Иоаким, патриарх Московский и всея Руси

ioakim-842129_600

Иоаким. Портрет работы Виктора Шилова.

Иоаким (Иван Петрович Савёлов 6 января 1621 — 17 марта 1690) — девятый патриарх Московский и всея Руси.

Отец Иоакима принадлежал к можайской ветви рода Савёловых — потомственных мастеров соколиной охоты; многие родственники Иоакима служили государевыми сокольниками. Когда Ивану Савёлову исполнилось 14 лет, он должен был поступить на службу. Документальных свидетельств о его карьере до 1644 г. нет. В кон. 30-х гг. XVII в. Иван взял в жены Евфимию, в браке с к-рой имел 4 детей, чьи имена неизвестны. Существует гипотеза, что 4 последних поминания в синодике рода Ивана из Чудова мон-ря: Софроний, Гликерия, Елена, Гурий — относятся к детям патриарха.Есть основания говорить о принадлежности Ивана Савёлова в период жизни в Москве, до отъезда на военную службу, к кружку интеллектуалов-эллинофилов, группировавшихся вокруг монаха Епифания (Славинецкого) и окольничего Ф. М. Ртищева.

В 1649 или в 1650 г. Иван Савёлов поступил на рейтарскую службу в полк И. Фанбуковена (ван Буковена).Осенью 1653 г. И. П. Савёлов в числе особо отличившихся рейтаров получил чин поручика. Вскоре И. П. Савёлов получил известие о смерти жены и детей (вероятно, во время эпидемии чумы, охватившей летом-осенью 1654 центральные уезды России). Личная драма подтолкнула его к принятию монашества, будущий патриарх принял постриг в Межигорском мужском монастыре под Киевом с именем Иоаким. До конца жизни он с благодарностью вспоминал о месте своего пострига.

Н. Я. Тамонькин. Церковь Николы в Пыжах. 1670-1672 гг. Рисунок 1947 г.

Н. Я. Тамонькин. Церковь Николы в Пыжах. 1670-1672 гг. Рисунок 1947 г.

В сент. 1657 г. грамотой патриарха Никона был переведен в Валдайский Святоозерский мон-рь. Ок. 1663 г. Никон (к этому времени оставивший Патриаршую кафедру, но сохранивший за собой управление рядом мон-рей) перевел Иоакима строителем в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова муж. мон-рь, где буд. патриарх руководил сооружением Воскресенского собора. По-видимому, из-за конфликта с Никоном Иоаким покинул мон-рь и, получив приглашение от Ф. М. Ртищева, перешел строителем в московский Андреевский мон-рь в Пленницах.На Соборе в авг. 1664 г. русские иерархи рекомендовали Иоакима на место архимандрита Чудова монастыря.

Являясь настоятелем Чудова монастыря, Иоаким вошел в ближайшее окружение Алексея Михайловича и стал одним из главных исполнителей планов царя в устройстве церковных дел: в разрешении «дела Никона» и в борьбе с набиравшим силу старообрядчеством. Чудовский архимандрит входил в делегацию, приехавшую 13 янв. 1665 г. к Никону в Новоиерусалимский мон-рь, чтобы получить от него письма его покровителя боярина Н. А. Зюзина и уговорить Никона уйти на покой. Поездка была успешной: Никон отдал грамоты, согласился уйти на покой и не препятствовать выборам нового предстоятеля (позднее бывший патриарх изменил свою позицию).

Александр Литовченко. Итальянский посланник Кальвуччи рисует любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889 г. Харьковский художественный музей

Александр Литовченко. Итальянский посланник Кальвуччи рисует любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889 г. Харьковский художественный музей

