Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов (1906—1984) — советский авиаконструктор, создатель Авиационного научно-технического комплекса, академик АН СССР (1981), Генеральный конструктор (1967). В 1933—1938 гг. — главный конструктор планерного завода в Тушине. В 1938—1941 гг. — ведущий инженер в ОКБ А. С. Яковлева и на заводе «Красный летчик». В 1943—1946 гг. — первый заместитель главного конструктора в ОКБ А. С. Яковлева, работал над усовершенствованием истребителей «Як». В 1940—1950-х гг. занимался созданием специализированных транспортных самолетов (серии «Ан») для военно-транспортной авиации, воздушно-десантных войск и обеспечения грузовых перевозок, а также пассажирских самолетов, обладающих высокой экономичностью перевозок. Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской (1962) и Сталинской (1952) премий.

Генеральный конструктор Опытного завода № 473 Министерства авиационной промышленности. Под руководством Антонова создан ряд самолетов, в том числе Ан-124 («Руслан»). На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К. Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.

Борис Михайлович Кустодиев. Сирень,1906

Борис Михайлович Кустодиев. Сирень,1906

Родился 7 февраля 1906 года в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне — в составе Троицкого административного округа Москвы). Достоверно известно лишь то, что прадед гениального авиаконструктора жил на Урале и был главноуправляющим местными металлургическими заводами. Дед Олега Константиновича, Константин Дмитриевич, получил инженерное образование и всю жизнь строил мосты. Покинув Урал, он обосновался в Торопце, небольшом городке Псковской губернии, где у Антоновых было крохотное имение. Отец Олега Константиновича Константин Константинович пошел по стопам отца и стал известным инженером-строителем. Женился он на Анне Ефимовне Бикорюкиной – доброй и обаятельной женщине, подарившей ему двух детей: Ирину и Олега.

С 1912 года Олег Антонов жил в городе Саратове. В 1915—1922 годах учился в Саратовском реальном училище, в котором окончил два класса и средней школе (ныне — СШ № 23). С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации. Опасаясь препятствий при поступлении в институт, Олгег вынужден был скрыть свое дворянское происхождение.

Борис Михайлович Кустодиев. Гуляние на Волге, 1909

Борис Михайлович Кустодиев. Гуляние на Волге, 1909

С 1923 года работал ответственным секретарем планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного флота. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-1 «Голубь» и ОКА-1. В 1925 году поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленингрдаского политехтического института, где стал секретарем технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-3 и «Стандарт».

В 1930 году после окончания Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина Антонов работал инженером, а с января 1931 года — главным конструктором Московского планерного завода, где им были созданы планеры «Упар», «Рот фронт», «Стандарт».

Тамби В. А. Планер

Тамби В. А. Планер

В 1933 двадцатисемилетний конструктор получил назначение на пост «главного» в конструкторское бюро планерного завода в Москве. Ему вменялось в обязанности разрабатывать легкокрылые машины, которые новый завод в Тушино должен был выпускать в массовом количестве. К тому времени у молодого авиаконструктора уже имелся огромный опыт строительства планеров. Создав в 1924 году своего «Голубя» ОКА-1, Антонов за последующие шесть лет смастерил ОКА-2 и ОКА-3, «Стандарт-1» и «Стандарт-2», а также мощный планер-паритель «Город Ленина», снискавший кучу восторженных отзывов на очередном коктебельском слете. Товарищи Олега нисколько не удивлялись его высокому назначению. Однако в этой жизни ничего не дается легко и за все нужно платить…. Покидая крохотную комнатку на улице Чайковского в Ленинграде, Антонов бросил друзьям: «По-моему, здесь я и получил свой ТБЦ». В дальнейшем Олег Константинович неоднократно лечился от туберкулеза, однако болезнь постоянно возвращалась к нему.

ОКА-38 «Аист» - самолет связи... в первый же день войны 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома почти все ОКА-38 были уничтожены. По некоторым данным, несколько самолетов все же уцелело, и они были переданы немцами в ВВС Словакии. O.K. Антонов вернулся в Москву, и все дальнейшие работы по ОКА-38 больше не возобновлялись.

ОКА-38 «Аист» — самолет связи… в первый же день войны 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома почти все ОКА-38 были уничтожены. По некоторым данным, несколько самолетов все же уцелело, и они были переданы немцами в ВВС Словакии. O.K. Антонов вернулся в Москву, и все дальнейшие работы по ОКА-38 больше не возобновлялись.

Пока тушинский завод не был достроен, планерное КБ было вынуждено воспользоваться мастерской, предложенной Осоавиахимом и расположенной на Садовом кольце в подвале многоэтажного дома. Эти подвалы раньше использовались для хранения вин, а теперь были отданы двум объединившимся организациям – реактивщикам и планеристам. Планеростроителей возглавлял Олег Антонов, а группу, изучающую реактивное движение, – Сергей Королев.

В 1932-1938 годах — главный конструктор Тушинского планерного завода. В этой должности сконструировал: планеры-парители РФ-5, РФ-6, РФ-7; учебные планеры УС-3, УС-4, УС-5, УС-6, ПС-1, ПС-2, БС-3, БС-4, БС-5, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6; экспериментальные планеры РЭ-1, РЭ-2, РЭ-3, РЭ-4, РЭ-5, РЭ-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, ИП-1, ИП-2, БА-1; «6 условий» и ДИП; экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2.

Упадок планерного спорта начался уже в 1936, в последующие годы все окончательно рухнуло. Антонова сняли с должности, а планерный завод закрыли. Талантливые конструкторы разбрелись кто куда. Олег Константинович первым делом обратился к своему старому товарищу по коктебельским слетам – выдающемуся авиаконструктору Александру Яковлеву. Тот, прекрасно зная таланты Антонова, дал ему работу ведущего инженера в своем ОКБ. На дворе шел 1938 год.

Руденко Валерий. Истребитель Як-3.

Руденко Валерий. Истребитель Як-3. ..

С 1938 года работал в КБ им. А.С. Яковлева. Здесь под его непосредственным руководством был разработан пассажирский самолёт Як-19. Сегодня это АНТК — научно-технический комплекс, начальные буквы которого начертаны на десятках тысяч машин, ныне летающих на всех континентах.

Руденко Валерий. Транспортный самолет Як-6М.

Руденко Валерий. Советский транспортный самолет Як-6М.

Весной 1940 года Антонов был назначен главным конструктором небольшого КБ при авиационном заводе в Ленинграде, а в 1941 его перевели в Каунас (Литовская ССР). В одно воскресное утро 22 июня 1941 года авиаконструктор проснулся от сильного грохота. Вскоре в его комнату вбежал один из сотрудников с широко раскрытыми глазами: «Война…». Каунас находился рядом с границей, сверху поступило срочное указание: «Немедленно готовиться к эвакуации».

Репродукторы встревоженно рассказывали о бомбежке Севастополя, Киева, Вильнюса, Риги, Житомира, Бреста…. Город Антонов покинул вечером. Вместе с последними работниками конструкторского бюро на захваченной пожарной машине он отправился на восток по дороге, забитой беженцами. А спустя час в Каунас вошли немцы. Два дня под непрекращающимся обстрелом с воздуха ехала машина по разбитым грунтовкам. Часто приходилось съезжать в кювет и прятаться в лесах и кустарниках. Ночевали люди в стогах сена рядом с дорогой. До Москвы Антонов добрался лишь к концу второго дня.

Руденко Валерий. Транспортный самолет Як-8.

Руденко Валерий. Советский транспортный самолет Як-8.

В 1940-1941 годах — Олег Константинович был главным конструктором авиазавода №23 (город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Построил самолёт связи ОКА-38 (копия немецкого самолёта Физелер Fi-156 «Шторх»). Весной 1941 года назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (в Литве), где должен был наладить серийный выпуск самолёта ОКА-38. Работа над внедрением самолёта в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.

В начале Великой Отечественной войны конструктор разработал ряд десантных планеров.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9Б.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9Б.

И опять ему все пришлось начинать с нуля. Наскоро собранный коллектив отправили на старый планерный завод. «Снова будем создавать планеры: транспортные и грузовые», – объявил людям через несколько дней Антонов. Спустя пару месяцев Олег Константинович разработал уникальный транспортно-десантный планер А-7. Аппарат был рассчитан на семь пассажиров и был необходим для обеспечения людьми, боеприпасами и питанием партизанских групп, сражающихся в глубоком тылу врага. «Антонов-7» мог садиться на небольшие лесные полянки, на вспаханные поля, даже на замерзшие, заснеженные реки. Как правило, посадки проходили ночью при свете костров, в которых обычно после разгрузки недорогой планер и сжигался. Трудно представить себе, какую огромную помощь оказали эти летательные аппараты партизанскому движению в годы войны.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9К.

Руденко Валерий. Советский истребитель Як-9К. ..

В июне-июле 1941 — главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. С июля 1941 — главный конструктор планерного авиазавода (город Москва, с осени 1941 года в эвакуации в городе Тюмень). Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху). Планер А-7 во время Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан, за что О.К.Антонов был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Жирнов Андрей. Десантирование парашютистов с самолёта АН-2.

Жирнов Андрей. Десантирование парашютистов с самолёта АН-2. ..

В 1942 году был испытан созданный им планер для переброски легкого танка Т-60.

В январе 1943 — мае 1946 — заместитель главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева. Одновременно в 1945-1946 годах был директором Филиала ОКБ на авиазаводе №153 (город Новосибирск). Участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9ДД.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9ДД.

Осенью 1945 Олегу Константиновичу предложили возглавить филиал КБ Яковлева при авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске. Он, не раздумывая, согласился, ведь ему предстояло начать работу над созданием самолетов нового типа, причем не военной, а сельскохозяйственной направленности. Стране требовались машины с большой грузоподъемностью, способные взлетать как с хорошего аэродрома, так и с любого относительно ровного поля.

В Новосибирск с Антоновым отправились его ближайшие соратники. Кроме того Олег Константинович забрал с собою целый курс выпускников Новосибирского авиатехникума. Это был большой риск. Двадцатилетние молодые ребята, без опыта, голодные, полураздетые и неухоженные, должны были стать основой коллектива, перед которым были поставлены ответственнейшие задачи.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9У.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9У.

Однако Антонов обладал поразительной способностью сплотить сотрудников вокруг какой-либо идеи. Он говорил: «Не приказы создают коллектив, хотя они нужны. Не создается он перестановкой или собиранием людей. Не здание объединяет коллектив. Главное – это единство цели. Если люди понимают и принимают ее, их не нужно «подстегивать». И «детский сад» не подвел. В августе 1947 первый экземпляр АН-2 уже стоял у ворот сборочного цеха.

Однако до серийного выпуска самолета было еще далеко. Антонову пришлось провести не только многочисленные испытания и проверки АН-2, ему также довелось пережить столкновения с бюрократизмом руководящего аппарата.

С мая 1946 — главный конструктор Опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолётам в Новосибирске. В эти годы сконструировал самолёты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10. Многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.

Первенец и любимец Олега Константиновича одномоторный биплан Ан-2 был создан в 1947 году. Какие только прозвища ему ни придумывали: «Аннушка», «Воздушный хлебороб», «Крылатый санитар», «Старик Антонов».

Ан-12

Ан-12

Летом 1952 года ОКБ О.К. Антонова было переведено в Киев и получило наименование ОКБ-473 (в 1965-1966 годах — Опытный завод №473, с апреля 1966 года — Киевский механический завод, в настоящее время — АНТК имени О.К. Антонова). В 1962 году Олег Константинович был назначен Генеральным конструктором ОКБ. За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены:

транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32;
пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24;
реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»;
многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28;
планеры А-11, А-13 и А-15.

Валерий Руденко. Советский военно-транспортный самолёт Ан-26

Валерий Руденко. Советский военно-транспортный самолёт Ан-26 ..

Самолёт Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъёмным в мире турбовинтовым самолётом (поднимает до 100 тонн груза), а самолёт Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъёмным реактивным самолётом (поднимает до 170 тонн груза). Конечно, иногда случались и трагедии. Под Харьковом упал АН-10 с пассажирами, буквально на глазах у Антонова разбился АН-8. Олег Константинович тяжело переживал случившееся. Друзьям он говорил: «Больше не буду строить пассажирские самолеты. Не переживу одновременную смерть многих людей. После аварии с «десяткой» я не единожды просыпался ночью в холодном поту…».

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К.Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.

Среди преимуществ самолётов ОКБ О.К. Антонова профессионалы признают возможность взлёта с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжёлую технику, высокую манёвренность, относительную дешевизну и экономичность.

В 1955 году совершил первый полет транспортный самолет Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями. Затем Антонов разработал самолеты Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24 грузоподъемностью до 80 тонн. В 1964 году создан воздушный гигант конструкции Антонова — Ан-22, известный также под названием «Антей». На этом самолете 26 октября 1967 года было установлено 15 мировых рекордов. Более поздние образцы — транспортировщик боевой техники «Руслан» (Ан-124) и уникальный грузовик космических систем «Мрия» (Ан-225).

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б  ..

В 1952 году Олег Константинович Антонов стал лауреатом Государственной премии СССР, а в 1962 году — Ленинской премии. Награжден двумя орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени и медалями. В 1966 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1968 году доктора технических наук, академика АН УССР.

Одновременно с конструкторской работой с 1977 года Антонов был заведующим кафедрой конструкций самолётов Харьковского авиационного института.

Член Центрального Комитета Компартии Украины с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (с 1958 года).

Валерий Руденко. Советский патрульный самолёт Ан-72П

Валерий Руденко. Советский патрульный самолёт Ан-72П  ..

15 марта 1984 года в Москве, в Президиуме АН СССР в торжественной обстановке Олег Константинович принял Золотую медаль им. А.Н. Туполева, присуждаемую за работы в авиакосмической науке и технике.

За 60 лет непрерывного труда Олег Антонов написал 200 научных трудов, 4 книги, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения, десятки журнальных и научных статей.

Выдающийся российский авиаконструктор был известен не только как создатель серии самолетов «АН», но и как большой любитель спорта, особенно тенниса. По инициативе Олега Антонова в конструкторском бюро построен специализированный теннисный комплекс «Антей», создана школа юных теннисистов. В свое время для международных теннисных турниров, которые проводились в Советском Союзе, конструктор учредил традиционный приз «Джентльмен корта».

Умер 4 апреля 1984 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

Ан-124

Ан-124

7 февраля 1991 года, в день 85-летия выдающегося авиаконструктора, на доме по улице Огарева Киеве, где Олег Антонов прожил 27 лет, была установлена мемориальная доска. (А.А.Симонов, и по материалам РИА «Новости»)

Разработки Олега Антонова
Под руководством Олега Константиновича Антонова были созданы самолеты:

Планёры — Голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15;
Транспортные самолёты — Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74;
Многоцелевые самолёты — Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3;
Пассажирские самолёты — Ан-10 и Ан-24.

0207

Олег Константинович Антонов

antonov

Олег Константинович Антонов

0.Antonov-Oleg-Konstantinovich

О.К. Антонов у модели самолета Ан-22 «Антей».

Безымянный

О.К. Антонов

yak_ant

Яковлев и Антонов

Лит.: Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 20.
Отец транспортной авиации. Олег Константинович Антонов. Военное обозрение. 4 апреля 2014
Олег Константинович Антонов — биография // http://to-name.ru/biography/oleg-antonov.htm

  • Вебинары ноября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.10.2018 at 11:43 дп

    В последний месяц осени, на склоне Суровой жизни, Исполненный печали, я вошел В безлиственный и безымянный лес. Он был по край омыт молочно-белым Стеклом тумана. По седым ветвям Стекали слезы чистые, какими Одни деревья плачут накануне Всеобесцвечивающей зимы. И тут случилось чудо: на закате Забрезжила из тучи синева, И яркий луч пробился, как в июне, […]

  • Вебинары октября
    Posted by Ирина Дедюхова on 24.09.2018 at 2:48 дп

    Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо […]

  • Вебинары сентября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.08.2018 at 8:18 дп

    Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни?.. Изумрудною стала вода замутненных каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней, Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Было […]

  • Жилищные мошенники
    Posted by Анна Черненко on 13.11.2018 at 1:58 дп

    Как утверждают источники и злые языки, на реновацию в Москве выделено три триллиона рублей. При этом под реновацию по предложениям московской мэрии они хотели бы подвести полтора миллиона человек. То есть на улучшение жизни каждого москвича планируется потратить по два миллиона бюджетных денег. Рассмотрим с другой стороны. Прибыль строительной организации, возводящей дом, составляет не более […]

  • ТОРы в России. Часть II
    Posted by Dir on 12.11.2018 at 1:18 дп

    Итак, значит, пришел однажды наш славный Дмитрий Анатольич на работу, как он называет свои апартаменты с массажистами, нянями, стриптизерами и жонглерами. И, приняв у бара парочку освежающих коктейлей, неожиданно почувствовал себя очень хорошо, практически в добром расположении духа… И хотя с утра у него были планы принять закон, чтоб все ездили только велорикшах и собачьих […]

  • Детские игры со спичками. Часть III
    Posted by Леонид Козарез on 11.11.2018 at 1:15 дп

    То, в каких общественных провокациях сегодня используют молодых людей, показывает "законотворчество" ГД РФ в виде своеобразного "договорного матча" с так называемой "оппозицией" по предоплате.  Рассмотренное ранее "Новое величие" — это уж совершенно дебильная разработка, намеренно аляповатая, чтобы привлечь побольше внимания. Но вполне аналогичная каким-то идиотским "массовым протестам" вроде "Он нам не Димон" или "Он нам […]