Вячеслав Александрович Малышев (1902 — 1957) — член партии с 1926 г., член ЦК с 1939 г., член Президиума ЦК 16.10.52-06.03.53 гг. С 1934 г. на инженерно-технических должностях: с 1938 г. директор Коломенского завода им, В. В. Куйбышева. С 1939 г. нарком тяжелого машиностроения СССР, с 1940 г.-среднего машиностроения СССР, в 1941-1942 гг. и 1943-1945 гг. танковой промышленности СССР, одновременно в 1940-1944 гг. зам. Предс. СНК СССР. В 1945-1947 гг. нарком (министр) транспортного машиностроения СССР. С 1948 г. предс. Государственного комитета Совмина СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, с 1950 г. министр судостроительной промышленности СССР, в марте-июне 1953 г.- транспортного и тяжелого машиностроения, с июня 1953 г. — среднего машиностроения СССР, в 1955-1957 гг. предс. Государственного комитета Совмина СССР по новой технике, одновременно с 1947 г. по март 1953 г. и с декабря 1953 г. по 1956 г. зам. Предс. Совмина СССР. Генерал-полковник (1945 г.). Похоронен на Красной площади в Москве.
Родился в г. Усть-Сысольске Вологодской губернии (ныне г. Сыктывкар Республики Коми) в семье учителя. Русский. В 1918 — 1920 гг. помощник секретаря, секретарь народного суда в г. Великие Луки. В 1920 — 1924 гг. работал слесарем в железнодорожных мастерских и одновременно учился в Великолукском железнодорожном техникуме. С 1924 г. по 1926 г. слесарь железнодорожного депо Подмосковное Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги.
В 1926 г. был призван в Красную Армию и до 1927 г. служил секретарем бюро ВКП(б) батальонной школы, политруком команды. После демобилизации из армии работал машинистом в депо Подмосковная, затем в депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Водил один из первых советских тепловозов. С 1930 г. студент Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана. После его окончания в 1934 г. на Коломенском паровозостроительном заводе им. В. В. Куйбышева: конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер завода, директор завода.
С 05.02.1939 г. нарком тяжелого машиностроения СССР. На заседании Политбюро отказывался от этой должности. И. В. Сталин рассмеялся и показал на членов Политбюро: «Я вот защищал вас, а они против меня, что я могу один против них сделать?!»
В. А. Малышев снова начал отказываться. И. В. Сталин сказал: «Что же, с вами каши не сваришь? Даром, что ли, мы вас целый час ожидали, а вы даром два часа тряслись из Коломны в Москву?»
Когда В. А. Малышев согласился, И. В. Сталин засмеялся: «Ну, вот магарыч с вас теперь приходится». 21.12.1939 г. был приглашен с женой на товарищеский ужин по случаю 60-летия И. В. Сталина, произнес поздравительный тост.
(В связи с ростом промышленности, появлением новых отраслей, необходимостью более гибкого и оперативного руководства в феврале 1939 года, за месяц до XVIII съезда партии, Народный комиссариат машиностроения (Наркоммаш ) был разделен на три новых наркомата. Вновь образованные наркоматы — наркомат среднего машиностроения , наркомат общего машиностроения и Наркомат тяжелого машиностроения — возглавили И. А. Лихачев , П. И. Паршин и В. А. Малышев. Было ли это полной неожиданностью? Конечно, нет… Появление нового поколения руководителей социалистической индустрии, таких, как Н. А. Вознесенский, А. Н. Косыгин, Д. Ф. Устинов, И. Ф. Тевосян, Б. Л. Ванников, М. В. Хруничев, А. И. Шахурин, 3. А. Шашков , А. П. Завенягин, А. А. Горегляд, П. М. Зернов и др., было абсолютно закономерным, необходимым в предгрозовых условиях 1939-1941 годов. …(Малышев В.А. — нарком тяжелого машиностроения 1939)).
С апреля 1940 г. по май 1944 г. заместитель Председателя СНК СССР, председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в октябре 1940 г. — сентябре 1941 г. нарком среднего машиностроения СССР, в сентябре 1941 г. — июле 1942 г. и в июне 1943 г. — октябре 1945 г. нарком танковой промышленности СССР. Провел большую работу по развитию оборонной промышленности и организации массового выпуска военной техники, по осуществлению побочного производства танков на заводах.
Под его руководством за годы войны было выпущено более 102 тысяч танков и самоходных орудий. В июле — августе 1942 г. организовывал работу промышленности Сталинграда, участвовал в создании рабочего батальона Сталинградского тракторного завода, в его восстановлении.
Создал научно-конструкторский центр, имевший важное значение для танкостроения. С октября 1945 г. по декабрь 1947 г. нарком, министр транспортного машиностроения СССР. 11.01.1947 г. министр госконтроля Л. З. Мехлис доложил И. В. Сталину запиской о фактах расточительства в Министерстве транспортного машиностроения.
