Митрополит Иларион Киевский

Illarion_ikona (1)

Святой Илларион.  Автор неизвестен

Митрополит Иларион (прозвище Русин) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель, древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель.

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде.

Великий князь Ярослав Мудрый, собрав епископов, впервые поставил в митрополиты «русина» независимо от Константинополя. Под 1051 г. «Повесть временных лет» сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово.

Иларион был «мужъ благь, книженъ и постникъ», уже известный как автор «Слова о законе и благодати» — замечательного памятника древнерусского торжественного красноречия, содержащего мысли о праве Руси на равенство среди христианских народов и ее месте во всемирной истории.

«Это, — по словам Д С. Лихачева, — совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства».

Написано оно было между 1037 и 1050 гг. Иларион стал фактическим основателем Киево-Печерского монастыря. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой рус. библиотеки при Софийском соборе; был причастен к становлению древнерусской правовой системы; поддерживал Ярослава Мудрого в борьбе за независимость от Византии.

Его перу принадлежат также «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий.

Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния.

Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство).

В сочинении едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только нуден, возвеличившие свое превосходство н застывшие в рабском состоянии законности.

1

Русский монах-летописец. Иллюстрация из кн. История государства Российского

Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина», осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью» и кичливость греков перед «молодыми народами» как лишенными собственной истории варварами.

Иларион высказывает мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история — это часть мировой, а с другой — богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей.

Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви.

Само “Слово” является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание “русский народ”, а не обычное для того времени понятие “Русская земля”.

Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое “Слово о законе и благодати”, ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории.

Рождество Христово. Новгородская школа. Первая половина XV в.

Рождество Христово. Новгородская школа. Первая половина XV в.  ..

Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, “спотыкавшегося” ранее “на путях погибели”, а ныне “во всех домах своих” восклицающего: “Христос воскресе из мертвых!” Эти-то, славящие Христа, и молят Бога “еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им”, то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.

Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим.

Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству “Повести временных лет”, “ископа печерку малу двусажену” на берегу Днепра на месте, где “бе… лес велик”, и в ней, “приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне”.

В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября.

Русская древняя рукопись 116745_600

 Русская древняя рукопись. Иллюстрация из кн. История государства Российского стр.8

Enthronement_of_Hilarion_of_Kiev

Настолование митрополита Иллариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 70
Н. Н. Розов. Словарь книжников и книжности Древней Руси.
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
В. В. Мильков. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 93-94.
В. В. Мильков. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 220-222.

Портреты деятелей сходных направлений деятельности:

  • Вебинары января
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.12.2018 at 5:58 пп

    О, океана золотая, — Крещенский солнечный восход! Скользит, как вздох Эола, тая По скатогориям Алтая Победоносный лыжеход. Снега, снега, — как беломорье… Восход бестепел. Вдоль полян Метёт предутренник с нагорья Пушисто-снежное узорье, А ветер светел и ледян. Осветозарь мои веленья, Мои желанья и пути, Ты, созидающий оленя, Как бодрость упоённой лени, Дающий десять для пяти! […]

  • Вебинары декабря
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.11.2018 at 12:55 пп

    В эти белые дни мы живем, как во сне. Наше сердце баюкает нега Чьих-то ласк неживых в гробовой тишине Усыпительно мягкого снега. Если в комнате ночью при лампе сидишь, Зимний город молчит за стеною, И такая кругом бесконечная тишь, Как на дне, глубоко под водою. Даже снег в переулке ночном не хрустит. С каждым днем […]

  • Вебинары ноября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.10.2018 at 11:43 дп

    В последний месяц осени, на склоне Суровой жизни, Исполненный печали, я вошел В безлиственный и безымянный лес. Он был по край омыт молочно-белым Стеклом тумана. По седым ветвям Стекали слезы чистые, какими Одни деревья плачут накануне Всеобесцвечивающей зимы. И тут случилось чудо: на закате Забрезжила из тучи синева, И яркий луч пробился, как в июне, […]

  • Высотный пожар
    Posted by Валерий Ким on 22.01.2019 at 1:32 дп

    Гореть будем часто и обильно, это уже решено и запротоколировано. Программой "Новое кольцо Москвы" определено до 2015 года построить 60 высотных многофункциональных комплексов в срединном и периферийном поясах города. Средняя высота небоскребов будет составлять 35 этажей, то есть около 75 м. Новые МГСН "Многофункциональные высотные здания и комплексы" будут распространяться на отдельно стоящие или находящиеся […]

  • Конституционные чтения
    Posted by Валерия Прибыловская on 10.01.2019 at 12:28 пп

    Ну, с почином вас, дорогие россияне! Хотя заказчики этих конституционных чтений, развернувшихся вдруг  накануне НГ, были очевидны еще накануне третьего неконституционного срока Владимира Путина, когда конституцию вдруг начали читать на "Дожде".  Главного они там не вычитали, все добиваясь "вернити нам выборы!" почему-то после выборов в думу, сорвав избирательную президентскую кампанию 2012 года. Тут значит за чтение […]

  • Некультурные впечатления
    Posted by Валерия Прибыловская on 09.01.2019 at 5:51 пп

    Нынче была слабая попытка покритиковать Новогодний огонек. ол, опять такое было… такое… то же самое, что в прошлом году и поза-позапрошлом… только еще позорнее. А тема оказалась исчерпанной для многих. Выяснилось, что никто этот огонек и не смотрел, кроме шизиков и паралитиков, не сумевших самостоятельно переключить каналы. Все догадались загодя подготовить самим себе программу или […]