Владимир Николаевич Челомей (1914 — 1984) — советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления, с 1944 года возглавлял Объединённое конструкторское бюро 51, ранее возглавлявшееся Н. Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО машиностроения» (г. Реутов Московской области). В 1952 стал профессором МГТУ им. Н.Э. Баумана, в 1962 году — академиком АН СССР. Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР. Фактически возглавлял Совет главных конструкторов в 1961–1964 гг.
Генеральный конструктор, академик АН СССР Владимир Николаевич Челомей – один из самых выдающихся конструкторов ракетной техники для советского ВМФ. Он является создателем оружия, позволяющего ВМФ противостоять мощным флотам западных стран, которым Советский Союз уступал в количестве и в классах кораблей. Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители («Протон» активно используется до сих пор), искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС и т. п. Являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита». Основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.
Родился 30 июня 1914 года городе Седлеце (ныне Седльце), расположенном неподалеку от Варшавы, в семье учителей. Когда ему исполнилось три месяца, началась Первая мировая война, и его родители сочли за лучшее перебраться в Полтаву, откуда была родом мать Владимира — Евгения Фоминична Клочко. В 1926 году семья переехала в Киев, где Владимир поступил в автомобильный техникум, а после его окончания на авиационный факультет Киевского политехнического института. Через год факультет был преобразован в Киевский авиационный институт. Сказать, что Владимир с детства мечтал о небе, нельзя — его больше привлекала наука, в первую очередь механика. Особенно юношу заинтересовала теория колебаний.
Летом 1935 года во время практики на Запорожском моторостроительном заводе молодой студент продемонстрировал незаурядные знания и способности. Завод никак не мог ввести в серийное производство поршневой авиационный двигатель «мистраль-мажор», лицензия на выпуск которого была куплена во Франции. Одна из секций коленчатого вала постоянно ломалась. Французские инженеры объясняли поломки низким качеством металла. Попробовали увеличить толщину коленвала, но из этого ничего не вышло. Владимир Челомей, проведя необходимые расчеты, предложил, напротив, уменьшить его толщину, чтобы вывести систему из резонансной зоны. Это решило проблему.
В 1937 году, на год раньше, чем его однокурсники, Владимир Челомей получил диплом инженера и был приглашен на работу в Институт математики АН УССР. Спустя два года он защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций». В 1940 году Челомей был включен в число 50 лучших молодых ученых — сталинских стипендиатов и был принят в докторантуру при АН СССР. Весной 1941 года молодой ученый успешно защитил докторскую диссертацию, но война спутала все его планы. Документы, направленные из Киева в высшую аттестационную комиссию, потерялись, а самого Челомея война застала в Москве, откуда он уже не смог вернуться домой. Пришлось искать работу. 1 июля 1941 года Челомей был принят в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) на должность научного сотрудника.
В книге Л. Владимирова «Советский космический блеф» написано: «За реактивные ускорители Королева был награжден другой человек. Челомей был ведущим конструктором ускорителей, так сказать, на воле, тогда как Королев был конструктором в тюрьме. Нужен был специалист для связи инженеров-узников с внешним миром. По указаниям Королева Челомей ездил на различные предприятия, заказывал те или иные узлы». Возможно, так оно и было. Во всяком случае, это объясняет, почему Челомей не уехал в Куйбышев вместе с другими сотрудниками ЦИАМ и занялся реактивными двигателями. Однако с Королевым Челомей познакомился лишь после войны. «Мы познакомились в Германии в 1945 году, — вспоминал Челомей. — Я занимался «Фау-1», а он «Фау-2». Королев произвел на меня чрезвычайно приятное впечатление. Это был мягкий, спокойный и очень толковый человек. Королев обладал относительно скромными знаниями и технической эрудицией, но был человеком необыкновенно увлеченным, целиком отдававшим себя делу».