Глава министерства В. А. Малышев охотно давал разрешения на устройство банкетов с выпивкой. Затраченные на эти цели государственные средства только за полгода составили более 1,8 млн рублей. Проявил министр и корыстную семейственность. На Кировском заводе в Челябинске художником был зачислен его брат, у которого министерство закупило картины на 86 тысяч рублей.
В декабре 1947 г. — марте 1953 г. заместитель Председателя Совета Министров СССР. Одновременно в январе 1948 г. — марте 1949 г. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство.
В январе 1950 г. — октябре 1952 г. министр судостроительной промышленности СССР. В марте — июне 1953 г. министр транспортного и тяжелого машиностроения СССР, в июне 1953 г. — феврале 1955 г. министр среднего машиностроения СССР.
По журналу записей посетителей кремлевского кабинета И. В. Сталина с февраля 1939 г. по февраль 1953 г. вызывался к нему около 80 раз.
С мая 1955 г. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике. Одновременно в декабре 1953 г. — в декабре 1956 г. заместитель Председателя Совета Министров СССР. С декабря 1956 г. первый заместитель председателя Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — министр СССР. Был неизлечимо болен.
В феврале 1957 г. для оказания медицинской помощи В. А. Малышеву был приглашен врач из-за границы.
Депутат Верховного Совета СССР 1 — 4-го созывов. Герой Социалистического Труда (1944). Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени.
Дважды лауреат Сталинской премии (закрытые присвоения). Занимался разработкой ракетной и космической техники. Генерал-полковник инженерно-танковой службы (1945).
Вел дневник, представляющий несомненную ценность для историков. Тетрадь с записями после его смерти была обнаружена в сейфе рабочего кабинета. Н. С. Хрущев, которому доложили о находке, распорядился хранить дневниковые записи В. А. Малышева, озаглавленные им «Кое-какие заметки о событиях и мыслях (своих и чужих)», в архиве Президиума (Политбюро) ЦК КПСС (АПРФ. Ф. 3. Оп. 62. Д. 131. Л. 2 — 94. Рукопись).
Легендарный нарком войны
В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности. Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» — в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя — ради фронта, ради Победы — работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего — и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.
В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в танковом корпусе А.Л. Гетмана, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой — на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону.
Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, завод-ские танки — все, что могло двигаться и стрелять.
Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, — вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. — Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».
Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танкопрома генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений.
И в завершение рассказа о Вячеславе Александровиче Малышеве приведу высказывание члена Государственного Комитета Обороны А.И. Микояна, сделанное им в 1977 году, на мой взгляд, очень точно характеризующее сталинского наркома:
«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.
В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».(Юрий Горьков. Битва в тылу)
Советские инженеры
В разное время советское судостроение возглавляли три крупных руководителя и организатора — И. Тевосян, A. Горегляд и В. Малышев, — которые хотя и не были корабелами по специальности, оказали тем не менее огромнейшее влияние на развитие судостроительной промышленности.
При общей для всех министров главной задаче — своевременной сдаче кораблей — каждый из них преследовал еще и свою особую цель. Так, В. Малышев стремился резко увеличить выпуск кораблей при минимальных капитальных затратах на строительство и расширение заводов.
Его предшественник А. Горегляд главное внимание уделял внедрению новой технологии, углублению специализации заводов и их кооперации, максимальному сокращению трудоемкости постройки кораблей. Что же касается И. Тевосяна, то он занимал в этой тройке уникальное место, ибо не имел предшественников и должен был одновременно со сдачей кораблей создавать аппарат Наркомата судостроительной промышленности.
И он так успешно справился с этой труднейшей задачей, что даже много лет спустя один из его преемников, B. Малышев, говорил, что он работал во многих министерствах, но никогда не встречал такого сильного аппарата, как в Судпроме. «Здесь, — утверждал Малышев, — каждый работник аппарата — опытный специалист в своей области. Любого работника можно направить на завод или на корабль, и он разберется с любым вопросом на месте и примет правильное решение под свою ответственность».(Г. СМИРНОВ Иван Федорович ТЕВОСЯН)
Прах погребен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Бей фашистскую гадину! Советский тяжелый танк КВ-1 (Vincent Wai)
Вячеслав Александрович Малышев ru.wikipedia.org — Рождённый войной. Как создавался наркомат
В. А. Малышев с братом А. А. Малышевым
Вячеслав Александрович Малышев
Вячеслав Александрович Малышев. Журнал «Огонёк», № 3, 1938. (Фото на сайте Википедия)
Москва, Кремль, 1939 г. М. И. Калинин вручает В. А. Малышеву орден Ленина
Руководители оборонной промышленности СССР Д. Ф. Устинов, Б. Л. Ванников, А. И. Ефремов,
В. А. Малышев. (слева направо) 1945 год. (Фото на сайте Википедия)
Лит.: Иванов Л. Б. Советские инженеры: Г. СМИРНОВ Иван Федорович ТЕВОСЯН
Зенькович Николай. МАЛЫШЕВ Вячеслав Александрович. Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий