День знаний. Часть I
День знаний нынче… под каким-то вопросом. Впрочем, какой уж там День знаний… после Беслана? Думается, тогда уже многие знания (многие печали) дошли и до тех, кто подобным познаниям никогда не стремился.
И отношение к этому дню у нашей малограмотной гопоты в руководстве настолько пренебрежительное, а к каждому грамотному советскому специалисту сквозит такой страх, такая нескрываемая ненависть… что уж удивляться не приходится, когда наши светочи вдруг решают отменить День знаний, поскольку они не успели бабло накосить на присоединении Крыма.
Тем не менее, минувшее лето вновь поставило массу вопросов по… способам приобретения этих самых знаний.
Но для чего нужны сами по себе знания? Как бы изначально они нужны для приобретения профессии… причем, необходимой в обществе. Так сказать… обтекаемо «чтобы приносить пользу людям».
И здесь мало кто заметил пространное интервью Ярослава Кузьминова о том, что к 2018 году окончательно заработае совершенно новый подход к определению квалификаций в связи с обновленными знаниями, а также реформированной средой образования… которой давно нет повода гордиться.
«К 2018 году заработает система оценки профессиональных квалификаций»
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов — о доступности высшего образования и введении к 2018 году экзаменов для профессионалов.
Недавно вице-премьер Ольга Голодец заявила, что 65% россиян не нуждаются в высшем образовании, а количество людей, получающих диплом, будет уменьшаться. При этом статистические данные говорят о том, что доля высшего образования только растет, причем такая ситуация характерна не только для России. Каково качество этого образования, нужно ли останавливать процесс его роста и закрыть дорогу в вузы троечникам? На вопросы корреспондента «Известий» Наталии Беришвили ответил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
— В России последние 15 лет очень не хватает квалифицированных рабочих рук, но большинство выпускников школ пытаются поступить в вуз. С чем это связано? Ведь уровень безработицы среди людей с высшим образованием очень высок.
— Высшее образование во многих странах становится социальной нормой, Россия — не исключение. Высшее образование стало потребностью, социальным императивом для большинства наших граждан. И это большинство постоянно растет.
Очень интересно, как г-н Кузьминов преподносит нам мысль о том, что якобы радеет он за Россию, как-то очень быстро у него самого сменилась система ценностей, ведь сам он получал образование при Советском Союзе и видел насколько серьезно отличался подход к знаниям у нас и за рубежом. В то время все мы гордились своей страной и своими специалистами, и за тем же рубежом наше образование считалось исключительным, так как давало специалистов с широким мышлением и системным подходом к любому вопросу.
Узкопрофильное образование в нашей стране также было, у нас были ПТУ и Техникумы, но никому в голову не приходило делать высшее образование узкопрофильным, всем было понятно, что введение такого образования ударит по формированию ответственного и грамотного руководящего контингента страны, а значит ударит по экономическим показателям страны, что мы сегодня и видим в полном объеме, потому что на руководящих постах сидят малограмотные выскочки из созданных за 20 лет так называемых «семейных кланов».
- Академия наук рискует превратиться в семейный клуб
- Дети и родственники академиков решили тоже баллотироваться в РАН
«Семейные кланы» — разве это для кого-то новость? Сегодня даже у нотариусов существует семейная преемственность. Детки идут по стопам родителей, разве это плохо, скажете вы?
Неплохо, если мы на выходе получаем высокие экономические показатели, ну и где они?
«К 2018 году заработает система оценки профессиональных квалификаций»
За ростом числа студентов стоит понятное желание людей повысить свой социально-экономический статус: обучение позволяет претендовать на большие возможности трудоустройства и более высокую оплату труда. Выпускники вузов в среднем получают значительно более высокую зарплату по сравнению с теми, кто окончил только школу. Это так называемая премия за образование. Премия за высшее образование в России превышает 60%, а вот за среднее профессиональное составляет не больше 10%. Именно поэтому люди продолжают вкладывать собственные средства в получение образования. Было бы странно предположить, что сотни тысяч людей ежегодно совершают экономически и социально ошибочный выбор.
— Наверное, дело не только в деньгах? Ваш вуз недавно проводил опрос среди родителей школьников. И при ответе на вопрос: «Если бы выпускники колледжей могли получать такую же или даже бoльшую зарплату, как и выпускники вузов, куда бы вы посоветовали поступать своему ребенку — в вуз или в колледж?», большинство респондентов выбрали ответ «вуз».
