Святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву. Смолин А.

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву. Смолин А.

Митрополит Петр (? — 1326) — Митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325) постоянное местопребывание в Москве. Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается (по юлианскому календарю): 24 августа, 5 октября (Собор Московских святитетлей), 21 декабря.

Житие митрополита киевского Петра небогато биографическими данными. Мы узнаем только, что он родился на Волыни, семи лет был отдан в книжное учение; сначала учился плохо, а потом после одного чудесного видения во сне стал показывать необыкновенные  успехи. Двенадцати лет он вступил в монастырь, где научился иконописному искусству. Потом Петр удалился в одно пустынное место, основал собственную обитель и сделался ее игуменом. Князья и вельможи вскоре начали оказывать ему особый почет.

Положение во гроб. Северные письма. XV в. Третьяковская галерея

Положение во гроб. Северные письма. XV в. Третьяковская галерея ..

Скончавшийся в 1305 митрополит Максим был погребен во Владимире на Клязьме, куда он переехал из ослабевшего Киева в 1299. После его кончины митрополичьей кафедрой с согласия великого князя Михаила Ярославича, завладел некий игумен Геронтий. Он отправился в Царьград для поставления в митрополиты. В то же время Юрий Львович, князь Галича и Волыни, после смерти Максима задумал устроить особую Галицко-Волынскую митрополию. В 1302 или 1303 Константинополь согласился возвести Галицкую епископию на степень митрополии. Первым галицким митрополитом был Нифонт. Он умер почти одновременно с митрополитом Максимом, и Юрий Львович послал в Константинополь к патриарху Афанасию уважаемого игумена Петра для посвящения в преемники Нифонта. Выехавшего с Северо-Восточной Руси Геронтия противные ветры задержали в море, и Петр прибыл в Константинополь ранее него. Патриарх Афанасий рукоположил Петра, дав ему обычный титул митрополита «Киевского и всея Руси». Когда вслед затем прибыл Геронтий, патриарх отобрал у него все священные принадлежности архипастырского достоинства и передал Петру (1308 г.). Новопоставленный митрополит Пётр первое время пробыл в Киеве, но потом, по примеру Максима, утвердил свое пребывание во Владимире-на-Клязьме (с 1309). Отсюда он совершал многотрудные странствования по русским областям для устроения церковного порядка, причем старался воздерживать беспокойных князей от их распрей за волости.

В северной Руси часть духовенства, по‑видимому, была недовольна возведением на митрополичий престол галицкого кандидата. Главным противником ему явился тверской епископ Андрей, сын полоцко-литовского князя Герденя, который, видимо, на основании своего знатного происхождения рассчитывал сам занять митрополичью кафедру. К патриарху византийскому был отправлен какой-то важный донос на Петра. За всеми этими интригами стоял Михаил Ярославич Тверской, недовольный тем, что в Константинополе отвергли его прежнего кандидата Геронтия. Патриарх прислал ученого клирика для разбора дела Петра с русским духовенством.

SONY DSC

«Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс

В Переяславле-Залесском состоялся церковный собор (1310 или 1311). Когда прочтена была обвинительная грамота, и поднялись прения и шум, Петр предложил добровольно сложить с себя сан. Но дело кончилось обличением клеветников, а Андрею Герденевечу Петр сказал: «мир ти о Христе чадо, не ты сотворил сие, но изначальный завистник рода человеческого, дьявол». В связи с этим собором находилось также обличение новой ереси, зачинщиком которой явился один новгородский протопоп: он учил о погибели земного рая и хулил монашество, так что, увлеченные им многие иноки покинули монастырь и вступили в брак. На соборе Переяславском присутствовали тверские княжичи Дмитрий и Александр и брат Юрия московского, Иван Калита, сидевший тогда на Переяславском уделе. По всем признакам он держал сторону митрополита, а во главе противников последнего стоял тверской епископ, поддерживаемый своим князем. Скорее всего, здесь и завязалась дружба Петра с Иваном Калитой, которая впоследствии так помогла возвышению Москвы. Когда вскоре великий князь Михаил Ярославич вздумал отнять Нижний Новгород у потомков Андрея Городецкого, митрополит Петр наложил церковный запрет на дальнейший поход. Дмитрий Михайлович едва добился, чтобы митрополит «разрешил» его и вернулся домой без успеха (1311?).

В последующие годы митрополит Пётр всё теснее сближался с московскими князьями. Уже в начале правления Ивана Калиты (1325–1341), ещё до окончательно торжества Москвы над Тверью, центр русской митрополии перешёл из Владимира в Москву. Пребывание митрополита в Москве сильно поднимало значение этого города, сообщив ей значение церковной столицы не только Северной, но и Южной и Западной Руси.

6e3b8784a4d04293a4eb0e8881c82e67

В.М. Васнецов. Успенский собор при великом князе Иване I Даниловиче Калите

Формального переселения собственно не было; просто во время своих объездов русских областей митрополит Пётр все реже возвращался во Владимир, все долее гостил в Москве. Достигнув старости, он начал думать о том, где будут положены его кости. Предшественник его Максим был погребен во Владимирском Успенском соборе. Если Петр желал утвердить митрополию в Москве, то надобно было позаботиться о сооружении в ней достойного соборного храма, в котором он мог бы найти себе успокоение. По словам его жития, митрополит Петр начал просить Ивана Калиту (тогда еще не получившего ярлык на великое княжение) воздвигнуть в Москве такой же каменный собор во имя Успения Богородицы, какой был во Владимире. Митрополит Киприан, при этом влагает в уста Петру такое пророчество: «если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой, и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители будут обитать в нем и руки его взыдут на плеща врагов его».

Иван Калита заложил каменный Успенский храм в Московском Кремле, летом 1326 г. Едва выведено было основание и едва митрополит Петр успел приготовить в стене нишу с гробницею для себя, как он скончался в декабре того же года, и был погребен в этой гробнице. На следующий год Успенский храм был окончен, хотя он ни размерами своими, ни украшениями далеко не мог равняться с созданием Андрея Боголюбского и Всеволода III. Художество русское, достигшее замечательного развития в первой половине XIII века, было задавлено варварским игом. Преемником Петра  избравшего Москву местом первосвятительской кафедры стал митрополит Феогност.

img7

Митрополит Петр (икона XV века). Государственная Третьяковская галерея, Москва

180px-Петр_митрополит_Московский_1901

Митрополит Петр. Икона, 1901

ib3899

Митрополит Пётр. Икона работы Дионисия, 1480-е

200px-Vysokopetrovsky_Monastery_4

 Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре

Исп. мат. сайта: Русская историческая библиотека

  • Вебинары марта
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.02.2019 at 2:58 дп

    Дух пряный марта был в лунном круге, Под талым снегом хрустел песок. Мой город истаял в мокрой вьюге, Рыдал, влюблённый, у чьих-то ног. Ты прижималась всё суеверней, И мне казалось — сквозь храп коня - Венгерский танец в небесной черни Звенит и плачет, дразня меня. А шалый ветер, носясь над далью,- Хотел он выжечь душу […]

  • Ирина Дедюхова «Безбрежные воды Стикса». Часть III
    Posted by Ирина Дедюхова on 21.02.2019 at 1:50 пп

    Это совсем еще не конец, нас, очевидно, ждет следующая книга о захватывающих приключениях представителей правоохранительных структур города Ижевска с терроризмом и экстремизмом… пока еще не совсем ясно, кого именно, хотя детали понемногу уточняются. Но экшн попёр! Это уже не подготовительная методическая работа, вводящая нас в тонкости бытия «Ижевска фантастического» (а с ним и нашего мистического […]

  • Вебинары февраля
    Posted by Ирина Дедюхова on 30.01.2019 at 2:58 дп

    Еще и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет божий мир. Прозрачно-бледный, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи Ложится отблеск голубой. Не налюбуюсь, как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. Нет, […]

  • Радикальные защитнички
    Posted by Игорь Гнатюк on 19.03.2019 at 1:19 дп

    Ну, не знают выдвиженцы от нашей спецухи, куда им приложить нынче буйную головушку… абсолютно пустую к тому же, показав, что могут заниматься лишь воровством, наглым попранием прав граждан и продажей родины. Тут надо бы хоть немного поработать, прежде всего, головой, а головенку-то давненько снесло от безнаказанности и вседозволенности. Эти две вещи при немеряном административном ресурсе […]

  • Выбора нет?.. Часть IV
    Posted by Игорь Гнатюк on 18.03.2019 at 1:23 дп

    Ну, выбрали тут, значит, президента, показав, что никакого выбора у них не было. В ЦИК с помощью продажного путинского электората уж совершенно немыслимую сумму нарисовали… то есть процент, конечно, но ведь не бесплатно. Если уж совсем задаром настолько ссучились, то это ведь не только за гранью приличий, но и свидетельствует об утрате обычной человеческой адекватности.  […]

  • Газовый спор. Часть V
    Posted by Diana on 17.03.2019 at 1:19 дп

    А между тем, дела обстоят следующим образом. Европа очень довольна, что нынче у руля в России слошное ворье, в задачу которого входит лишь выкачивание природных богатств из России и сдача их по дешевке за ихние бумажные деньги. Газпром выходит практически с демпинговыми ценами, поскольку все риски и неминуемые просчеты такой торговлишки попросту перекладывает на российского […]