В ожидании ареста
Насколько известно, в знаменитой «Туполевской шараге» ( под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева), которая размещалась в московской спецтюрьме ЦКБ-29, над созданием пульсирующего воздушно-реактивного ускорителя для самолетов работал известный ученый-ракетостроитель Борис Стечкин. В 1943 году он был освобожден из заключения и забросил эту тему, а Челомею, как видно, пришлось ее завершать. В 1947 году на воздушном параде в Тушино над зрителями пронеслась девятка истребителей Ла-11 с невообразимо шумными ускорителями.
Но орденом Ленина Челомей, насколько можно судить, был награжден вовсе не за ускорители. В июне 1944 года стало известно об использовании вермахтом реактивных самолетов-снарядов «Фау-1» против Англии. Вскоре Черчилль прислал образец «Фау-1» Сталину для ознакомления. Тот принял решение наладить в СССР производство этих самолетов-снарядов. Так как на «Фау-1» использовался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, задача была поручена Челомею. Владимир Николевич стал директором и главным конструктором авиационного завода №51, сохранив за собой должность начальника отдела реактивных двигателей ЦИАМ. Уже через месяц была подготовлена вся конструкторская документация и ракета «Фау-1» была запущена в производство.
Но конструкция ракеты была крайне ненадежной — у немцев около двух тысяч «Фау-1» разрушились на старте и в полете. К тому же отклонение ракеты от цели достигало 10 — 15 км. Поэтому Челомей приступил к разработке более совершенных конструкций — ракеты воздушного базирования 16Х и ракеты наземного базирования 10Х. Однако здесь его подстерегала неудача. На испытаниях, во время которых ракеты регулярно отклонялись от курса, он ругался: «Идиотизм ситуации в том, что я не могу приказать смежникам работать иначе, ведь они принадлежат другим ведомствам!
Вариантов решения два: или на время разработки нашего снаряда подчинить их мне в оперативном отношении, или же передать нашему заводу цеха, в которых эти дуболомы лепят свое барахло! А так что же получается: они гробят мои разработки, а меня за их головотяпство добивает мое любимое министерское начальство!»
В феврале 1953 года вышло постановление Совета министров, которое прекратило все работы по созданию крылатых неуправляемых ракет с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, признав их бесперспективными. Этому предшествовало какое-то письмо в ЦК, обвинявшее Челомея в том, что он транжирил народные деньги. Вскоре ОКБ завода №51 было расформировано, а само предприятие передано в ведение другого главного конструктора — А. Микояна. В результате Челомей и его сотрудники оказались у разбитого корыта. Более того, конструктор ежеминутно ожидал, что его арестуют, так как в памяти были живы воспоминания о знаменитом «авиационном деле».
Лишь в июне 1954 года вышел приказ Минавиапрома о создании специальной конструкторской группы под руководством Челомея. Но это уже был другой человек. Главное правило, которое интеллигентнейший Владимир Николаевич вывел из происшедшего, звучало довольно грубо, зато понятно: «Не сожрешь ты, сожрут тебя».
Во второй половине 1954 года его группа приступила к проектированию ракеты с раскрывающимся крылом под индексом П-5. Первый этап летных испытаний ракеты прошел в Балаклаве. Вскоре она была принята на вооружение. В 1956 году Челомей начал разработку первой телеуправляемой противокорабельной крылатой ракеты П-6, которая летала на высоте около 100 м над водой, что делало ее невидимой для радиолокаторов. В 1959 году челомеевское ОКБ-52 (впоследствии НПО «Машиностроение») приступило к созданию ракеты «Аметист», которая стала первой в мире ракетой с подводным стартом. За ней последовали и другие разработки Челомея — «Малахит», «Базальт», «Гранит», «Яхонт», которые и поныне стоят на вооружении.
По мере того как ОКБ-52 разрабатывало новые крылатые ракеты, Челомей наращивал производственные мощности. При этом он преследовал две цели. Во-первых, стремился к тому, чтобы не зависеть от смежников. Во-вторых, опасался, что заказ на противокорабельные крылатые ракеты у него могут отнять, а потому планировал освоить производство межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
«Это расчету не поддается»
В том, что Челомей решил потеснить Королева и Янгеля, не было ничего предосудительного. В конце концов, заказ на крылатые ракеты для подлодок он увел из-под носа известного авиаконструктора Бериева, возглавлявшего ОКБ-49. Бериев даже жаловался в ЦК, но ничего не помогло, так как было очевидно, что Челомей победил его в честной борьбе. А вот наступление Челомея на позиции Королева и Янгеля было не вполне честным. Понятно, что разработка и производство МБР с чистого листа заняла бы несколько лет. Челомею позарез требовались специалисты и базовая ракета, на основе которой он мог бы создавать новые модификации. Специалистов он заполучил, проглотив ОКБ-23, которое возглавлял Мясищев. Что касается ракеты, то Янгеля обязали передать Челомею всю конструкторскую документацию на новую ракету, которая впоследствии получила индекс УР-100. Михаил Кузьмич попытался отвертеться, заявив, что по режимным соображением не вправе выносить с предприятия документы особой важности, но Хрущев его резко оборвал: «Товарищ Янгель, это секреты советского государства, а не вашей частной лавочки. Немедленно вышлите их товарищу Челомею».
То, что Хрущев был весьма расположен к Челомею, обычно объясняют тем, что в ОКБ-52 работал его сын Сергей, но он с тем же успехом мог работать где угодно. Нет, глава правительства выделял Челомея вовсе не поэтому. Вот что писал о Челомее Сергей Хрущев: «В этом человеке смешалось многое: хорошее и плохое, высокое и низкое. Если Королева хочется назвать интегратором идей: он их собирал, взращивал, пробивал им путь в жизнь, с отеческим вниманием следил за их взрослением, то Челомей — генератор идей. Он их извлекал из себя, как фокусник платки из бездонной шляпы». Видимо, этим Челомей и подкупил Хрущева-старшего, который и сам страсть как любил пофантазировать.
Похоже, Челомей, живописуя перед Хрущевым будущие успехи и достижения, хитрил. Академик Федосов вспоминал: «В авиационной промышленности Челомей был известен как лидер, предлагающий экстравагантные, сногсшибательные проекты, которые по тем временам казались совершенно фантастическими. Но как профессор МВТУ это был классический профессор: очень требовательный, строгий, не допускающий никаких вольностей. В нем странным образом уживались, казалось бы, совершенно исключающие друг друга качества: с одной стороны — авантюризм в технике, с другой — абсолютная честность и строгость в подходах ко всему, что касалось науки».
Авантюризм Челомея был напускной, на потребу вождей. На самом деле он, будучи серьезным ученым, просчитывал каждую мелочь. Один из его сотрудников вспоминал: «На испытаниях опытного образца крылатой ракеты случилось ЧП. Шеф бушевал. Потом слегка остыл и спросил: «Почему нет расчета?» Я глупо-нахально ответил: «Это расчету не поддается». Челомей без раздумий, запинок, помарок написал на доске алгоритм расчета так подробно, что оставалось только подставить цифры и аккуратно подсчитать. Мне хотелось провалиться сквозь землю».
Надо признать, что бесцеремонность, с которой действовал Челомей, диктовалась интересами дела, а вовсе не честолюбием. Уже в июле 1965 года стартовала ракета-носитель «Протон» (УР-500), поразившая всех своими возможностями. Чтобы сделать «Протон» и научить его летать, Челомею потребовалось всего пять лет. Сегодня такие сроки выглядят фантастическими.
