Владимир Гуляев
40 ролей в кино не сделали его суперзвездой советского экрана. Зато 60 боевых вылетов принесли ему славу бесстрашного летчика-аса и так «насолили» фашистам, что они пообещали награду тому, кто собьет этого воздушного дьявола…
Кто не помнит знаменитого таксиста-милиционера Володю из «Бриллиантовой руки»? Кто ни разу не цитировал его короткие коронные фразы из кинофильма: «Семен Семеныч!», «Что у Вас с головой?», «Такси на Дубровку заказывали?» Но мало, кто знает, что сыгравший его актер Владимир Гуляев был на самом деле лейтенантом запаса, самым молодым из летчиков-штурмовиков советской авиации во время Великой Отечественной войны.
Я буду соколом отважным, летать воздушною тропой…
Это строки из стихотворения, которое московский семиклассник Володя Гуляев написал для школьной стенгазеты. Так и получилось. Первые шаги в поэзии стали для мальчика пророческими.
Он с детства мечтал о небе, как многие мальчишки. В 15 лет его приняли в аэроклуб, а в 17 он стал самым юным курсантом Молотовской (Пермской) военной авиационной школы пилотов. Помог отец – устроил, что называется, «по блату»: с железной перспективой попадания на фронт, где летчики в 1942 году гибли сотнями, совершая всего по 10 — 15 боевых вылетов за свою короткую жизнь. Но старший Гуляев, воевавший в Красной гвардии еще в 1918 году, понимал, что сына не уберечь – он все равно будет осаждать военкоматы с просьбой отправить его на фронт, потому что хотел этого больше всего.
Володя закончил школу с отличием, и в звании «младшОго» лейтенанта в конце 1943г. прибыл в 639 полк 335-й штурмовой авиадивизии.
Интересно, что первую свою боевую награду – Орден Красного Знамени — военный летчик получил после легендарного боя с фашистами, который произошел не в воздухе – на Бешенковичском аэродроме в июне 1944г. Это был тот самый редкий случай, когда Илы стреляли по врагу, стоя на земле. Только что приземлившимся штурмовикам Ил-2 пришлось держать круговую оборону против многочисленного отряда гитлеровцев, прорывавшихся из окружения под Витебском. Наши летчики не растерялись: подставив под хвостовые части самолетов пустые бочки и, приподняв таким образом, свои «летающие танки», они открыли шквальный огонь из бортовых пушек и пулеметов в упор по врагу. Когда оставшиеся в живых немногочисленные фашисты разбежались по окрестным лесам, штурмовики поднялись в воздух и начали их преследование… Отчаянные пилоты так «старались», что следующий день войны вынуждены были пропустить – сгоряча они расстреляли весь имеющийся боезапас…
По 3-4 вылета в день. И каждый раз вылетая на задание, Гуляев выбирал себе цель покрупнее: разбомбить железнодорожный состав, спустить снаряды на зенитную батарею, уничтожить склад с боеприпасами… У этого штурмовика была снайперская хватка, он ни разу не промахнулся. А еще ему сопутствовала удивительная удача! Немцы всегда отвечали зенитным огнем, и товарищи Гуляева один за другим гибли в бою, а он каждый раз возвращался…
В районе Резекне удача отвернулась от Гуляева. Во время очередной атаки его Илюша получил серьезные повреждения – самолет с неработающим мотором пришлось сажать прямо на лес. Владимира Гуляева в бессознательном состоянии отправили в госпиталь. В полк он вернулся лишь через 3,5 месяца с «приговором» врачей – полеты разрешены только на самолетах легкомоторной авиации. Штурмовик вынужден был пересесть на кукурузник По-2. Гуляев выдержал месяц и забросал военное начальство рапортами. В марте 1945 года он снова поднялся в воздух в кабине Ил-2.
6 апреля 1945г. именно Гуляеву и его товарищам по дивизии была доверена высокая честь сбросить с самолета ультиматум коменданту Кенигсберга генералу Отто Ляшу. А 24 июня 1945 года Владимир Гуляев, вместе с другими 100 счастливчиками и тремя орденами на груди, гордо и торжественно маршировал по легендарной брусчатке у мавзолея Ленина на Параде Победы.
В мирное время из-за ранений и контузий из военной авиации пришлось уйти. Гражданскую жизнь он начинает с поступления во ВГИК.
Свой последний полет заслуженный военный летчик Владимир Гуляев совершил в фильме «Бриллиантовая рука» — лейтенант милиции Володя на месте летчика-штурмана военного вертолета Ми-8Т преследует контрабандистов.