Андрей Васильевич Хрулёв (1892 — 1962) — член ВКП(б) с 1918 года. Генерал армии (1943). В 1928—1930 зам. нач-ка политуправления Моск. воен. округа. В 1930—39 нач-к Центр, военно-финанс. управления, финанс. отдела и Управления делами НКО, нач-к строительно-квартирного управления РККА, Киевского окружного военно-строит. управления, Главвоенстроя при СНК СССР. С окт. 1939 нач-к управления снабжения, а с авг. 1940 гл. интендант Сов. Армии. Во время Великой Отечеств, войны с авг. 1941 зам. наркома обороны СССР — нач-к Гл. управления тыла Сов. Армии, одновременно с февр. 1942 по апр. 1943 нарком путей сообщения СССР, с мая 1943 нач-к Гл. управления тыла, а с июня нач-к Тыла Сов. Армии. В ходе войны внёс большой вклад в дело развития и совершенствования тылового обеспечения действующей армии, умело объединял и направлял усилия тыла, всех видов транспорта на непрерывное мат.-техн. обеспечение армии и флота. С марта 1946 нач-к Тыла Вооруж. Сил — зам. министра Вооруж. Сил СССР по тылу (с 1950 — зам. воен. министра). В 1951—53 зам. министра пром-сти стройматериалов СССР, в 1953—56 зам. министра автомоб. транспорта и шос. дорог СССР, в 1956—58 зам. министра стр-ва СССР. С апр. 1958 воен. инспектор — советник Группы ген. инспекторов Мин-ва обороны СССР.
Когда в Кремле проходил торжественный вечер по поводу Победы советского народа над фашизмом, и были произнесены все положенные по протоколу тосты в честь выдающихся полководцев войны, Сталин предложил наполнить бокалы и сказал: «Теперь нужен тост за подлинного полководца и великого труженика войны, без которого и не было бы этой великой победы. Выпьем за товарища Хрулёва».
Советская армия, эта огромная, сложная военная машина, непрерывно наносившая агрессору сокрушительные удары, действительно вдоволь снабжалась продовольствием, фуражом, горючим, обмундированием, боеприпасами, разнообразным военно-техническим имуществом — и это в условиях маневренной войны, при постоянно изменявшейся линии фронта! Количество раненых, полностью излечившихся в госпиталях и вернувшихся в строй, достигало 70% — величины, прежде неслыханной…
Родился в деревне Большая Александровка Ямбургского уезда Петербургской губернии, в многодетной семье кузнеца Василия Васильевича Хрулёва, который до переезда в деревню долгое время работал молотобойцем на заводах в Петербурге.В 1903 г. успешно окончил земскую школу. Но дальше учиться не довелось. Нужда заставила пойти на заработки в Петербург. Учеником, а затем подмастерьем проработал более одиннадцати лет в мастерской золотых дел мастера. В эти же годы окончил вечерние общеобразовательные курсы, а в 1911 г. – вечернюю школу казенных десятников. Затем поступил слесарем на Охтинский пороховой завод.
В тяжелые дни 1917 г. Андрей Хрулёв принимал участие в штурме Зимнего дворца, подавлении мятежа А.Ф. Керенского – П.И. Краснова, а в феврале 1918 г. был направлен в Могилевскую губернию для проведения агитационной работы. В марте того же года он вернулся в Петроград и вступил в ряды большевистской партии, до июня месяца проработал партийным организатором на родном заводе, затем был назначен председателем районного комитета революционной охраны. С марта 1918 г. Хрулёв – комиссар Пороховского районного комиссариата Петрограда. В августе 1918 г. добровольцем он вступил в ряды РККА и был зачислен красноармейцем в 1-й советский полк в Петрограде. В январе – августе 1919 г. – комендант революционной охраны Пороховского района Петрограда.
В конце 1919 г. А.В. Хрулёв был отправлен на юг страны на борьбу с белогвардейцами А.И. Деникина, в сентябре 1920 принимал участие в разгроме войск генерала П.И. Врангеля, в конце 1920 – начале 1921 сражался с вооруженными формированиями Н.И. Махно на Украине. В то время он уже занимал должности помощника начальника, а затем начальника политотдела 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии.
В конце февраля 1920 года А. В. Хрулев уже комиссар 2-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. Его личное мужество и организаторские способности высоко ценили и командарм С. М. Буденный, и член Военного совета К. Е. Ворошилов, которого А. В. Хрулев знал по подпольной работе еще с 1912 года.
После войны, с мая 1922 г., проходил службу в должности начальника политотдела и военкома 14-й кавалерийской дивизии Северо-Кавказского военного округа, с октября 1922 г. был военкомом 4-й кавалерийской дивизии, а с мая 1924 г. – командиром и комиссаром 44-го территориального кавалерийского полка 3-й кавбригады.
В 1925 г. он окончил Военно-политические Академические курсы высшего политсостава РККА. В аттестации на курсанта Хрулёва сказано: «Работает усердно. По военным предметам выявил знания военного дела и способности. В партийном отношении выдержан. Соответствует должности военкомдива и начподива». По окончанию курсов его назначают военным комиссаром 10-й кавалерийской дивизии Московского военного округа (МВО). В 1928–1930 гг. А.В. Хрулёв – заместитель начальника политуправления МВО. Однако особенно ярко его организаторский талант проявился на тыловой работе. С июля 1930 г. Андрей Васильевич начальник Центрального военно-финансового управления, с декабря 1934 г – финансового отдела, а с марта 1936 г. – Управления делами Народного комиссариата обороны.
В августе 1936 года он был назначен начальником строительно-квартирного управления наркомата обороны. Быстро освоил новое дело, развернул широкое строительство казарм, жилых домов для офицеров — готовилось развертывание Вооруженных сил на основе всеобщей воинской обязанности, и таких объектов требовалось превеликое множество, а также аэродромов для стремительно растущей авиации.
Мехлис обвинил Андрея Васильевича в участии в заговоре Тухачевского. Корпусный комиссар чувствовал, как сгущаются грозовые тучи, но, преодолевая тяжесть на сердце, работал еще больше, чем прежде. Но вот — отстранение от должности, вывод в резерв. Он ждал ареста, а получил… приказ возглавить управление военного строительства Киевского округа. — Скажите спасибо Ворошилову, — с пугающей откровенностью сказал Мехлис при встрече. — Он вас прикрыл и не дал мне поступить с вами так, как следовало бы поступить.
Быстро вырастали важные объекты военной инфраструктуры, дела, кажется, шли хорошо, но в начале сентября в кабинете корпусного комиссара прозвучал телефонный звонок. С. К. Тимошенко, в ту пору командовавший Киевским Особым военным округом, коротко передал приказ срочно прибыть в Москву. И ничего о причинах вызова. Опасения рассеялись только после встречи с К. Е. Ворошиловым. В Кремль они отправились вместе. — Есть намерение, — сказал Сталин, — создать управление снабжения Красной армии во главе с начальником снабжения и назначить на эту должность вас.
В 1936 – 1938 гг. он последовательно занимал должности начальника Строительно-квартирного управления РККА и Киевского окружного военно-строительного управления. На этой должности корпусный комиссар А.В. Хрулёв, как отмечалось в аттестации от 17 мая 1940 г., «…показал себя руководителем, тесно связанным с массами… умело направлявшим весь коллектив строителей на выполнение плана строительства по округу… Волевой руководитель, инициативный энергичный требовательный к себе и подчиненным».
В октябре 1939 г. А.В. Хрулёв приказом народного комиссара обороны № 04370 был назначен начальником вновь созданного Управления снабжения РККА.
Находясь в этой должности, он с энтузиазмом берется за выполнение возложенных на него обязательств, хотя изначально его должностные обязанности четко регламентированы не были. По воспоминаниям Андрея Васильевича, он проработал в указанной должности около полугода, не получив никаких инструкций по поводу того, что же должен делать начальник Управления снабжения, и не имея, в сущности, никаких полномочий.
Вообще ситуация в области организации тыла РККА в предвоенный период была критической, а система снабжения не отработанной. До начала военных действий 1941 г. тыловое обеспечение заключалось в снабжении войск по службам различными видами материальных средств, а также в санитарном, ветеринарном обеспечении, в организации перевозок железнодорожным транспортом. Управление устройства тыла Генерального штаба Красной армии выполняло функции по планированию накопления запасов. Управление снабжения, подчинявшееся непосредственно наркому обороны, ведало снабжением войск продовольствием, обозным и вещевым имуществом, а также контролировало квартирно-эксплуатационные вопросы, при этом строительное дело было выделено в управление, подчиненное непосредственно правительству. Управление военных сообщений, входившее в состав Генерального штаба, планировало и осуществляло перевозки войск и материальных средств, главным образом, по железной дороге. Управление снабжения горючим также замыкалось на начальнике Генерального штаба. Службы вооружения и технического обеспечения были разрознены по военным ведомствам. Такая разобщенность крайне негативно сказывалась на снабжении войск в мирный период и, тем более, во время ведения боевых действий. Указанное обстоятельство ясно дало о себе знать в период Советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Тогда снабжение действующих армий удалось наладить лишь в январе – феврале 1940 г. благодаря колоссальным усилиям А.В. Хрулёва.
(…с кем встретился новый начальник снабжения РККА сразу же после назначения на должность! С самим К. Е. Горецким, генералом царской армии и главным интендантом в годы Первой мировой войны! Андрей Васильевич внимательно слушал советы корифея, оказавшегося полностью в русле требований современной войны. Более того, добился зачисления его научным консультантом в штат управления. Бывало, они часами засиживались в кабинете. Горецкий помогал решить тот или иной запутанный вопрос, рассказывал об истории тыла русской армии. Сам же Андрей Васильевич при каждом удобном случае раскрывал книги своего научного консультанта, а также Ф. А. Макшеева, Н. Н. Янушкевича и других знатоков интендантской службы. Теория тыла постигалась в ходе напряженной работы — опасность подбиралась к границам СССР все ближе и ближе.
Изучив опыт организации интендантской службы в царской армии, Андрей Васильевич склонялся к необходимости введения должности Главного интенданта РККА. Круг вопросов, подлежащих ведению главного интенданта старой русской армии, включал в себя продовольственное, обозно-вещевое снабжение, квартирно-эксплуатационное довольствие, связанные с этим финансовые вопросы, а также обеспечение армии горючим. А.В. Хрулёв говорил о необходимости централизации функций органов снабжения, а также о предоставлении Главному интенданту РККА права издания руководящих документов, максимально расширив этим его полномочия.
В феврале 1940 г. состоялась XVIII партийная конференция, одной из важнейших задач которой, стало укрепление тыла и боеспособности Красной армии. После долгих дискуссий по поводу введения должности Главного интенданта, А.В. Хрулёв был назначен на нее в августе 1940 г. Он сразу же распорядился об учреждении должностей интендантов военных округов.
В первой половине 1941 г. А.В. Хрулёв организовал масштабную инвентаризацию военного имущества, находящегося в войсках. Под его руководством были разработаны новые нормы вещевого и продовольственного снабжения. Главный интендант уделял большое внимание созданию запасов имущества на случай войны и их правильному размещению. Так, при рассмотрении в правительстве вопроса о том, где сосредоточить мобилизационные запасы, Л.З. Мехлис настаивал на их накоплении в приграничных районах. А.В. Хрулёв говорил о необходимости их размещения за Волгой. И.В. Сталин принял точку зрения Л.З. Мехлиса, что послужило причиной беспорядочности в деле снабжения в самом начале Великой Отечественной войны.
С момента вступления А.В. Хрулёва в должность Главного интенданта РККА, дело централизации снабжения армии постепенно, но уверенно начало сдвигаться с мертвой точки. Организация централизованного управления тылом проводилась путем проб и ошибок, которые были практически устранены в начальный период Великой Отечественной войны.
Одной из причин сложности решения данной задачи служило взаимное непонимание в вопросах организации тыла между Андреем Васильевичем и Г.К. Жуковым, который был сторонником того, что вопросы снабжения армии необходимо сконцентрировать в Генеральном штабе. Большого труда стоило А.В. Хрулёву переубедить генерала. Он апеллировал к тому, что штаб должен заниматься оперативной работой, в том же случае, если в центральном органе военного управления будут сосредотачиваться снабженческие функции, поражение в войне неизбежно. Находясь в должности Главного интенданта, А.В. Хрулёв совместно со своим аппаратом подготовил предложения по реорганизации тыловых структур.
(Не выдержало испытания и управление службами тыла. По довоенным взглядам осуществлять его должны были общевойсковые штабы, но те, перегруженные своими прямыми обязанностями, оказались не в состоянии распутывать еще и сложные узлы военно-хозяйственной работы. Требовалась срочная перестройка как системы управления, так и всей организационной структуры тыла Красной армии.
Генерал Хрулев, ставший в июле 1941 года, кроме того, и заместителем наркома обороны СССР, к ее проведению был готов. Ни долгие беседы с К. Е. Горецким, ни глубокое постижение опыта тылового обеспечения русской армии от войн далекого прошлого до последних военных конфликтов не прошли для него даром. Свои тщательно продуманные предложения он изложил А. И. Микояну, ведавшему в Государственном комитете обороны вопросами снабжения армии. Тот немедленно сообщил о них Сталину, и уже на следующий день последовало поручение Верховного главнокомандующего о подготовке проекта соответствующего решения.
Работа, в которой участвовали офицеры Генерального штаба и лучшие специалисты тыла, закипела. Вскоре проект постановления Государственного комитета обороны об организации тыла Красной армии на военное время был готов. Сталин подписал его 30 июля, сразу же по представлении. А чуть позже, в августе, он подписал приказ об организации Главного управления тыла Красной армии, управлений тыла фронтов и армий.
Теперь генерал Хрулев ведал организацией тыла Красной армии, его устройством, перевозками войск и пополнений, подвозом всех видов материальных средств фронтам, эвакуацией раненых и больных. Свою работу он вел в тесном контакте с А. И. Микояном, возглавлявшим Комитет продовольственно-вещевого снабжения Красной армии, и его заместителем А. Н. Косыгиным
Вскоре была установлена стройная система снабжения войск вооружением, боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными материалами, техническим и многими другими видами военного имущества. Оперативно решались вопросы подвоза, организовывалась эвакуация раненых и больных.
Андрей Васильевич не забывал ни об охране тыловых районов, ни о восстановлении негодного или использовании трофейного имущества — все шло в дело. В своей работе он постоянно опирался на штаб во главе с замечательным специалистом генералом М. П. Миловским и потому всегда, в любое время дня и ночи, знал, как обеспечены войска, как выполняются планы заказов и поставок промышленностью и сельским хозяйством. Точная и своевременная информация помогала принимать верные решения.
Тыл быстро набирал силу, выходил на расчетные возможности и даже перекрывал их, что позволило даже… прийти на помощь промышленным предприятиям, оказавшимся во время эвакуации в крайне сложном положении. Автомобильные части тыла доставляли предприятиям от поставщиков топливо, хлопок, шерсть, кожевенное и табачное сырье. Рабочие батальоны заготавливали для оборонных заводов дрова и торф, выполняли погрузочные работы, помогали в монтаже оборудования, расширении производственных площадей, выпуске повозок, фляг, котелков и многих других на войне совершенно необходимых изделий.
Андрей Васильевич не раз замечал: армия по природе своей является потребителем. Но в противном случае она могла бы остаться без достаточного количества крайне нужных средств, потребность в которых неуклонно росла.
Формировались новые соединения и части, в строй становились сотни тысяч народных ополченцев, и всех нужно было снабдить обмундированием, снаряжением, обеспечить регулярным питанием. В тяжелые дни битвы за Москву стараниями тыла в кратчайшие сроки завершилось формирование кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова, позднее отличившегося в сражениях. Тогда же Верховный главнокомандующий приказал А. В. Хрулеву выделить в распоряжение трех армий, сосредоточенных в районе столицы, по два автотранспортных и по одному гужевому батальону.
Легко сказать, но где взять автомобили? В резерве их нет.
Задача казалась невыполнимой и все же была решена. Генерал Хрулев тут же позвонил Косыгину, и с его разрешения офицеры автодорожного управления вместе с представителями районных советов депутатов провели рейд по гаражам и мастерским эвакуированных ведомств и предприятий, собирая оставшиеся из-за неисправностей машины, запасные части, резину. Немало брошенной автомобильной техники удалось найти также и на дорогах Подмосковья.
Всего лишь двое суток напряженной работы, и весь необходимый транспорт был собран. Правда, — вот беда, — практически каждая машина нуждалась в капитальном ремонте. Но Андрей Васильевич подготовил следующий ход заранее. По его приказу на Шлюзовой набережной уже был развернут авторемонтный завод, и в указанный срок автомобильные батальоны были готовы.
Верховный главнокомандующий изобретательность начальника тыла оценил и почти в те же дни по его рекомендации ввел обозначенные лимиты на расход войсками боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Сначала в Москву излился целый поток жалоб, но вскоре командующие и командиры поняли, что новая система отнюдь не ограничивает возможности войск, а всего лишь учит просчитывать их, заставляет бережно относиться к материальным ресурсам, накапливать необходимые средства для ответственных операций заблаговременно. Да и в самом деле, государство, даже при всех возможностях Советского Союза, бездонной бочкой отнюдь не является.
Москва готовилась к обороне основательно: одних только водозаборных скважин было оборудовано почти полторы тысячи. К счастью, применить их так и не довелось, а вот обводная железная дорога, еще в августе построенная по инициативе предвидевшего подобное развитие событий Хрулева, и тогда же реконструированный Московский железнодорожный узел сыграли в битве за столицу роль поистине исключительную.
Важным фактором победы в развернувшемся сражении стало теплое обмундирование. «Гитлеровцы, надеясь на молниеносную войну, оказались накануне холодов в летнем обмундировании, — говорил Андрей Васильевич руководителям текстильной промышленности на расширенном заседании у Косыгина. — Советский народ оденет свои войска в добротные шинели, полушубки, шапки и телогрейки. Все будут обеспечены валенками».
За этими словами стояли напряженный труд и решение сложнейших административно-хозяйственных задач, напоминавших длинные уравнения со многими неизвестными. Но миллионы комплектов зимнего обмундирования и теплых вещей, собранных населением, были вовремя доставлены войскам. А доставка материальных средств на войне — дело само по себе нелегкое.
Если связь часто называют «нервом армии», то пути подвоза и эвакуации вполне можно считать ее кровеносными сосудами. С чем, как не с губительными тромбами, заслуживают сравнения пробки на дорогах, особенно в период ведения важных операций? Генерал Хрулев размышлял об этом давно, ведь специальное постановление Государственного комитета обороны «Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах» появилось еще в июле 1941 года!
Главным врагом своевременного подвоза была распутица, надолго выводившая из строя грунтовые дороги. Она-то и вызвала заметное ухудшение снабжения на Волховском, Ленинградском, Калининском и Западном фронтах. И тут генерал Хрулев снова блеснул находчивостью, предложив сформировать гужевые транспортные батальоны.
— Вот новости! — сказал Верховный главнокомандующий. — В век техники и вдруг торба с овсом, повозочные, сани…
Но другого выхода не нашлось, и первые 76 гужевых батальонов по 250 повозок или саней в каждом были сформированы в рекордные сроки. Вскоре выяснилось, что лошадка выручает даже там, где подчас сдает и гусеничная техника. Москву засыпали просьбами о конных обозах, вслед за которыми появились формирования оленьих упряжек на Севере и верблюжьих — в прикаспийских степях, а в горах Кавказа прекрасно зарекомендовали себя… горно-вьючно-ишачьи роты.
В начале 1942 года Андрей Васильевич выехал на Волховский фронт, где сложилось тяжелое положение с эвакуацией раненых. Из-за отсутствия специальных санитарных поездов их нельзя было отправить для лечения даже в ближайшие области — Ярославскую, Ивановскую, Горьковскую…
Генерал Хрулев лично оценил обстановку на месте, установил, что в районе Боровичи можно разместить до 10 ООО госпитальных коек, и немедленно дал указание штабу тыла поставить необходимое медицинское оборудование. Распоряжение было исполнено четко и быстро, так что нужда как в эвакуации, так и в дефицитных санитарных поездах отпала сама собой.
На обратном пути Андрей Васильевич заехал в штаб Северо-Западного фронта, чтобы выяснить положение и нужды его войск. Командный пункт располагался в доме отдыха Ленинградского обкома ВКП(б), недалеко от Валдая. Было уже довольно поздно, когда Хрулев приехал туда и встретился с командующим, генералом П. А. Курочкиным.
Они беседовали, обсуждая насущные вопросы снабжения, и вошел член Военного совета А. М. Пронин. Он принес на утверждение решение военного трибунала по делу начальника тыла фронта генерала Н. А. Кузнецова. Главный интендант заинтересовался сутью вопроса. Оказалось, что Кузнецова обвинил в преступном отношении к обеспечению войск другой член Военного совета фронта, могущественный Н. А. Булганин. Трибунал ослушаться его не посмел и вынес приговор самый суровый.
— Николай Александрович Кузнецов — очень образованный генерал, добросовестный человек, трудолюбивый и исполнительный, — выразил недоумение Андрей Васильевич. — В чем конкретно его вина?
Командующий фронтом, подумав, отказался утверждать расстрельный приговор:
— Я Кузнецова под суд не отдавал и с трибуналом не разговаривал. А решение это пусть утверждает сам Булганин, который затеял дело.
Жизнь человека была спасена. Н. А. Кузнецова разжаловали. Позже он возглавил тыл армии, а затем отлично проявил себя на более высоких должностях и закончил службу в звании генерал-лейтенанта.
Булганин долго ругался, узнав, что расправа чужими руками с неугодным человеком не состоялась. Сам он, будучи политиком в гораздо большей степени, чем военным, протокол трибунала не утвердил, ибо прекрасно понимал, как опасно оставлять подписи на подобных документах. Так генерал Хрулев приобрел еще одного врага, столь же непримиримого и злонамеренного, как и Мехлис, но гораздо более изощренного, умеющего ждать своего часа. Чем конкретно не угодил ему Кузнецов, так и осталось тайной, известной только главному интенданту. Андрей Васильевич ее так и не открыл, разве что, сетуя, говорил о проблемах, которые нет-нет да и возникают у честных работников тыла из-за отказа удовлетворять сомнительные требования некоторых представителей командования и лиц, облеченных властью.
Впрочем, в ту пору мысли генерала Хрулева занимал не могущественный недоброжелатель, а кризис снабжения, нависший над осажденным Ленинградом. Организация снабжения города в целом была поручена А. И. Микояну, а решение практических вопросов Верховный главнокомандующий доверил начальнику тыла Красной армии. Андрей Васильевич отправился в Северную столицу.
— Что будем делать, товарищи? — спросил он собравшихся на совещание представителей командования Ленинградского фронта, руководства города и области.
Единое мнение было выработано скоро: транспортной авиацией ни в коем случае не пренебрегать, но главной артерией снабжения считать путь через Ладожское озеро.
Генерал Хрулев установил четкую систему контроля погрузки вагонов и движения грузов, отдавая предпочтение продовольствию. Особенно много сил приложил он к организации движения материальных средств по ледовой трассе через Ладожское озеро, «Дороге жизни», или, согласно официальным документам, «Военно-автомобильной дороге № 102».
Это был сложный организм — или аппарат — численностью в 19 тысяч человек. Четыре дорожно-эксплуатационных полка, стрелковый полк охраны, три мостостроительных, 9 автотранспортных и два авторемонтных батальона, 8 госпиталей — таков перечень лишь основных структур, входивших в его состав.
