Вячеслав Рудольфович Менжинский (1874— 1934) — в революционном движении с 1895 года, вел пропагандистскую работу в Петербургской и Ярославской организациях РСДРП, в период революции 1905-1907 годов Менжинский — член военной организации при Петербургском комитете партии, в 1906 году был арестован, но бежал и эмигрировал за границу, летом 1917 года вернулся в Россию, активно участвовал в подготовке и проведении Октябрьской революции как член Бюро военной организации при ЦК РСДРП(б), после Октябрьской революции — первый нарком финансов РСФСР с 20 января (2 февраля) до марта 1918 г., начальник уголовного сектора комиссариата юстиции Петроградской Трудовой Коммуны в марте-апреле 1918 г., в 1918-1919 годы — генеральный консул РСФСР в Берлине, в 1919 году — народный комиссар РКП Украины, с конца 1919 года — член Президиума ВЧК, с 1923 года — заместитель председателя ОГПУ; в 1926 году, после смерти Ф. Э. Дзержинского, был назначен председателем ОГПУ, на XV (1927) и XVI (1930) съездах партии избирался членом ЦК ВКП(б). Похоронен на Красной площади.
Родился в 1874 г. в Петербурге. Образование высшее. Его отец, Рудольф Игнатьевич Менжинский, статский советник, принадлежал к старинному польскому дворянскому роду православного вероисповедания, окончил Петербургский университет, преподавал историю в Петербургском кадетском корпусе, Пажеском корпусе и на Высших женских курсах. Мать, Мария Александровна Шакеева, русская, была дочерью инспектора школы кавалерийских прапорщиков и юнкеров. У Вячеслава были две сестры Вера и Людмила.
В 1898 г. Менжинский В.Р. окончил юридический факультет Петербургского университета. Ещё в 1895 г., на втором курсе университета, он примкнул к революционному движению. После окончания университета работал в адвокатуре, в то же время вёл занятия в вечерних воскресных школах для рабочих, выступал с лекциями в нелегальных марксистских кружках. В 1902 г. вступил в РСДРП. Блестяще образованный, прекрасный оратор и литератор Менжинский пользовался авторитетом в партии. В 1903 г. партия направила его в Ярославль как представителя газеты «Искра» в помощь местным социал-демократам. Здесь он работал помощником правителя в управлении строительством Волго-Вятской железной дороги. Одновременно вёл революционную работу, будучи секретарём редакции оппозиционной газеты «Северный край”. В связи с народными волнениями 1905 года редакция газеты была разгромлена полицией.
В 1905 г. Менжинский был членом военной организации при Петербургском комитете РСДРП и редактором газеты «Казарма». В 1906 г. арестован, через несколько месяцев освободился и эмигрировал. С 1907 г. Менжинский в иммиграции, жил в Бельгии и Швейцарии, Франции, США. Сотрудничал в газете «Пролетарий», вместе с редакцией которой переехал в Париж. Посещал лекции в парижском университете Сорбонна. В годы революционной эмиграции Менжинский занимался одно время в художественных мастерских Парижа, отлично знал музеи Европы. Однажды, чтобы увидеть подлинники искусства в музеях Италии, Менжинский предпринял с товарищами-партийцами нелегальную поездку туда и, конечно, «на сухарях», так как денег на гостиницы и обеды не было. Занимался изучением иностранных языков, владел 16-ю языками. В это время входил в группу «Вперёд» и читал лекции в школе группы. В 1915 г. работал в банке «Лионский кредит”. После Февральской революции вернулся в Россию. Редактировал газету “Солдат».
Поддержал курс В.И. Ленина на вооруженное восстание. В дни выступления ген. Л.Г. Корнилова (август) участвовал в формировании отрядов Кр. Гвардии, в орг-ции обороны Петрограда. Менжинский был участником Октябрьского переворота, а после победы был назначен наркомом финансов и вместе с Лениным жестко повел себя в отношении работников банков, бойкотировавших распоряжения Советского правительства.Во время Октябрьского переворота член Петроградского военно-революционного комитета, комиссар в Госбанке. Был назначен заместителем наркома финансов и фактически исполнял обязанности наркома, поскольку назначенный наркомом Скворцов-Степанов И.И. к работе не приступал. В январе-марте 1918 г. был наркомом финансов, занимался национализацией частных банков и борьбой с забастовками банковских служащих.
Подготовил и вместе с Лениным подписал опубликованное 30 окт. «Постановление об открытии банков», в котором, в частности, указывалось: «Рабочее и Крестьяенское правительство предписывает открыть завтра, 31 октября, банки в обычные часы… В случае, если банки не будут открыты и деньги по чекам не будут выдаваться, все директора и члены правления банков будут арестованы, во все банки будут назначены комиссары врем. зам. нар. комиссара по Мин-ву финансов, под контролем к-рого и будет производиться уплата по чекам, имеющим печать подлежащего фабрично-заводского комитета…» («Декреты Сов. власти», т. 1, М., 1957, с. 30-31).
8 нояб. ВЦИК заслушал доклад Менжинского о сопротивлении служащих Госбанка и принял резолюцию «О саботаже», в которой предложил СНК принять меры для ликвидации саботажа служащих. Во исполнение этой резолюции Менжинский 11 нояб. подписал и лично объявил сотрудникам Мин-ва финансов приказ-ультиматум: ‘Все служащие и чиновники, не признающие власти СНК, считаются уволенными со службы без сохранения права на пенсию. Все военнообязанные, уволенные по сему приказу, снимаются с учёта, о чём будет сообщено надлежащим властям. Служащие и чиновники, желающие продолжать работу и всецело подчиняться Революционные власти СНК должны в понедельник приступить к занятиям. Списки приступивших к работе должны быть представлены в кабинет мин. финансов (Мойка, 43) в понедельник 13 ноября с. г. к 6 часам вечера. Уволенные чиновники, пользующиеся казёнными квартирами, должны их очистить в течение трёх дней, считая с 13 нояб. с.г.» (Смирнов М., В. Менжинский, рукопись, ЦАМБ РФ, д. 1721, с. 279-80).
После переезда советского правительства в Москву в марте 1918 г., остался на работе в Петрограде. Руководил уголовным сектором Комиссариата юстиции Петроградской трудовой коммуны. В 1918 г. некоторое время был советским консулом в Берлине, вёл переговоры о поставке германского угля в Петроград. Вернулся из Германии после разрыва дипломатических отношений 5 ноября 1918 г. и был назначен членом коллегии и заведующим первым западным отделом наркомата иностранных дел. В 1919 г. нарком Рабоче-крестьянской инспекции Украины.
С 15 сентября 1919 г. особоуполномоченный особого отдела и член Президиума ВЧК. Затем начальник особого отдела. Ему же Дзержинский подчинил иностранный отдел. В январе 1921 г. назначен руководителем секретно-оперативного управления, в состав которого вошли информационный, секретный, оперативный и иностранный отделы. С 1923 г. Менжинский первый заместитель председателя ОГПУ. Уже тогда Менжинский играл решающую роль, так как Дзержинский был занят делами НКПС и ВСНХ.
О деятельности Менжинского до сих пор ходят легенды. Он разрабатывал самые хитроумные операции, приносившие успех. Одной из первых стала операция “Трест” – знаменитая провокация чекистов. Была создана якобы антибольшевистская организация “Трест”, которая активно искала выходы на российских иммигрантов. На эту “удочку клюнул” заклятый враг советской власти, правый эсер Савинков Б.В. и тайно прибыл в Москву. Он был тут же арестован. На Западе не ожидали, что ВЧК-ГПУ-ОГПУ ни в чём не будет уступать знаменитым противникам – органам госбезопасности Англии, Германии и США.
20 июля 1926 г. после смерти Дзержинского председателем ОГПУ назначен Менжинский. На период его работы председателем ОГПУ пришлись ликвидация НЭПа, сплошная коллективизация крестьянства и переход к ускоренной индустриализации. В это время проводились массовые репрессии против кулаков и крестьян, которые не соглашались вступать в колхозы. Кулачество подлежало ликвидации как класс, что на практике означало конфискацию имущества, переселение в необжитые районы страны и, в крайнем случае, заключение в исправительно-трудовой лагерь.
