Артем Иванович Микоян

Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Портрет Артема Ивановича Микояна

Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Портрет Артема Ивановича Микояна

Артем Иванович Микоян (Анушаван Ованесович) (1905 — 1970) — член ВКП(б) с 1925 г., авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957). Брат А. И. Микояна. Под руководством Микояна (совместно с М. И. Гуревичем) созданы истребители МиГ-1, МиГ-3, сверхзвуковые истребители (МиГ-19 — первый отечественный, МиГ-21 — с треугольным крылом, МиГ-23 — перехватчик). На самолетах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).

Родился 23 июля (5 августа) 1905 года в горном селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии в бедной крестьянской семье. Начальное образование получил в сельской школе (два класса). После смерти отца в 1918 году мать отправила Анушавана в Тифлис, к двоюродной сестре Вергинии Туманян. Здесь он продолжил своё обучение в армянской школе. Летом 1921 года Микоян организовал в родном селе комсомольскую ячейку.

Николаев Борис Павлович (Россия, 1925) «В.И. Ленин на параде 1 мая на Красной площади» 1952

Николаев Борис Павлович (Россия, 1925) «В.И. Ленин на параде 1 мая на Красной площади» 1952

В 1923 году переехал к старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону. Днём — работал токарём на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай», а по вечерам посещал занятия в школе ФЗУ. В 1924 году в дни ленинского призыва Микояна приняли кандидатом в члены РКП(б), а год спустя, в июне 1925 года, он стал полноправным членом партии. В ноябре он прибыл в Москву, где первое время жил в доме Екатерины Сергеевны Шаумян, вдовы С. Г. Шаумяна, одного из 26 бакинских комиссаров. Первым делом Микоян устроился токарем на завод «Динамо», где проработал вплоть до 1928 года. Сначала снимал квартиру, позже перебрался жить к инженеру-конструктору Додеву.

В декабре посетил XIV съезд ВКП(б). В 1928 году был рекомендован на должность секретаря парторга Октябрьского трамвайного парка. В декабре был призван в ряды РККА. Микоян был зачислен в пехоту, срочную службу проходил в войсковой части города Ливны Орловской области. В августе 1929 года был переведен в Иваново-Вознесенскую военную школу (впоследствии — первое советское танковое училище) в городе Орле.

Русакова-Купервассер Татьяна Исидоровна (1903-1972) «На улице. Трамвай». 1925-1926

Русакова-Купервассер Татьяна Исидоровна (1903-1972) «На улице. Трамвай». 1925-1926

После службы в армии работал секретарём парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931 году Микоян попал в число парттысячников, направленных на учёбу в ВВА имени Н. Е. Жуковского. В числе преподавателей академии были основоположник аэродинамики Б. Н. Юрьев, математик В. В. Голубев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин, В. Ф. Болховитинов, В. П. Глушко и мн. др.

В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт — легкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. Весной 1936 года Микоян приступил к написанию дипломного проекта, работа над которым заняла больше года. 22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.

По окончании академии Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В феврале 1939 г. на авиазавод № 1 с завода № 156 было переведено КБ Н. Н. Поликарпова, которого назначили Главным конструктором завода. Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист и вскоре ему поручили контролировать разработку истребителя И-153.

Миг-3. А. Жирнов

Миг-3. А. Жирнов

В мае 1939 года на ГАЗ № 1 были переданы работы по скоростному истребителю И-180. Вскоре Н. Н. Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Воронин П.А. и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе М. И. Гуревича) и организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути — новое КБ, руководителем которого и был назначен молодой авиаконструктор Микоян.

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984 Художник: В.М. Иванов

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984
Художник: В.М. Иванов

Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию.

Его ближайшим помощником, а отчасти и наставником стал конструктор М.Гуревич. Вместе с ним Микоян начал работать над первым образцом самолета новой серии, получившим название МиГ. Работа над ним началась после того, как Микоян был назначен начальником конструкторского бюро авиационного завода №1 Осоавиахима.

Спроектированный им самолет стал первым летательным аппаратом, который в натуральную величину испытывался в аэродинамической трубе. Это позволило не только сократить сроки летных испытаний, но и существенно улучшить динамику самолетов. В результате уже во время первого полета самолет заслужил высокую оценку испытателей.Но, как часто бывает в технике, первый образец вскоре уступил место более совершенной модели, и в серийное производство пошел уже истребитель МиГ-3. Он был поставлен на вооружение в Красной Армии и вскоре стал одним из самых массовых самолетов в авиации приграничных округов.

8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А. И. Микояна.

Валерий Руденко. Советский турбореактивный истребитель МиГ-9

Валерий Руденко. Советский турбореактивный истребитель МиГ-9

Во время войны Микоян занимался усовершенствованием своего самолета, поскольку вскоре выяснилось, что он уступает немецким самолетам по скороподъемности и боевым качествам на больших высотах. Поэтому уже в 1942 году Микоян предлагает новый образец самолета с более мощным двигателем АМ-29, построенным под руководством А.Микулина. Эта модель была признана удачной, но конструктору стало ясно, что век поршневых моторов закончился и надо строить самолеты нового поколения.

 МиГ-15. А. Жирнов

МиГ-15. А. Жирнов

В то же время Микоян занялся поиском новых путей в самолетостроении. Одним из первых он стал размышлять о проектировании самолета с реактивным двигателем. Но довести эту работу до конца конструктор смог только после войны. В результате разработок, сделанных в тяжелые военные годы, уже в 1946 году был построен МиГ-9 — первый серийный реактивный истребитель.

На его основе через год Микоян создал новую модель — МиГ-15, которая была испытана во время боевых действий в Корее в 1950-1953 гг. и оказалась лучшим истребителем сороковых годов. В конструкции этого самолета Микоян применил не только новый двигатель, но и неизвестную до этого стреловидную форму крыла, а также катапультируемое кресло пилота. МиГ-15 стал основным самолетом в Советской Армии и долгое время оставался непревзойденным по тактико-техническим характеристикам. Его надежность, простота и высокие боевые качества отразились в прозвище «самолет-солдат».

МиГ-21. А. Жирнов

МиГ-21. А. Жирнов

Но при всех своих достоинствах МиГ-15 показал, что дальнейшее развитие самолетостроения ставит на повестку дня преодоление звукового барьера. Поэтому уже в 1951 году Микоян предложил первую опытную модель нового самолета МиГ-17. На его основе через несколько лет был создан самолет МиГ-19, сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Он не только был «начинен» разнообразным вооружением, но и мог осуществлять дозаправку горючим в воздухе. На спортивной модели этого самолета было установлено несколько мировых рекордов по дальности и скорости полета, а также абсолютный мировой рекорд высоты полета — 34 714 метров.

Американский F-105 атаковал МиГ-17 Вьетнама

Американский F-105 атаковал МиГ-17 Вьетнама

В это время Микоян уже начал постепенно уходить от руководства своим КБ, поскольку состояние здоровья не позволяло ему жить в привычном напряженном ритме, проводя перед выпуском самолета долгие часы на работе. Постепенно руководство конструкторским бюро перешло к конструктору Р.Белякову. Последней моделью, которая была сконструирована Микояном, стал сверхзвуковой истребитель МиГ-21.

В этом самолете вновь была применена новинка — треугольное крыло. МиГ-21 проложил путь в небо первому сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту-144. На основе своего истребителя Микоян построил так называемый самолет-аналог— уменьшенную копию Ту-144. На ней проверялись и уточнялись расчеты конструкторов огромного лайнера. Одновременно шла доработка и самого истребителя. После всех испытаний МиГ-21 стал делать невозможное для машин своего класса — взлетать и садиться с грунтовых аэродромов.

