Надежда Константиновна Крупская (по мужу Ульянова)(1869—1939) — революционерка, член партии с 1998 г., жена (с июля 1898 г.) и соратница В.И. Ленина, вместе они прошли ссылку, две эмиграции, три революции, вместе боролись и вместе «строили новый мир». С 1917 г. Крупская — член коллегии, с 1929 г. — заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1929 г. — заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 г. — председатель Главполитпросвета при Нарком-просе, инициатор создания общества «Друг детей». С 1924 г. — член ЦКК партии, с 1927 г. — член ЦК ВКП(б). Член ЦИК СССР. Член Президиума Верховного Совета СССР. Доктор педагогических наук. Почётный член АН СССР (1931). Член Президиума Верховного Совета СССР. Член ЦК ВКП(б).
Родилась в дворянской семье офицера и участника рев. движения. В 14 лет она потеряла отца и воспитывалась за государственный счет. Что не помешало ей вступить на путь борьбы против государства. В 1887 Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней наставницы и право преподавать рус. язык и математику. В 1889 Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В 1890 вступила в марксистский кружок и с 1891 по 1896 преподавала в рабочей школе, занимаясь пропагандистской работой.
Познакомившись с В.И. Лениным, Крупская участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 Крупская была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губ., но отбывала ссылку в Сибири, в с. Шушенском, где стала женой Ленина. В 1901 эмигрировала в Германию, была секретарем газ. «Искра», проводила работу по подготовке II съезда РСДРП: Крупская являлась секретарем газ. «Вперед» и участвовала в подготовке и проведении III съезда РСДРП в Лондоне.
В 1905 вместе с Лениным вернулась в Россию; была секретарем ЦК. После разгрома рев. 1905 — 1907 отправилась во вторую эмиграцию. Работала-преподавателем в парт. школе в Лонжюмо под Парижем, была секретарем Ленина и помогала налаживать связь с парт. организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы.
В апр. 1917 вместе с Лениным вернулась в Россию. Занималась организацией соц. союзов-молодежи, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьского переворота. С 1917 Крупская являлась членом комиссии Наркомпроса. В 1920 она была председателем Главполитпросвета при Наркомпросе; в 1929 заняла пост зам. наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одной из создателей сов. системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
После установления советской власти Крупская занимала ведущие должности в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе) РСФСР и принялась за большевизацию отечественного образования. Уже в 1920 г. Главполитпросвет Наркомпроса по инициативе Крупской разослал на места инструкцию о пересмотре каталогов и изъятии из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей» литературы. Как признавала сама Крупская, «в некоторых губерниях потребовалось вмешательство ГПУ, чтобы работа по изъятию началась». Именно Крупская составляла первые «черные списки» книг, подлежащих запрету и изъятию из библиотек в советской России.
В 1924 г. она включила в эти списки Платона, Канта, Шопенгауэра, Лескова и др. крупнейших авторов, что шокировало даже «буревестника революции» Горького. Особенно сильно пострадали детские библиотеки. По приказу Крупской из них были изъяты даже народные сказки и «Аленький цветочек» Аксакова. Всего ее инструкция содержала 97 имен детских писателей, в том числе Чуковского, чьи стихи она называла «буржуазной мутью». «Содержание детской книги должно быть коммунистическое», — требовала Крупская в статье «Детская книга — могущественное орудие социалистического воспитания» (1931). Сказки в 1930-е годы были «реабилитированы». В частности, циркуляр, подписанный Крупской, запрещал выдавать читателям Библию и любую другую религиозную литературу.
С 1924 Крупская стала членом ЦКК. На XIV съезде партии Крупская поддержала «новую оппозицию» Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева в их борьбе против И. В. Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной. До конца жизни Крупская выступала в печати и оставалась членом ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Она выступала на пленумах и вполне добровольно голосовала за предание суду Н.И. Бухарина, за исключение из партии Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева. Иногда Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. Крупская — автор многочисленных работ о В.И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию.
Также Крупская была одним из главных инициаторов антирелигиозной кампании, предложила план массовой подготовки специалистов по пропаганде безбожия. «Нельзя дать заглохнуть… отрицательному отношению к церкви. Под это отрицательное отношение, построенное больше всего на чувстве, надо подвести фундамент, надо дать ему научное обоснование», — писала она в 1922 году. Крупская участвовала в работе Коминтерна («штаба мировой революции») и с 1924 г. входила в ЦКК, а с 1927 вошла и в ЦК ВКП (б). Была почетным членом Академии Наук СССР, членом ВЦИК, а с 1929 г. — заместителем наркома просвещения. Хотя расположением Сталина она не пользовалась (отвечая ему взаимностью), но статус жены «вождя мирового пролетариата» обеспечил ей одно из самых почетных мест в советской системе.
Основные работы: «Народное образование и демократия», «Женщина-работница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. Дала анализ мировому педагогическому наследию с позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.
Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик политехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятельности вожатых с пионерами.
Статьи Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самообразования школьников интересны и полезны и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих».
В своих работах особенно много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.
Крупская — выдающийся деятель женского движения. Она способствовала организации просвещения советских женщин, вовлечению их в социалистическое строительство.
Крупская придавала большое значение перестройке быта в соответствии с новой ролью женщины в производстве и обществе, считала необходимым создание дошкольных учреждений, которые, по мнению Крупской, в социалистическом государстве являются первой ступенью коммунистического воспитания, важной формой помощи семье, одним из средств фактического раскрепощения трудящихся женщин.
Она доказывала, что общественный труд женщин в условиях социализма не разрушает семейную жизнь, а дает ей крепкую основу, умение смотреть на интересы семьи как на интересы первичной ячейки общества, обогащает жизнь супругов и содействует правильному воспитанию детей.
В 1969 году учреждена премия ЮНЕСКО за достижения в области ликвидации неграмотности и распространения грамотности им. Н. К. Крупской.
Н.К. Крупская учительница Смоленской вечерне-воскресной школы в Петербурге. 1890-е годы.
Н.К.Крупская на Апрельской конференции РСДРП.
Н.К.Крупская
Надежда Крупская
В.И. Ленин и Н.К. Крупская. Фото 1920 года
Репродукция картины «В.И. Ленин и Н.К. Крупская на Песчаной горке». Художник А. Ганжинский. Холст, масло. Музей-заповедник «Сибирская ссылка В. И. Ленина» (отбывал здесь ссылку в 1897-1900 годах) в Шушенском.
Лит.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 67-68.
Н. В. Зверева. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.