Святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву. Смолин А.

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву. Смолин А.

Митрополит Петр (? — 1326) — Митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325) постоянное местопребывание в Москве. Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается (по юлианскому календарю): 24 августа, 5 октября (Собор Московских святитетлей), 21 декабря.

Житие митрополита киевского Петра небогато биографическими данными. Мы узнаем только, что он родился на Волыни, семи лет был отдан в книжное учение; сначала учился плохо, а потом после одного чудесного видения во сне стал показывать необыкновенные  успехи. Двенадцати лет он вступил в монастырь, где научился иконописному искусству. Потом Петр удалился в одно пустынное место, основал собственную обитель и сделался ее игуменом. Князья и вельможи вскоре начали оказывать ему особый почет.

Положение во гроб. Северные письма. XV в. Третьяковская галерея

Положение во гроб. Северные письма. XV в. Третьяковская галерея ..

Скончавшийся в 1305 митрополит Максим был погребен во Владимире на Клязьме, куда он переехал из ослабевшего Киева в 1299. После его кончины митрополичьей кафедрой с согласия великого князя Михаила Ярославича, завладел некий игумен Геронтий. Он отправился в Царьград для поставления в митрополиты. В то же время Юрий Львович, князь Галича и Волыни, после смерти Максима задумал устроить особую Галицко-Волынскую митрополию. В 1302 или 1303 Константинополь согласился возвести Галицкую епископию на степень митрополии. Первым галицким митрополитом был Нифонт. Он умер почти одновременно с митрополитом Максимом, и Юрий Львович послал в Константинополь к патриарху Афанасию уважаемого игумена Петра для посвящения в преемники Нифонта. Выехавшего с Северо-Восточной Руси Геронтия противные ветры задержали в море, и Петр прибыл в Константинополь ранее него. Патриарх Афанасий рукоположил Петра, дав ему обычный титул митрополита «Киевского и всея Руси». Когда вслед затем прибыл Геронтий, патриарх отобрал у него все священные принадлежности архипастырского достоинства и передал Петру (1308 г.). Новопоставленный митрополит Пётр первое время пробыл в Киеве, но потом, по примеру Максима, утвердил свое пребывание во Владимире-на-Клязьме (с 1309). Отсюда он совершал многотрудные странствования по русским областям для устроения церковного порядка, причем старался воздерживать беспокойных князей от их распрей за волости.

В северной Руси часть духовенства, по‑видимому, была недовольна возведением на митрополичий престол галицкого кандидата. Главным противником ему явился тверской епископ Андрей, сын полоцко-литовского князя Герденя, который, видимо, на основании своего знатного происхождения рассчитывал сам занять митрополичью кафедру. К патриарху византийскому был отправлен какой-то важный донос на Петра. За всеми этими интригами стоял Михаил Ярославич Тверской, недовольный тем, что в Константинополе отвергли его прежнего кандидата Геронтия. Патриарх прислал ученого клирика для разбора дела Петра с русским духовенством.

SONY DSC

«Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс

В Переяславле-Залесском состоялся церковный собор (1310 или 1311). Когда прочтена была обвинительная грамота, и поднялись прения и шум, Петр предложил добровольно сложить с себя сан. Но дело кончилось обличением клеветников, а Андрею Герденевечу Петр сказал: «мир ти о Христе чадо, не ты сотворил сие, но изначальный завистник рода человеческого, дьявол». В связи с этим собором находилось также обличение новой ереси, зачинщиком которой явился один новгородский протопоп: он учил о погибели земного рая и хулил монашество, так что, увлеченные им многие иноки покинули монастырь и вступили в брак. На соборе Переяславском присутствовали тверские княжичи Дмитрий и Александр и брат Юрия московского, Иван Калита, сидевший тогда на Переяславском уделе. По всем признакам он держал сторону митрополита, а во главе противников последнего стоял тверской епископ, поддерживаемый своим князем. Скорее всего, здесь и завязалась дружба Петра с Иваном Калитой, которая впоследствии так помогла возвышению Москвы. Когда вскоре великий князь Михаил Ярославич вздумал отнять Нижний Новгород у потомков Андрея Городецкого, митрополит Петр наложил церковный запрет на дальнейший поход. Дмитрий Михайлович едва добился, чтобы митрополит «разрешил» его и вернулся домой без успеха (1311?).

В последующие годы митрополит Пётр всё теснее сближался с московскими князьями. Уже в начале правления Ивана Калиты (1325–1341), ещё до окончательно торжества Москвы над Тверью, центр русской митрополии перешёл из Владимира в Москву. Пребывание митрополита в Москве сильно поднимало значение этого города, сообщив ей значение церковной столицы не только Северной, но и Южной и Западной Руси.

6e3b8784a4d04293a4eb0e8881c82e67

В.М. Васнецов. Успенский собор при великом князе Иване I Даниловиче Калите

Формального переселения собственно не было; просто во время своих объездов русских областей митрополит Пётр все реже возвращался во Владимир, все долее гостил в Москве. Достигнув старости, он начал думать о том, где будут положены его кости. Предшественник его Максим был погребен во Владимирском Успенском соборе. Если Петр желал утвердить митрополию в Москве, то надобно было позаботиться о сооружении в ней достойного соборного храма, в котором он мог бы найти себе успокоение. По словам его жития, митрополит Петр начал просить Ивана Калиту (тогда еще не получившего ярлык на великое княжение) воздвигнуть в Москве такой же каменный собор во имя Успения Богородицы, какой был во Владимире. Митрополит Киприан, при этом влагает в уста Петру такое пророчество: «если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой, и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители будут обитать в нем и руки его взыдут на плеща врагов его».

Иван Калита заложил каменный Успенский храм в Московском Кремле, летом 1326 г. Едва выведено было основание и едва митрополит Петр успел приготовить в стене нишу с гробницею для себя, как он скончался в декабре того же года, и был погребен в этой гробнице. На следующий год Успенский храм был окончен, хотя он ни размерами своими, ни украшениями далеко не мог равняться с созданием Андрея Боголюбского и Всеволода III. Художество русское, достигшее замечательного развития в первой половине XIII века, было задавлено варварским игом. Преемником Петра  избравшего Москву местом первосвятительской кафедры стал митрополит Феогност.

img7

Митрополит Петр (икона XV века). Государственная Третьяковская галерея, Москва

180px-Петр_митрополит_Московский_1901

Митрополит Петр. Икона, 1901

ib3899

Митрополит Пётр. Икона работы Дионисия, 1480-е

200px-Vysokopetrovsky_Monastery_4

 Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре

Исп. мат. сайта: Русская историческая библиотека

  • Вебинары января
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.12.2018 at 5:58 пп

    О, океана золотая, — Крещенский солнечный восход! Скользит, как вздох Эола, тая По скатогориям Алтая Победоносный лыжеход. Снега, снега, — как беломорье… Восход бестепел. Вдоль полян Метёт предутренник с нагорья Пушисто-снежное узорье, А ветер светел и ледян. Осветозарь мои веленья, Мои желанья и пути, Ты, созидающий оленя, Как бодрость упоённой лени, Дающий десять для пяти! […]

  • Вебинары декабря
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.11.2018 at 12:55 пп

    В эти белые дни мы живем, как во сне. Наше сердце баюкает нега Чьих-то ласк неживых в гробовой тишине Усыпительно мягкого снега. Если в комнате ночью при лампе сидишь, Зимний город молчит за стеною, И такая кругом бесконечная тишь, Как на дне, глубоко под водою. Даже снег в переулке ночном не хрустит. С каждым днем […]

  • Вебинары ноября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.10.2018 at 11:43 дп

    В последний месяц осени, на склоне Суровой жизни, Исполненный печали, я вошел В безлиственный и безымянный лес. Он был по край омыт молочно-белым Стеклом тумана. По седым ветвям Стекали слезы чистые, какими Одни деревья плачут накануне Всеобесцвечивающей зимы. И тут случилось чудо: на закате Забрезжила из тучи синева, И яркий луч пробился, как в июне, […]

  • Высотный пожар
    Posted by Валерий Ким on 22.01.2019 at 1:32 дп

    Гореть будем часто и обильно, это уже решено и запротоколировано. Программой "Новое кольцо Москвы" определено до 2015 года построить 60 высотных многофункциональных комплексов в срединном и периферийном поясах города. Средняя высота небоскребов будет составлять 35 этажей, то есть около 75 м. Новые МГСН "Многофункциональные высотные здания и комплексы" будут распространяться на отдельно стоящие или находящиеся […]

  • Конституционные чтения
    Posted by Валерия Прибыловская on 10.01.2019 at 12:28 пп

    Ну, с почином вас, дорогие россияне! Хотя заказчики этих конституционных чтений, развернувшихся вдруг  накануне НГ, были очевидны еще накануне третьего неконституционного срока Владимира Путина, когда конституцию вдруг начали читать на "Дожде".  Главного они там не вычитали, все добиваясь "вернити нам выборы!" почему-то после выборов в думу, сорвав избирательную президентскую кампанию 2012 года. Тут значит за чтение […]

  • Некультурные впечатления
    Posted by Валерия Прибыловская on 09.01.2019 at 5:51 пп

    Нынче была слабая попытка покритиковать Новогодний огонек. ол, опять такое было… такое… то же самое, что в прошлом году и поза-позапрошлом… только еще позорнее. А тема оказалась исчерпанной для многих. Выяснилось, что никто этот огонек и не смотрел, кроме шизиков и паралитиков, не сумевших самостоятельно переключить каналы. Все догадались загодя подготовить самим себе программу или […]