Александр Александрович Новиков (1900 — 3.12.1976) — член ВКП(б) с 1920 года, гл. маршал авиации (1944), в 1939 — 1940 гг. участвовал в советско-финляндской войне в должности начальника штаба ВВС Северо-Западного фронта. С 1940 командовал ВВС Ленинградского военного округа. Во время Великой Отечественной войны командовал ВВС фронтов, с 1942 г. — ВВС Красной Армии, был представителем Ставки Верховного Главнокомандования. После войны занимал ряд ответственных должностей в ВВС; В 1946 году осужден по «авиационному делу». 11 мая 1946 приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к 5 годам лишения свободы за «злоупотребления и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах» и «выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции». 12 февраля 1952 г. освободился из заключения. В мае 1953 амнистирован и восстановлен в ВВС. В 1953-55 командующий Дальней авиацией и одновременно в 1954-55 зам. главнокомандующего ВВС. С 1956 нач. Высшего авиационного училища Гражданского флота. Автор мемуаров «В небе Ленинграда» (1970).
Чтобы осудить Новикова, Шахурина и др. в 1946 году у правительственной комиссии и Военной коллегии суда были веские основания подтвержденные фактами, но уже после смерти И.В. Сталина потребовалось сделать из них жертв политических репрессий, вначале Л.П. Берии в 1953 году, а затем военной прокуратуре РФ в 2002 году.
Родился в деревне Крюково Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области). В 1918 году окончил Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию. Работал учителем в селе Пешево, рядом с родной деревней. В Красной Армии с 1919 года. После призыва был направлен для прохождения службы в 27-й запасной Приволжский полк, дислоцировавшийся в г. Нижний Новгород. В феврале 1920 года Новиков был направлен для учёбы на командных курсах, после окончания, который в июне того же года назначен командиром взвода 22-го запасного пехотного полка. В том же 1920 году Новиков стал членом ВКП(б).
В июле 1920 года молодой командир был переведён в 7-ю Армию, которая вела боевые действия с интервентами и белогвардейцами в составе войск Северного фронта. Здесь он возглавлял разведку 384-го стрелкового полка, исполнял обязанности адъютанта 127-й стрелковой бригады и помощника начальника разведки 128-й стрелковой бригады и 43-й стрелковой дивизии. В марте 1921 года принимает участие в подавлении контрреволюционного мятежа в Кронштадте.
В ноябре 1921 года Новиков поступает на пехотные курсы «Выстрел», которые успешно заканчивает в августе 1922 года. после окончания курсов он направляется для дальнейшего прохождения службы в Закавказье, где последовательно исполняет должности помощника командира роты 14-х пехотных командных курсов в г. Батуми, командира роты Красноармейского университета и командира батальона Военно-политической школы Отдельной Кавказской Армии в г. Тбилиси. В этот период он принимает участие в боях с бандитами в Закавказском крае.
С 1926 по 1930 годы Новиков учится в Военной академии имени М. В. Фрунзе, после окончания которой получает назначение на должность начальника разведки 11-го стрелкового корпуса, который дислоцировался в г. Смоленске. В сентябре того же года новое назначение начальником 1-го (оперативного) отдела штаба того же корпуса. В 1932 году по приказу командующего округом Новиков проходит стажировку в одной из авиационных частей в качестве лётчика-наблюдателя. Делалось это в целях расширения кругозора общевойсковых командиров, которым приходилось организовывать взаимодействие с авиацией.
В марте 1933 года происходит коренной поворот в службе. Дело в том, что в это время получили стремительное развитие Военно-воздушные силы РККА. Наращивался выпуск авиационной техники, создавались новые воинские части и соединения ВВС, а грамотных начальников, которые могли бы организовать грамотную эксплуатацию и боевое применение авиации, не хватало. В связи с этим было принято решение пополнить командный состав ВВС представителями других родов войск. В марте 1933 года Новиков назначается начальником штаба 450-й авиационной бригады Белорусского военного округа, которая дислоцировалась здесь же в Смоленске. Но он не ограничивался только исполнением обязанностей начальника штаба. Он начал осваивать авиационную технику. Сначала он совершил самостоятельный полёт на учебном У-2, а затем на боевом разведчике Р-5. После двух лет службы в авиации Новиков всё ещё ощущал недостаток знаний и опыта. Тогда он обратился к командующему округом с просьбой назначить его командиром авиаэскадрильи. Просьба была удовлетворена и он был назначен командиром 42-й лёгко-бомбардировочной эскадрильи.
Осенью 1935 г. А.А. Новикова назначают командиром 42-й легкобомбардировочной эскадрильи БВО. Не пропуская ни одной лётной смены, он становится лучшим, наиболее подготовленным в части лётчиком. Примеру своего командира последовали экипажи всей эскадрильи, которая по результатам года вышла в число передовых в округе. За успехи по службе 28 марта 1936 г. Александру Александровичу было присвоено воинское звание полковник. Всё лето эскадрилья под его руководством готовилась к манёврам, проведение которых планировалось осенью 1936 г. Руководил манёврами командарм 1 ранга И.П. Уборевич. На них присутствовали народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов, его первый заместитель М.Н. Тухачевский, начальник Генерального штаба РККА А.Е. Егоров, члены ЦК КП(б) и правительства Белоруссии. Шесть раз поднималась в небо 42-я легкобомбардировочная эскадрилья, и все шесть раз её действия были высоко оценены руководством РККА.