Дорожники непрерывно расчищали и ремонтировали трассу — временами авиация противника разрушала до 6 квадратных километров льда, — строили мосты, сооружали объезды, местами отводили трассу в сторону. Днем и ночью, в любую погоду, часто под ударами вражеских авиабомб непрерывным потоком более трех тысяч грузовых автомобилей везли в осажденный город то, в чем так нуждались его защитники, жители, продолжавшие работу предприятия.
В свою очередь блокадный Ленинград давал стране оружие и боеприпасы, уникальное оборудование для электростанций, ценный хирургический инструмент, сыворотки, вакцины, оборудование для госпиталей, в снабжении медицинским имуществом роль осажденного города была чрезвычайно велика.
Ледовая трасса действовала четко и бесперебойно, но с наступлением теплого времени года солнечные лучи сделают то, что оказалось не под силу гитлеровской авиации. Андрей Васильевич нашел выход и здесь. Он предложил построить 10 металлических барж и четыре железнодорожных парома грузоподъемностью по 1000 тонн каждый. Скептики уверяли, что это нереально. Однако задача была выполнена силами ленинградцев, ценой их героических усилий на судоверфях, причалах и пристанях, в цехах заводов и фабрик, в научно-исследовательских учреждениях и институтах.
Но сам по себе водный транспорт — еще не все, что требуется для обеспечения грузопотока. Требовалось строить пирсы с причалами, оборудовать пристани и подъездные пути, восстанавливать разрушенные шлюзы и плотины, очищать бассейн от мин и препятствий, создавать порты и организовывать их работу… Трудовой подвиг. Именно он позволил войскам Ленинградского фронта с честью выдержать тяжелые бои летней кампании 1942 года.
Водная артерия не утратила своего значения и позже, когда операция «Искра» была завершена, а блокада прорвана. Летом 1943 года суда доставили в город почти 80 тысяч тонн различных грузов; пригодились они также в ходе прокладки телефонного и 6 нитей силового кабеля для подачи в Ленинград электрического тока с Волховской ГЭС.
И все же возможности ледовой трассы зимой и водной артерии летом имели свои пределы. Как увеличить грузопоток для города и фронта? Да очень просто: использовать для доставки горючего не автомобили и баржи, а трубопровод!
Государственный комитет обороны принял соответствующее решение, возложив общее руководство строительством на А. Н. Косыгина, и работа закипела, — разумеется, при самом активном участии генерала Хрулева. Именно он помог найти и нужных специалистов, и сами трубы, причем на месте, в Колпино. Сложная задача решалась совместными усилиями фронта, представителей флота, соответствующих министерств и ведомств. Менее чем через месяц уникальное по тому времени сооружение было готово, и в осажденный город пошел непрерывный поток нефтепродуктов.(https://history.wikireading.ru/214181).
1 августа 1941 г. на основании Постановления Государственного Комитета Обороны от 31 июля 1941 г. был издан приказ народного комиссариата обороны № 0257, закрепляющий разработанную Главным интендантом организационную схему. С этого времени всем делом снабжения армии ведал начальник Тыла Красной армии, одновременно являвшейся начальником создаваемого при этом Главного управления тыла. На эту должность был назначен заместитель народного комиссара обороны А.В. Хрулёв. В ноябре 1942 г. ему было присвоено звание генерал-полковника интендантской службы. Он руководил тылом Красной армии на протяжении всей Великой Отечественной войны. При начальнике тыла существовал штаб. Ему подчинялись Управление военных сообщений, входившее ранее в состав Генерального штаба, Автодорожное управление, инспекторат, Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления.
Постановлением ГКО от 9 июня 1943 г. Главное управление тыла упразднялось и вместо должности начальника Тыла Красной Армии – начальника Главного управления тыла учреждалась должность начальника Тыла – заместителя наркома обороны. На эту должность вновь был назначен генерал А.В. Хрулёв. Подобная схема управления тылом сохранилась с некоторыми изменениями до конца войны, зарекомендовав себя весьма успешно.
Начальник Тыла Красной армии отвечал за организацию подвоза фронтам вооружения, боевой техники и всех видов материальных средств; прокладки и ремонта путей сообщения; доставки воинских пополнений фронтам; обеспечение эвакуации раненых и больных с территории военных действий, руководство санитарной и ветеринарной службами и устройство лечебных учреждений; строительство и распределение военных складов и баз между фронтами, военными округами и многое другое.
Под его непосредственным контролем были созданы полнокровные органы управления тылом, которые с момента их образования были вовлечены в активную деятельность на фронтах. Генерал А.В. Хрулёв лично проверял выполнение мероприятий по тыловому обеспечению всех фронтов и отдельных армий. Этого же он требовал от штаба Тыла и подчинённых ему довольствующих и обеспечивающих управлений, поддерживал постоянную тесную связь со всеми наркоматами и ведомствами, выполняющими заказы для нужд фронта. Зная в деталях положение дел в подчинённых службах и войсках, как начальник Тыла Красной армии, он принимал своевременные и правильные решения, сочетая интересы армии и народного хозяйства. При этом, расценивал обеспечение армии не только как хозяйственную снабженческую функцию, но и как оперативно-стратегическую задачу. «Военачальники-фронтовики с огромной благодарностью вспоминают внимание и заботу, с которыми относился А.В. Хрулёв к нуждам войск, его постоянное стремление обеспечивать действующую армию всем необходимым для боя и победы над врагом», – отмечал позднее Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко. С увеличением размаха проводимых операций тыл становился всё более подвижным и производительным. Например, сложные и ответственные задания выполнял тыл Красной армии в сражениях за Ленинград и Москву.
С началом ледостава на Ладожском озере начала действовать ледовая трасса – «Дорога жизни». Она сыграла главную роль в снабжении Ленинграда и Ленинградского фронта зимой 1941–1942 гг. В 1942 г. для подачи горючего осаждённому городу через Ладожское озеро был проложен трубопровод общей длиной 35 км. По нему были поданы сотни тысяч тонн нефтепродуктов. Органы тыла под руководством А.В. Хрулёва обеспечивали войска всем необходимым в ходе оборонительного сражения, подготовки контрнаступления и самого наступления Красной армии под Москвой. Изучив состояние тыловых служб в действующей армии, А.В. Хрулёв оперативно помогал устранять недостатки, выделял необходимые материальные средства и контролировал их доставку на фронт. Органы тыла в сложных условиях действовали с колоссальным напряжением, успешно обеспечивая снабжение наступающих войск.
В период Великой Отечественной войны Андрею Васильевичу поручались сложнейшие и наиболее важные участки. Так, в 1942–1943 гг. одновременно он выполнял еще и обязанности народного комиссара путей сообщения. Согласно воспоминаниям А.В. Хрулёва, в ночь на 25 марта 1942 г. он получил решение о назначении его народным комиссаром путей сообщения. Буквально сразу позвонил бывший нарком путей сообщения Л.М. Каганович, попросивший срочно приехать. Процедура передачи должностных полномочий длилась 15 минут. Такая срочность была продиктована необходимостью максимально четкого согласования деятельности довольствующих управлений, Управления военных сообщений и Наркомата путей сообщения, основными задачами которого являлись: координация перевозок, развитие дорожной сети и транспортного парка страны.
На должности Народного комиссара путей сообщения Андрей Васильевич, прежде всего, занялся приведением в порядок паровозного парка. Под его руководством были созданы паровозные колонны особого резерва Наркомата путей сообщения, которые использовались как дополнительные средства перевозки эшелонов и грузов.
А.В. Хрулёв часто выезжал войска в целях личного ознакомления с работой тыловых структур на местах. Примером инициативности начальника тыла может служить факт создания им комиссии в сентябре 1941 г. для проверки медицинского обслуживания и питания эшелонов красноармейцев, следовавших через Московский железнодорожный узел. Причиной создания комиссии послужило письмо, в котором сообщалось о серьезных недочетах в снабжении войск. По итогам проверки была издана Инструкция по обеспечению личного состава частей, следующих железнодорожными эшелонами.
Органы тыла, самоотверженная деятельность личного состава тыловых соединений, частей и учреждений во многом способствовали повышению боевой мощи Советских Вооружённых сил. Родина по достоинству оценила деятельность начальника Тыла Красной армии. В сентябре 1943 г. А.В. Хрулёв был награждён орденом Суворова 1-й степени, а в ноябре ему было присвоено воинское звание «генерал армии». Весь ход войны показал, что Тыл Красной армии вполне справился с возложенными на него огромными задачами. Так, в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 г. особо отмечалось: «В Великой Отечественной войне личный состав органов тыла – интенданты, дорожники, работники военных сообщений, службы снабжения, медики и ветеринары успешно справились с поставленными перед ними задачами по обеспечению фронта. Личный состав органов тыла достойно выполнил свой долг перед Родиной».
Огромную организационную работу А.В. Хрулёв осуществил по всестороннему обеспечению советских войск на Дальнем Востоке при подготовке и в ходе разгрома милитаристской Японии, по оказанию помощи народно-революционным силам и населению Китая и Кореи. Боевые действия советских войск проходили в Северо-Восточном Китае, Северной Корее, на Японском и Охотском морях, на острове Сахалин и Курильских островах. Общая площадь этого театра военных действий достигала 1500 тысяч кв. км. Здесь была слабо развита сеть железных и шоссейных дорог, что создавало большие трудности для наступления войск, а также для тыловых соединений, частей и учреждений. Несмотря на это, органы тыла центра, фронтов, армий, соединений и частей в короткий срок сумели осуществить огромную работу по подготовке театра военных действий, обеспечению перегруппировок и сосредоточению войск, созданию запасов материальных средств.
После войны А.В. Хрулёв продолжал руководить Тылом Советской армии. С марта 1946 г. он занимал должность начальника Тыла Вооруженных сил – заместителя министра ВС СССР по тылу (с 1950 г. заместителя военного министра).
В 1951–1953 гг. он являлся заместителем министра промышленности стройматериалов СССР. В октябре 1953 г. был уволен в запас, но продолжал занимать руководящие посты на гражданской службе. Так, в 1953–1956 гг. А.В. Хрулёв был заместителем министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, в 1956–1958 гг. заместителем министра строительства СССР. В апреле 1958 г. Андрей Васильевич был вновь возвращён в кадры Вооруженных сил и зачислен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Помимо обширной и плодотворной практической деятельности в период военной и гражданской службы, в число заслуг А.В. Хрулёва входит и ряд актуальных печатных работ по вопросам организации тыла и материально-технического обеспечения. Кроме вышеперечисленного, он являлся депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. За свои заслуги перед Родиной он награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й ст., медалями и иностранными наградами. Умер Андрей Васильевич 9 июня 1962 г., и, как один из видных государственных и военных деятелей, был похоронен на Красной площади.
Хрулёв о Сталине
А.В. Хрулев: «Сталин все стягивал на себя. Сам никуда не ходил. Приезжал, допустим, в четыре часа дня к себе в кабинет в Кремль и начинал вызывать. У него был список, кого надо пригласить. Раз он приехал, то сразу все члены ГКО вызывались к нему. Заранее никто не собирался. Он приезжал — и тогда Поскребышев начинал обзванивать тех, кто был нужен в данный момент…
Все члены ГКО имели в своем ведении определенные участки работы. Так, Молотов ведал танками, Микоян — делами интендантского снабжения, снабжения горючим, вопросами ленд-лиза, иногда выполнял отдельные поручения Сталина по доставке снарядов на фронт. Маленков занимался авиацией, Берия — боеприпасами и вооружением. Каждый приходил к Сталину со своими вопросами и говорил: я прошу принять такое-то решение по такому-то вопросу… А что такое Ставка? Это был Сталин, члены Ставки, начальник или помощник начальника Генерального штаба по оперативным делам и весь наркомат обороны… И в Ставке, и в ГКО никакого бюрократизма не было. Это были исключительно оперативные органы. Руководство концентрировалось в руках Сталина… Жизнь во всем государственном и военном аппарате была напряженная, режим работы был круглосуточный, все находились на своих служебных местах. Никто не приказывал, что должно быть именно так, но так сложилось. Стоило А.А. Новикову, командующему военно-воздушными силами, отдать приказ, в котором была такая преамбула: работать в те же часы, как Сталин, и Верховный тут же отреагировал: мало ли, что я так работаю. Сталин начинал и кончал работать в разные дни по-разному. Он мог один день прийти в 4 часа дня, а на следующий — в 8 часов вечера, мог кончить работу и в 4, и в 7 часов утра… Сталин подписывал документы часто не читая — но это до тех пор, пока вы себя не скомпрометировали. Все было построено на доверии. Стоило Сталину только убедиться, что данный человек — мошенник, что он обманул, ловчит, — судьба такого работника тут же решалась… Я давал Сталину тысячи документов на подпись, но, готовя эти документы, за каждой буквой следил… Если меня не вызывали, но было важное дело, я приезжал, заходил к Сталину в кабинет. И если шло какое-то заседание, то садился в ожидании подходящего момента. Меня ни разу не выгоняли. Да и никого не выгоняли».
Командный и политический состав 1-й Конной армии в станице Лабинской (слева направо): С.М. Буденный, О.И. Городовиков, Н.К. Щелоков, С.К. Тимошенко, А.В. Хрулев.
Хрулёв А.В. Генерал-лейтенант, нарком путей сообшения. Дата съемки: 1941-1942
Нарком путей сообщения А.В.Хрулёв за столом в рабочем кабинете. 1942
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин вручает А.В. Хрулеву
орден Суворова 1-й ст. 1943 г.
Лит.: ХРУЛЁВ Андрей Васильевич, материалы Советской военной энциклопедии
Мария Коневская. Хрулев Андрей Васильевич. Энциклопедия. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
Щукин Вадим Тимофеевич. Полководцы Великой Победы. Генерал армии А. В. Хрулев (https://history.wikireading.ru/214181)
Сталин Иосиф Виссарионович. Российское военно-историческое общество 100 великих полководцев (http://100.histrf.ru/commanders/stalin-iosif-vissarionovich/)