Видео дня

Ближайшие вебинары
Архивы

Flag Counter

Авторские права. Часть I

Deep PurpleВсе помнят эти одиозные истории с РАО, когда оно судилось с исполнителями собственных песен

Судиться с артистами за исполнение ими своих собственных песен РАО начало с лета 2009 года. Под «раздачу» попали организаторы концертов Deep Purple, Beyonce, Scorpions и «Любэ». Лишь концертному агентству «Мельница» удалось доказать в суде право артистов на исполнение своих собственных песен без отчисления в РАО. РАО требовало с «Мельницы» заплатить существенную сумму за концерт группы Muse, на котором музыканты исполняли исключительно песни своего собственного сочинения.

Докапывалось оно и до ветеранских хоров, выступавших с песнями военных лет, и до исполнителей, чуть ли, не на детских утренниках.

В связи с этим меня больше всего порадовали владельцы ресторанчиков, предлагавшие сочинить музычку для своих заведений, чтобы не платить этому РАО, а самим быть правообладателями исполняемого контента. Авторы только отчего-то возмущались предлагаемой ценой — по три бакса за трек. Ругались, что мало…

Правда само это РАО подловили на жадности и неуплате налогов. Всех-не-всех, но кое-что стрясли.

Российское авторское общество уплатит 555 млн руб. налогов

Российскому авторскому обществу, собирающему вознаграждения в пользу авторов музыкальных произведений, не удалось отбиться от налоговых претензий: некоммерческой организации придется заплатить около 555 млн руб. налога на прибыль и штрафные санкции, решил суд кассационной инстанции

Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение московского арбитража – он летом 2012 г. рассматривал иск Российского авторского общества (РАО, аккредитовано государством для сбора денег в пользу авторов музыки) к столичной инспекции ФНС № 3 и подтвердил подавляющую часть налоговых претензий к обществу – 555 млн руб. примерно из 560 млн руб. (с учетом штрафов и пеней). Информация об этом решении есть в базе суда, но текста самого решения нет, поскольку дело рассматривалось в закрытом судебном заседании. Источник, близкий к одной из сторон дела, подтвердил информацию о решении суда. РАО сейчас, по словам представителя общества, ждет мотивировочной части решения.

Гражданский кодекс (ГК) позволяет авторам музыки получать вознаграждение за публичное исполнение их произведений. Эти деньги собирает РАО в пользу всех авторов, даже если они не заключили договор с РАО. С 2008 г., когда вступила в силу эта норма, РАО заключило договоры об авторских выплатах с телекомпаниями, радиостанциями, ресторанами, авиакомпаниями, кинотеатрами.

Налоговики доначислили РАО налог на прибыль за 2007–2008 гг., подавляющая часть претензий была связана с внереализационным доходом общества, с которого не выплачен налог на прибыль, объяснял «Ведомостям» ранее сотрудник налоговых органов. Этот доход, по его словам, возник из-за того, что не все авторы обращались в РАО за получением вознаграждения, а по истечении трех лет они теряют возможность его получить (в этот момент по ГК истекает срок исковой давности). РАО же указывало, что общий срок исковой давности выплат, установленный ГК, к нему неприменим из-за специфики сферы коллективного управления правами.

Апелляционная инстанция в январе 2013 г. предписала «изменить решение» (текста решения в базе суда нет). Суд встал на сторону РАО – он опирался на данные экспертизы, которая решила, что собранные, но не распределенные между авторами и оставшиеся на счетах общества средства нельзя считать доходом, рассказывает источник, близкий к одной из сторон дела. Чем руководствовалась кассационная инстанция, он не знает, поскольку полный текст решения еще не готов. Данных о том, какую сумму общество собрало, но не распределило между авторами и оставило на своих счетах в 2007–2008 гг., нет. Сотрудник налоговых органов говорил, что РАО не предоставило инспекции документы по суммам, которые хранятся у нее свыше трех лет, из-за чего доначисления проводились аналитическим образом (т. е. с нераспределенных средств. – «Ведомости»). Такие документы были предоставлены лишь недавно непосредственно в суд, добавлял он.

Из публичных отчетов РАО следует, что в 2009 г. нераспределенных средств было 386 млн руб., в 2010 г. – уже 430 млн руб., в прошлом году общество не распределило 785 млн руб., или около четверти всех сборов. Отчет за 2012 г. общество еще не публиковало. Представитель РАО вчера не смог оперативно сообщить, сколько нераспределенных средств на счетах у общества.

Учитывая неоднозначность позиций арбитражных судов различных инстанций, РАО вынуждено будет инициировать надзорное производство в Высшем арбитражном суде, говорит представитель общества. РАО, по ее словам, считает некорректным применение к отношениям РАО с правообладателями общего срока исковой давности и применение расчетного метода.

Похоже композиторы для кабаков особо сочинять ничего не стали, предпочли обидеться на РАО и поскандалить за свои кровные.

Вы ж сами понимаете, что на этой теме про авторские права можно много чего сказать такого… пафосного… и фундаментального. Типа, про то, что с авторскими правами творится полное безобразие. Особенно это касается ресурсов И.А.Дедюховой, где пасутся все, кто ни попападя. Ничтоже сумняшеся люди плагиатят концепции и идеи, до которых им не додуматься вовек, если исходить из их первоначальной мотивации и имеющихся предыдущих наработках. Ничего… , как-то не стесняются при этом свои гонорары получать…

Но, очевидно, что всем интересней попсовые скандалы. Там же аудитория, а следовательно авторские отчисления круче. Раньше за этими деньгами следило государство, но теперь у нас капитализм, …гражданское общество… Так что, граждане, …следите за своими кошельками сами. Как там Никитушко Михалкоф у Рязанова в фильме говаривал: «Сама-сама…»

Почему Илья Резник, Максим Фадеев, Алексей Рыбников вышли из авторского общества?

Недавно жена известного поэта, народного артиста России Ильи Резника написала пост в Facebook . Даже не пост — крик души. Поводом послужило дорожно-транспортное происшествие, в которое попал Илья Рахмиэлевич. Мы процитируем ее слова .

— Я никогда не разрешала снимать близко автомобиль (Ниссан Пайтфандер 2007 года выпуска — Ред.), на котором ездит мой муж, — признается Ирина Романова. — Было стыдно, что Илье Резнику приходится закрашивать ржавчину черным фломастером, когда нужно ехать в Кремль и выступать на благотворительном концерте. На новое авто денег нет. И у кого?! У поэта, который сочинил более двух с половиной тысяч песен. Его «Яблони в цвету», «Кабриолет», «Маэстро», «Еще не вечер», «Старинные часы», «Вернисаж», «Странник» хотя и были написаны более 30 лет назад, но до сих пор звучат не только в концертах исполнителей, которых он «родил» и сделал знаменитыми, но и на всех радиостанциях и телеканалах России и стран СНГ. По идее, такой классик песенной поэзии должен быть богатейшим человеком в стране. Но, к сожалению, это далеко от действительности.

Зато, как мы недавно узнали, в том числе из СМИ, генеральный директор российского авторского общества Сергей Федотов приобрел старинный замок в Шотландии стоимостью в 1 миллион фунтов стерлингов. Кроме замка, ему принадлежит квартира в центре Лондона стоимостью в 5,7 млн фунтов, несколько особняков в Англии. Как говорят, и в России мать и сын Федотовы год назад приобрели дома на знаменитой Рублёвке, общей суммой 25 млн евро. Как сообщали в прессе, один только перелет заграницу Федотова вместе с мамой Верой Владимировной, которая является его первым замом в РАО, стоит 30-40 тысяч евро. Это стоимость чартерного рейса на двоих. Для меня эта цифра символическая. 30-40 тысяч ежемесячно получал в РАО мой муж. Но только не в евро, а в рублях. А теперь ничего не получает, поскольку вышел из этой организации, написав о сложившейся ситуации премьер-министру Дмитрию Медведеву открытое письмо. При этом представители РАО и сам Федотов, сообщают в СМИ, что Резнику начисляли по 1 миллиону рублей в год. Но забывает уточнить, что из этой суммы около 60% уходило в подоходный налог и на комиссионные РАО, хотя подоходный — 13%, а комиссионные — 25%. Наверное, к Илье Рахмиэлевичу было особое отношение. Почему посторонние люди жируют на деньги творцов? Мы знаем известных поэтов и музыкантов, которые умирали в нищете и страданиях. Илья Рахмиэлевич лично помогал Римме Казаковой, ежемесячно давая ей деньги на лекарства.