Многое из того, что планировал Челомей, ему сделать не удалось по причине того, что в 70-х годах все его инициативы блокировал Д. Устинов. В ту пору, как сказал член челомеевской группы космонавтов Валерий Романов, «Владимир Николаевич в полной мере почувствовал, какой иногда беззащитной может быть мощная конструкторская мысль перед прихотью престарелого члена политбюро, перед надменностью маршала, перед завистью побратима».
Однако на поклон Челомей не пошел. Напротив, на общих собраниях АН СССР его часто можно было видеть сидящим рядом с опальным академиком А. Сахаровым и живо обсуждающим проблемы разоружения.
Умер Владимир Николаевич от сердечного приступа в больнице, куда попал с переломом ноги. Утром 8 декабря 1984 года он позвонил жене и сказал: «Я такое придумал! Я такое придумал!..» Это были последние слова великого конструктора.(
МИХАИЛ ВОЛОДИН)
Ракетный гений Владимир Челомей
Он всегда хотел летать быстрее, надежнее и дешевле всех
Владимир Челомей, пожалуй, был единственным в мире конструктором боевых межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его боевые межконтинентальные «сотки» различной модификации, перешедшие из XX в XXI век, до сих пор находятся на вооружении в российских ВС.
«Реутовский отшельник». Несмотря на то, что в 1942 году Совет обороны отклонил предложение молодого ученого-практика Владимира Челомея по разработке крылатых ракет морского базирования, в 1944 году его назначают главным конструктором ОКБ-52 в подмосковном Реутове, где создавались крылатые ракеты для подводных лодок. С приходом к власти Никиты Хрущева, который одним из первых политических лидеров XX столетия осознал необходимость формирования Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) как основного вида ВС страны, для Челомея наступили золотые времена.
Хрущев, считавший развитие Ракетных войск кардинальным средством решения проблем при возникновении военно-политического конфликта, крушит крепкой партийно-шахтерской рукой авиацию и флот, сокращает Сухопутные войска в среднем в два раза.
Он принимает решение передать ряд ОКБ авиационной промышленности конструкторам ракетно-космических систем. Так, к ОКБ-52 Владимира Челомея было присоединено авиастроительное ОКБ-23 Владимира Мясищева, который создал мощный стратегический бомбардировщик МТ-3, способный с дозаправками в воздухе легко достичь США, а затем вернуться без посадки на родной аэродром. В СССР в конце 80-х годов прошлого века в строю остался лишь один самолет, на котором можно было перевезти ракетные баки огромной длины для ракет сверхтяжелого класса «Энергия» с места их изготовления на сборочный завод на Байконур. Также к ОКБ-52 был присоединен и авиационный завод имени Михаила Хруничева.
Этот завод в начале 60-х годов ХХ века был лучшим авиапредприятием в СССР. И, как правило, любая телевизионная хроника о ракетно-космических новинках начиналась именно с этого предприятия. В то время ходило немало разговоров, что к одинокой реутовской «пуговице Челомея» пришили «хруничевское пальто», а Большой театр срочно готовится к закрытию по причине передачи его Челомею в качестве «красного уголка». Скорее всего, такое слияние произошло по той причине, что сын Хрущева работал в ОКБ-52 Челомея начальником одного из отделов. Однако по прошествии времени стало очевидно, что Хрущев передал ОКБ и завод в надежные руки вовсе не потому, что там работал его сын.
В годы холодной войны в процессе развития стратегических ядерных сил между двумя сверхдержавами — США и СССР — сложилась, как ни странно, ситуация, сделавшая возможность мирного сосуществования реальной и получившая название «взаимного гарантированного уничтожения». Ни США, ни Россия, будучи двумя самыми мощными ядерными державами, явно не хотели быть уничтоженными. И сохранение баланса наступательных стратегических средств, в первую очередь между этими странами, и являлось гарантом мира на Земле.
Челомею принадлежит большая заслуга в создании основной ударной силы РВСН, знаменитой «сотки» — межконтинентальной ракеты УР-100. Более тысячи Ур-100 было установлено в шахтные сооружения на территории СССР. Причем «сотка» легко могла модернизироваться, и таких модификаций насчитывалось множество: УР-100К, Ур-100У, Ур-100НУ и др. В отличие от дорогостоящих ракет конструкции Михаила Янгеля, Челомей изначально поставил во главу угла не только высокую надежность ракетного комплекса и точность попадания головной части в цель, но и дешевизну в изготовлении, и простоту в эксплуатации.
Его боевые межконтинентальные ракеты были самыми дешевыми и конкурентоспособными в СССР и, пожалуй, в мире. От этого их надежность не стала хуже. Ему, в отличие от других главных конструкторов, с помощью применения инерциальных систем управления удалось добиться потрясающей точности попадания головной части в цель, что является конечным результатом ракетной стрельбы.
УР-100У, например, при дальности полета 10 000 км за счет инерциальной системы управления обеспечивала круговое вероятное отклонение головной части от цели в 900 м. А ведь это одна из его первых модификаций «сотки». У ракет конструкции Янгеля в контуре системы управления стояла дорогостоящая бортовая вычислительная машина: с ее помощью вероятное круговое отклонение у одного из его типов ракет составило 430 м. Но и цена ее была гораздо выше, чем системы управления, устанавливаемой на челомеевских ракетах.
Шахтно-пусковые установки (ШПУ) для его ракет также не требовали такой сложной защиты, как у ракет Янгеля. Его ракеты находились в герметичных ампулах с инертным газом, что исключало негативное воздействие внешней среды, в том числе и при взрыве вблизи ядерного заряда. Для примера: экономисты подсчитали, что цена двух ШПУ для ракет конструкции Янгеля примерно равны стоимости такого аэродрома, как «Борисполь». Иметь такие ракетные шахты для любого государства, даже для США, очень дорого.
Челомею было чрезвычайно сложно попасть в круг избранных главных конструкторов межконтинентальных ракет. Но его достаточно дешевые ракеты, имеющие высокую надежность, все же дали ему возможность находиться в компании приближенных к власти лиц. Хрущев всячески поощрял конкурентную борьбу среди главных конструкторов, но не допускал, чтобы она превратилась в безжалостную «гражданскую ракетную войну».
Стоит заметить, что когда в 1964 году Хрущева сняли со всех занимаемых постов, в стране все же разгорелась настоящая «гражданская ракетно-космическая война», причиной которой стало отсутствие, как это ни странно для советской страны, центрального планирующего и координирующего государственного органа, каким была в США государственная (!) организация управления развитием и планированием в аэрокосмической области — НАСА.
Начало триумфа Челомея. Даже самые гениальные в плане экономичности разработки новой ракетно-космической техники требуют финансирования. Главные конструкторы ракетно-космических систем Сергей Королев, Михаил Янгель и Владимир Челомей предлагали много разноплановых ракетно-космических тем, и Хрущев в сентябре 1964 года был вынужден вылететь на ракетный полигон Тюра-Там для принятия решения на месте. Так началась операция «Кедр-2». Это была последняя ракетно-космическая осень великого политического романтика космоса.
Вполне понятно, что каждый главный конструктор в разговоре с Хрущевым преследовал свои цели. Королеву необходимы были средства для быстрейшего строительства двух гигантских стартов для ракеты сверхтяжелого класса «Н-1», способной выводить на околоземную орбиту полезную нагрузку массой более 100 т. Янгель также поднимал вопрос о финансировании работ по доведению до готовности к применению межконтинентальной ракеты второго поколения Р-36 и ее модификаций.
Она легко трансформировалась в глобальную ракету, выводящую в космос боевую платформу с разведением по программе индивидуальных термоядерных головных частей. Получался своеобразный летающий на орбите ракетный дамоклов меч над головой США.
Челомей же, только недавно вышедший на большую ракетно-космическую сцену, хотел произвести впечатление на Хрущева. Ему были нужны средства для проведения летно-конструкторских испытаний «УР-500», способной не только доставлять мощные термоядерные заряды на другие континенты, но и быть носителем космических аппаратов при освоении космоса и полета вокруг Луны.
Недочеты и промахи были недопустимы. Еще до прибытия Хрущева на полигон Тюра-Там ракеты УР-100 и УР-200, а также УР- 500 (точнее, ее электрический макет) были вывезены на стартовые позиции.
Это потом ракета УР-500, первоначально названная «Геркулес», будет именоваться «Протоном» — по имени спутника, который она вывела в космос. Это был действительно Геркулес среди ракет: ее длина составляла около 45 м при максимальном поперечном диаметре более 7 м. Масса полезной нагрузки, выводимой ею в космос, составляла около 20 т! Лунная программа существовала и у Королева, но она была еще не готова ни к применению, ни к стартам. только благодаря личному решению Хрущева планы главных конструкторов могли превратиться в реальные разработки.
…Кортеж машин стремительно въезжает на стартовый комплекс, где установлен Геркулес. После доклада начальника испытательного управления о состоянии дел на стартовой площадке остаются Хрущев и Челомей. Они впервые общаются в неформальной обстановке. Прибывший вместе с Хрущевым Леонид Брежнев держится в стороне, хотя и отвечает в ЦК за ракетно-космическую область. Затем Брежнев подходит к прогуливающемуся недалеко министру обороны Малиновскому, и они оживленно беседуют…
Осмотр закончен. Все переезжают на смотровую площадку измерительного пункта, откуда хорошо видны «Геркулес» и две боевые ракеты. На правительственной террасе находятся Хрущев, Брежнев, Челомей, начальник полигона генерал Александр Захаров и сопровождающие их лица. Одна из двух боевых ракет должна быть запущена в присутствии главных лиц страны. Хрущев с лукавой усмешкой спрашивает: «А эта ракета полетит или нет?». Челомей ответил: «Обязательно полетит, Никита Сергеевич!». По громкой связи объявляется минутная готовность для запуска ракет. Старт! Ракета с громовым раскатом взметнулась в небо. Запуск ракеты удался — авторитет у Хрущева Челомей заработал.
Чем еще славен Челомей. Вслед за УР-100 он работает над ракетой среднего класса УР-200, доводя ее до высокой степени надежности. После завершения работ по Ур-500 он разрабатывает проект транспортного корабля большой грузоподъемности и постоянно обитаемой станции «Алмаз», затем начинает работать над сверхтяжелым носителем Ур-700.
Но существовали и некоторые препятствия. УР-200 не была запущена в серийное производство: сослались на то, что у Янгеля уже есть ракета такого класса — Р-16 — и ее модификации, которые были надежными ракетами среднего класса.
Но при этом у Челомея автоматически отобрали его «ИС» — маневрирующий в космосе истребитель спутников и корабль радиотехнической разведки «УС». УР-200 разрабатывалась именно под них. Брежневу надо было сделать выбор между Янгелем и Челомеем. Выбор был затруднен еще тем, что янгельская Р-36 по своим характеристикам была сверхнадежной и мощной ракетой. Но все же Брежнев не обидел ни Янгеля, ни Челомея. В ходе летно-конструкторских испытаний трехступенчатый «Протон» вывел на лунную орбиту корабль 11Ф91(Л1), который и осуществил в беспилотном режиме облет Луны.
Однако до пилотируемых полетов к Луне дело не дошло, так как американский полковник ВВС Фрэнк Борман в декабре 1968 году на «Аполлоне-8» вогнал аршинный гвоздь в гроб советской лунной программы. Брежнев не хотел быть вторым в лунной гонке, и программу закрыли его волевым решением.
Также Челомей создал первую постоянную станцию военного назначения «Алмаз», корпус которой был использован ОКБ-1 Королева для создания долговременной станции «Салют». Он же был единственным в мире главным конструктором, блестяще разрабатывавшим баллистические межконтинентальные и межконтинентальные крылатые ракеты. Именно в ОКБ Челомея была разработана крылатая ракета большой дальности «Москит», которую американцы назвали «Убийцей авианосцев», она была принята на вооружение. «Реутовский отшельник» до конца своей жизни (умер в 1984 году) продолжал создавать ракетно-космические шедевры, в том числе и космический самолет, не забывая свою первую любовь — крылатые ракеты…(Геннадий ПОНАМАРЕВ)
Актуальность предложений В.Н. Челомея
В 1953 году В.Н. Челомей возглавил специальную конструкторскую группу (СКГ) и впервые в мире предложил конструкцию крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом и стартом из герметичной пусковой установки с нулевых направляющих. Позднее решена была и другая, более сложная задача: избирательное поражение главных целей из состава корабельных ударных группировок противника и прежде всего авианосцев. Реализованные технические решения позволили в кратчайшие сроки вооружить сверхзвуковыми крылатыми ракетами подводные лодки и надводные корабли. Военно-Морской Флот страны получил грозное современное оружие, а Советский Союз – средства сдерживания амбиций США в период «холодной войны».
Создание крылатых ракет, способных поражать все типы надводных кораблей явилось «асимметричным» ответом СССР вероятному противнику. Данное направление отечественного ракетостроения следует оценивать как национальный путь развития ракетного оружия, который долгое время был характерен только для нашего Военно-Морского Флота.
19 июля 1955 года Совет Министров СССР принял постановление о реорганизации СКГ в ОКБ-52. Масштабность, уникальность и сложность решаемых задач позволили получить ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея признание как ведущего военно-промышленного предприятия у руководства страны, министерства обороны, научных и промышленных организаций.
В период с 1955 по 1965 годы в СССР происходит стремительный рост научно-технического потенциала. Юрий Алексеевич Гагарин первым покоряет космическое пространство. Создаются уникальные образцы военной техники. На вооружение принимаются не имеющие аналогов в мире комплексы с баллистическими и крылатыми ракетами.
Был разработан и прошел испытания первый в мире маневрирующий спутник-перехватчик. В сентябре 1955 года состоялся первый в мире старт баллистической ракеты с борта подводной лодки. В 1958 году правительственная комиссия подписывает акт о принятии в состав флота Советского Союза первой атомной подводной лодки (АПЛ) К-3 «Ленинский комсомол». В 1959 году были приняты на вооружение крылатые ракеты П-5 на подводных лодках проектов 669 и 644. В 1963 и 1964 годах сданы на вооружение ВМФ комплексы ракетного оружия с ПКР П-35 и П-6.
В апреле 1963 года было проведено массовое награждение работников ракетной и судостроительной промышленности. Более тридцати человек из них, в том числе повторно В.Н. Челомей, были удостоены званий Героев Социалистического Труда. Другими правительственными наградами было награждено более шести тысяч человек. В наградных листах отмечалось: «За большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота». Началась эра атомного судостроения СССР. ….
… Сегодня военные специалисты подтвердили, что стрельба с мест прибрежного базирования является наиболее оптимальной. Первый заместитель председателя Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, бывший первый заместитель министра обороны РФ, академик РАН А. А. Кокошин в своей монографии «Военно-морской флот России» пишет: «… Советский Союз опередил США в создании подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности (8000-9000 км).
С появлением таких лодок у ВМФ СССР уже не было необходимости патрулировать вблизи берегов потенциального противника, подвергаясь опасности быть уничтоженным еще до пуска ракет. Задачи морской составляющей стратегических ядерных сил с появлением таких систем уже можно было решать боевым патрулированием в прилегающих к нашему побережью акваториях, где силы флота могли надежно защищать свои подводные ракетоносцы. К тому же повышалась надежность управления группировками морских СЯС». Многие военные эксперты и аналитики фактически согласились со сделанным в 1963 году предложением В.Н. Челомея и П.П. Пустынцева.
В свете обстановки, когда на государственный оборонный заказ происходит постоянный рост выделяемых средств, можно заглянуть в прошлое и ответить на сакраментальный вопрос «демократических» СМИ, задаваемый руководителям оборонных предприятий: «Как Вы себя чувствовали, разоряя страну своей безудержной милитаризацией?»
Вину за расходные схемы работ в СССР необходимо возлагать не на конструкторов, а на Первого заместителю председателя совета министров по ВПК Д.Ф. Устинова, министра ГКОТ Л.В. Смирнова и их соратников. Они определяли направление развития вооруженных сил страны. Стремление руководствоваться принципами «мощнее», «быстрее», «больше», «не хуже» – было непреодолимым. Кроме того, экономичные, малозатратные проекты серьезно не воспринимались, т. к. от освоения «финансовых средств» зависела значимость лиц, фирм, ведомств. За этим следовал размер правительственных премий и наград.
В 60-е годы ХХ века предложение В.Н. Челомея и П.П. Пустынцева, к сожалению, не имело шансов быть принятым. Хотя и в полной мере отвечало критерию «эффективность-стоимость». Нужно ли было копировать американский путь развития МСЯС? Вряд ли это имело смысл – как военный, так и, прежде всего, экономический.
Сейчас, после двадцати лет фактического отказа от советских программ вооружения, становится понятным, сколь затратна планово-директивная экономика. Во главе оборонной экономики стоял могучий и властный Д.Ф. Устинов, к мнению которого часто прислушивались Н.С. Хрущев и, особенно, Л.И. Брежнев. Оценивая советское прошлое в области расходования государственных средств, нельзя все же недооценивать значения проделанного. На огромные народные средства был создан надежный щит и грозный меч страны, были вооружены армия и флот.
Одной из целей данной статьи является призыв к неповторению ошибок прошлого, приводивших к необоснованным расходам на оборонные программы. Не должно более появляться в новых программах вооружения РФ таких грандиозных, но далеких от практической необходимости проектов, как система «Энергия-Буран»; попыток вступления в гонку вооружений по системе СОИ в ответ на «сказки» военных физиков США и многих других «химер».
Оборонные программы должны стать сугубо прагматичными, увязанными по задачам и экономическим возможностям. В этой связи хочется отметить, что заложенные технические и экономические подходы В.Н. Челомея далеки от устаревания и при эффективном использовании могут быть в полной мере проявлены в современных условиях.
(Более подробно о жизни выдающегося конструктора в статье «В.Н. Челомей в истории советского ВМФ» написали Почётный Генеральный конструктор, Почётный Генеральный директор ОАО «ВПК «НПО машиностроения», действительный член академии военных наук РФ Г.А. Ефремов, Первый заместитель Генерального конструктора ОАО «ВПК «НПО машиностроения» В.П. Царёв и Заместитель начальника проектного отдела, к.т.н. С.М. Асатуров. )
Генеральный конструктор ракетно-космической техники, академик АН СССР В. Н. Челомей.
Генеральный конструктор ракетно-космической техники, академик АН СССР В. Н. Челомей.
Генеральный конструктор ракетно-космической техники, академик АН СССР В. Н. Челомей.
Академик АН СССР Владимир Челомей
В.Н. Челомей с Президентом Академии наук СССР М.В. Келдышем
Лит.: Геннадий ПОНАМАРЕВ. Ракетный гений Владимир Челомей. «Киевский ТелеграфЪ» 11 — 17 апреля 2008 №15
МИХАИЛ ВОЛОДИН. Был ли бандитом Владимир Челомей? Первая крымская N 465, 8 МАРТА/14 МАРТА 2013
Г.А. Ефремов, В.П. Царёв, С.М. Асатуров. «В.Н. Челомей в истории советского ВМФ»