Николай Николаевич Поликарпов

Николай Николаевич Поликарпов

Николай Николаевич Поликарпов

Николай Николаевич Поликарпов (1892—1944) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), С 1918 работал на заводе «Дукс», а впоследствии на других заводах (в Москве, Горьком, Химках); с 1940 — главный конструктор. В 1923 под руководством П. созданы первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400) и разведчик Р-1, в 1927 — истребитель И-3, в 1928—разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин»), учебный самолёт У-2 (По-2). находясь в 1929—1931 в заключении, работал в ЦКБ-29 ОГПУ, где в 1930 совместно с Д. П. Григоровичем разработал истребитель И-5. В последующие годы были созданы истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка», составившие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы. В 1938—1944 сконструировал ряд опытных военных самолётов: И-180, И-185, ТИС, ВИТ, СПБ, НБ и др. Всего было разработано свыше 80 самолётов различных типов. На его самолётах совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты, одним из первых расчленил проектирование самолётов на специализированные части. С 1943 — профессор Московского авиационного института.

Старая Москва. К. Юон

Старая Москва. К. Юон

Родился в семье сельского священника. После окончания Ливенского духовного училища учился в Орловской семинарии, которую не окончил. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, в 1911 г. поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. После окончания института и курсов авиации и воздухоплавания при нем с 1916 г. работал зав. производством на Русско-Балтийском заводе в Петрограде, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец» и проектировании истребителей С-16 и С-20.

Авиаконструктор И. И. Сикорский, не найдя общего языка с новой властью эмигрировал за границу в начале 1918 года. Николай Поликарпов от эмиграции отказался и покинул завод в марте 1918 года, перейдя на работу во Всероссийскую коллегию по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом.

Люди будущего. К. Юон

Люди будущего. К. Юон

В марте 1918 года в связи с переносом столицы все руководящие органы РСФСР, в том числе Всероссийская коллегия по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом, переезжают в Москву. Вскоре Всероссийская коллегия по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом переобразовывается в Главное управлении Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом (ГУВФ, «Главвоздухфлот»). Поликарпов занимает должность столоначальника 8-го отдела, ведая вопросами снабжения, планирования и строительства авиационных заводов. После августа 1918 года, он переходит работать на завод «Дукс», продолжая выполнять отдельные поручения ГУВФ до 1920 года.

В 1918 – 1923 гг. руководил на ряде заводов переконструированием лицензионных самолётов под имевшиеся в стране моторы и отечественное оружие. В 1923 г. сформировал и возглавил КБ для создания самолётов собственной конструкции. Под его руководством сконструированы и созданы первый отечественный серийный военный самолёт-разведчик Р-1, первый отечественный истребитель И-1 (Ил-400). В 1925 – 1928 гг. здесь разработаны: 5-местный пассажирский самолёт ПМ-1; истребитель И-3; 2-местный разведчик Р-5, участвовавший в 1934 г. в спасении команды парохода «Челюскин», учебный самолёт У-2 (с 1944 г., после смерти Поликарпова, получил наименование По-2, широко применялся как лёгкий ночной бомбардировщик в годы Великой Отечественной войны и в различных модификациях серийно выпускался до 1953 г.).

Жирнов Андрей. Р-5. Многоцелевой одномоторный самолёт.

Жирнов Андрей. Р-5. Многоцелевой одномоторный самолёт.

(У-2 (По-2) строился до 1959 г. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков (http://www.airpages.ru/ru/gs_po.shtml))

В ноябре 1929 г. арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В.Р. Менжинского.

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984 Художник: В.М. Иванов

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984
Художник: В.М. Иванов

Здесь совместно с Д.П. Григоровичем в 1930 г. он разработал истребитель И-5. В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину самолета И-5, (пилоты – В.П. Чкалов и А.Ф. Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным.

В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе и Поликарпова. Только в 1956 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Особого совещания при Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

(Вечером 24 октября 1929 года Поликарпов у себя дома [11] был арестован ОГПУ. Ему предъявили обвинение в «участии в контрреволюционной вредительской организации», саботаже и срыве опытных работ, за проявление которых выдавались факты ошибок и недоработок в конструкторской деятельности за последние годы, а также предшествующий конфликт с НТК ВВС, в ходе которого Поликарпов обвинял заказчика в выставлении невыполнимо высоких требований к проектируемым самолётам.