Летом 1937 г., после ареста И.П. Уборевича, А.А. Новикова по ложному обвинению сняли с должности и уволили из Красной армии. Ему объявили строгий выговор с предупреждением и с занесением в учётную карточку. Однако в запасе полковник Новиков пробыл только пять дней. По ходатайству члена Военного совета БВО армейского комиссара 2 ранга А.И. Мезиса, только что назначенного на эту должность, к которому Александр Александрович обратился с жалобой на несправедливость, он был восстановлен в воинском звании и должности. Большего А.И. Мезис сделать не успел, так как сам был арестован. Чуть позже с Новикова сняли и партийное взыскание, поскольку в феврале 1938 г. его эскадрилья заняла первое место в 116-й авиационной бригаде по всем показателям в учебно-боевой подготовке.
В апреле 1938 г. Александр Александрович встретился с бывшим командиром 450-й авиабригады Е.С. Птухиным, который теперь возглавлял ВВС Ленинградского военного округа (ЛВО). После этой встречи Новиков был назначен начальником штаба ВВС округа. С первых дней на его плечи легла тяжёлая ноша. Аэродромы округа размещались на огромной территории. Полным ходом шла техническая реконструкция частей и соединений. ВВС округа получали новые по тому времени самолёты. Нужно было контролировать ход боевой учёбы, готовить войска к войне. На основе боевого опыта, полученного у озера Хасан, приходилось вносить коррективы в оперативную и боевую подготовку войск и штабов, уточнять инструкции по применению авиации и организации взаимодействия с наземными войсками.
Наступила зима 1939 г. 30 ноября начались упорные и кровопролитные бои на Карельском перешейке, в которых приняла участие и авиация ЛВО, преобразованного в Северо-Западный фронт. Начальник штаба ВВС фронта комбриг А.А. Новиков разрабатывал планы нанесения бомбово-штурмовых ударов по переднему краю, узлам сопротивления и коммуникациям противника, лично участвовал в боевых вылетах, внёс ряд ценных тактических предложений по боевому использованию авиации.
Летом 1940 г. Новиков некоторое время командовал ВВС 8-й общевойсковой армии (г. Псков), но потом вновь был возвращён на должность начальника штаба ВВС ЛВО. В августе того же года он стал командующим ВВС округа.
Вступление Новикова в новую должность совпало с проведением опытного учения с высадкой воздушного десанта. В ходе учения на самолётах доставлялись орудия, миномёты, автомашины, танки и другая техника. В воздушно-десантной бригаде совершались одиночные и групповые прыжки десантников с полным снаряжением и вооружением с высоты 400, 300 и 200 м.
В 1938 году Новиков назначается начальником штаба ВВС Ленинградского военного округа. Объём и сложность стоящих перед ним задач значительно увеличились. Но опыт, полученный во время службы в Смоленске, позволил ему успешно решать возникшие проблемы не только в мирное время, но и в ходе войны с Финляндией. Успехи Александра Александровича на новом посту были по достоинству оценены. В 1940 году он был награждён орденом Ленина и назначен на должность командующего ВВС Ленинградского военного округа.
На этой должности он встретил начало Великой Отечественной войны. ВВС Ленинградского фронта смогли дать должный отпор противнику. Итоги двухмесячных необычайно ожесточенных схваток в воздухе на ближних подступах к Ленинграду свидетельствуют об очень высокой боевой эффективности ленинградской авиации и правильном ее применении. Всего за это время в воздушных боях, на аэродромах и от огня зенитной артиллерии враг потерял 780 самолетов, мы -534. Вклад Новикова в защиту Ленинградского неба был по достоинству оценён и в 1941 году он был награждён орденом Красного Знамени. Подробно о своей деятельности на посту командующего ВВС Ленинградского военного округа и фронта А.А. Новиков рассказал в книге «В небе Ленинграда» изданной издательством Наука в 1970 году.
В феврале 1942 г. решением Государственного Комитета Обороны Новикова назначили первым заместителем командующего ВВС Красной Армии, а в апреле того же года командующий Военно-воздушными силами — заместитель (до мая 1943 г.) Наркома обороны СССР по авиации. Александр Александрович внёс большой вклад в развитие Военно-воздушных сил. Под его руководством с мая 1942 года во фронтовой авиации стали создаваться авиационные оперативные объединения — воздушные армии. Осенью 1942 года началось формирование отдельных авиационных корпусов и дивизий резерва Верховного Главнокомандования, что позволяло быстро сосредоточивать крупные силы авиации на важнейших направлениях.
Как представитель Ставки Верховного Главнокомандования Новиков координировал боевые действия ряда воздушных армий в Сталинградской битве и Кубанском воздушном сражении, на Курской дуге. Вклад Новикова в разгром немецко-фашистских войск был по достоинству оценён. За умелое руководство Военно-воздушными силами в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом 17 марта 1943 года ему первому среди авиаторов было присвоено звание Маршал авиации, За сражения на Курской дуге он был награждён орденом Суворова 1-й степени.
Огромный вклад в разгром противника внесли Военно-воздушные силы при этом Новиков, как представитель ставки координировал действия частей и соединений ВВС при освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики. В феврале 1944 года Новикову первому присвоено только введённое воинское звание Главный маршал авиации, кроме того в этом году он был награждён двумя орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени и орденом Красного Знамени.
Наступил победный 1945 год и вновь Новиков координирует действия авиации, теперь при освобождении Восточной Пруссии, Румынии, Венгрии, Польши. В феврале 1945 года он награждён орденом Ленина, а 17 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Герой Советского Союза. Кроме того в мае-июне 1945 года он был награждён орденами «Легион Почета» степени главнокомандующего (США), Гранд-офицер ордена Почетного Легиона (Франция) и орденом Военный крест (Франция).
После победы над фашистской Германией Новикову долго отдыхать не пришлось, он убыл на Дальний Восток, чтобы координировать действия частей и соединений ВВС в предстоящей войне с Японией. С началом наступления советских войск армейская и морская авиация нанесла мощные удары по укрепленным районам в приграничной полосе, а также по административно-политическим центрам Чанчуньи Харбин, портам Юки, Расин и военно-морской базе Сейсин. В последующем авиация обеспечивала продвижение механизированных и кавалерийских соединений вглубь территории Маньчжурии, а так же высаживала десанты в Мукдене, Порт-Артуре и ряде других городов.
За умелое руководство боевыми действиями авиации на Дальнем Востоке Указом президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года Новиков А.А. был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Кроме того он был награждён орденами Монгольской Народной Республики Боевого Красного Знамени «За воинскую доблесть» и «За боевые заслуги» .
В апреле 1946 года вместе с министром авиационной промышленности СССР А.И. Шахуриным арестован. В мае 1946 года на процессе вместе с Шахуриным, членом Военного совета ВВС Н.С. Шимановым, заместителем командующего ВВС А.К. Репиным, начальником Главного управления заказов ВВС Н.П. Селезнёвым, заведующими отделами управления кадров ЦК А.В. Будниковым и Г.М. Григорьяном приговорен к тюремному заключению. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1946 года лишён звания Героя Советского Союза и всех государственных наград.
В мае 1953 года амнистирован и восстановлен на службе в Вооружённых Силах СССР. Звание Героя Советского Союза и государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953 года.
В 1953-1955 годах Новиков командующий Дальней авиацией и одновременно в 1954-1955 годах — заместитель главнокомандующего ВВС СССР. С 1956 года — в запасе, и с того же года — начальник Высшего авиационного училища Гражданского флота. Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда» (1970 год), учебные пособия и работы по истории советской авиации. В 1958 году А.А. Новикову присвоено звание профессор. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва. За вклад в обеспечение боевой готовности Военно-воздушных сил в мирное время Новиков А.А. был награждён орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды.
Скончался 3 декабря 1976 года, похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище.
Судебный процесс. Дело «Авиаторов».
В 1946 г. состоялся судебный процесс по так называемому делу авиаторов. Были осуждены: главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации А. А. Новиков — 5 лет тюремного заключения, нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин — 7 лет, член Военного совета ВВС, генерал-полковник А. К. Репин — 6 лет, начальник Главного управления заказов ВВС, генерал-лейтенант Н. П. Селезнев — 6 лет, начальники отделов Управления ЦК ВКП(б) А. В. Будников и Г. М. Григорьян — 2 года каждому.
Естественно, что эти имена исчезли на длительное время из военной, исторической и другой литературы. В мае 1953 г., после смерти И. В. Сталина, дело «авиаторов» было пересмотрено и приговор суда был отменен «за отсутствием состава преступления».
В 2002 г. Главная военная прокуратура признала всех осужденных в 1946 г. «жертвами политических репрессий», на них и их родственников в полной степени распространяются положения закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Слова: «политические судебные процессы», «жертвы политических репрессий» и подобные фигурируют всякий раз, когда речь идет о реабилитации осужденных в период правления И. В. Сталина. В данном случае «политики» не было. Главком, нарком, главный инженер делали большое государственное дело и, к сожалению, допускали ошибки и просчеты на своих участках работы.
Лица, наделенные большой властью и большими полномочиями, совершали крупные ошибки, и эти ошибки иногда были роковыми, ибо зачастую речь шла о судьбе страны. Различные версии, «объясняющие» арест маршала А. А. Новикова, не могут считаться объективными, достоверными и корректными в историческом плане. Одна из них: от А. А. Новикова требовали обвинительных показаний против маршала Г. К. Жукова с целью привлечь последнего к судебной ответственности. Действительно, маршал А. Новиков давал резко отрицательные характеристики маршалу Г. Жукову, но и в этом случае были даны «исторические» пояснения — А. Новикова принуждали к этому.
Главные обвинения в судебном процессе
Еще одна версия об аресте маршала А. Новикова вообще не выдерживает никакой критики — «посадил маршала сын вождя народов, генерал Василий Сталин». Слова А. А. Новикова «Васька хотел выдвинуться» и другие вызывают горечь и недоумение. На подобную ерунду можно было не обращать внимания, если бы это не было частью отечественной истории. Боевому офицеру В. И. Сталину, естественно, после смерти его отца приписывалось много нехороших дел. В итоге он был осужден на восемь лет тюремного заключения. И этот судебный процесс назван «политическим». Много ли было политики в том, что В. И. Сталин, например, постоянно пьянствовал и физически расправлялся со своими подчиненными? В 1998 г. летчики — Герои Советского Союза — обратились с письмом в Генеральную прокуратуру с просьбой о реабилитации В. И. Сталина. Письмо, конечно же, сыграло свою роль. Приговор был пересмотрен.