Генеральный директор российского авторского общества Сергей Федотов с супругой. Фото: РИА Новости

Генеральный директор российского авторского общества Сергей Федотов с супругой.Фото: РИА Новости

Мы пытались разобраться в распределении средств в РАО. Но это китайская грамота. Сложная схема, которая позволяет небольшой группе лиц зарабатывать на чужом таланте и творчестве. По идее РАО должно охранять авторские права — собирать отчисления от исполнения музыки, стихов, проката фильмов и т. д. И перечислять их авторам. На деле все не так просто….

НИЩЕНСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ГЕНИЕВ

Оказалось, что история с Резником – не единичный случай.

На сайте РАО есть список авторов, исключивших свои произведения из управления авторского общества. Из известных людей, помимо Резника, в этом списке Раймонд Паулс, Максим Фадеев. Еще раньше покинули РАО Стас Намин, Алексей Рыбников.

Почему творцы забирают свой репертуар?

— Если бы вы знали, какое нищенское пособие выплачивает мне РАО, — дал емкий ответ один из самых успешных музыкальных российских продюсеров, композитор Максим Фадеев. – Мои песни попадают в мировые чарты, звучат в Америке, в Европе, в Азии… Так вот, для примера, на Западе только одна моя песня «Ми-ми-ми» группы «Серебро» за месяц принесла мне больший доход, чем все, что мне выплатило РАО за 30лет (!) творческой работы за весь мой каталог. А это более 400 песен! Я был в шоке. Естественно возник вопрос: где деньги, Зин?

Максим Фадеев. Фото: Рамиль Галиев

Максим Фадеев.Фото: Рамиль Галиев

— Возможно, российское авторское общество не может платить столько, сколько платят авторам в Германии, Японии, США

— В советские времена, когда вместо РАО было Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), композитор, написавший хотя бы одну популярную песню, был обеспеченный человек. Я слышал такую историю: в союзе композиторов обсуждали Александра Зацепина, мол, тот за три месяца получил 100 тысяч рублей гонорара? «Мы пишем симфонии, а Зацепин — легкие песенки и музыку для кино, а такие деньжищи заколачивает», — возмущались классики. Когда эти разговоры дошли до Зацепина, он даже оскорбился: «Вранье! Я получил не 100 тысяч, а 200 тысяч!». По советским временам это были бешеные деньги. 5 тысяч рублей стоили дефицитные «Жигули», а 10 тысяч –недоступная для народа «Волга». У моего отца, педагога, композитора и заслуженного деятеля искусств была зарплата 100 рублей в месяц.

— Почему возмущаются РАО не все, а только некоторые авторы?

— Есть авторы, которые входят в авторский Совет РАО. Это, как правило, очень известные и авторитетные люди, знаковые композиторы и поэты, которые в нужный момент могут подписать письмо в защиту, их именем можно прикрыться. У меня есть предположение, что их авторские вознаграждения другие. Вообще система распределения денег в РАО непрозрачна. Но я не стал выяснять причины. Просто решил отозвать свой репертуар. Более того собираюсь отозвать свои песни с радиостанций. Не хочу, чтобы на мне зарабатывал непонятные дяди и тети, которые перераспределяют по своей воле мои деньги, мне же выплачивают копейки. Буду сам защищать интеллектуальную собственность. Если радио захочет со мной работать, оно будет заключать договор напрямую, минуя посредников и агентов.

Похожие претензии к РАО высказал и другой известный композитор — Алексей Рыбников.- РАО выплачивает авторские, которые не соответствуют действительности, — признался нам Алексей Львович. — Раньше в РАО я получал гонорар за все мои произведения, которые исполнялись в России, в том числе – за «Юнону и Авось» в Ленкоме. Но потом заключил договор с Ленкомом напрямую. Вообразите, что авторские отчисления от Ленкома были намного больше суммы, которую перечисляло мне РАО, делая сборы по России, включая Ленком и все остальные театры. После этого я сразу стал заключать договоры с театрами напрямую.

"РАО выплачивает авторские, которые не соответствуют действительности" - признался нам Алексей Рыбников. Фото: РИА Новости

«РАО выплачивает авторские, которые не соответствуют действительности» — признался нам Алексей Рыбников.Фото: РИА Новости

ДАЖЕ ЗАСТАВКА К ТЕЛЕПРОГРАММЕ ПРИНОСИТ ДОХОД

Из чего же складываются доходы РАО и есть ли лазейки для злоупотреблений.

Половину доходов приносит так называемое публичное исполнение — театры, концерты. С каждого концерта, спектакля в общество поступает 5% от общего сбора. Больше всех получают драматурги, композиторы, сценографы, балетмейстеры, даже переводчики иностранных пьес. Несколько лет назад по числу постановок в театрах следом за Чеховым шел популярный английский драматург Рэй Куни. Этому был очень рад его российский переводчик. Хорошо зарабатывают композиторы, особенно те, что пишут музыку для кино. Не обижены классики телевидением, где их музыка звучит в заставках, как, например, фрагмент знаменитой сюиты Свиридова в заставке программы «Время». Всего-то несколько секунд, но изо дня в день набегает приличная сумма.

Самые высокие доходы у поэтов и композиторов-песенников. И у великих классиков, вроде Шостаковича, Хачатуряна, Шнитке…Но их наследники давно прописали свои права в западных авторских обществах . Там и сборы больше, несмотря на высокие налоги.

Так возможны ли манипуляции с распределением авторского вознаграждения?

— Не берусь утверждать, но, думаю, что возможны, – сообщил наш источник, знакомый с кухней РАО. — Независимого контроля за этим процессом не существует. Можно, к примеру, по указанию зарегистрировать директора театра или другого «нужного» человека в качестве, предположим, поэта-песенника и зачислять на его счет в ручном режиме часть гонорара реального драматурга или композитора. В этом случае директор лично заинтересован в авторских отчислениях в РАО.

Так же в ручном режиме можно подправить данные о длительности звучания произведений «избранного» автора на радио или ТВ. И тогда законные деньги одного автора можно легко заплатить другому и так далее. Официально все распределение в РАО делается как бы автоматически на компьютере. Весь вопрос только в том, что ввести в программу в качестве исходных данных. А этим пока занимаются люди.

Много странностей в так называемом «рейтинговом» распределении платежей от радиостанций. Деньги от радио поступают в общий котел и уже оттуда распределяются между авторами согласно частоте звучания песен. По этому рейтингу выбирают, например, первую сотню авторов, на которых делятся все поступившие вознаграждения, остальные творцы отдыхают. Так же делается и на Западе, но никому в голову не придет передвигать авторов в этом рейтинге. Кому-то рейтинг можно поднять, а кому-то занизить в ручном управлении. Конечно, РАО пока технически не может отследить все исполнения произведений конкретного автора на каждой радиостанции России, но многие авторы, не зная этих тонкостей, частенько обижаются, что их не заметили.

Но если автор популярен, а тем более входит, или имеет друга в Авторском совете РАО или Ревизионной комиссии, или просто вхож к руководству РАО, то у него с авторскими отчислениями все в полном порядке. Уже давно сложился «золотой» круг успешных авторов, ежемесячно получающих от РАО более миллиона рублей. Их не так много, но их общественный вес часто используется руководством для решения своих задач. Эти авторы, чьи имена нельзя оглашать без их разрешения, в основном популярные композиторы-песенники, авторы музыки для кино и ТВ, хореографы с мировым именем… Они честно зарабатывают свои деньги и не особо вникают в проблемы РАО.

P.S. РАО — авторская организация и, конечно, вопрос распределения вознаграждения должен решаться самими творцами, а не через СМИ. Но как нам кажется, давно пора бы самим авторам добиться независимой аудиторской проверки, чтобы получить ответы на все вопросы, в которых мы пытались разобраться.

КСТАТИ

Мы подумали, что история с гонораром Александра Зацепина, которую нам рассказал Максим Фадеев, — из серии советских анекдотов, профессиональных баек. Но знающие люди подтвердили, что такое могло быть. Один из популярнейших композиторов советской поры и автор собственных песен (он, кстати, до сих пор очень популярен), чьи песни каждый вечер гремели в ресторанах по всей стране, получал сотни тысяч рублей в год. Эта информация дошла до ЦК партии. Но когда увидели, что все выплаты были сделаны честно, по закону, от успешного музыканта отстали. Тогда авторские права никто не нарушал.