— Более образованные родители выбирают вуз чаще — 77% среди родителей с высшим образованием, 56% со средним общим. Объяснить это просто — родители хотят обеспечить своим детям культурную среду, которая бы их «поднимала» — а такую среду им обеспечивают именно университеты. Пребывание в университете формирует у человека и культурный капитал (можно попробовать определить его как сумму необязательного для непосредственного зарабатывания денег, «необязательного знания»), и высокий социальный капитал (сумму знакомств, социальных связей с интересными и влиятельными людьми).
В России 1990-х, «после коммунизма», возможность для детей получить высшее образование стала одной из двух действительно реализованных «мечт» — практически для каждой желающей семьи.
— Вторая — это своя машина. Сейчас она практически у каждого, кто хочет ее иметь. Автомобиль физически расширил возможности человека куда-то попасть (вместо того чтобы тратить полдня на то, чтобы ждать автобус, ловить попутку, толкаться в электричке) — в СССР машина была у 15% семей, и это был признак социального статуса. Но и высшее образование — его тоже имело 15% населения — тоже было знаком принадлежности к какой-то элите, гарантом «чистой работы», культурного окружения.
1990-е обманули многие ожидания. Но эти два достижения «России без коммунизма» — они за 25 лет (не только за 1990-е) получились. Отнимать сегодня доступ к высшему образованию — то же самое, что ограничить продажу автомобилей.
Ну, вот врать-то зачем? Разве каждый желающий сегодня может позволить себе платное образование, отнюдь. Это было только при Советском Союзе, где действительно каждый желающий мог себе позволить получить высшее образование и это было хорошее образование, потому что в образовании присутствовал системный подход, а при таком подходе человек быстро мог научиться всему на практике.
Но дело даже не в этом, очень многие в то время не хотели получать высшее образование, я это помню очень хорошо, потому что во-первых, рабочие с хорошей квалификацией неплохо зарабатывали, получше инженеров (все помнят веселую песенку БГ –«Я инженер на сотню рублей»), а во-вторых, социальный статус рабочего никак не принижался, скорее наоборот, люди имели возможность себя уважать и чувствовать себя нужными обществу.
А 1990-е обманули не многие, а все ожидания, сегодня практически нет бесплатного образования, а уж о «мечтах» и говорить нечего, если уже нормальную возможность получить образование превратили в мечту. Люди разучились мечтать по-настоящему, многие думают только о выживании, молодежь конечно стремится повысить свой социальный статус, им хочется расти в собственных глазах, но очень быстро они видят, что путь к успеху чаще лежит не через усилия в профессии, а через проявление качеств, которые в нормальные времена высоких экономических показателей считались позором для семьи и общества.
«К 2018 году заработает система оценки профессиональных квалификаций»
— В Сингапуре и в Шанхае купить машину может далеко не каждый. А в Лондоне еще недавно был ограниченный въезд в центр города. Может, и в сфере высшего образования нужны ограничения? А то ведь скоро и работать некому будет.
— Вас могут лишить прав за опасную езду, но вашего права владеть своим автомобилем это не отменяет. То, что в крупнейших мегаполисах вынуждены повышать для граждан цену владения автомобилем чуть ли не в два раза — через транспортный налог, через покупку дорогущей лицензии на номер, позволяющий ездить в городе, — ограничение, но не запрет на машину. Пожалуйста, за город никто не запретит тебе ездить.
Похоже, наверное, обстоит дело и с высшим образованием. Получать его как культурный капитал, как социальный капитал может, наверное, каждый. Никому из нас не станет хуже, если водитель такси заговорит с вами о Шекспире, а официант сможет объясняться на трех языках. Лучше станет. Безопаснее, не только приятней. Более образованный человек реже создает риски для окружающих.
Приход людей с высшим образованием даже на «обычные» рабочие места, не требующие высоких профессиональных компетенций, приводит к повышению культуры и производительности труда. В первую очередь — в сфере услуг, которая составляет до 70% современной экономики. Но, что еще более важно, высокий уровень образования в стране делает ее привлекательной для инвестиций, обеспечивает возможность быстрой технологической модернизации. Думая о высшем образовании, надо думать о той экономике, которая не за стенами, а о той, которая будет через 10 лет.
— Официант-полиглот — это неплохо. Но, видимо, знаний, чтобы стать переводчиком, ему не хватило. Я бы не хотела, чтобы меня лечил врач, учившийся просто для собственного удовольствия.
— Конечно, мы с вами не хотим, чтобы нас лечил врач, который в институте плохо учился, для которого вуз был просто средой приятного общения. Мы не хотим, чтобы самолет, на котором мы полетим, обслуживал инженер-недоучка. Для этого во многих странах есть профессиональные экзамены. Мало окончить вуз, ты должен доказать совету профессионалов, что ты сможешь работать по профессии. К таким экзаменам складывается своя система подготовки, как правило, платная.
Надежный заслон против такого должна поставить система профессиональных экзаменов. Владимир Путин в статьях и указах 2012 года поставил такую задачу, и уже к 2018 году система оценки профессиональных квалификаций будет работать. По меньшей мере в секторах, связанных с безопасностью людей, и там, где качество работы прямо задевает коренные интересы граждан. В образовании, например.
Возможность относительно короткой и «сфокусированной» подготовки к профессиональному экзамену — или также относительно компактной, завязанной на практике программы получения прикладной квалификации (во всех странах она занимает не больше года) — будет и у нас способствовать отделению «общего высшего образования» в качестве самостоятельного модуля от программ четырехлетнего бакалавриата. Один из ведущих российских экспертов в области высшего образования профессор «Сколково» Андрей Волков предложил преобразовать систему «4+2» в систему «2+2+2». Если не настаивать на универсальности такой модели, ее применение поможет устранить сегодняшние диспропорции в системе высшего образования России.
Диспропорции в системе сегодняшнего образования сможет устранить лишь переход к образованию с системным подходом, без приветствия узконаправленности в высшем образовании и никакие экзамены, тем более платные, не изменят сложившуюся обстановку в образовании, надо видеть корни проблемы.
Разве хороший лечащий доктор вылечит болезнь, замазывая открывшуюся рану зеленкой, сегодняшнее образование сгнило изнутри, оно не может дать людям то, что им нужно на самом деле.
Платите или не платите, «2+2+2», «6+4+6» разницы нет, данный подход к проблемам в образовании, а значит и в обществе, никаких вопросов не решит. Точка.
«К 2018 году заработает система оценки профессиональных квалификаций»
— А как будет называться «двухлетняя степень»? Какой масштаб ее применения можно предположить?
— Ну это должна решать будущая Государственная дума — речь идет ведь о новеллах в законе об образовании. В разных странах это называется associate degree, foundation degree. На русском — «базовый бакалавриат». Очень важно, чтобы это воспринималось в обществе именно как начальная ступень высшего, а не среднего профессионального образования. Вообще у нас страна всеобщего полного среднего образования, каждому гарантирована одиннадцатилетка. Поэтому «среднее профессиональное» скорее дезориентирует людей, занижая представление о том, что предлагают сегодняшние колледжи.
— Если человек плохо учился в школе, может ли он претендовать на бюджет в вузе? Должны ли налогоплательщики делить с ним риск того, что он в конце концов не сумеет освоить сложную образовательную программу и не станет нужным для общества работником?
— Я на прошлой неделе читал лекцию в лагере «Сириус», это федеральный центр подготовки одаренных детей в Сочи. И перед лекцией я провел опрос слушателей (школьники 8–11-х классов, специализирующиеся по математике и естественным наукам). На вопрос, может ли учиться в вузе человек, который плохо учился в школе, абсолютное большинство — больше 70% — ответило нет, ни при каких обстоятельствах. Конечно, это такой юношеский максимализм и задирание планки «под себя». Взрослые обычно отвечают совсем по-другому, там много сторонников широкого доступа к высшему образованию. Но бюджетные деньги большинство наших сограждан на «школьных троечников» тратить не хочет.
— Статистика говорит о другом. Если посмотреть ежегодное исследование ВШЭ и Минобразования по качеству приема в вузы, то в «красной зоне» (где как раз много троечников) чуть ли не половина приема — на инженеров и технологов, почти треть — педагоги. И всё это бюджетные места.
— Государство готовится менять свою политику в этом отношении. Но у человека, который оплачивает свое высшее образование самостоятельно, есть возможность взять образовательный кредит Сбербанка с государственной поддержкой. Это, не побоюсь сказать, уникальные условия на кредитном рынке, других таких кредитов нет. 7,75% годовых — это всё, что ты выплачиваешь за время обучения. А тело кредита надо будет отдавать уже после окончания вуза, в течение 10 лет. Выпускники отдают на такие выплаты не больше 15–20% своего дохода. Это совершенно не сопоставимо с ипотекой, например. А ведь способность зарабатывать даже важнее, чем своя квартира.
— Российские студенты часто берут образовательные кредиты?
— Да, в «Вышке» это примерно несколько сот человек в год. Но это совсем другой контингент. Средний «платник» в «Вышке» или, скажем, в МГИМО — это человек с 75–80 баллами из 100 возможных. Человек, который отказался от бюджета в хорошем вузе. Недаром между качеством учебы наших бюджетных и платных студентов практически нет разницы.
— Если государство перестанет в ближайшее время за счет бюджета обучать в вузах троечников (а всё идет к этому), решит ли это проблему качества вузов и подготовки в них? По всем опросам работодатели очень недовольны уровнем подготовки выпускников вузов.
— Качество вузов зависит в том числе от ресурсов, которыми они располагают. Государство увеличило финансирование высшей школы с 2000 года в три раза в реальном выражении. Это действительно серьезно. Идет повышение зарплаты преподавателей — к 2018 году она должна составлять в среднем не меньше двух средних зарплат в экономике. И всё же этого не хватает. Сегодня Россия тратит на высшее образование 0,7% валового внутреннего продукта — в полтора-два раза меньше, чем большинство развитых и развивающихся государств. Бюджетное финансирование на одного студента-очника в среднем не превосходит 150 тыс. рублей в год. Цена платного образования практически такая же.
Напомню, что высшее образование, как и наука, — во многом конкурируют на глобальном рынке. Появляется новая технология, новое лабораторное оборудование — его надо импортировать. Появляется сильный ученый — его надо удерживать в том числе высокой зарплатой, чтобы не сманили в западный университет. Нельзя получить в России за 100 рублей то, что в Штатах стоит 100 долларов. Да, у нас это может быть получится дешевле, но в два раза, а не в 60 раз.
— И какой выход?
— В таких условиях необходимо обеспечить не только увеличение доли высшего образования в бюджете страны — мы это последовательно предлагаем, настаиваем и убеждаем руководство — но и рациональное расходование средств в системе высшего образования, недопущение заведомых потерь, когда дефицитные бюджетные деньги идут на обучение людей «мертвым» профессиям. Профессиям, на которые заведомо нет платежеспособного спроса, или на ежегодную подготовку 300 инженеров для отрасли, которая востребует всего 30. Но потери — не только деньги. 17–25 лет, говорят психологи, это самый креативный, самый продуктивный возраст в жизни человека. Трата этих лет впустую — это настоящая жизненная трагедия, пускай сам человек часто это не осознает. Если студент отбывает «для галочки», а не учится, это псевдообразование. А масштаб такого «отбывания для диплома» в России велик — как минимум четверть очных студентов.
Давайте-ка вспомним, что подавляющее число вузов было создано при Советском Союзе, при котором худо-бедно, но была плановая экономика и естественно плановое образование, было понятно, что в обществе, настроенном на поднятие уровня жизни людей, соответственно и экономического развития страны, будут нужны специалисты с высшим образованием и в основном техническим.
Все жившие в то время хорошо помнят, насколько престижно было высшее техническое образование, также правительство страны брало на себя обязательства устройства всех граждан на работу.
Переходим к сегодняшним реалиям: экономика страны разрушена, многих профессий не стало… зато одни юристы-экономисты паразитируют на добиваемой с носка экономике…
«К 2018 году заработает система оценки профессиональных квалификаций»
— Вы утверждаете, что высшее образование становится всё более массовым, и это — мировой тренд. Почему?
— В 2013 году в издательстве Стэнфордского университета вышла книга «Расширение высшего образования в меняющейся глобальной экономике: триумф БРИКС!». Она стала результатом большого исследования, которое проводили специалисты из ВШЭ вместе с коллегами из Стэнфорда и Пекинского университета. В нем, опираясь в том числе на наши собственные социологические исследования, мы как раз пытались ответить на вопрос о движущих силах массовизации высшего образования. Вывода, по сути, два.
Во-первых, последние десятилетия стали периодом бурного роста высшего образования не только в развитых, но и в развивающихся странах. За последние 40 лет количество студентов в мире увеличилось в шесть раз, тогда как население удвоилось, а ВВП вырос примерно в 3,5 раза. Ожидается, что в 2030 году в мире будет около 400 млн студентов против примерно 100 млн в 2000 году.
Во-вторых, везде рост охвата высшим образованием превышает непосредственные текущие потребности рынка труда. Значит ли это, что государства, допускающие такой рост высшего образования, совершают ошибку и обрекают молодые поколения на безработицу, а экономику — на кадровый голод?
Наше исследование показало, что, во-первых, даже такое государство, как Китай (где общественное развитие в значительной степени контролируется), не может противостоять стремлению семей и молодежи к высшему образованию. Но самое поразительное, что это стремление является экономически оправданным. Во всех странах массового высшего образования выпускники вузов легче находят работу, имеют доходы, в среднем существенно превышающие доходы людей с более низким уровнем образования. Есть и позитивные социальные последствия — люди с высшим образованием дольше живут, меньше болеют. Их дети реже совершают правонарушения. Так что мы имеем дело с глобальной трансформацией.
— Как этот процесс происходит в России?
— Для начала важно отметить, о чем мы говорим, когда обсуждаем высшее образование. Традиционное представление о российском высшем образовании, как о системе подготовки кадров для рабочего места, требующего специальной квалификации, уже не работает. Сейчас — это более масштабная социальная система, выполняющая более разнообразный набор функций по отношению к экономике и обществу.
В России есть две особенности, определяющие как повышенный спрос на программы высшего образования, так и структуру этого спроса. Первая — у нас слишком короткий период обязательного школьного обучения. В большинстве развитых стран он составляет 12–13 лет, а у нас только 11. Выпускник массовой российской школы не владеет на разговорном уровне иностранными языками, не знает философии, не имеет элементарных знаний экономики и права (читай, не способен принимать рациональные решения, рассчитывая свои расходы, беря бытовые кредиты, не способен понимать и отстаивать свои права как работника и, скажем, как владельца квартиры).
Вторая особенность сложилась давно, еще при советской власти. Где-то начиная с 1970-х годов школы начали избавляться от неуспевающих и неудобных учащихся, «сплавляя» их в ПТУ. Старшее поколение помнит, как это звучало: «Не будешь учиться — в ПТУ пойдешь». Потом ПТУ преобразовали в техникумы и колледжи, но традиция осталась: в них попадали не те, кто имел склонность к «работе руками», а те, кто не хотел или не мог учиться. Согласитесь, совсем другой отбор, чем нужно, и он дал огромные негативные последствия для нашей экономики: низкую культуру производства, низкую исполнительскую дисциплину, неконкурентоспособность по качеству и низкую производительность труда. Еще один результат — всемерное избегание семьями такой образовательной траектории для своих детей: просто из-за боязни «плохого окружения».
— В последние годы прием в техникумы и колледжи растет. Что-то поменялось?
— По нашим оценкам, коренного изменения в отношении семей к карьере «без высшего образования» не произошло. Причина в другом: путь «через техникум» сейчас позволяет поступить в вуз, минуя ЕГЭ. Если бы рынок труда предъявлял соответствующий спрос на специалистов с дипломом среднего профессионального образования, такая траектория не была бы доминирующей, но пока рынок такого запроса не формирует.
Сегодня прием в вузы на первый курс в России превышает выпуск из 11-х классов школ на 367 тыс. чел. С 1995 по 2014 год доля студентов государственных вузов старше 24 лет выросла с 17 до 28%. Прежде всего это произошло за счет роста сегмента заочного образования (48% студентов), где доля студентов этой возрастной группы приближается к 60%. Таким образом, значительная часть вузов работает на повышение возможностей и расширение жизненных шансов работающих людей, став фактически частью системы непрерывного образования.
Важно также отметить, что сегодня в России (как и в других странах) не только государство обеспечивает высшее образование. Выбирая этот путь, люди вкладываются в собственную успешность. Так, более половины (59%) студентов учатся на платных местах, обеспечивая 33% «образовательных» доходов вузов.
Массовизация высшего образования приводит и к большой дифференциации вузов. Около 50 вузов развиваются как исследовательские университеты, позиционируют себя как часть глобального научно-образовательного сообщества. Часть отраслевых вузов сохраняет жесткую привязку к конкретным секторам экономики. Часть — формирует широкие компетенции высокого уровня, позволяющие выпускникам гибко реагировать на запросы рынка труда.
Честно говоря, непонятно, о чем говорят эти люди. Думая, что образование сможет что-то решить отдельно как некий сегмент в отрыве от происходящих процессов в обществе, согласитесь — глупо. Обилием многих красноречивых слов мы также сыты по горло.
«К 2018 году заработает система оценки профессиональных квалификаций»
— Можно ли остановить массовизацию высшего образования?
— Трудно себе представить, как запихать фарш обратно в мясорубку. Мировой опыт показывает, что невозможно отменить социальную норму. Если люди стремятся получить высшее образование, то они его получат. Однажды встав на путь расширения доступа, система может сокращаться только при больших социально-экономических и политических потрясениях общества. Например, из постсоветских стран целенаправленное сокращение сектора предприняли только Туркменистан и Узбекистан, даже на общемировом фоне — это одно из немногих исключений.
Глобальные тенденции, такие как автоматизация производства и диджитализация экономики, ведут к сокращению потребности в работниках средней квалификации. Таким образом, происходит поляризация потребностей рынка труда — сохраняется спрос на рабочую силу с минимальной квалификацией и в то же время остается необходимость в «мыслителях», имеющих очень высокий уровень подготовки. Вторая группа, в свою очередь, способна создавать более дорогой товар, и таким образом более перспективным является подготовка работников с более высоким уровнем труда. В перспективе 20 лет ограничение высшего образования будет означать для страны не рост доли квалифицированных рабочих, как многие думают сегодня, а увеличение доли неквалифицированных.
— А какие последствия могут быть при сокращении численности людей с высшим образованием?
— Риски снижения «переобразованности» населения значительно больше рисков самой «переобразованности». Ограничение доступа к высшему образованию чревато снижением возможностей создания и распространения технологий и инноваций.
Люди хотят получать образование, чтобы повысить свою привлекательность на рынке труда. Уменьшение числа мест в высшем образовании снижает социальную мобильность. Если доступ ограничен, то университет становится уделом выходцев из семей с более богатыми и образованными родителями. Таким образом, увеличивается неравенство населения по доходам. Целенаправленное сокращение возможностей получения образования, востребованных у населения, может вести к социальной напряженности.
— Но расширение доступности образования неизбежно приведет к падению его качества. Разве не так?
— В СССР высшее образование получали 15–20% населения, понятно, что это были в основном отличники. Если сегодня его получают 75% — не надо жаловаться, что среди них есть много троечников. В вузы начинают приходить студенты с таким уровнем подготовки, который был бы недостаточен для ПТУ 25 лет назад. Трагедии в этом нет — есть необходимость выстроить такую структуру предложения программ высшего образования, которая отвечала бы новому спросу.
Отличники ведь никуда не пропали. И для них должно быть два сегмента: для самых креативных — исследовательские университеты, для тех, кто уверенно справляется со школьной программой, — места в вузах, которые готовят высококвалифицированных профессионалов. Для выпускников школ и колледжей с уверенными знаниями, для тех, кто выбрал профессиональную траекторию, — программы профессионального и практико-ориентированного высшего образования. Для тех, кто не очень хорошо успевал в школе, — общее высшее образование, программы «второго шанса», дающие им возможность найти свое место в жизни.
Главное — система образования должна оставаться открытой для повторного входа, для получения нужных знаний, нужной квалификации в любой момент жизни. Система высшего образования должна быть орудием социальной стабилизации общества, социального перемешивания, если хотите. Нельзя кого-то объявлять непригодным для дальнейшего обучения — формально или фактически. Ведь образование — важнейшее социальное благо сегодняшнего человека, его билет в будущее.
Бла-бла-бла… Как говорится, благими намерениями только путь в ад устлан.
8 авг, 2016 г. Группа ученых-силовиков установила, что уже не в состоянии соскочить со своего исследования
В борьбе за большую науку схлестнулись «две башни» Кремля
На этой неделе в СМИ появилось открытое письмо Владимиру Путину от академиков и членов-корреспондентов РАН с требованием либо расформировать ФАНО, либо ввести его в «большую академию» на правах хозяйственного управления. По данным «АН», это совершенно справедливое обращение к первому лицу было не просто одобрено, но и инициировано рядом руководителей силового блока и ОПК. В письме, в частности, говорится, что «последние три года реформы фундаментальной науки» принесли «полное разрушение системы управления наукой, демотивацию и деморализацию активно работающих учёных, новую волну научной эмиграции, особенно среди молодёжи, резкую активизацию бюрократов и проходимцев от науки, подмену научных критериев оценки бессмысленной формалистикой, уменьшение доли качественных отечественных публикаций в мировой науке. В результате мы стоим на грани окончательной ликвидации конкурентоспособной научной отрасли».
Ситуация, видимо, стала критической настолько, что тревогу забили даже в Минобороны, других ведомствах, ответственных за безопасность страны, и Военно-промышленной комиссии. По данным «АН», министр обороны С. Шойгу, глава ВПК Д. Рогозин и другие руководители неоднократно доводили информацию президенту, что из-за действий ФАНО и стоящим за ним либеральным правительственным блоком срываются многие прорывные разработки в области обороны. Зато процветает, несмотря на президентское вето, разбазаривание недвижимости и земли РАН. «Но «нападки» умело парируют советник по науке Фурсенко, глава «Курчатника» Ковальчук, вице-премьеры Шувалов и Дворкович. Письмо академиков – это шаг условной группы «патриотов-государственников» с целью привлечь внимание сами знаете кого. И похоже, им это удалось. Как ожидается, новый состав Госдумы внесёт уже этой осенью изменения в ряд законов и подчинит ФАНО Академии наук. А правительству законодательно запретят отчуждать имущество РАН в пользу третьих лиц», – рассказал «АН» источник, близкий к принятию решений….источник
Хочется спросить, а что президент на самом деле думает, что его вето что-то для кого-то значит? Ой, специалисты убегают в лучшие условия, ой, недвижимость распродают, как же так, мы ж хотели как лучше, чтоб пахали на нас-самых умных, а они пахать не хотят, хотят себя хорошо чувствовать в собственной стране, а этого нет, обеспечить не можем.
Не можете-уходите, а не можете уйти честно, терпите, придется глотать все, что наделали сами. Ведь достаточно лишь взглянуть на показатели 1986 года, с ценами которого до 1 января 2006 года выполнялись все строительные сметы. Там очень хорошо было видно по коэффициенту инфляции, чего стоит все это вранье о «борьбе с инфляцией», насколько славно и привольно жилось без малограмотных выскочек, решивших вдобавок осчастливить всех своими «квалификациями».
…Там ведь очень хорошо видно, как замечательно мы бы жили, если бы тупое жулье не демонизировало примитивную профессию счетовода.
8 авг, 2016 г. Из сельской самодеятельности правительства РФ
ЦБ констатировал завершение рецессии в экономике
Рецессия в российской экономике завершилась, страну ожидает медленный рост экономики. Об этом в понедельник, 8 августа, говорится в опубликованном Банком России бюллетене.
В июле ЦБ улучшил оценку роста ВВП на третий квартал до 0,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прогноз на четвертый квартал — 0,5 процента. Вместе с тем, имеются риски для более уверенной восстановительной динамики промышленного производства в ближайшие месяцы, отмечается в материалах регулятора.
По данным экспертов ЦБ, инфляция остается в рамках базового сценария, но ее динамика ухудшилась. В Центробанке обратили внимание на риски превышения инфляцией уровня в четыре процента в 2017 году. «Инфляционные ожидания стабилизировались на повышенном уровне, что может препятствовать замедлению инфляции», — сообщается в бюллетене.
5 августа аналитики банка ВТБ 24 спрогнозировали, что курс доллара подошел к точке разворота, и в ближайшее время начнется его снижение как минимум до 55 рублей. Причиной укрепления рубля должен стать рост цен на нефть, который начнется в обозримом будущем.
4 августа министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что дефляция может наблюдаться в некоторые недели августа, также она может быть зафиксирована по итогам месяца.
В тот же день Европейский центральный банк сообщил, что российская экономика достигла дна и оттолкнулась от него….источник
8 авг, 2016 г. От сельпо ВШЭПоследние новости КГБ, или как крысы бегут с корабля
Есть в нашей стране уникальное учебное заведение под названием Высшая школа экономики. Руководит ей некто Ярослав Кузьминов.
При ВШЭ – она же «Вышка» – работает некий Центр развития. Много лет подряд каждые две недели этот центр выпускает большой доклад о текущей ситуации в макроэкономике. Документ на 47 страницах включает много красивых графиков. Его рассылают ведущим экономическим изданиям, в том числе «Аргументам недели». Доклад много лет носит зловещее название «Новый КГБ (Комментарии о Государстве и Бизнесе)». Так они шутят.
Но последний доклад «новых гэбэшников» шуточным не назовёшь. Он очень похож на доклады аналитиков настоящего КГБ СССР, что делались для Политбюро ЦК КПСС с середины 80-х годов до самого распада Советского Союза. Итак, проштудируем последний доклад «Нового КГБ». Озвучим для начала его выводы понятными словами. Вот они. Правительство и Центробанк – идиоты! Тот самый Центробанк, который возглавляет Набиуллина. И то самое правительство, которое возглавляет Медведев. Его сотрудники оторвались от реальности, слишком оптимистично оценивают ситуацию в экономике. На глобальном макроэкономическом уровне действуют так, как будто дела пошли на поправку.
На самом деле никакого оживления в экономике нет, всё гораздо хуже, чем думают наверху. В первом полугодии 2016 г. кризис только усилился. «Дна», о достижении которого твердят Набиуллина и министр экономического развития «водолаз» Улюкаев, мы даже не достигли. В экономике, разрушенной Кудриным и его дружками из ВШЭ, всё продолжает снижаться, падать и рушиться, причём стремительно. Процесс сжатия экономики идёт широким фронтом, затрагивая все сектора. В целом ВВП падает два года подряд. Люди покупают всё меньше, потребительский спрос стабильно сокращается….
А что там с цифрами доклада? Здесь – полная жуть! Дефицит федерального бюджета за первое полугодие 2016 г. составил 1,5 трлн рублей, или 4% ВВП…..
Несколько слов о той злокачественной опухоли на нашей экономике, которая называется ВШЭ. Самый большой кусок дохода «Вышка» получает от государства. Объём госфинансирования – 5,3 млрд рублей в год (формально – на обучение бюджетных студентов). Второй крупный источник госзаказа – исследования, которые «Вышке» заказывает правительство. За фундаментальные исследования правительство платит ВШЭ по 700–730 млн рублей в год, ещё 200 млн рублей приносят госзаказы на прикладные исследования. В 2011–2015 гг. ВШЭ заключила более 1 тыс. госконтрактов, сумма превысила 5,1 млрд рублей. Кузьминов постоянно вытрясает из правительства новые здания и площади, плюс деньги на ремонт. В 2010–2014 гг. общая площадь зданий ВШЭ увеличилась с 200 до 400 тыс. кв. метров. В 2010 г. на реконструкцию корпусов «Вышка» получила от государства 14,9 млрд рублей. Так что же случилось, если сама ВШЭ выпустила доклад, согласно которому всё, что она навязывала стране уже четверть века, оказалось мусором? А мы – у разбитого корыта? Доклад по своей сути – это тяжёлое признание несбыточности мечты первого клиента ВШЭ – премьера В.С. Черномырдина. Он говорил, что, «Россия со временем должна стать еврочленом». Не случилось. Псевдоучёные из ВШЭ делали всё, чтобы в экономике мы по-прежнему оставались в еврозаднице…..источник
Обо всем говорят цифры, совершенно верно, экономические показатели падают, они не могут не падать при паразитировании узкой прослойки на всем обществе, сколько не вываливай в лживые идеи, все в конце концов накроется «медным тазом»…
Продолжение следует…
Очередной господин «соврамши» Ярослав Кузьминов. Ну что может исходить из ВШЭ кроме лжи? Да ничего! Такие интервьюируемые делают вид, что что-то делают, благо языком трепать умеют, но ничего делать для изменения обстановки в лучшую сторону они не собираются. Зачем, спрашивается квалификационные экзамены, если существуют вузы с гос.аккредитацией и спросить можно с них, напомнив об ответственности за свою «продукцию»? И в первую очередь с ВШЭ, хорошо кормящуюся на гос.бюджете, но выдающую «на гора» воров и пустобрехов. Да и с чего вдруг человек, заплативший за образование будет относиться к преподам с большим уважением, чем официанту в ресторане? «Кто девушку ужинает, то ее и танцует», народная мудрость так сказать.
Зачем обычному человеку профессиональные знания в банковском деле, если правила игры одинаковы для всех? Но эти упыри хорошо знают, что любой банк это разбойничья шайка, действующая по своим правилам.
Как надоели они со своими лондонами и швейцариями, суют и суют нам под нос, потому что сравнивая с Советским Союзом, понимаешь, в какой анатомической точке находятся.
Короче говоря веет от этого интервью только ложью, предательством и желанием прикрыть собственную пятую точку.
Андрей Кочур а Сетевом содружестве «Технарь»
Подписываюсь под каждым словом.
Тут ведь еще вот что. Бабла хотят они срубить на этих квалификационных экзаменах. Много. Всех ведь поголовно надо через них прогнать. А проводить их будут, конечно, «независимые структуры», то есть частные лавочки, куда можно рассадить на нехилую кормежку очередной помет безграмотных кровососов.