МиГ-21 с реактивнымими двигателями укороченного взлета. А. Жирнов

МиГ-21 с реактивнымими двигателями укороченного взлета. А. Жирнов

(В послевоенные годы совместно с Михаилом Гуревичем разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолеты, среди которых истребители МиГ-9 (1946), первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1950), опытные истребители Е-2 (1955) и Е-5 (1956), первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 (1954), первый советский многоцелевой истребитель третьего поколения МиГ-21 (1956), высотный истребитель-перехватчик МиГ-25 (1964) и первый советский истребитель с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23 (1967).(http://biography-peoples.ru/index.php/m/item/477-mikoyan-artem-ivanovich))

МиГ-25УБ. А.Жирнов

МиГ-25УБ. А.Жирнов

С появлением вертолетов, не требовавших больших аэродромов, конструкторское бюро Микояна занялось проблемой улучшения взлетно-посадочных характеристик современных самолетов.

В течение 10 лет ( с 1957 по 1967 год) Артем Иванович не раз в «Комсомольской правде» и в журнале «Авиация и космонавтика» высказывал свои мысли о будущем авиации, которая по его мнению должна слиться с космонавтикой.

МиГ-29

МиГ-29

Артем Иванович писал: «В освоении околоземного, так же как и мирового космического пространства, нет пределов и границ. Авиации предстоит освоить полеты в атмосфере со скоростями, близкими к космическим, на дальности в десятки и сотни тысяч километров, с грузами весом в тонны, при условии многократности применения гиперзвуковых самолетов.»

МиГ-29К

МиГ-29К

Артем Иванович был очень общительным и гостеприимным человеком. Гибель Ю.Гагарина и В.Серегина в 1968 году, а позже и гибель его друга, генерала А.Кадомцева на «МиГ-25П» тяжело отразились на его здоровье.

Артем Иванович скончался 9 декабря 1970 года после операции на сердце. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

(В 1950-1970 гг. — депутат Верховного Совета СССР. Генерал-майор инженерно-технической службы (1946), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1957). Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957), лауреат Ленинской (1962) и шести Сталинских премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Кавалер шести орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, двух орденов Красной Звезды, награжден медалями.

МиГ-31

МиГ-31

Был женат на Зое Ивановне Микоян (в девичестве Лисипина, 1915-2000). Дочери — Наталья (р. 1936, преподаватель) и Светлана (р. 1939, востоковед). Сын — Ованес (р. 1949, авиаконструктор, сотрудник Российской самолетостроительной корпорации «МиГ»).

Валерий Руденко. Российский истребитель МиГ-29

Валерий Руденко. Российский истребитель МиГ-29  ..

В 1971 г. Московскому машиностроительному заводу «Зенит» было присвоено имя А.И. Микояна (ныне — Инженерный центр «ОКБ им. А.И. Микояна» в составе АО «РСК «МиГ»). Бронзовый бюст установлен в черте г. Алаверди (Армения). Мемориальная доска установлена в Москве по адресу ул. Серафимовича, д. 2 («Дом на набережной»), где проживал авиаконструктор, в Хорошевском районе Москвы также есть улица Авиаконструктора Микояна (с 2006 г.).(Советский авиаконструктор Артем Микоян.ТАСС))

-Gp32Eu8pNE

Артем Иванович Микоян

Безымянный

А.И.Микоян

4.M.I.Gurevich-i-A.I.Mikoyan.

Авиаконструкторы А.И.Микоян и М.И.Гуревич.

Безымянный

Туполев, Микоян, Курчатов

Безымянный

Лавочкин, Яковлев, Микоян

Ìèêîÿí, ßêîâëåâ è Ñóõîé â Êðåìëå

Микоян, Яковлев, Сухой

Лит.: Микоян, Артём Иванович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
МИКОЯН АРТЕМ ИВАНОВИЧ // http://biography-peoples.ru/index.php/m/item/477-mikoyan-artem-ivanovich
Советский авиаконструктор Артем Микоян. Досье // ТАСС:http://tass.ru/info/2164377