Жирнов Андрей. Истребители.

Жирнов Андрей. Истребители.

Арестам подверглись и другие конструкторы и работники авиапромышленности. Подоплёкой послужило обострение внутриполитической обстановки в стране, связанное с борьбой умеренного и радикального течений в ВКП(б) (СталинТроцкий), а также резкое обострение международной обстановки после поддержки СССР национально-освободительных движений в Афганистане, Иране и Китае, на что Англия, коллониальные интересы которой были притеснены, ответила разрывом дипломатических отношений, попыткой организации антисоветских сил и поддержкой радикальной части белоэмигрантского движения.

Активную роль в белоэмиграции играл и бывший «шеф» Поликарпова — Игорь Сикорский. В 1927 году он разработал проект «О рейде в СССР эскадры из 25 кораблей», в котором предлагал свергнуть власть большевиков неожиданным воздушным десантом, используя транспортный самолет S-38 собственной разработки, а царь Болгарии согласился разместить в Варне эскадрилью S-38 под видом гражданской авиакомпании.

Руденко Валерий. Многоцелевой самолет По-2 (У-2).

Руденко Валерий. Многоцелевой самолет По-2 (У-2).

Виновным себя Поликарпов не признал, после недолгого следствия его перевели в Бутырскую тюрьму, где собрали всех заключённых авиаспециалистов, и «как социально чуждого элемента» без суда приговорили к смертной казни, однако приговор не был приведён в исполнение.

30 ноября 1929 года с заключёнными встретился заместитель начальника Управления ВВС РККА Я. И. Алкснис. Сославшись на сложность международной обстановки, он призвал их «отдать разум и силы на создание в кратчайший срок истребителя, который превосходил бы машины вероятных врагов». В декабре в Бутырской тюрьме было организовано «Особое конструкторское бюро» под неофициальным техническим руководством Д. П. Григоровича, Н. Н. Поликарпов стал его заместителем, административные посты заняли сотрудники экономического управления ОГПУ.

Жирнов Андрей. Истребитель И-5.

Жирнов Андрей. Истребитель И-5.

В январе 1930 г. ОКБ перевели на территорию Московского авиазавода № 39 имени В. Р. Менжинского, где заключённые стали жить и работать в специальном ангаре, получившем назавние «внутренняя тюрьма», а ОКБ было переименовано в «Центральное конструкторское бюро» — ЦКБ-39, которое в марте 1930 г. усилили вольнонаёмными специалистами.

В результате напряжённой работы ЦКБ-39 создало лёгкий маневренный истребитель-биплан ВТ-11, впоследствии переименованный в И-5. Истребитель впервые поднялся в небо 29 апреля 1930 года, был принят на вооружение и выпускался крупными сериями, прослужив в ВВС РККА около 9 лет. И-5 хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации, дальнейшим его развитием стали истребители Поликарпова бипланной схемы И-15 и И-153. Вклад Поликарпова в создание машины был значительным, поскольку конструктивно И-5 базировался на наработках незаконченного проекта И-6.

Жирнов Андрей. И-153 «Чайка».

Жирнов Андрей. И-153 «Чайка».

В феврале 1931 года, находясь в заключении, Поликарпов был назначен начальником конструкторской бригады № 3, получив задание спроектировать истребитель И-11.

18 марта 1931 г. коллегия ОГПУ[17] приговорила Поликарпова к 10 годам лагерей[18] и конфискации имущества, обвинив его в шпионаже, контрреволюционной деятельности и подрыве промышленности (ст. 58-6, 58-7, 58-11).

Жирнов Андрей. Истребитель-биплан И-15.

Жирнов Андрей. Истребитель-биплан И-15.

