Владимир Михайлович Петляков

Владимир Михайлович Петляков

Владимир Михайлович Петляков

Владимир Михайлович Петляков (1891-1942) — советский авиаконструктор, лауреат Сталинской премии первой степени, в 1921—1936 в Центральном аэрогидродинамическом институте (в КБ А. Н. Туполева). Руководил проектированием крыльев многих самолётов АНТ, руководил созданием и внедрением в серийное произ-во первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), участвовал в создании самого большого самолёта того времени АНТ-20 «Максим Горький» (1934), руководил созданием бомбардировщика АНТ-42 (Пе-8), один из организаторов металлического самолётостроения в СССР, создал (совместно с В. Н. Беляевым) метод расчёта многолонжеронного металлического свободнонесущего крыла с гофрированной обшивкой (известен как «метод Петлякова»). С 1936 главный конструктор, в 1937—1940 находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД над бомбардировщиком ПБ-100 (Пе-2). В 1941 возглавил КБ на заводе № 22 в Казани, где были продолжены работы над модификациями Пе-2. Погиб в авиационной катастрофе.

Пе-2 (1940) успешно применялся в Великую Отечественную войну. В 1941 на базе Пе-2 был выпущен истребитель-перехватчик и высотный разведчик Пе-3, успешно применявшийся в битве под Москвой и для прикрытия караванов судов в полярных морях. На Пе-8 советские лётчики в Великую Отечественную войну наносили бомбовые удары по военным объектам в глубоком тылу противника.

К.Ф. Юон. Весенний солнечный день. 1910

К.Ф. Юон. Весенний солнечный день. 1910

Родился в селе Самбек под Таганрогом 15(27) июня 1891 года. Вскоре семья переехала в Москву. После смерти отца, Михаила Ивановича, Мария Евсеевна осталась с пятью детьми.В 1902 году он окончил трехклассное приходское училище и поступил в Таганрогское среднее техническое училище. Здесь показал умение работать руками: сам сделал переплетный станок и чертежную доску. На пятнадцатом году пришлось ему идти подрабатывать в железнодорожных мастерских и кочегаром.

После окончания восьмиклассного технического училища в 1911 году, скопив 25 рублей, он поехал в Москву поступать в Императорское высшее техническое училище(сегодня МВТУ имени Баумана). Однако в первый год поступить не удалось. В 1911 году, со второй попытки, Петляков поступает на механический факультет ИМТУ. На правах вольнослушателя он посещает лекции Н. Е. Жуковского по аэродинамике. Однако материальные трудности семьи заставили прервать обучение до 1921 года.

Борис Кустодиев. «Вербный торг у Спасских ворот». 1917

Борис Кустодиев. «Вербный торг у Спасских ворот». 1917

В июне 1921 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров о возвращении студентов на учёбу в высшие учебные заведения и Петляков возвращается завершить обучение в МВТУ и поступает лаборантом в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1922 году Петляков защищает на «отлично» дипломный проект «Легкий одноместный спортивный самолёт», получив диплом инженера-механика. Профессор А. И. Путилов:

«Вывешенные чертежи дипломного проекта были выполнены настолько красивыми, что удивляли даже опытных конструкторов. Вычерченный самолёт в пространстве, казалось, взлетит с ватмана и поднимается в воздух». Уникальность проекта заключалась, в частности, в моноплановой конструкции и использовании металлических элементов. Совершивший свой первый полет 21 октября 1923 года самолёт по предложению Владимира Михайловича Петлякова был назван «АНТ».

Через несколько месяцев после возвращения к учебе Владимира Петлякова зачислили в штат ЦАГИ. Он учился, одновременно работая лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро.

Пригласил его в ЦАГИ А.Н.Туполев. Петляков стал его близким помощником. В составе конструкторской группы Туполева Владимир Михайлович принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолетов КБ Туполева.

Жирнов Андрей. Пассажирский самолет Ант-2.

