Павел Осипович Сухой

Павел Осипович Сухой

Павел Осипович Сухой

Павел Осипович Сухой (1895—1975) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), с 1939 г. — главный конструктор опытного конструкторского бюро (КБ), в котором был разработан штурмовик Су-2, участвовавший в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В 1949—1953 гг. — зам. главного конструктора завода № 156 А. Н. Туполева, работал над созданием учебно-тренировочного самолета на базе Ту-2. С 1953 г. — главный конструктор, с 1956 г. — Генеральный конструктор КБ и опытного производства, под его руководством созданы реактивные самолеты (Су-9, Су-15 и др.), сверхзвуковые истребители со стреловидным и треугольным крылом, истребители-бомбардировщики (Су-7, Су-11, Су-24, Су-27 и их модификации), дозвуковой бронированный штурмовик Су-25.

На самолетах П. О. Сухого установлено более 50 мировых рекордов высоты, скорости полета и др. Он создал свою школу проектирования современных боевых авиационных комплексов.

 «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Н.П. Богданов-Бельский

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Н.П. Богданов-Бельский

Родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи в семье учителя.

Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, был выходцем из белорусских крестьян. Ещё в детстве односельчане обратили внимание на то, что у мальчика хорошие способности не только к крестьянскому труду, но и к различным наукам. На сельском сходе решено было собрать деньги, чтобы отправить Осипа на обучение в Учительскую семинарию. Так Осип Сухой обрёл очень почётную в то время профессию школьного учителя.

В 1900 году Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле. Так семья Сухих перебралась из села в город.

У Осипа Сухого было шестеро детей — пять девочек и единственный сын, Павел. Отец старался дать детям хорошее образование и расширить их кругозор. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, выпускали домашний рукописный журнал.

В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Учился он хорошо, а на выбор жизненного пути повлиял полёт лётчика Уточкина. Один из пионеров русской авиации Сергей Уточкин, ради её популяризации совершавший показательные полёты в различных уголках Российской империи, не мог даже предположить, какое значение будет иметь его обычный полёт над Гомелем.

«Полет Уточкина», В. Роскин, х.м., 1972

«Полет Уточкина», В. Роскин, х.м., 1972

Когда Уточкин пролетал над городом, внизу за его полётом с восторгом наблюдали гимназисты, один из которых в этот день решил связать свою судьбу с авиацией. Звали гимназиста Павел Сухой. В 1914 году Павел Сухой окончил гимназию с серебряной медалью, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам, а также отличные оценки по остальным десяти предметам.

Несмотря на то, что по немецкому у Сухого было лишь «хорошо», впоследствии он без труда читал авиационную литературу на немецком языке, а знание латыни позволило ему освоить и другие европейские языки до уровня, позволявшего знакомиться с материалами по авиации.

Выпускник гимназии Сухой мечтал о поступлении в Императорское высшее техническое училище в Москве, поскольку на тот момент лишь в нём в России изучались теоретические и технические вопросы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.

Павел Рыженко. Николай II на аэродроме.

Павел Рыженко. Николай II на аэродроме.

Отец поддерживал стремление Павла и через родственника, проживавшего в Москве, отправил документы сына, необходимые для допуска к экзаменам. Родственник Сухих оказался человеком осторожным, подав в приёмную комиссию не оригиналы, а копии документов. Это было нарушением действовавших правил, из-за чего Павлу Сухому было отказано в допуске к экзаменам.

Но Павел не пал духом, отправился в Москву сам и успешно поступил на математический факультет Московского университета.

Молчанов Эдуард. Планеры.

Молчанов Эдуард. Планеры.

О своей мечте Сухой не забыл. Спустя год он подаёт документы на поступление в Техническое училище так, как положено, и успешно сдаёт экзамены. Поступив в училище, он становится членом кружка воздухоплавания, который возглавляет один из основоположников русской авиации Николай Жуковский.

Казалось, Павлу Сухому удалось сделать шаг к своей мечте. Но к тому моменту вовсю бушевала Первая мировая война, и студента Сухого мобилизовали в армию. Окончив школу прапорщиков, он до октября 1917 года служил артиллеристом на Западном фронте. После того как Россия фактически вышла из войны, Павел вернулся в Москву, но тут обнаружил, что Техническое училище закрыто.

Сухой вернулся в Гомель, а затем получил место учителя математики в городе Лунинец, в Западной Белоруссии. Судьба продолжала испытывать его на прочность: сначала пришлось бежать в Гомель, спасаясь от польской армии, оккупировавшей Западную Белоруссию, затем необходимо было искать пропитание для семьи. В это время Павел переболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Он сумел выжить, но осложнения на горло привели к тому, что у него навсегда изменился голос, который стал звучать приглушённо. Скорее всего, именно поэтому те, кто работал с Сухим, называли его человеком немногословным и суховатым в общении.

Руденко Валерий. Бомбардировщик ТБ-3

Руденко Валерий. Бомбардировщик ТБ-3

В 1920 году Совет народных комиссаров выпустил постановление о возвращении студентов в вузы. Открылось и Техническое училище в Москве. В 1921 году 26-летний Павел Сухой едет в Москву, чтобы продолжить учёбу, прерванную на целых шесть лет.

Он не только учился, но и по вечерам подрабатывал в КБ Николая Фомина, где проектировались дирижабли. Сухому нужны были деньги — в 1923 году он женился на своей землячке, учительнице, с которой познакомился в Западной Белоруссии.

Жирнов Андрей. Истребители.

Жирнов Андрей. Истребители.

Ещё до окончания училища, в 1924 году, Павел Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института.

Наступило время дипломного проекта, и руководителем Сухого стал авиаконструктор Андрей Туполев. Туполев разглядел в далеко уже не юном студенте большой талант. Дипломная работа «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил» успешно прошла защиту, и 30-летний Павел Сухой получил квалификацию «инженер-механик», а вместе с ней и предложение от Туполева продолжить совместную работу в констукторском отделе ЦАГИ. Сухой был включён в конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ТБ-3.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ТБ-3.

Высокая работоспособность, неординарное мышление, умение находить оригинальное решение для сложнейших задач — эти качества, проявленные Сухим, очень быстро выделили его среди других авиаинженеров. В короткий срок он прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора. В этом качестве, будучи «правой рукой» Туполева, он занимался созданием истребителей И-4, И-14, а также самолёта АНТ-25, на котором был осуществлён перелёт в США через Северный полюс.

(Перед Сухим сразу же была поставлена сложная задача — создать цельнометаллический истребитель, который станет образцом для серийного производства подобных машин. В итоге результат работы над самолетом БД-2 с двумя двигателями, превзошел все ожидания конструктора. Именно на этом самолете гражданского образца осенью 1938 года летчицами П. Д. Осипенко, В. С. Гризодубовой и М. М. Расковой был установлен новый мировой рекорд дальности и продолжительности полета.

Неизвестный художник «Женщины-пилоты Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полтина Осипенко» 1940-е

Неизвестный художник «Женщины-пилоты Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полтина Осипенко» 1940-е

В начале 1930-х годов Сухой с другими сотрудниками конструкторского отдела создавали истребитель И-14 (АНТ-31). Но скорость машины была невысокой, к тому же было запаздывание с выходом из штопора. Поэтому производство И-14 пришлось ограничить.

В середине 1930-х годов началось испытание самолета И-16. Летные качества этой машины оказались намного лучше, поэтому самолет стал активно использоваться русской авиацией.

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) «Парашютист над морем» 1934

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) «Парашютист над морем» 1934

Таким образом в период с 1925 по 1931 год Сухой участвовал в создании целого ряда самолетов (И-4 (АНТ-5), ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6), Р-3 (АНТ-3), Р-7 (АНТ-10), АНТ-9) и нескольких торпедных катеров.