6 июня 1931 года на Центральном аэродроме прошёл закрытый смотр авиационной техники, на котором присутствовали И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе. Поликарпов от ЦКБ представил истребитель И-5, пилотировали — В. П. Чкалов и А. Ф. Анисимов, показ прошёл успешно. 28 июня коллегия ОГПУ постановила приговор в отношении Поликарпова считать условным, а 7 июля 1931 года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии и освобождении части арестованных специалистов, в том числе и Поликарпова. После амнистии и освобождения Н. Н. Поликарпов остался работать на прежней должности.(Википедия))

В мае 1931 г. Н.Н. Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П.О. Сухого. 27 августа 1931 года ЦКБ-39 было введено в состав ЦАГИ. Начальником ЦАГИ был назначен ставленник ОГПУ Н. Е. Пауфлер.

В ноябре 1931 года, после конфликта с главным инженером ЦАГИ А. Н. Туполевым, Поликарпов был смещён с должности начальника бригады № 3 и переведён из ЦКБ в ЦАГИ рядовым инженером, бригаду возглавил инженер Г. И. Бертош.

Жирнов Андрей. Истребитель И-16 тип 24 Б.

Жирнов Андрей. Истребитель И-16 тип 24 Б.

В конце ноября 1931 года начальником ЦКБ и одновременно заместителем начальника ЦАГИ был назначен С. В. Ильюшин, знавший Поликарпова ещё с Гражданской войны.

4 мая 1932 года, когда в ходе реорганизации бывшая бригада Поликарпова № 3 и конструкторская бригада № 4 П. О. Сухого сливались в единую бригаду № 3 под руководством П. О. Сухого, Н. Н. Поликарпов и Г. И. Бертош по рекомендации С. В. Ильюшина были назначены заместителями П. О. Сухого.

Объединённая бригада должна была к середине 1933 года выпустить на испытания истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) с двигателем воздушного охлаждения М-38 и истребитель-полутороплан И-13 с двигателем жидкостного охлаждения М-32.

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984 Художник: В.М. Иванов

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР). Набор открыток 1984
Художник: В.М. Иванов

П. О. Сухой в этот период сосредоточил свои усилия на разработке пушечного истребителя-моноплана И-14 (АНТ-31) с убирающимся шасси и максимальной скоростью до 380 км/час, а Г. И. Бертош — на разработке И-13 на базе туполевского истребителя И-8.

Поликарпов в этих работах не участвовал. П. О. Сухой предоставил Н. Н. Поликарпову полную возможность заниматься своими разработками, а Поликарпов, в свою очередь, никак не вмешивался в разработки П. О. Сухого.(Википедия))

С февраля 1933 г. он руководил бригадой № 2 ЦКБ С.В. Ильюшина, действовавшего на базе авиазавода № 39. В этот период он руководил созданием скоростных манёвренных истребителей И-15, И-16, И-152 и И-153 «Чайка», которые составили основу советской истребительной авиации в предвоенные годы и успешно применялись в Советско-финляндской войне 1939 – 1940 гг. В июле 1936 г. его назначают главным конструктором завода № 84 в г. Химки Московской области, одновременно он был и главным конструктором завода № 21 в г. Горьком, где началось производство скоростного истребителя И-16. В феврале 1938 г. Поликарпова сначала назначают главным конструктором, а затем и техническим директором авиазавода № 156. С февраля 1939 г. — он главный конструктор завода № 1. С сентября 1940 г. и до смерти — директор и главный конструктор завода № 51 НКАП.

И-16 прозвища ишак, ишачок

И-16 прозвища ишак, ишачок

(В августе-сентябре 1937 г., после тщательного анализа развития авиации и опыта боёв в Испании и Китае, Николай Поликарпов пришёл к выводу, что возможности модернизации И-16 подходят к концу и нужен новый истребитель со скоростью не менее 550 км/ч. В ноябре 1937 г. он выполнил проект И-165, впоследствии ставший основой для создания истребителя И-180. Принципиальным отличием была ставка на двухрядный звездообразный двигатель М-88 Запорожского завода № 29, который ещё проходил испытания, и винт регулируемого шага.