Иоаким играл важную роль на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., осуществляя постоянные контакты между царем и отцами Собора и информируя царя о ходе работы. Старообрядцы особо отмечали роль Иоакима в принятии Собором решений в отношении последователей «старой веры». Федор Иванов писал о том, что старообрядцев перед царем и восточными иерархами «власти оклеветали… Павел, Крутицкий митрополит, да Рязанский архиепископ Иларион, и третий — Иоаким, архимандрит чудовской». Хотя Федор называет Иоакима в числе 3 главных противников старообрядчества на Соборе, в сочинении старообрядца содержится косвенное указание на то, что позиция Иоакима отличалась от позиции 2 др. насадителей богослужебной реформы — митр. Павла и архиеп. Илариона. В то время как названные архиереи были убежденными защитниками реформы и, по словам Федора, «утвердили все никонианство», «прочие все власти (из предшествующего изложения ясно, что речь идет в первую очередь об Иоакиме) нехотя последовали им, славы ради. «… Великий государь то изволил, а мы бы и рады по старым книгам пети и служити Богу, да царя, не смеем прогневати». В переданных Федором Ивановым словах Иоакима во многом отразилась суть позиции будущего патриарха, в своей деятельности всегда на 1-е место ставившего общегосударственные интересы, выразителем которых являлся царь. Со временем позиция Иоакима стала более определенной, часто она противоречила мнению правителя, но служение интересам России, деятельность ради ее блага всегда являлись основными целями Иоакима — убежденного государственника.

Церковь Тихона Амафунтского у Арбатских ворот в XVII веке.

Церковь Тихона Амафунтского у Арбатских ворот в XVII веке.

16 ноября 1671 г. Иоаким по поручению Алексея Михайловича приезжал к Ф. П. Морозовой, чтобы убедить ее покориться царю и оставить раскол. Поездка была безуспешной, в тот же день Иоаким объявил Морозовой и княгине Е. П. Урусовой об аресте. Иоаким присутствовал при 1-м допросе сестер, который прошел в Чудовом монастыре 18 ноября.

2 нояб. 1666 г. Иоаким вместе с русскими иерархами на ступенях Успенского собора встречал приехавших для участия в Соборе патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского (последний поселился в Чудовом мон-ре). Подпись Иоакима содержится под отменой постановления Собора 1620 г., предписывавшего перекрещивать западных христиан и единоверных «белорусцев». 12 дек. 1666 г. Иоаким присутствовал в Благовещенском храме Чудова мон-ря при низложении Никона, на выборах нового патриарха Московского и всея Руси (31 янв. 1667), также прошедших в Чудовом мон-ре. 3 июля 1672 г. на Патриарший престол был возведен Питирим.

112570

Степан Михайлович Шухвостов (1821–1908). Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле.

21 янв. 1671 г. Иоаким (единственный из настоятелей мон-рей) был на обручении Алексея Михайловича с Н. К. Нарышкиной, 29 июня 1672 г. крестил в Чудовом мон-ре новорожденного царевича Петра I Алексеевича. (Об особо доверительных личных отношениях между царем и Иоакимом свидетельствует, в частности, тот факт, что внебрачный сын Алексея Михайловича и И. М. Мусиной-Пушкиной И. А. Мусин-Пушкин, родившийся в 1671, в дворцовых документах 1685 г. назван «племянником» Иоакима; см.: Седов. 2006. С. 113. Примеч. 4.) Живя в московских монастырях, Иоаким был близок к боярским семьям Ртищевых и Хитрово. Иоаким проявил себя как противник западных культурных заимствований: осенью 1672 г. патриарх Питирим, на к-рого Иоаким имел влияние, выступил против первых театральных представлений при царском дворе. Став патриархом, Иоаким также их осудил, несмотря на то что Алексею Михайловичу спектакли очень нравились.

Н. Я. Тамонькин. Собор Знаменского монастыря в Зарядье. 1679-1684 гг. Рисунок 1947 г.

Н. Я. Тамонькин. Собор Знаменского монастыря в Зарядье. 1679-1684 гг. Рисунок 1947 г.

22 дек. 1672 г. Иоаким был хиротонисан во митрополита Новгородского и Великолуцкого. В Новгороде, по-видимому сразу по приезде, он сказал поучение, в котором убеждал паству подчиняться власти, «понеже безначалие всюду есть зло и погибели, и крамолы».Из Новгорода Иоаким отправил делегацию к мятежным монахам Соловецкого монастыря, отказывавшимся повиноваться властям и служить по новоисправленным книгам (Соловецкое восстание). Эта миссия успеха не имела; в янв. 1676 г., когда Иоаким уже был патриархом, непокорная обитель была взята царскими войсками. В 1673 г. Иоаким издал указ о сборе в Новгородской епархии налогов с духовенства поповскими старостами, а не светскими чиновниками, что стало важной мерой в политике ликвидации управления приходским духовенством со стороны светских лиц, активно проводившейся Иоакимом в период Патриаршества. В Новгороде архиерей оставался недолго, по большей части он находился в Москве и занимался делами общецерковного управления при старом и немощном патриархе Питириме († 19 апр. 1673).

Н. Я. Тамонькин. Церковь Знамения на Шереметевом дворе. 1690-е гг. Рисунок 1947 г.

Н. Я. Тамонькин. Церковь Знамения на Шереметевом дворе. 1690-е гг. Рисунок 1947 г.

26 июля 1674 г. Иоаким был возведен в сан патриарха. Время управления Иоакимом Русской Церковью характеризуется активной деятельностью первосвятителя по укреплению центральной власти в России, как духовной, так и светской, в условиях углублявшегося церковного раскола и борьбы придворных группировок при молодых и слабых правителях. Патриарх был одним из наиболее влиятельных гос. деятелей того времени, разрешавшим острые конфликты между правившими кланами. После кончины Алексея Михайловича (29 янв. 1676) Иоаким благословил на царство Феодора Алексеевича; исследователи считают, что патриарх сразу же позиционировал себя как один из центров высшей власти в гос-ве наряду с царем.

Трудно переоценить значение Иоакима для разрешения политических кризисов 1682 и 1689 гг. 27 апр. 1682 г., в день смерти бездетного Феодора Алексеевича, патриарх возглавил избирательный Собор, на к-ром в результате «единодушнаго согласия» царем избрали Петра (сохранился акт Собора с названием «Воззвание патриарха Иоакима ко всем гос. чинам и к народу»). Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. Иоаким встал на защиту царевичей и вдовствующей царицы Наталии Кирилловны. Под давлением стрелецкого войска 25 июня патриарх венчал на царство Иоанна и Петра Алексеевичей. Ранее, в мае, регентшей при малолетних царях была объявлена царевна София Алексеевна. Впоследствии патриарх был категорически против коронования царевны, о чем мечтали ее сторонники. Во время противостояния Софии и Петра летом-осенью 1689 г. Иоаким находился в Троице-Сергиевом монастыре вместе с юным царем.

20120117

Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 г. Худож. О. Россиньон. 1839 г. (ГИМ)

Остро переживал патриарх и внешнеполитические угрозы. В период тяжелых боев 2-го Чигиринского похода русской армии он составил «Поучение, возбуждающее люди до молитвы и поста во время нахождения супостатов». Чтоб предупредить новое нашествие султана и хана на Украину, в дек. 1678 г. из Москвы в К-поль было отправлено посольство с предложением султану восстановить дружественные отношения с Россией. Помимо царской грамоты посол вез грамоту Иоакима к муфтию с призывом удержать султана от войны: патриарх просил муфтия о предотвращении «ратей, начинающихся неправдою за причиною богомерзкого законопреступника Юраски Хмельницкого». Ю. Б. Хмельницкий в 1678-1681, 1684-1685 управлял Правобережной Украиной, оккупированной Турцией, как вассал султана). Во время Крымских походов 1687-1689 гг. Иоаким находился в постоянной переписке с отправившимися в поход военачальниками.

SONY DSC

Патриарх Московский и всея Руси Иоаким. Портрет. 1677/78 г. Худож. К. Золотарев

При Иоакиме регулярно собирались Архиерейские Соборы, основными задачами к-рых были проведение в жизнь решений Собора 1666-1667 гг., в первую очередь борьба с расколом, укрепление авторитета духовенства (преимущественно епископата) и меры по обособлению духовенства в особое сословие. Хотя Собор 1666-1667 гг. провозгласил необходимость подчинения духовных лиц духовной юрисдикции, эти решения не выполнялись, т. к. не было повсеместной системы органов управления духовенством через духовных лиц. В 1675 г. В результате в 1677 г. был закрыт Монастырский приказ. По решению Собора 1675 г. часть судебных полномочий патриарха была передана епархиальным архиереям, что позволяло им успешнее бороться с распространением старообрядчества. На Соборе рассматривались также вопросы о новом переводе Библии с греч. языка, были уточнены границы епархий. Большое внимание Собор уделил архиерейскому служению, к-рое подвергалось многочисленным нападкам со стороны старообрядцев. В июне 1677 г., Иоаким разослал архиереям грамоты, в которых запретил титуловаться «великими господами». При Иоакиме произошло значительное сокращение славянско-рус. части месяцеслова, что объясняется следованием решениям Собора 1666-1667 гг., фактически запретившего местное прославление русских святых. При издании Устава церковного в 1682 г. из месяцеслова было исключено до 50 имен рус. святых, большинство из них было возвращено в месяцеслов после смерти Иоакима, в 1695 г.

В инициативе царя — борьбе с местничеством — Иоаким поддержал Феодора Алексеевича и одним из первых в 1682 г. подписал указ об отмене местничества, участвовал в публичном сожжении разрядных книг.

Н. Я. Тамонькин. Церковь Воскресения в Кадашах. 1687 г. Рисунок 1947 г.

Н. Я. Тамонькин. Церковь Воскресения в Кадашах. 1687 г. Рисунок 1947 г.

Несмотря на то что отцы Собора 1682 г. приняли ряд постановлений с целью ограничить распространение раскола церковными средствами, гораздо большие надежды архиереи возлагали на гражданскую власть и просили воевод, приказных людей и вотчинников содействовать борьбе с «церковными мятежниками». Упорное пребывание в расколе Собор определил считать преступлением, подлежащим гражданскому суду. По-видимому, по инициативе Иоакима Собор решил для преодоления чрезвычайно распространившегося нищенства упорядочить систему богаделен. Иоаким еще ранее начал осуществлять этот проект и подал пример устройством богаделен в столице (для поддержания московских заведений он установил дополнительный сбор с епархий).

Весной-летом 1682 г. в Москве произошли массовые волнения, в которых тесно переплелись политические и вероисповедные требования. Под давлением восставшего стрелецкого войска и кн. И. А. Хованского Иоаким был вынужден согласиться на открытый диспут со старообрядцем Никитой Добрыниным. 5 июля 1682 г. в Грановитой палате Московского Кремля состоялись публичные «прения о вере», проходившие при крайнем накале страстей. В пылу полемики Никита Добрынин избил любимца и ставленника И. Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова). Фактически сорвав «прения», старообрядцы поспешили объявить о своей победе. Между тем хула на патриарха и священноначалие, избиение иерарха представляли собой преступление, по нормам Соборного уложения 1649 г. каравшееся смертью. 7 июля по приказу Софии Алексеевны Никита Добрынин был предан церковному суду, 11 июля передан светским властям и казнен. Июльский диспут в Грановитой палате отразился в 2 сочинениях, подписанных именем Иоакима,- в «Слове на Никиту Пустосвята» и в «Увете духовном».

spor-o-vere-1880-81-preniya-o-vere_-5-iyulya-1682-goda-v-granovitoj-palate-v-prisutstvii-patriarha-ioakima-i-tsarevny-sofi-vasilij-perov-fragment

Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-81. («прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи)

Позднее Иоаким продолжал борьбу со старообрядчеством. Вследствие участившихся в 1-й пол. 80-х гг. XVII в. массовых самосожжений старообрядцев в 1685 г. при содействии патриарха был издан закон, согласно к-рому подстрекательство к самосожжению наказывалось смертной казнью. Сторонников «гарей» по возвращении в Православие надлежало отправлять в мон-ри, предварительно подвергнув бичеванию. Суровые наказания предусматривались для сочувствовавших старообрядцам, их имущество отписывалось в казну. Закон 1685 г. вынудил старообрядцев бежать в отдаленные районы страны и за границу.

Значительное место в деятельности Иоакима занимала политика, нацеленная на осуществление и продолжение тех решений Собора 1666-1667 гг., к-рые были направлены на обособление духовного сословия и его подчинение исключительной юрисдикции духовных властей. В 1686 г. Иоаким разослал грамоты о неподсудности духовенства гражданским властям, тогда же подтвержденные царской грамотой.

Н. Я. Тамонькин. Донской монастырь. Рисунок 1946 г.

Н. Я. Тамонькин. Донской монастырь. Рисунок 1946 г.

Иоаким защищал имущественные интересы духовенства. Вся земля, находившаяся в пользовании церковных учреждений, начала рассматриваться как церковная собственность.Иоаким прилагал много усилий для поддержания авторитета патриаршей власти, боролся с личными противниками. Одну из главных опасностей в этом отношении для Иоакима представлял ссыльный Никон, не признавший законности суда над ним, не считавший Иоакима патриархом и называвший в письмах и челобитных патриархом себя. Весной 1676 г., вскоре после кончины царя Алексея Михайловича, Боярская дума и Иоаким постановили перевести Никона в Кириллов Белозерский монастырь с более строгим режимом содержания. Несмотря на неприязнь Иоакима к низложенному первоиерарху, Иоакима нельзя считать инициатором этого решения, авторами которого в первую очередь были бояре, резко настроенные против Никона (в первые месяцы после кончины Алексея Михайловича при дворе были сильны старообрядческие настроения). На заседании думы патриарх даже выступил против предложения бояр заключить Никона в земляную тюрьму в Кирилловом мон-ре (т. е. поступить с ним подобно тому, как Алексей Михайлович поступил с Аввакумом Петровым, Лазарем, Епифанием и Федором Ивановым). 14 мая решение думы было утверждено Собором.

В посольской церкви. XVII в.

В посольской церкви. XVII в.

В 1678 г. стали очевидны симпатии Феодора Алексеевича и его окружения к Никону.Без согласия первосвятителя царь повелел перевезти Никона в Воскресенский мон-рь; по-видимому, предполагалось, что Никон также прибудет в Москву, где его встретит царь. Однако в пути Никон скончался. Иоаким отказался благословить совершение похорон по чину погребения патриарха и не участвовал в церемонии, состоявшейся 25 авг. 1681 г. в присутствии царской семьи. Возможно, в результате этого конфликта отношения между царем и Иоакимом обострились.Вскоре конфликт был исчерпан. Так же Иоаким не был сторонником крайних мер наказания противников; по-видимому, он не был причастен к приказу о сожжении пустозерских узников 14 апр. 1682 г.

Иоаким был резким противником иностранного влияния на русское общество. Созванный Иоакимом в январе 1690 г. Собор осудил Сильвестра (Медведева) и запретил к распространению книги правосл. авторов (преимущественно украинских), содержащие «латинские ереси». Были запрещены сочинения Симеона Полоцкого, Петра (Могилы), Иннокентия (Гизеля), Иоанникия (Галятовского), Лазаря (Барановича), Сильвестра (Косова) и др. При активном участии Иоакима была начата кампания против решения правительства Софии Алексеевны предоставить протестантам и католикам право строить каменные храмы.Известен эпизод, когда на поддержанную царем Феодором Алексеевичем просьбу польских послов духовного звания присутствовать на патриаршей службе Иоаким ответил резким отказом: «А еретикам во святилище быти… невходно».

hfoproqzzio

К. Вещилов. Суд над протопопом Аввакумом

В 1690 г. из Москвы по решению Иоакима были высланы иезуиты. Патриарх был твердым противником распространявшегося при дворе поляками и украинцами и любимого царем Феодором партесного пения. В духовном завещании Иоаким призывал рус. людей противостоять иностранному влиянию, напоминая, что он всегда с ним боролся, в частности протестовал против назначения в рус. полки командирами «еретиков-иноверцев».

При Иоакиме состоялся переход Западнорусской митрополии под власть Московского патриарха. 24 окт. 1685 г. новоизбранный Киевский митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский) прибыл в Москву и принес присягу И., в 1687 г. переход Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви был признан К-польским патриархом. Иоаким пытался контролировать деятельность Киево-Печерской типографии, указывая на недопустимость выпуска книг без предварительного свидетельствования в Москве.

Иоаким погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

i400-1

Патриарх Московский и всея Руси Иоаким. Неизвестный художник. XIX в.

Лит.: Материалы из истории можайского боярского рода Савеловых // Макарьевские чт. 2003. Вып. 10. С. 579-592;
Макарьевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. Патр. Иоаким и его время; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.);
Булычев А. А. О светской карьере будущего Московского патриарха Иоакима (Савёлова) // ДРВМ. 2009. № 4(38). С. 33-35;
Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009.
Исп. мат.: Иоаким // Православная энциклопедия pravenc.ru

Портреты деятелей сходных направлений деятельности: