Святитель Киприан, митрополит Московский, Киевский и всея Руси

d0-9a-d1-96-d0-bf-d1-80-d1-8b-d1-8f-d0-bd-d0-9a-d1-96-d0-b5-d1-9e-d1-81-d0-ba-d1-96

Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра.

Митрополит Киприан (ок. 1330 — 16 (29) сентября 1406) — митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375—1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380—1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389—1406), христианский политический деятель, переводчик и книгописец. В 1472 г. был причислен к лику святых. Роль этого человека в российской истории велика. Цели, ради которых трудился Киприан, его политика и деятельность столь значительны, что заслуживают более пристального внимания и серьезного изучения.

На Руси в это время шла упорная борьба за первенство между двумя силами: Москвой, с одной стороны, и великим княжеством Литовским в союзе с Тверью – с другой. Несмотря на татаро-монгольское нашествие и захват Ордой фактически всей Восточной Европы, Константинополь сохранял на этой территории свое церковное управление. Более того, Орда принимала этот фактор как абсолютно законный и считалась с ним при организации своей административной системы даже после того, как в начале XIV века в Орде было принято мусульманство. Именно поэтому Русская Церковь, в отличие от русских княжеств, была освобождена от дани Орде. Признанным главой Русской Церкви был Константинополь.

В борьбе за первенство княжеств на территории Восточной Европы Константинополь явно поддерживал Москву. Еще святитель Петр, будучи в 1309 году поставлен на Русь как митрополит Киевский и всея Руси, поселился не в Киеве, а, в конечном счете, в Москве и стал проводить откровенно промосковскую политику. Литовский князь, естественно, был этим недоволен, поскольку митрополит всея Руси управлял православными церквями и в Литве.

i-chernoe-duhovenstvo-xv-serediny-xvii-vv

М. Горелик. Белое и черное духовенство XV — середины XVII вв.

Князь жаловался в Константинополь и требовал поставить в Литву своего митрополита. Следующий митрополит, Феогност, был грек, но он сразу же приехал на жительство в Москву, тоже вел политику промосковскую и тоже вызывал недовольство Литвы. Алексий, следующий митрополит Киевский и всея Руси, который из-за малолетства князя Дмитрия Ивановича и вовсе был фактическим правителем Москвы, был русский и в интересах Москвы совершал иногда очень смелые политические шаги. И опять Литва была недовольна, и опять литовский князь писал жалобы в Константинополь и требовал дать им своего митрополита. Константинополь вел себя осторожно, но при этом, что называется, стоял насмерть и только посылал жалобщикам грамоты, в которых уговаривал их не ссориться с митрополитом всея Руси, а иногда даже советовал просить у него прощения.

Святитель Киприан родился около 1330 года в г. Тырново, столице Тырновской Болгарии. Предполагают его принадлежность болгарскому роду Цамблаков. По всей видимости, Киприан довольно рано оставил Болгарию и уехал сначала в Константинополь, а затем — на Афон, где подвизался в одном из афонских монастырей. В Византии Киприан сблизился с видным представителем исихазма, Филофеем Коккиным — впоследствии патриархом Константинопольским. Император Иоанн Кантакузин и патриарх Филофей, все свои силы направили на объединение православного мира, в том числе на объединение Руси и, в частности, на утверждение авторитета Москвы, из этих политических кругов и вышел будущий русский митрополит Киприан.

200px-photius-_theognostus_and_cyprian

Святители Фотий, Феогност и Киприан

Известно, что в эту свою первую поездку на Русь Киприан успешно способствовал примирению Москвы с Тверью и Литвой. Он ездил в Литву, вместе с митрополитом Алексием посещал русские города. В 1375 году литовские князья попросили патриарха Филофея о назначении Киприана митрополитом Литовским. 2 декабря 1375 года патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского с тем, чтобы после смерти митрополита Алексия он стал Киевским и всея Руси. Но такая формулировка не была принята московским князем, и потому, когда 6 июня 1376 года митрополит Киприан прибыл в Киев, его попытки через послов добиться признания своих прав у Москвы, Новгорода и Пскова остались тщетными.

12 февраля 1378 года в возрасте 80 лет умер митрополит Алексий. Митрополит Киприан поехал в Москву с намерением вступить в права наследования вопреки воле князя. Предварительно он послал гонцов с письмами к игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому с просьбой поддержать его в Москве. Но на подъезде к Москве он был схвачен, ограблен, провел ночь в заточении, а затем был грубо, с глумлением выдворен за пределы Москвы.

Есть все основания предполагать, что как раз в эти годы, то есть в конце 70-х годов XIV века, в Москве усилилась боярская партия, которая видела политический путь Москвы в подчинении Орде и в сотрудничестве с генуэзскими купцами – католическими противниками Константинополя, как путь более надежный и спокойный. Политика Орды была тесно связана с генуэзской торговлей в Крыму и в Сарае. Генуэзцы очень пристально следили за отношениями Руси и Орды и в возвышении Москвы, а также в ее союзе с Литвой были крайне не заинтересованы.

Генуэзские и венецианские купцы захватили себе всю торговлю на Черном и Средиземном морях, имели также экономические и политические связи с Ордой и держали в кабальной зависимости экономику Константинополя. При этом Генуя и Венеция вели ожесточенную борьбу между собой за превосходство на мировом рынке и активно использовали в своих целях политические нестроения как в Константинополе, так и на Руси. Киприан – ставленник и единомышленник патриарха Филофея, врага генуэзцев-католиков, – этим политическим кругам был явно нежелателен.

troitse-sergieva-lavra-1

Аполлинарий ВАСНЕЦОВ. Монастырь в Московской Руси

Кандидатом на митрополичий престол был выдвинут Митяй, который был ради этого пострижен в монашество с именем Михаил и поставлен архимандритом московского Спасского монастыря. Великий князь хотел видеть на московской кафедре своего ставленника – архимандрита Михаила. Он даже думал, было, утвердить Михаила-Митяя, в обход Константинопольской патриархии, прямо в Москве, причем в звании митрополита уже не Киевского, а Великой Руси. Но канонически осуществить это не удалось, и Митяй поехал рукополагаться в Константинополь, где к этому времени не было уже патриарха Филофея. Туда же поехал и Киприан, но другой дорогой. В пути Киприан написал и отправил несколько писем игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. В этих посланиях он упрекал москвичей, что они не сумели поддержать своего законного митрополита в конфликте с князем и, описывая свои злоключения, выражал возмущение поведением князя, но при этом писал, что почитает его как великого князя всея Руси и молится о нем и его семействе.

s01_22_02_02

«Боголюбская» с избранными святыми (Левая сворка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI — начало XVII в.

А дальше происходят события, поистине достойные приключенческого романа. Претенденты на престол митрополита всея Руси решительно направились в Константинополь. Когда ставленник великого князя Димитрия, Михаил-Митяй, пересек Черное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности. Однако, посовещавшись, они решили не возвращаться в Москву без митрополита, а быстро избрать из сопровождавших Митяя клириков другого кандидата. После бурных дебатов был избран переяславский архимандрит Пимен.

Московская делегация решила представить дело таким образом, будто Пимен это и есть посланник великого князя. Начались бурные интриги и подкупы. Под княжеские векселя были заняты у турок и генуэзцев огромные суммы денег. Патриарх объявил, что рукоположит Пимена в митрополита Киевского и Великой Руси, а Киприана – в митрополита Литвы и Малороссии. Святитель Киприан не стал дожидаться акта поставления Пимена и уехал в Литву. Это было летом 1380 года.

8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва. В 1381 году великий князь Димитрий послал симоновского игумена Феодора в Киев «по Киприана» с приглашением его в Москву. (Пимен в это время был еще в Константинополе.) Киприан на праздник Вознесения Господня в 1381 году торжественно был встречен в Москве и признан митрополитом Киевским и всея Руси.Осенью того же 1381 года в Москву из Константинополя возвратился Пимен. Правда, до Москвы его, так же, как в свое время Киприана, не допустили. В Коломне он был схвачен и брошен в тюрьму. Кое-кого из его свиты даже казнили за самоуправство.

240px-metropolitan_cyprian

Великий князь Дмитрий Иоаннович и князь Владимир Андреевич Серпуховской извещают св. Киприана о готовящемся походе Мамая и просят совета. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище»

Признанный же Москвой митрополит Киприан сразу активно взялся за дело. Он установил в Москве почитание великого князя Александра Невского, который, с одной стороны, был прямым предком Димитрия Донского, а с другой – победителем крестоносцев. В данный момент в состоянии жестокой борьбы с этим рыцарским орденом находилась Литва.

В это же время Киприаном было написано житие митрополита Петра. В этом житии он поднимал многие вопросы взаимоотношения церковной и княжеской властей, актуальные и для него самого. Им были также составлены служба этому московскому святителю, похвальное слово и молебный канон.

Однако вскоре ситуация опять резко изменилась. В августе 1382 года татары во главе с ханом Тохтамышем подошли к Москве, взяли ее и предали опустошительному разорению. Димитрий вынужден был бежать и опять признать над собой власть Золотой Орды. Киприан был первым русским митрополитом, который ни разу не ездил в Орду и никаких сношений с татарами никогда не имел. Он покинул Москву и уехал в Киев. Димитрий помирился с Пименом и отдал ему митрополичью кафедру в Москве, хотя не все московское духовенство с этим согласилось.

Период с осени 1382 года до весны 1390 года именуется в истории Руси периодом церковной смуты. Начались поездки в Константинополь Киприана, Пимена и других претендентов на митрополичий престол. Ситуация разрешилась в конце концов лишь со смертью основных ее участников. Великий князь Димитрий Донской умер 19 мая 1389 года в Москве. Тело его обрело покой в Архангельском соборе Московского Кремля.

Митрополит Пимен, не доехав до Константинополя, умер 11 сентября 1389 года. Его похоронили в той же генуэзской Галате, где и Митяя.

15 августа 1389 года, в день Успения Божией Матери, во Владимире был возведен на великокняжеский московский престол Василий Дмитриевич.

Но еще в феврале 1389 года, то есть при жизни великого князя Димитрия и митрополита Пимена, новый Константинопольский патриарх Антоний низложил Пимена и подтвердил права Киприана на кафедру митрополита Киевского и всея Руси. 1 октября 1389 года, на Покров Божией Матери, Киприан выехал из Константинополя. 6 марта 1390 года, на Крестопоклонной неделе Великого поста, в сопровождении греческого и русского духовенства он прибыл в Москву. Здесь его с любовью встретил новый московский князь Василий Дмитриевич со своей матерью, княгиней Евдокией Дмитриевной, и со всеми боярами. Москва, наконец, единодушно признала и приняла уже 60-летнего Киприана. За этим последовало 17-летнее предстояние Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, пред Богом во главе Русской Православной Церкви.

92729

Спас на престоле с припадающим свт. Киприаном. Зиновьев Г.Т. Икона. Москва. 1700 г. По преданию написана при свт. Киприане. В 1518 году при митрополите Варлааме перенесена из Владимира в Москву, где поновлена и украшена окладом.

Оказавшись на митрополичьей кафедре в Москве, Киприан оставался верен своей главной стратегической идее и традиции патриарха Филофея – укреплению Вселенского православия и борьбе за единство православного содружества.Будучи выдающимся знатоком православного богослужения Константинополя, Афона, Болгарии, святитель начал активную деятельность по исправлению и приведению к единству богослужебной практики в Русской Церкви. Митрополит Киприан собственноручно переписал такие богослужебные и вероучительные книги, как Псалтирь, Служебник, Требник, Лествицу Иоанна Синайского, сочинения Дионисия Ареопагита, перевел с греческого на славянский некоторые молитвы и каноны патриарха Филофея. Именно митрополитом Киприаном было принесено на Русь и распространено для чтения толкование на Евангелие святителя Феофилакта Болгарского.

Новейшие исследования склоняются к мнению, что не без литературного влияния Киприана возникли и известные произведения Куликовского цикла: «Задонщина», пространная редакция летописной «Повести о Куликовской битве», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Слово о жизни и смерти великого князя Дмитрия Ивановича, русского царя» и оригинальная работа «Список русских городов, далеких и близких». Предполагается также участие митрополита Киприана в создании и редактировании Московского летописного свода 1408 года, известного под названием «Троицкая летопись».

В современной филологической науке эпоху Киприана на Руси принято называть временем «второго южнославянского влияния». Как раз в те годы Балканские страны на многие столетия погружались во тьму турецкого владычества. 19 июля 1389 года произошла трагическая битва на Косовом поле. В 1393 году под ударами турок пала столица Болгарии Тырново. В результате началась эмиграция культурных сил с Балкан на Русь. Второй «золотой век» болгарской литературы продлил свое существование уже на Руси. Безусловно, присутствие болгарина Киприана на первосвятительской кафедре способствовало этому культурному явлению.

Возникновение нового направления наблюдается в это время на Руси не только в области литературы, но и в изобразительном искусстве. Появдяются такие личности, как Феофан Грек, Даниил Черный, преподобный Андрей Рублев. От мастеров предыдущей эпохи они резко отличаются, если так можно выразиться, профессионализмом как чисто художественным, так и философско-богословским. Именно в 1390 году в Москву из Новгорода приезжает Феофан Грек. И ясно, что по заказу митрополита Киприана вместе со своими сподвижниками Даниилом Черным, Андреем Рублевым и Прохором с Городца он расписывает кремлевские соборы.

1img_01

Свт. Киприан. Икона. Москва. XVII в. Успенский собор Московского Кремля.

Эти универсальные мастера, видимо, принимали участие и в украшении рукописей. Так, в первые годы XV века ими были выполнены миниатюры к знаменитой рукописи Евангелие Хитрово.

Современники оценивали влияние Киприана на жизнь Руси так: «Его же благословением земля Русская мир глубокий приемлет», а «исправлением книжным и учением его светляется паче солнечных зарей и напаяется яко от источника приснотекуща».

Но помимо чисто духовной деятельности первоиерарх Русской Церкви должен был заниматься делами церковно-административного управления. Киприан активно посещал важнейшие духовные центры и города своей епархии, ставил епископов, следил за соблюдением церковных канонов, занимался судебными разбирательствами.Главной заботой святителя Киприана было примирение и объединение всех княжеств, находившихся на территории его епархии. По его благословению 9 января 1391 года совершилось бракосочетание великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной.

Летом 1395 года в Москву пришла тревожная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого завоевателя. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. Тамерлан достиг рязанских пределов, разорил город Елец и приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич вышел с московским войском к Коломне. Митрополит Киприан благословив в поход князя Василия, призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней крестным ходом несли икону в столицу. Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

evfrosmos169

Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Икона. Москва. XVII в.

Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» – «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими. Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией. Тамерлан на Москву не пощел и повернул на юг.На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана. Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года. Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала существовать как степная цивилизация, как единое государство.

Последним делом митрополита Киприана было посещение им западных областей митрополии в 1404–1405 годах. Известно, что Витовт встретил его в Вильне с большими почестями и что святитель Киприан присутствовал при особой встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе.

1 января 1406 года святитель Киприан возвратился в Москву и 16 сентября 1406 года умер в своей загородной резиденции. Перед смертью он написал известную разрешительную молитву, которая и была прочитана над его гробом.

Митрополит Киприан был похоронен в юго-западном углу Успенского собора Московского Кремля, согласно его собственному завещанию.

29 мая 1472 года при строительстве нового и разборке старого Успенского собора в Кремле были обретены мощи святителя Киприана и перенесены в новый собор. Этот год и считается годом его прославления.

img_07

Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.

img_08

Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. «Митрополичьи палаты». Троице-Сергиева Лавра.

Лит.: Андреев В. Ф. Из истории Русской Церкви XIV—XV веков. Митрополит св. Киприан. Великий Новгород, 2008
Гл. Киприан (святой, митрополит всея России) // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Глубоковский Н. Н. Св. Киприан. митрополит всея Руси (1374—1406), как писатель // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1892—Февраль. С. 358—424.
Архм. Леонид «Киприан до восшествия на Московскую митрополию». ЧДОИР 1867 г. кн. 2. с. 11-32.
Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: К истории русско-болгарских литературных связей XIV—XV вв.//ТОДРЛ. 1963. Т 19. С. 215—254.
Прохоров Г. М. Древнейшая рукопись с произведениями митрополита Киприана // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1978 г.—Л., 1979. С. 17—30.
Прохоров Г. М., Дробленкова Н. Ф. Киприан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. М., 1988. С. 464—473.
Г. М. Прохоров. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. — СПб.: «Алетейя», 2000 г.
Ульянов О. Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа. // Материалы ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М. 2001. С. 98-101.
Киприан (святой митрополит киевский) Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.