На период, в который он занимал пост председателя ОГПУ, приходится «великий перелом» — политический курс Сталина, заключавшийся в сворачивании НЭПа, коллективизации в сельском хозяйстве и индустриализации экономики. Возглавил проведение операций против сторонников Л.Д. Троцкого.
В июле 1927 года преемником Менжинского в должности начальника Секретно-оперативного управления стал Генрих Ягода.В 1931 году в ОГПУ была создана система исправительно-трудовых лагерей, в рамках которой осуждённые направлялись на крупные стройки, лесозаготовительные и добывающие предприятия, как народно-хозяйственных, так и созданных в системе ГУЛАГ. В числе крупных строек с заметным участием осужденных были строительство Беломорканала (1931—1933) и канала Москва — Волга (1932—1937).
В этот же период проводятся процессы по делам, которые вело ОГПУ, сопровождающихся чистками в различных областях народного хозяйства: Шахтинское дело (1928, угольная промышленность), дело Трудовой крестьянской партии (1929, сельское хозяйство), дело Промпартии (1930, промышленность), дело Союзного бюро меньшевиков (бывшие меньшевики).
Тогда же началась практика политических судебных процессов по делам, которые вело ОГПУ: Шахтинское дело – 1928 г., дело Трудовой крестьянской партии – 1929 г., дело Промпартии – 1930 г., дело Союзного бюро меньшевиков – 1931 год. В Бутырской тюрьме было организовано в 1930 г. Центральное конструкторское бюро (ЦКБ-39), в котором авиаконструкторы Григорович Д.П. и Поликарпов Н.Н. разрабатывали новые истребители. Осужденный по делу Промпартии Рамзин Л.К. в заключении разработал прямоточный котёл.
В 1927 г. на 15 съезде партии Менжинский был избран членом ЦК ВКП (б). Награждён орденом Красного Знамени.В последние годы жизни Менжинский тяжело болел и проводил на дому заседания Коллегии ОГПУ. У него было больное сердце. Вдобавок давали знать старые травмы, полученные в автомобильной аварии в Париже во время иммиграции. Менжинский скончался 10 мая 1934 года. К этому времени он 8 лет возглавлял службу государственной безопасности СССР. Был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади.
В том же году ОГПУ было преобразовано в ГУГБ НКВД СССР, а преемник Менжинского Г. Г. Ягода стал также наркомом внутренних дел. В 1938 году Третий московский процесс вынес приговор обвиняемым, а также пришёл к выводу, что Менжинский был умерщвлён ими в результате неправильного лечения по приказу Ягоды по заданию правотроцкистского блока.
В отличии от руководителей советских спецслужб более позднего времени — Ягоды, Ежова, Абакумова, Берии, — имя Менжинского в советское время не было табуировано — в его честь называли улицы советских городов, военные учебные заведения, воинские части.
Менжинский был три раза женат. Первая жена, Менжинская (урождённая фон-Бурзи) Юлия Ивановна, дочь обрусевшего немца, дворянина, генерала и русской дворянки, родила троих детей. Он с ней развёлся. Вторая жена, Ростовцева Мария Николаевна, русская, родила ему ребёнка, умерла в 1925 году. Третья жена Адова Алла Семёновна, русская, у неё от Менжинского был сын Рудольф, дипломат, погиб в возрасте 24-х лет в 1951 г. при не выясненных обстоятельствах.
В. Р. Менжинский дома. 1932 г. Фото А. С. Менжинской.
В. Р. Менжинский в 1917 г. (Википедия)
Менжинский, Вячеслав Рудольфович (источник: О Вячеславе Менжинском. Воспоминания, очерки, статьи. Составитель М. А. Смирнов. — М.: Политиздат, 1985. – 272 с., ил. ), (Википедия)
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.
В.М. Виноградова и А.А.Зюбченко в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966.