Несомненно, клеветнические обвинения в отношении В. И. Сталина должны быть сняты еще в период судебного процесса. Но в 1953 г. еще не настал час «ч» говорить правду, было не выгодно для своего благополучия, продвижения по службе и т. д. Другое дело — начало 3-го тысячелетия.
Имя В. И. Сталина связано также и с другими арестами (кроме А. А. Новикова): Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, П. Ф. Жигарева.
Из тюрьмы заключенный Васильев (он же В. И. Сталин) писал в Президиум ЦК: «О Смушкевиче, Рычагове и ВВС если бы я и сказал что-либо отцу, то он не стал бы слушать, т. к. в это время я только начал службу в ВВС, знал мало и заслужить внимания мое мнение о главкоме ВВС и его замах не могло».
В отношении маршала П. Ф. Жигарева В. И. Сталин также оправдывался: «Это неверно! Меня в это время в Москве не было, и причины снятия Жигарева я узнал от Власика и Поскребышева. Вот что они рассказывали: “Жигарев совершенно пьяный явился на вызов в ГКО к т. Сталину и был снят с работы за пьянство в боевое время”».
Маршала А. А. Новикова с должности снимал, конечно же, не В. И. Сталин.
В. И. Сталину пришлось «оправдываться» и по этому случаю: «Мне неизвестно, какие обвинения предъявлены Новикову при снятии его с должности главкома ВВС, так как я был в это время в Германии. Но если на снятие и арест А. Новикова повлиял мой доклад отцу о технике нашей (Як-9 с мотором М-107) и о технике немецкой, то Новиков сам в этом виноват. Он все знал раньше меня. Ведь доложить об этом было его обязанностью как главкома ВВС». Главные обвинения в судебном процессе «дела авиаторов» — выпуск, приемка и направление в боевые части самолетов, имеющих дефекты. Маршал А. А. Новиков этого не отрицал. Из письма к И. В. Сталину: «Помимо того, что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов, выпускавшихся авиационной промышленностью, я как командующий военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам, но этого я не делал, скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС, что многие занимались своим личным благополучием больше, чем государственным делом, что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе… Все это происходило потому, что я сам попал в болото преступлений, связанных с приемом на вооружение ВВС бракованной авиационной техники».
Аналогичное признание сделал и генерал-полковник Н. С. Шиманов — член Военного совета ВВС: «Шахурин создавал видимость, что авиационная промышленность выполняет производственную программу, и получал за это награды. Вместо того, чтобы доложить народному комиссару обороны, что самолеты разваливаются в воздухе, мы сидели на совещаниях и писали графики устранения дефектов на самолетах. Новиков и Репин преследовали лиц, которые сигнализировали о том, что в армию поступают негодные самолеты. Так, например, пострадал полковник Кац».
Практика протаскивания
В приговоре Военной коллегии Верховного суда СССР был, в частности, пункт о том, что имела место антигосударственная практика протаскивания на вооружение во время войны и уже в послевоенное время самолетов и моторов с большим браком и серьезными конструктивно-производственными недоделками, сокрытие всего этого от правительства. Так оно и было в действительности: случались поломки самолетов, аварии, катастрофы, их число очень велико. По официальным данным, с 1942 г. по февраль 1946 г. в военно-воздушных силах произошло более 45000 невыходов самолетов на боевые задания, 756 аварий и 305 катастроф. Это только небоевые потери.
При таких цифрах утверждать, что «судебный процесс авиаторов» был политическим — полный абсурд.
О том, что значат слова «подвела техника», знают авиаторы целого поколения — военного и послевоенного периода. Термин «летающий гроб», так широко используемый в публикациях по авиации, — наше изобретение. По числу небоевых потерь самолетов Советский Союз занимал, безусловно, первое место в мире.
Непростая судьба сложилась у истребителя Як-9. Заместитель наркома авиационной промышленности А. С. Яковлев пытался преждевременно запустить свой истребитель в производство крупной серией и поставить его в строевые части. Самолет имел много недостатков, но продолжал поступать на фронт. Исключительно слабым местом был его мотор ВК-107А.
В статье С. В. Грибанова (в 1998 г.) на основании документов, переставших быть секретными, об этом написано:
«Самолет Як-9 с мотором ВК-107 А (как и все последующие разработки климовского КБ, мотор, о котором идет речь, стал именоваться по инициалам главного конструктора — ВК), прошел только заводские испытания — как опытный образец, и первые 16 самолетов, выпущенные заводом № 61, оказались совершенно непригодными к боевой работе.
Не лучше обстояло «авиационное дело» и на заводе № 301. Туда выезжали член Военного совета ВВС генерал-полковник Шиманов и начальник главного управления заказов ВВС генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы Селезнев. На заводе во всю гнали тот недоделанный «як». Военпред браковал самолет. В боевые порядки было отправлено около 4000 «летающих гробов».
Для исправления тяжелого положения, сложившегося с мотором М-107, в помощь В. Я. Климову были направлены лучшие специалисты: А.А. Микулин, А. Д. Швецов, сотрудники Центрального института авиационного машиностроения В. М. Яковлев и Р. С. Киносошвили.
Такого в мировой истории авиации никогда не было. Самолет, не прошедший государственных испытаний, выпускался крупной серией, но воевать на нем было трудно. Проблема с самолетом А. С. Яковлева была настолько серьезной, что в августе 1945 г. было принято постановление на самом высоком уровне «О самолете Як-9 с мотором ВК-107 А», в этом документе был объявлен выговор маршалу А. А. Новикову. Отстранению же его от должности предшествовала работа государственной комиссии по проверке деятельности ВВС и его главнокомандующего (март, 1946 г.). Состав комиссии был весьма профессиональный, предстояло решить вопрос, конечно, не политический.
