Николай Константинович Байбаков (1911 — 2008) — член ВКП(б) с 1939 года. С 1940 зам. наркома, с 1944 нарком нефтяной промышленности СССР. Во время Великой Отечественной войны руководил снабжением фронта и промышленности Нефтепродуктами. В 1946 наркомат разделен на два ведомства, и Байбаков получил назначение наркомом (министром) нефтяной промышленности южных и западных районов СССР. Возглавил восстановление разрушенной нефтяной промышленности. С 1948 вновь министр нефтяной промышленности СССР. В мае 1955 Байбаков был назначен на один из важнейших постов в стране — пред. Госплана СССР. В мае 1957 переведен на пост пред. Госплана РСФСР и 1-го заместителя пред. Совета министров РСФСР. В 1958 снова понижен, теперь уже до пред. Краснодарского, а в янв. 1963- Северо-Кавказского совнархоза. К концу правления Хрущева вновь восстановил свое положение, а при Л.И. Брежневе сделал блестящую карьеру: пред. (в ранге министра) Государственных комитетов при Госплане СССР по химии (март-май 1963), химической и нефтяной промышленности (май 1963 — янв. 1964), нефтедобывающей промышленности (янв. 1964 — окт. 1965), зам. пред. Совета министров СССР (с окт. 1965), пред. Госплана СССР (с июля 1978). В 1963 получил Ленинскую премию. В окт. 1985 уже 74-летний Байбаков оставил свои посты и назначен государственным советником при Совете министров СССР. В 1988 вышел на пенсию.
Родился 7 марта 1911 года в селении Сабунчи, Бакинской губернии, в семье рабочего бакинских нефтепромыслов. Его отец был кузнецом. Почти сорок лет до рождения младшего Николая протрудился в кузнечных цехах, а затем переехал в Баку из Белоруссии на заработки и обосновался здесь до конца своей жизни. Устроился на работу в нефтяную компанию «Братья Нобель», находящейся в Балахановском районе города. Пришло время и все дети Байбаковых дружно взялись за учебу, четверо из них получили высшее образование, а трое, в их числе и Николай Байбаков, стали инженерами-нефтяниками.
Байбаков писал: «Вот в какое время в 1928 году я, к великой радости отца, студент Бакинского политехнического института, самого престижного, пожалуй, вуза республики. Тогда это было самой заветной мечтой многих бакинских мальчишек, твердо усвоивших формулу индустриализации: «Нефть – это кровь индустрии, а значит, и самой жизни». Нефтяник – главный герой советского времени – такое осознание пришло ко мне настолько рано, что, кажется, с ним я и родился. С малых лет я слышал от старших многое об огромном значении «черного золота», о том, что российские нефтяники большие мастера в этом деле, одни из лучших в мире. Так как же мне было не гордиться, что скоро и я им стану».
Учился Николай Байбаков увлеченно, стараясь не пропустить ни одной лекции, ни одного практического занятия, просиживая над книгами и конспектами дни и ночи; спешил как можно больше узнать, прочитать и стал себя чувствовать себя уверенее. …Часто сразу после лекций студенты отправлялись на промысел и там, на месте могли на конкретных примерах изучать то, что говорилась им в академических стенах, увидеть своими глазами, пощупать руками детали. В этом заключалась особенность вузовского обучения тех лет: нынешние студенты знали, что их уже в качестве инженеров ждут на промыслах, знали с кем и где им предстоит работать.
Хотя в анкетах Н.К. Байбакова всегда значилось, что инженером Ленинского промысла он числился с 1 января 1932 года, на самом деле уже с середины 1931 года он исполнял работу инженера на промысле, только потом, получив диплом, был оформлен на службу уже официально.
Студенческая юность Николая Байбакова совпала с годами первой пятилетки. Тогда в основном завершилось техническое перевооружение нефтяной промышленности – первой из всех отраслей Союза, когда десятки предприятий страны сумели изготовить новейшее по мировым стандартам оборудование для нефтепромыслов. Причем динамика технического прогресса на бакинских промыслах ошеломляла воображение: только в 1928 году в «Азнефть» поступило с заводов России и Украины бурового оборудования на сумму 4,1 миллиона рублей, а тогда это была сумма. На следующий год сумма заказов на различное оборудование для Баку уже составила свыше 50 миллионов рублей. Огромные капиталовложения в крупное нефтяное машиностроение поступали и из самого Азербайджана, усиленными темпами строились здесь новые электростанции, а старые расширялись и переходили на прогрессивное оборудование.
И все же на промыслах Баку не хватало рабочих кадров, не хватало высококвалифицированных специалистов, их готовили в вузах Москвы и Ленинграда. С такой всесторонней помощью бакинские нефтяники выполнили задание первой пятилетки за два с половиной года. Тогда же был превзойден показатель добычи нефти 1901 года – самый высокий за весь период промышленной разработки бакинских месторождений.
Байбаков: «В такое удивительное время всеобщего энтузиазма сбылась моя давнишняя мечта — я стал полноправным инженером на этом промысле. Не все, разумеется шло гладко и хорошо. Новые «подкирмановские» скважины преподнесли сюрприз – стали быстро обводняться. Причина была нам понятной: над нефтяным пластом находился мощный пласт, из которого под высоким давлением из-за ненадежной цементировки обсадной колонны проникала в этот пласт не нефть, а вода. Но что делать? Как и чем закупорить водяной пласт? Цементом под высоким давлением? Эта мысль поначалу показалась мне бредовой. Но вот стала она все больше и больше обрастать реалиями, выстраиваться в технологическую систему.
Так дался мне первый, самый памятный и дорогой для меня успех в жизни, и проект, разработанный мной –молодым инженером, был принят и внедрен как новый метод закачки цемента в водяной пласт под высоким давлением. Он дал хорошие результаты, и с тех пор все наши нефтяники называют его «методом Байбакова».»
Первый успех окрылили молодого специалиста. Вторая изобретательская разработка Н.К. Байбакова – метод беструбной эксплуатации нефтяных скважин, при котором вместо остродефицитных в те годы насосно-компрессорных труб использовались обсадные колонны для подъема нефти на поверхность. Метод этот сыграл своевременно свою роль: множество скважин, простаивавших из-за нехватки насосно-компрессорных труб, было пущено в работу, что помогало выполнять планы добычи.
Жизнь Николая Константиновича в те годы была ясна и пряма. И все-таки появилась в ней тревожная тень. Она вдруг надвинулась зловещим словом «вредительство». За «вредительство» в одночасье сняли с работы и отдали под суд управляющего трестом «Лениннефть» А.И. Крылова. Та же судьба постигла и многих других специалистов. На их место приходили новые люди, но и они быстро попадали «под подозрение» при первых же неурядицах на произв0дстве. Верные друзья под большим секретом осторожно сообщили Байбакову, что он, тогда уже заведующий промыслом, тоже «подозревается»….Да еще, к несчастью, на промысле случились две аварии: из-за негодности подъемного оборудования в скважины упали насосно-компрессорные трубы.
Байбаков: «…мои опытные друзья и посоветовали не брать очередной отсрочки от призыва в Красную Армию (ее давали специалистам, не прошедшим в инститиуте военной подготовки, но работающим на руководящих должностях). Теперь уж от отсрочки я отказался. И вот в течение 1935–1936 годов прошел красноармейскую службу на Дальнем Востоке. Нелегко здесь пришлось нам, южанам, в сорокаградусные морозы. Но службу в армии я и поныне вспоминаю как один из лучших периодов моей жизни. Армия помогла мне физически закалиться, выработать выдержку и выносливость, которые мне впоследствии очень пригодились.»
В январе 1937 года вернулся в родной Баку, сразу же пришел на промысел и стал работать заведующим промыслом, правда недолго: в августе того же года его перевели на должность главного инженера треста «Лениннефть». Не прошло и года, как новое назначение — управляющим этим трестом.
И вот внезапно новая перемена в его жизни. Н.К. Байбакову пришлось снова покинуть родные края, расстаться с родными, коллегами. Поводом, видимо, послужило его выступление на Всесоюзном совещании нефтяников в марте 1938 года, где речь шла о путях увеличения добычи в стране. Это совещание возглавлял тогдашний нарком топливной промышленнности Л.М. Каганович.
Байбаков: «В своем выступлении я, как управляющий трестом, рассказал об опыте работы своего коллектива, о борьбе с обводнением скважин, внедрении новой техники, что значительно увеличило добычу нефти. Честно и прямо, не кривя душой говорил и об упущениях в работе, о недочетах, тормозящих развитие Ленинского треста. Чувствовалось, что зал слушает меня понимающе, сочувственно.
Слушал меня и Л.М. Каганович, упершись заинтересованным взглядом в меня, порой что-то записывая на лежащей перед ним листе бумаги. В этом все и дело! Как потом я узнал, мое выступление, понравилось ему прямотой поставленных вопросов, потом он и обратил внимание на меня. Через два месяца после совещания меня вызвал к себе М.Д. Багиров, угостил чаем и тут же без обиняков сообщил, что приказом наркома топливной промышленности Л.М. Кагановича я назначен начальником недавно созданного объединения «Востокнефтедобыча» в Куйбышеве…
Волей судьбы я проработал в «Востокнефтедобыче» всего лишь около года. В 1939 году в Наркомате топливной промышленности было образовано Главное управление по добыче нефти в восточных районах страны. И это было вполне разумно, так как при сильной централизации управления экономикой все важнейшие вопросы и, конечно, «Второго Баку» решались в Москве. И я был назначен начальником этого Главка.
Но опять ненадолго: в 1940 году меня утвердили заместителем наркома топливной промышленности под «железным» началом Кагановича, с которым судьба, таким образом, связала меня тесно. Теперь я встречался с ним и на коллегиях, и на деловых совещаниях, и у него в кабинете, доводилось беседовать лично с ним.
Громадные физические и психологические нагрузки выработали в нас, руководителях, особый, беспощадный к себе стиль работы. Если наркомы работали в «сталинском режиме», то есть по ночам, то их заместители фактически и дневали, и ночевали в наркоматах. Иногда я не спал по двое суток подряд. Обычно в 4-5 часов утра Поскрёбышев, заведующий Секретариатом ЦК ВКП(б), звонил членам Политбюро и сообщал, что Сталин ушел отдыхать. Только после этого расходились по домам Берия, Маленков, Каганович, Молотов и другие члены Политбюро….».
Впервые Н.К. Байбакову довелось встретиться со Сталиным в 1940 году на совещании в Кремле, где обсуждались неотложные вопросы нефтяной отрасли. Ему было поручено сделать сообщение об обеспечении народного хозяйства и армии горючим в связи с нарастанием опасности войны.
Байбаков: «Надо ли говорить, как я волновался в приемной Сталина, ожидая вызова на заседание!… Чтобы говорить со Сталиным, нужно было отлично знать свой предмет, быть предельно конкретным и самому иметь определенное мнение. На многих примерах я лично убедился в том, что Сталин уважал смелых и прямых людей, тех, кто мог говорить с ним обо всем, что лежит на душе, честно и прямо.. Сталин таких людей слушал, верил им, как натура цельная, прямая. Не всегда при обсуждении спорных вопросов Сталин высказывал свою точку зрения, но мы, участники кремлевских совещаний утверждались в уверенности: Сталин в любом сложном деле знает, что предпринять. Никогда, ни разу не принимал он пустых или расплывчатых директив, а с особой тщательностью продумывал и определял все пути к безусловно верному решению и его выполнению. Только тогда, когда окончательно убеждался, что нужное решение найдено и оно реально выполнимо, Сталин твердо подытоживал: «Итак, я утверждаю».
Как же Сталин относился ко мне лично? То, что я действительно легко освоился в общении с ним, отвечал на его вопросы четко и точно, отстаивая интересы своего дела, – заслуга прежде всего хозяина кремлевского кабинета, умевшего создавать доверительно-деловитую атмосферу на совещаниях. Я до сих пор не скрываю того, что был в числе тех, кто учился у Сталина, считая, что его ясный и решительный стиль должен быть присущ руководителям любого ранга. Где бы я ни работал и при Сталине, и после него, я, следуя его примеру, всегда в меру своих сил старался внимательно выслушать каждого, с кем работал, искать истину в сопоставлении различных мнений, добиваться искренности и прямоты каждого личного мнения, но, прежде всего, искать доступные, реальные пути выполнения поставленных задач.»
В 1940 году Наркомат топливной промышленности был разделен на два наркомата: один ведал нефтью, другой углем. Наркомом нефтяной промышленности стал И. Седин, до этого работавший секретарем Ивановского обкома партии. Н.К. Байбаков получил пост его заместителя. В октябре того же года Седин доложил по телефону Сталину о том, что его задание выполнено — добыто 100 тысяч тонн нефти!
С первых часов войны наркомату нужно было срочно развернуть широкую работу по организованному набору добровольцев в нефтяную промышленность, разумеется только для тех, кто получил освобождение от призыва в действующую армию. А это в основном подростки, женщины, пенсионеры – десятки тысяч. К счастью, нефтяники уже имели богатый опыт самого ускоренного и массового обучения. Задача облегчалась еще и тем, что в первых рядах шли действительно добровольцы, движимые высоким чувством долга перед страной.
Байбаков: «В трагическом 1941 году советская нефтяная промышленность не только устояла, но и сумела шагнуть вперед. Так, нефтяники Баку, тогда главного нефтедобывающего района СССР, с честью выполнили все государственные задания 1941 года и дали в первый год войны фронту и Родине 23,5 миллиона тонн нефти – показатель небывалый за всю историю нефтяного Баку. Как и прежде, задания выверялись и просчитывались очень тщательно, прежде всего, исходя из задачи свезти все узлы и связи к созданию единого оборонно-хозяйственного механизма страны.
Вот, например, почему в состав созданного при Наркомате нефтяной промышленности специального штаба, который поручили возглавить мне, уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГКО) по обеспечению фронта горючим, входили представители Наркомата обороны и Главнефтесбыта. Штаб собирался фактически каждый день и работал четко и слаженно. Особое значение в штабе придавалось обмену оперативной информацией с мест – о возможностях и нуждах трудовых коллективов и особенно потребностях фронтов, после чего принимались решения об обеспечении их горючим.
Из тех, кто никогда не боялся предлагать штабу самые ответственные и крупные решения, мне больше всех запомнился Андрей Васильевич Хрулёв – начальник Главного управления тыла Красной Армии. Ноша ответственности была на него взвалена небывалая и непомерная, и все-таки он нес ее спокойно и мужественно. Я рад, что в такую тяжелую годину мне довелось работать с такими людьми как он, – прямодушными и обязательными в каждом слове. Значение нефти как стратегического сырья, способного решить исход всей войны понимало и гитлеровское руководство. Проблема горючего для Германии была действительно важнейшей.
К началу военных действий они производили лишь 8-9 миллионов тонн бензина и дизельного топлива, в основном из угля. Своей же нефти они практически не имели, в какой-то мере восполняя свои потребности из союзной им Румынии. Но не хватало и ее. Вот почему нацисты возлагали большие надежды на захват кавказских нефтепромыслов….
В один из тех жарких июльских дней меня вызвал в Кремль Сталин. Неторопливо пожал мне руку, взглянул на меня спокойно и просто негромким, вполне будничным голосом говорил: – Товарищ Байбаков, Гитлер рвется на Кавказ. Он объявил, что если не захватит нефть Кавказа, то проиграет войну. Нужно сделать все, чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам.
И чуть ужесточив голос, добавил: – Имейте ввиду, если вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем.
Я до сих пор помню этот голос, хоть и спокойный, но требовательный, спрашивающий, его глуховатый тембр, твердый кавказский акцент. Сталин не спеша прошелся по кабинету и после некоторой паузы снова добавил: – Но если вы уничтожите промыслы преждевременно, а немец их так и не захватит и мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем.
Тогда, когда почти снова повторялось лето 1941 года, очевидно, видно, иначе и нельзя было говорить. Я молчал, думал и, набравшись духа, тихо сказал: – Но вы мне не оставляете выбора, товарищ Сталин.
Сталин слега остановился возле меня, медленно поднял руку и слегка постучал по виску: – Здесь выбор, товарищ Байбаков. Летите. И с Будённым думайте, решайте вопрос на месте.
Вот так, с таким высоким отеческим напутствием я был назначен уполномоченным ГКО по уничтожению нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих предприятий в Кавказском регионе, а если потребуется, и в Баку.»
На следующий день в ГКО была создана группа специалистов для проведения особых работ на промыслах Северного Кавказа. По предложению Н.К. Байбакова организовать работу было решено следующим образом: если враг приблизится к промыслам, демонтировать и вывезти на восток страны все ценное оборудование, малодебитные скважины немедленно вывести, а особо богатые использовать до последней, критической минуты, а при самых крайних обстоятельствах также уничтожить.
В группу для особых работ под руководством Н.К. Байбакова вошли опытные инженеры-нефтяники (Н. Тимофеев, Ю. Боксерман и др.), а также специалисты взрывного дела из Наркомата внутренних дел. Специальным самолетом они вылетели в Краснодар, где на промыслах края денно и нощно вели разработки технологии вывода из строя и отрабатывали методы долговременной консервации скважин. Использовался и опыт английских специалистов, которые ликвидировали нефтяные скважины на острове Борнео в 1941 году. Однако зарубежный опыт оказался не столь эффективным. В результате был разработан свой, наиболее радикальный и надежный способ, который впоследствии себя полностью оправдал.
Байбаков: «Все работы по подготовке промыслов к уничтожению предписывалось вести только с ведома штаба Южного фронта, которому мы непосредственно подчинялись. Мне сообщили, что штаб и командующий фронтом С.М. Будённый после того, как был оставлен Ростов-на-Дону, находятся в Армавире, и мы поспешили вылететь туда на У-2.
С высоты развернулась страшная картина всеобщего отступления. Внизу пылали хутора и станицы, по дорогам и проселкам отходили наши армейские части – где редкими колоннами, где разрозненными группами, а где толпой вместе с беженцами. Над Армавиром, когда наш самолет стал снижаться, мы с ужасом обнаружили на земле прорвавшуюся немецкую бронетехнику…. По телефону из штаба фронта на свой страх и риск я отдал нефтяникам приказ – приступить к немедленному уничтожению скважин, а сам сел в машину и поспешил на промыслы. Не успел я доехать до станицы Апшеронской, как меня разыскал по телефону член Военного Совета Южного фронта Каганович и дал команду на ликвидацию промыслов. Работа моей группы развернулась полным ходом под боком у немцев, ибо они уже подошли к станице, откуда простирался на восток район нефтепромыслов Краснодарского края. Апшеронскую электростанцию мы взорвали уже под автоматным и пулеметным огнем врага.»
До августа 1942 года на восток страны было вывезено около 600 вагонов с оборудованием, в район Грозного была вывезена вся добытая за последние дни нефть. Но враг наступал, и приходилось уничтожать все новые и новые промыслы.
Так или иначе, главное задание Комитета Обороны было выполнено. На Кубани враг так и не получил ни одной капли горючего. Впоследствии стало известно, что в Германии уже было создано акционерное общество «Немецкая нефть на Кавказе». Однако почти за полгода немецкой оккупации Кубани прибывшим сюда из Германии специалистам по нефтедобыче не удалось восстановить ни одной скважины. Немецкие танки и самолеты остались на скудном рейховском пайке.
Уже после освобождения Краснодара советскими войсками, вернувшись на промыслы, был обнаружен огромный запас труб, завезенный сюда из Германии для разработки нефтяных месторождений. Вот как вышло: не отдав ничего своего оккупантам, мы даже получили трофеи. Трубы эти очень пригодились для восстановления промыслов.
Как первый заместитель наркома Н.К. Байбаков был назначен представителем ГКО по перебазированию большого количества нефтяников и техники кавказских районов на Восток. С этой задачей он справился блестяще. Всего за три месяца почти 9 тысяч бакинских нефтяников, большинство с семьями организованно выехали в восточные районы. На колесах оказался почти весь цвет нефтяной промышленности Азербайджана. «Второй Баку» постепенно набирал силу.
Битва за нефть наполнена и подвигом, и драмой. И, как всякая битва, протекала неровно: успехи сменялись неудачами, имелись свои прорывы и критические ситуации. Когда гитлеровцам казалось, что теперь-то они перекрыли все пути поступления нефти на наши нефтеперерабатывающие заводы, снабжавшие фронт горючим, нефть неожиданным для них способом все же на эти заводы поступала. И то, что у нас с невероятной быстротой нарастало количество самолетов и танков, полностью обеспеченных горючим и боеприпасами, ошеломляло врага, вносило смятение в его ряды.
Вот лишь некоторые эпизоды грандиозной битвы за нефть.
В невероятно короткие сроки был проложен нефтепровод Астрахань-Саратов, для которого частично были использованы трубы и насосные станции из демонтированного трубопровода Баку-Батуми. И построен он был в напряженные дни Сталинградской битвы!
Весной 1942 года, когда Ленинград оказался отрезанным от Большой земли, по льду и дну Ладоги всего за 50 дней был проложен 28-километровый бензопровод, пропускавший до 400 тонн горючего в сутки. Он обеспечивал топливом и Ленинградский фронт, и город.
В 1942–1943 годах была решена и невероятно трудная задача обеспечения природным газом оборонных заводов Поволжья. За счет эвакуации предприятия из западных районов страны был создан промышленный центр Безымянка вблизи Куйбышева, где сосредоточились наши авиационные заводы. Для их обеспечения топливом в короткие сроки был проложен трубопровод от Бугурусланских месторождений до Безымянки, в район, дававший огромное количество военной техники, в том числе и знаменитые штурмовики.
В конце 1942 года впервые большая группа нефтяников была награждена орденами и медалями. Н.К. Байбаков был отмечен орденом Ленина. Исход великой победоносной для Красной Армии Сталинградской битвы поставил точку и в грозной эпопее битвы за нефть. Открылся, наконец, свободный доступ по Волге для бакинской нефти.
В 1944 году Н.К. Байбаков был назначен на должность наркома нефтяной промышленности.
На рубеже 1940-1950-х годов были введены в строй крупнейшие комбинаты для производства синтетического топлива в Ангарске, Салавате и Новочеркасске. Летом 1947 года в строй был введен крупнейший тогда газопровод Саратов-Москва, а группа наиболее отличившихся специалистов удостоена Сталинской премии. Продолжалось восстановление и модернизация разрушенных войной старых месторождений Северного Кавказа. Новый испульс получило развитие и «Второго Баку».
Все это привело к тому, что к 1955 году объем добытой нефти составил 70 миллионов тонн. Национальный доход страны вырос к этому времени в 2,8 раза, объем промышленной продукции – в 3,2 раза, розничный товарооборот возрос в 1,8 раза.
После смерти Сталина и с приходом к власти Н.С. Хрущёва наступила пора, «так называемой» оттепели. Выдвижение Хрущёва на первую роль в партии, а значит, в государстве, для многих было неожиданным. Все-таки он до этого не входил даже в первую «пятерку» членов Политбюро,…
В августе 1955 года неожиданно был вызван в ЦК, к Н.С. Хрущёву и назначен Председателем Госплана с освобождением от обязанностей министра нефтяной промышленнности. В новой должности Н.К. Байбаков должен был теперь отвечать за разработку плана шестой пятилетки, иметь дело со всем народнохозяйственным механизмом страны, Николаю Константиновичу в эти дни приходилось спать по 4-5 часов в сутки, расписывать и планировать каждый час, одновременно и работать, используя свой прежний опыт, и учиться, в том числе на опыте прежнего руководителя Госплана Н.А. Вознесенского.
Байбаков: «Теперь мне пришлось занять место Н.А. Вознесенского. Я сразу убедился, что здесь его помнят, ценят, любят, что стиль и методы его работы сохранились и четко приводятся в жизнь. ….я, учитывая это, старался использовать возможно полнее научный и интелектуальный капитал специалистов, стремился сам учиться у коллектива и затем вести его дальше. Я продолжал настойчиво учиться по теоретическим разработкам и наметкам самого Вознесенского. Многое мне давало и непосредственное общение с его учениками и соратниками – опытными специалистами, работающими в Госплане экономистами, инженерами, разработчиками. Я с благодарностью вспоминаю их. Это Д.Г. Жимерин, Г.П. Косяченко, Г.М. Сорокин, И.Е. Опарин, Б.В. Савельев, Н.Н. Тарасов, В.Ф. Цырень, В.А. Каламкаров и много других умных и толковых.
В феврале 1956 года Госплан подготовил свой первый доклад об итогах рассмотрения предложений трудящихся по проекту директив шестой пятилетки, предложений, поступивших в ЦК партии, Совет Министров, Госплан и в редакции газет. Приходили тысячи предложений, проектов, замечаний, касающихся нужд и забот простых людей. В частности, были предложения о повышении заработной платы низкооплачиваемым работникам, о сокращении рабочего дня, увеличении пенсий. Все ценное и нужное старались учесть. Так создавался и дорабатывался первый пятилетний план под руководством Н.К. Байбакова.
Государственное планирование в годы «оттепели» находилось под постоянным вниманием и контролем Н.С. Хрущёва, который будучи главой партии занимал пост и главы Совета Министров. Спустя три месяца после вступления Н.К. Байбакова на должность Председателя Госплана СССР, он поручил ему разработать генеральный план реконструкции железнодорожного транспорта СССР. Нужно было за три пятилетки перейти полностью по всей стране с паровозной тяги на электровозную и тепловозную. Реализация такого плана позволила в несколько раз повысить КПД железнодорожных перевозок.
Столь масштабная задача потребовала от работников Госплана и прежде всего от машиностроительных отделов, предельного напряжения сил, широты действий и больших знаний. В частности, нужно было определить, где и сколько производить электровозов и тепловозов, в какие сроки и в каких количествах. В решении столь масштабной задачи должна быть задействована вся система народного хозяйства – ведь потребуется металл, моторное топливо, новые шпалы, новые конструкции для опор.
Нужно было время на составление технических и экономических обоснований по переходу на новые виды тяги, на поиски соответствующих возможностей машиностроения, на решение кадровых вопросов. На все нетерпеливый Хрущёв отвел всего за три месяца.
Проект был все-таки разработан. Правда на это ушли дополнительно два месяца. Зато в нем был учтен и ценный зарубежный опыт и реальные возможности страны. Вскоре он был утвержден на заседании ЦК.
По инициативе Н.К. Байбакова в 1955 году была учреждена новая структура – Главгаз СССР. Еще в бытность министром топливной промышленности он обращался в Правительство с подобным предложением, доказывая необходимость создания самостоятельной государственной структуры для обеспечения ускоренного развития в стране газовой индустрии, хотя и знал, что многие и в партии и в правительстве еще недооценивали значение газа и не видели перспектив его применения.
В 1956 году Н.С. Хрущёв объявил о создании совнархозов и ликвидации министерств, мотивируя это необходимостью децентрализации управления, обеспечения большей самостоятельности республик и областей страны. Это волновало всех и в ЦК, и в Совмине.
Байбаков: «Как-то беседуя со мной, Хрущёв спросил: – Как вы, Председатель Госплана, смотрите на создание совнархозов вместо министерств? Я ответил: – Нельзя ликвидировать министерства топливно-энергетические, оборонной промышленности, транспорта, сырьевые и машиностроительные. А если нужно проверить целесообразность создания совнархозов, то лучше начать с отраслей, производящих товары народного потребления и продовольствие, то есть с местной и пищевой промышленности.
– Ради только этого не стоило бы создавать совнархозы, — сказал Хрущёв.
– Но если мы ликвидируем министерства, то потеряем бразды правления в экономике, – возразил я, – не будет управления отраслями, развалим хозяйство, разбалансируем экономику. – Вы ведомственник, привыкли руководить через министерства, не считаясь с мнением республик и областей. А им виднее…
Хрущёв явно нервничал, он не любил, чтобы его излюбленным планам перечили. У него явно не было никакого желания выслушивать мои доводы, и наш разговор закончился ничем
Когда же началось обсуждение доклада, я выступил с предложением об организации Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Я понимал, что вопрос о совнархозах предрешен, возражать бесполезно и предложил создать орган, который бы централизованно решал бы важнейшие вопросы развития народного хозяйства, находившиеся ранее в ведении министерств. Но мои соображения так и не учли. Министерства, кроме оборонных, путей сообщения, ликвидировали. Так произошел переход от отраслевого принципа управления народным хозяйством к территориальному. Так был нанесен стране, ее экономике первый тяжелый удар…».
На февральском (1957 года) пленуме ЦК Хрущёв в своем докладе оправдывал введение совнархозов, как возврат к экономической политике, проводимой Лениным.
Через два дня после Пленума Н.К. Байбакову предложили занять пост Председателя российского Госплана и стать одновременно Первым заместителем Председателя Совмина РСФСР. В этом качестве ему предстояло руководить 74 из 104 созданных по всей стране совнархозов.
В Госплане РСФСР Н.К. Байбаков в течение года занимался в основном организационными вопросами совнархозов. За время этой реорганизации выявились серьезные недостатки: управление промышленностью раздробилось, нарушились хозяйственные связи между районами страны, усилились местнические настроения в республиках. Причем Госплан неоднократно предупреждал Правительство о возможности возникновения указанных тенденций.
Накопившиеся противоречия между руководством Госплана и Н.С. Хрущёвым по поводу создания совнархозов привели, в конечном итоге, к тому, что Н.К. Байбаков попал в «опалу» и в мае 1958 года был понижен в должности и назначен руководителем Краснодарского совнархоза.
На новом месте предстояла огромная работа по развитию производительных сил края, подъему добычи нефти и газа, и особенно по строительству сахарных заводов. Работа по строительству сахарных заводов чрезвычайно увлекала Н.К. Байбакова. И он, и его товарищи с утра до ночи находились на строительных площадках. Как результат – всего за три года вступили в действие 13 сахарных заводов и два завода были полность реконструированы. Возле них были построены благоустроенные поселки для рабочих. Таких рекордно коротких сроков создания целой отрасли в одном отдельно взятом регионе еще нигде не знали, причем затраты окупались тоже быстро.
Когда Н.К. Байбаков впервые приехал на Кубань там действовали всего два завода по 40 тысяч тонн сахара, а по окончании строительства еще 13 заводов – 800 тысяч тонн, а затем более 1 миллиона тонн в год. Вошли в строй за это время и ряд машиностроительных заводов и других предприятий, возвели мебельный комбинат – один из лучших в стране.
В крае строилось много жилья, детских садов, прокладывались асфальтированные дороги. Благоустраивались Краснодар, другие города и поселки края. Но основным все же оставалось: развитие нефтяной и газовой промышленности Кубани, разведка и разработка новых месторождений. В результате добыча газа за годы работы совнархоза возросла с 1 до 25 миллиардов кубометров в год, что позволило экспортировать «голубое топливо» в другие регионы страны по новому газопроводу Кубань — Ростов — Донецк — Москва — Ленинград.
За работу в Краснодарском крае, за несомненные успехи Н.К. Байбакова наградили орденом Трудового Красного Знамени, а за открытие и разработку газоконденсатных месторождений он был удостоен Ленинской премии.
Но не смотря на успехи, в тот период выявились и крупные недостатки в деятельности совнархозов: они тянули «одеяло» экономики каждый на себя. Это и было то самое «местничество» – порождение децентрализации, ведущей к хаосу, а в ельцинское время – и к распаду.
К чести Хрущёва надо сказать, что он довольно быстро понял свою ошибку, «рассыпав» единое хозяйство на составные элементы: экономика стала «делиться» на отдельные отрасли, отрасли – на отдельные производства.
Байбаков:»И вот в 1962 году ЦК КПСС и Правительство приняли решение об укрупнении совнархозов. Так, на Северном Кавказе, где находились шесть совнархозов, стал один – Северо-Кавказский совнархоз с центром в Ростове-на-Дону, и я должен был им руководить».Однако поработатать в должности Н.К. Байбаков практически не успел.
В марте 1963 года последовал срочный вызов в Москву и назначение на должность Председателя Государственного комитета по химии при Совете Министров, а в 1964 году его по собственной просьбе перевели на пост руководителя Государственного Комитета по нефтедобывающей промышленности при Госплане СССР. Работа конечно шла, но очень тяжело: с Хрущёвым сработаться так и не удалось. Но в 1965 году наступили новые времена, пришли новые люди: смена лиц – смена декораций эпохи.
Байбаков:»В августе 1965 года меня вызвали в ЦК к Брежневу в кабинет, где уже находился А.Н. Косыгин.
– Возвращайся в Госплан! – сразу же объявил Брежнев так, словно этот вопрос был уже давно решен.
Я отказался от предложения, сославшись на то, что на этой должности уже работал и был освобожден как не справившийся. – Иди и работай! – с нажимом повторил Брежнев и дружески добавил. – А о твоих способностях не тебе судить.
Я продолжал отказываться, мол, слишком долгий перерыв в этой работе, трудно включаться в тяжелое дело. Но Косыгин, выслушав мои доводы, заметил, что, напротив, проработав в совнархозах 5 лет, я приобрел ценный опыт, прошел солидную школу управления различными отраслями промышленности и сельским хозяйством и мне не следует отказываться.
В конце концов я согласился. А затем Косыгин ввел меня в курс дел, выделив первоочередные задачи. Речь шла о серьезной перестройке структуры Госплана.
Слушая Алексея Николаевича, с которым впервые общался вот так близко, его неторопливые слова, вдумчивые обобщения, я невольно восхищался не только его простотой и сдержанностью, но и глубиной его экономического мышления. Я понимал, что передо мною – самый крупный и эрудированный государственный деятель из всех, кого я знал. Он обладал многогранными знаниями: в легкой и пищевой промышленности, финансах, экономике и планировании. Я был знаком с ним еще со времен Великой Отечественной войны, но знал его как бы со стороны, издали. Теперь узнал ближе…
Итак, я согласился стать Председателем Госплана — мне было лестно работать с Косыгиным. На пути домой я думал, кому же на самом деле принадлежит идея назначить меня в Госплан. И Брежнев, и Косыгин знали, что я был противником хрущевского преобразования министерств в совнархозы. Они же были свидетелями того, как Хрущёв распекал меня за то, что я в российском Госплане сохранил планирование по отраслям.
И по тому как Брежнев в ходе нашей беседы внимательно прислушивался к словам Косыгина, который являлся Председателем Совета Министров СССР, я понял, что именно Косыгин остановил на мне свой выбор».
Между тем к концу 1965 года – последнего года семилетки – Госплан СССР был восстановлен как единый государственный орган, ведущий работу по трем главным направлениям: разработка предложений по переделке системы управления, возврат к отраслевой структуре; выработка совершенной системы планирования и стимулирования производства; составление проекта восьмого пятилетнего плана (1966–1970).
В связи с ликвидацией совнархозов и созданием министерств перестраивалась и структура Госплана. Пришлось заново создавать отраслевые и функциональные отделы, которые могли бы обобщать и балансировать развитие каждой отрасли и сферы деятельности. Формировались также основные, сводные отделы народнохозяйственного планирования, капитальных вложений, материальных балансов и территориального планирования, эти отделы осуществляли межотраслевую увязку и вырабатывали общую стратегию развития экономики, главные приоритеты, позволяющие контролировать деятельность отраслей.
Общую работу по координации деятельности отраслевых, функциональных и сводных отделов осуществлял сводный отдел народнохозяйственного плана, на котором лежала ответственность за сбалансированность и пропорциональность развития экономики страны в целом на макроуровне.
Госплан СССР должен был располагать кадрами, отлично знающими свое дело. Вот почему Н.К. Байбаков пригласил из бывших совнархозов хорошо проявивших себя специалистов на работу руководителями отделов и подотделов, пригласил он и экономистов, владеющих теоретическими знаниями.
В Госплан вернулись и многие бывшие его сотрудники, имеющие уникальный опыт экономической работы в военное и послевоенное время. Только опираясь на такие кадры стало возможным довольно в сжатые сроки наладить слаженную деятельность Госплана в целом.
С именем Косыгина связано не только восстановление старой структуры Госплана. По его инициативе в стране в 1965 году проводилась экономическая реформа. Было признано, что основными недостатками сложившейся хозяйственной системы являются слабое развитие инициативы предприятий, формальный характер хозрасчета, малая заинтересованность работников в эффективности своего труда, недостаточное использование экономических рычагов планирования.
Учитывая сложность предстоящей реформы и необходимости скорейшей подготовки всего комплекса связанных с ней проблем для обсуждения на предстоящем Пленуме ЦК, Косыгин еще в начале 1965 года сформировал и разместил в Кремле группу специалистов различных ведомств и ученых-экономистов, освобожденных от текущей работы. Эта группа готовила предложения к проекту постановления ЦК КПСС и Совмина. Госплан также разработал целый пакет документов, над которыми работала специально созданная комиссия.
На сентябрьском (1965 года) Пленуме ЦК КПСС А.Н. Косыгин выступил с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». Согласно плану проведения реформы, получившей в дальнейшем «Косыгинской», 43 предприятия переводили на новую систему с тем, чтобы, накапливая опыт, постепенно увеличить число таких коллективов. Начали с предприятий легкой и пищевой промышленности, имея ввиду в дальнейшем перевести на новые условия остальные отрасли.
Байбаков: «Перестройка руководства промышленности по отраслям, постепенное внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования позволили бы полнее использовать внутренние резервы, повысить эффективность производства, и, значит обеспечить более высокие темпы роста производства продукции. Но, к сожалению, до конца довести реформу Косыгин так и не смог по ряду причин, одной из которых – и главной, на мой взгляд, являлось отсутствие поддержки со стороны большинства членов Политбюро.»
Однако, несмотря на в целом прохладное отношение к реформе части членов Политбюро, ряд мероприятий, проведенных в то время имел важное значение: существенно возросли права предприятий, сократилось число плановых показателей, стал учитываться фактор роста прибыли, повысилась материальная заинтересованность в результатах труда за счет введения годовых премий и общего увеличения премий из фонда поощрения, формируемого из прибыли.
Оценивая реформу 1965 года, следует отметить, что она не коснулась в должной мере основного фактора интенсификации производства – научно-технического прогресса, а ограничилась мобилизацией ресурсов, лежащих на поверхности. Да, тогда официально покончили с «валом», за основу планирования взяли объем реализуемой продукции, стали стимулировать высокое качество, повысили роль договоров о поставках продукции. Однако необходимых условий для устойчивого и динамичного подъема производства на основе технического прогресса не создавали. В остальном же все оставалось по-старому, с использованием старой техники и тех же принципов.
Байбаков: «Так в чем же причина неудачи реформы? Единственной причины, считаю нет. Прежде всего, неправильно был решен вопрос о разграничении функций государства, его центра, с одной стороны, министерств и республик – с другой. На практике это привело к тому, что средства, доходная часть бюджета ушли на предприятия, а расходы остались за государством. И план первого года реформы нес в себе этот недостаток: финансы были сбалансированы нормально, а госбюджет свести без дефицита за счет текущих средств не удалось.
Проанализировав состояние отраслевой экономики, Косыгин пришел к выводу, что предоставив предприятиям право свободно маневрировать ресурсами, мы не сумели наладить должный контроль за их использованием. В итоге заработная плата росла быстрее, чем производительность труда. Пришлось пойти на временное, как нам казалось, заимствование средств для покрытия расходов госбюджета из доходов предприятий. Но. позаимствовав один раз, остановиться уже не смогли…»
Откровенно говоря, в этом в немалой степени был повинен и Госплан, а также Минфин СССР: Не все предусмотрели, не все продумали и взвесили, как надо.
И все же, нельзя говорить, что усилия организаторов реформы 1965 года были напрасными.
Вспомним, 1967 год. Тогда начался переход совхозов на хозрасчет, на новую систему планирования и стимулирования были переведены все виды транспорта. В 1969 году было принято решение о капитальном строительстве, переходе его на новые виды стимулирования. Так накапливался драгоценный опыт работы в новых условиях, опыт практической работы. Тогда появилось много толковых специалистов, которые пошли дальше, подготовили условия для последующих преобразований.
Вместе с тем, перестройка системы планирования и экономического стимулирования в 1966–1967 годах оказала положительное влияние на развитие экономики в целом, что обеспечило успешное завершение восьмой пятилетки. Она стала самой динамичной не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Главный ее итог – развитие всей экономики государства более высокими темпами, чем в предыдущей и последующих пятилетках.
Экономические показатели следующей, девятой, пятилетки оказались скромнее. Сказался неурожай 1972 года. Однако в этот период началось интенсивное освоение восточных районов страны, развивались такие крупные хозяйственные комплексы, как Западно-Сибирский, Саянский. Началось освоение Дальнего Востока, строительство БАМа. В сельском хозяйстве создавались условия для развития комплексной механизации земледелия и животноводства, а также химизации сельского хозяйства, мелиорации земель…
Важнейшим фактором роста общественного производства в новой пятилетке стало повышение его эффективности, но все же задания пятилетнего плана по росту производительности труда все же оказались недовыполненными. А это означало, что плохо внедрялись новая техника и технологии, прогрессивная организация труда.
К сожалению, так и не удалось достичь соответствия между доходами населения, рост которых был близок к плановым показателям, и предложением товаров в связи с большим недовыполнением плана по розничному товарообороту. Платежеспособность населения превысила объем товарных и платных услуг.
К концу пятилетки положение в экономике еще более осложнилось, особенно в сельском хозяйстве из-за трехлетней засухи (1972, 1974, 1975 годы).
Учитывая складывающуюся обстановку, Госплан подготовил специальный доклад, где давался объективный анализ состояния экономики, перспективы ее развития, а также были сформулированы и обоснованы принципиальные предложения. Отмечалось, что страна жила не по средствам – тратилось больше, чем производилось. Шло неуклонное нарастание зависимости от импорта многих товаров, в том числе стратегических. Доклад был направлен в ЦК КПСС 30 марта 1975 года.
Байбаков:»К сожалению, поставленные нами серьезные вопросы не получили никакого практического отклика у властей, а реализация ряда неотложных мер по устранению недостатков в экономике захлебнулось. Более того, на заседании Политбюро 2 апреля 1975 года Брежнев вдруг встал и заявил: — Товарищи, вот Госплан представил нам материал. В нем содержится очень мрачный взгляд на положение дел. А мы столько с вами работали. Ведь это наша лучшая пятилетка.
После этой полускрытой похвалы самому себе он чуть не расчувствовался и сел. Его тут же начали успокаивать, говорили : «Действительно перегнули», «Да чего там! Пятилетка вон как идет». Кириленко, Подгорный, другие неодобрительно поглядывали в мою сторону. Фраза «лучшая пятилетка» стала крылатой. Печать, радио объявили ее по всей стране! А если лучшая, то нет недостатков и говорить о них незачем. А ведь, если бы тогда руководство государства серьезно отнеслось к обозначенным нами проблемам и приняло своевременные меры можно было бы помешать развитию многих негативных тенденций и последующих провалов в экономике.»
Одним из самых серьезных аспектов в работе Госплана СССР всегда оставалось всесторонее развитие внешнеэкономических связей. В обязанности Председателя Госплана входило помимо всего прочего содействие развитию экономических связей со странами социалистического Содружества: Польшей, Чехословакией, ГДР, Румынией, Монголией, Вьетнамом, Кубой…
О том, каких результатов удалось добиться во внешнеэкономической сфере свидетельствуют следующие цифры:
За 1960–1985 годы внешнеторговый оборот страны вырос с 10 до 148,5 миллиардов рублей, то есть увеличился более чем в 14 раз. В 1985 году торговля осуществлялась успешно и динамично почти со всеми странами мира.
И это произошло не случайно. При разработке пятилетних планов, перспективных программ всей экономики и отдельных отраслей одно из главных мест отводилось внешней торговле. Внешнеэкономические связи активно помогали ускорению научно-технического прогресса, росту производительных сил страны, развитию таких наиболее перспективных направлений экономики, как электроникка и информатика, машиностроение, автомобилестроение, черная и цветная металлургия, химическая, нефтяная и газовая индустрия, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство и др.
Конечно, внешняя торговля позволяла облегчить продовольственное снабжение страны, повышать благосостояние народа, обеспечивала сельское хозяйство и промышленность отдельными видами сырья и материалов.
Руководство страны уделяло большое внимание внешней торговле. Так, в 1973 году, когда начался резкий рост цен на наши основные экспортные товары (нефть, нефтепродукты и природный газ) Алексей Николаевич Косыгин на совещании руководителей Госплана, Министерства внешней торговли и отраслевых министерств предложил направить в первую очередь дополнительно свободно конвертируемую валюту на закупку западного комплектного оборудования для создания новых производств. Большая часть этих средств была выделена на строительство КАМАЗа.
Назовем лишь главнейшие предприятия, которые начали работать на импортном оборудовании:
Ленинградский завод по производству 10 тысяч в год программных устройств, Оскольский электрометаллургический комбинат по производству 1,5 миллиона тонн высококачественной стали и проката методом прямого восстановления железа, Волжский автомобильный завод, Ижевский автомобильный завод, Уфимский моторостроительный комбинат, завод по производству оборудования для атомных станций «Атоммаш», список можно продолжать и дальше.
Было закуплено импортное оборудование для выпуска комбайнов нового типа на заводе «Дон», а также на заводе по производству холодильников «Минск».
В нефтяной и газовой промышленности – газокомпрессорное оборудование, арматура, шаровые краны, трубы большого диаметра, система управления и другое оборудование для газопровода Уренгой-Помары-Ужгород.
За счет строительства новых и реконструкции действующих предприятий с использованием закупленного оборудования производство минеральных удобрений выросло с 1960 по 1985 года с 3.3 миллионов до 33 миллионов тонн.
Налаживалась тесная кооперация с фирмами из западных стран. Так в 1985–1986 годах компаниями Италии и Финляндии были построены «под ключ» четыре завода по производству обуви мощностью по 2 миллиона пар в год, две фабрики по производству верхнего трикотажа. Так что пресловутые нефтедоллары не были проедены зря.
Байбаков: «В годы работы Председателем Госплана СССР мне приходилось много заниматься проблемами научно-технического прогресса, без учета которых невозможно хозяйственное планирование. Меня всегда привлекала новая техника и технология, поиск прогрессивных решений, повышающих уровень производства. Конечно, условия моей работы в нефтяной отрасли и в Госплане были совершенно различные, там лишь одна отрасль, в Госплане – все народное хозяйство, которое пришлось изучать с первых шагов, искать в каждой отрасли главное звено, не забывая при этом о новых технологиях, способных обеспечить ускоренное развитие экономики в целом.
Мне посчастливилось в разное время встречаться с тремя президентами Академии наук СССР — академиками А.Н. Несмеяновым, М.В. Келдышем, А.П. Александровым. Это мировые научные величины, внесшие громадный вклад в развитие советской и мировой науки. Надо сказать, что деловые связи Госплана с Академией особенно упрочились после избрания ее президентом А.П. Александрова. С АН СССР, а также с Госкомитетом по науке, Председателем которого в 1980–1985 годах был Г.И. Марчук, мы вместе разработали более 170 комплексных программ……
…Мог ли я раньше подумать, что жизнь моя, столь цельно и полно отданная единой государственной идее и общей цели, вдруг, как бы в одно мгновение, расколется на две части? Что все сделанное нами и мной, в том числе будет объявлено ложным и неправильным? А то, что мы считали исторически отжившим себя, окажется в устах перевертней от партии передовым и целью чуть ли не всего человечества?
Поэтому в своей 66-летней трудовой деятельности я выделяю два периода работы: до 1985 года и после 1985 года, в так называемый период перестройки.
И вот — перелом, переворот. Вторая часть моей жизни, в которой живу ныне вместе с оклеветанным поколением людей, создавших почти с нуля лучшую в мире экономику, лучшие самолеты, космические ракеты, социальную защиту людей. Мы по многим показателям занимали первое место в мире – по добыче нефти и газа, выплавке стали, производству ряда видов оборудования, научным открытиям, искусству. И теперь в черном дне моей Родины – моя горечь и моя обида: со второго места в мире по общим показателям мы скатились на 13 место, и всего за 5-7 лет! Как же это могло случиться?
В апреле 1985 года я голосовал вместе со многими за предложение М.С. Горбачёва реформировать экономику, ускорить социально-экономическое развитие страны, так как в этом виделась перспектива ликвидировать негативные явления, накопившиеся в годы «правления старцев».
С 1985 года, уйдя на пенсию, до 1988 года Н.К. Байбаков работал Государственным советником при Президиуме Совета Министров СССР.
С 1988 года он трудился в Институте проблем нефти и газа Российской Академии наук и Минобразования России, являлся председателем нефтегазовой секции Научного совета по комплексным проблемам энергетики Российской Академии наук и вице-президентом Международной топливно-энергетической ассоциации.
Нефтяники и газовики по праву считают Николая Константиновича родоначальником отечественной нефтяной и газовой промышленности, ведущим специалистом и организатором работ в области освоения нефтяных и газовых месторождений, создания современных и высокоэффективных способов добычи и переработки нефти.
Он до последних дней своих отдавал все силы, знания, опыт решению проблем топливно-энергетического комплекса страны, более полного использования нефтяных и газовых недр, а также разработке ряда целевых проектов и версий межгосударственной долгосрочной энергетической политики, которая направлена на достижение устойчивого и эффективного развития энергетики.
Николай Константинович Байбаков – доктор технических наук, он автор около 200 научных трудов и публикаций, особо актуальных для производственной практики, по комплексному решению проблем разработки нефтяных и газовых месторождений. Автор мемуаров «Сорок лет в правительстве» (М.1993), «От Сталина до Ельцина» (М.1998), «Моя родина — Азербайджан» (М. 2001).
Он всегда был на стороне нового. При его непосредственной поддержке была оказана помощь выдающимся врачам, разработавшим уникальные технологии в своей сфере. Это: известный психиатр, нарколог, психотерапевт А.Р. Довженко, офтальмолог с мировым именем С.Н. Фёдоров и другие.
В 1997 году по инициативе Международной топливно-энергетической ассоциации и группы энергетиков создан Межрегиональный общественный Фонд содействия устойчивому развитию нефтегазового комплекса имени Н.К. Байбакова.
Имя Н.К. Байбакова по инициативе коллектива предприятия «Кубаньгазпром» присвоено теплоходу, который сошел со стапелей завода «Красное Сормово» в мае 1995 года. За три года плавания в Азовском, Чёрном и Средиземном морях теплоход «Николай Байбаков» перевез более 400 тысяч тонн груза.
Н.К. Байбаков — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награжден шестью орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами «Слава», «Независимость» (Азербайджан), многими медалями СССР, а также наградами зарубежных государств. На шести съездах КПСС он избирался членом Центрального Комитета партии, являясь депутатом Верховного Совета СССР 7 созывов. Был президентом Общества российско-азербайджанской дружбы. Почётный гражданин города Ишимбая (Башкортостан).
В марте 2011 года самолету Ту-154М (бортовой регистрационный номер RA-85056) авиакомпании «ЮТэйр» присвоено имя Николая Константиновича Байбакова. Далее это почётное наименование перешло к самолету Boeing 737-800 (регистрационный номер VQ-BJG) той же компании).
В 2010 году ОАО «Сургутнефтегаз» открыл, а в 2013 году ввёл в эксплуатацию месторождение имени Н.К. Байбакова.
Байбаков:»Вы спросите, как себя чувствует человек, ушедший с государственного поста на пенсию? Каково его психологическое состояние?
Состояние – двойственное. С одной стороны, умиротворенность: уже не нужно мучительно раздумывать о том, кому передать дело, как найти достойного преемника и самому уйти на покой, отдохнуть. наконец, спокойно, без тягостных дум и переживаний, заняться собственным здоровьем. А с другой стороны – обида и недоумение –ты полон сил и желаешь делать еще лучше свою работу, а с тобой расстались легко, словно ждали, когда избавиться. И от такого поворота в личной жизни, и от сложившейся в стране ситуации направленного хаоса и межнациональных распрей – душевная подавленность. Поэтому я решил в меру своих сил и возможностей работать, помогать опытом и советом, приносить посильную помощь нашему государству. В этом я вижу смысл своей жизни.»
(С 1993 года возглавил Общество российско-азербайджанской дружбы. Главный научный сотрудник Института проблем нефти и газа РАН. Председатель нефтегазовой секции Научного совета по комплексным проблемам энергетики при Президиуме РАН. Почётный президент совета попечителей Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина. Председатель Наблюдательного совета Всероссийской ассоциации «Конференция независимых буровых и сервисных подрядчиков» — АСБУР. В рамках этой должности занимался развитием геофизики, бурения, бурового оборудования. Вице-президент Международной топливно-энергетической ассоциации.
В интервью 2004 года отмечал про себя: «я всегда был и остаюсь коммунистом». В феврале 2006 94-летний Байбаков выступил на «круглом столе» в Совете Федерации с анализом нынешнего состояния нефтяной отрасли России. В частности, выразил сожаление в связи с тем, что «сегодня 33 тысячи нефтяных скважин списано как нерентабельные, хотя в них остаются солидные запасы нефти». Его выступление было встречено бурными аплодисментами.(Википедия)).
Записка Путину осталась без ответа
— Наблюдать за тем, что происходит в нашей стране в последние годы, мне как начальнику Госплана, который руководил народным хозяйством СССР свыше двух десятков лет, очень обидно. У нас сейчас период разрухи. В советское время нефть и газ кормили нас и продолжают кормить. Но сейчас мы проедаем то, что приготовили до 1990 года. Это может привести к катастрофе. По этому поводу я написал записку президенту Путину. Еще год назад. — И что же Кремль? — Ни ответа, ни привета….(НИКОЛАЙ БАЙБАКОВ: ПОШЛА К ЧЕРТУ ЭТА ДЕМОКРАТИЯ!)
БАЙБАКОВ: Я РАБОТАЛ С ТРЕМЯ ГЕНИЯМИ — ВОЗНЕСЕНСКИМ, КОСЫГИНЫМ И СТАЛИНЫМ
— Николай Константинович, как вы с высоты своего опыта можете объяснить, почему Сталин не боялся ставить молодежь на высокие и ответственные посты? Вспомним — Шверник, Косыгин, Вознесенский…
— Потому что он верил в молодежь. У молодых хорошо работает голова на плечах. Но, как известно, в молодости, без опыта, допускается и много ошибок. Поэтому Сталин, назначая молодых на эти высокие посты, оказывал всяческое содействие им. Он внимательно следил за нашей работой. Если появлялись ошибки, то он прямо на них указывал. И мы, конечно, были очень осторожны, старались их не допускать.
Особенно Косыгин. С ним я проработал в качестве его заместителя 15 лет. Он сам, будучи молодым, воспитывал нас: «Если директор допустит ошибку — она будет стоить тысячи рублей, министр ошибается уже на миллионы, цена ошибки руководства правительства вырастает до миллиардов». Поэтому, прежде чем принимать какие-либо решения, он всесторонне изучал любую проблему, стоящую перед правительством. При Сталине мы знали, что за ошибки нас могут наказать, и, может, поэтому мы их не допускали. Потенциал молодежи имеет большое значение не только в формировании предложений, но и в их реализации.
— Николай Константинович, расскажите о ваших коллегах. Кто вам больше всего запомнился? — Работал со многими людьми. Обо всех и рассказать невозможно. Но из всех, с кем довелось работать, пожалуй, выделю трех человек — самых, на мой взгляд, гениальных. Это Вознесенский, Косыгин и, конечно, сам Сталин.
Н.К. Байбаков скончался в 2008 году от пневмонии. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Лейтенант артиллерии Н.К. Байбаков
Нарком нефтяной промышленности. Баку, 1947 г.
Байбаков Н.
Подгорный вручает награду Н.К. Байбакову. 1971 г.
В своем рабочем кабинете в Госплане СССР. 1982 г.
В своем рабочем кабинете в Институте проблем нефти и газа. 1997 г.
Лит.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.
БАЙБАКОВ Николай Константинович (1911-2008) // http://www.biograph.ru/index.php/galery/67-baibakov
БАЙБАКОВ: Я РАБОТАЛ С ТРЕМЯ ГЕНИЯМИ — ВОЗНЕСЕНСКИМ, КОСЫГИНЫМ И СТАЛИНЫМ // https://www.liveinternet.ru/users/2858488/post214633071/