Однако условия для работы осложнились, волна репрессий в РККА, вызванная резким ухудшением отношений между СССР и Германией привела к тому, что многие руководители ВВС занимались поисками виновных и взаимными обвинениями, в официальном задании на 1938-39 годы конкретных требований к перспективному истребителю выдвинуто не было, работы велись во многом инициативным порядком. В декабре 1937 г. КБ перевели на опытный завод № 156, Поликарпов был назначен на место репрессированного А. Н. Туполева (по замыслу М. М. Кагановича для искорения «туполевщины» и «петляковщины» (В.М. Петляков). Между заводом и КБ возник конфликт, конструкторов не пускали на завод, их задания саботировали. 28 мая 1938 г. Поликарпова назначили техническим директором завода что ещё более отвлекало от работы, начались склоки о зажиме им выпуска машин П. О. Сухого в свою пользу.

И-16 Испанской республики на картине «Dawn Patrol — The Ebro 1938»Художник: John Meeks

И-16 Испанской республики на картине «Dawn Patrol — The Ebro 1938»Художник: John Meeks

Первый И-180 был построен в конце 1938 г., курировал работы заместитель Поликарпова — Дмитрий Людвигович Томашевич. Машину планировали поднять в воздух до окончания 1938 года что вызывало спешку и нервозность, доводка нового двигателя М88 ещё не была закончена. 15 декабря 1938 года в первом полёте на И-180 произошла катастрофа, самолёт упал на посадочном курсе не дотянув до аэродрома после нормально выполненного полёта, лётчик Валерий Чкалов погиб. К этому времени Чкалов был уже не просто лётчиком-испытателем, а известным в стране человеком, активным общественным деятелем, депутатом Верховного Совета СССР. Расследовавшая происшествие комиссия пришла к выводу что причиной стал отказ мотора на малой высоте и халатное отношение к подготовке вылета (самолет отправлялся в полёт с многочисленными недоделками). Ведущий конструктор Д. Л. Томашевич и ряд других лиц были репрессированы, на Поликарпова вина не возлагалась.

Автор: Самуил Адливанкин. Первый Сталинский маршрут. 1936

Автор: Самуил Адливанкин. Первый Сталинский маршрут. 1936

Гибель Чкалова стала сильнейшим ударом для Поликарпова, его работы были парализованы почти на 2 месяца, 5 февраля 1939 г. он был освобождён от должности технического директора завода № 156 и назначен главным конструктором завода № 1, туда же переведено и КБ которое включало три структурных подразделения: КБ-1 (маневренные истребители), КБ-2 (скоростные истребители-монопланы), КБ-3 (бомбардировщики и многоцелевые самолёты).

27 апреля 1939 г. лётчик-испытатель С. П. Супрун поднял в воздух второй И-180-2, лётные испытания И-180 проходили без серьёзных замечаний. Самолёт демонстрировался на первомайском параде 1939 года, однако выпуск войсковой серии И-180 задерживался, завод № 21 (представитель КБ Поликарпова М. К. Янгель) был загружен серийным выпуском И-16 и, создавая истребитель И-21 своей разработки, не хотел заниматься чужими проектами. 5 сентября 1939 г., в 53-м полёте, при невыясненных обстоятельствах, разбился второй экземпляр И-180-2, лётчик-испытатель Т. П. Сузи погиб. 3-й экземпляр построен в феврале 1940 года на заводе № 1. В апреле, заводом № 21, выпущены первые 3 серийные И-180, их заводские испытания продолжались до 4 июля 1940 г. 5 июля, в испытательном полёте, разбился ещё один И-180, лётчик Афанасий Прошаков не смог выйти из штопора и покинул машину на парашюте. Отношение к самолёту было сложным, вызывали сомнение его штопорные характеристики, интерес к истребителям с двигателями воздушного охлаждения падал, многие стали считать их устаревшими и неперспективными при скоростях более 500 км/ч.

Картина художника П. Мальцева «Встреча героического экипажа».

Картина художника П. Мальцева «Встреча героического экипажа».

Ведущий лётчик-испытатель Е. Г. Уляхин давал такую оценку машине: «По маневру самолет очень близок к И-16, но более устойчив и лучше на виражах, посадке и устойчивости в полете», самолет превосходил по скорости и маневренности основной истребитель германских ВВС Bf-109Е, лётчикам переучиваться с И-16 на И-180 было несложно, однако вскоре, из-за дефектов, было остановлено производство двигателей М-88 и в августе остановилась серийная постройка И-180, а в конце 1940 г. выходит решение о полном снятии самолёта с производства. В октябре 1940 г. решением НКАП завод № 21 начал подготовку к выпуску ЛаГГ-3 конструкции ОКБ Лавочкина с совершенно иной технологией, к этому времени Поликарпов уже работал над дальнейшим развитием истребителя с двигателем воздушного охлаждения И-185.

 "В. П. Чкалов... в Шарье" - художник С. Ф. Богородский


«В. П. Чкалов… в Шарье» — художник С. Ф. Богородский

В 1939 году был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода П. А. Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе М. И. Гуревича) и организовали новый опытный конструкторский отдел, а по сути — новое КБ, под руководством Артёма Микояна. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности на утверждение перед своей поездкой в Германию.

Затем в старом ангаре на окраине Ходынки на бывшей территории ОЭЛИД ЦАГИ для Поликарпова был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время — ОКБ и опытный завод имени Сухого, которому производство было передано в 1953 году). На этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе, а также в сложных условиях эвакуации, были созданы истребители И-185, ИТП, ТИС (каждый в нескольких вариантах), боевой десантный планер (БДП, МП), ночной бомбардировщик НБ и начата целая серия проектов, не оконченных в связи со смертью Поликарпова.

В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 года, утверждённом главным инженером ВВС РККА генерал-лейтенантом А. К. Репиным, самолёт Поликарпова назван «лучшим современным истребителем». За этот самолёт в марте 1943 года Поликарпову была присуждена Сталинская премия I степени (Википедия)).

Встреча И.В. Сталина и членов правительства с легендарным экипажем: В.Чкаловым, Г.Байдуковым и А.Беляковым.

Встреча И.В. Сталина и членов правительства с легендарным экипажем: В.Чкаловым, Г.Байдуковым и А.Беляковым.

(К концу 1938 г. был построен истребитель И-180 — развитие И-16 с двигателем М-87. Но гибель на нем В.П.Чкалова в первом же испытательном полете вновь ввергло Поликарпова в опалу. Были арестованы его заместитель — ведущий конструктор Д.Томашевич, директор завода №156 Усачев и др. Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолета к первому полету и ходатайство летчика-испытателя Г.Ф. Байдукова. В мае 1939 работы по И-180 были переданы на Государственный авиазавод № 1. Сюда же перевели и КБ, а Поликарпов стал техническим директором и главный конструктором завода. Параллельно со скоростным И-180 Поликарпов продолжил и линию маневренных бипланов — И-190 (1939), И-195 (проект 1940)(http://www.airpages.ru/ru/gs_po.shtml)).

Жирнов Андрей. Истребитель И-17.

Жирнов Андрей. Истребитель И-17.

В 1938 – 1944 гг. Поликарповым был сконструирован ряд опытных военных самолётов: истребители И-180, И-185, ТИС (тяжелый истребитель сопровождения), ИТП (истребитель тяжелый пушечный) и ряд их модификаций; пикирующие бомбардировщики ВИТ-1 и ВИТ-2 (воздушный истребитель танков), тяжелый бомбардировщик НБ (ночной бомбовоз) и др. В 1944 г. он начал проектирование реактивных самолётов. В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 г., подписанном главным инженером Красной Армии генерал-лейтенантом А. Репиным, самолёт Н. Поликарпова назван «лучшим современным истребителем». После смерти Н.Н. Поликарпова его КБ возглавил В.Н. Челомей, которому поручили разработку крылатых ракет.

И-185 Истребитель ОКБ Поликарпова

И-185.Истребитель. ОКБ Поликарпова

Всего Н.Н. Поликарповым было разработано свыше 80 самолетов различных типов. На некоторых из них совершён ряд дальних перелётов, а лётчиком В.К. Коккинаки на И-15 в 1935 г. установлен мировой рекорд высоты – 14 575 м. С 1943 г. доктор технических наук Н.Н. Поликарпов одновременно являлся и профессором, заведующим кафедрой конструкций самолётов в Московском авиационном институте. Крупный учёный и талантливый организатор производства, Поликарпов внёс фундаментальный вклад в развитие авиационной науки и практики проектирования самолётов. Многие советские авиазаводы создавались и отлаживали производство на его самолётах.

Умер 30 июля 1944 года от рака желудка. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Лауреат двух Сталинских премий 1-й ст. (1941 и 1943).Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды. Памятники Поликарпову установлены в Москве, Орле, Ливнах. В с. Калинино Орловской области открыт музей Поликарпова. Его именем назван пик на Памире.

Жирнов Андрей. Истребители.

Жирнов Андрей. Истребители.

Последние работы Поликарпова

…Любопытны высказывания А.С. Яковлева (работавшего в то время на должности заместителя наркома по опытному самолетостроению) о последних работах Н.Н. Поликарпова и их судьбе в своей книге «Рассказы авиаконструктора»:

«И-180» был построен в количестве трех экземпляров. На первом из них, в самом начале летных испытаний, в ноябре 1938 года, погиб В.П. Чкалов. На втором из них, спустя немного времени, разбился военный летчик-испытатель Сузи. Позже, на третьем «И-180″ известный летчик Степанченок, совершая вынужденную посадку из-за остановки двигателя, не дотянул до аэродрома, врезался в ангар и сгорел.»

Советский плакат: Да здравствует сталинская авиация!

Советский плакат: Да здравствует сталинская авиация!

Следует заметить, что информация в книге Яковлева неверна. На первом самолете В.П. Чкалов погиб 15 декабря (а не в ноябре) в первом полете из-за остановки двигателя при низких температурах наружного воздуха.

Вторая катастрофа произошла также по причине отказа двигателя (разрушение маслорадиатора).

Третий самолет разбился на госиспытаниях из-за ошибки летчика, при этом летчик Прошаков выбросился с парашютом и остался жив.

Описываемая Яковлевым катастрофа с летчиком Степанченок произошла много позже на самолете И-185 — М-71 из-за отказа двигателя (засорился жиклер карбюратора). По оценке НИИ ВВС это был истребитель, превосходивший все истребители мира 1942 года, притом перспективный…

Перед войной Поликарпов работал также над двухмоторным самолетом — истребителем танков — «ВИТ» (воздушный истребитель танков). Николай Николаевич правильно и своевременно понял, что для борьбы с танками еще до их выхода на поле боя наиболее эффективным оружием может стать самолет. Однако осуществить свою идею ему не удалось: самолеты «ВИТ» — первый и второй опытные экземпляры — при испытательных полетах из-за ошибок, допущенных при проектировании, разрушились в воздухе, похоронив под своими обломками экипажи во главе с известными летчиками Головиным и Липкиным.

Здесь Яковлев опять допускает ошибку, катастрофы произошли не на ВИТ-1 и ВИТ-2, а на более поздней модели СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик).

Слава советской авиации. Плакат СССР.

Слава советской авиации. Плакат СССР.

Если учесть, что эти трагические события произошли за сравнительно короткое время — всего за 2-3 года — и что почти после каждой катастрофы кто-нибудь из ближайших сотрудников привлекался к ответственности то станет ясно, почему Поликарпов молча и неподвижно сидел передо мной…

…Поликарпову приходилось соревноваться со всеми перечисленными конструкторами (Лавочкиным, Горбуновым, Гудковым, Микояном, Гуревичем, Шевченко, Флоровым, Боровковым, Пашининым, мое ОКБ и некоторые другие), которые хотя и не имели такого, как он, опыта и знаний, но были молоды, полны энергии и стремления во что бы то ни стало добиться успеха и завоевать для себя и своих конструкторских коллективов права на жизнь.

Для всех нас молодых это был конкурс.

Следует однако иметь ввиду, что ко времени проведения конкурса «молодой» Яковлев был уже заместителелем наркома.

