Валентин Петрович Глушко

Глушко, Валентин Петрович

Глушко, Валентин Петрович

Валентин Петрович Глушко ( 1908 — 1989) —  советский учёный в области физико-техн. проблем энергетики, один из пионеров ракетной техники, основоположник отечеств, ракет, двигателестроения, академик (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Чл. КПСС с 1956. Член ЦК КПСС (1976—1989). Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик АН СССР (1958; член-корреспондент с 1953). Разработанные под его руководством ракетные двигатели были установлены на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в 1949—76. Лауреат Ленинской пр. (1957) и Гос. пр. СССР (1967). Деп. Верх. Совета СССР 7—9-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

В 1929—1974 годах возглавлял ГДЛ — ОКБ, где под его руководством были созданы опытные образцы первого в мире электротермического ракетного двигателя, а начиная с 1930 года — большое число жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Мощные ЖРД конструкции В. П. Глушко были установлены на большинстве первых и вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет; они обеспечили вывод на орбиту первых советских искусственных спутников Земли, полёты Ю. А. Гагарина и других советских космонавтов, запуски автоматических межпланетных станций к Луне и планетам Солнечной системы. В 1974—1989 годах, возглавляя в качестве Генерального конструктора НПО «Энергия» и будучи председателем Совета главных конструкторов, осуществлял общее руководство работами многочисленных предприятий и организаций по ключевым проектам, связанным с советской пилотируемой космонавтикой.

Хвостенко Василий Вениаминович (1896-1960) «Портрет мальчика» 1925

Хвостенко Василий Вениаминович (1896-1960) «Портрет мальчика» 1925

Родился Валентин Глушко в 1908 году в Одессе, после революции поступил в реальное училище, переименованное потом в Профтехшколу. В то же время он познакомился и с работами К. Циолковского. Вот как пишет об этом сам Валентин Петрович в своей автобиографии: «Первый труд Циолковского я нашел в одесской публичной библиотеке. Зимой 1922 года она не отапливалась. Сидя в читальном зале в шинели, я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради.

В 1923 году, 26 сентября, я написал письмо К. Э. Циолковскому в Калугу, Коровинская, 61, с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к великой моей радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды.

Осолодков Петр Алексеевич (Россия, 1898-1942) «В библиотеке» 1930

Осолодков Петр Алексеевич (Россия, 1898-1942) «В библиотеке» 1930

Так началась переписка, продолжавшаяся ряд лет». Переписка, которую Глушко бережно сохранил, продолжалась с 1923 по 1930 годы. В его лице Циолковский нашёл преданного поклонника, который не только разделял его грезы о полетах в космос, но и был готов посвятить этому жизнь. В 1924 году, когда Валентину исполнилось 16 лет, он закончил работу над своей первой книгой «Проблема эксплуатации планет» объёмом 203 страницы. В издательстве её не взяли, работа была слишком наивной и эмоциональной, как через много лет признал Глушко. Но в этой юношеской работе будущий академик изложил идеи, часть которых сам потом смог осуществить. Кроме того он публиковал небольшие научно-популярные статьи о космических полётах.

Окончив Профтехшколу в 1924 году, Валентин Глушко поступил в Ленинградский Государственный Университет на физическое отделение физико-математического факультета. В качестве дипломной работы в 1929 году он представил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. После окончания университета зачислен в штат Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) как руководитель подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей, где вскоре начал работать над созданием первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) под названием ОРМ-1. За время работы в ГДЛ Глушко сконструировал ракеты серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100, разработал конструкции и испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе.

Ласточкин Сергей Павлович (1927-1992) «Невский проспект до реконструкции»

Ласточкин Сергей Павлович (1927-1992) «Невский проспект до реконструкции»

В январе 1934 года Валентина Глушко перевели в Москву и назначили начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В декабре 1935 года он закончил работу над книгой «Ракеты их устройство и применение», параллельно читал лекции в Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского. В следующем году назначен главным конструктором.

Советский плакат. Да здравствует наша счастливая социалистическая родина. Да здравствует наш великий Сталин!

Советский плакат. Да здравствует наша счастливая социалистическая родина. Да здравствует наш великий Сталин!

Валентин Глушко, как и многие учёные в то время, не избежал репрессий. Его арестовали 23 марта 1938 года. Через два дня в подвалах Лубянки он подписал признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». А через несколько месяцев в Бутырской тюрьме отказался от необоснованных обвинений и начал писать письма сначала Вышинскому, потому Ежову и Сталину. Текст был почти одинаков: «Прошу Вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, т. к. форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности. Прошу не замедлить с пересмотром моего дела (№ 18102), обеспечив нормальный метод следствия, т. к. я сижу в тюрьме уже 7 месяцев».

Следующий адресат – Л. Берия. Глушко писал: «Будучи оклеветан врагами народа, я был арестован 23.03.38 г. и подвергся со стороны следственного аппарата НКВД моральному и физическому принуждению, в результате насилия я был вынужден подписать протокол допроса, содержание которого является вздором, вымыслом». Он добился только замены следователя и 15 августа 1939 года Особое совещание при народном комиссаре внутренних дел СССР вынесло постановление: «Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 марта 1938 года. Дело сдать в архив».

Москалёв Николай Иванович (1897-1968) «Комсомольская площадь». 1954

Москалёв Николай Иванович (1897-1968) «Комсомольская площадь». 1954

Однако к тому времени Глушко уже являлся очень крупным специалистом и его оставили работать в техбюро, а в 1940 году перевели в Казань, где учёный продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД. При этом у Глушко было исключительное право набирать для сотрудничества специалистов из тех, кто оказался в ГУЛАГе. Он составил список из бывших сотрудников и знакомых, но большинство из них были уже расстреляны.

Эвакуация НХ

Эвакуация. НХ

С Глушко работали Жирицкий, Страхович, Витка, Лист, Желтухин, Уманский и другие, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С. П. Королёва. Вместе они разрабатывали военную технику. Для начала ракетной установкой с двигателем РД-1 был оснащён самолёт Пе-2, и его скорость сразу возросла на 180 км/ч. После этого двигатель усовершенствовали и провели цикл испытаний на истребителях Як-3, Су-7 и Ла-7. В результате прирост скорости самолётов составил 200 км/ч. Так ввели в работу жидкостный реактивный двигатель, повлиявший на судьбу ракетной техники.

Сталин оценил заслуги Валентина Петровича в разработке военных самолётов, и 27 августа 1944 года он был досрочно освобождён со снятием судимости.

Глушко передал Сталину список, где указал более 30 человек, с просьбой о досрочном освобождении. Большинство из этих людей впоследствии остались работать с Валентином Петровичем. С 1945 года он заведовал кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.

Сцена выгрузки эшелона с оборудованием Московского авиационного завода №22, уже прибывшего в Казань. Ноябрь 1941 г.

Сцена выгрузки эшелона с оборудованием Московского авиационного завода №22, уже прибывшего в Казань. Ноябрь 1941 г.

После войны в 1945-1946 годах Глушко находился в командировке в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику. Результат своих наблюдений он обобщил в докладной записке министру вооружений Устинову, в которой изложил программу создания в СССР ракетной промышленности и предложил свою кандидатуру на должность главного конструктора ОКБ ракетных двигателей. Летом 1946 коллектив КБ из Казани перевели на авиазавод № 456 в Химках, который переоборудовали для производства жидкостных ракетных двигателей и позднее переименовали в НПО «Энергомаш», а в 1970-х годах – в НПО «Энергия». В сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1 с жидкостным ракетным двигателем.

Разгрузка оборудования Ленинградского завода №387 в Казани. Художник: Г. Меленьков

Разгрузка оборудования Ленинградского завода №387 в Казани. Художник: Г. Меленьков

В 1953 году Валентин Петрович Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году Высшая Аттестационная Комиссия присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1960-1970 годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы создания орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Это было время великой мечты о космосе, когда Валентин Петрович осуществил многое из своих детских желаний.

Советский плакат "И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ!"

Советский плакат «И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ!»

После запуска на орбиту Земли первого искусственного спутника в СССР началось бурное развитие ракетостроения. Под руководством Глушко шла разработка обитаемой лунной станции. Он хотел привлечь к этому проекту внимание общественности, но все работы велись под грифом «совершенно секретно». После нескольких неудачных запусков ракеты Н-1 лунную программу и вовсе закрыли.

И вот в 1960-1970 годах Глушко участвует в разработке орбитальных комплексов «Салют», «Мир», а сообщение с Землёй поддерживают пилотируемые корабли «Союз» и транспортные «Прогресс».

 Советский плакат "Слава советскому народу - творцу могучей авиации!"


Советский плакат «Слава советскому народу — творцу могучей авиации!»

В 1968 году Валентин Глушко назначен председателем Научного Совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР.

Всего под его руководством было создано более 50 жидкостных ракетных двигателей и их модификаций, которые применяются на 17 моделях боевых и космических ракет.

Также его двигатели установлены на ракетах-носителях, которые осуществили запуск автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», вывели на орбиты искусственных спутников Земли и Луны.

«Энергия-Буран» – последнее детище Глушко

В начале 1972 года в США начали работы по программе Space Shuttle, а уже в марте в Советском Союзе на совещании Военно-промышленной комиссии обсуждали вопрос о создании отечественной многоразовой космической системы. Ещё через месяц прошло совещание конструкторов во главе с Глушко, где обозначили проблемы разработки МКС. Основная трудность заключалась в том, что одноразовые ракеты-носители были выгоднее как по эффективности, так и по стоимости, а первостепенной необходимости в использовании многоразовых космических аппаратов не было. К тому же задача требовала неординарного подхода и огромных материальных затрат, не говоря о технических сложностях. Естественно, советская МКС не должна была уступать американскому «Шаттлу» ни в чём.

Советский плакат: Наша Родина - родина авиации!

Советский плакат: Наша Родина — родина авиации!

Начать работу решились только после того, как американский челнок совершил маневр над Москвой, спустившись с орбиты до высоты всего 80 км над городом, а затем повторил его ещё раз. Тут же был принят приказ о создании космического аппарата «Буран», и в НПО «Энергия», которым руководил главный конструктор Глушко, начались разработки этого проекта. «Буран» должен был сочетать в себе свойства обычного самолёта и орбитального космического корабля. Инженеры столкнулись с тем, что для выполнения поставленных требований необходимо создание новых теплозащитных материалов, и тут же появилась проблема их испытания.

Открытка авиация и космос, Космос. Слава советской науке!, Климашин В.,

Открытка авиация и космос, Космос. Слава советской науке!, Климашин В.,

Снаружи корабль покрыли керамической плиткой. Несколько десятков тысяч деталей были рассчитаны на компьютере. Все они имели разную форму и размер, и ручной расчёт потребовал бы десятков тысяч чертежей. Материал мог выдерживать большие перепады температур. Для новой ракеты-носителя Глушко создал самый мощный в мире ЖРД РД-170. В результате механические характеристики «Бурана» не только не уступили «Шаттлу», но по некоторым параметрам даже превзошли его.

Всего на разработку МКС «Буран» дали 8 лет, но полностью система была готова к запуску только к 1988 году. В 1987 году провели пробный запуск ракеты-носителя «Энергия» вместе с экспериментальным спутником «Полюс». Она не вышла на орбиту из-за возникшей в полёте ошибки в системе спутника, но отлично совершила корректировку траектории при посадке.

Открытка авиация и космос, Коммунизм и наука неотделимы, Климашин В., 1959 г

Открытка авиация и космос, Коммунизм и наука неотделимы, Климашин В., 1959 г

Окончательно старт МКС «Энергия-Буран» с космодрома Байконур назначили на 15 ноября 1988 года. Погода выдалась неудачная, объявили штормовое предупреждение. Но запуск все равно состоялся. Полёт прошёл по задуманному плану. Отделившись от ракеты-носителя, корабль «Буран» достиг первой космической скорости и вышел на круговую орбиту, совершил два полных витка вокруг Земли. Спустя 209 минут после старта корабль приземлился в автоматическом режиме на взлётно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на тяжёлые погодные условия, посадка была произведена безупречно.

Запуск МКС «Энергия-Буран» означал триумф отечественной космонавтики. Однако первый полёт МКС стал и последним. В 1989 году в возрасте 80 лет скончался её создатель Валентин Глушко. Следующий запуск «Бурана» отложили сначала на два года, потом ещё на год, и ещё… А именем академика Глушко по решению Генеральной Ассамблеи Международного астрономического союза в 1994 году назвали кратер на видимой стороне Луны.(Военное обозрение)

Памятная фотография перед установкой УТРКС "Энергия-Буран" на старт

Памятная фотография перед установкой УТРКС «Энергия-Буран» на старт

Академик Глушко

В 1919 г. зачислен в Реальное училище имени св.Павла (переименованное в IV Профтехшколу «Металл» им.Троцкого), которое закончил в 1924 г. Одновременно с учебой в училище руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения (РОЛМ). В эти же годы (с 1920-1922 гг) занимался в консерватории по классу скрипки у проф.Столярова, а затем был переведен в Одесскую музыкальную академию. С 1923 по 1930 гг. состоял в переписке с К.Э.Циолковским. Кроме того, он занимается сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях, цель которой доказать необходимость завоевания мирового пространства.

Советский плакат. Сыны октября - пионеры вселенной!

Советский плакат. Сыны октября — пионеры вселенной!

По окончании IV Профтехшколы в 1924 г. он проходит практику на Арматурном заводе «Электрометалл» им. В.И.Ленина (сначала в качестве слесаря, а затем токаря), после чего получает диплом об окончании школы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет», в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полетах «Завоевание Землей Луны» в 1924 г., «Станция вне Земли» в 1926 г. и др.

По путевке Наркомпроса УССР направляется на учебу в Ленинградский государственный университет, куда прибывает в августе 1925 г., но, из-за позднего приезда, не успевает сдать экзамены. В результате 1 курс Университета им прослушан вольнослушателем. В 1926 г. зачисляется на II курс физического отделения физико-математического факультета. Параллельно с учебой он работает в качестве рабочего (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им. П.Ф.Лесгафта, а в 1927 г. геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.

Советский плакат. К солнцу! К звёздам!

Советский плакат. К солнцу! К звёздам!

В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 г. третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю под названием «Металл как взрывчатое вещество», была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений. Этой работой заинтересовались военные. В начале мая 1929 г. Глушко был вызван к уполномоченному комитета в Ленинграде Н.Я.Ильину и ему было предложено немедленно начать экспериментальные работы по реализации этого предложения.

15 мая 1929 г. Глушко зачислен в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. В 1930 г. разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1.

В 1930 г. Глушко в качестве компонентов ракетных топлив были предложены азотная кислота, растворы в ней азотного тетроксида, перекись водорода и др. Разработано и испытано профилированное сопло, разработана теплоизоляция камеры ракетного двигателя двуокисью циркония и другими составами (патент получен в 1931 г.).

Советский плакат.

Советский плакат.

В 1932 г. одновременно с работой в ГДЛ работал консультантом в Отделе лабораторий Путиловского завода. За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-1 … ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе. Кроме того, разработаны конструкции ракет серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100.

Велик советский человек, дерзновенны дела его! Автор - Решетников Б.А., 1962 г.

Велик советский человек, дерзновенны дела его! Автор — Решетников Б.А., 1962 г.

В январе 1934 г. Глушко был переведен в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В 1933-1934 гг. им прочитаны два курса лекций:»Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД» в Военно-воздушной инженерной академии им.Н.Е.Жуковского, а в 1935 г. параллельно с работой в РНИИ он заведующий и преподаватель Реактивных курсов по переквалификации инженеров при ЦС Осоавиахима. В декабре 1935 г. вышла в свет книга «Ракеты их устройство и применение» под редакцией Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко.

В марте 1936 г. опубликована работа В.П.Глушко «Жидкое ракетное топливо для реактивных двигателей» (курс лекций). В 1936 г. Глушко получил звание главного конструктора ЖРД. 5 ноября 1936 г. проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П.Королева, а 16 декабря 1936 г. проведено первое огневое наземное испытание ЖРД ОРМ-65 на ракетоплане РП-318 конструкции С.П.Королева.

Социализм - наша стартовая площадка. Автор - В. Викторов. 18 августа 1962 г.

Социализм — наша стартовая площадка. Автор — В. Викторов. 18 августа 1962 г.

27 августа 1937 г. проведены официальные стендовые испытания первого отечественного газогенератора ГГ-1, работавшего на азотной кислоте и керосине со вспрыском воды. В 1937 г. опубликовано 7 статей в сборниках научных работ РНИИ «Ракетная техника». Член научно-технического совета.

В марте 1938 г. Глушко был необоснованно репрессирован и по август 1939 г. находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа осужден Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро.

До 1940 г. он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе № 82. За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7.

В 1940 г. Глушко был переведен в Казань на завод No 27, где он продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе No 16 по разработке вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.

27 августа 1944 г. по решению Президиума Верховного Совета он был досрочно освобожден со снятием судимости, а в декабре 1944г. назначен главным конструктором ОКБ-СД. С 1944 по 1945 гг. проведены наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6. Разрабатывается трехкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг., проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием.

Нестеров Владимир Дмитриевич (Россия, 1932) «Земля слушает» 1965

Нестеров Владимир Дмитриевич (Россия, 1932) «Земля слушает» 1965

В 1945 г. Глушко назначен заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.

С июля по декабрь 1945 г. и с мая по декабрь 1946 г. служебная командировка в Германию для изучения трофейной немецкой ракетной техники.

Советский плакат

Советский плакат

3 июля 1946 г. приказом МАП был перепрофилирован авиазавод № 456 в Химках под производство жидкостных ракетных двигателей с перебазировкой коллектива ОКБ-СД из Казани. Этим же приказом В.П.Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456.

29 сентября 1946 г. распоряжением Правительства СССР ОКБ-СД во главе с В.П.Глушко было переведено из Казани в Химки. Под руководством В.П.Глушко в 1947 г. проведены государственные стендовые испытания двигателя РД-2 для самолетов.

На этом работы над ЖРД малой тяги были завершены. ОКБ переключается на воспроизведение ЖРД РД-100. Первый пуск ракеты Р-1 произведен 17 сентября 1948 г., а 10 октября 1948 г. произведен успешный пуск ракеты Р-1 с ЖРД-100. Продолжаются работы над модификацией двигателя РД-100: РД-101, РД-103, в результате чего 19 апреля 1953 г. осуществлен успешный пуск ракеты Р-5 с ЖРД-103.

Советский плакат

Советский плакат

Наряду с основной работой с 1947 по 1954 гг. В.П.Глушко читал курс лекций на Высших Инженерных курсах при МВТУ им.Н.Э.Баумана, которые были изданы в 1948 г. под названием «Основы устройство реактивных двигателей на жидком топливе».

23 октября 1953 г. В.П.Глушко был избран член-корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии ему присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР.

С 1965 по 1989 гг. председатель Научного Совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР, главный редактор энциклопедии «Космонавтика» 1968, 1971 и 1985 гг., с 1969 г. председатель научно-методического совета по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества «Знание». Научный руководитель и ответственный редактор справочника «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания».

Под руководством В.П.Глушко до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.

Петров Александр Николаевич (Россия, 1947) «Перед пуском» 1986

Петров Александр Николаевич (Россия, 1947) «Перед пуском» 1986

22 мая 1974 г. В.П.Глушко назначен директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», в состав которого входило и КБ энергетического машиностроения. В этой должности он работал до июня 1977 г. В результате изменения в схеме управления НПО «Энергия» за В.П.Глушко была сохранена должность генерального конструктора.

Садуков Николай Александрович (Россия, 1928) «Впервые»

Садуков Николай Александрович (Россия, 1928) «Впервые»

По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир». Кроме того, он возглавляет работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют», реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных.

За свою многолетнюю деятельность В.П.Глушко был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов. Был членом КПСС с 1956 г., избирался делегатом XXI-XXVII cъездов КПСС и членом ЦК КПСС с 1976 г.

В 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя В.П.Глушко присвоено кратеру на видимой заповедной стороне Луны.

Имеет четверых детей: дочь Евгения (1938 г.р.), дочь Елена (1948 г.р.), сына Юрия (1952 г.р.) и сына Александра (1972 г.р.). (Биография написана Александром Валентиновичем Глушко специально для сайта : http://www.buran.ru/)

Рязанов Юрий Филиппович (Россия, 1936) «Первый интернациональный экипаж» 1976

Рязанов Юрий Филиппович (Россия, 1936) «Первый интернациональный экипаж» 1976

Сын академика Валентина Глушко: «После разговора со Сталиным отца освободили и сняли с него судимость»

— В годы войны вашему отцу и Королеву довелось вместе создавать новую технику в так называемой «шарашке»…

— Папа говорил, что в нашем роду есть четыре традиции: никого не забывать, всего добиваться своим трудом, не курить и… сидеть в тюрьме. Дело в том, что во время войны моего деда арестовали, как тогда говорили, «за разговорчики». К сожалению, он скончался в тюремной больнице. А отца взяли в разгар сталинских репрессий в 1938-м.

Соколов Андрей Константинович (1931-2007) «На спутнике Марса» 1967

Соколов Андрей Константинович (1931-2007) «На спутнике Марса» 1967

Действительно, Глушко и Королев вместе трудились в одном из конструкторских бюро, укомплектованным заключенными. Но они знали друг друга еще на свободе — разрабатывали реактивную технику в секретном НИИ-3, в котором были созданы легендарные «катюши» (непосредственно к этим реактивным минометам мой отец отношения не имел). Один из сотрудников Андрей Костиков написал донос на директора Ивана Клейменова, главного инженера Георгия Лангемака, а также наиболее одаренных конструкторов Валентина Глушко и Сергея Королева.

НКВД их арестовало. Следователь зачитал отцу показания Клейменова и Лангемака, обвинявших Глушко во вредительстве. Отец рассказывал мне: поначалу он очень обиделся, тем более что Лангемак был его другом. Но вскоре папа на себе прочувствовал, как чекисты добиваются такого рода показаний, и не держал зла на людей, свидетельствовавших против него. Отца страшно пытали. Он брал вину на себя, представляя Королева исполнителем своей воли.

А. Соколов РАЗВЕДЧИКИ ПОГОДЫ

А. Соколов РАЗВЕДЧИКИ ПОГОДЫ

Тем временем доносчик Костиков стал Героем Социалистического Труда, директором института. Он присвоил себе лавры создателя «катюши», был избран в члены-корреспонденты Академии наук СССР, удостоен Сталинской премии, получил звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. Впрочем, в 1944-м его арестовали «за обман государства». Однако через год освободили.

Скрипков Яков Никифорович (1919-2016) «Союз-Аполлон» 1970-е

Скрипков Яков Никифорович (1919-2016) «Союз-Аполлон» 1970-е

Клейменова и Лангемака приговорили к расстрелу, а Глушко и Королева к длительному заключению. Мой отец был человеком сдержанным и хорошо воспитанным, но приходил в ярость, когда при нем упоминали о Костикове. После вынесения приговора — восемь лет лишения свободы — Валентин Глушко попал в «шарашку». А Сергея Королева отправили в лагерь на Колыму, где он едва не умер от истощения. Мой отец был в числе тех, кто вытащил его из лагеря. Глушко обращался к начальству: Королева нужно перевести на конструкторскую работу. Во время войны они вместе создавали реактивные двигатели для самолетов в КБ при Казанском авиационном заводе. Их койки тогда стояли рядом. Мой отец был в «шарашке» главным конструктором, а Королев его заместителем.

— Правда, что Валентин Глушко встречался со Сталиным?

— Таких встреч было четыре. Первая — летом 1944 года. К этому времени в Германии создали крылатые ракеты ФАУ, которые стали запускать через пролив Ла-Манш в Лондон. Советское руководство решило форсировать работы по ракетной тематике, в связи с этим Сталин и вызывал Валентина Глушко. Разговор проходил на государственной даче в Кунцево. Сталин задавал толковые квалифицированные вопросы. После этого папу освободили и сняли судимость.

Королёв Юрий Константинович (Россия, 1929-1992) «Космические братья» 1981

Королёв Юрий Константинович (Россия, 1929-1992) «Космические братья» 1981

Сразу после капитуляции Германии отца и других специалистов командировали в Германию искать и изучать созданную там реактивную технику. Глушко вернулся на родину в 1947 году, и его вновь вызвал Сталин, чтобы предложить возглавить работы над ракетой. Отец возразил, что тогда некому будет делать двигатели. Иосиф Виссарионович сказал: «Ну что ты возьмешь с этого гордого одессита?!» И спросил: «Кому, по вашему мнению, можно доверить дело?» Отец предложил кандидатуру Королева.

А. Соколов КОСМИЧЕСКИЙ КАРТОГРАФ

А. Соколов КОСМИЧЕСКИЙ КАРТОГРАФ

— Приходилось читать, что Глушко так и не получил диплом о высшем образовании.

— Дипломную работу на тему создания электротермического реактивного двигателя он подготовил. Но поскольку в 1920-х годах высшее образование в СССР было платным, а отец не смог внести в кассу Ленинградского государственного университета необходимую сумму, его отчислили перед самой защитой диплома. По совету товарища отец направил дипломный проект в Комитет по изобретениям. Работа попала в руки уполномоченного Красной Армии Николая Ильина. Тот передал проект на экспертизу в первый в СССР центр, который занимался созданием реактивных снарядов и ракет — в Газодинамическую лабораторию. Ее руководитель Николай Тихомиров пригласил отца на работу.

— Много написано о том, что в 1960-е отношения между вашим отцом и Сергеем Королевым стали чуть ли не враждебными.

А. Соколов СЕЙСМОГРАФИЯ ИЗ КОСМОСА

А. Соколов СЕЙСМОГРАФИЯ ИЗ КОСМОСА

— Серьезные разногласия у них возникли во время создания ракеты для пилотируемого полета на Луну. Но они оба всю жизнь хранили подарки друг друга, держа их в своих кабинетах на самом почетном месте.

С 1946 года отец был главным конструктором Особого конструкторского бюро-456 (ныне НПО «Энергомаш»), в котором были созданы двигатели всех ракет для космоса и ядерного щита СССР. Ими до сих пор оснащают российские космические ракеты. Королев скончался в 1966-м, а через восемь лет возглавить его конструкторское бюро (ныне это РКК «Энергия») поручили моему отцу. Под его руководством были реализованы такие масштабные проекты, как орбитальная станция «Мир», ракетно-космический комплекс «Энергия-Буран». Впрочем, отец был против разработки повторения американского проекта космического корабля многоразового использования, но военно-промышленный комплекс и ЦК партии настояли на том, чтобы создать «Буран».

— У вас есть родственники в Одессе?

— К сожалению, никого в этом городе у нас не осталось. Но отец периодически наведывался на свою малую родину. За запуск в 1957 году первого в истории искусственного спутника Земли Глушко получил свою первую Государственную премию. Купил на нее небольшую коллекцию картин — работы Ивана Айвазовского, Джозефа Бозе и Константина Коровина. Так вот, четыре полотна кисти Айвазовского отец завещал Одесскому художественному музею. Я лично передал их туда.

А. Соколов В ПОЛЕТЕ «ИНТЕРКОСМОС»

А. Соколов В ПОЛЕТЕ «ИНТЕРКОСМОС»

Не могу не затронуть одну важную тему, касающуюся увековечивания памяти о Валентине Глушко. Дело в том, что в 2008 году власти Одессы пошли на весьма некрасивый шаг: перенесли памятник Глушко из центра города на окраину. Я дал согласие на перенос при условии, что в Одессе установят памятник Сергею Королеву (он в детские годы жил в этом городе) и откроют музей космонавтики. К сожалению, ни одно из условий до сих пор не выполнено.http://fakty.ua/169311-syn-akademika-valentina-glushko-posle-razgovora-so-stalinym-otca-osvobodili-i-snyali-s-nego-sudimost

Вяткин Александр Васильевич (Украина, 1922–2012) «Небо зовет» 1976

Вяткин Александр Васильевич (Украина, 1922–2012) «Небо зовет» 1976

Умер 10 января 1989 года на 81-м году жизни от атеросклероза мозговых артерий. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве

Как отмечал в своих воспоминаниях Б. Е. Черток, В. П. Глушко отличался высокой технической компетентностью, широкой эрудицией, общей культурой, умением быстро выделить среди текущих проблем главную задачу, хотя в отношении к своим подчинённым и коллегам иногда проявлял излишнюю придирчивость. При любом внутреннем состоянии он был способен сохранять невозмутимый вид; он всегда был подтянут и безупречно одет.

Глушко (в отличие от вспыльчивого Королёва) никогда не кричал на подчинённых. В своей работе он руководствовался принципом «если каждый сделает свою работу хорошо, общая работа будет также хороша».

Критика

Глушко так и не сумел преодолеть проблемы с нестабильностью процесса горения в больших ракетных двигателях, что вплоть до середины 1980-х годов не позволяло создавать сверхтяжёлые ракеты-носители класса Сатурн-5.

Чувствуя себя всегда в тени Королёва, на его похоронах в 1966 году Глушко заявил: «Если бы мне устроили такие похороны, я бы мог умереть хоть завтра».

829-5_3

Валентин Петрович Глушко

Безымянный

Полковник В.П. Глушко. Германия, 1945 г.

1389674893_g-6

В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете.

02

Валентин Глушко. Фото: Валентин Черединцев / ТАСС

Лит.: Валентин Петрович Глушко. Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, том 2.
Мария Ромахина. Академик Валентин Петрович Глушко // Военное обозрение 15 января 2014
Глушко А.В. Академик Глушко Валентин Петрович // Биография написана Александром Валентиновичем Глушко специально для сайта : http://www.buran.ru/
Игорь ОСИПЧУК, Сын академика Валентина Глушко: «После разговора со Сталиным отца освободили и сняли с него судимость» «ФАКТЫ» 03.09.2013