В это же время бригада Сухого начала работу над проектированием истребителя с динамореактивной пушкой калибра 100 мм. В 1935 году увидел свет двухместный пушечный истребитель АНТ-29. Это был цельнометаллический моноплан. В нем находились 2 двигателя водяного охлаждения, каждый из которых имел мощность 750 лошадиных сил.

В 1932—1933 годах началась работа над созданием самолета РД (АНТ-25) и его модификаций. Павла Осиповича назначили руководителем проекта. Расчет предельной дальности полета этой машины составлял 13 тыс. км. Первое испытание самолета состоялось в июне 1933 года. Однако вскоре выяснилось, что дальность полета не соответствует проектной. Это было связано с тем, что гофрированная обшивка крыла и оперения создавали дополнительное сопротивление. Обшивка была заменена на полотняную, и дальность полета стала соответствовать проектной.

В 1940 году Сухому была присвоена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации.(ИНЖЕНЕРЫ РОССИИ))

Руденко Валерий. Бомбардировщик СУ-2.

Руденко Валерий. Бомбардировщик СУ-2.

В 1936 году в Советском Союзе был объявлен конкурс на создание ближнего бомбардировщика под условным наименованием «Иванов» (ближний бомбардировщик ББ-1, с 1940 года — Су-2). Победу в конкурсе одержал проекта Павла Сухого, который получил право создать собственное конструкторское бюро.

Лёгкий бомбардировщик Су-2, первый собственный проект Сухого, выпускался серийно с 1940 года. Всего было построено около 900 экземпляров Су-2 и его глубокой модификации Су-4.

Руденко Валерий. Бомбардировщик СУ-2.

Руденко Валерий. Бомбардировщик СУ-2. ..

Су-2 не входит в число наиболее известных советских самолётов, несмотря на высокие показатели живучести в бою. Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. Это примерно в 1,6 раза ниже, чем средние потери советской бомбардировочной авиации за первые месяцы войны.

Руденко Валерий. Бомбардировщик ПЕ-2.

Руденко Валерий. Бомбардировщик ПЕ-2.

Сравнивая Су-2 с другим советским бомбардировщиком Пе-2, специалисты отмечают, что, несмотря на более высокие тактико-технические характеристики «пешек», «сушки» гибли в бою в среднем в два раза реже.

КБ Сухого продолжало работы и над новыми машинами. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот проект не пошёл в серию, так как военные эксперты отдали предпочтение конкуренту — штурмовику Ил-10.

В конце войны Сухой одним из первых начинает работать над проектами реактивных самолётов, понимая, что за ними будущее авиации. В разработке находится целая «линейка» самолётов Су, однако в 1949 году, когда работы находились в самом разгаре, было принято решение о закрытии КБ Сухого. Произошло это после того, как 3 июня 1949 года в Подмосковье во время испытательного полёта потерпел катастрофу истребитель-перехватчик Су-15.

Руденко Валерий. Истребитель СУ-3.

Руденко Валерий. Истребитель СУ-3.

Вины КБ Сухого в происшествии не было, лётчик благополучно приземлился на парашюте, однако решено было сделать оргвыводы. Конструкторское бюро закрыли, а сам Сухой вернулся к Туполеву на ту же должность, с которой уходил, — заместителя генерального конструктора. Проекты Су-15, а также ещё нескольких самолётов, были свёрнуты. Впоследствии под этими названиями появятся новые разработки КБ Сухого.

Возродить КБ Сухого заставила война в Корее. В руки советских военных в качестве трофея попал американский реактивный истребитель «Сейбр», для изучения которого было сформировано КБ-1 под руководством Павла Сухого.

В 1953 году КБ Сухого было восстановлено в полном объёме, получив в качестве производственной базы завод № 51, переименованный в 1965 г. в ММЗ «Кулон».

Руденко Валерий. ПВО Москвы.

Руденко Валерий. ПВО Москвы.

Второе рождение КБ Сухого по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Под руководством Павла Сухова стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и с треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла.

Руденко Валерий. Самолёт-разведчик Су-2Р.

Руденко Валерий. Самолёт-разведчик Су-2Р. ..

После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд нереализованных проектов, например Су-13.

Жизнь не баловала Павла Осиповича Сухого. На его долю выпало немало испытаний, он поздно пришёл в профессию, ему пришлось пережить закрытие собственного КБ, чтобы затем всё начать сначала.

Картина А. Жирнова, Су-15 сбивает корейский Боинг.

Картина А. Жирнова, Су-15 сбивает корейский Боинг.

Несмотря на это, под его руководством было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

В 1960-е и 1970-е годы под руководством Павла Осиповича был спроектирован целый ряд сложнейших машин, предназначенных для эксплуатации в любых метеоусловиях и в любое время суток — П-1, Т-37, Т-4 и другие. Некоторые из них находятся на вооружении России и сегодня. Начиная с 1960-х годов КБ Сухого вышло в лидеры в военном авиастроение сначала в нашей стране, а затем и во всём мире.

Су-24

Су-24

Скончался авиаконструктор 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Павел Сухой — доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Сталинской (1943), лауреат Ленинской премии (1968), Государственной премии СССР (1975, посмертно), Государственной премии РФ (1996, посмертно). Награжден тремя орденами Ленина (1945, 1957, 1975), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени (1938), орденом Красной Звезды (1933), орденом «Знак Почета» (1936), медалями.

Характеристика личности

Владимир Балуев, российский инженер-авиаконструктор; начал работать в бригаде Павла Сухого с 1929 года: « …Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам… Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. …Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором… Он умел… вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути… »

Су-24

Су-24

А. В. Мурашов, российский инженер-конструктор:
« Когда в 1939 году я пришел в Конструкторское бюро, меня встретил стройный, выше среднего роста, гладко причесанный, несколько аскетического вида человек в белоснежной рубашке без галстука, в накинутом на плечи сером пиджаке. Он стоял за столом, на котором, кроме самых необходимых письменных принадлежностей, ничего не было. (…) Павел Осипович произвел а меня очень приятное впечатление. Понравилась его вежливость, располагающий внимательный взгляд больших карих глаз, спокойный деловой разговор, умение слушать собеседника »

 Су-24

Су-24 ..

Леонид Кербер, российский авиаконструктор, заместитель Генерального авиаконструктора Андрея Туполева: « Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин… Необыкновенный педантизм… Врожденные черты характера Павла Осиповича — внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость… Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, …почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой »

Валерий Руденко. Советский учебный истребитель Су-9У

Валерий Руденко. Советский учебный истребитель Су-9У

Архип Люлька, Главный конструктор авиационных двигателей, советский инженер (28 мая 1947 года, на испытаниях реактивного истребителя Су-11, который пилотировал летчик-испытатель Георгий Шиянов): « …Меня охватывает страшное волнение, но Павел Осипович невозмутим, даже слишком спокоен. …Я …просто трясся от страха. Сделав несколько кругов, самолет плавно касается дорожки. Меня охватывает волна восторга и счастья… Подойдя к Главному конструктору самолета, я обнял его и приподнял от земли. Павел Осипович удивленно посмотрел на меня. Его лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Эта непроницаемость меня поразила тогда больше всего. Потом-то я привык к его сдержанности. Переживая все в себе, будь то неудача или успех, внешне он не показывал своих чувств. И те, кто не знал его хорошо, считали «сухим» »

Су-100

Су-100 ..

А. К. Аронов, российский инженер, Ведущий авиаконструктор упраздненного Конструкторского бюро В. Г. Ермолаева (после его смерти) в 1946 году:
« Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича… Но в первые же дни стало ясно, что перед нами — образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. …Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям

Т-3, Т-49

К началу 50-х гг. ОКБ-155 (главный конструктор А.И.Микоян) стало в СССР, по сути, монополистом в области истребительной авиации. Звезда А.С.Яковлева (ОКБ-115) после снятия его с поста заместителя Наркома постепенно закатывалась, ОКБ-301 С.А.Лавочкина все больше занималось ракетной тематикой, а ОКБ-134 П.О.Сухого и вовсе было разогнано в конце 1949 г.

Валерий Руденко. Советский турбореактивный истребитель МиГ-9

Валерий Руденко. Советский турбореактивный истребитель МиГ-9

В качестве основного или, как тогда говорили, единого (читай: единственного) фронтового истребителя в серию на 8(!) авиазаводах был запущен МиГ-15, а вскоре его сменил МиГ-17. В 1952 г. начались испытания опытных образцов серии СМ (будущего МиГ-19), а в заделе ОКБ-155 были новые самолеты типа И. Казалось, достойных конкурентов у Микояна просто нет!

На этом фоне несколько неожиданным стало известие о назначении в мае 1953 г. П.О.Сухого на должность главного конструктора ОКБ-1. Всерьез это событие никто не воспринял: казалось, что руководство отрасли затеяло очередные аппаратные игры, заменив одного главного, ставшего неугодным, другим, временно возвращенным из опалы. Однако настроенного на серьезную работу Павла Осиповича прежняя тематика ОКБ-1 (бывший главный конструктор В.В.Кондратьев), созданного для копирования американского F-86 Sabre, никак не устраивала. Поэтому по согласованию с МАП уже в августе Сухой добился правительственного постановления, открывавшего дорогу работам над новыми самолетами. Для этого в ноябре 1953 г. ОКБ получило, наконец, производственную базу: филиал ОКБ-155, находившийся в одном из углов Ходынского поля. В прошлом здесь размещалось ОКБ-51, главным конструктором которого был Н.Н.Поликарпов, а в 1944-52 гг. — В.Н.Челомей. В феврале 1954 г. ОКБ Сухого и опытный завод были переномерованы, вновь получив в системе МАП ╧51, оказавшись невольным преемником славы Поликарпова. Заместителем Сухого стал Е.С.Фельснер, а чуть позднее — Н.Г.Зырин и В.А.Алыбин, отвечавшие за работы по силовой установке, планеру и системам соответственно.

Валерий Руденко. Советский экспериментальный самолёт Т-49

Валерий Руденко. Советский экспериментальный самолёт Т-49 ..

К лету 1954 г. в ОКБ был подготовлен эскизный проект и макет перехватчика С-3 со стреловидным крылом, но дальнейшая разработка этой темы была признана министерством нецелесообразной, и ее закрыли. К осени подготовили совмещенный эскизный проект вариантов самолетов с треугольным крылом: фронтового истребителя Т-1 и перехватчика Т-3. …

В рамках работ по повышению потолка Т-3 в 1958-1959 гг. в ОКБ спроектировали и начали изготовление опытного самолета Т-39, на котором предстояло опробовать возможность увеличения тяги двигателя путем впрыска воды в форсажную камеру….Т-39 был использован для создания другой экспериментальной машины — Т-49….(http://airwar.ru/enc/xplane/t3.html)

suhoy_po

Портрет П.О. Сухого работы Олега Закоморного. (Сайт Хронос)

Aviakonstruktor-Pavel-Osipovich-Suhoy

Павел Осипович Сухой

0.Pavel-Osipovich-Suhoj.

Сухой Павел Осипович

1140085260

Известные авиаконструкторы Артем Иванович Микоян, Александр Сергеевич Яковлев и Павел Осипович Сухой в Кремле .

Лит.: Сухой Павел Осипович. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 504.
ПАВЕЛ ОСИПОВИЧ СУХОЙ // Альманах «Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II», 2004, АСМО-пресс.
Судьба по имени «Су». Как Павел Сухой стал легендой мировой авиации // Аргументы и Факты. 22/07/2015
Сухой Павел Осипович // ИНЖЕНЕРЫ РОССИИ // http://rus-eng.org/eng/Suxoj%20%20Pavel%20Osipovich.htm
Биография Павла Сухого // РИА Новости. 22.07.2015
Сухой, Павел Осипович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии