Дмитрий Константинович Кантемир

761467_600

Арсени Виктор. Пётр I и господарь Молдавии Дмитрий Кантемир в битве за Молдавию, с турками и татарами, 1711г.

Дмитрий Константинович Кантемир (26 октября 1673 — 21 августа 1723) — молдавский господарь. Призывал население Молдавии поддержать Петра I во время Прутского похода. После заключения Прутского мира был вынужден покинуть Молдавию вместе с семьей. В августе 1711 года был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями. Один из ближайших сподвижников Петра I и его советников по восточным делам. Сенатор (1721), тайный советник (1722), писатель, историк, философ, сочинял музыку.

Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе.

В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне — Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб.

С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента.

mariya-kantemir640x480-1-215x300

Мария Кантемир. Иван Никитин

Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основном Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку.

Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история — это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) — первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы. Имел детей. Одним из сыновей был Антиох Дмитриевич Кантемир.

125651_original-209x300

Дмитрий Кантемир. Неизвестный автор

Лит.: Густерин П. Русскоязычная коранистика досоветского периода // Вопросы истории. — 2015. — № 5. — С. 160.
Кантемир, Дмитрий Константинович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 180.
Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX — XIX веков.
Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

  • Эрнст Теодор Вильгельм Гофман «Магнетизер»
    Posted by Ирина Дедюхова on 08.01.2018 at 10:44 пп

    «Магнетизёр. Семейная хроника» (Der Magnetiseur) — повесть Э. Т. А. Гофмана из дебютного сборника «Фантазии в манере Калло» (1814). В этом рассказе Гофман, по собственному признанию, поставил себе задачу приоткрыть «тёмную сторону» стремительно входившего в моду учения о «животном магнетизме», или месмеризма. Повесть выделяется необычайно сложной для своего времени структурой и трагической концовкой, в которой гибнут все персонажи, кроме демонического магнетизёра. Через […]

  • Вебинары января
    Posted by Ирина Дедюхова on 01.01.2018 at 12:05 пп

    Куда мне деться в этом январе? Открытый город сумасбродно цепок… От замкнутых я, что ли, пьян дверей? — И хочется мычать от всех замков и скрепок. И переулков лающих чулки, И улиц перекошенных чуланы - И прячутся поспешно в уголки И выбегают из углов угланы… И в яму, в бородавчатую темь Скольжу к обледенелой водокачке […]

  • Сказка о двух воинах-джедаях
    Posted by Администратор on 13.12.2017 at 9:47 пп

    Опять возникают разночтения в авторском прочтении этого слова… ну да ладно! Предлагаем вашему вниманию не просто аудиокнигу, но полноценный звуковой мультфильм.  Эта работа выполнена по всем известному произведению, у каждого вполне сформировались свои визуальные представления о героях этого  футуристического эпоса Ваське Корейкине и Льве Михайловиче Рудирштерне. На масштабное полотно блокбастера мы пока замахнуться не имеем […]

  • Райские оффшоры
    Posted by Diana on 18.01.2018 at 1:35 дп

    Сегодня почитаем скромные заметки о самых вожделенных финансовых отстойничках нашей планеты. Райские офшоры, это где перед вами согнутся в поклоне за небрежно вываленную пачку смятых бумажек, где никому в голову не придет поинтересоваться, откуда у вас такие деньги… Вполне достаточно, если вы сквозь зубы процедите: "Нашел в туалете заверными в газетку". Слыхали, ведь сам нобелевский […]

  • Пермская резня
    Posted by bardak_obamov on 17.01.2018 at 1:18 дп

    Вначале все же скажем, что, по нашему мнению, должна была прикрыть пермская поножовщина. Это, конечно, в полном смысле катастрофическую ситуацию в Приморье, за что надо поганой метлой гнать решивших попиариться нынче на пермской трагедии Ольгу Васильеву, Голодец, Анну Кузнецову, признав, что эти отвратительные кликуши просто пришли расходовать на себя бюджетные средства и прикрывать нецелевое расходование […]

  • Господин Брехалов
    Posted by Сергей Ткачев on 15.01.2018 at 11:30 пп

    Итак, в нашем городе на Новый год и Рождество впервые поставили забор… Этому событию многое предшествовало. Вначале одного главу республики вывезли с мешком на голове, потом предыдущего главу вывезли в гробу из Германии… потом вот этого завезли. Он у нас тут поначалу все на велосипедике катался. Присматривался, значит. Ну, мы так и поняли, что решили […]