Михаил Петрович Лазарев (1788—1851) — флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), ученый, первооткрыватель Антарктиды и исследователь Антарктики; в 1813-1825 годы совершил 3 кругосветных плавания, командуя кораблем «Суворов» (1813-16), шлюпом «Мирный» (1819-1821) и фрегатом «Крейсер» (1822-1825); Наиболее крупной явилась экспедиция 1819-1821 годов под руководством Беллинсгаузена; с 1832 г. — начальник штаба Черноморского флота, в 1833— 1851 гг. — главный командир Черноморского флота и портов Черного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева; в феврале — июне 1833 г. возглавлял Босфорскую экспедицию русского флота, в результате которой был подписан Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. Воспитал плеяду талантливых флотоводцев (П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В.И. Истомин и др.).
Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их — Анна Андреевна Якоби. В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х. А. Ливена от 6 февраля этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус. 20 февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование. Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса.
3 июня 1803 г. М.Лазарев был произведен в гардемарины, а 7 июня того же года после прохождения практики на корабле «Ярослав» был отправлен, вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот (ему было 15 лет). 8 января 1806 г. М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.В мае 1808 г. был произведен в мичманы — первое офицерское звание. 6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808—1809 и Отечественной войне 1812.
Первая русская антарктическая экспедиция
В 1819 г. под руководством капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллингсгаузена, была снаряжена с научной целью экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана. В ее состав вошли шлюпы «Восток», под командой Ф. Беллингсгаузена, и «Мирный», под командой М.Лазарева (назначен командиром был 27 марта 1819 г.). Экспедиция вышла из Кронштадта 15 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 5 августа 1821 г., совершив свыше 49500 миль плавания и пробыв в походе 751 день из них 527 под парусами. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Экспедиция побывала в водах, еще никем не посещенных, и довольно долго после нее ни одно судно не приближалось так близко к южному полюсу, как русские шлюпы «Восток» и «Мирный». 28 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли первый раз к Антарктиде. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе. Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа 1821 г. М.Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части света — Антарктиды. По возвращении М.Лазарев 17 августа 1821 г. был произведен через чин в капитаны 2 ранга и, кроме того, ему была сохранена пенсия в качестве добавочного денежного оклада по чину лейтенанта, в каком он был в плавании.
Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.
Командование фрегатом «Крейсер»
В 1822 году марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарев благополучно возвратился 17 августа 1825 г. По возвращении он был произведен 13 сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.
Командование Черноморским флотом
В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового линейного 74-х пушечного корабля «Азов».В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море. В период с 20 августа по 18 октября отдельная эскадра (в том числе и «Азов») под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход по маршруту: Портсмут — Палермо — Мессина — остров Занте — Наваринская бухта.
20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда. «Азов», которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии «Азова». За Наваринский бой линейный корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж удостоились высшей награды — кормового георгиевского флага. М.Лазарев 22 декабря 1827 г. был произведен в контр- адмиралы за «отличие».
В период последующей русско-турецкой войны 1828 — 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После успешного завершения войны и заключения Адрианопольского мира, он, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт без захода в иностранные порты. В 1830 — 1831 гг. Лазарев — активный участник Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом. С 1832 г. — начальник штаба Черноморского флота. В 1833 г. Николай 1 решил прийти на помощь турецкому султану, против которого восстал египетский паша, и Михаилу Петровичу было поручено возглавить экспедицию черноморской эскадры в Босфор. Произведенный в вице-адмиралы, Лазарев решительными действиями с моря и десантами помог Константинополю; в результате Россия на двадцать лет получила мирные отношения с Турцией.
После возвращения с Босфора Лазарев сменил адмирала А.Грейга на посту главного командира Черноморского флота и оставался в этой должности 18 лет, до конца своей жизни, С 1843 г. — адмирал. Неутомимый и честный труженик, глубоко преданный морскому делу, он все силы употребил для укрепления южных морских рубежей России. Приезжавший в Севастополь Николай I был доволен деятельностью командира Черноморского флота; по воспоминаниям Истомина,'»похвалам его не было меры»
В 1831—1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов. С 22 мая по 14 сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды.
С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.
М.Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. В октябре 1842 г. была завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей».
22 октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском. Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.
Ему Севастополь обязан благоустройством Графской пристани, созданием новых улиц, парков. Морской библиотеки. Привязанный к административной деятельности, адмирал сердился: «Весьма часто случаются дни, в которые сижу за проклятыми бумагами по 12 и даже 14 часов». Обучая моряков, адмирал воспитывал у них любовь к военно-морскому делу, развивал дух состязательности и соревнования среди экипажей кораблей. Под руководством Михаила Петровича осуществлялись экспедиции Черноморского флота и поддержка с моря русской политики умиротворения и присоединения Кавказа, по развитию и укреплению береговой линии России на Черном море.
Однажды Лазарев был в Петербурге на приеме у Николая I, и после обсуждения дел царь предложил адмиралу остаться пообедать с ним. «Не могу, государь, — ответил Лазарев, — я дал слово обедать сегодня у адмирала Г.» (который был в немилости при дворе). Вытащив толстый хронометр, Михаил Петрович сказал: «Опаздываю», попрощался и быстро вышел. Зашедшему минутой позже А.Ф.Орлову царь, почесывая лоб, сообщил: «Представь себе: в России есть человек, который не захотел со мной отобедать!» Но царь любил адмирала-труженика, о чем свидетельствовало последовательное награждение его высшими отличиями до ордена святого Андрея Первозванного включительно.
В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.
Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, все трое его ученики. В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853—1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.
Увековечивание памяти
Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 г. учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее Золотым нагрудным знаком Морского собрания. По своим личным качествам Лазарев отличался исключительной честностью, безукоризненностью в исполнении приказов, заботой о личном составе и кораблях.
Лазарев Михаил Петрович, Адмирал. Портретная галерея русских деятелей. В 2-х т. Э. Мюнстера, 1864-1865. Т. 1 : 100 портретов. — 1865. — [10] с., 100 л. портр., 124 с.
Лит.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 272.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. М. 1997.