Алексей Адамович Горегляд (1905-1986) — член партии с 1930 г. Генерал-майор инженерно-танковой службы(21.01.1945), Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы(19.04.1945). С 1931 член Президиума ЦК, зав. отделами в ЦК Союза рабочих автотракторной и авиационной промышленности, с 1934 зам. Председателя ЦК Союза рабочих автомобильной промышленности. С 1935 работал в Комитете партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 1938-1939 годы начальник 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности СССР, под его руководством были объединены танковые заводы СССР. В 1939-41 зам. наркома среднего машиностроения СССР. С 1941 зам., в 1943-45 1-й зам. наркома танковой промышленности СССР. Одновременно Горегляд возглавлял крупнейшие в СССР танковые заводы — Сталинградский (1941-42) и Челябинско-Кировский (1942-43). В 1945-46 1-й зам. министра транспортного машиностроения СССР. 19.3.1946 назначен министром судостроительной промышленности СССР. После смерти Сталина: зам. министра морского и речного флота СССР (февр.-сент. 1954), морского флота СССР (сент. 1954 — май 1955), 1-й зам. председателя Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и зарплаты (1955-59). Государственного научно-экономического совета Совета министров СССР (мая 1959 — ноябрь 1962), Госплана СССР (1963-73), член ЦРК КПСС (1966-76). В авг. 1973 вышел на пенсию.
Родился в 1905 году на станции Новосокольники Великолукского уезда Псковской губернии. Белорус.В 1924 окончил Великолукский техникум путей сообщения, в 1936 МВТУ им. Баумана.В 1920 рабочий на железной дороге, в 1924—1927 помощник машиниста, слесарь, бригадир, мастер в Великолукском железнодорожном депо. С 1928 на инженерных должностях. Член ВКП(б) c 1930. С 1931 член Президиума ЦК ВКП(б); заведовал отделами в ЦК Союза рабочих автотракторной и авиационной промышленности.
В 1935—1938 контролёр Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б). С октября 1938 работал начальником Восьмого Главного управления наркомоборонпрома (танковое производство), начальником Главспецмаша, заместителем наркома среднего машиностроения. Основными направлениями деятельности А. А. Горегляда было производство нового поколения танков и дизелей к ним (танк Т-34-76 и дизель В-2).
С началом Великой Отечественной войны руководил эвакуацией заводов танковой промышленности на Урал и в Сибирь, организацией и освоением производства танков на новых местах дислокации, конвейерной и поточной сборки танков.
В сентябре 1941 г. назначается заместителем наркома танковой промышленности В. А. Малышева, в 1943—1945 — первый заместитель. В период с июля по сентябрь 1942 г. в качестве дополнительного поручения был назначен уполномоченным представителем ГКО на СТЗ, а также по производству и ремонту танков в прифронтовой зоне. До февраля 1943 являлся уполномоченным представителем ГКО в г. Челябинске на ЧКЗ в период освоения серийного производства тяжёлых самоходных установок СУ-152 и разработки новых тяжёлых танков.
В 1942 г. организовал в НКТП инспекцию по качеству производства бронетанковой техники. В феврале 1943 назначается начальником только что созданного Главного управления по ремонту танков (ГУРТ). Контролировал производство и ремонт танков.
1945—1946 — Первый заместитель министра транспортного машиностроения СССР.19 марта 1946 — назначен министром судостроительной промышленности СССР. 10 января 1950 — снят с поста министра и понижен до директора Ленинградского судостроительного завода имени А. А. Жданова.
После смерти Сталина занимал высшие посты в различных ведомствах: заместитель министра морского и речного флота СССР (февраль—сентябрь 1954), морского флота СССР (сентяябрь 1954—май 1955), Первый заместитель председателя Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и зарплаты (1955—1959), государственного научно-экономического совета Совета министров СССР (май 1959 — ноябрь 1962), Госплана СССР (1963—1973).
Член Центральной ревизионной комиссии (ЦРК) КПСС (1966—1976). Депутат Верховного Совета СССР (1966—1974). В августе 1973 вышел на пенсию. Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.
Советские инженеры
В разное время советское судостроение возглавляли три крупных руководителя и организатора — И. Тевосян, A. Горегляд и В. Малышев, — которые хотя и не были корабелами по специальности, оказали тем не менее огромнейшее влияние на развитие судостроительной промышленности.
При общей для всех министров главной задаче — своевременной сдаче кораблей — каждый из них преследовал еще и свою особую цель.
Так, В. Малышев стремился резко увеличить выпуск кораблей при минимальных капитальных затратах на строительство и расширение заводов.
Его предшественник А. Горегляд главное внимание уделял внедрению новой технологии, углублению специализации заводов и их кооперации, максимальному сокращению трудоемкости постройки кораблей.
Что же касается И. Тевосяна, то он занимал в этой тройке уникальное место, ибо не имел предшественников и должен был одновременно со сдачей кораблей создавать аппарат Наркомата судостроительной промышленности.
И он так успешно справился с этой труднейшей задачей, что даже много лет спустя один из его преемников, B. Малышев, говорил, что он работал во многих министерствах, но никогда не встречал такого сильного аппарата, как в Судпроме.
«Здесь, — утверждал Малышев, — каждый работник аппарата — опытный специалист в своей области. Любого работника можно направить на завод или на корабль, и он разберется с любым вопросом на месте и примет правильное решение под свою ответственность».(Г. СМИРНОВ Иван Федорович ТЕВОСЯН)
Алексей Адамович Горегляд
Лит.: Горегляд, Алексей Адамович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
Иванов Л. Б. Советские инженеры: Г. СМИРНОВ Иван Федорович ТЕВОСЯН