Катастрофы с самолетами Поликарпова не остались без «внимания» — КБ Поликарпова оказалось практически разгромленным. Работы Н.Н. Поликарпова прервала смерть, последовавшая 30 июля 1944 года на 52-м году жизни.(http://www.airpages.ru/ru/gs_po.shtml)

(И-185, проект которого появился в начале 1940 года мог бы стать лучшим советским истребителем периода второй мировой войны. Однако эта выдающаяся машина начала летать в такое тяжелое для опального конструктора время, что ему подчас приходилось для обеспечения его полетов сливать бензин из личного автомобиля…

Советский плакат. Сталинские соколы, Иосиф Сталин, Климент Ворошилов

Советский плакат. Сталинские соколы, Иосиф Сталин, Климент Ворошилов

В дальнейшем было несколько вариантов самолета И-185 с единой у всех формой крыла площадью 15,53м. Варианты И-185 различались двигателями, вооружением, длиной фюзеляжа и некоторыми деталями конструкции.

И-185 — М-82. Самолет успешно прошел госиспытания на Калининском фронте с 13 апреля по 5 июля 1942 года и в ноябре 1942 года был рекомендован в серию, но не строился из-за дефицита дуралюмина и по причине уже налаженного массового выпуска деревянных самолетов Ла-5 с тем же двигателем….

Советский плакат. Иванов В.С., Бурова О.К. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. И. Сталин, 1942.

Советский плакат. Иванов В.С., Бурова О.К. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. И. Сталин, 1942.

…Летные качества опытного экземпляра И-185 были исключительные: скорость достигала 680 км/час на высоте 6100 м, у земли 600 км/час (на форсаже), скороподъемность у земли 20 м/сек, набор высоты на боевом развороте 1200-1500 м. Самолет был и скоростным и маневренным. Он был единственным у нас истребителем, поднимавшим 500 кг бомб. Шла подготовка его серийного производства. Однако при подготовке испытаний на дальность произошла катастрофа от совершенно случайной причины — засорился жиклер карбюратора. Из-за остановки двигателя на малой высоте погиб летчик В.А.Степанченок.

Внедрение самолета в серию затормозилось, несмотря на все усилия Поликарпова, поскольку не было массового двигателя М-71 и завода для серии.http://www.airpages.ru/ru/i-185.shtml)

(Вокруг Поликарпова складывалась нездоровая атмосфера. Началась травля конструктора, работы тормозились, его обвиняли в консерватизме. Так продолжалось до 1942 г., когда Сталин взял Поликарпова под свою защиту. Но в 1944 г. его не стало.

Одной из последних его работ был проект ракетного истребителя «Малютка».

Всего Поликарповым было разработано свыше 80 самолётов различных типов. За период 1923–1940 гг. на заводе № 1, на территории которого сейчас размещается машиностроительный завод им. П.В. Воронина, было построено 15951 самолетов (а с учетом модификаций опытных и построенных небольшими сериями — 16698 машин), в основном, конструкции Поликарпова.

Валерий Руденко. Советский истребитель-биплан И-190 конструкции Н.Поликарпова

Валерий Руденко. Советский истребитель-биплан И-190 конструкции Н.Поликарпова ..

Среди них — самолеты-разведчики Р-1 (1914 самолетов), Р-5 (4548), такие известные истребители, как И-3 (399 машин), И-5 (803), И-15 (674 машины; а всего — 3083), И-153 (3437), И-16 (находился в серийном производстве с 1934 по 1941 гг.; всего было построено 9450 машин), учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (1639 машин). На самолётах Поликарпова совершен ряд дальних перелетов.(Военная энциклопедия 2014)).

Под его руководством работали А. И. Микоян, Д. Л. Томашевич, М. К. Янгель, А. В. Потопалов, В. К. Таиров и другие специалисты, ставшие впоследствии видными конструкторами авиационной и ракетно-космической техники.

polikarpov_nn

Портрет Н.Н. Поликарпова работы Олега Закоморного.

2.N.Polikarpov-vo-vremya-raboty-na-Russko-baltijskom-zavode.

Н.Н. Поликарпов

pic_43

Конструктор Н.Н. Поликарпов

27981.jpg.262x-

Н. Н. Поликарпов

0

Н. Н. Поликарпов

220px-Polikarpov_41

Н. Н. Поликарпов

Лит.: Поликарпов, Николай Николаевич // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Поликарпов Николай Николаевич. Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
ОКБ Поликарпова, Поликарпов Николай Николаевич // http://www.airpages.ru/ru/gs_po.shtml
ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич. Военная энциклопедия. 2014.