Иван Федорович Тевосян (Ованес Тевадросович) ( 1902 — 1958 ) — член партии с 1918 г., член ЦК с 1939 г. (член ЦКК в 1930-1934 гг.), кандидат в члены Президиума ЦК 16.10.52-06.03.53 гг. С 1927 г. на инженерно-технических должностях. С 1936 г. нач. Главного управления, с 1937 г. зам., первый зам. наркома оборонной промышленности СССР. С 1939 г. нарком судостроительной промышленности СССР. В 1940-1948 гг. и 1950-1953 гг. нарком (министр) черной металлургии СССР. В 1948-1949 гг. и в 1953 г. министр металлургической промышленности СССР. В 1949- марте 1953 гг. и в декабре 1953-1956 гг. зам. Предс. Совмина СССР. С 1956 г. посол СССР в Японии.
Родился в г. Шуша Елизаветпольской губернии (Нагорный Карабах) в семье портного. Армянин. С 16 лет работал в Баку конторщиком, затем репетитором, давал частные уроки. После учебы в торговой школе счетовод, помощник бухгалтера Волжско-Бакинского нефтяного общества.
С 1918 г. вел подпольную революционную деятельность в Баку, был секретарем Городского райкома РКП(б). Он и писатель А. А. Фадеев были самыми молодыми (18 лет) делегатами Х съезда партии с решающим голосом. В составе группы тяжелой артиллерии особого назначения участвовал в подавлении Кронштадтского восстания (1921).
В 1921 г. участковый организатор, заместитель заведующего Замоскворецкого райкома РКП(б) Москвы. В 1921 — 1927 гг. учился, окончил Московскую горную академию. С июля 1927 г. инженер, с ноября 1930 г. главный инженер завода «Электросталь» Московской области. Выдвиженец Г. К. Орджоникидзе. С сентября 1929 г. по ноябрь 1930 г. стажировался в Германии, Чехословакии, Италии; в апреле — августе 1931 г. в Германии. Изучал производство высококачественных сталей на заводах Круппа.
В августе 1931 г. — декабре 1936 г. управляющий объединением заводов качественных сталей и ферросплавов «Спецсталь». Под его руководством осуществлялся массовый выпуск углеродных, легированных, конструкционных сталей, осваивалась выплавка жароупорных, нержавеющих, магнитных и антимагнитных сталей.
С декабря 1936 г. начальник 7-го Главного (броневого) управления Наркомата тяжелой промышленности СССР. С мая 1937 г. главный инженер; в июне — октябре 1937 г. начальник Главного управления морской судостроительной промышленности и одновременно заместитель наркома; с октября 1937 г. первый заместитель наркома оборонной промышленности СССР.
В 1938 г. нарком внутренних дел СССР Н. И. Ежов представил в ЦК ВКП(б) материалы, обвинявшие И. Ф. Тевосяна во вредительстве со слов арестованных инженеров. И. В. Сталин поручил В. М. Молотову, А. И. Микояну, Н. И. Ежову и Л. П. Берии провести очную ставку И. Ф. Тевосяна с давшими признательные показания. Суть обвинений сводилась к тому, что И. Ф. Тевосян, ссылаясь на опыт германских металлургов, взял курс на производство электростали, что значительно ухудшает ее качество. У немцев нет дров, поэтому они вынуждены перейти на производство электростали. У нас же дров хватает, а И. Ф. Тевосян вместо развития древесной стали переходит на электрическую, что является вредительством.
В ответ И. Ф. Тевосян заявил: неверно, что качество электростали хуже стали, произведенной на древесном угле. Во-вторых, при огромном росте потребности СССР в качественных сталях металлургическим заводам не хватит никаких уральских лесных ресурсов. К тому же древесный уголь весьма дорогое удовольствие. По итогам расследования И. В. Сталин распорядился не арестовывать И. Ф. Тевосяна, хотя В. М. Молотов считал вопрос о его возможной вербовке германскими спецслужбами недостаточно проясненным.
За ним было установлено негласное наружное наблюдение, за служебной машиной следовала другая машина, пока А. И. Микоян не убедил И. В. Сталина в беспочвенности подозрений против И. Ф. Тевосяна. В. М. Молотов не ладил с Г. К. Орджоникидзе, который протежировал И. Ф. Тевосяну, поэтому выдвиженцы Серго вызывали неприязнь у Председателя Совнаркома.
(В 1939 году И. Т. Тевосян выезжает в Германию во главе комиссии по реализации советско-германского торгового соглашения, в состав которой входили авиаконструктор А.С.Яковлев, А.М. Василевский, Д.Ф.Устинов и другие. Делегация была разбита на секции и работала в разных районах Германии.(«Стальной нарком» беседа с сыном – Владимиром Ивановичем Тевосяном )).
В январе 1939 г. — мае 1940 г. И. Ф. Тевосян нарком судостроительной промышленности СССР. С мая 1940 г. по июль 1948 г. нарком, министр черной металлургии СССР. В годы Великой Отечественной войны занимался организацией работ по эвакуации промышленности, расширению производственной базы на востоке страны, по обеспечению оборонной промышленности высококачественным металлом.
В 1947 г. оставил министерский кабинет и по личному распоряжению И. В. Сталина на заводе «Электросталь» в Московской области в течение двух месяцев получил высококачественную сталь, необходимую для серийного производства отечественных авиационных двигателей, на базе которых появились советские реактивные самолеты «МиГ», хорошо зарекомендовавшие себя во время корейской войны. Тогда самым трудным было производство жаропрочной стали, которая выдерживала бы высокую температуру. И. Ф. Тевосян лично добился успеха в этом трудном деле.
В июле 1948 г. — июне 1949 г. министр металлургической промышленности СССР. Под его руководством в короткий срок были созданы новые марки металлов для атомной индустрии, начались поиски сплавов для создания космических кораблей. В июне 1949 г. — марте 1953 г. заместитель Председателя Совета Министров СССР, одновременно в декабре 1950 г. — марте 1953 г. министр черной металлургии СССР. Курировал развитие черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности, изучение минеральных ресурсов страны. На последнем при жизни И. В. Сталина ХIХ съезде партии (октябрь 1952 г.) избран кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС.
После смерти вождя 05.03.1953 г. выведен из состава высшей партийной коллегии и освобожден от должности заместителя Председателя Совета Министров СССР. В марте 1953 г. — феврале 1954 г. министр металлургической промышленности СССР. Одновременно в декабре 1953 г. — декабре 1956 г. заместитель Председателя Совета Министров СССР.
В декабре 1956 г. В. М. Молотов, занимавший пост министра госконтроля, представил в Президиум ЦК КПСС критическую записку о состоянии строек металлургической промышленности. Документ произвел сильное впечатление на Н. С. Хрущева, и он поставил вопрос о смещении И. Ф. Тевосяна со всех постов. Поводом для проверки послужила его ссора с Н. С. Хрущевым.
По рассказу Д. Т. Шепилова, И. Ф. Тевосян поспорил с Н. С. Хрущевым по специальному вопросу. Н. С. Хрущев возмутился: «Ты что со мной споришь?» — «Да я же металлург и знаю этот вопрос, а вы чепуху говорите». Тогда В. М. Молотов и получил распоряжение произвести проверку его ведомства.
(В своём выступлении на ХХ съезде партии в 1956 году И.Ф.Тевосян уделил большое внимание вопросам кооперации и изучения опыта работы американской промышленности. При этом он выступил против предложенного Н.С.Хрущёвым территориального принципа управления народным хозяйством. Ответом стали погромные высказывания Н.С.Хрущёва и ряда его ближайших соратников в адрес выдающегося руководителя промышленности. Попав в немилость к руководству страны, И.Ф.Тевосян освобождается от обязанностей заместителя председателя Совмина СССР и назначается Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Японии.“ ( «Стальной нарком» беседа с сыном – Владимиром Ивановичем Тевосяном ).)
В 1956 — 1958 гг. Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Японии. Там заболел неизлечимой онкологической болезнью. 06.07.1957 г. прислал в ЦК КПСС из Токио телеграмму, в которой одобрял постановление «Об антипартийной группе Маленкова, Кагановича и Молотова» и просил присоединить свой голос к голосовавшим за указанное постановление членам ЦК КПСС.
Избирался членом ЦИК СССР 7-го созыва, депутатом Верховного Совета СССР 1 — 5-го созывов. Герой Социалистического Труда (1943). Награжден пятью орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени. Прах погребен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Советские инженеры
В разное время советское судостроение возглавляли три крупных руководителя и организатора — И. Тевосян, A. Горегляд и В. Малышев, — которые хотя и не были корабелами по специальности, оказали тем не менее огромнейшее влияние на развитие судостроительной промышленности.
При общей для всех министров главной задаче — своевременной сдаче кораблей — каждый из них преследовал еще и свою особую цель.
Так, В. Малышев стремился резко увеличить выпуск кораблей при минимальных капитальных затратах на строительство и расширение заводов.
Его предшественник А. Горегляд главное внимание уделял внедрению новой технологии, углублению специализации заводов и их кооперации, максимальному сокращению трудоемкости постройки кораблей.
Что же касается И. Тевосяна, то он занимал в этой тройке уникальное место, ибо не имел предшественников и должен был одновременно со сдачей кораблей создавать аппарат Наркомата судостроительной промышленности.
И он так успешно справился с этой труднейшей задачей, что даже много лет спустя один из его преемников, B. Малышев, говорил, что он работал во многих министерствах, но никогда не встречал такого сильного аппарата, как в Судпроме.
«Здесь, — утверждал Малышев, — каждый работник аппарата — опытный специалист в своей области. Любого работника можно направить на завод или на корабль, и он разберется с любым вопросом на месте и примет правильное решение под свою ответственность».(Г. СМИРНОВ Иван Федорович ТЕВОСЯН)
Тевосян Иван Федорович
Доменная печь Магнитки
Лит.: «Стальной нарком» беседа с сыном – Владимиром Ивановичем Тевосяном
Иванов Л. Б. Советские инженеры: Г. СМИРНОВ Иван Федорович ТЕВОСЯН
Зенькович Николай. ТЕВОСЯН Иван Федорович (Тевадросович). Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий