного ранее вчерашнего вечера. Но не в этом дело, а в моменте выбора для ЖЖ картинки на свой юзерпик. Вообще-то я не собиралась даже заводить свой журнал, ни писать в него или комментировать статьи, собираясь оставаться простым читателем, совершенн честно, так думала, но… события и мысли начали резко менять направление.
А картинку на юзерпик выбирала недолго, но тщательно, вначале не представляя себе толком, что бы там могло быть? Отбросив несколько вариантов решила посмотреть картины, и из немалого количества всевозможных натюрмортов и бытовых сцен мой взляд остановился на красном коне. Картина мне понравилась. Кони непростые животные. Человека с ними многое связывает, а их грация, мощь, стремительность. ..понять, не сложно. Потом, зная о известной картине Петрова-Водкина «Купание красного коня» знала, что она в начале ХХ-го века принесла славу художнику.
В виде отступления, в этом случае, хочу заметить характерное для наших искусствоведов плебейское изложение как бы увиденного и прочувствованного художником философского предзнаменования в дальнейшей судьбе нашей Родины и поэтому, изображенного им в своей картине. О чем не раз, справедливо писала Дедюхова и что, особенно ярко и отчетливо описано в её критическом эссе «Прекрасный союз» так это — про критиков, которые в угоду своим сиюминутным интересам пишут тонны лжи о том, чего не было и быть не могло, но раз им лично сильно хочется то, … пишут.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» (1825) — одно из самых известных произведений русской лирики. Мало кто не сталкивался с набившим оскомину восьмистишием из этого стихотворения, которое, как правило, адресуется старшим школьникам. Эта цитата, давно ставшая признанным гимном лицейской дружбе, призывает глубже почувствовать необходимость ничем не восполняемой близости школяров, учит любить тех, с кем приходится делать первые шаги в учебе.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.Но зачастую цитируется в дело и без дело. Из этого же стихотворения на местечковый манер выдернута столь же часто вворачиваемая цитата «Служенье муз не терпит суеты». Надо сказать, что ни одно стихотворение Александра Сергеевича не извращалось с такой сатанинской противоположностью, как это — наиболее часто цитируемое. Причем, извращение смысла началось прямо при жизни поэта, спустя чуть более двух месяцев с его написания.
Практически все искусствоведы освещающие свое видение «Купания красного коня» делают тоже, что критики Пушкина, в отношении этой картины вдалбливая в головы, что Петров-Водкин обладал настолько совершенным даром предвидения, что уже в 1912 году Кузьма предчувствовал.. изображая в виде красного коня манифест и знамя, а позже в 1917г. предчувствия его значит, не обманули За один из аргументов берется опасение художника, что его картину вообше не выставят на всеобщее обозрение, что мол, он уже тогда догадывался какие могут быть трактовки связывающие красный цвет коня и судьбу России.
Странно еще, что Петрову-Водкину не приписали предвидение выставки модернистов, авангардистов с действиями на ней бульдозера Хрущева с последующими его словами : «пи…расы!» А, что? Могли бы, у таких — все просто. Или еще значительнее, вложили бы в дальновидное предвидение — развал Союза и отделение Украины в 1991году, независимость, которой вчера в очередной раз отметили. Где, из новостей стало понятно, что самым независимым на Украине является бронзовый памятник Мазепе. Это да! Три с половиной метра Мазепы в данный момент ни от кого не зависит, стоит он на заднем дворе культурного заведения и служит указателем на стоянке для автомобилей.
Потому, что один придурковатый экс-президент таскаясь с незалежностью решил навязать г. Полтаве бронзовую болванку исторического персонажа, в подарок, при другом не особо далеком, но однако не в этом случае — места не выделяют под это произведение в Киеве, так как Полтава не берет и не одобряет Мазепу, отказываясь и не желая видеть в нем то, что видят упорные озабоченные национальным превосходством индивиды. Один вот из таких любителей согласен выставить у себя на огороде памятник — неся культуру себе и местным жителям, не отвлекаясь так сказать на поездки по культурным местам, но без постамента и вообще желательно одну голову, зачем мне весь Мазепа? Нет весь мне не нужен! Но тут же скульптор обижается — как же так, а вид ? А, как же профиль? Как, спрашивает, обзор со всех сторон? Споры скульптора с огородником продолжаются, народ ржет, Мазепа отдыхает… цирк на дроте, как говорят на Украине. Но продолжу о другом.
Почему то искусствоведы не замечают на коне Петрова-Водкина абсолютно обнаженное тело, стараясь не заострять на нем внимания, как будто для русской культуры начала 20 века было нормой изображать и выставлять налево и направо хлопчиков без штанов, по примеру древних греков. Но красный цвет коня, обсуждается на все лады и преподносится во всех вариантах, на которые горазды подпевалы от искусства, вплоть до замечания о лебединой шее главного персонажа.
|
|
Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич | |
Купание красного коня, 1912 |
Понятно? Вот так! у коня Кузьмы — лебединая шея. Так о чем переживал художник? Не особо надеясь на то, что его картину выставят на общую экспозицию? Общественное мнение в то время еще не настолько потеряло свою актуальность, что бы им пренебрегать без сомнений и опасений, несмотря ни на что. И Кузьма Петров-Водкин не мог этого не понимать, оттого и нервничал. Но напрасно. В связи с этим скажу, что отличает эту картину действительно палитра красного цвета, но цвет этот, о чем, говорят и те же товарищи, высмотрена художником на древних русских иконах, где в частности на иконе «Чудо архангела Михаила» мы заметим среди изображенного табуна и коней красного цвета.
И заканчивая добавлю, что в русской культуре с образом коня существует связь и на уровне с государственностью как-то это неразрывно связано, что отражено иконой, но не картиной Петрова-Водкина, несмотря на его желание придать своему творению налет социальной значимости. И обратив внимание на картину, которая теперь отображает меня через юзерпик взяла её вначале не совсем осознанно, на схождении чувств и эмоций чуть позже связав с названием моего ЖЖ «Русь изначальная». Связь для меня стала — очевидней, картина понравилась, красный конь как олицетворение с государственностью, историей и культурой России, с её уникальной православной верой.
Вчера, во время прогулки всплыла еще одна интересная деталь в связи со сказками — далеким русским культурным источником литературы и исскусства :»Ритуальным перевозчиком инициируемого при попадании его в мифическое пространство лесного лагеря и символической смерти выступал конь. М. Элиаде отмечает, что конь в ходе инициации «осуществляет прорыв уровня», переход из «этого мира в иные миры». Об этой роли коня в древнеславянских инициациях мы можем судить не только по материалам сказок, где, как известно, он выступает чудесным помощником — сказочного героя».
Именно эта цитата не имеет отношения к тому о чем, я хочу написать в дальнейшей статье про инициацию, вернее не совсем то, — это как предтеча более глубокого смысла, но вот сижу теперь и размышляю о неслучайности и о том, что свою картинку на юзерпике менять не стоит, пусть будет.
Вы как всегда прекрасны, Анна!
«но… события и мысли начали резко менять направление.» Вот это меня поразило. Хотя, в общем, и у самого направление мыслей поменялось.
Присоединяюсь к пушистому животному — прекрасная статья, аж осенью дохнуло!
Такое впечатление иногда, что кто-то берет тебя за руку и ведет в нужном направлении.
Это я, о прогулках по интернету. Вот например как сегодня — в голове фраза Дедюховой
из последней статьи и результат вылазки : http://a-ukraina.livejournal.com/45182.html