Михаил Васильевич Хруничев (1901—1961) — член ВКП(б) с 1921 года, генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944), Герой Социалистического Труда (1945). С 1930 на хозяйственной работе; в 1932—37 заместитель директора, директор военного завода. С 1938 заместитель наркома оборонной промышленности, с 1939 заместитель наркома авиационной промышленности, в 1942—46 1-й заместитель наркома боеприпасов СССР. В 1946—53 министр авиационной промышленности СССР. В 1953—55 1-й заместитель министра среднего машиностроения, в 1955—57 1-й заместитель председателя СМ СССР, в 1957—61 1-й заместитель председателя Госплана СССР — министр СССР, в 1961 заместитель председателя СМ СССР. В годы Великой Отечественной войны провёл большую работу по обеспечению авиационных заводов материально-техническими ресурсами. В послевоенный период занимался организацией и развитием ОКБ и институтов авиационной промышленности, серийных заводов, содействовал ускоренному переходу авиации на реактивную технику. Его имя носит машиностроительный завод в Москве. Урна с прахом в Кремлёвской стене.
Родился 22 марта (4 апреля) 1901 года на Шубинском руднике (ныне Луганская область, Украина) в семье шахтёра. Русский. Его отец, живший в Орловской губернии в бедной крестьянской семье, двадцатилетним парнем приехал на шахты Донбасса на заработки и 35 лет проработал на Шубинском руднике в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (теперь г. Стаханов). Здесь же познакомился со своей будущей женой – луганчанкой. Кстати, где-то рядом жила и семья будущего главного милиционера страны – Министра внутренних дел СССР Н. А. Щелокова.
Два года учился в Начальном земском училище в г. Алчевске, но его не закончил из-за чрезвычайно тяжелого материального положения семьи. Уже с 13 лет Михаил познает, что такое тяжелый шахтерский труд, сам работает на руднике рассыльным, коногоном, затем в мастерских молотобойцем.
В 1920 году он добровольцем вступил в Красную армию, служил в особой военно-продовольственной комиссии, обеспечивая заготовку в Приазовье хлеба и фуража.Затем становится командиром саперного взвода в прославленной 15-й Сивашской дивизии. Участвовал в боях, проявляя мужество и героизм. В 1921 году Михаил Хруничев вступил в ВКП(б), а три года спустя, как коммунист, был направлен на работу в органы милиции, дослужившись до начальника Луганской областной милиции. В 1926 г. он возглавил милицию 1-го района г. Луганска, а затем уголовный розыск Луганской окружной милиции.
Самоотверженный труд милиционеров Луганщины получил высокую оценку. В день 10-летия милиции УССР, 5 февраля 1929 г., Коллегией НКВД УССР милиция Луганского округа, в числе трех лучших, за достижения в борьбе с бандитизмом и преступностью, была награждена Красным Знаменем. А пятьдесят ее лучших работников, в том числе и М. Хруничев, — правительственными наградами и именным оружием.
В 1929 году Михаила Хруничева назначают помощником директора луганского завода имени Артема. Одновременно он начинает учебу в Украинской промышленной академии, а затем на факультете особого назначения Всесоюзного института хозяйственников. Однако обучение он так и не завершил, окончив всего три курса. Это не помешало Хруничеву в 1935-1937 годах возглавлять военный завод № 184 в подмосковном Зеленодольске.
В ноябре 1937 года он переходит в Наркомат оборонной промышленности СССР на должность начальника 12-го Главного управления (это управление руководило предприятиями, занимавшимися производством боеприпасов).
В мае 1938 года Хруничев становится заместителем народного комиссара оборонной промышленности. Когда же в январе следующего года этот наркомат разукрупнили, Михаила Васильевича назначают заместителем народного комиссара авиационной промышленности СССР. На этой должности он прилагал немалые усилия по внедрению новых типов самолетов и развитию производственной базы отрасли.
(В связи с ростом промышленности, появлением новых отраслей, необходимостью более гибкого и оперативного руководства в феврале 1939 года, за месяц до XVIII съезда партии, Народный комиссариат машиностроения (Наркоммаш ) был разделен на три новых наркомата. Вновь образованные наркоматы — наркомат среднего машиностроения , наркомат общего машиностроения и Наркомат тяжелого машиностроения — возглавили И. А. Лихачев , П. И. Паршин и В. А. Малышев. Было ли это полной неожиданностью? Конечно, нет… Появление нового поколения руководителей социалистической индустрии, таких, как Н. А. Вознесенский, А. Н. Косыгин, Д. Ф. Устинов, И. Ф. Тевосян, Б. Л. Ванников, М. В. Хруничев, А. И. Шахурин, 3. А. Шашков , А. П. Завенягин, А. А. Горегляд, П. М. Зернов и др., было абсолютно закономерным, необходимым в предгрозовых условиях 1939-1941 годов. …(Малышев В.А. — нарком тяжелого машиностроения 1939))
В первые месяцы войны Хруничеву пришлось заниматься эвакуацией авиазаводов.
Вскоре организационные способности Хруничева оказались востребованными в другой отрасли. В 1942 году его назначают первым заместителем народного комиссара боеприпасов СССР. В то время многие предприятия этой важнейшей оборонной отрасли еще только начинали разворачивать производство боеприпасов на новых местах в восточных районах Советского Союза.
Фронт остро нуждался в снарядах, авиабомбах и всех других видах боеприпасов. И в этих условиях Хруничев успешно справился с поставленной задачей. 28 октября 1943 года ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны» в группе руководителей оборонной промышленности Хруничеву Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1944 г. М. Хруничеву присвоено воинское звание – генерал-лейтенант инженерно-технической службы.
А в 1945 г. «за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны» М.В. Хруничеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
ВО ГЛАВЕ АВИАПРОМА
В январе 1946 года Михаила Хруничева назначают народным комиссаром (с марта 1946 года — министром) авиационной промышленности СССР. Главнейшей его задачей на этом посту стала ликвидация наметившегося отставания в области реактивной авиации. И с этой задачей он успешно справился. Если первые советские реактивные истребители МиГ-9 (А.И. Микояна) и Як-15 (А.С. Яковлева) имели весьма скромные летные характеристики, то появившийся в 1948 году Ми Г-15 вполне отвечал мировому уровню.
Качественный скачок в авиапромышленности, организатором которого стал Михаил Васильевич, позволил принять на вооружение реактивные бомбардировщики Ил-28 (С.В. Ильюшина), Ту-16 (А.Н. Туполева), а также создать и внедрить в производство первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104.
В это время в СССР зарождается и вертолетостроение, начинается выпуск вертолетов Ми-1, а затем Ми-4 и Як-24.
С марта 1953 года Михаил Хруничев работал заместителем министра среднего машиностроения СССР (это министерство ведало атомной промышленностью), а в феврале 1955-го стал заместителем Председателя Совета Министров СССР. Эту должность он занимал неполных два года, после чего работал в Госплане СССР и других руководящих органах.
В 1961 г. его назначают на пост заместителя Председателя Совета Министров СССР и председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ.
С первых дней на этом новом поприще М. Хруничев направил все свои усилия на совершенствование научных исследований в общегосударственном масштабе.
Ученые, инженеры, техники, новаторы производства неизменно находили понимание и помощь со стороны Михаила Васильевича. Установив тесный контакт с Академией наук СССР и другими научными учреждениями страны, он мобилизует силы ученых на выполнение новых задач.
Скончался Михаил Васильевич 2 июня 1961 года, сердце не выдержало. Похоронен в г. Москве в Кремлевской стене.
Депутат ВС СССР в 1946—50 и с 1958. Награждён 7 орденами Ленина, орденами Суворова 2-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.
М.В. Хруничев
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
М.В. Хруничев. Жизнь на грани возможного! // http://mvdlnr.ru/articles/74-zhizn-na-grani-vozmozhnogo-foto.html
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ХРУНИЧЕВ. ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА // http://warfor.me/mihail-vasilevich-hrunichev/