Такая знакомая история с подкручиванием вручную рейтингов и таким же ручным перераспределением средств. Немудрено, что на фоне подобных скандалов покупка зарубежной недвижимости владельцев РАО не останется незамеченной.

Кстати, это не ошибка. Речь идет о «владельцах» РАО. По крайней мере, таковыми они себя явно считают. «Приватизировали» явочным порядком права на авторские права других.

Как сообщает британская газета Daily Mail, именно гендиректор Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов является новым владельцем шотландского замка Грант XV в. Федотов подтвердил «Ведомостям», что купил замок.

Грант расположен в Морейшире, недалеко от Инвернесса. Это был главный замок шотландского рода Грантов, одного из самых известных старинных родов в стране. Действующий вид замок приобрел с 1694 г., а в 1990-х гг. был перестроен под современное жилье. У замка якобы есть собственное привидение – Леди Барбары Грант, дочери шотландского помещика XVI в., которая умерла от несчастной любви.

Четырехэтажный замок окружен садом и частным участком земли площадью 35 акров (около 14 га). В замке четыре спальни, бальный зал, библиотека, небольшой кинотеатр и отдельное крыло для гостей с двумя спальнями, писала газета The Scotsman.

После последней реновации замок принадлежал Крегу Вайту, шотландскому бизнесмену и бывшему владельцу местного клуба футбольного клуба Rangers (ликвидирован в 2012 г.). После развода с женой и развала бизнеса Вайт перестал выплачивать проценты по ипотеке под замок, и в 2012 г. Банк Шотландии изъял эту собственность за неплатежи. В прошлом апреле замок был выставлен на торги по стартовой цене в 1,1 млн фунтов стерлингов, писали местные СМИ, но в итоге цена была снижена до 1 млн фунтов. Сейчас это около $1,5 млн, или 81 млн руб. В октябре стало известно, что покупателем стал «русский бизнесмен Сергей Федотов», который ничего не стал рассказывать о своем бизнесе. В эти выходные Daily Mail сообщила, что покупателем был именно гендиректор РАО.

Федотов заявил «Ведомостям», что замок – его частное приобретение: «Для меня он представляет интерес прежде всего с культурно-исторической точки зрения. Полагаю, что процесс его восстановления будет представлять большой интерес для историков и археологов не только в Шотландии, но и в нашей стране».

Федотов также отметил, что не является госслужащим и считает разглашение информации об объектах недвижимости, принадлежащих ему в России и за рубежом, вторжением в сферу частной жизни. Кроме того, он указал, что не только руководит несколькими российскими общественными организациями, но и является «предпринимателем, имеющим деловые интересы в сфере недвижимости, банковского дела и медиабизнеса».

РАО — аккредитованная российским правительством организация, которая собирает платежи в пользу авторов музыки и песен. Гражданский кодекс (ГК) позволяет авторам музыки получать вознаграждение за публичное исполнение их произведений. Эти деньги собирает РАО в пользу всех авторов, даже если они не заключили договор с РАО. С 2008 г., когда вступила в силу эта норма, РАО заключило договоры об авторских выплатах с телекомпаниями, радиостанциями, ресторанами, авиакомпаниями, кинотеатрами.

В 2013 г. сборы РАО выросли на 29% до 4,4 млрд руб. Выплатило общество 3,2 млрд руб. Еще 1 млрд руб. общество удержало как отчисления на собственные нужды. Из этого 320 млн руб. выплатило как зарплату своим сотрудникам. Отчет РАО за 2014 г. пока не опубликован.

В наш информационный век зависть цветёт махровым цветом. Не дают покоя успехи на ниве освоения чужих авторских прав (сарказм, если что)…

Хорошо иметь домик с привидением

Более развернутый комментарий дала пресс-служба российского авторского общества.

— К РАО покупка замка в Шотландии точно не имеет отношения, — сказали «КП» в пресс-службе, попросив, однако, конкретно ни на кого не ссылаться. — Мы общественная организация. От наших зарплат покупки в миллион фунтов стерлингов очень далеки. Сергей Сергеевич — человек молодой и очень энергичный, у него несколько бизнесов, в том числе в банковской сфере и медиа. Он не является госслужащим. Ну а частные инвестиции наших руководителей мы не комментируем. Наш босс- предприниматель и расценивает разглашение информации об объектах недвижимости, принадлежащих ему в России и за рубежом, как вторжение в частную жизнь.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ РАО

РАО — общественная организация, аккредитованная правительством РФ. Ее задача — собирать вознаграждение в пользу авторов музыки и песен за публичное исполнение их произведений. На территории России в области музыки РАО представляет интересы практически всех российских авторов и более 2 миллионов зарубежных правообладателей. В 2013 г. сборы РАО в составили до 4,4 млрд рублей. Выплатило общество своим клиентам — 3,2 млрд рублей. Еще 1 миллиард удержало как отчисления на собственные нужды, из него — 320 млн рублей как зарплату своим сотрудникам.

СПРАВКА «КП»

Сергей ФЕДОТОВ окончил экономический факультет РГГУ. Трудовой путь начинал в АКБ «Российский Кредит». В сфере охраны интеллектуальных прав работает с 1997 года. С декабря 2007 года генеральный директор, председатель Совета директоров РАО, ответственный секретарь Авторского Совета РАО.

В ноябре 2009 года совместно с Никитой Михалковым и другими деятелями культуры стал инициатором создания Российского Союза Правообладателей (РСП).

Федотов является членом экспертного совета по авторскому и смежным правам при Минкульте РФ, членом кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям прав интеллектуальной собственности при Государственном университете «Высшая школа экономики», членом Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-Промышленной палаты Российской Федерации. Собирает книги и живопись.

А зависть до добра не доводит тех, …кому завидуют. Обратили внимание на то, что у людей денюжка шевелится. А, как говорится: «Делиться надо!»

Скорее всего, ребята («владельцы» РАО) тупо обнаглели и работали по примитивным схемам, криминальность которых заметило даже МВД.

27.06.2016

По факту незаконного отчуждения имущества РАО завели уголовное дело

МОСКВА, 27 июн — РИА Новости. Возбуждено уголовное дело по факту незаконного отчуждения имущества, принадлежащего общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (РАО), сумма ущерба превышает 500 миллионов рублей, сообщила в понедельник официальный представитель МВД России Ирина Волк.

«Оперативниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России совместно с сотрудниками ФСБ России выявлена мошенническая схема незаконного отчуждения в собственность третьих лиц имущества, принадлежащего РАО. Нанесенный организации ущерб, по предварительной оценке, превышает 500 миллионов рублей», — сказала она.

По выявленному факту возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество, совершенное в особо крупном размере». Волк добавила, что по месту работы и жительства подозреваемых проводятся обыски, изымаются предметы и документы, имеющие значение для расследования уголовного дела.

Ранее советник генерального директора РАО Иван Ким сообщил РИА Новости, что в офисе организации на Большой Бронной проходят обыски.

Ой, и немного о «личном». Сейчас так принято, как уголовное дело, так немного семейного колорита, чтобы оживить сюжетец. Так колоритнее выходит — всё ж, речь идет, хоть, о задворках, но шоу-бизнеса. «Шоу маст гоу он», однако…

28.06.16

Почему гендиректор РАО Федотов перед арестом подал на развод

Супруга миллионера рассказала, что вышла замуж за Федотова в марте 2013 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев Миллионер требовал у жены немедленно вернуть свой подарок — дом в Лондоне стоимостью более 262 миллион рублей

В Москве оперативники ФСБ и МВД России задержали генерального директора Российского авторского общества (РАО) Сергея Федотова, который подозревается в мошенничестве в особо крупном размере. В понедельник, весь день в офисе РАО шли обыски.

— Полицейские выявили мошенническую схему незаконного отчуждения в собственность третьих лиц имущества, принадлежащего РАО на сумму более 500 миллионов рублей, — сообщила представитель МВД РФ Ирина Волк.

О том, что в семье генерального директора Российского авторского общества (РАО) Сергея Федотова происходит что-то странное , «Комсомолка» писала еще в конце мая. Поводом для публикации стали угрозы Федотова своей жене Кире. Он требовал у супруги вернуть ему дом в Англии, который стоит 3 миллиона фунтов стерлингов (262 миллиона рублей). Угрожал забрать у Киры больного ребенка.

— Если раньше Федотов прикрывал свою собственность и бизнес мной, то теперь желает отобрать у меня сына, чтобы стать отцом-одиночкой с несовершеннолетним сыном-инвалидом на руках.

— Для чего, может, для того, чтобы потом было легче защищаться в суде, уйти от уголовной ответственности?

— Не исключено, — отметила тогда Кира Федотова.

Супруга миллионера рассказала, что вышла замуж за Федотова в марте 2013 года. Вскоре у него начались какие-то проблемы с компаньонами в России. Он стал пить, ходить по ночным клубам. А в апреле — ушел из семьи, и потребовал вернуть дом в Англии, который подарил на день рождение ребенка. Владелец замка в Шотландии (по некоторым данным стоит более миллиона фунтов стерлингов), нескольких домов и квартир в Великобритании, и дачи на Николиной Горе подал на свою жену в суд. Завалил ее исками в Англии, а потом в Москве. Если в Англии он требовал вернуть дом, то в России — алименты!

После материала в «Комсомолке» москвичке Кире Федотовой стали угрожать неизвестные лица. В начале июня она решилась написать заявление в полицию.

«Прошу вас защитить меня, моего ребенка, моих родителей от насилия и реальных угроз жизни со стороны С.Федотова и его мамы — первого заместителя генерального директора РАО. Да, мой муж не принимает ни одного решения как на работе, так и дома без согласования с мамой. Это объясняет то, что, к сожалению, имущественный семейный спор супруг перевел в плоскость судебных дел, с привлечением лиц, имеющих уголовное прошлое«, — написала в своем заявлении в полицию Кира Федотова.

Когда Сергея Федотова задержали, корреспонденты «Комсомолки» позвонили Кире. Поинтересовались ее здоровьем.

— Жива, но шокирована, занимаюсь бракоразводным процессом, а тут такое. В прошлое воскресение получила от его юристов очередной иск из Англии, — рассказала Кира Федотова.

Как пояснил «Комсомолке» источник в следствии проблемы у Федотова появились в первую очередь из-за его жадности.

— Есть основания подозревать, что собранные в РАО отчисления за авторскую музыку, стихи, прокат фильмов, вместо карманов 23 тысяч авторов текли за рубеж, — пояснил источник. — Предстоит выяснить какая их часть материализовалась в недвижимости Англии и Шотландии.

Говорят, что глава РАО успел уже перестроить один из английских замков под себя. И стал все реже появляться в России, где о нем уже заговорили СМИ. С прошлого года новоявленный «лорд» стал опасаться записывать имущество на себя, и стал оформлять его на родственников.

О пострадавших авторах в следствии говорить не желают. Известно только, что люди эти деятели культуры широко известны не только в российском кинематографе. Серьезные настолько, что когда конкретно «запахло жаренным», Федотов попытался лишить имущества даже своего новорожденного ребенка, чтобы быстро продать дом, и вернуть деньги. Но сделать ему это не дали. Очевидно, что дальше его бракоразводный процесс будет проходить под надзором следствия.

Ну, наконец-то! Как говорится: «Сначала планировали празднества, потом аресты. Решили совместить!..»

28.06.2016

Генерального директора РАО задержали по подозрению в мошенничестве

МОСКВА, 28 июн — РИА Новости. Генеральный директор Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов задержан по подозрению в мошенничестве, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

«Оперативниками главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России совместно с сотрудниками ФСБ России по подозрению в мошенничестве задержан генеральный директор общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» — сказала она журналистам.

И тут многих «накрыло» воспоминаниями.

8 июля 2016

Максим Фадеев: После решения выйти из РАО моего партнёра нашли мёртвым

Лайф публикует скандальное заявление продюсера, в котором он рассказал о финансовых махинациях в РАО и угрозах в адрес своего товарища.

В громком скандале, связанным с Российским авторским обществом, появился новый поворот. Рассказом об изнанке происходящего в РАО с Лайфом поделился музыкальный продюсер Максим Фадеев. 48-летний деятель шоу-бизнеса поведал шокирующие подробности криминальной истории, связанной с его бизнес-партнёром, имевшим отношение к скандалу с РАО.

«Я долго молчал, но происходящее в Российском авторском обществе заставляет меня повторять: «Остановите беспредел!» — начал своё обращение Фадеев. — Я понимаю, что это — голос вопиющего в пустыне, но всё же я попробую сказать то, что я хотел!

Фото: Социальные сети
Фото: Социальные сети

Я долго терпел, как и многие тысячи авторов в России, наблюдая за коррупцией менеджеров РАО, которые, не стесняясь, демонстрировали каждому из нас своё величие и указывали нам наше место! Пока мы ходили «на поклон» и выпрашивали свои деньги, руководство РАО решало, кому сколько дать. Личные отношения тоже имели значение, от них зависела сумма вознаграждений. Мама — бухгалтер, сын — директор и, вуаля, вот он — семейный подряд, который довёл уважаемую организацию, созданную ещё в СССР, до того, что ни один автор уже не верит их отчётам и их заявлениям. Приведу простой пример: песня SEREBRO «Мама люба» заработала за пять лет около 25 000 долларов в РАО и почти 4,5 млн долларов в Европе и Мексике. Вы скажете: там система сборов лучше. Нет, там не воруют! Там нет коррупционных схем и «договорняков». Что и доказывает сегодня следствие и интерес к этому вопросу со стороны ФСБ РФ. Я уверен, что доказательства не заставят себя ждать. Конечно, если бы было возможным провести аудит за последние 15 лет, я уверен, мы бы нашли невероятное количество нарушений и коррупции. Но возможности такой у нас уже не будет, и мы обратились к специалистам с целью провести анализ возможного сокрытия средств. Возьмём в пример меня. Песня MI MI MI группы SEREBRO в общей сложности принесла более 4 000 000 долларов роялти. В одной Японии — более 3 000 000 долларов. А в России я получил за весь мой каталог из 300 песен за 15 лет 900 000 долларов. И это только я, а композиторов тысячи.

Мы проанализировали примерные потери с моего каталога — это 15 000 000 долларов за 15 лет. И эта сумма очень ещё занижена! Мой отец, Фадеев Александр Иванович, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель культуры, написавший несколько опер, десятки спектаклей, хоровые произведения, вокализы и т. д. Его музыка звучала по всей стране, в разных драматических театрах, которые отчисляли РАО авторские вознаграждения. Мой отец не получил от РАО ни одного рубля за 15 лет! Где его деньги? А на его, мои, Дунаевского, Дробыша, Матвиенко и Меладзе деньги господа менеджеры покупали себе самолёты, дворцы и яхты. В советское время эта система работала как часы и авторы могли позволить себе очень много. Их называли самыми богатыми людьми страны. А сегодня унизительное положение авторов — это норма! О том, что РАО — это странная полукриминальная, по моему предположению, организация, было известно давно, но мы ничего не могли сделать.

В 2008 году компания «Монолит», где партнёрами были я и несколько известных композиторов, во главе с нашим спикером Вадимом Ботнарюком решили взять в управление все свои каталоги и выйти из РАО, чтобы самим управлять своими правами. Начались угрозы, звонки. В итоге Вадима убили на пороге собственного дома. Я не хочу никого обвинять. Делайте выводы сами. Я надеюсь, вы понимаете, что авторские гонорары в нашей стране и управление ими — лакомый кусок для многих. И мы поняли, что ещё не время. Либо нас всех перебьют, как лосей на охоте. Но сегодня, когда государство обратило на это внимание и арестовало уже некоторых фигурантов дела, я начинаю верить, что не всё потеряно. Сейчас очень много желающих создать свой аналог авторского общества! Мои коллеги делают много публичных заявлений с призывом вступать в их организации. Но я предлагаю не принимать спонтанных решений! А вдумчиво обсудить наше будущее! Разрушить старое, как известно, легко, а создать новое — не факт. Поэтому я предлагаю авторам, композиторам, музыкантам присоединиться ко мне только в одной идее. Более того, я не претендую ни на что — я просто решил высказаться о наболевшем. Я предлагаю всем желающим авторам встретиться за круглым столом, публично. Я бы просил Лайф дать нам площадку для публичной дискуссии по поводу того, как мы будем жить дальше! Мы не должны разбиваться на кланы, нам нужно открыто разговаривать о насущных проблемах и наконец начать самим контролировать наши деньги. А наша разрозненность даст возможность уже другим шустрым менеджерам нас грабить. Давайте не торопиться с выводами, а соберёмся и медленно выработаем схему, по которой мы будем работать с той организацией, которая будет собирать наши вознаграждения прозрачно, открыто и понятно!»

Напомним, генеральный директор РАО Сергей Федотов был задержан несколько недель назад по делу, возбуждённому по статье «Мошенничество в особо крупном размере». По данным полиции, Федотов незаконно отчуждал в собственность созданной им дочерней компании имущество, принадлежащее РАО. Нанесённый организации ущерб, по предварительной оценке, превышает 500 миллионов рублей.

Похоже, скандал планируется громким, поэтому у кого — воспоминания, а у кого — внезапное воспаление хитрости (зачеркнуто) легких. Вы там, кстати, поосторожнее сейчас: жара, кондиционеры… Сами понимаете, всяко случается …на почве жара и температуры.

8 июля 2016

Никита Михалков подписал поручительство за арестованного главу РАО

Режиссер Никита Михалков подписал личное поручительство за гендиректора Российского авторского общества Сергея Федотова, арестованного по делу о мошенничествеГлава российского Союза кинематографистов и президент Российского союза правообладателей (РСП) Никита Михалков подписал личное поручительство за генерального директора Российского авторского общества (РАО) Сергея Федотова, сообщает ТАСС.«Я обратился к Никите Сергеевичу, и он подписал личное поручительство к коллегии по уголовным делам Московского городского суда», — заявил на пресс-конференции адвокат Федотова Денис Балуев.В конце июня Таганский суд Москвы вынес решение об аресте Федотова, которого подозревают в мошенничестве в особо крупном размере, на срок до 17 августа 2016 года. Подписанный Михалковым документ может помочь защитникам главы РАО изменить ранее избранную для него меру пресечения.

По действующему в России законодательству (ст.103 УПК РФ), если «заслуживающее доверия лицо» в письменном виде поручится за то, что подозреваемый будет являться по вызовам следователя и в суд и не станет препятствовать производству по делу, то такого подозреваемого могут выпустить из-под стражи. При этом в случае невыполнения поручителем своих обязательств «на него может быть наложено денежное взыскание» в размере до 10 тыс. руб.

Ранее Михалков уже заявлял, что избранная для Федотова мера пресечения «могла бы носить более гуманный характер». «Если будет нужно, я готов ходатайствовать об этом [об изменении меры пресечения], потому что я совершенно уверен, что в первую очередь сам Сергей Сергеевич Федотов заинтересован в том, чтобы были расставлены все точки над i и правда восторжествовала», — цитировала слова Михалкова его пресс-служба.

Сначала понаговоришь всякого, повосхваляешь, …а потом…

Москва. 30 июня. INTERFAX.RU — Президент совета Российского союза правообладателей (РСП), кинорежиссер Никита Михалков заявил о готовности ходатайствовать о смягчении меры пресечения главе Российского авторского общества Сергея Федотова.

«Я не адвокат, не следователь, не прокурор, не судья, я убежден, что каждый должен заниматься своим делом, но по-человечески полагаю, что мера пресечения свободы Федотову могла бы носить более гуманный характер. Исходя даже только из тех соображений, что маленький Никита (сын Федотова — ИФ) в силу необходимости должен постоянно наблюдаться врачами. Если будет нужно, я готов ходатайствовать об этом», — цитирует в четверг пресс-служба режиссера слова Михалкова.

«К моему большому сожалению, со своей стороны прокомментировать ситуацию вокруг РАО не могу, так как достаточно затруднительно давать какие-либо комментарии об организации, в которой я никогда не работал, и к которой, по сути, не имею никакого отношения», — сказал Михалков.

В то же время режиссер отметил, что во время совместной работы с Федотовым по созданию современной системы защиты авторских прав он «смог увидеть в нем блестящего профессионала, глубокого аналитика и специалиста в отраслевых вопросах».

«Вот, например, некоторые цифры, которые я знаю: за последние 10 лет РАО увеличило объемы сборов в пользу авторов почти в пять раз. Под руководством Федотова РАО удавалось практически ежегодно увеличивать объемы выплат авторам, а в кризисные годы сохранять эти выплаты на достойном уровне. Думаю, что в работе организаций такого масштаба неминуемо можно найти и негативные стороны, и большие ошибки и, конечно же, на них нужно реагировать, но также не надо забывать и про те результаты, о которых я говорил выше, потому что именно они являются важной, если не важнейшей, составляющей охраны авторских прав», — заявил Михалков.

МВД РФ 28 июня сообщило о задержании гендиректора РАО Федотова по подозрению в мошенничестве. В тот же день Таганский суд Москвы санкционировал арест гендиректора РАО Федотова до 17 августа, удовлетворив ходатайство следователя следственного отдела УВД по ЦАО. Защита просила отправить подозреваемого под домашний арест или отпустить под залог 5 млн рублей, так как Федотов страдает хроническими заболеваниями (сахарный диабет, гипертония), готов к сотрудничеству со следствием, имеет различные награды и исключительно положительно характеризуется.

Федотов категорически отрицал вину, выразив готовность вместе со следствием разбираться в обстоятельствах дела.

…приходиться оправдывать жар своих восхищений приключившимся горячечным бредом…

08.07.2016

Михалков покинул тонущий корабль РАО

После обысков в РАО и ареста его гендиректора Сергея Федотова Никита Михалков, заявил, что не имеет к РАО «никакого отношения». Однако факты говорят об обратном.

Громкие проверки в Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (РАО) и арест в конце июня её гендиректора  Сергея Федотова бросили тень и на президента Российского сообщества правообладателей (РПС) Никиту Михалкова. Мэтр отечественной кинематографии, впрочем, заявил, что не имеет к РАО «никакого отношения». «Преступная Россия» сопоставила факты, которые расходятся с утверждениями Никиты Михалкова.

Воспаление лёгких или воспаление хитрости?

Обыски в РАО и возбуждение уголовного дела в отношении генерального директора Сергея Федотова совпали с 38-ым Московским международным кинофестивалем (ММКФ),  президентом которого Никита Михалков является вот уже семнадцатый год. Все эти годы, начиная с 1999-го, Михалков бессменно, стоя в белом шатре, встречал и приветствовал гостей на церемонии открытия фестиваля.

В этом году Никита Сергеевич впервые за 17 лет на открытии не появился, что, безусловно, показалось странным и гостям фестивалям, а журналисты в свою очередь начали искать причины этого загадочного отсутствия.

На фоне событий вокруг РАО начали распространяться слухи, что Михалков решил переждать проблемы, возникшие у его партнёра и друга Сергея Федотова, и, так сказать, отсидеться в тени. В СМИ появился комментарий от анонимного источника, связанного с организацией фестиваля, который намекал – причина того, что Михалков впервые за долгие годы «прогулял» церемонию торжественного открытия, связана с лихим поворотом в жизни его давнего партнёра, соратника и друга, бизнесмена Сергея Федотова – задержание, обвинение в мошенничестве, уголовное дело, арест. Некоторые эксперты высказывали  предположение, что Михалков уехал за границу.

Между тем пресс-секретарь российского режиссёра Евгения Дорофеева официально заявила, что президент ММКФ госпитализирован с воспалением лёгких, поэтому его участие в фестивале находится под вопросом. Однако Никита Михалков дважды появился на ММКФ. И оба раза оказались связаны с поворотами с деле Сергея Федотова. Как будто Никита Сергеевич желал опровергнуть нарастающие слухи  и домыслы о «воспалении хитрости» и своём бегстве за границу.

Первое его неожиданное появление на фестивале произошло 28 июня. Утром стало известно, что гендиректор РАО задержан по обвинению в мошенничестве. Вечером этого же дня пропустивший торжественное открытие фестиваля Никита Михалков внезапно приехал в кинотеатр «Октябрь» для довольно скромного повода – чтобы представить документальный фильм, который даже не вошёл в конкурсную программу, «Акт Магнитского. За кулисами». Президент фестиваля объяснил такое личное проявление почтения к картине следующим образом: «Создание такого фильма – это поступок, а я уважаю настоящие мужские поступки. Поэтому я специально приехал сегодня из больницы сюда, чтобы представить эту работу», – процитировало  режиссёра ТАСС.

В следующий раз Никита Сергеевич появляется на церемонии закрытия ММКФ, 30 июня. Хотя до последнего журналистам не было известно, почтит ли своим присутствием Михалков церемонию закрытия фестиваля. Однако в этот день утром стало известно, что следствие обвинило Сергея Федотова в мошенничестве на 500 млн рублей, гендиректор РАО был помещён под арест в СИЗО.

После этого сообщения, уже днём, через пресс-службу Михалкова в СМИ распространилось его обращение, где президент ММКФ и президент РСП заявил о своей готовности в том же благородном тоне ходатайствовать о смягчении меры пресечения Федотову: «В первую очередь сам Сергей Сергеевич Федотов заинтересован в том, чтобы были расставлены все точки над i, а правда восторжествовала». Правда не забыл Никита Михалков, вступившись за соратника, высказаться и в защиту хрупкой системы авторских прав: следствие, по его словам, должно пройти «спокойно, профессионально, объективно, не допуская опасности, чтобы кое-какие лихие головы, воспользовавшись ситуацией, под горячую руку попытались захватить или разрушить и без того хрупкую, так долго создаваемую конструкцию защиты авторских прав».

Не забыл мэтр сказать и о себе, тем самым ответив на многочисленные публикации в СМИ, где его имя упоминалось в связи с РАО: «К моему большому сожалению, со своей стороны прокомментировать ситуацию вокруг РАО не могу, так как достаточно затруднительно давать какие-либо комментарии об организации, в которой я никогда не работал и к которой, по сути, не имею никакого отношения».

Позднее на вопросы редакции « Ленты.ру » Михалков так же пояснил: «в РАО никогда не работал, следовательно, и «внутренней кухни» общества знать не могу. То есть, я и финансово-хозяйственная, и любая иная, сугубо внутренняя, деятельность РАО — истории более чем параллельные. Более того, РАО как организация и РАО в лице Сергея Федотова для меня два совершенно разных объекта (понятия). Поэтому я могу лишь говорить о своем опыте общения именно с г-н Федотовым».

И если об истинных причинах отсутствия Михалкова на церемонии открытия 38-го ММКФ, его внезапном появлении 28, а затем 30 июня на фестивале, можно только догадываться, то заверения народного артиста, будто он не имеет «никакого отношения» к РАО и что с Федотовым их связывают только человеческие, а не профессиональные отношения, вызывают большие сомнения. Так что впору вслед за Станиславским воскликнуть: «Не верю».

Президента ММКФ и Сергея Федотова связывают почти родственные отношения – Никита Михалкова является крёстным отцом сына Федотова. Но дела семейные не мешают им вести совместные бизнес-проекты. Например, «Студия Тритэ» Никиты Михалкова и Сергей Федотов выступили инвесторами русской версии журнала The Hollywood Reporter, вышедшего в марте 2012 года. А в 2007 году соратники запускали журнал Billboard. Да и слово за «хрупкую конструкции защиты авторских прав» Михалков замолвил не случайно. В России нынешняя система защиты авторских прав, которая вызывает нарекания, в том числе со стороны тех, чьи права она защищает (собственно правообладателей и авторов), создавалась совместными усилиями Михалкова и Федотова.

Учредители журнала The Hollywood Reporter Никита Михалков и Сергей ФедотовУчредители журнала The Hollywood Reporter Никита Михалков и Сергей Федотов Фото: thr.ru 

«Налог Михалкова»

Справедливости ради, стоит сказать – Никита Сергеевич не слишком лукавит, говоря, что не имеет к РАО «никакого отношения». Формально он действительно не причастен к РАО. Зато Михалков имеет самое непосредственное отношение к выстраиванию системы защиты авторских прав в целом. В 2009 года Михалков начал лоббировать введение системы сборов с производителей и импортёров техники, которая получила название «михалковский налог» или «налог на болванки». Суть идеи заключается в том, чтобы облагать налогом в 1% производителей и импортёров совершенно любой техники, которая позволяет воспроизводить и копировать аудио- и видеозаписи.  Летом 2009 года возглавляемый Михалковым Союз кинематографистов РФ выступил с инициативой создать Фонд развития культуры и Фонд развития кинематографии,  чтобы вести сборы с компаний, производящих технику.

Однако это предложение вошло в противоречие с законом: по Гражданскому кодексу, собирать деньги могут только аккредитованные организации, созданные в пользу правообладателей. Тогда Никита Михалков совместно с гендиректором РАО и своим давним соратником Сергеем Федотовым, а также Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) создали новую структуру – Российский союз правообладателей (РСП).

А в октябре 2010 году правительство России приняло постановление № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Согласно документу, возглавляемый Михалковым и Федотовым РСП получил право собирать авторский налог в 1% с продаж флэшек, компьютеров, DVD-проигрывателей, мобильных телефонов, жестких и компакт-дисков и т.п.

В итоге РСП выиграл в конкурсе на право проводить авторские сборы, прошёл судебные процессы с Российским обществом по смежным правам (РОСП) и добрался до первых договоров об отчислениях средств с компаниями Canon, Sony, Casio, JVC, Fujifilm. В результате за ноябрь-декабрь 2010 года (первые месяцы деятельности РСП) удалось собрать 38 млн рублей. Так, РСП получил в свое распоряжение 1% от оборота на рынке, ежегодный объём которого Forbes оценил в 300-600 млрд рублей, то есть порядка 3-6 млрд рублей.

Понятно, что спешить платить «дань» объявившемуся РСП торопились не все компании. Накопившуюся на тот момент задолженность РСП оценил в 1,3 млрд рублей. В 2012 году после нескольких неудачных попыток мирно договориться с «уклонистами» РСП обратился в Генпрокуратуру, ссылаясь на то, что компании нарушают постановление №829. В обращении фигурировали 12 крупных компаний-неплательщиков, в том числе – Samsung, Panasonic и Philips.

Надзорное ведомство усмотрело в действиях неплательщиков, которые отказываются выплачивать вознаграждение в пользу РСП, нарушение закона в сфере авторского права и потребовало выплатить сбор.

Стоит сказать, что всего на данный момент аккредитацию от Минкультуры, которая позволяет собирать средства с пользователей музыки, текстов, программ и т.д. и распределять эти деньги между авторами и правообладателями, имеют четыре организации – РАО, РСП, ВОИС и УПРАВИС (Партнёрство по защите и управлению правами в сфере искусства).

При этом руководство трёх организаций, занимающихся авторскими сборами (РАО, РСП, ВОИС), тесно переплетено дружественно-семейными нитями. В 2007 году Сергей Федотов возглавил РАО. В 2008 году он же стал инициатором создания ВОИС, которую возглавил гендиректор ФГУП «Мелодия» Андрей Кричевский. В 2009 году возглавляемое Федотовым РАО становится соучредителем созданного Михалковым РСП, а сам Федотов занимает пост гендиректора нового союза. В 2015 году на посту гендиректора РСП Федотова сменяет его заместитель Андрей Кричевский. Также небезынтересно, что в состав членов правления РСП входят гендиректор ООО «Студия Тритэ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин, которые работает с Никитой Михалковым с 1988 года, а председателем правления является сын Никиты Михалкова,  Артём Михалков.  Кроме того, членом правления РСП является и Максим Дмитриев, который параллельно является членом Совета созданной Федотовым ВОИС.  К слову вице-президентом ВОИС является Елена Ямпольская, редактор газеты «Культура», издания непосредственно связанного с именем Михалкова. А исполнительным директором РСП является Александр Сухотин, он же гендиректор ОА «Редакция газеты «Культура».

Очевидно, что к деятельности созданного по инициативе Михалкова РСП самое непосредственное отношение имеет не только Сергей Федотов, но и целый ряд тесно связанных с Михалковым персонажей.  Аффилированности организаций, защищающих права авторов в России, впрочем, сам Федотов, в отличие от Михалкова, не скрывал. Отвечая на вопрос Forbes  о том, почему РАО, ВОИС и РСП управляются, по сути, одними и теми же связанными друг с другом людьми, Сергей Федотов, честно признался: «Я никогда не скрывал, что хотел построить в стране систему управления правами, которая была бы А — управляемой, Б — работоспособной и реально эффективной. <…> Конкуренция в этой сфере убивает саму идею управления правами. Мы хотели построить некую естественную монополию, как в цивилизованных зарубежных странах. И она уже по факту сейчас построена, потому что реально почти всеми организациями, которые имеют государственную аккредитацию в стране, управляю я и сложившаяся команда специалистов».  Очевидно, что одним из главных членов команды, о которой говорит Федотов, является Никита Михалков, который сейчас открещивается от какой-либо связи с РАО.

Хотя всего три года назад Никита Сергеевич стоял на одной сцене вместе с Сергеем Федотовым и подводил итоги деятельности РАО, открывая торжественный вечер по случаю 20-летия организации, к которой он не имеет «никакого отношения».

Никита Михалков и Сергей Федотов открывают торжественный вечер, посвященный юбилею РАО

Никита Михалков и Сергей Федотов открывают торжественный вечер, посвященный юбилею РАО Фото: rao.ru

Утомлённые бизнесом

Последние два года выдались непростыми и для РАО, и для РСП.

В 2015 году правоохранительные органы начали проверку деятельности «Российского авторского общества», результатом которой стало возбуждение 17 июня 2016 года уголовного дела в отношении Сергея Федотова. По словам адвоката  Федотова Дениса Балуева, поводом для возбуждения дела в отношении гендиректора РАО послужил «давний конфликт с бывшими партнёрами, которые ещё в прошлом году дали на него необходимые следствию показания». В ходе проверки оперативники выяснили, что РАО в 2007-2011 годах были приобретены четыре нежилых здания, которые общество не могло использовать в коммерческих целях, поэтому некоторые здания вообще не эксплуатировались. Между тем, по словам адвоката Балуева, РАО крайне нужны были деньги на разработку электронной системы получения авторских отчислений. Поэтому на авторском совете РАО было принято решение передать здания на баланс дочерней структуры — ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК). В свою очередь, СЭК учредила несколько фирм, в частности «Медиа менеджмент» и «Музыкальный олимп», в уставный капитал которых затем и перешла недвижимость. А позже, по данным сыщиков, помещения были проданы третьим лицам — «Росавтотрансу», «Сибирь-лизингу» и некоему частному лицу. При этом, как считает следствие, вырученные от продажи зданий общей площадью 2 тыс. кв. м средства, в распоряжение РАО так и не поступили.

Следствие обвинило главу РАО в мошенничестве в особо крупном размере  (ч.4 ст.159 УК РФ). По мнению следователей, в 2012 году Федотов перевёл на баланс «дочки» имущество РАО на сумму более 500 млн рублей.  Федотову грозит наказание до 10 лет лишения свободы.

Нарекания по поводу того, что финансовая сторона деятельности обществ по авторским правам не является прозрачной, возникли в конце 2015 года и у российских продюсеров.

«Дело в том, что как раз таки система безадресного сбора денег и отсутствие механизма их дальнейшего распределения не соответствуют нормам ВТО, – комментировал основатель проекта «Интернет и право», профессор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Антон Серго. – Мы взяли на себя обязательства уйти от такой системы, но она активно практикуется сейчас РАО и РСП. И теперь будем сами её же усиливать? Даже если создадут адекватный механизм распределения средств, то принцип их сбора, когда мы все должны платить за пиратов, вызывает большие противоречия с нормами международного права, прежде всего ВТО».

Систему распределения вознаграждений между правообладателями и авторам в РСП нельзя назвать прозрачной. По данным Forbes , к выплатам собранных вознаграждений РСП приступил только в 2011-м году, а 38 млн рублей, собранные в 2010-м, по правообладателям не распределялись. Согласно отчёту РСП, из собранных 683 млн рублей правообладателям досталось всего 290 млн. А ещё 179 млн рублей остались невыплаченными за произведения, для которых пока не удалось установить правообладателей или у которых есть проблемы с определением их реквизитов. О том, что система созданного Михалковым РСП по сбору платежей за частное копирование как минимум непрозрачна, не раз говорила и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. У компаний вызывал вопросы и перечень техники, которая облагается «налогом Михалкова». Например, как отмечали в Ассоциации, в этом перечне есть фотоаппараты, с которых никто не копирует контент.

По данным Forbes, 15% собранных денег РСП удерживает на покрытие собственных расходов. РСП обладает правом направлять до 20% от сборов на поддержку проектов по культуре. в открытых источниках узнать суммы вознаграждений и информацию о финансовой деятельности Никиты Михалкова, как президента РСП, довольно сложно. Финансовый отчёт РСП должен ежегодно сдавать в контролирующий орган – Министерство культуры. Но в этом отчёте указаны лишь показатели, без детализации движения средств.

В своей торжественной речи на церемонии закрытия 38-го ММКФ Никита Михалков, безусловно, никак напрямую не упомянул ни ситуацию с РАО, ни опасения насчёт тесно связанного с ней Российского союза правообладателей. А лишь намекнул, что завершающийся фестиваль был очень трудным, но затем оптимистично отметил: «Фестиваль живёт вне зависимости от того, какие препятствия существуют перед ним».

Каким будет 39-ый ММКФ для Никиты Сергеевича сказать сложно. Однако конъюнктура рынка складывается не в пользу лобби основавшего РСП  Никиты Михалкова.

«Это в тучные времена когда он (Никита Михалков – прим. «Преступная Россия») просил миллиард, ему спокойно давали и не спрашивали, зачем. А теперь, когда правительство отменяет излишние налоги, чтобы помочь бизнесу выжить, будет вряд ли логично нагрузить и интернет-бизнес, и самих пользователей новой данью, которая вполне возможно прошла бы просто на строительство очередных коттеджей для богемы», – отмечал журналист Антон Носик.

В мае 2015 года власти не поддержали идею Михалкова и Кончаловского открыть сеть отечественного фаст-фуда «Едим дома». В декабре 2015 года председатель Союза кинематографистов РФ заявил, что ВГТРК запретил к показу на «России 24» заключительный, 38-й выпуск его передачи «Бесогон TV», который должен был выйти 12 декабря. Режиссёр подчеркнул, что предыдущие 37 выпусков в эфир вышли беспрепятственно.

В начале 2016 года Российский союз правообладателей Никиты Михалкова проиграл в суде компании Dell. Союз требовал 90 млн рублей в качестве «налога за болванки» за ввоз в Россию серверов и хранилищ данных. Но суд встал на сторону Dell.

Попадёт ли РСП, деятельность которого вызывает множество вопросов, как у правообладателей и деятелей искусства, так и компаний, под обыски вслед за товарищеским РАО и сколько ещё организация Михалкова продержится на плаву, покажет время.

Но, окружающие давно приобрели традиционную ментовскую привычку — копить досье. Ага! Мы люди не злопамятные — у нас память хорошая. А, тем более, помощь интернета …бесценна…

18.05.2015

Собиратель прав

В 2008 г. Михалковы заинтересовались защитой авторских прав. В апреле 2008 г. правительство под руководством Виктора Зубкова своим постановлением утвердило правило выплат автору или наследникам вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства — скульптур, картин и рукописей. Это означало, что при любой публичной перепродаже этих предметов искусства продавец был обязан выплатить автору или наследнику определенный процент — от 5% за предмет стоимостью до 100 000 руб. до 305 500 руб. плюс 0,25% с суммы, превышающей 17,5 млн руб. Фонд Петра Кончаловского вместе с компанией «Арт консалтинг» и Национальной организацией экспертов в области искусства создал Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства («Управис»), получившее аккредитацию на взимание подобных сборов. Но тогда работать организация не начала. «Учредители «Управиса» подсчитали, сколько они смогут собирать, и отказались от этой идеи», — рассказывает бывший сотрудник Российского союза правообладателей (РСП).

Через два года возглавляемый Михалковым Союз кинематографистов пролоббировал введение сборов авторского вознаграждения за воспроизведение музыки в личных целях. Сначала Михалков просил правительство ввести сбор в пользу Союза кинематографистов с каждого чистого DVD-диска. Позже Российское авторское общество (РАО), Союз кинематографистов и несколько физических лиц учредили РСП, который получил право взимать 1% от стоимости техники, на которой можно записывать и воспроизводить музыку или фильмы.

Президентом РСП стал Никита Михалков, председателем правления — его сын Артем. По данным союза, в 2010–2013 гг. ему удалось собрать с производителей техники 5,3 млрд руб. Из них непосредственно правообладателям РСП выплатил чуть больше 3 млрд руб. Остальные деньги пошли на оплату расходов союза (15% сборов) и на отчисления в созданный союзом благотворительный фонд (20% сборов). По закону РСП и другие аккредитованные организации обязаны предпринять все разумные усилия по поиску правообладателей. На это отводится три года, после чего деньги остаются у РСП. На конец 2013 г. у РСП было 0,5 млрд руб. нераспределенных средств.

В 2014 г., по словам гендиректора РАО Сергея Федотова, РСП собрал 2,65 млрд руб. вознаграждения, войдя в тройку ведущих европейских организаций по коллективному управлению авторскими правами в сфере частного копирования. По словам Федотова, из них 2,1 млрд руб. уже выплачено правообладателям.

В России отчисления в пользу правообладателей собирают три организации — ВОИС, РАО и РСП, и каждая из них сама устанавливает внутренними документами порядок распределения собранных средств. Если у РАО и ВОИС есть хотя и не прозрачные, но более-менее понятные механизмы, то с РСП все сложнее, говорит бывший сотрудник РСП. В РАО ориентируются на данные самих пользователей. Например, РЖД сообщает, столько раз использовала песню Олега Газманова, а какой-нибудь ресторан — сколько раз крутил песни группы «Дюна». На основе этих данных РАО и определяет, сколько денег должен получить Газманов, а сколько — «Дюна». Похожая схема в ВОИС. РСП же ссылается на некие рейтинги популярности фильмов и музыкальных произведений, по которым определяется, кому и в каком размере сделает выплаты. «Что это за рейтинги и какие суммы получают правообладатели, РСП не раскрывает», — говорит бывший сотрудник союза. О том, по какому принципу РСП распределяет средства, не знают даже в Минкульте.

В этом году специалисты РСП сделают попытку начать сборы и за продажу предметов искусства. В мае 2014 г. гендиректором «Управиса» стал бывший исполнительный директор РСП Александр Сухотин. В год «Управис» может собирать до $1 млн, сказал «Коммерсанту» бывший гендиректор этой организации. «Надеемся, что привлечение к работе «Управиса» опытных специалистов из РСП и РАО позволит уже в ближайшее время обеспечить надлежащий уровень правовой защищенности художников, скульпторов и других авторов произведений изобразительного искусства», — передал «Ведомостям» Федотов.

Ситуация на сегодняшний день такова. Федотов сидит под арестом до 17.08.2016. А в это время борьба за куш авторских идет полным ходом.

08 Августа 2016

Эксперты заявили о попытке рейдерского захвата РАО

«Масштабная дискредитация РАО и российской системы защиты авторских прав напоминает классический рейдерский захват», уверены эксперты

Москва, 5 Августа 2016, 11:42 — REGNUM  Попытки обвинить руководство Российского авторского общества (РАО) в неэффективной и непрозрачной деятельности «лишены объективных оснований», утверждает корпоративный юрист Илья Жаков в публикации РАПСИ. 1 августа в «Российской газете» на правах рекламы вышло сообщение, в котором некая «инициативная группа авторов» призывала провести внеочередную конференцию РАО. Жаков провел анализ этого объявления и пришел к выводу о том, что предложение «инициативной группы» не имеет «каких-либо правовых оснований».

Юрист обратил внимание на анонимность как самого объявления, так и размещенного в нем бюллетеня, в котором «не предусмотрено указание фамилии, имени, отчества и подписи члена РАО». В соответствии с пунктом 4.2. Устава РАО «внеочередная конференция созывается авторским советом по собственной инициативе либо по письменному требованию более половины членов организации, либо по письменному требованию ревизионной комиссии, либо решением генерального директора», объясняет Жаков. Однако опубликованный «бюллетень» в силу своей анонимности «не имеет никакой правовой силы».

По данным эксперта, членами РАО являются около 27 тысяч правообладателей. Чтобы иметь «законные основания на публикацию такого призыва, в состав этой «инициативной группы» должно входить более 13,5 тысяч членов РАО, что вряд ли соответствует действительности», утверждает Жаков.

Он отметил, что заполнить бюллетень членам РАО предложили, «руководствуясь пунктом 4.2. устава РАО, в целях соблюдения юридических процедур для созыва и проведения внеочередной конференции». Это, по мнению юриста, также является «заведомым искажением правил устава РАО, которое, очевидно, рассчитано не столько на членов общества, сколько является частью пиар-кампании против руководства РАО».

Инициаторы конференции утверждают, что «сегодня у… российских авторов нет возможности ни управлять организацией, ни участвовать в ее деятельности». Уже в этом «базовом тезисе, на котором строится весь призыв «инициативной группы», содержится, утверждает юрист, «ложная информация». «Факт, что все органы управления РАО, в частности постоянно действующий важнейший коллегиальный орган — авторский совет, образуются из авторов-членов РАО. Таким образом, авторы принимают самое непосредственное участие в управлении обществом», — аргументирует Илья Жаков.

Сама процедура созыва и проведения внеочередной конференции «является совершенно незаконной, противоречащей действующему законодательству и уставу РАО, утвержденному 3 июня 2016 года Минюстом России». При этом эксперт сомневается в том, что действия инициативной группы анонимов — «просто провокация, призванная лишь изобразить хаос в работе РАО». Он считает, что «целый ряд признаков недвусмысленно указывает на то, что это попытка классического рейдерского захвата».

Среди них — участившиеся в последнее время нападки оппонентов РАО на всю систему охраны авторских прав в целом, чтобы дискредитировать сам институт, произвести его реорганизацию, в ходе которой можно получить контроль над всеми рычагами управления. Попытка «масштабной дискредитации российской системы защиты авторских прав» напоминает Жакову действия «по доведению предприятия до банкротства, после чего раньше группа злоумышленников производила рейдерский захват и выкачивала из недавно процветающего предприятия все ресурсы».

В случае, если незаконную, по словам юриста, конференцию удастся провести, «инициативная группа» обеспечит себе контроль за денежными средствами и имуществом РАО». Финальной стадией этого «рейдерского захвата», предсказывает Жаков, может стать внесение в ЕГРЮЛ изменений в части руководящих органов РАО. Кроме того, эксперт считает, что российскому институту защиты авторских прав уже «нанесен непоправимый ущерб, на восстановление от последствий которого потребуются десятилетия».

Ранее РАО официально заявило о недостоверности опубликованной в «Российской газете» информации, посвященной созыву внеочередной конференции РАО, и расценило происходящее как «попытку рейдерского захвата».

Член совета директоров организации, исполнительный директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов считает, что «созвать конференцию можно только по решению авторского совета, который должен соблюсти определенного рода процедуру, которая обеспечит нормы представительства, в ситуации с РАО это авторы, время, повестка дня, соблюдение формальных процедур, которые потом позволят решение этой конференции считать обязательным». Последствия нелегитимной конференции, по его мнению, непредсказуемы. «Избрали гендиректора на нелегитимной конференции, что он должен сделать — прийти с нарядом милиции в РАО и сказать «теперь я здесь всем распоряжаюсь»? Неправильно решать очень важные вопросы в нарушение процедуры закона», — сказал Лукинов.

Что-то подсказывает, что история далее будет развиваться с не менее захватывающим сюжетом.

Продолжение следует…

Читать по теме:

b23b6681436ae80362bbd96

 

3 комментария на “Авторские права. Часть I”

  • avatar LLIAMAH says:

    Душевные люди, мечтают, как в анекдоте: «Душ по двести-триста, для начала бы…»

  • avatar Елена Шестакова says:

    Какая же мерзопакость пристроилась повсюду к авторским правам! А за прививки, бесплатное образование, за советскую инфраструктуру, за то, что вообще эти авторские права заимели — расплатиться не желают. Банальные подонки и предатели Родины.

  • avatar Осинцев Егор says:

    Какое местечковое позорище… Тьфу, мерзость сатанинская!

Оставить комментарий