Судьбу маршала А. А. Новикова решили члены комиссии: Г. М. Маленков, Г. К. Жуков, А. М. Василевский, С. М. Штеменко, И. В. Шикин, С.И. Руденко, К. К. Вершинин, В. А. Судец.
Если согласиться с нелепой версией о том, что «дело авиаторов» началось после сообщения В. И. Сталина своему отцу о плачевном состоянии советской авиационной техники, то и в этом случае говорить о «политическом» судебном процессе просто недостойно.
За первый послевоенный год в дивизии, которой командовал В. И. Сталин, было произведено 1833 ремонта авиамоторов, 112 аварийных ремонтов истребителей и 4439 мелких. Одна дивизия — три полка — 120140 самолетов».(Судебный процесс. Дело «Авиаторов». http://avia.pro/blog/sudebnyy-process-delo-aviatorov)
Следствие СМЕРШа
(«16 марта 1946 года была создана Государственная комиссия по ВВС во главе с Н. А. Булганиным, заместителем министра Вооруженных Сил СССР. В ее состав вошли секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков, начальник Генштаба маршал А. В. Василевский, Главком Сухопутных войск маршал Г. К. Жуков, а также три маршала авиации — С. И. Руденко, К. А. Вершинин и А. Е. Голованов.
Комиссия первоначально проверяла сведения бывшего командующего 12-й Воздушной армией маршала авиации С. А. Худякова, арестованного еще в декабре 1945 года. Его обвиняли в шпионской связи с англичанами, в службе в дашнакском отряде в 1918 году и в злоупотреблении служебным положением…
В марте — апреле 1946 года были арестованы министр авиационной промышленности Шахурин, главком ВВС Новиков, генералы Репин, Селезнев, Шиманов и два ответственных работника ЦК.
20 декабря 1945 года наркома авиационной промышленности Шахурина сняли с занимаемой должности. Назначили нового наркома, и началась процедура, именуемая передачей дел. Процедура эта опасная, поскольку именно при ней вскрываются основные недостатки в работе структур. В наркомате авиации она шла долго и бурно, о чем свидетельствует следующее постановление Политбюро, датируемое аж 23 февраля.
Док. 9.3. «1. Ввиду того, что Будников и Григорьян как заведующие отделами ЦК по авиации сами несут ответственность за неустройства в Наркомате авиации, снять их немедленно с работы в ЦК и воспретить им какое-либо участие в Комиссии по приему и сдаче дел Наркомата авиации.
Воспретить т. Шахурину участие в Комиссии по приему и сдаче дел Наркомата в части, касающейся формулировки выводов по оценке работы Наркомата».
Как видим, 23 февраля, спустя почти два месяца, скандал еще в самом разгаре — значит, новое начальство нашло какой-то совершенно уже исключительный бардак. Тем не менее, никаких страшных последствий для Шахурина не последовало, более того, 28 марта он был назначен заместителем Предсовмина РСФСР. Тем и закончился скандал в авиапроме. Сажать министра явно никто не собирался.
В военной области шла своя разборка. 16 марта была создана га самая государственная комиссия по ВВС, а 20 марта Абакумов, тогда еще глава СМЕРШа, получил следующий рапорт одного из своих сотрудников, подполковника Елисеева.
Док. 9.4. «Считаю необходимым доложить Вам о большой растерянности начальника Главного Управления Заказов Воен- но-Воздушных Сил генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы СЕЛЕЗНЕВА в связи с проверкой его работы.
19 марта с.г., когда я по делам службы был в центральном аппарате Военно-Воздушных Сил, меня встретил СЕЛЕЗНЁВ и высказал опасение, что ему придется серьезно отвечать за приемку непригодных самолетов.
СЕЛЕЗНЕВ сообщил, что 19 марта с.г. он присутствовал на совещании у маршала ВАСИЛЕВСКОГО, где главный маршал авиации НОВИКОВ провалился с отчетом о работе ВВС, так как не принимал мер и не докладывал правительству о серьезных недочетах в работе Военно-Воздушных Сил. После этого совещания, сказал СЕЛЕЗНЕВ, я совсем растерялся и не знаю, как отчитаюсь за приемку недоброкачественных самолетов.
СЕЛЕЗНЕВ рассказал: «Мы принимали недоведенные серийные машины. Я, как начальник Гпавного Управления Заказов, ничего не мог сделать, чтобы улучшить их качество, ибо этот вопрос целиком зависел от Министерства авиационной промышленности. Научно-исследовательский институт Военно-Воздушных Сил давал необъективные заключения по испытанию самолетов, выпускаемых авиационной промышленностью. В отчетах института указывалось, что самолеты имеют такие-то летно-тактические преимущества, и в тоже время перечислялось много конструктивных дефектов в машине. Пользуясь такими заключениями научно-исследовательского института, Министерство авиационной промышленности протаскивало свои машины буквально в недоработанном виде, и они запускались в серийное производство.
Последующая стадия приемки от промышленности самолетов оказывалась наиболее трудной. Я не принимал недоработанные машины и ставил об этом в известность командующего Военно-Воздушных сил Главного маршала авиации НОВИКОВА и Военный Совет, но Министерство авиационной промышленности договаривалось непосредственно с НОВИКОВЫМ, ВОРОЖЕЙКИНЫМ, ШИМАНОВЫМ и РЕПИНЫМ, после чего Главное Управление Заказов получало указания принимать самолеты, т. е. приходилось соглашаться с Министерством авиационной промышленности. Нашу работу усложняло и то, что Министерство авиационной промышленности очень часто самостоятельно, без ведома ВВС, выпускало самолеты, даже не прошедшие испытания в Научно-исследовательском институте ВВС.
Так было с самолетами «ЯК-9у», которые были запущены в производство без ведома ВВС. У этих машин была масса дефектов, и они оказались совершенно непригодными. Министерство авиационной промышленности изготовило около 900 самолетов «ЯК-9у», оказавшихся настолько плохими, что их сейчас нельзя использовать. В связи с этим Министерство Авиационной Промышленности списало 800 самолетов «ЯК-9у», и их сейчас разбирают на запасные части. Я же принял от авиационной промышленности 90 таких самолетов и не знаю, что с ними делать, так как их нельзя давать в части…»»
В этом рапорте — вся фабула «дела авиапрома», как она выглядит на сегодняшний день. Известны и цифры. Общий итог галочки в плане — пять тысяч бракованных самолетов. Естественно, в ВВС списали эти потери на войну, но ведь в армии у Сталина была собственная, независимая служба наблюдения — особисты, они же СМЕРШ. По данным этой структуры, с 1942-го по февраль 1946 года из-за некачественной материальной части — то есть по причине заводского брака, в частях ВВС произошло около 45 000 невылетов на боевые задания, 756 аварий и 305 катастроф.
Получив рапорт Елисеева, Абакумов тут же переправил его Сталину. Реакция вождя была вполне предсказуемой, и СМЕРШ начал следствие. Дело оказалось простым и предельно ясным, так что через полтора месяца Шахурин и компания получили свои смешные по тем временам сроки, а Маленков, курировавший авиапромышленность, поплатился местом секретаря ЦК.
Повезло, что на дворе был не сорок четвертый, а сорок шестой год. Во время войны за такое могли и к стенке. Кстати, именно «дело авиапрома» однозначно доказывает, что МГБ не шило всем без разбору политику. Между тем осудили деятелей по несравненно более мягкой ст. 193.17 а, а потом эти товарищи так и вошли в историю как жертвы политических репрессий. …(http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1009471/49/Prudnikova_-_1953_god._Smertelnye_igry.html))
В связи с «делом авиаторов» был освобожден от должности второго секретаря ЦК ВКП (б) Маленков и, оставаясь формально заместителем председателя Совета Министров СССР, направлен Сталиным в длительную командировку на периферию. Вторым секретарем ЦК ВКП (б) стал Жданов.
Тайны Кремля
…Развивая инициативу и потому сохраняя за собой управление ситуацией, 10 апреля Берия добился от президиума ЦК утверждения еще одного постановления, в котором также был весьма заинтересован. На этот раз — об отмене двух партийных решений по так называемым «мингрельскому» и «грузинскому» делам[822]. Но так как данная проблема носила региональный, весьма ограниченный характер, то очередное реабилитационное постановление ЦК не стали публиковать в центральной прессе. Ограничились оглашением его только на закрытых партсобраниях исключительно в Грузии. Для Берия и того оказалось вполне достаточным.
Именно с этого момента члены лидерской группы осознали, что они полностью обелили Берия, сняли с него все существовавшие подозрения, но оставили за ним возможность обвинить теперь уже их во всех смертных грехах.
Поняли, что Абакумов и Рюмин в руках Лаврентия Павловича стали дамокловым мечом, который мог обрушиться в любую минуту на каждого из них. Представляли постоянную, непредсказуемую опасность новых разоблачений и обвинений с соответствующими «оргвыводами». В лучшем случае, как это произошло с Игнатьевым, просто отстранением от власти. В худшем… заставящими вспомнить ужасы 37-го года.
Но пока самое страшное крылось в ином. В том, что Берия не торопился пускать в ход то оружие, которое получил благодаря бесконтрольному руководству МВД. Даже не намекал, кто может стать следующей жертвой. Выжидал. Более того, вдруг поступил так, будто хотел опровергнуть представление о себе как о злопамятном и безжалостном сопернике в борьбе за власть.
Два месяца спустя, 26 мая, неожиданно проявил трогательное дружеское участие к Маленкову, заботу и о его добром имени. Направил ему записку о том, что давнее «дело» бывших министра авиапрома А. И. Шахурина, командующего ВВС маршала А. А. Новикова, заведующих отделами ЦК А. В. Будникова и Г. М. Григорьяна, осужденных в 1946 году, является еще одной фальшивкой все того же Абакумова. Следовательно, необоснованной оказывалась и кратковременная опала в связи с этим «делом» Георгия Максимилиановича. Непродолжительный вывод его, куратора авиационной промышленности, из Секретариата ЦК[823].
Теперь уже Маленков, лично заинтересованный в восстановлении попранной справедливости, сделал все, чтобы ускорить реабилитацию очередных жертв произвола. 29 мая военная коллегия Верховного суда СССР прекратила «дело» Шахурина и других за отсутствием состава преступления. 12 июня президиум ЦК, в свою очередь, отменил соответствующее решение политбюро от 16 мая 1946 года[824].
Столь наглядно доказав соперникам, что они полностью зависят от него, ибо теперь никто иной, как он, Берия, является судьей их прошлых деяний, Лаврентий Павлович не стал ускорять развитие событий. Более важным для себя в мае-июне посчитал иное. То, что должно было сделать его совершенно неуязвимым. Поставить в исключительное положение, предопределить признаваемое всеми его бесспорное единоличное лидерство, а, следовательно, и право определять внешнюю и внутреннюю политику. Сосредоточил все внимание на создании ракетно-ядерного щита страны.
На том, что происходило на двух сверхсекретных полигонах — под Сталинградом, в Капустиной Яру, и под Семипалатинском, о чем в мельчайших деталях, самых незначительных подробностях знал только он.
На первом полигоне завершались окончательные перед принятием на вооружение испытания ракеты ПВО 10-Х, созданной конструкторским бюро В. Н. Челомея. Продолжались с переменным успехом — баллистических ракет стратегического назначения Р-5 и Р-11, продукции другого конструкторского бюро, С. П. Королева. На втором полигоне шли приготовления к первому взрыву водородной бомбы, самого страшного, разрушительного и поныне оружия. Осуществление обоих проектов не только делало СССР неуязвимым, как тогда полагали все военные и большинство политиков, но и позволяло стране вернуть былое положение сверхдержавы. Вновь говорить с США на равных, а может быть и с позиции силы.
Именно такой ключ к решению всех международных вопросов должен был сделать Молотова, откровенного сторонника жесткого курса, безоговорочным союзником Берия. Превратить Булганина, становившегося самым грозным военным министром обороны в мире, в послушного сателлита Лаврентия Павловича. Привлечь на свою сторону двух из пяти членов узкого руководства, не претендовавших на лидерство. Только двух из пяти. И потому, чтобы действовать наверняка, требовался по меньшей мере голос еще одного. Разумеется, не Кагановича, и не Микояна, не имевших за собою ничего помимо прошлого. Нужен был голос Хрущева, ибо он мог обеспечить поддержку и 125-тысячной армии партийных функционеров и мощной, всеохватывающей пропагандистской машины.( Ю.Жуков. Тайны Кремля. стр 160 https://profilib.net/chtenie/87249/yuriy-zhukov-tayny-kremlya-160.php)
Записка Л.П.Берии в Президиум ЦК КПСС о реабилитации А.И.Шахурина, А.А.Новикова и других. 26 мая 1953 г.
№17
№ 78/Б 26 мая 1953 г.
Совершенно секретно
товарищу МАЛЕНКОВУ Г. М.
В Министерство внутренних дел СССР поступили сигналы о том, что в процессе следствия по делу ШАХУРИНА А. И. — б[ывшего] наркома авиационной промышленности, НОВИКОВА А. А. — б[ывшего] командующего Военно-воздушными силами Советской Армии и др., осужденных в 1946 году Военной Коллегией Верховного Суда СССР по обвинению в организованной антигосударственной деятельности, имели место перегибы и извращения.
Произведенной проверкой установлено, что обвинение ШАХУРИНА, НОВИКОВА и др. основано на материалах, сфабрикованных б[ывшим] начальником Главного управления контрразведки «Смерш» АБАКУМОВЫМ и следственными работниками подчиненного ему аппарата.
Как показала проверка, ШАХУРИН, НОВИКОВ и др. были арестованы при отсутствии данных об их преступной деятельности и даже, в нарушение элементарных требований советской законности — без санкции прокурора.
Для того, чтобы обосновать их арест, АБАКУМОВ прибег к искусственному созданию материалов о том, что якобы ШАХУРИН, НОВИКОВ и др. умышленно наносили вред Военно-воздушным силам Советской Армии.
С этой целью арестованные путем применения к ним извращенных методов следствия, длительного лишения сна и запугивания всевозможными угрозами были доведены до состояния физического и морального изнеможения, а также безразличия ко всему происходившему. Воспользовавшись таким состоянием арестованных, следствие принудило их подписать заблаговременно сфабрикованные следователями протоколы допросов, содержащие «признания» о будто бы проводившейся ими антигосударственной деятельности.
Сфальсифицированные таким путем показания ШАХУРИНА, НОВИКОВА и др. были затем положены следствием в основу для предъявления им обвинения в преступном сговоре и умышленном протаскивании на вооружение Военно-воздушных сил Советской Армии самолетов и моторов с большим браком или серьезными конструктивными и производственными недоделками.
В ходе следствия по делу ШАХУРИНА, НОВИКОВА и др. АБАКУМОВ на основе вымышленных следователями «показаний» арестованных направлял в адрес И. В. СТАЛИНА ложную информацию, в которой в извращенном виде представлял действительное положение с выпуском и приемкой самолетов и моторов на вооружение Военно-воздушных сил, квалифицируя недостатки, связанные с производством самолетов и моторов, как результат преступного сговора и сознательной антигосударственной деятельности ШАХУРИНА, НОВИКОВА и др. арестованных по этому делу лиц.
Перед направлением следственного дела на рассмотрение Военной Коллегии Верховного Суда СССР арестованным, при непосредственном участии АБАКУМОВА, следователи внушали, что на легкое наказание они могут рассчитывать лишь при одном условии — если подтвердят в суде свои «показания». Военная Коллегия, основываясь на сфальсифицированных показаниях арестованных, вынесла по делу обвинительный приговор.
Проверкой также установлено, что АБАКУМОВ, встав на преступный путь обмана Правительства, принудил арестованных ШАХУРИНА, НОВИКОВА, ШИМАНОВА и БУДНИКОВА подписать сочиненные от их имени заявления на имя И. В. СТАЛИНА, в которых делалась попытка оклеветать товарища МАЛЕНКОВА Г. М.
ШАХУРИН, НОВИКОВ, ШИМАНОВ и БУДНИКОВ объясняют, что эти заявления также, как и сфабрикованные следователями их «показания», они подписали только потому, что были доведены следствием до состояния депрессии.
В своем объяснении по этому вопросу НОВИКОВ пишет:«…Я понимаю, что возникает вполне обоснованный вопрос — почему же я подписал, а затем переписал от руки такой заведомо ложный и клеветнический документ.
Я должен сказать, что даже невыносимая обстановка, в которой я находился на следствии, не может служить оправданием в этом случае. Мой поступок объясняется только моим исключительно тяжелым моральным состоянием, подавленностью и апатией, в которую я впал, и проявленным мною малодушием, под влиянием которого я позволил использовать себя как орудие клеветы…»
ШАХУРИН по этому же вопросу заявил: «Будучи неспособным к трезвой и критической оценке составленного от моего имени документа, так как я его подписывал около 6 часов утра, после многих ночей без сна, я по предложению АБАКУМОВА подписал его. Затем АБАКУМОВ предложил мне переписать печатный текст этого заявления от руки, что я также выполнил, не отдавая себе отчета — зачем это нужно было делать…»
Факт фальсификации указанных клеветнических заявлений подтвердили и арестованные б. работники Главного управления контрразведки «Смерш» БРОВЕРМАН, ЛИХАЧЕВ, ЧЕРНОВ.
Арестованный БРОВЕРМАН по этому вопросу показал: «…по поручению АБАКУМОВА я вместе с начальником секретариата ЧЕРНОВЫМ и секретарем АБАКУМОВА — КОМАРОВЫМ сфальсифицировал заявление арестованного ШИМАНОВА.
Поручение АБАКУМОВА мы выполнили, а он, просмотрев составленное нами от имени ШИМАНОВА заявление, еще более «усилил» его, после чего оно было отпечатано и передано КОМАРОВУ. КОМАРОВ заставил ШИМАНОВА переписать печатный текст сфабрикованного нами заявления от руки, и таким образом получился подлинник заявления ШИМАНОВА, в точности совпадающий с печатным текстом».
Таким образом, проверкой установлено, что б[ывший] нарком авиационной промышленности СССР ШАХУРИН А. И., б[ывший] командующий ВВС Советской Армии НОВИКОВ А. А., б[ывший] главный инженер ВВС Советской Армии РЕПИН А. К., б[ывший] член Военного Совета ВВС Советской Армии ШИМАНОВ Н. С., б[ывший] начальник Главного управления заказов ВВС Советской Армии СЕЛЕЗНЕВ Н. П. и б[ывшие] заведующие отделами ЦК ВКП(б) БУДНИКОВ А. В. и ГРИГОРЬЯН Г. М. были осуждены неправильно, на основании ложных материалов, сфабрикованных следствием.
В связи с этим МВД СССР принято решение — направить дело ШАХУРИНА, НОВИКОВА и других на новое рассмотрение Военной Коллегии Верховного Суда СССР для отмены ранее вынесенного приговора и прекращения дела с полной реабилитацией привлеченных по нему лиц.
Заключение МВД СССР по результатам проверки материалов дела прилагается1.
1 Заключение МВД СССР не публикуется. Его текст см.: «Источник», 1993, № 4, с.93-97.
Реабилитация (очередная)
В апреле 1993 года Военной прокуратурой РФ было направлено заявление в Верховный Совет РФ о признании семерых человек, участвующих в «авиационном деле», незаконно репрессированными. Спустя месяц Верховный Совет признал факт репрессии по политическим мотивам. Но в конце 1993 года после расстрела здания Верховного Совета все документы сгорели. К счастью, Светлана (дочь Новикова) успела вручную скопировать соответствующий документ. В конце 90-х по просьбе жены Новикова Комиссия жертв репрессий по политическим мотивам тщательно изучила информацию по «авиационному делу» 1946 года. Главный вывод, к которому она пришла, был такой: «Дело полностью сфабриковано и имеет не уголовный, а политический подтекст». Военная прокуратура полностью согласилась с такой формулировкой. И в конце 2000 года главного маршала авиации А. А. Новикова полностью реабилитировали. (Маршал Новиков: биография и интересные факты из жизни. https://www.syl.ru/article/205900/new_marshal-novikov-biografiya-i-interesnyie-faktyi-iz-jizni)
Яр-Кравченко Анатолий. Главный маршал авиации Новиков.
Лит.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
Белоус Михаил Александрович, Заведующий военно-историческим отделом Костромского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. http://starina44.ru/novikov-aleksandr-aleksandrovich
Судебный процесс. Дело «Авиаторов». http://avia.pro/blog/sudebnyy-process-delo-aviatorov
Ю.Жуков. Тайны Кремля. стр 160 https://profilib.net/chtenie/87249/yuriy-zhukov-tayny-kremlya-160.php
Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы. Под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. В. Наумов, Ю. Сигачев. М.: МФД, 1999 — стр. 52-55 — (Россия. XX век. Документы).