Иван Федорович Петров

Петров Иван Федорович

Петров Иван Федорович

Иван Федорович Петров (1897-1994) — военный и научный деятель, генерал-лейтенант авиации (1942), кандидат технических наук (1940). Окончил военно-воздушную академию Рабоче-крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е. Жуковского (1929; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). В 1923—1925 морской лётчик-инструктор 1-го класса Севастопольской школы морской авиации. Работал лётчиком-испытателем в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил (1929—1940, в 1939—1940 заместитель начальника института); проводил государственные испытания самолётов Н. Н. Поликарпова и А. Н. Туполева, летал на 137 типах самолётов. В 1940—1941 начальник Центрального аэрогидродинамического института. В 1941 заместитель командующего ВВС Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1942—1947 начальник научно-исследовательского института ГВФ, в 1947—1951 начальник ЛИИ, в 1952—1963 ректор Московского физико-технологического института.

В.А. Серов. "Как пройти в Смольный"

В.А. Серов. «Как пройти в Смольный»

Родился в деревне Щипцово (17 км от Ярославля) 24 сентября 1897 года. После окончания трех классов церковноприходской школы (1908 г.) работал в Ярославле в переплетной мастерской, затем рабочим на частном свинцово-белильном заводе, потом удалось устроиться в речное пароходство (1911 г.). Здесь Иван Федорович в навигацию плавал матросом от Рыбинска до Астрахани, зимой занимался ремонтом двигателей.
С 1916 года в Русском Императорском Флоте. Матрос во Втором Балтийском Флотском Экипаже.

Принимает участие в штурме Зимнего дворца, а с 27 октября в составе 1-го красногвардейского отряда под командованием Павла Дыбенко — в боях с казаками под Пулковым, Гатчиной, Александровским.После окончания Машинной школы БФ (21.12.1917 г.) с дипломом авиамеханика № 1640 и направляется под Петроград в Красное Село в школу воздушного боя.Участник Гражданской войны.Летом 1920 года окончил Школу морских летчиков (Петроград-Самара).

В ноябре 1920 года, после освобождения Крыма, в должности морского летчика и помощника комиссара Севастопольского гидроотряда особого назначения, И.Ф.Петров был направлен в Севастополь. Затем Петрова перевели в Отделение лётной школы авиации № 1 (Кача) инструктором в группу первоначального обучения.

Жирнов Андрей. Истребители

Жирнов Андрей. Истребители

Весной 1923 года на маневрах ВМФ во время аварии гидросамолета Иван Федорович сильно обгорел. За четкие действия по спасению экипажа начальник Красного Воздушного Флота объявил благодарность Петрову и наградил его денежной премией.
По положению все инструкторы Школы морских летчиков должны были закончить школу высшего пилотажа. Поэтому в середине 1923 года Иван Федорович проходит обучение в Качинской авиашколе на самолетах У-1, затем — в московской школе высшего пилотажа на истребителях SPAD S.VII, Ansaldo A.1 «Balilla». По окончании этой школы в октябре 1923 года Петрову присваивается звание инструктора 1-го класса, а в ноябре он становится старшим инструктором Севастопольской школы. В 1925 году поступает Военно-воздушную Академию им. Н.Е.Жуковского. Еще на 1 курсе он по собственной инициативе прошел медкомиссию, проверку навыков пилотирования и был включен в летную бригаду академии. В этой бригаде он выполнял отдельные задания и проводил тренировки со слушателями академии. На III курсе Петров вместе с рядом однокурсников перешел в первый отряд НИИ ВВС РККА.

Жирнов Андрей. Учебный самолет УТ-2. (спарка).

Жирнов Андрей. Учебный самолет УТ-2. (спарка).

На последнем курсе Иван Федорович провел в НИИ ВВС свою первую научную работу, посвященную штопору самолета. Изучение проводилось на биплане Р-3, запись показаний приборов осуществлялась с помощью киноаппарата. Результаты вошли в диплом, кандидатскую диссертацию и в книгу «Штопор самолета», написанную совместно с А.И.Филиным (вышла в 1934 г.). Вторая часть диплома — проект гидросамолета (морского разведчика), выполненный под руководством профессора С.Г.Козлова. Из 42-х выпускников академии 1929 года 7 человек, в том числе и Петров, получили диплом с отличием.

Художник Попов Николай Александрович. Лётчик - истребитель. ( 1985г.)

Художник Попов Николай Александрович.
Лётчик — истребитель. ( 1985 г.)

С декабря 1929 года Петров стал работать в НИИ ВВС РККА инженером-летчиком отдела истребителей в отделении сухопутных самолетов. Принимает участие в испытаниях И-5 (1930 г.), АНТ-6 (ТБ-3), Г-37, ДИ-6 (ЦКБ-11), АНТ-25 (1934 г.), БОК-1 (1935 г.), Сталь-7 (1936 г.), ДБ-А, БИЧ-14 (ЦКБ-10) (1937 г.), БОК-7 (1939 г.). Поднял в небо БОК-5 (31.08.1937 г.). Освоил 137 типов самолетов.

При испытаниях истребителя И-5, самолет прекрасно вел себя в воздухе, но на посадке, в конце пробега, перевернулся. Аварийная комиссия признала в этом вину летчика, Петров получил выговор по партийной линии «с занесением», а И-5 пошел в серию. В войсках происходит ряд аналогичных аварий, в которых обвиняют летный состав. Сложность ситуации была в том, что аварии происходили лишь при штилевой погоде, при наличии ветра устойчивость самолета на пробеге была достаточной. Командующий ВВС РККА Я.И.Алкснис решил проверить все сам: взлетел, приземлился и тоже скапотировал. Петров предложил конструктивную доработку, заказал в мастерских детали и переоборудовал один И-5, который полностью излечился от этого недуга. Затем последовала доработка всех выпущенных машин, снятие партвзыскания и награждение орденом «Красная Звезда».

С 1930 года Петров становится членом, а затем и председателем аварийных комиссий по расследованию летных происшествий.

Жирнов Андрей. Истребитель И-5.

Жирнов Андрей. Истребитель И-5.

В 1935 году И.Ф.Петров вышел в правительство с предложением о создании в НИИ ВВС комплексных «сквозных бригад» в составе 5 человек: ведущие инженеры по самолету, мотору, оборудованию, вооружению и ведущий летчик — испытатель. Эта бригада вела самолет от разработки тактико-технических требований (ТТТ) и вплоть до обучения летного состава строевых частей. Нововведение себя хорошо показало, и с тех пор комплексные сквозные бригады ведущих специалистов стали вводиться и в других отраслях промышленности.

Советский плакат «Летать выше всех. Дальше всех. Быстрее всех»

Советский плакат «Летать выше всех. Дальше всех. Быстрее всех»

Июль 1931 года — начальник истребительного отдела. Июнь 1933 года — зам.начальника сектора испытаний опытных сухопутных самолетов. Январь 1935 года — начальник 1 отдела (сухопутных самолетов). С ноября 1939 года — помощник начальника НИИ ВВС.

В июне 1936 года Иван Федорович был направлен в загранкомандировку по научным и учебным центрам Франции, Англии, США. В марте 1940 года в Германию была направлена авиационная группа во главе с А.С.Яковлевым. И.Ф.Петров, оформленный как инженер ЦАГИ, был заместителем главы делегации. Были осмотрены авиазаводы Хейнкеля, Юнкерса, Дорнье, Мессершмита, Фокке-Вульфа, 6 моторостроительных заводов и много заводов-смежников (всего 219). По результатам поездки Петров оценил возможности производства Германии в 70-80 боевых самолетов в день.

Указом Президиума СССР от 07.05.1940 г. о введении в Красной Армии звания «генерал» Петрову было присвоено звание генерал-майора. Приказом НКАП от 10.06.1940 г. он был назначен начальником ЦАГИ. После ареста А.И.Филина, с мая по июнь 1941 года — начальник НИИ ВВС и зам.нач. Главного управления НКАП.

В июле 1941 года был назначен заместителем командующего и членом Военного Совета ВВС КА. Формирует под Горьким из «безлошадных» летчиков новые авиачасти. При их комплектовании неожиданно возникла проблема грамотных авиаинженеров, поскольку в эксплуатационно-технических частях 90% составляли практики без специального образования. Петров выходит к Сталину с просьбой отозвать студентов 2-4 курсов технических вузов и их преподавателей со строительства оборонительных сооружений под Смоленском (там их трудилось около 1500), чтобы через 1,5-2 месяца из них можно было подготовить специалистов по новой авиатехнике.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9К.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9К.

С августа 1941 года по весну 1942 года И.Ф.Петров командует рядом авиагрупп смешанного состава, которые участвуют в оборонительных сражениях осени и в зимнем контрнаступлении под Москвой.

С февраля 1942 года — Главный инженер ВВС КА, Зам. командующего ВВС. 27 апреля 1942 года И.Ф.Петров постановлением ГКО был вновь назначен начальником НИИ ВВС. В июне 1942 года Петрова назначают начальником НИИ ГВФ (Казань). Институт буквально пришлось собирать по частям: при эвакуации многие экспериментальные установки оказались испорчены, большая часть сотрудников института была на фронте и в летных подразделениях ГВФ.

Жирнов Андрей. Торпедоносец Ил-4Т.

Жирнов Андрей. Торпедоносец Ил-4Т.

В июле 1947 года И.Ф.Петров получает новое назначение — становится начальником Летно-Исследовательского Института (ЛИИ). Первым самолет, доведенным при начальнике ЛИИ И.Ф.Петрове, стал Ту-4. Для его испытаний была реконструирована ВПП.

Большое напряжение сил и нервов не прошли бесследно для Ивана Федоровича, в 1950 году он серьезно заболел и после длительного лечения, в 1951 году, вышел в отставку, в звании генерал-лейтенанта.

Советский плакат

Советский плакат

С мая 1951 года — в отставке. С 1951 года по 1962 год — первый ректор Московского Физико-технического Института (МФТИ). Затем долгие годы трудился в должности проректора. (Когда летом 1951 г. был издан приказ о роспуске ФТФ МГУ (Физтеха), акад. А. А. Дородницын, зная любовь Сталина к авиации, обратился к Ивану Фёдоровичу, как к своему сослуживцу и другу по ЦАГИ, за помощью. Генерал авиации И. Ф. Петров лично обратился к Иосифу Виссарионовичу, был им принят и уговорил сохранить Физтех. Таким образом в 1952 году И. Ф. Петров стал первым ректором Московского физико-технического института (уже как самостоятельного учебного заведения, а не факультета МГУ) и являлся им до 1962 года. Позже многие годы И. Ф. Петров продолжал трудиться в МФТИ проректором по общим вопросам и старшим преподавателем.(Википедия))

Умер Иван Федорович 27 июля 1994 года. До печальной даты успел закончить книгу воспоминаний «Авиация и вся жизнь». Она издана в ЦАГИ в количестве 1000 экземпляров в 1993 году.

Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

19000_581570

И.Ф. Петров

1.I.F.Petrov-v-1916-godu.-384x600

И.Ф.Петров в 1916 году.

Лит.: Петров Иван Фёдорович. Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.
Петров Иван Федорович // http://авиару.рф/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/p/petrov-ivan-fedorovich/
Петров, Иван Фёдорович (генерал-лейтенант) // Материал из Википедии — свободной энциклопедии

  • Вебинары ноября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.10.2018 at 11:43 дп

    В последний месяц осени, на склоне Суровой жизни, Исполненный печали, я вошел В безлиственный и безымянный лес. Он был по край омыт молочно-белым Стеклом тумана. По седым ветвям Стекали слезы чистые, какими Одни деревья плачут накануне Всеобесцвечивающей зимы. И тут случилось чудо: на закате Забрезжила из тучи синева, И яркий луч пробился, как в июне, […]

  • Вебинары октября
    Posted by Ирина Дедюхова on 24.09.2018 at 2:48 дп

    Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо […]

  • Вебинары сентября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.08.2018 at 8:18 дп

    Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни?.. Изумрудною стала вода замутненных каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней, Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Было […]

  • Жилищные мошенники
    Posted by Анна Черненко on 13.11.2018 at 1:58 дп

    Как утверждают источники и злые языки, на реновацию в Москве выделено три триллиона рублей. При этом под реновацию по предложениям московской мэрии они хотели бы подвести полтора миллиона человек. То есть на улучшение жизни каждого москвича планируется потратить по два миллиона бюджетных денег. Рассмотрим с другой стороны. Прибыль строительной организации, возводящей дом, составляет не более […]

  • ТОРы в России. Часть II
    Posted by Dir on 12.11.2018 at 1:18 дп

    Итак, значит, пришел однажды наш славный Дмитрий Анатольич на работу, как он называет свои апартаменты с массажистами, нянями, стриптизерами и жонглерами. И, приняв у бара парочку освежающих коктейлей, неожиданно почувствовал себя очень хорошо, практически в добром расположении духа… И хотя с утра у него были планы принять закон, чтоб все ездили только велорикшах и собачьих […]

  • Детские игры со спичками. Часть III
    Posted by Леонид Козарез on 11.11.2018 at 1:15 дп

    То, в каких общественных провокациях сегодня используют молодых людей, показывает "законотворчество" ГД РФ в виде своеобразного "договорного матча" с так называемой "оппозицией" по предоплате.  Рассмотренное ранее "Новое величие" — это уж совершенно дебильная разработка, намеренно аляповатая, чтобы привлечь побольше внимания. Но вполне аналогичная каким-то идиотским "массовым протестам" вроде "Он нам не Димон" или "Он нам […]