Жирнов Андрей. Пассажирский самолет Ант-2.

В 1922 году Петляков защитил дипломный проект «Легкий одноместный спортивный моноплан». Туполев одобрил разработку машины с деталями из дюралюминия. Он был сторонником самолетов из металла.

Петляков принимал участие в разработке и изготовлении АНТ-1. При создании цельнометаллического АНТ-2 он разрабатывал конструкцию легкого и прочного крыла. 26 мая 1924 года АНТ-2 впервые поднялся в воздух. В одном из первых полетов участвовал и Петляков.

Купцов Василий Васильевич (1899-1935). «АНТ-20 „Максим Горький”». Первая половина 1930-х годов.

Купцов Василий Васильевич (1899-1935). «АНТ-20 „Максим Горький”». Первая половина 1930-х годов.

В августе 1925 года КБ Туполева завершило работу по созданию тяжелого бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). Петляков отвечал за сборку самолета на Ходынском поле. В ходе разработки он предложил метод расчета многолонжеронного крыла, который назвали «методом Петлякова».

В 1925-1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Летом 1936 года Петлякова назначили начальником конструкторского отделения и первым заместителем, затем главным конструктором завода опытных конструкций ЦАГИ. Важнейшей его задачей стала постройка четырехмоторного бомбардировщика АНТ-42, который должен был сменить ТБ-3.

Опыт, полученный в КБ, позволил Петлякову самому стать конструктором. Его первая машина – самолет ТБ-7. Его проектирование начали летом 1934 года. Опытный образец появился через два года. В конце 1936 года самолет впервые поднялся в воздух и был высоко оценен летчиком-испытателем М.Громовым.

Машина конструировалась для выполнения стратегических задач и была в какой-то мере преемником знаменитых «большегрузов» Туполева, самый знаменитый из которых –восьмимоторный «Максим Горький».

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ТБ-1.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ТБ-1.

Машина Петлякова ТБ-7 в опытном варианте имела 5 моторов. Затем их число было сокращено до 4. Конструкция оказалась удачной, но по ряду причин в большую серию не пошла.

Всего было выпущено около 80 машин. На них ставили различные типы двигателей, включая дизельные, испытывали новые системы вооружения и навигации.

Из наиболее известных операций с участием петляковского гиганта можно назвать полеты на Берлин в начале войны, имевшие большой пропагандистский эффект. На них также впервые использовались самые большие в то время пятитонные бомбы, сброшенные под Орлом и на Кенигсберг.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ТБ-3.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ТБ-3.

Осенью 1937 года Петлякова с группой работников ЦАГИ арестовали. (по обвинению «во вредительском затягивание сроков доводки АНТ-42». Летом 1938 г. Петлякову позволили вернуться к работе в Специальном техническом отделе (СТО) НКВД, сформированном из работников авиапромышленности, арестованных по «делу Промпартии» на заводе № 39.

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984 Художник: В.М. Иванов

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984
Художник: В.М. Иванов

Под непосредственным надзором Л.П.Берии в составе СТО организовали КБ-29, фактически целое объединение конструкторских бюро, занимавшихся проектированием новых боевых самолетов. Основную часть коллектива конструкторов составляли заключенные, жившие и работавшие в здании КОСОС ЦАГИ, превращенном в своеобразную тюрьму.

Заключенными были и все фактические руководители КБ, включая А.Н.Туполева. Так возобновили свою деятельность в авиации такие конструкторы как А.Н.Туполев, В.М. Петляков, В.М.Мясищев, И.Г.Неман, С.П.Королев и другие. Здесь в 1937-1940 году Петляков работал над самолетом Пе-2.)

Репрессии разделили Туполевское КБ на три самостоятельные проектирующие группы. Впоследствии они получили статус самостоятельных КБ и свою производственную базу. Имена Андрея Николаевича Туполева и Павла Осиповича Сухого до сих пор остались в марках самолетов. Имя же Петлякова принадлежит только истории.

Руденко Валерий. Бомбардировщик ПЕ-2.

Руденко Валерий. Бомбардировщик ПЕ-2. ..

Будучи заключенным, Петляков проектировал высотный истребитель с герметичной кабиной, который получил кодовое обозначение «100». Работа велась в специальном закрытом КБ в Москве, на берегу Яузы. Владимир Михайлович впервые оказался самостоятельным руководителем КБ. Опираясь на группу специалистов, он разрабатывал истребитель нового типа, который отличала герметичная кабина, скорость 630 км/ч и дистанционное электроуправление.

Жирнов Андрей. Тяжелый бомбардировщик. ТБ-7/ПЕ-8.

Жирнов Андрей. Тяжелый бомбардировщик. ТБ-7/ПЕ-8.

Начавшиеся военные действия показали, что истребители, на которые делалась ставка, не главные в небе. Нужны были бомбардировщики с хорошими летными качествами. Постановлением правительства Петлякову предлагалось сделать из «сотки» пикирующий бомбардировщик. Срок на разработку дали всего 45 дней.

Работа над двухмоторным многоцелевым пикирующим фронтовым бомбардировщиком была начала в 1938 году. 22 декабря 1939 года состоялся первый полет самолета Пе-2, он вышел на испытания осенью 1940 года, а массовое производство развернулось уже в 1941-м.

Л.П.Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И сдержал свое слово. Петляков и другие специалисты были освобождены в 1940 году. А в начале 1941 года Владимиру Михайловичу была присвоена Сталинская премия 1-й степени.

Жирнов Андрей. Тяжелый бомбардировщик. ТБ-7/ПЕ-8.

Жирнов Андрей. Тяжелый бомбардировщик. ТБ-7/ПЕ-8.

По другим источникам, Петляков был освобожден лично Сталиным, который 1 мая 1940 года увидел стремительный пролет над Красной площадью нового пикирующего бомбардировщика Пе-2, пилотируемого П.Стефановским.

Вскоре после освобождения Петляков был направлен в Казань, на авиастроительный завод №124 имени Орджоникидзе. Там и застала его война.

В Казань из-под Москвы в срочном порядке был эвакуирован авиационный завод № 22. Его разместили на производственных площадях авиазавода № 124. Московский завод переехал в Казань, имея на конвейере новые пикирующие бомбардировщики Пе-2, казанский завод продолжал выпускать тоже петляковский тяжелый бомбардировщик ТБ-7 и транспортный самолет Ли-2.

Жирнов Андрей. Тяжелый бомбардировщик. ТБ-7/ПЕ-8.

Жирнов Андрей. Тяжелый бомбардировщик. ТБ-7/ПЕ-8.

Владимир Михайлович Петляков внес огромный вклад в историю авиации и Великой Отечественной войны. Летом 1945 года в газете «Правда» была помещена фотография пикирующего бомбардировщика Пе-2 с надписью «Оружие Победы».

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984 Художник: В.М. Иванов

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984
Художник: В.М. Иванов

Самолет был задуман как высотный истребитель, однако менее чем за полгода был переделан в боевую машину совершенно иного назначения. Онпредставлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. У него были моторы жидкостного охлаждения M-105P. Экипаж состоял из летчика, штурмана и стрелка-радиста.

На этом самолёте впервые было применено электрическое управление многими механизмами. По скорости Пе-2 мало уступал истребителям и превосходил немецкие бомбардировщики Хе-111 более чем на 100 км в час и Ю-88 – На 75 км в час. Это преимущество давало ему возможность активно действовать в светлое время суток.

Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 стал одним из основных самолетов Великой Отечественной войны.

Всего за 1941-1945 годы было построено 11427 таких самолетов, в том числе 10162 – на заводе в Казани. Это позволило внедрить новую машину по всему фронту от Баренцева моря до Черного.Пе-2 применяли не только полки ВВС, но и части авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ПЕ-2.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ПЕ-2.

Конструкция оказалась весьма технологична и легко воспринимала различные модификации в зависимости от требований заказчиков.Его модернизацией занимались такие выдающиеся конструкторы, как А.Изаксон, А.Путилов, В.Мясищев и др. Всего, по подсчетам известного историка авиации Б.Шаврова, до 1945 г. на базе Пе-2 было создано 22 различные модификации, включая скоростные истребители, дальние бомбардировщики, штурмовики, торпедоносцы и даже такой экзотический самолет, как «Параван», предназначенный для разрезания тросов аэростатов заграждения.

На Пе-2 опробывались и другие опережавшие время изобретения. Например, «взлет на воздушной подушке» на основе устройства, предложенного Надирадзе, система сбрасывания гранат на парашютах для защиты от истребителей и др.

Жирнов Андрей. Ответственный вылет на Пе-8.

Жирнов Андрей. Ответственный вылет на Пе-8.

Боевое применение Пе-2 породило ряд тактических приемов, позволяющих всесторонне использовать возможности этой выдающейся машины. Самая известная – «вертушка» Полбина, названная в честь ее автора, генерал-майора Ивана Полбина, дважды Героя Советского Союза, командовавшего бомбардировочными соединениями, укомплектованными Пе-2, и который погиб в небе над Будапештом.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ПЕ-2.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ПЕ-2.

Особое место в истории нашей авиации занимают успешные попытки использовать на поршневых самолетах дополнительные реактивные ускорители, созданные В.Глушко для получения кратковременного прироста скорости. Первый полет с включенной ракетной установкой на Пе-2 совершил 1 октября 1943 года заводской летчик-испытатель, впоследствии Герой Советского Союза Г.Васильченко.

12 января 1942 года Петляков полетел в Москву по служебным делам ( для встречи с наркомом авиационной промышленности Шахуриным). Их самолет упал около города Арзамаса, и все погибли. Проститься с Петляковым приехал из далекого сибирского города его наставник и друг А.Н. Туполев. По страшной иронии судьбы он разбился на пикирующем бомбардировщике, который он сам же спроектировал.

Летчик испытатель П.М.Стефановский вспоминал: «Я много лет работал с конструктором. Чудесный то был человек. Простой, обходительный, уравновешенный, вечно обуреваемый новыми мыслями, идеями, поисками…»

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ПЕ-2.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ПЕ-2.

В некрологе В.М.Петлякова было написано: «Почти 25 лет своей жизни товарищ Петляков отдал делу создания советских самолетов. Среди работников нашей авиации имя Владимира Михайловича широко известно как автора и конструктора ряда мощных советских самолетов, завоевавших Советскому Союзу славу могучей авиационной державы».

Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды. Похоронили Владимира Михайловича Петлякова в Казани, на Центральной алее Арского кладбища. На самолете Пе-8, получившем это название после гибели конструктора, командир экипажа Пуссеп совершил знаменитый полет через океан с Молотовым на борту во время дипломатической миссии в Англию и США.

После войны эти машины еще долго летали в Арктике, совершали посадки в высоких широтах, поблизости от полюса, выполняя военные задания.

В 1944 году на базе Пе-8 был построен правительственный спецсамолет с салоном на 12 человек и даже трехместным спальным отсеком. Видимо, он предназначался для Сталина. Не удалось найти сведений о том, что он использовался в этом качестве. (Вероника ЛАРИОНОВА)

47aad6

Владимир Михайлович Петляков

0_cc249_2e52163c_XL

Владимир Михайлович Петляков

peljakov

Владимир Михайлович Петляков

Лит.: Петляков Владимир Михайлович. Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, том 6.
Вероника ЛАРИОНОВА. Великий авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков.
Петляков, Владимир Михайлович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Петляков Владимир Михайлович. Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.